Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Сказки А.С. Пушкина

КГАЦМиЗ
Реферат на тему:
«Сказки А. С. Пушкина»
Выполнил:Д. А.
Группа:
 Содержание1. Предисловие ………………………………………….  3
2. Сказки А. С. Пушкина……………………………….  4
3. Вклад сказок А. С. Пушкинав литературу …………11
4. Список используемойлитературы ………………….121.Предисловие
  Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писательв нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваютсянаизусть.
  В нынешнем году исполняется 200 лет со дня рожденияПушкина, а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его всерастет.
  Пушкинане только читают, но и старательно изучают. Я в своей работе тоже попытаюсьраскрыть небольшую часть творчества этого великого писателя. Темой для исследованияя избрал сказки. С самого раннего детства многие из нас слышат их от родителей.Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьезные и трудные произведения Пушкина,а перечитывая старые, с детства нам знакомые его вещи, начинаем видеть ипонимать в них многое такое, чего раньше не понимали. И тогда нам еще ближе,еще дороже становится Пушкин. Раньше или позже, в детстве или в зреломвозрасте, произведения этого писателя затронут сердце каждого. Сказки А. С.Пушкина – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому иребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Мне показалась интересной иувлекательной эта тема. Очень интересно открыть для себя что-то новое из того,что знакомо нам с детства. Именно поэтому я и увлекся этой частью творчествавеликого писателя.2. Сказки Пушкина
  Сказки А. С. Пушкинапоявились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначалисьдля детей, но сразу вошли в детское чтение.
 «…Дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал своего «Салтана»,«Золотого петушка» и «Царевну», ввели их в свой духовный обиход и этим лишнийраз доказали, что народная поэзия в высших своих достижениях часто бываетпоэзией детской», — писал К. И. Чуковский.
 Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, скрестьянами. Там он с глубоким сочувствием и интересом изучал народные нравы,обычаи и поверья.
 Няня рассказывала ему, как и в детстве, сказки, пела народные песни, и Пушкинбыл восхищен их поэтичностью. В то время в деревне можно было услышатьмножество чудесных песен – и свадебных и похоронных, и грустных и веселых, ихороводных и колыбельных, и богатырских и «божественных». Рассказывалосьмножество интереснейших сказок, повторялось громадное количество поэтическихзагадок, пословиц и поговорок. Все это сочинялось народами, крестьянскимипоэтами, которые грамоты не знали, своих рассказов, стихов и песен незаписывали, а рассказывали и пели их, передавая друг другу с голоса. Пушкин немог наслушаться всей этой чудесной поэзии. Он приглашал к себе простолюдинов,знающих много песен и сказок, и записывал то, что слышал от них. На праздникиходил в соседний Святогорский монастырь, для того чтобы послушать пение слепыхнищих и запомнить их песни.
 Соседние помещики, приехав как-то в воскресение в этот монастырь молиться Богу,с семьями, разряженные по-праздничному, были очень удивлены и даже обижены,увидев молодого соседа – Пушкина в полукрестьянской одежде, в красной рубахе ишироких штанах, сидящего на церковной паперти и поющего вместе со слепыминищими «Стих об Алексее, божьем человеке».
 Пушкин в Михайловском начал учиться сам сочинять по-народному песни, сказки и,в конце концов, овладел этим умением.
 В 1830 г. Пушкин начинает работу над сказкой о медведихе «Как весенней теплоюпорой», которая осталась незавершенной. В 1831 г. закончены «Сказка о цареСалтане» и «Сказка о попе и его работнике Балде». В 1833 г. написаны двесказки: «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семибогатырях». В 1834 г. появилась «Сказка о золотом петушке».
 А. С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. «Сказка о попе и егоработнике Балде» близка по сюжету к народной сказке «Батрак Шабараша». Сюжет«Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и былподарен Пушкину собирателем фольклора писателем В. И. Далем. «Сказка о царе Салтане»перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». «Сказка о мертвой царевнеи о семи богатырях» близка к сюжету народной сказки «Волшебное зеркальце».Обращаясь к устному народному творчеству, А. С. Пушкин видит в немнеисчерпаемые возможности для обновления литературы.
 Сказки А. С. Пушкина – сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликтмежду светлым и темным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, осыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекраснойцаревне Лебеди». Она была написана в 1831 г. и впервые напечатана в 1832г. втретьей части «Стихотворений А. С. Пушкина».
 Это была первая сказка Пушкина, появившаяся в печати. Она встретиларазноречивые отклики. Далеко не все современники поняли новаторство Пушкина иувидели рождение нового поэтического жанра. Это произведение – не подражание ине переложение народной сказки, а прямой ее наследник не только по внешнимпризнакам, но и по реалистической основе и глубокому социальному содержанию. Внем с самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: «Во всевремя разговора он стоял позадь забора…»
 По цензурным условиям А. С. Пушкин не мог откровеннее высмеять высокородноголюбителя подслушивать. Но в черновой прозаической программе «Сказки о цареСалтане» поэт четко наметил черты его характера: «Царь имел привычку гулятьпоздно по городу и подслушивать речи своих подданных. Он с приятной улыбкой подошелк меньшой сестре, взял ее за руку и сказал: будь же царицей и роди мнецаревича! Потом, обратясь к старшей и средней, сказал он: ты будь у меня придворе ткачихой, а ты – кухаркой».
 В сказке отражены многообразные оттенки человеческих чувств:
                                                 В кухне злится повариха,
                                                 Плачет у станка ткачиха,
                                                 И завидуют оне
                                                 Государственной жене –
ираскрываются сложные взаимоотношения между людьми («А ткачиха с поварихой, ссватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…»).
 Действие развертывается динамично, без длительных описаний. Пушкин-сказочниквыступил против монотонности поэзии, против стертых ритмико-синтаксическихоборотов. Его стих подвижен, передает ритм движения и напряженность событий:
                                                 Едет с грамотой гонец,
                                                 И приехал наконец.
                                                 А ткачиха с поварихой,
                                                 С сватьей бабой Бабарихой
                                                 Обобрать его велят;
                                                 Допьяна гонца поят
                                                 И в суму его пустую
                                                 Суют грамоту другую…
  Динамизм и быстрота сменысобытий свободно и легко уживаются с пейзажными картинками, лаконичными изримо-красочными:
                                                 Ветер весело шумит,
                                                 Судно весело бежит…
                                                 В синем небе звезды блещут,
                                                 В синем море волны хлещут;
                                                 Туча по небу идет,
                                                 Бочка по морю плывет.
                                                 Ветер на море гуляет
                                                 И кораблик подгоняет;
                                                 Он бежит себе в волнах
                                                 На раздутых парусах.
  Пушкин выступает в «Сказке оцаре Салтане» как борец за народность языка, или «просторечье», как тогдаговорили.
  Мягко, задушевно звучит речьгероев, полная слов с ласкательными суффиксами, характерными для устногонародного творчества:
                                                 …белочка при всех
                                                 Золотой грызет орех,
                                                 Изумрудец вынимает,
                                                 А скорлупку собирает…
 «Сказка о царе Салтане» завершается не моралистическим выводом, как было умногих других писателей-сказочников, а веселым пиром славящим торжество добра.
 «Сказка о попе и его работнике Балде» — сатира на служителей православнойцеркви. Эта сказка при жизни поэта не была напечатана. Впервые ее опубликовалВ. А. Жуковский в 1840 г. в журнале «Сын Отечества» с большими переделками,вызванными строгостями цензуры. «Поп» был превращен в «купца Кузьму Остолопа».Начиналось оно так:
                                                 Жил-был купец Кузьма Остолоп,
                                                 По прозванью Осиновый Лоб.                                    
 А вся сказка была озаглавлена: «Сказка о купце Кузьме Остолопе и о работникеего Балде». Изменения, внесенные Жуковским, искажали антицерковнуюнаправленность сказки, нарушали систему ее образов и поэтическую целостность.
 У Пушкина сказочные персонажи психологически и художественно совершенны; впроцессе работы над сказкой он постоянно оттачивал ее стих, приближая его кнародному, заостряя сатиру.
 Художественные средства пушкинской сказки неразрывно связаны с его поэтическиммировосприятием. Поэт выступил против вычурности и заумности стиха; онстремился приблизиться к народной поговорке с ее афористичностью.
 Так, в черновом варианте было:
                                                 Попадья баба была догадливая,
                                                 На всякие хитрости повадливая.
 А в окончательной редакции:
                                                 Ум у бабы догадлив,
                                                 На всякие хитрости повадлив.
 В 1835 г. в журнале «Библиотека для чтения» появилась «Сказка о рыбаке ирыбке», написанная за два года до этого.
 В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы, бытующие не только в русскомязыке, но и в зарубежном фольклоре. Так, в сборнике братьев Гримм есть похожаясказка. Но они ограничились моралистическим выводом: жадность вредна, довольствуйтесьтем, что у тебя есть. Сказка Гриммов лишена социальной окраски: оба действующихлица – старик и старуха – поровну пользуются почестями и богатствами,доставшимися им по милости золотой рыбки. Сказка Пушкина представляет собойсатиру на крепостничество. Это подчеркивается резким противопоставлениемстарика и старухи: он остается крестьянином, а она поднимается все выше посоциальной лестнице.
 В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден покорятьсяволе жадной старухи, он не испытывает к ней почтения, как бы высоко нивознеслась она. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она захотеластать царицей:
                                                 «Что ты, баба, белены объелась?»
 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» написана в 1833 г. Напечатанавпервые в 1834 г. в журнале «Библиотека для чтения». В ней особо четкоотразилась гуманистическая направленность пушкинских сказок.
 Царица-мать верно ждет своего мужа, отправившегося в дальний поход. Пушкинрассказывает об этом в ярких сценах, близких по стилю к устному народномутворчеству:                                                 Смотрит в поле, инда очи
                                                 Разболелись глядючи
                                                 С белой зори до ночи;
                                                 Не видать милого друга.
                                                 Только видит: вьется вьюга,
                                                 Снег валится на поля,
                                                 Вся белешенька земля.
 Образ королевича Елисея дан в былинных тонах. Герой «отправляется в дорогу закрасавицей душой, за невестой молодой». Он близок к природе. Лирическиеобращения Елисея к солнцу и месяцу и, наконец, к ветру поэтически окрашиваютего образ, придают ему особое обаяние:
                                                 Елисей, не унывая,
                                                 К ветру кинулся, взывая:
                                                 «Ветер, ветер! Ты могуч,
                                                 Ты гоняешь стаи туч,
                                                 Ты волнуешь сине море,
                                                 Всюду веешь на просторе,
                                                 Не боишься никого,
                                                 Кроме Бога одного.
                                                 Аль откажешь мне в ответе?
                                                 Не видал ли где на свете
                                                 Ты царевны молодой?
                                                 Я жених ее».
  Эти обращения представляютсобой своеобразные лирические отступления, в которых ощущается синтезпоэтических элементов устного народного творчества. Так Пушкин выступил какноватор в самой композиции сказки, развернув народные обращения-заклинания впоэтическую картину.
  «Сказка о мертвой царевне»написана поэтом в творческом состязании с Жуковским. Но в отличии  от негоПушкин не ограничивается романтическим изображением героев, он вводитреалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи всвоей сказке. Таков в какой-то мере царь-отец, поспешивший жениться, едва истекположенный срок вдовства. Пушкин иронически говорит о нем:
                                                 Долго царь был неутешен,
                                                 Но как быть? и он был грешен;
                                                 Год прошел как сон пустой,
                                                 Царь женился на другой.
  Основная же сила сатирыПушкина направлена против царицы-мачехи, олицетворяющей «темный мир» в сказке.Мачеха «черной зависти полна», «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Завистьи злость ко всему светлому и доброму приводит ее в конце концов к смерти: «Тутее тоска взяла, и царица умерла». Так в сказке победа добра символизирует гибельзла.
  Особенно четкодемократические идеи Пушкина отразились в незаконченной «Сказке о медведихе»(1830 г.), где сатирически, в образах зверей, высмеиваются правящие сословия –от дворянского до церковного.
                                                 Прибегал туто волк-дворянин,
                                                 У него-то зубы закусливые,
                                                 У него-то глаза завистливые.
                                                 Приходил тут бобр, торговый гость,
                                                 У него-то бобра жирный хвост.
                                                 Приходила ласочка-дворяночка,
                                                 Приходила белочка-княгинечка,
                                                 Приходила лисица-подьячиха,
                                                 Подьячиха, казначеиха…
  Дворянам, князьям, купцамдаются эмоционально окрашенные отрицательные характеристики. Симпатии Пушкина вэтой сказке целиком на стороне народа, поэтому только крестьянин, зайка-смерд,изображен в сказке тепло: «Прибегал тут зайка-смерд, зайка бедненький, зайкасеренький…»
  Враждебное отношение А. С.Пушкина к самодержавно-крепостнической власти ярко проявилось в том, чтоположительные герои всех его сказок – люди из народа: работник Балда («Сказка опопе и его работнике Балде»); труженик-старик («Сказка о рыбаке и рыбке»).
  Для сказок Пушкина, как идля народных, характерна вера в светлые силы и чувства. Сказки Пушкинаоптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу. Находчивость итрудолюбие Балды помогает ему победить попа; любовь и верность Елисеявоскрешают его невесту; сыновняя преданность Гвидона, его борьба с завистью иклеветой способствуют торжеству правды.
  Чертами народности отмеченаи поэтическая речь в сказках Пушкина. В них широко применяются народныепоговорки, пословицы, слова и выражения, суффиксы:
                                                 Но жена не рукавица:
                                                 С белой ручки не стряхнешь
                                                 Да за пояс не заткнешь.
                                                                    («Сказка о царе Салтане».)
                                                 «… Впредь тебе, невежа, наука:
                                                 Не садися не в свои сани!»
                                                                    («Сказка о рыбаке и рыбке».)
                                                 Ждут бывало с юга, глядь,
                                                 Ан с востока лезет рать.
                                                                    («Сказка о золотом петушке».)
                                                 «Дурачина ты, простофиля!
                                                 Выпросил, дурачина, корыто!
                                                 В корыте много ли корысти?..»
                                                                    («Сказка о рыбаке и рыбке».)
  В сказках Пушкина много словразговорного, иногда просторечного языка («и молва трезвонить стала», «некручинься», «он стоял позадь забора», «инда плакал царь Дадон».).
  Пушкин использует изобразительныесредства народной поэзии: сравнения, метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты:
                                                 В чешуе, как жар горя,
                                                 Тридцать три богатыря…
                                                                    («Сказка о царе Салтане».)
                                                 Царь скопца благодарит,
                                                 Горы золота сулит.
                                                                    («Сказка о золотом петушке».)
                                                 Но царевна молодая,
                                                 Тихомолком расцветая,
                                                 Между тем росла, росла,
                                                 Поднялась – и расцвела…
                                                 И к царевне наливное,
                                                 Молодое, золотое
                                                 Прямо яблочко летит…
                                                 Отвечает месяц ясный…
                                                                    («Сказка о мертвой царевне».)
  В его сказках широкоприменяется народно-поэтическая речь с ее своеобразной ритмикой и повторами («впуть-дорогу снарядился»; «свет наш солнышко»; «по морю, по океану к славномуцарю Салтану»).
  Сказки Пушкина отличаютсябогатством творческой фантазии. В них гармонично уживаются реалистическиекартины быта и нравов различных сословий русского общества с чудесамиволшебного мира, возникшего под пером поэта. Таков целый город на острове Буяне– столица князя Гвидона:
                                                 …Город новый златоглавый…
                                                 …Стены с частыми зубцами,
                                                 И за белыми стенами
                                                 Блещут маковки церквей
                                                 И святых монастырей.
                                                 …В колымагах золотых
                                                 Пышный двор встречает их…
  Поэтически совершенны такиеперсонажи, как царевна Лебедь, Золотая рыбка, Золотой петушок, тридцать трибогатыря, белка-чудесница.
  Для сказок Пушкина, как идля народных, характерны чудесные превращения: старухи крестьянки – в царицу;лебедя – в прекрасную девушку; князя Гвидона – в комара, шмеля, муху.
  Волшебные превращения нетолько увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи сказок.Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием ее засамодурство и алчность. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победулюбви над волшебными чарами.
  Сказки Пушкина пробуждаютсимпатии и антипатии читателей, формируют активное отношение к героям.
3. Вклад сказок А. С. Пушкина в литературу
  Поэт искал свой путь освоения большой поэтической формы.Он пересмотрел все современные эстетические теории, считавшиеся неизменными.Так, сказку Пушкин рассматривает как большой эпический жанр литературы в отличиеот многих современных ему писателей, считавших, что это жанр незначительный,мелкий. Создавая сказки, Пушкин обращается не к какому-то одному сюжету, как делалимногие его современники, а собирает и обрабатывает наиболее яркие вариантырусского и зарубежного фольклора.
  Произведения А. С. Пушкина указали детской литературеновый путь. Они дали классические образцы детской литературы, вскрыли пустоту инадуманность моралистических книжек многих детских писателей.
   
  
31.03.99 22:06:50Список используемой литературы
1.  А. С. Пушкин. Собрание сочинений втрех томах.
    Т.1. – Москва: Художественная литература, 1964.
2.  А. С. Пушкин. Избранныепроизведения. – Москва: Детская литература, 1969.
3.Детская литература. / Под редакцией Е. Е. Зубаревой –
Москва: Просвещение, 1985.
 
4.  «Благослови, поэт!...»: Антологияпоэзии пушкинской поры. Книга 1. / Примечания Вл. Муравьёва – Москва:
    Советская Россия, 1983.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.