Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Особенности композиции романа "Герой нашего времени"

ОГОУ«Ненецкая общеобразовательная средняя школа-интернат
им. А.П.Пырерки»
Особенностикомпозиции романа
«Герой нашеговремени».
( реферат политературе)
г.Нарьян-Мар-2009

План
I Вступление
II Главная часть
III Заключение.

Вступление
Композиция – это одно изважнейших средств, при помощи которых писатель изобретает интересующие егоявления жизни так, как он их понимает, и характеризует действующих лицпроизведения.
Идейная задача автораобусловило и своеобразное построение романа. Особенностью его являетсянарушение хронологической последовательности событий, о котором рассказываетсяв романе. Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свойжанр, свой сюжет и свое заглавие.
«Бэла»
«Максим Максимыч»
«Тамань»
«Княжна Мери»
«Фаталист»
Герой, который объединяетвсе эти повести в нечто цельное, в единый роман,- Григорий АлександровичПечорин. Если расположить историю его жизни, изобретаемую в романе, вопределенной последовательности, получится следующее.
Бывший гвардейскийофицер, за что – то переведенный на Кавказ, Печорин едет к месту своегонаказания. По дороге он заезжает в Тамань. Здесь с ним случилось приключение, окотором рассказывается в повести «Тамань».
Отсюда он приезжает вПятигорск («Княжна Мери»). За дуэль с Грушницким он сослан на службу вкрепость. Во время его службы в крепости происходят события, рассказанные вповестях «Бэла» и «Фаталист». Проходит несколько лет. Печорин, вышедший вотставку, уезжает в Персию. По дороге туда он встречается последний раз сМаксимом Максимычем («Максим Максимыч»).
Расположение частейромана должно быть таким:
«Тамань»
«Княжна Мери»
«Бэла»
«Фаталист»
«Максим Максимыч»
И мне захотелосьразобраться: почему М.Ю. Лермонтов совсем по–другому построил свой роман,почему расположил главы совершенно в другом порядке какие цели ставил передсобой автор, какова идея романа.

Композиционноеи художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»
В 1839 году в третьемномере журнала «Отечественные записки» была опубликована повестьМихаила Лермонтова «Бэла». Затем, в одиннадцатом номере появиласьповесть «Фаталист» и во второй книжке журнала за 1840 год — «Тамань». В том же 1840 году уже известные читателю три новеллы,повествующие о различных эпизодах жизни некоего Печорина, вышли в печати какглавы романа «Герой нашего времени». Критика встретила новоепроизведение неоднозначно: завязалась острая полемика. Наряду с бурнымивосторгами «неистового Виссариона» — Белинского, назвавшего романЛермонтова произведением, представляющим «совершенно новый мирискусства», увидевшего в нем «глубокое знание человеческого сердца исовременного общества», «богатство содержания и оригинальность»,в печати зазвучали голоса критиков, абсолютно не принявших роман. ОбразПечорина показался им клеветнической карикатурой, подражанием западнымобразцам. Понравился противникам Лермонтова лишь «истинно русский»Максим Максимыч. Показательно, что абсолютно так же оценил «Героя...»и император Николай I. Сам он объяснял, что, начав читать роман, было,обрадовался, решив, что именно Максим Максимыч и есть «герой нашеговремени». Однако, обнаружив в дальнейшем свою ошибку, очень на авторанегодовал. Реакция критики заставила Лермонтова при переиздании дополнить романавторским предисловием и предисловием к «Журналу Печорина». Оба этипредисловия играют важную, определяющую роль в произведении: выявляютмаксимально объемно авторскую позицию и дают ключ к разгадке лермонтовскогометода познания действительности. Композиционная сложность романа неразрывносвязана с психологической сложностью образа главного героя.
Неоднозначность характераПечорина, противоречивость этого образа выявлялась не только в исследованиисамого его духовного мира, но и в соотнесении героя с остальными персонажами.Автор заставляет читателя постоянно сопоставлять главного героя с теми, кто егоокружает. Таким образом, было найдено композиционное решение романа, согласнокоторому читатель постепенно приближается к герою.
Опубликовав сначалавразбивку три повести, которые в окончательном варианте романа не являлись дажеглавами одной части, Лермонтов «сделал заявку» на произведение, пожанру родственное «Евгению Онегину». В «Посвящении» Пушкинназвал свой роман «собраньем пестрых глав». Это подчеркивалодоминанту авторской воли в изложении событий: повествование подчиняется нетолько и не столько последовательности происходящего, сколько его значимости;эпизоды выбираются не по остроте сюжетных коллизий, но по психологическойнасыщенности. Задуманный Лермонтовым как «длинная цепь повестей»роман предполагал ту же, что и у Пушкина, художественную задачу. И вместе с тем«Герой нашего времени» создает в русской литературе особый, абсолютноновый тип романа, легко и органично сочетающий в себе черты традиционныхроманных жанров (нравоописательного, авантюрного, личного) и черты «малыхжанров», широко распространенных в русской литературе в 30-х годах:путевого очерка, рассказа на бивуаке, светской повести, кавказской новеллы. Какотмечал Б. Эйхенбаум, "«Герой нашего времени» явился выходом запределы этих малых жанров по пути к объединяющему их жанру романа".
Композиция романаподчинена логике раскрытия образа главного героя. В. Набоков в«Предисловии к „Герою нашего времени“ писал о расположенииновелл: „В первых двух — “Бэла» и «Максим Максимыч» — автор, или, говоря точнее, герой-рассказчик, любознательный путешественник,описывает свою поездку на Кавказ по Военно-Грузинской дороге в 1837 году илиоколо того. Это Рассказчик 1. Выехав из Тифлиса в северном направлении, онзнакомится в пути со старым воякой по имени Максим Максимыч. Какое-то время онипутешествуют вместе, и Максим Максимыч сообщает Рассказчику 1 о некоем ГригорииАлександровиче Печорине, который, тому пять лет, неся военную службу в Чечне,севернее Дагестана, однажды умыкнул черкешенку. Максим Максимыч — этоРассказчик 2, и история его называется «Бэла». При следующем своемдорожном свидании («Максим Максимыч») Рассказчик 1 и Рассказчик 2встречают самого Печорина. Последний становится Рассказчиком 3 — ведь еще триистории будут взяты из журнала Печорина, который Рассказчик 1 опубликуетпосмертно. Внимательный читатель отметит, что весь фокус подобной композициисостоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина, пока, наконец, онсам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых. В первомрассказе Печорин находится от читателя на «троюродном» расстоянии,поскольку мы узнаем о нем со слов Максима Максимыча да еще в передачеРассказчика 1. Во второй истории Рассказчик 2 как бы самоустраняется, иРассказчик 1 получает возможность увидеть Печорина собственными глазами. Скаким трогательным нетерпением спешил Максим Максимыч предъявить своего героя внатуре. И вот перед нами три последних рассказа; теперь, когда Рассказчик 1 иРассказчик 2 отошли в сторону, мы оказываемся с Печориным лицом к лицу.
Из-за такой спиральнойкомпозиции временная последовательность оказывается как бы размытой. Рассказынаплывают, разворачиваются перед нами, то все как на ладони, то словно в дымке,а то вдруг, отступив, появятся вновь уже в ином ракурсе или освещении, подобнотому, как для путешественника открывается из ущелья вид на пять вершинКавказского хребта. Этот путешественник — Лермонтов, а не Печорин. Пятьрассказов располагаются друг за другом в том порядке, в каком событиястановятся достоянием Рассказчика 1, однако хронология их иная; в общих чертахона выглядит так:
Около 1830 года офицерПечорин, следуя по казенной надобности из Санкт-Петербурга на Кавказ вдействующий отряд, останавливается в приморском городке Тамань (порт,отделенный от северо-восточной оконечности полуострова Крым нешироким проливом).История, которая с ним там приключилась, составляет сюжет «Тамани»,третьего по счету рассказа в романе.
В действующем отрядеПечорин принимает участие в стычках с горскими племенами и через некотороевремя, 10 мая 1832 года, приезжает отдохнуть на воды, в Пятигорск. ВПятигорске, а также в Кисловодске, близлежащем курорте, он становитсяучастником драматических событий, приводящих к тому, что 17 июня он убивает надуэли офицера. Обо всем этом он повествует в четвертом рассказе — «КняжнаМери».
19 июня по приказувоенного командования Печорин переводится в крепость, расположенную в Чеченскомкрае, в северо-восточной части Кавказа, куда он прибывает только осенью(причины задержки не объяснены). Там он знакомится со штабс-капитаном МаксимомМаксимычем. Об этом Рассказчик 1 узнает от Рассказчика 2 в «Бэле», скоторой начинается роман.
В декабре того же года(1832) Печорин уезжает на две недели из крепости в казачью станицу севернееТерека, где приключается история, описанная им в пятом, последнем рассказе — «Фаталист».
Весною 1833 года онумыкает черкесскую девушку, которую спустя четыре с половиной месяца убиваетразбойник Казбич. В декабре того же года Печорин уезжает в Грузию и в скоромвремени возвращается в Петербург. Об этом мы узнаем в «Бэле».
Проходит около четырехлет, и осенью 1837 года Рассказчик 1 и Рассказчик 2, держа путь на север,делают остановку во Владикавказе и там встречают Печорина, который уже опять наКавказе, проездом в Персию. Об этом повествует Рассказчик 1 в «МаксимеМаксимыче», втором рассказе цикла.
В 1838 или 1839 году,возвращаясь из Персии, Печорин умирает при обстоятельствах, возможно,подтвердивших предсказание, что он погибнет в результате несчастливого брака.
Рассказчик 1 публикуетпосмертно его журнал, полученный от Рассказчика 2. О смерти героя Рассказчик 1упоминает в своем предисловии (1841) к «Журналу Печорина»,содержащему «Тамань», «Княжну Мери» и«Фаталиста». Таким образом, хронологическая последовательность пятирассказов, если говорить об их связи с биографией Печорина, такова:«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»,«Бэла», «Максим Максимыч». Маловероятно, чтобы в процессеработы над «Бэлой» Лермонтов уже имел сложившийся замысел«Княжны Мери». Подробности приезда Печорина в крепость Каменный Брод,сообщаемые Максимом Максимычем в «Бэле», не вполне совпадают сдеталями, упомянутыми самим Печориным в «Княжне Мери» В первой части мывидим Печорина глазами Максима Максимыча. Этот человек искренне привязан кПечорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только разницасоциального положения и возраст. Они люди принципиально различных типовсознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, начинавшегослужбу еще при генерале Ермолове и навсегда сохранившего»ермоловский" взгляд на жизнь, его молодой приятель — явлениечужеродное, странное и необъяснимое. Поэтому в рассказе Максима МаксимычаПечорин предстает как человек таинственный, загадочный: «Ведь есть, право,эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разныенеобыкновенные вещи!» Что может объяснить читателю эта сентенция? Даничего, кроме того, что Максим Максимыч Печорина не понимает и понять особо нестремится, любя его просто как «славного малого».
Максим Максимыч выбранпервым рассказчиком неслучайно. Его образ — один из важнейших в романе, ибоэтот человеческий тип очень характерен для России первой половины минувшеговека. В условиях кавказской войны формировался новый тип «русскогокавказца» — чаще всего это были люди, подобные Ермолову, превыше всего ставящиезакон силы и власти, и их подчиненные — добрые, искренние и не рассуждающиевоины. Такой тип и воплощен в образе Максима Максимыча. Нельзя забывать, чтоКавказ называли «теплой Сибирью», туда в действующую армию ссылалинеугодных — в частности, и многих декабристов. На Кавказ ехали и молодые люди вжажде побывать в «настоящем деле», туда стремились и как вэкзотическую страну чудес, в край свободы...
Все эти черты Кавказаесть в лермонтовском романе: мы видим и буднично-бытовые картины, иэкзотические; перед нами мелькают образы «сказочных» горцев иобычные, знакомые всем завсегдатаи светских гостиных. Так или иначе, все онисродни Печорину: в нем есть нечто от черкеса (вспомните его безумную скачку наконе по горам без дороги после первого свидания с Верой!); он естествен в кругукняжны Лиговской. Единственный человек, с кем у Печорина нет ничего общего, этоМаксим Максимыч. Люди разных поколений, разных эпох и разных типов сознания;штабс-капитан и Печорин абсолютно чужды друг другу. Потому и запомнился МаксимуМаксимычу его давний подчиненный, что так и не смог он понять, разгадать его. Врассказе Максима Максимыча Печорин предстает романтическим героем, встреча скоторым стала одним из ярчайших событий в его жизни; тогда как для Печорина исам штабс-капитан, и история с Бэлой — лишь эпизод в ряду других. Даже прислучайной встрече, когда Максим Максимыч готов кинуться ему в объятья, Печоринуне о чем с ним говорить: вспоминать Бэлу — болезненно, рассказать старомуприятелю — нечего… «Мне пора, Максим Максимыч.» Итак, из новеллы«Бэла» (кстати, написанной позже других) мы узнаем о существованиинекоего Печорина — героя романтической истории с черкешенкой. Зачем Печоринупонадобилась Бэла; почему, едва добившись ее любви, он скучает и томится; отчегобросился отбивать ее у Казбича (ведь разлюбил!); что мучило его у постелиумирающей Бэлы и почему засмеялся, когда добрейший Максим Максимыч попыталсяего утешить? Все эти вопросы остаются без ответа; в Печорине — все тайна,поведение героя читатель волен объяснять в меру собственного воображения. Вглаве «Максим Максимыч» завеса тайны начинает приподниматься.
Место рассказчиказанимает давешний слушатель штабс-капитана, путешествующий офицер. Итаинственному герою «кавказской новеллы» придаются какие-то живыечерты, его воздушный и загадочный образ начинает обретать плоть и кровь.Странствующий офицер не просто описывает Печорина, он дает психологическийпортрет. Он человек того же поколения и близкого, вероятно, круга. Если МаксимМаксимыч ужаснулся, услышав от Печорина о томящей его скуке: "… жизнь моястановится пустее день ото дня...", то его слушатель принял эти слова безужаса, как вполне естественные: «Я отвечал, что много есть людей,говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду...»И поэтому для офицера-рассказчика Печорин гораздо ближе и понятнее; он многоеможет объяснить в герое: и «бури душевные», и «некоторуюскрытность», и «нервическую слабость». Так загадочный, ни накого не похожий Печорин становится более или менее типичным человеком своеговремени, в его облике и поведении обнаруживаются общие закономерности. И все жезагадка не исчезает, «странности» остаются. Повествователь отметитглаза Печорина: «они не смеялись, когда он смеялся!» В них рассказчикпопытается угадать «признак — или злого права, или глубокой постояннойгрусти»; и поразится их блеску: «то был блеск, подобный блескугладкой стали, ослепительный, но холодный… Именно поэтому так радпутешественник, заполучив записки Печорина: „Я схватил бумаги и поскорее унесих, боясь, чтоб штабс-капитан не раскаялся. Написанное от лица повествователяпредисловие к “Журналу Печорина» объясняет его интерес к этойличности.
Он говорит о бесконечнойважности изучения «истории души человеческой», о необходимости понятьистинные причины побуждений, поступков, характера человека: "… и можетбыть, они найдут оправдания поступкам, в которых до сих пор обвиняли..."Все это предисловие подтверждает духовную близость повествователя и героя, ихпринадлежность к одному поколению и одному человеческому типу: вспомните,например, рассуждения рассказчика о «коварной неискренности истинногодруга», оборачивающейся «неизъяснимой ненавистью, которая, таясь подличиной дружбы, ожидает только смерти или несчастия любимого предмета, чтобразразиться над его головою градом упреков, советов, насмешек исожалений». Как близки эти слова горьким мыслям самого Печорина о дружбе,как объясняют они его убеждение «я к дружбе не способен»!
Мнение рассказчика оПечорине выражено однозначно: «Мой ответ — заглавие этой книги». Этоже и объяснение его напряженного интереса к герою: перед нами не толькосвоеобразный человек, типичный для своей эпохи. Герой времени — это личность,сформированная данным веком, и ни в какую другую эпоху подобный человек появитьсяне мог бы. В нем сконцентрированы все черты, все достоинства и недостатки еговремени. В предисловии к роману Лермонтов полемически заявляет: «Геройнашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека:это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном ихразвитии». Но свой роман «едких истин» он создает не для того,чтобы бичевать пороки: он подносит обществу зеркало, чтобы люди увидели себя,взглянули в собственное лицо, постарались понять себя самих. Это и есть главнаязадача Лермонтовского романа. Как бы ни был близок Печорин рассказчику,полностью понять его он не может. Для полного, глубокого понимания Печориндолжен сам сказать о себе. И две трети романа составляет его исповедь.
Важно, что Печорин, ни вкоей мере не являясь автопортретом Лермонтова («Старая и нелепаяшутка!» — говорится в предисловии о подобном толковании), все же частобесконечно близок автору в своих оценках, эмоциях, рассуждениях. Это создаетособое ощущение общности судьбы людей лермонтовского поколения. Как и в«Думе», поэт, ощущая себя внутри поколения, разделяя его вину исудьбу, своим пониманием общей трагедии, яростным негодованием и всей горечьюразмышлений выходит из общей массы, поднимается над ней — на недосягаемые высотыдуха.
Композиция «ЖурналаПечорина» очень своеобразна. Это как бы «роман в романе».
Первая новелла«Тамань» — единый рассказ о происшествии, приключившемся с героем. Вней намечены основные мотивы всего «журнала»: стремление Печорина кактивным действиям; «любопытство», толкающее его ставить«эксперименты» над собой и окружающими, вмешиваться в дела, до негоне касающиеся; его безрассудная храбрость и романтическое мироощущение. И — главное! — стремление понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков,постичь их психологию. Мы еще не понимаем, зачем ему это надо, но нам уже яснеестановится его поведение в истории с Бэлой.
«Княжна Мери»построена из дневниковых записей — это почти ежедневная летопись жизниПечорина. Он описывает события дня. Но не только и не столько их. Обратитевнимание: Печорин ничуть не интересуется «общими вопросами». Мы малочто узнаем о Пятигорске, о публике, о событиях в стране, в самом городке, оходе военных действий (а ведь ежедневно, наверное, прибывают новички — и рассказывают!).Печорин пишет о своих мыслях, чувствах, о своем поведении и поступках. Не будьГрушницкий его прежним знакомым, Печорин не обратил бы на него внимания, но,принужденный возобновить знакомство, разражается в журнале едкой эпиграммой насамого Грушницкого и ему подобных. А вот доктор Вернер Печорину интересен: этоособый человеческий тип, в чем-то близкий ему, во многом чуждый. При видепрелестной княжны Мери Печорин начинает рассуждать о ножках и зубках, апоявление Веры, с ее глубокой, трагической любовью, заставляет его страдать.Видите закономерность? Печорину неинтересен играющий роль«разочарованного», насквозь подражательный Грушницкий, неинтереснапоначалу и обычная московская барышня Мери Лиговская. Он ищет самобытные,естественные и глубокие натуры, исследуя, анализируя их, так же, как исследуетсобственную душу. Ибо Печорин, как и офицер-повествователь, как и сам авторромана, считает, что «история души человеческой… едва ли не любопытнее ине полезнее истории целого народа...»
Но Печорину мало простонаблюдать характеры: жизнь в ее будничном, неторопливом течении даетнедостаточно пищи для размышлений. Прав ли был наивный Максим Максимыч,считавший Печорина «эдаким» человеком, у которого «на родунаписано, что с ним должны случаться разные необыкновенные вещи»?Разумеется, нет. Дело не в том, что Печорину суждены разные приключения — онсам их себе создает, постоянно активно вмешиваясь в свою судьбу и в жизньокружающих, меняя ход вещей таким образом, чтобы он привел к взрыву, к столкновению.Так было в «Бэле», когда он круто изменил судьбу девушки, Аромата, ихотца, Казбича, сплетая их пути в немыслимый клубок. Так было в«Тамани», где он вмешался в жизнь «честныхконтрабандистов», в «Княжне Мери»...
Всюду Печорин не простоизменяет и усложняет жизнь окружающих. Он вносит в их судьбы свою неприятность,свое бездумье и тягу к разрушению Дома — символа мирной жизни, непричастности кобщей судьбе, укрытия от ветров эпохи. Лишает дома Бэлу — ее любовь непозволяет ей вернуться к отцу; заставляет бежать из дома, опасаясьродительского гнева, Аромата; заставляет «честных контрабандистов»бросить кров и плыть в неизвестность; рушит возможные дома Грушницкого иМери… Духовная не успокоенность, вечный поиск, жажда истинной жизни иистинной деятельности ведут Печорина вперед и вперед, не дают ему остановиться,замкнуться в кругу семьи и близких, обрекают на бездумье и вечноескитальчество. Мотив разрушения Дома — один из главных в романе: появление«героя времени», человека, воплотившего в себе все черты эпохи,создает «ситуацию взрыва» — заставляет людей почувствовать на себевсю трагичность века, ибо перед лицом общих законов времени человек беззащитен.На себе и на окружающих испытывает Печорин эти законы. Сталкивая людей, друг сдругом и с их судьбами, он заставляет их души проявляться в полной мере,абсолютно раскрываться: любить, ненавидеть, страдать — жить, а не убегать отжизни. И в этих людях, в их душах и судьбах стремится Печорин разгадать ихистинное предназначение.
Повесть«Фаталист», завершающая «Журнал Печорина», концентрирует всебе основные философские проблемы романа: роль фатума в жизни человека ипротивостояние ему индивидуальной человеческой воли. Но «главной задачейглавы является не философская дискуссия сама по себе, а определение в ходе этойдискуссии характера Печорина»
В заключение хочупривести слова В. Г. Белинского из статьи «Герой нашего времени»
В «предисловии» к журналуПечорина автор, между прочим, говорит:
Я поместил в этой книгетолько то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе; в моих рукахосталась еще толстая тетрадь, где он рассказывает всю жизнь свою. Когда –нибудь и она явится на суд света; но теперь я не смею взять на себя этуответственность по многим важным причинам.
Благодарим автора заприятное обещание, но сомневаемся, чтоб он его выполнил: мы крепко убеждены,что он навсегда расстался со своим Печориным. В этом убеждении утверждает наспризнание Гете, который говорит в своих записках, что, написав «Вертера»,бывшего плодом тяжелого состояния его духа, он освободился от него и был такдалек от героя своего романа, что ему смешно было видеть, как сходила от него сума пылкая молодежь… такова благородная природа поэта, собственною силою своеювырывается он из всякого момента ограниченности и летит к новым, живым явлениямира, в полное славы творения… объектируя собственное страдание, оносвобождается от него; переводя на поэтические звуки диссонансы духа своего, онснова входит в родную ему сферу вечной гармонии… если же г. Лермонтов ивыполнит свое обещание, то мы уверены, что он представит уже не старого изнакомого нам Печорина, о котором еще можно много сказать. Может быть, онпокажет его нам исправившимся, признавшим законы нравственности, но, верно, ужене в утешение, а в пущее огорчение моралистов; может быть, он заставит егопризнать разумность и блаженство жизни, но для того, чтобы увериться, что этоне для него, что он много утратил сил в ужасной борьбе, ожесточился в ней и неможет сделать эту разумность и блаженство своим достоянием.… А может быть и то:он сделает его и причастником радостей жизни, торжествующим победителем надзлым гением жизни.… Но то или другое, а, во всяком случае, искупление будетсовершенно через одну из тех женщин, существованию которых Печорин так упрямоне хотел верить, основываясь не на своем внутреннем созерцании, а на бедныхопытах своей жизни… Так сделал и Пушкин со своим Онегиным: отвергнутая имженщина воскресила его из смертного усыпления для прекрасной жизни, но не длятого, чтобы дать ему счастье, а для того, чтобы наказать его за неверие втаинство любви и жизни и в достоинстве женщины.

Списокиспользованной литературы
1.Белинский В.Г. «Герой нашего времени»: СочиненияМ.Лермонтова. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине, Лермонтова, Гоголь – М. 1983г.
2. Герштейн Э. Судьба Лермонтова М.1986
3. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова М 1973г.
4. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашеговремени»: Комментарий. 2 – е изд. доп.- Л., 1975.
5. Михайлова Е. Проза Лермонтова. – М., 1975
6. Удодова В.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».– М., 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.