Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Анализ стихотворений Ахматовой

Есть в окрестностях Санкт- Петербурга небольшой уютный городок, названный  когда-то Царское Село. С этимпушкинским городком, с его парками и прудами, со всей атмосферой истории иискусства естественно сплелась литературная судьба одного из выдающихся поэтов«серебряного» века – Анны Ахматовой.
  Девочка Аня Горенко была перевезена в Царское Село в годовалом возрасте,прожила там до шестнадцати лет. Писала в ученической тетрадке свои первыестихи. Ей тогда было одиннадцать. Позже, она не однократно приезжала в этотгородок.
  Литературный дебют будущей поэтессы состоялся в 1907 году – её стихотворениебыло опубликовано в парижском журнале «Сириус». Регулярно печататься Ахматовастала с 1911 года.
  В то время существовало огромное количество школ и течений. Все они спорили,даже враждовали друг с другом на публичных диспутах и на журнальных страницах,прилавки книжных магазинов пестрели обложками новых стихотворных сборников.Впервые появлявшиеся в печати поэты пытались перещеголять соперников эстетскойизысканностью речи. Их стихи отличались намеренной изощренностью. На этомпёстром и разноречивом фоне поэзия Анны Ахматовой сразу же заняла особое местоуравновешенностью тона и чёткостью мыслевыражения. Чувствовалось, что умолодого поэта свой голос, своя, присущая этому голосу, интонация.
  В предреволюционную поэзию лирика Анны Ахматовой вошла свежим потокомискреннего чувства. Верная заветам Пушкина Ахматова с самого начала творческогопути стремилась к простым и точным образам.
  В 1912 году вышел её первый сборник стихотворений под названием «Вечер». В этомсборнике все произведения великолепны, но моей душе были ближе два из них:«Смуглый отрок бродил по аллеям…» и «Сжала руки под тёмной вуалью…». Я думаю,что открытый и пытливый читатель оценит мой выбор.
  Первый сборник имел большой успех, но подлинную известность Ахматовой принёс еёвторой сборник – «Чётки», вышедший в 1914 году, главными темами которого стали«вечные» темы любви, смерти, разлуки и встреч, получившие в лирике Ахматовойособую обострённо-эмоциональную выразительность. Особенностью второго сборникастановиться знаменитая ахматовская «дневниковость», переходящая в философскиеразмышления, «драматургичность» стиля, проявляющаяся в том, что эмоциидраматизируются во внешнем сюжете и диалогах, «вещная» символика. Через бытовоеи обыденное передаются сложнейшие оттенки психологических переживаний иконфликтов, заметно тяготение к простоте разговорной речи. Из этой книги болееблизко по духу мне оказалось стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…».
  Анна Ахматова начала работать до революции, в среде той части русскойинтеллигенции, которая не только не приняла сразу Великую Октябрьскуюсоциалистическую революцию, но и оказалась по другую строну баррикады. Судьбауготовила ей нести на своих плечах и бремя славы, и тяжесть отчаяния. В этутяжкую пору она признавалась:
 
А я иду – за мной беда,
Не прямо и не косо,
А в никуда и в никогда,
Как поезда с откоса.
   На всём более чемполувековом пути у Анны Ахматовой всегда было два надёжных посоха. Этонепоколебимая вера в свой народ и собственное мужество.
  В вихревом 1917 году, когда произошла ломка привычных для круга Ахматовойпредставлений о жизни и предназначении поэта, она осталась со своей Россией,разоренной и окровавленной, голодной и выстуженной, но по-прежнему родной.Именно об этом Ахматова говорит в стихотворении-ответе, скорее даже – отповеди,тем, кто пытался переманить её в свой злобный стан:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
 
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
   Это стихотворение,написанное в 1917 году, является поистине шедевром. Оно включено в сборник«Подорожник». Далее оно будет мною рассмотрено подробнее.
  Но, если рассматривать творчество Ахматовой в хронологическом порядке, то передсборником «Подорожник», была выпущена третья книга стихов – «Белая стая»(1917), она отразила появление в творчестве Анны Андреевной новых тенденций,обусловленных изменениями общественно-политической обстановки в России. Мироваявойна, национальные бедствия, приближение революции, дыхание которой уже явноощущалось в атмосфере советской жизни, обостряют у Ахматовой чувствосопричастности к судьбам страны, народа, истории. Расширяется тематическийдиапазон её лирики, в ней усиливаются мотивы трагического предчувствия горькойучасти целого поколения русских людей:
Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так что сделался каждый день
Поминальным днём –
Начали песни слагать
О великой щедрости Божьей
Да о нашем бывшем богатстве.
   И отчаянное желаниепредотвратить и изменить неумолимый ход событий:Так молюсь…
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.
    Изменения содержательного уровня поэзииАхматовой определили изменения поэтики третьего сборника: разговорные интонациисменяются одическими, ораторскими, видна явная ориентация поэтессы наклассические размеры. Это хорошо прослеживается в стихотворении «Памяти 19 июля1914».
  Стихотворения, написанныепосле революции 1917 года, вразрез с предыдущими сборниками, становятсясвоеобразной «летописью» страшных событий, происшедших и со страной, и лично споэтессой, которой пришлось «пережить гибель от рук режима одного и второгомужа, судьбу сына, сорок лет безгласия и преследований». К таким стихотворениямотносится так же и, выбранное мной, под названием «Мне голос был. Он звалутешно…». В этом творении Анна Ахматова заявила о неприятии Октября, ноодновременно с этим сказала о невозможности оставить Родину в дни великихиспытаний.
   Пятнадцать предвоенныхлет были самыми страшными в жизни Ахматовой. Но она всё равно печаталась. Былсоздан сборник «Anno Domini»(1922). Подвергнутая жестокой инесправедливой критике в 1946 году, Ахматова была надолго отлучена отлитературы, и лишь во второй половине 50-х годов началось возвращение её книг кчитателю.
   Творчество позднейАхматовой – реквием своей эпохе. Почти нет стихов о любви, но есть «Венокмёртвым» — цикл стихотворений, посвящённый памяти Булгакова, Мандельштама,Пастернака, Зощенко, Марины Цветаевой. Ответом на тяжелые годы испытаний,пережитых народом в годы Великой Отечественной войны, становится циклстихотворений «Ветер войны», вошедший в сборник, под названием «Седьмая книга».В этом цикле нам о многом говорит стихотворение «Мужество».
   Ответом Ахматовой наужасы Большого террора, стал «Реквием», создававшийся с 1935 по 1940 годы, ноопубликованный только в 80-е. Автобиографичность «Реквиема» очевидна, но драмаженщины, потерявшей мужа и сына («Муж в могиле, сын в тюрьме – помолитесь обомне…»), — это отражение трагедии всего народа:
Это было, когда улыбался
Только мёртвый, спокойственно рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград…
…Звёзды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами чёрных Марусь.
   Горе Ахматовой-материсливается  горем всех матерей и воплощается в общечеловеческую скорбь Божьейматери. Поэтесса имела полное право сказать горькую и гордую правду о себе:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью был.
   «Хрущёвская оттепель» несколько смягчила положение поэтессы, но,получившая к тому времени мировое признание (в 1964 году её была вручена вИталии международная литературная премия «Этна-Таормина», а в 1965 – присужденапочётная степень доктора Оксфордского университета), у себя на родине Ахматоване была удостоена ни чинов, ни наград. Но поэтесса не унижала себя обвинениямив адрес эпохи, изломавшей её судьбу: «Я не переставала писать стихи. Для меня вних– связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, яжила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Ясчастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
 
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрёпанный том Парни.

   Это стихотворение былонаписано в 1911 году в Царском Селе о Пушкине-лицеисте. В нём всего восемьстрок, но и из них образ юного поэта выступает необыкновенно живо. Как удачновыбрано слово «лелеем»! Не «слышим», не «помним», а именно лелеем, то естьлюбовно бережем в своей памяти. Аллеи, озеро, сосны – живые приметыЦарскосельского парка. Глубокое раздумье Пушкина выражено двумя малымидеталями: он отбросил от себя недочитанную книгу, и она рядом с лицейскойтреуголкой лежит на земле. Следует добавить, что строка «Еле слышный шелестшагов» подбором самих звуков прекрасно передаёт шелест – возможно, от осеннейопавшей листвы.
   Вообще, вспоминая обАхматовой, перед нами неуклонно возникает образ Пушкина. Гений Пушкина, егогуманистическая философия, открытия, сделанные в области русского стиха,оказали огромное влияние на литературу девятнадцатого века, вошедший в историю,как «золотой век» русской поэзии. Но и лучшие поэты «серебряного века»сформировались под влиянием его Музы, все они были внимательнейшими читателямиПушкина, многие внесли свою лепту в исследование его поэзии.
   В жизни и поэзииАхматовой Пушкин, чьи стихи она называла золотыми, занимал особое место. Пословам близко знавшей поэтессу Эммы Герштейн (литературоведа), в этомстихотворении отразились особенности восприятия Пушкина Анной Андреевной:сочетание конкретного ощущения его личности («здесь лежала его треуголка») ивсеобщего поклонения национальному гению («и столетие мы лелеем еле слышныйшелест шагов»).
   У Пушкина училасьАхматова краткости, простоте и подлинности поэтического слова, и всё, что с нимсвязано, дорого поэтессе. Не даром это стихотворение написано в моём сборникепервым, ведь именно с произведений Пушкина и питались начальные ручейки еёгениального творческого потока.    
          
              
Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
-    Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
 
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
 
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдёшь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
  

   Это стихотворение,являющиеся поистине шедевром творчества Ахматовой, вызывает у меня сложнуюгамму чувств и хочется читать его снова и снова. Конечно, все её стихотворенияпрекрасны, но это – моё любимое.
   В художественной системеАнны Андреевной умело выбранная деталь, примета внешней обстановки всегданаполнены большим психологическим содержанием. Через внешнее поведениечеловека, его жест Ахматова раскрывает душевное состояние своего героя.
   Одним из ярчайшихпримеров является это небольшое стихотворение. Оно было написано в 1911 году вКиеве.
   Здесь идет речь о ссоремежду любящими. Стихотворение делится на две неравные части. Первая часть(первая строфа) – драматический зачин, ввод в действие (вопрос: «Отчего тысегодня бледна?»). Всё дальнейшее – ответ, в виде страстного, всё ускоряющегосярассказа, который, достигнув высшей точки («Уйдёшь, я умру»), резко прерываетсянарочито будничной, обидно прозаической репликой: «Не стой на ветру».
   Смятённое состояниегероев этой маленькой драмы передано не длительным объяснением, авыразительными частностями их поведения: «вышел, шатаясь», «искривился рот»,«сбежала, перил не касаясь» (передаёт быстроту отчаянного бега), «крикнула,задыхаясь», «улыбнулся спокойно» и так далее.
   Драматизм положенийсжато и точно выражен в противопоставлении горячему порыву души нарочитобудничного, оскорбительно спокойного ответа.
   Для изображения всегоэтого  в прозе понадобилась бы, вероятно, целая страница. А поэт обошёлся всегодвенадцатью строчками, передав в них всю глубину переживания героев.
   Заметим попутно: силапоэзии – краткость, величайшая экономия выразительных средств. Сказать многое онемногом – вот один из заветов подлинного искусства. И Ахматова научилась этомуу нашей классики, в первую очередь у Пушкина, Баратынского, Тютчева, а также усвоего современника, земляка по Царскому Селу Иннокентия Анненского, большогомастера естественной речевой информации и афористического стиха.
   Возвращаясь кпрочитанному стихотворению, можно заметить ещё одну его особенность. Оно полнодвижения, в нём события непрерывно следуют одно за другим. Эти двенадцатькратких строк легко превращаются даже в киносценарий, если разбить их на кадры.Вышло бы примерно так. Вступление: вопрос и краткий ответ. 1часть. Он. 1.Вышел, шатаясь. 2. Его горькая улыбка (крупный план). 2 часть. Она. 1. Бежит полестнице, «перил не касаясь». 2. Догоняет его у ворот. 3. Её отчаянье. 4.Последний её выкрик. 3 часть. Он. 1. Улыбка (спокойная). 2. Резкий и обидныйответ.
   Получается выразительныйпсихологический киноэтюд, в котором внутренняя драма передана чисто зрительнымиобразами.
   Это превосходноестихотворение достойно высочайшей оценки читателя.
       

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
 
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины жёлто-красной,
Слагаю я весёлые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
 
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озёрной лесопильни.
 
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

  Стихотворение написано в1912 году. Оно является шедевром лирики поэтессы.
Её лирическая героиня – неокружённая бытом и сиюминутными тревогами, но бытийная, вечная женщина. Она несовпадает с личностью автора, она – лишь своеобразная маска, представляющая туили иную грань женской души, женской судьбы. Естественно, Ахматова непереживала всех тех ситуаций, которые присутствуют в её поэзии, простоблагодаря своему особому дару сумела воплотить в стихах все ипостаси русскойженщины. Современники же неоднократно отождествляли Ахматову-человека с еёлирической героиней.
   В период с 1911 по 1917год в лирике Анны Андреевной всё более и более настойчиво проявляется  темаприроды, что было отчасти связано с тем, что этот период жизни она провела вимении своего мужа Слепнёвское. Русская природа описана в лирике Ахматовой судивительной нежностью и любовью: «шуршат в овраге лопухи», «гроздь рябиныжёлто-красной», «лишь изредка прорезывает тишь крик аиста, слетевшего накрышу». В этот период происходит сближение лирической героини с окружающим еёмиром, который становится более близким, понятным, родным, бесконечно красивыми гармоничным – миром, к которому стремится её душа.
   Анна Андреевна верила вБога, была ему верна. Поэтому в этом стихотворении говорится о женщине, котораянашла утешение в Господе. Ясли вчитаться в произведение, то можно разглядетьнекий совет: как переносить превратности судьбы. Можно вывести даже формулу:природа, вера и уединение.
   Анна Андреевна Ахматова– один из замечательных поэтов нашего времени. Её исключительное лирическоедарование не только тонко передавало душевные состояния человека, но и чуткооткликалось на большие события народной жизни.

ПАМЯТИ 19 ИЮЛЯ 1914
 
Мы на сто лет состарились, и это
Тогда случилось в час один:
Короткое уже кончалось лето,
Дымилось тело вспаханных равнин.
 
Вдруг запестрела тихая дорога,
Плач полетел, серебряно звеня…
Закрыв лицо, я умоляла бога
До первой битвы умертвить меня.
 
Из памяти, как груз отныне лишний.
Исчезли тени песен и страстей,
Ей – опустевшей – приказал всевышний
Стать страшной книгой грозовых вестей.

     Это стихотворение былонаписано в 1916 году в Слепневе. Время было тревожное: шатались вековые устоиРоссийской Империи, гибли в жестокой войне люди, близилась пора огромныхсоциальных потрясений. Тыловой же, высокопоставленный и чиновный Петербургпродолжал свою обычную жизнь, стараясь забыть о том, что происходит на западныхграницах государства.
   В поэзии того временигромко звучали фанфары официозного патриотизма. На каждом шагу висели плакаты«Военного займа», а газеты крупными заголовками кричали о «войне до победногоконца».
   Анна Ахматова, которуюуже привыкли считать поэтом камерных переживаний, так же задумывалась о судьбе,выпавшей на долю народа. Стихотворение «Памяти 19 июля 1914» написано о первомдне империалистической войны. Знаменательны её строки тем, что показывают ужаснависшей над страной угрозы: дороги родины засыпаны толпами призывных, гонимыхна фронт и что их сопровождает плач и стон осиротевших деревень. Поэт ощущаетэти минуты народного бедствия как перелом в своей личной судьбе: «лишним грузомдуши» и тенью подлинной жизни кажутся отныне прежние песни и прежние страсти.
   Конечно, лирика любовныхпереживаний продолжает жить в ахматовских стихах, но теперь она сочетается стемой разбуженной тревоги, которая остаётся на все годы, приближающие страну кпорогу великих социальных перемен и катастроф. И рождена эта тревога чувствомистинного патриотизма, которое, углубляясь и расширяясь, становится одним изосновных мотивов творчества Ахматовой.
       

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
 
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
 
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
 
   В вихревом 1917 году, когда произошла ломка привычных для кругаАхматовой представлений о жизни и предназначении поэта, она осталась со своейРоссией, разорённой и окровавленной, голодной и выстуженной, но по-прежнемуродной. Именно об этом Ахматова говорит в стихотворении-ответе, скорее даже –отповеди, тем, кто пытался переманить её в свой злобный стан.
   Тема Родины, появившаяся в лирике этих лет, приобретает особуютрактовку, сочетающую публицистичность и автобиографичность. Для поэтессыхарактерно контрастное видение Родины, созданию именно такого образаспособствует введение библейских мотивов и новаторская интерпретациятрадиционных мотивов русской поэзии девятнадцатого века.
   Не сразу Анна Ахматова могла разобраться в величии и социальныхперемен, принесённых Октябрьской революцией. Но свойственная ей любовь к Родиненикогда не отделялась у неё от мыслей о судьбах народа. Она твёрдо знала, что вэти исторические дни надо быть на родной земле, рядом со своим народом, а неискать спасения за рубежом, как это сделали многие из её прежнего круга.Ахматова не осуждает тех, кто уехал, но чётко определяет свой выбор: для неёэмиграция невозможна. Любовь её к Родине не предмет анализа, размышлений. БудетРодина – будет жизнь, дети, стихи. Нет её – нет ничего. Огромная боль застрадания России очень точно выразилась в этом её шедевре.

МУЖЕСТВО
 
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества побил на наших часах,
И мужество нас не покинет,
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
    
 
 
 
 
 
  Это произведение было написано 23 февраля 1942 года в Ташкенте. В те дни она,как и все ленинградцы, вносила посильный вклад в укрепление обороны: шила мешкидля песка, которыми обкладывались баррикады и памятники на площадях. Об этойработе Ахматовой знали немногие. Зато с быстротой молнии по бескрайнему фронтуВеликой Отечественной войны разнеслось её стихотворение «Мужество». Эти гордыеи уверенные слова неоднократно звучали в военные годы в концертных залах, сэстрады, на фронтовых выступлениях профессиональных чтецов и армейскойсамодеятельности.
  Ахматова долго отказывалась от эвакуации. Даже больная, истощённая дистрофией,она не хотела покидать «гранитный город славы и беды». Только повинуясьнастойчивой заботе о ней, Ахматова, наконец, эвакуируется самолётом в Ташкент.Но и там под небом Средней Азии, мысленно возвращалась она к терпящему бедывражеского окружения героическому народу. Чувство Родины, впервые увиденной еюс самолёта на долгом воздушном пути, явилось для неё как бы новым этапомтворческого постижения жизни. Тон её стихов обретает особую торжественность иубедительность. Безмерно расширяется круг наблюдений и размышлений. Это былауже полная зрелость духа и то, что можно назвать мудростью жизненного опыта.
  Ахматовой этого времени в высокой степени присуще чувство патриотизма. Действияв её стихах происходит как бы на фоне больших исторических событийсовременности, хотя, как и прежде, стихи остаются искренней исповедью души.
 СОДЕРЖАНИЕВведение
«Смуглый отрок бродил поаллеям…»… 10
«Сжала руки под тёмнойвуалью…»… 13
«Я научилась просто, мудрожить…»… 17
Памяти 19 июля 1914….… 20
«Мне голос был. Он звалутешно…»… 23
Мужество….… 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
/>Автор, редактор и издатель Махотина Екатерина, шк. №91, 11 А.
Под руководством КаминойС. В.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Міжгалузеві та галузеві принципи трудового права
Реферат Utilitarianism Theory Essay Research Paper The Utilitarian
Реферат Alcohol Warnings Essay Research Paper The FDA
Реферат Качество образования в Республике Казахстан технология переориентации на результаты
Реферат Hamlet Essay Research Paper Summary of Shakespeare
Реферат Мюллер, Вильгельм поэт
Реферат Теория машин и механизмов
Реферат Женские образы в русской литературе в 1-ой половины XIX в. (По произведениям А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина
Реферат Гражданское общество и политика
Реферат Особенности и изменение экономико-географического положения РФ
Реферат Водяной фазанчик
Реферат Рекреаційно-туристичний комплекс острівних країн Карибського моря
Реферат «псевдодокументализм» в русской неподцензурной прозе 1970-1980-х годов (Вен. В. Ерофеев, С. Д. Довлатов, Э. В. Лимонов)
Реферат ChanLing Tien Essay Research Paper ChangLin Tien
Реферат Should Animals Be Used For Research Testing