Решение проблемы выбора в романе М. Булгакова«Мастер и Маргарита»
Всепроходит, как тень, но время
Остается,как прежде, летящим,
Ибылое, темное бремя
Продолжаетжить в настоящем.
Н.Гумилев.
“Мой литературный портретзакончен, и он же есть политический портрет. Я не могу сказать, какой глубиныкриминал можно описать в нем, но я прошу об одном: за пределами его не искатьничего. Он исполнен совершенно добросовестно”. Это строки одного из последнегописьма Михаила Булгакова. Писатель стремился выйти из затянувшегося жизненного,но не творческого кризиса. Булгаков сделал свой выбор, исключающий возможностьдобровольно сотрудничать с властью. Да и она, власть, не очень-то стремиласьпризнавать профессионального литератора.
Писатель был “горячимпоклонником” свободы слова, печати, отрицал внешне привлекательные перспективыполитического компромисса с коммунистической властью. Литератор,кровносвязанный с русской интеллигенцией, считал ее “лучшим слоем в нашейстране”. Именно на нее он возлагал особые надежды в решении проблем. Отсюда — стремление встать, как художнику и мыслителю, над схваткой белых и красных,найти некую “среднюю линию”, снимающую поляризованность русской культуры.
Все свои сокровенные мечты имысли Михаил Булгаков воплотил в последнем романе «Мастер иМаргарита».
Каждый героя в этомпроизведении стоит перед выбором и делает его. Когда-то сатана на равныхразговаривал с богом. Добро. Зло. А человеческие души – в борьбе между Добром иЗлом. В романе звучит иная тема: не восстание Зла, а предательство Добра.
Вот Понтий Пилат, которыйявляется героем романа, написанного Мастером. Пилат был бесстрашным воином,умел ценить мужество, отвагу, не знал страха. Но постепенно он овладелискусством политической игры, научился маневрировать, хитрить, лицемерить. Апоскольку Пилат чаще всего имел дело с себе подобными, поверил в силу этого искусствабольше, чем в силу нормальных человеческих отношений, чувств, порывов.Прокуратор боится не за свою жизнь: ей ничего не угрожает. Пилат боится закарьеру. И тогда ему приходится решать, рискнуть ли карьерой, или отправить насмерть человека, успевшего покорить прокуратора умом, удивительной силой своегослова. Пилат предпочел последнее, потому что в его душе побеждает человека.Пилат сделал свой выбор: он струсил и тем самым предал Добро.
Ад, как воплощениесправедливости, сочетается с возможностью искупления: Фрида, рыцарь и Пилат,испив отмеренную им чашу мучений, получают прощение.
Булгакову наиболее близокего герой – Мастер. Именно у него мы находим черты характера, идеалы и помыслаавтора. Мастер разрешил для себя главный вопрос жизни, сделал выбор: “Злыхлюдей нет на свете”. Все добры от природы. И надо только высвободить энергиюдоброты силою слова, убежденного, честного и откровенного. И не в коем случаене силою власти, ибо “всякая власть является насилием над людьми… настанетвремя, когда не будет власти ни кесарей, никакой-либо иной власти. Человекперейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакаявласть…”
Закончив роман и покинувсвой тайный приют, Мастер вышел к людям. “И тогда жизнь моя кончилась”, — печальноконстатирует он.
В чем же дело? Романоказался плох. Конечно, нет. Но реакцию он вызвал странную. Едва в газетепоявился отрывок из него, как критики обрушили на голову Мастера целый потокзлобно-ругательных статей. При этом: “Что-то фальшивое и неуверенноечувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный иуверенный тон”.
Сначала Мастера душил смех –так нелепы были предъявления ему претензии и обвинения. Потом пришло удивлениеперед явной фальшью и неуверенностью этих обвинений. И в конце концов родилсястрах, не перед статьями, громившими его роман, — перед миром, который вызвалих к жизни. Мастер устает бороться и принимает предложение Воланда. Тем самымМастер выбирает покой.
И лишь для Мастера иМаргариты Булгаков приберег по-своему счастливый финал: их ожидает вечныйпокой. “Слушай беззвучие, — говорила Маргарита мастеру…- слушай и наслаждайсятем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной. Смотри, вон впереди твой вечныйдом, который тебе дали в награду… и память мастера, беспокойная, исколотаяиглами память, стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам онтолько что отпустил созданного им героя”. Есть в этих завершающих строчкахпечаль смерти. Но есть и обещание бессмертия, как и в стихотворении АлександраБлока:
И всемказалось, что радость будет,
Что втихой заводи все корабли,
Что начужбине усталые люди
Светлуюжизнь себе обрели.
Мастеру, несомненно, сужденатакая же долгая жизнь, как её творцу.