Реферат по предмету "История"


Реформы Витте ; курс на индустриализацию

/>/>/> ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ                                                                                                                                  2
ВСТУПЛЕНИЕ                                                                                                                                  3
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ                                                                                                      4
ПУТЬ К ВЛАСТИ                                                                                                                             4
РЕФОРМЫ ВИТТЕ; КУРС НАИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ                                                      8
Денежная реформа.                                                                                                                                                                            8
Экономическая реформа.                                                                                                                                                                9
Разработка рабочего законодательства.                                                                                                                                 11
Аграрная реформа.                                                                                                                                                                           13
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯВИТТЕ.                                                                               14
ВИТТЕ ДИПЛОМАТ                                                                                                                      15
МНЕНИЯ О ВИТТЕ                                                                                                                       22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                               23
ЛИТЕРАТУРА                                                                                                                                 25
/>/>/>/>ВСТУПЛЕНИЕ
В современной историческойлитературе обостренный интерес к прошлому вызвал большое количество новыхматериалов на исторические темы. В этом потоке материалов немало скороспелыхпубликаций, которые не опираются на глубокие знания сложного переплетенияисторических событий и фактов. В известной степени это является следствиемтого, что историки неохотно и с большим трудом откликаются на запросы общества.Их оправдывает то, что «узнавание истории» идет одновременно с новымпониманием места, роли и задач исторической науки в обществе, которыеискажались в течение десятилетий.
Внастоящее время мало кто сомневается в том, что историческая наука призванастать максимально правдивой — лишь тогда она сможет отвечать на запросы людей,быть активной и действенной силой общества.
Даннаятема выбрана не случайно. В ней делается попытка по-новому подойти к освещениюотечественной истории конца XIX — начала XX века. Поставленной задачей являетсяпредставление этого периода развития России через биографию общественного иполитического деятеля Сергея Юльевича Витте, исторические данные о котором практическиотсутствуют в современной историографии, показать глубину того следа, которыйон оставил в истории России.
КонецXIX — начало XX века — переломный период в отечественной истории. Самодержавиевынуждено было приступить к осуществлению целого ряда реформ, которые былиопределены необходимостью экономического развития. Страна стояла перед решениемтаких задач как капиталистическая индустриализация, аграрный вопрос, задачиподъема культурного уровня народа и демократизации общественно-политическогостроя. Царизм, вынужденный начать процесс модернизации страны шел по пути, содной стороны, — «бюрократического насаждения капитализма сверху», ас другой стороны — выступал тормозом капиталистической модернизации, котораяпроводилась самодержавием ради укрепления собственного политического положенияв интересах класса помещиков. Такие консервативно-сохранительныетенденции в реформировании самодержавия имели место в деятельностивиднейшего государственного деятеля царской России С.Ю.Витте,чья реформаторская деятельность совпала с периодом промышленного подъема 90-хгодов XIX века. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Родился Витте 17 июня 1849 года в Тифлисе в семьекрупного чиновника, служившего в аппарате Кавказского наместничества. Его отецЮлий Федорович — член совета наместничества — был потомком выходцев изГолландии. Российское потомственное дворянство фамилия получила в середине ХIХвека. Отец Витте был специалистом по сельскому хозяйству. Он окончил курс вДерптском университете, затем изучал сельское хозяйство и горное дело вПруссии.Он приехал на Кавказ вместе с семьей Фадеевых и кончил свою карьерутем, что был директором депортамента земель на Кавказе.Мать, урожденнаяЕ.А.Фадеева, вела свою родословную по женской линии от старинного княжескогорода Долгоруких. После отмены крепостного права семья Витте утратила связь сземлей и принадлежала к разряду «служилого» дворянства, средствомсуществования которого было казенное жалование.
Детскиеи юношеские годы Витте провел в доме дяди генерала Р.А.Фадеева, известноговоенного историка и публициста, человека отнюдь не прогрессивных взглядов, нодостаточно образованного, начитанного, близкого к славянофильским кругам. Всемье царил культ самодержавного монархизма, оказавший глубокое влияние на юношу. Витте получил домашнее образование и экстерном сдал выпускные экзамены вкишиневской гимназии. В 1866 году поступил на физикоматематическийфакультет Новороссийского университета в Одессе. Под влиянием своего дядиувлекся славянофильскими идеями.
Учась вуниверситете, Сергей Юрьевич думал о профессорской карьере и подготовилдиссертацию по высшей математике. Диссертация была на тему “ О бесконечно малыхвеличинах”. Но его работа была признана неудачной, и он решительно отказался отученой карьеры.[1]
Послеокончания университета Витте поступает нагосударственную службу. В 1869 году он зачислен в канцелярию новороссийского ибессарабского генерал-губернатора, где-занималсявопросами службы движения железных дорог. Почти одновременно молодой кандидатфизико-математических наук поступил на службу в управление казенной Одесскойжелезной дороги и вскоре стал начальником конторы движения.ПУТЬ К ВЛАСТИ
Министерствопутей сообщения в те годы прилагало немало усилий для того, чтобы привлечь наслужбу выпускников университетов, из которых предполагалось подготовитьвысококвалифицированных специалистов по железнодорожному делу. Витте этаперспектива заинтересовала. Его деятельность на данном участке работы началасьвполне успешно. За сравнительно короткий срок он быстро продвинулся послужебной лестнице, что объяснялось как его связями, так и собственныминезаурядными способностями.
В 1877году он был уже начальником эксплуатации Одесской железной дороги,зарекомендовав себя в годы русско-турецкой войны распорядительным и умелымадминистратором. Вскоре Одесская железная дорога вошла в состав ОбществаЮго-западных железных дорог, и перед Витте открылись более широкие перспективы.В 1880 году он становится начальником отдела эксплуатации, а с 1886 года — управляющимэтими дорогами.
Менееуспешным в эти годы было его пребывание на государственной службе. Послеокончания русско-турецкой войны из-за конфликта с министерством он получилотставку. Переехав по делам службы в Петербург, Витте был приглашен вправительственную комиссию по изучению состояния железнодорожного дела в России.
В 1880году Витте получил повышение по службе и уехал в Киев, где занимаетсяпрактической деятельностью по организации железнодорожных перевозок. В 1883году им была. опубликована книга «Принципы железнодорожных тарифов поперевозке грузов», которая принесла автору широкую известность. Внедрениеего рекомендаций в эксплуатацию руководимых им дорог позволило значительноповысить их прибыльность. По предложению тогдашнего министра финансовИ.А.Вышеградского Витте представил свои соображения о ликвидации дефицитностиказенных железных дорог, в которых он предложил разработать специальный закон.Этот закон должен поставить тарифное дело под контроль правительства и создатьновый департамент для заведования тарифной частью железных дорог ирегулирования их финансовых отношений с государством. Предложения были приняты.
10 марта 1890 года Витте былназначен директором департамента железнодорожных дел с производством, минуя всеступени чиновной иерархии, сразу в чин действительного статского советника. Сэтого момента началась его головокружительная карьера. Вот как споминает обэтом сам Витте: ” Вышнеградский, вступив в управление министерством, после тогокак ушел министр путей сообщения Посьет, с которым он вел войну из-зафинансовых беспорядков на железных дорогах, обратился ко мне с просьбойсоставить соображения об увеличении доходности железнодорожной сети. Я емуподал мысль, что следует обратить особое внимание на валовые доходы железныхдорог, т. е. На железнодорожные тарифы.
В товремя железнодорожные общества – а тогда вся сеть русских дорог принадлежалачастным железнодорожным обществам – между собою конкурировали в привлечении ксебе грузов. Эти частные общества были совершенно свободны в установлении техили иных тарифов и были естественно только тем, что в уставах указывалисьвысшие тарифные нормы,  выше которых общества не могут взымать провозной платы,а ниже ниже этих норм каждая железная дорога имела право взимать такие тарифы,какие она признает для себя выгодными. Кроме того не было определено правил,обязующих железные дороги опубликовывать тарифы таким образом, чтобы публикациибыли свем известны. Поэтому действовали только опубликованные тарифы.[2]
Затембыли так называемые рефакционные тарифы, т.е. с определеными отправителямивходили в такого рода соглашение: если отправитель перевезет оределеное, болееили мение значительное количество грузов, то для такого отправителя тарифпонижается. Поэтому в тарифах был полный хаос, и не только отправители не знали,сколько стоит перевозка того или иного груза от одного места до дтугого, — этотнедостаток хотя и большой, но все-таки сравнительно второстепенный, но крометого железные дороги, конкурируя между собою, страшно понижали тарифы, а таккак сами железные дороги были гарантированы казной, т. е. облигации изначительная по крайней мере часть акций были гарантированы казной, то всежелезные дороги давали дефициты более или мение значительные. Эти дефицитыпокрывала казна, так как она гарантировала капиталы железных дорог»[3]
Виттепроектировал учередить при минестерстве финансов департамент железнодорожных дел. Этот департамент должен был заведовать тарифной частью железных дорог, атакже общей финансовой частью железных дорог. Он предполагал, что департаментбудет состоять из двух отделений: 1) тарифное отделение, 2) финансовоеотделение. Одно из отделений финансового отделения должно было бы вестиденежные отношения с частными обществовами. Задумывалось учередить тарифныйкомитет ( был учережден ), он должен был рассматривать все тарифы, которыепредполагалось вводить. На случай возникновения каких-либо разногласийпланировалось создать совет, которыйй состоял из: министра финансов, высшихпредставителей различных министерств, из членов министерсрва финансов. Этозаконопроект расметривался лично государем и был принят.
15 февраля 1892 года Виттеназначается управляющим МПС. К сожалению, я не обладаю сведеньями о действияхВитте на посту управляющего МПС. Но как вспоминает сам Витте, в этот периодвремени он занимался изучением отраслей других путей сообщения, так как вобласти железной дороги Витте считался первокласным специалистом. Также онначал борьбу с злоупотреблениями в различных областях.
Нагосударственной службе Витте развивает бурную деятельность. При его активномучастии был разработан покровительственный тариф 1891 года, ставшийзащитительным барьером для развивавшейся отечественной промышленности вовнешнеторговой политике России.
Виттевходит с предложениями в различные комиссии — по проблемам торговогомореплавания и судоходства, по мелиоративному и мелкому кредиту и т.д.
Пользуясьположением выдвиженца Александра III, Витте ведет необычную кадровую политику:набирает людей, отдавая приоритет не происхождению, чинам, а прежде всегопрофессиональной подготовке, знаниям и деловитости.
Конечно,и у него бывали ошибки и заблуждения, подчас соразмерные масштабам егодеятельности. Витте не очень любил признаваться в них, нередко предпочитаяприбегать к весьма неблаговидным приемам сваливания вины на подчиненных, чтобыло особенно характерно для времени, когда он достиг вершины бюрократическойиерархии и поварился в ее «котле».
Онлегко воспринял все те методы достижения целей, которые широко практиковались впридворной среде: лесть, умение вести закулисные интриги, прессу, подкуп,слухи, сплетни. Используя болезнь Вышеградского и нарастающее недовольство имАлександра III, Витте становится во главе финансового ведомства, сохраняя своевлияние и в министерстве путей сообщения. В начале 1893 года становитсяуправляющим министерства финансов, а с 1893 года, в связи с болезньюИ.А.Вышеградского, министром финансов с производством в чин тайного советника,почетный член императорской Академии наук. В этот момент времени министерствофинансов представляло собой конгломерат ведомств. Все было сосредоточено вруках министра финансов: управление промышленностью, торговлей, торговыммореплавыванием, отчасти народным хозяйством и конечно же финансами. Фактическипод его руководством находилось и министерсто путей сообщения. Витте,оказавшись на столь влиятельном посту, дал волю своей энергии. Правда, в началеу него не было сколько-нибудь четкой экономической программы. На этом этопе онпопытался приспособить экономическую политику к курсу Александра III: отстаивание консервативныхначал во всех сферах жизни, украпление и расширение роли самодержца вгосударстве. Усиление государственого вмешательства в хозяйственную жизньстраны отразилось в ряде мер – от усиления роли государства во внутренней ивнешней торговле, разработки и внедрениятарифного законодательства до выкупа вказну 75% железных дорог, расширения казенного промышленого сектора и усиленияроли  Государственого банка во всей сфере сельскохозяйственой деятельнсти.Паралельно он попытался актевизировать частный сектор, облегчить жизньакционерных предприятий.[4]РЕФОРМЫ ВИТТЕ;КУРС НА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ
Оказавшись на посту министрафинансов Витте направил свою энергию на разработку и проведение ряда реформ.Вкакой-то мере он руководствовался идеями немецкого экономиста Ф. Листа,исследованию взглядов  которого Витте посвятил специальную брошюру “Национальная экономия и Фридрих Лист ”(Киев, 1889), а также наследием своихпредшественников Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградского – ученых с мировым именем.Критическое осмысление идейно-теоретических постулатов системной моделиразвития экономики, в основе котрой лежал принцип покровительства отечественнойпромышленности, анализ с этой точки зрения практики пореформенных десятилетийпослужил отправным моментом для выработки Витте собственной концепцииэкономической политики. Главной его задачей стало создание самостоятельнойнациональной индустрии, защищенной на первых порах от иностранной конкуренциитаможенным барьером, с сильной регулирующей ролью государства, что должно поего мнению в конечном итоге укрепить экономические и политические позицииРоссии на международной арене.Денежнаяреформа.
Ставминистром финансов, Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в74.3 миллиона рублей.
Расходныестатьи бюджета при активной политике по развитию промышленности быстро росли: с1893 года по 1903 год они возросли почти вдвое — с 1040 до 2071 миллиардарублей. Первое время он думал получить дополнительные средства просто за счетусиления работы печатного станка. Эта идея вызвала панику среди финансистов, иВитте скоро понял ошибочность такого шага. Теперь ликвидация   дефицита связывалась   им   с   повышением   рентабельности промышленности и транспорта,пересмотром системы налогового обложения. Немалую роль в увеличении статьидоходов сыграло введение с 1894 года государственной монополии на продажувинно-водочных изделий, дававшей до четверти всех поступлений в казну.
Одновременнойпродолжалась подготовка денежной реформы, имевшей целью введение в Россиизолотого обращения. Витте продолжил серию конверсионных займов за границей,задачей которых был обмен имевших хождение на иностранных рынках 5- и6-процентных облигаций старых займов на займы с более низкими процентами иболее длительными сроками погашения. Ему это удалось сделать, расширив дляразмещения русских ценных бумаг французский, английский и немецкий денежныерынки. Наиболее удачными были займы 1894 и 1896 годов, заключенные на парижскойбирже, которые позволили осуществить ряд мер по стабилизации курса рубля и с1897 года перейти на золотое обращение. Металлическое содержание рубля былоуменьшено на 1/3 — кредитный рубль был приравнен к 66 1/3 копейки золотом.Эмиссионная деятельность Государственного банка была ограничена: он могвыпускать кредитные билеты, не обеспеченные золотым запасом, на сумму не более300 миллионов рублей. Эти меры позволили укрепить конвертируемость русскойвалюты на мировых рынках и облегчить приток в страну иностранных капиталов. [5]
Хотелосьуказать на то, что вопрос о денежной реформе (т.е. введение денежногообращения) был одним из наиболее сложных. Дело в том, что в финансовом комитетени один из членов не знал как проводить металлическую денежную реформу. Не былои сколько-нибудь толковых книг на русском языке на эту тему. Россия жила наденежной системе, основанной на кредитных билетах, с Севастопольской войны втечение нескольких десятков лет; все жившие в то время ( в конце 80-тых годов )поколения не знали и не видели металического обращения. Ни в университетах, ни в высших школах правильной теории денежного обращения не читалось, по крайнеймере не читались основы металлического денежного обращения, и не читались потой простой причине, что этого обращения не было в действительности, и по этомуоно имело как бы скорее теоритический, а не практический характер.
Каквспоминает Витте: ”Многоие из теоретиков и практиков, для которых преимуществометаллического обращения над бумажным  не составляло ни какого вопроса, а являлосьаксиомой, тем не мение колебались, когда дело шло о том, следует ли ввестиденежное обращение, основанное только на одном золоте, или же может бытьвведено денежное обращение, основанное на серебре или же на совместномобращении денег двух металлов – как золота, так и серебра.” Не было единогласиямежду лицами, которые стояли за денежное обращение.[6]Экономическаяреформа.
Экономическаяпрограмма Витте со второй половины 90-х годов приобретает все более отчетливыеконтуры. Его курс на индустриализацию страны вызвал протест поместногодворянства. И либералов, и консерваторов объединяло неприятие методовреализации этого курса, затрагивавших коренные интересы аграриев. Что касается претензийпомещиков, то они были и реальными, и надуманными. Действительно,покровительственная таможенная система вела к росту цен на промышленные товары,что не могло не затрагивать сельских хозяев. Ущемление своих интересов онивидели также и в перекачке средств в торгово-промышленную сферу, что не моглоне сказаться на модернизации сельского хозяйства. Даже золотое обращениеоказалось для помещиков-экспортеров невыгодным, так как повышение цен насельскохозяйственные продукты снижало их конкурентоспособность на мировомрынке. Но больше всего раздражали реакционное дворянство взгляды Витте набудущее России, в котором высшему сословию не отводилось прежней лидирующейроли. Особенно массированным нападкам министр и его политика подверглись в ходеработы особого совещания по делам дворянского сословия, созданного по повелениюНиколая II (1897-1901 годы) для выработки программы помощи высшему сословию.Критика была столь ожесточенной, что из-за претензий реакционно-консервативныхсил, требовавших восстановления прежнего социально-экономического иполитического статуса дворянства, противоречащего проводимой политике,фактически стал вопрос о том, в каком направлении и каким путем идти дальшеРоссии.
            В своихвыступлениях на совещаниях и своих записках государю Витте не раз показывал, что правительство заботится опоместном дворянстве (помещикам были перечислены и организация дешевого ильготного кредита, и осбая тарифная политика правительства, помещичий хледограждался от дешегого сибирскогог зерна и т.д.). В одном из первых своихсовещаний Витте, отказавшись от идеи исключительности и самобытности России,заявил: ”В России теперь происходит то же, что случилось в свое время наЗападе: она переходит к какпиталистическому строю.Россия должна перейти на него,это мировой непреложный закон. Это заявление было смелым и весьма ответственным.Виттеубеждал своих оппонентов, что решающая роль в жизни прормышленности переход отземлевладения, сельского хозяйства к промышленности, банкам. Он считал, удворянства есть один выход – обуржуазиться, заняться кроме земледелия другимиформами хозяиства.
Совещаниеприложило массу усилий, совершенно, как оказалось, бесплодных и безуспешных,чтобы поддержать и восстановить прежнее положение высшего сословия. Витте неотказался от своей цели и неоднократно отстаивал свой курс на индустриализациюстраны. В своих докладах он настойчиво убеждал царя строго придерживатьсяпрограммы создания собственной национальной промышленности. Чтобы решить этузадачу, предлагалось, во-первых, продолжать политику протекционизма и, во — вторых шире привлекать в промышленность иностранные капиталы. Оба эти способатребовали определенных жертв, но конечная цель, по глубокому убеждению Витте,оправдывала эти средства.
Однако,то, что стало очевидным для министра финансов, почти не встретило сочувствия уучастников совещания. Но Витте не отказался от своей идеи, и ему не однократнопришлось свой курс на индустриализацию страны, развивая и дополняя его новымиэлементами. Чтобы решить программу создания собственной промышленности, Виттепредлагал и убеждал царя в 1899 и 1900 годах; во-первых, продолжать политикупротекцианизма и во-вторых, шире привлекать в промышленность иностранныекапиталы.Оба эти способа требовали определенных жертв, особенно со стороныземлевладельцев и сельских хозяев. Но конечная цель, по убеждению Витте,оправдывала эти средства. К этому времени относится окончательное складываниеего концепции индустриализации страны, политика минестерства финансов приобрелацеленаправленный характер – в течение примерно десяти лет догнать болееразвитые в пормышленном отношении страны, заняв прчные позиции на рынках странБлижнего, Среднего и Дальнего Востока.Ускоренное промышленое развитее страныВитте рассчитывал обеспечить за счет привлечения иностраных капиталов,внутренних накоплений, с помощью винной монополии, усиления налоговогообложения, за счет повышения рентабильности народного хозяйства и таможеннойзащиты промышленности от зарубежных конкурентов, за счет активации рускогоэкспорта.
Виттеудалось в какой-то мере добиться реализации своих планов. В Российскойэкономике произошли значительные сдвиги. За время промышленного подъема 90-хгодов, с которыми совпала его деятельность, промышленное производствофактически удвоилось, в строй вступило 40% всех действующих к началу XX векапредприятий и было построено столько же железных дорог, в том числе великаяТранссибирская магистраль, в сооружение которой Витте внес немалый личныйвклад. В итоге Россия по важнейшим экономическим показателям приблизилась кведущим капиталистическим странам, заняв пятое место в мировом промышленномпроизводстве, почти сравнявшись с Францией. Но отставание от Запада и вабсолютных показателях, и особенно по душевному потреблению оставалось ещевесьма значительным.
Вместес тем следует отметить, что промышленная политика Витте была глубокопротиворечива в своей основе, ибо он использовал для индустриального развитиястраны средства и условия, порожденные феодальной природой существовавшей вРоссии системы государственного управления. Консерватизм системы Витте состояли в том, что она на деле способствовала укреплению экономической базыреакционнейшего абсолютистского режима.[7]
Многовнимания Витте уделял подготовке кадров для промышленности и торговли. При немк 1900 году были учреждены и оснащены оборудованием 3 политехнических института,  73 коммерческих  училища, учреждены или реорганизованы несколькопромышленно-художественных заведений.Разработкарабочего законодательства.
Сростом промышленности и модернизацией социальной структуры все большее место вдеятельности министерства финансов занимала проблема взаимоотношенийпредпринимателей и рабочих. Правительством был издан ряд законов,регулировавших отношения между фабрикантами и рабочими, создан орган поконтролю за соблюдением этих законов — фабричная инспекция. При Витте последняябыла существенно реорганизована. Деятельность ее к концу 90-х годовраспространялась на 60 губерний и областей Европейской России. В ее компетенциинаходился также контроль за техническим состоянием предприятий, точнымоформлением документации при получении их владельцами различных ссудизГосударствееного банка и наблюдение за разумным использованием кредитов.Фабричным инспекторам вменялось “следить и своевременно доводить доминистерства финансов… о нездоровых проявлениях и неудобства на фабриках,которые могут породить беспорядки”.
ПервоначальноВитте склонен был видеть причину стачечного движения почти исключительно вподстрекательстве антигосударственных элементов, которые якобы искусственностремились внести рознь в отношения между трудом и капиталом. Он считал, что впромышленности преобладает патриархальных склад отношений между хозяином ирабочим.
Вскоре,однако, рассуждения об особом укладе русской жизни и патриархальных отношенияхна фабриках и заводах совершенно исчезают в документациях министерствафинансов. Это и понятно: они никак не увязывались с виттевской программойиндустриализации страны и его новыми представлениями о путях ее развития. Ростзабастовочного и революционного движения служил достаточно убедительнымдоказательством несостоятельности его прежних представлений о причинахсоциальной напряженности на предприятиях. Именно нарастание стачечного движенияпобудило правительство вернуться на путь усовершенствования фабричногозаконодательства. С участием Витте были разработаны и приняты законы оборганизации рабочего времени на предприятиях (2 июня 1897 г.), о вознаграждениирабочих, потерявших трудоспособность в результате несчастного случая напроизводстве (2 июня 1903 г.), о введении на фабриках и заводах институтафабричных старост (10 июня 1903 г.), которые были при всей их ограниченностивсе же шагом вперед в разработке рабочего законодательства. Витте видимо,рассчитывал установить полный контроль над положением дел в промышленности,начиная от технического состояния предприятий и кончая сферой социальныхотношений.
Политикаэта встречала упорное сопротивление МВД, пытавшегося, в свою очередь, полностьюподчинить себе фабричную инспекцию, расширив ее полицейские функции.
Наместах инспектора оказались в подчинении губернаторов, что было вынужденнымкомпромиссом. Принятые законы оказались урезанными, что, как отмечалвпоследствии Витте, послужило причиной обострения социальной напряженности.Витте удалось удержать за собой руководство фабричными инспекторами ипредседательство в Главном по фабричным и горнозаводским делам присутствии. Нона местах инспектора оказались в подчинении губернаторов, это было вынужденнымкомпромиссом. Принятые законы оказались урезанными; по мнению Витте этопослужило причиной обострения социальной обсткановки.Аграрнаяреформа.
Менееуспешной деятельность Витте была в сфере аграрного сектора экономики, хотяполностью возлагать вину за это на него, очевидно, нельзя. При всем своемнеприятии дворянских претензий к правительству он предпринял немало усилий пообеспечению помещиков средствами для реорганизации их хозяйств. Витте активизировалдеятельность кредитных учереждений.
Вкрестьянском вопросе Витте долгое время оставался сторонником консерваторовславянофильской закваски, полностью разделяя законодательные акты Александра111 по сохранению патриархально-попечительскиъх начал в российской деревнеУОнсчитал, что положение крестьянства не так уж и тягостно, как описывалось влитературе. Однако, в последствии Витте понял, что тяжелое экономическоеположение деревни ведет к падению платежеспособности крестьян и что это, в своюочередь, подрывает государственный бюджет и внутренний рынок промышленности.Выход из обострившегося кризиса он видел в ликвидации правовой  обособленности крестьян,  их  имущественной  и  гражданской неполноправности. Однакопредложение Витте создать специальную комиссию по этому вопросу не увенчалисьуспехом. Причиной этого была иллюзияпрекрасного положения во всех сферах. Разразившийся финансовый и промышленный кризис показал, что все не такхорошо и явился причиной создания реда комиссий и коммитетов по пересмотрукрестьянского законодательства.
Разразившийся финансовый и промышленных кризис, неурожаи1899 и 1901 годов, крупные крестьянские волнения 1902 года заставили Николая IIсоздать ряд комиссий и совещаний по пересмотру крестьянского законодательства ивыработке мер по подъему сельского хозяйства. Один из важнейших таких органов — Особое завещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902-1905 годы)и возглавил Витте. И опять свою программу ему пришлось разрабатывать иотстаивать в ожесточенной борьбе с реакционно-консервативными кругами. Основныеположения своей программы Витте изложил в “Записке по крестьянскому делу". В ней онутверждал, что главным тормозом развития деревни в настоящее время являетсяправовое «неустройство» крестьян, их имущественная и общественнаянеполноправность, это крайне отрицательно сказывается на ведении ими личногохозяйства. Одним из важнейших таких депрессивных факторов являлась, по егомнению, община, сковывавшая крестьянскую предприимчивость, тормозившая рационализациюхозяйства.
Панацею от всех бед он видел в укреплении крестьянскойземельной собственности и постепенном уравнивании крестьян в правовом отношениис остальным населением империи. С этой целью, полагал он, необходимопредоставить крестьянам, внесшим выкупные платежи, право свободного выхода изобщины с выделением причитающегося им надела. Община должна со временемпревратиться в простой союз земельных собственников.[8]
Вместес тем, излагая свою программу, Витте обязан был исходить из противоречивыхустановок Николая II (1903-1904 годы), согласно которым, с одной стороны, воснову трудов комиссии и совещания должен был быть положен принцип сохранениянеприкосновенности общины, а с другой стороны — «изысканы способы коблегчению отдельным крестьянам выхода из общины». Неприкосновенность жеобщины Витте трактовал как запрещение любых способов насильственноговоздействия на выход из общины, так и принудительного удержания в ней еечленов. В сословной обособленности  надельного землевлавдения он видел лучшийспособ сохранения мелкой земельной собственности.Министер финансов полагал запрещение всех попытокдавление на общину. Он добилсяотмены наиболее тяжелых статей крестьянского законодательства. Были облечены условия переселениякрестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского банка. Так в аграрной программе переплеталисьбуржуазные начала и феодальные пережитки.ПОЛИТИЧЕСКИЕВОЗЗРЕНИЯ ВИТТЕ.
Еще более противоречивыми, сложными представляютсяполитические воззрения Витте, тяготевшие к откровенно консервативным и дажереакционным общественно-политическим устоям. Как уже отмечалось, с детских летон был воспитан в духе строгого монархизма. Идея монархизма, своеобразнопоэволюционировав   под  влиянием   внешних   обстоятельств,   продолжалаглавенствовать в его общеполитических представлениях о формах государственногоустройства.
-Анализируя причины активизации массовых социальныхдвижений в мире, Витте главную из них видел в естественном стремлении человекак справедливости, в борьбе с неравенством. В возникновении социалистическихидей, считал он, проявляются глубочайшие жизненные устремления народных масс, иготов был даже видеть в социализме силу, которой принадлежит будущее. Но вернооценив сущность и направление современного исторического процесса, Витте делалсвоеобразный вывод: перед Европой в целом, и перед Россией в частности стоялвыбор -самодержавие или социализм. Только эти две государственные формы могутудовлетворить массы. Наилучший из них, по его убеждению, в этом плане являетсясамодержавие. Буржуазнопарламентский строй он считал нежизнеспособным, видел внем лишь переходную стадию развития к более совершенному строю-монархическому или социалистическому.  Так охранительно-попечительская политика самодержавияполучила новое обоснование и содержание.
В основе этого утопического по существу воззрения лежалтезис об абсолютной свободе верховной власти, которая может действовать воблаго всех классов. Его идеалом была сильная верховная власть, построенная напринципах просвещенного абсолютизма, опирающаяся в своей деятельности накрепкий бюрократический аппарат.
В конце XIX – XX  века земская тема заняла особое место во внутренней политикеправительства.Проекты  по распространению земств на неземские территории, разрабатывпаемые МВД.Витте был ярым противником иразработал специальную записку в которой утверждал, что самоуправление не способствует укреплениюсамодержавия в государстве. Он возражал против введения новых земских учереждений и предлагалусилить местное хозяйственное самоуправление, усилив бюрократический аппарат.
Витте утверждал, что в настоящее время «Россия непредставляет еще окончательно сложившегося государства и целостность ее можетподдерживаться только сильной самодержавной властью. При самодержавном же строеземство-непригодное средство управления потому, что оно неизбежно приведет кнародному представительству, к конституции, которая по его глубокому убеждениювообще „великая ложь нашего времени“.
Резкостьи прямота суждений министра — то, что нравилось Александру, -воспринималасьновым императором как развязность и даже наглость. Представляя собой выдающуюсяличность, Витте не отличался особой целостностью ни идей, ни действий.   Об  эклектичности,   противоречивости   его   хорошо   сказал К.П.Победоносцев:»Витте умный человек… но он весь составлен из кусочков". Охлаждениек Витте царя было вызванно его поведением во время болезни царя Николая II. Он выступал за передачу властибрату царя Михаилу.
Все этонаряду с нараставшими расхождениями по ряду важных аспектов внутренней ивнешней политики привело в августе 1903 года к отставке Витте с поста министрафинансов. Он получил крупное единовременное пособие и был назначенпредседателем Комитетад министров. Должность почетная, но фактическималовлиятельная. Витте крайне тяжело переживал опалу.ВИТТЕ ДИПЛОМАТ
Осенью1904 года процесс нарастания революционной ситуации вступил в новую фазу,захватив широчайшие слои российского общества. После волны всеобщих    забастовок оппозиционные настроения,  усугубленные рядом чувствительныхпоражений России в начавшейся в 1904 году русско-японской войне, охватили ивысшие классы общества.
В такихусловиях царизм помимо ужесточения репрессий пытался сбить волну недовольства,став на путь лавирования. Витте подал царю записку упор в которой был сделан наанализ сложившийся ситуации и доказательство невозможности сохранения старогорежима.Воттекст записки,которую Витте вручи Николаю II.
 ВСЕПОДДАННЕЙШЕЕ ПИСЬМО СТАТС-СЕКРЕТАРЯ С. Ю. ВИТТЕ ОТ28 ФЕВРАЛЯ 1905 ГОДА
Ваше императорское величество!
 
Принастоящем положении вещей единственный благоразум­ный выход: войти в переговорыо мирных условиях и, чтобы хотя немного успокоить Россию, привести в скорейшееи широкое исполнение поручению, данное высочайшим рескриптом А. Г. Булыгину.Продолжение войны более нежели опасно; дальнейшие жертвы страна присуществующем состоянии духа не перенесет без страшных катастроф. Чтобыпродолжать войну, нужны огромные деньги и обширный набор людей. Дальнейшиезатраты совершенно расстроят финансовое и экономическое по­ложение империи,составляющее центральный нерв жизни со­временных государств. Бедность населенияувеличится, и парал­лельно увеличится озлобление и помрачение духа. Россияпотеря­ет кредит, и все заграничные держатели наших фондов (между прочим, всяфранцузская буржуазия) сделаются нашими врагами. Новая- мобилизация в широкихразмерах может быть сделана лишь при содействии силы. Таким образом, воины дляДальнего Востока начнут свое боевое поприще на месте их призыва. Если ещеокажется слабый урожай и появление холеры, то огромные беспорядки могутразвиться в ураган. Вообще по теперешнему времени войско нужно в самой России.Конечно, ужасно больно начать мирные переговоры, и необходимо их обставитьуслови­ями, охраняющими престиж царской власти. Но лучше это сде­лать теперь,нежели ожидать еще более грозного будущего. Куропаткин не удержится в Телине. Спотерей Харбина будет отрезан Уссурийский край. Рожественский не может иметьуспеха. Россия покуда еще имеет такой престиж, что можно надеяться, что мирныеусловия не будут ужасающими. Но если мы и теперь, после всего происшедшего, несмирим нашего духа по заветам веры нашей и не покаемся перед всевышним, топоставим себя еще в более безвыходное положение. Нужно от­крыть мирныепереговоры, если условия окажутся совершенно неприемлемыми, если они останутсятаковыми, несмотря на со­действие некоторых великих держав, ну тогда,несомненно, вста­нет весь народ для защиты царя и своей чести. Тогда мы очис­тимся.
Всемилостивейшийгосударь! Решимость нужна во всех делах. Но если решимость нужна при счастье,то она сугубо необходима при несчастье. При несчастье решимость есть перваяступень к спасению. Нельзя медлить, нужно немедленно открыть мирные переговорыи нужно немедленно в широком размере привести в исполнение ваше поручение А. Г.Булыгину.
В. в-во! Я нахожусь в здравом уме и твердой памяти.Это всеподданнейшее письмо не есть письмо растерянного человека, но письмочеловека, сознающего положение. Не боязнь водит мою руку, а решимость—решимостьсказать вам, что другие, может быть, побоятся сказать. Помоги вам господь Бог!Вашего императорского величества верноподданный слуга.
 Изучивэту записку, царь созвалспециальное совещание сановников, на которое был приглашен и Витте. Император, согласившись смнением большинства, поручил Витте подготовку проекта указа о предполагавшихсяреформах, рассчитывая с его помощью выйти с наименьшими потерями из сложившейсяситуации. Проект был составлен и послан царю. Был там пункт о выборномпредставительстве, который вызвал сомнение у императора. И Витте вновь повторилсвои опасения, что представительство выборных в Государственном совете можетявиться первым шагом к конституции. Указ 12 декабря 1904 года, обещавшийнекоторые преобразования, был опубликован без пункта о представительстве, но ствердым заявлением о «незыблемости основных законной империи». Послеэтого Витте был занят подготовкой законопроектов по общественной программереформ.
Вначале февраля 1905 года состоялось еще одно совещание министров, на которомвновь стал вопрос о привлечении выборных представителей от общественности кобсуждению законопроектов, и вновь Витте выступил с возражением, настаивая насвоих доводах о самобытности и исторической миссии российского самодержавия,непригодности для России конституционного строя. однако, Николай II рескриптомна имя министра МВД поручил последнему составить проект привлечения выборныхнародных представителей к законосовещательной деятельности. На этот раз Виттепришлось смириться.
Вместес тем он предлагает свой план борьбы с разраставшейся революцией. 28 февраля1905 года от пишет Николаю II письмо, в котором доказывает бесперспективность икрайнюю опасность продолжения военных действий. Усугубление военного конфликта,считал он, приведет к значительному ухудшению внутреннего и внешнеполитическогоположения России — окончательно расстроит финансы и подорвет экономику страны,усугубит бедность населения, вызовет враждебные настроения среди зарубежныхдержателей русских ценных бумаг и как итог — потерю кредита. Обрисовав в самыхмрачных красках перспективу ведения войны, Витте предлагал мирные переговоры сЯпонией. Советы Витте получили подтверждение на следующий же день, когдабанкиры Франции отказались парафировать достигнутое накануне соглашение озайме. Однако до лета 1905 года попытки начать мирные переговоры успеха неимели. Витте прощупывал через различные придворные каналы настроения царя исклонял его к переговорам, наконец посредничество в ведении переговоров собоюдного согласия России и Японии взяли на себя США. Встал вопрос о главерусской делегации. Длительные поиски кандидатов не дали результата. Опытныедипломаты, понимая сложность положения России и тяжесть ответственности,предпочли уклониться от предложений императора. Наконец 29 июня 1905 года царьскрепя сердце подписал указ о назначении Витте первым уполномоченным дляведения переговоров.
Виттене имел специальной дипломатической подготовки, но тем не менее к этому времениопадал огромным опытом и влиянием в сфере внешних отношений России. При немминистерство финансов имело свои представительства почти при всех российскихзарубежных посольствах. Благодаря стараниям Витте удалось заключить довольно выгодные договоры сГерманией. Однако эта же политика сталапричиной обострения ситуации на Дальнем Востоке. Поэтому реация на его назначение былонеодназначной.
Компетенцияглавы делегации формально была достаточно ограничена правительственнымиинструкциями. Царь дал крайне жесткую установку — ни копейки контрибуции, ниуступки пяди земли. Но Витте сумел все же проявить гибкость и изворотливость,связав проблемы заключения мира с ближайшими и отдаленными перспективамирусской внешней политики. Он считал необходимым добиться прочного идолговременного мира на Дальнем Востоке, восстановить добрые отношения сЯпонией, хотя бы и ценой утраты некоторых позиций России, урегулироватьотношения с другими великими державами в Китае.По поводу войны с Японией Виттеподал записку Николаю II. Она носила следующее содержание.[9]
КОПИЯ С ЗАПИСКИ С. Ю. ВИТТЕ О РАЗГОВОРЕ ЕГО ПОВЫСОЧАЙШЕМУ ПОВЕЛЕНИЮ, С ВЕЛИКИМ КНЯЗЕМ НИКОЛАЕМ НИКОЛАЕВИЧЕМ ПО ПОВОД»СОСТОЯНИЯ АРМИИ ЛИНЕВИЧА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
По приказанию государя я ездил к великому князю НиколаюНиколаевичу для получения от него, как председателя Комитета обороны,заключения об относительном состоянии нашей армии (Линевича) на ДальнемВостоке.
Вот чтосказал мне великий князь. Обсудив положение дел, насколько можно судить поимеющимся у нас данным, мы пришли к таким заключениям:
1.              наша армияныне находится в таком состоянии, что ожи­дать тех отступлений и уронов,которые мы систематически претерпевали с самого начала войны, невозможно;
2.              напротив,можно с вероятностью ожидать, что теперь мы начнем теснить японскую армию иотодвинем ее за Ялу и Кван-тунский полуостров;
3.              на этопотребуется около года времени, миллиард рублей и понести урон в двести тысяччеловек убитыми и ранеными;
4.              так как мыне имеем флота на Дальнем Востоке, а японс­кий флот находится в прекрасномсостоянии, то а) мы не будем в силах выбить японцев из Кореи и Квантуна и б)Япония займет в это время Сахалин и значительные части Приморской области.
Затемвеликий князь, передав это, никаких заключений не выводил.
Натретий день я видел его величество и хотел доложить ему. что мне сказал великийкнязь. Государь мне сказал: я знаю.[10]
Вовремя подготовки к переговорам Витте провел большую работу. В Петербурге онимел беседы с английским, американским и французским послами, стремясь узнатьнастроения западных держав. Встретился с главами представительств и финансовымикругами Берлина, Парижа и Нью-Йорка, чтобы прозондировать почву в отношениивозможности заключения нового международного займа. Стало ясно, что великиедержавы за заключение мира любой ценой и только на этих условиях готовы былипредставить России необходимые средства. Эта информация позволила окончательновыбрать тактику. По егословам она заключалась в следующем: 1) ничем не показывать, что мы желаем мира; 2) держать себя так, как подобает представителю России, т. е. Представителю величайшей империи, у которой случилась маленьткая неприятность. 
ПозицияВитте на переговорах, проходивших с 27 июля по 23 августа 1905 года вПортсмуте, была гибка, но в то же время и тверда. В результате долгого итрудного противоборства сторон Витте удалось заключить мир на сравнительноблагоприятных для России условиях. Первоначально требования японцевпростирались на Квантун, Сахалин, Камчатку, Приморье, не считая 3 миллиардоврублей контрибуции. Затем претензии их стали более умеренными.
Японскаясторона в качестве условий мира требовала уступку аренды Квантуна и железнойдороги Порт-Артур — Харбин, уступку Сахалина, признания Кореи сферой японскихинтересов, установлении в Маньчжурии принципа «открытых дверей»,представления Японии концессии в российских территориальных водах и уплатуконтрибуции. Витте принял условия, касающиеся Кореи и Маньчжурии, но отвергуступку Сахалина и контрибуцию. Когда переговоры грозили зайти в тупик, царьдал согласие на уступку южного Сахалина. 23 августа 1905 года Портсмутский мирбыл подписан.
НиколайII милостиво принял своего посланца, удостоив его воинских почестей, и объявило возведении его в графское достоинство. Уверив его в расположении, император попросил председателяКомитета министров продолжать координировать деятельности ведомств, столь необходимую впереживаемый трудный момент.Воодушевленный царским приемом Витте сосредоточил все свои усилия наборьбе с революцией.[11]
Вличных беседах с Николаем II в октябре 1905 года Витте откровенно делилсясвоими замыслами. Витте поставил царя перед выбором — или назначить его премьером,предоставив подбор министров и осуществление предложенной программыпреобразований, или подавление «службы» силой, для чего необходимавоенная диктатура. Но военная диктатура, по его мнению, в сложившихся условияхневозможна: нет достаточного количества войск, подходящей кандидатуры. Высшиекруги уговорили царя стать на путь реформ.
НаконецВитте было поручено подготовить развернутую программу действий и проектманифеста, в котором царь намерен был объявить о своем решении приступить кпреобразованиям. Такой ход кандидат в премьеры считал тактически ошибочным, таккак это накладывало на верховную власть определенные обязательства. Виттесчитал, что целесообразнее было бы опубликовать его всеподданейшийдоклад-записку с высочайшей резолюцией. Это давало бы некоторый простор длядеятельности правительства и могло способствовать постепенности мер пореализации программы. Настойчивость царя в издании манифеста в значительноймере объяснялась очередной компанией правых кругов против Витте, пытавшихсяубедить императора в стремлении его стать президентом Российской республики,приписать себе роль преобразователя.
17 октября 1905 года Николай IIподписал манифест, составленный князем А.Д.Облонским и Н.И.Виучем подруководством Витте. Манифест возлагал на объединенное правительство во главе сВитте выполнение «непреклонной царской воли» о даровании населению«незыблемых основ гражданской свободы» на началах действительнойнеприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний,
союзов.
Условия,при которых Витте стал премьером, были крайне сложны. Налицо была, как онотмечал впоследствии, «полная дезорганизация власти сверху донизу, раскатыреволюции, отсутствие денежных средств в казне».
Изданиеманифеста и обещания преобразований предотвратили немедленное крушениесамодержавия. Он сыграл роль громоотвода.
Спасаяцаризм от немедленного краха, Витте начал искусно лавировать, заявив вправительстве, что провозглашенные реформы требуют времени, а пока должныдействовать старые законы.
«Реформаторство»кабинета Витте в период наивысшего подъема революции проявилось в частичнойполитической амнистии, временных правилах о печати, в некотором расширенииизбирательных прав населения, издания 3 ноября 1905 года манифеста «Обулучшении благосостояния и облегчения положения крестьянского населения и двухуказов, целью которых было прекращениезахватов крестьянами помещичьих имений. Обьявлялось о снижении с 1906 года наполовину и о полной отмене с 1907года крестьянских выкупных платежей.Несколько облегчались условия преобретения земель через Крестьянский банк, который получал право покупкипомещечьих земель за свой счет.Однако все эти меры не ослабили крестьянского движения.Вскоре подниласьволна стачечного движения. Соответственно разработка и осущестление карательных мер занимали всебольше времени. Советминистров выработал стратегию и тактику быстрого подавления восстаний. Были устранены почти всеюридические препятствия применения оружия войсками и полицией. Витте выступил инициаторомзаконопроекта об упрощенном применении военно-полевых судов. Но проект не прошел.
 Вместес тем Витте принимал непосредственное участие в руководстве подавлениями очаговвооруженных конфликтов. Так он добился назначения в Москве генерал-губернаторомадмирала Ф.В.Дубасова, жестокого карателя крестьянских выступлений. По егоуказанию в Москву был переброшен Семеновский полк, сыгравший решающую роль вразгроме вооруженного восстания. После подавления декабрьских вооруженныхвосстаний революция пошла на убыль.
Несмотряна успешную в целом деятельность Витте по подавлению революции, напряженностьмежду ним и обществом не спадала. Его двойственная политика, вынужденныекомпромиссы не снискали ему популярности ни среди либералов, ни вконсервативных кругах. Старая неприязнь к нему Николая II и особенноимператрицы вновь переросла во враждебность, внешне до поры до временимаскируемую. В вину ему теперь вменялось и вынужденное согласие царя напубликацию Манифеста 17 октября и то, что избранная по новому избирательномузакону Дума оказалась крайне оппозиционной.
Непомогло Витте и то, что при обсуждении в феврале-апреле 1906 года положений ореформированном Государственном Совете и Думе он выступал за всемерноеограничение полномочий обеих палат и приложил массу усилий в отстаиваниинеограниченной власти императора.
Коткрытию Думы Витте подготовил и проект аграрного законодательства. Аграрныйвопрос он предлогал решить посредством насаждения единоличной крестьянскойсобственности – в основном по средством распродажи крестьянам казенных, удельных и части помещичьихземель, заложенных в Крестьянском банкеи куплекнных им. Причемпредполагалось обеспечить землей в первую очередь “малоимущих” крестьян, чтобы поднять таким образом общуюплатежеспособность деревни. Такой подход к решению аграрно-крестьянского вопроса нес на себеотпечаток старого курса в отношении к деревне. Но в целом его проект аграрной реформы взначительной мере совпадал с программой, предложенной осенью этого же годаП.А.Столыпиным, что,давало повод Виттеобвинять своего политического воспреемника в плагиате.
Все егоусилия укрепить у трона свои позиции оказались бесплодными. Его еще какое-товремя терпели, пока он не завершил переговоры о заключении крупногозаграничного займа. Соглашение о займе на 8.4 миллиарда рублей с французскимибанками было подписано 4 апреля 1906 года, а 14 апреля Витте подал прошение оботставке, которая с облегчением была принята Николаем II. После отставки споста Премьера Витте оставался членом Государственного Совета и Комитетафинансов, но активного участия в государственных делах не принимал.
Собострением в последние предвоенные годы внутриполитической ситуации отставнойсановник вновь и вновь всеми средствами и путями пытается напомнить о себе. Онактивно работает над мемуарами, переиздает свои основные ранние работы.
Вфеврале 1915 года Витте простудился и заболел. Началось воспаление уха, котороеперешло на мозг. В ночь на 25 февраля от скончался, немного не дожив до 65 лет,и был похоронен на кладбище в Александро-Невской лавре.[12]МНЕНИЯ О ВИТТЕ
Мненияв оценке личности и деятельности российского премьера С. Ю. Витте его современников.
Сам посебе факт смерти частного лица на фоне событий первой мировой войны, казалось,был не столь значительным. Тем не менее имя бывшего могущественного министрафинансов и первого председателя Совета министров России в течении несколькихдней находилось в центре внимания всей русской прессы. Вопреки традиции неговорить о покойнике ничего плохого, мнения в оценке личности и деятельностироссийского премьера, как и при его жизни, резко разделились.
Заднимвредным для России человеком стало меньше» — со злобой откликнулосьчерносотенное «Русское знамя» (1915 г.), выразив вслух чувства инастроение самого императора Николая II.
Буржуазнаяделовая печать, отражая нараставшие оппозиционные настроения, сожалела обутрате выдающегося государственного деятеля, преждевременно устраненного сполитической арены. Снова и снова перечислялись заслуги «великогореформатора»: денежная реформа и винная монополия, Портсмутский мир иманифест 17 октября, развитие промышленности и строительство железных дорог,таможенные тарифы  и приобщение России к мировому хозяйству (Биржевыеведомости, 1915 год).
Либеральнаякадетская пресса, высоко оценивая заслуги Витте, отмечала сложность,противоречивость его личности. Так, П.Б.Струве, признавая его одаренность какгосударственного деятеля, превосходившего талантом всех сановников царствованиятрех последних российских самодержцев, в то же время отмечал, что в отношениинравственности «личность Витте… не стояла на уровне его исключительнойодаренности», что «он был по своей натуре беспринципен ибезыдеен» (Русская мысль, 1915).
П.Н.Милюковписал о беспомощности Витте в 1905 году в тех государственных вопросах, которыена него обрушились как на главу правительства, о невозможности сотрудничества сним общественности, на которую он смотрел лишь как на орудие достижения своейцели — укрепление старого режима (Речь, 1915).
Влеворадикальных кругах Витте оставил о себе память как беспощадный карательреволюции, жестокий и циничный бюрократ, строивший могущество империи на костяхподданных.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Индустриализация, процесс создания крупногомашинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальномуобществу. Источниками средств дляиндустриализации могут быть как внутренние ресурсы, так и кредиты, инвестиции капиталов из более развитых стран. Сроки и темпы в различныхстранах неодинаковы. Так в          Россииэтот процесс происходил в конце 19 начале 20 века. Несомненно Витте оказал огромное влияние наначало и развитие этого процесса, но у него не было опоры в лице буржуазии. Это явилось причиной приостановления процессаиндустриализации революцией.
Проделавбольшую работу, я пришила к выводу, что личность Сергея Юльевича Витте былаоценена историками и его современниками неоднозначно. Все эти отзывы,перечисленные выше, действительно в той или иной мере отражали какую-то граньэтой сложной и противоречивой натуры. Нельзя сказать, что все его реформы,рассматриваемые в данном реферате, вполне удались, но Витте в какой-то мересмог добиться реализации своих планов. Внимательно анализируя их, я убедилась,что благодаря реформам Витте в российской экономике произошли значительныесдвиги: удвоилось в период его деятельности производство, была построенаТранссибирская железная дорога и разработана программа по крестьянскомувопросу, сыгравшая немаловажную роль в процессе выработки правительством новогокурса аграрной политики. В итоге Россия по важнейшим экономическим показателямприблизилась к ведущим капиталистическим странам, заняв пятое место в мировомпромышленном производстве. Но все же реформы Витте носили однобокий характер.Еще чувствовалось отставание России от Запада. Промышленная политика Витте былапротиворечива в своей основе. В экономической программе наблюдались«пробелы». Ускоренная модернизация России не могла быть успешной присохранении существовавших экономических отношениях в деревне. Для российскойэкономики было характерно противоречие между высоко развитым промышленнымкапиталом и отсталым землевладением. Форсированное развитие промышленности лишьускорило процесс постепенного падения крестьянского хозяйства.
В своейэкономической программе Витте предпочитал воздействовать на сельское хозяйствочерез общее экономическое развитие страны.
Крестьянскуюреформу Витте понимал как правовую, панацею от всех бед он увидел в укреплениикрестьянской земельной собственности и постепенном уравнивании крестьян состальным населением империи. В этом вопросе ему удалось добиться отменыкруговой поруки, телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов, былиоблегчены условия переселения крестьян на свободные земли и т.д. Оставаясьдостойным представителем своего класса Витте очень много предпринимал усилий пообеспечению помещиков средствами для модернизации имений. В аграрной программеВитте переплетались буржуазные начала и феодальные пережитки, главным изкоторых явилось помещичье землевладение, как уже отмечалось дальнейшее развитиеэта реформа получила при деятельности Министра Внутренних Дел, ПредседателяСовета министров П.А.Столыпина (1862-1911).[13]
Итак,внимательно рассмотрев деятельность Сергея />Юльевича/>Витте, его реформы, я />пришлак выводу, что при всех своих отнюдь не исключительных качествах он все же виделгораздо дальше и глубже других представителей правящей элиты. С./>Ю.Витте жил в удивительное время кризисов, войн иреволюций, когда происходила невиданная социальная борьба и решался вопрос осудьбах России. Он был активным участником общественно-политического движенияна своем поприще, по-своему решал проблему выхода России из политическоготупика, страстно желал ей процветания и благоденствия. В целом Витте был,несомненно, крупным государственным деятелем, хотя и вряд ли особенновыдающимся, но оставившим заметный след в российской истории конца XIX — началаXX века.
/>/>/>/>/>ЛИТЕРАТУРА
1. Кризиссамодержавия в России. 1895 – 1917 гг. Л.1984
2. Ананьич Б.В.Россия и международный капитал 1897-1914 гг. Л. 1970.
3. Витте С.Д. Воспоминания в 3-х томах. М. 1960.
4. Россия нарубеже веков: исторические портреты. М. 1991.
5. Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX в. Л. 1970


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нелинейные элементы
Реферат Культура в общественной системе, ее элементы, функции и формы проявления
Реферат Историко-правовой анализ реформирования вооруженных сил Российской империи в период буржуазных реформ второй половины XIX в.
Реферат Эколого–правовые аспекты государственного регулирования деятельности в области охраны окружающей среды от электромагнитных излучений
Реферат Введение 1. И.П.Елагин и формирование историко-литературного кружка 2. Возникновение Елагинского историко-литературного кружка и его деятельность Заключение Список использованной литературы
Реферат Аудит основних засобів та нематеріальних активів на прикладі ВАТ Ст
Реферат Поняття ознаки класифікація правочинів та їх місце в системі юридичних фактів
Реферат Етапи політичного розвитку Київської Русі. Особливості її суспільно-політичного життя та культури
Реферат 1. Содержание и значение государственного долга Государственный долг как проявление государственных кредит­ных отношений. Необходимость и условия возникновения государст­венных заимствований. Государственные заимствования и госу
Реферат Акушерские исследования. Методы обследования беременных и рожениц
Реферат Разработка предложений по очистке природного газа и переработки кислых газов с получением товарной продукции (серы) (на примере Карачаганакского месторождения)
Реферат Российская Федерация – социальное государство
Реферат Аны, больше напоминающие юбку деталь традиционного самурайского костюма, в наше время сохранившаяся как часть формы для занятий кобудо (воинскими искусствами)
Реферат Исторические уроки проведения землеустройства в России XVII века
Реферат Рудник Д.Я.