Наталья Ярыгина
Понятие«образование» в педагогике имеет разное значение: усвоениеопределенного объема знаний, умений, навыков; организованный процесс воспитанияи обучения личности; деятельность, связанная с передачей и усвоением знаний,умений и навыков и т. д. Тезаурус «Новые ценности образования»определяет образование как «специальную сферу социальной жизни, создающуювнешние и внутренние условия для развития индивида (ребенка и взрослого в ихвзаимодействии, а также в автономном режиме) в процессе усвоения ценностейкультуры». Отсюда, по мнению авторов цитируемой статьи, образование не чтоиное, как синтез обучения и учения, поэтому цель образования — «развитиеиндивида, сообщества и в глобальном плане — сохранение и развитие культурных ицивилизованных форм жизни — достигаются посредством освоения индивидомразличных видов деятельности».
Естьи иная точка зрения, касающаяся широкого понятия «образование».Например, Е.П. Белозерцев в ряде работ определяет его как«историко-культурный феномен, средоточие, условие и показатель духовногосостояния нации». Он предлагает отказаться от сведения этого понятия кодной из узких категорий педагогики. Исследователь говорит о социальной ролиобразования как выражения потребностей общества и государства в решенииопределенных проблем. Именно через развитие образования, по его мнению, происходитвоздействие на образ жизни людей.
Существенноеизменение в многозначное понятие «образование» внесли современныефилософы, отметив, что к началу 90-х гг. в качестве важнейшей чертысовременного образования вычленяется «его направленность на то, чтобы готовитьучащихся не только к социальной адаптации, но и к активному освоению ситуацийсоциальных перемен». Среди мегатенденций образования ими выделяются«массовый характер образования и его непрерывность (выделено нами — Н. Я.)как новое качество; значимость образования как для индивида, так и дляобщественных ожиданий и норм; ориентация на активное усвоение человекомспособов познавательной деятельности; адаптация образовательного процесса кзапросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащегося;обеспечение возможностей его самораскрытия».
Особуюроль в педагогике настоящего времени отводят гуманитарному образованию. В неговходит и образование филологическое. И, тем не менее, филология какпознавательная область совсем не выделяется дидактами в классификации учебныхдисциплин. Очевидно, ответ на этот вопрос следует искать в семантическойтрансформации термина «филология». И хотя филология сопровождалакультурного человека со времен античности и составляла интеллектуальную«роскошь» самопознания культуры, в научный обиход термин«филология» был введен Ф.А. Вольфом только во второй половине XVIIIвека. Им ученый определил предмет филологии как «совокупности сведений иизвестий, которые знакомят нас с деяниями и судьбами, с политическим, научным идомашним положением греков и римлян, с их культурой, языками, искусством инауками, с нравами, религиями, национальным характером и образом мыслей — всеэто так, чтобы мы имели возможность дошедшие до нас их произведенияосновательно понимать и наслаждаться ими, проникая в их содержание и дух,представляя себе древнюю жизнь и сравнивая ее с позднейшей и сегодняшней».А уже к середине XIX века единовластие «классической филологии» былоотменено развитием германской филологии (братья Я. И В. Гримм, К. Лахман),славяноведения (А.Х. Востоков, В. Ганка) и других отраслей «новойфилологии», стимулированной в своем развитии романтизмом и другимиидейными веяниями. С этого момента филология потеряла свое единство и сталафункционировать как научный принцип. В современном значении термин«филология» обозначает «содружество гуманитарных дисциплин,изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества черезязыковой и стилистический анализ письменных текстов. Текст во всей совокупностивнутренних аспектов и внешних связей — та исходная реальность, которая данафилологии и существенна для нее», по определению С.С. Аверинцева.
Дляжурналистики текст также значим, хотя бы уже потому, что«журналистика» определялась в истории, прежде всего, как литературно-публицистическаядеятельность в журналах и газетах, а уже во втором, собирательном, значении какпериодические издания. Несмотря на то, что современное лексическое значениеслова «журналистика» намного шире (это «общественная деятельностьпо сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальнойинформации через каналы массовой коммуникации, печать, радио, телевидение, кинои др.»), текст остается первоосновой любого журналистского труда. Такимобразом, язык — основное средство журналистики, как и для «чистой»филологии. В этой связи особое значение при получении профессиональногожурналистского образования приобретает филологическая база.
Учитываяспецифику филологии как совокупности наук, изучающих культуру народа,выраженную в языке и литературном творчестве, целью филологического образованиястало вооружение обучающихся систематическими специальными знаниями,практическими навыками и первоначальными умениями. Прежде всего, это работа надтекстом, ибо первооснову филологических наук составляет именно он, а в нем, всвою очередь, самое главное — слово в контекстуальном значении.
Сграмотного пользования языком начинается нация. В последние годыкатастрофически быстро теряются нормы речи, меняются лексические значения слов,язык засоряется жаргонизмами, варваризмами, диалектизмами и т.п. От этогоменяется смысл высказывания, искажаются мысли. Зачастую не могут точно изложитьсуть высказывания видные деятели государства, политики, да и некоторые ученые.Между тем, слово — веское оружие, если им умело пользоваться. И лучше решатьпротиворечия современной жизни таким оружием, нежели боевым. Еще К.Д. Ушинскийотметил, что «высказать смелое слово истины иногда опаснее, чем подставитьголову под пули».
Нанаш взгляд, самым конструктивным и перспективным является определение«филологического образования», данное С.С. Аверинцевым. Он считает,что филология «самозаконная форма знания, которая определяется не столькограницами предмета, сколько подходом к нему», она — единство гуманитарных дисциплин,«изучающих духовную культуру человека через языковой и стилистическийанализ письменных памятников». Филология «вбирает в свой кругозор всюширину и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного»,«служит самопознанию культуры». Она помогает понять человека другогоменталитета, и через это иную культуру, другое пространство и время. Предметфилологии — «весь человеческий мир, но мир организованный и увиденныйчерез текст». Внутренняя структура предмета филологии, по мысли С.С.Аверинцева, «двуполярная: скромная служба при тексте, беседа с нимнаедине, пристальная „согбенность“ над текстом» и«универсальность, пределы которой невозможно установить заранее».
М.М.Бахтин указывал на то, что надо «понимать текст, как его понимал автор данноготекста. Но понимание может быть и должно быть лучшим. Могучее и глубокоетворчество во многом бывает бессознательным и многоосмысленным. В понимании оновосполняется сознанием и раскрывается многообразием смыслов. Таким образом,понимание восполняет текст: оно — активно и носит творческий характер.Творческое понимание продолжает творчество». Итак, основными категориямифилологического дискурса являются текст и смысл. Такой же позициипридерживаются Э.В. Красновский и Ю.И. Лыссый: «Наиболее концептуальнойдля филологии как содружества наук и филологического образования в целомявляется идея текста и заложенного в нем смысла, идея познавательного диалогаобучающегося с текстом. Задача педагога и состоит в том, чтобы этот диалогсостоялся, стал продуктивным, подлинно человеческим».
Говоряо добротном «журналистском образовании» в обозначенном нами контексте«филологического образования», мы считаем одной из важных егосоставляющих развитие профессиональной культуры. Качественная профессиональнаяподготовка специалистов любого профиля немыслима сегодня без квалитативнойкультуры. В этой связи принято говорить о культуре высокой, низкой, или об ееотсутствии. Вслед за А.И. Субетто, Ю.К. Черновой, В.В. Щипановым данноесловосочетание понимается нами как культура качества, то естьотрефлексированная с позиций философии качества и определенной совокупностизнаний деятельность человека. Профессиональная культура журналиста складываетсяне только из освоения средств, при помощи которых реализуется функциональная сутьжурналистики, но и из освоения самой этой функциональной сути. Одна из ведущихфункций журналистского предмета, наряду с идеологической, — это егокультурно-образовательная (определение Е.П. Прохорова) иликультурно-просветительская (определение Г.В. Чевозеровой) функция. Журналистикадолжна четко и ясно трансформировать адресату (читателю, слушателю, зрителю)ценности конкретного исторического периода. В этом заключается еевышеопределенная функция, цель которой — обогатить внутренний мир человека как самоценнойличности. Адресат журналистского труда сам выберет то, что для него значимо иважно, принимаемо и ценно. Задача журналиста — расшифровать те образы, которыесоздали литература и другие виды искусства и культуры, популяризировать их.Журналист анализирует источники формирования этих образов. Возможен и другойподход: синтез вместо анализа. В этом случае журналист собирает информацию поопределенному разделу культуры и предлагает ее адресату. При этом попрофессиональной этике он не должен довлеть на выбор адресата. Журналистнейтрален, оценка не его прерогатива.
Обаметода (анализ и синтез) — лишь разные формы реализациикультурно-образовательной (культурно-просветительской) функции журналистики.Журналист фиксирует культурологический уровень своего времени. Особуюзначимость его продукция будет иметь при условии отражения специфики не толькосовременного ему времени, но и обозначенного регионального пространства. То,что культурно для одного региона, может вызвать лишь улыбку или вздох в другом.Достаточно сравнить Север и Юг России, культуру разных народов, населяющих нашустрану, чтобы доказать мысль о необходимости учета времени и пространства прификсировании и предоставлении примеров из сферы культуры для подражания иразвития личности современного социума. Даже тогда, когда речь идет обобщечеловеческих ценностях, миссия журналиста предоставить варианты для выбора,т.е., вспоминая учение Платона, который впервые поставил в работе«Государство» вопрос о передаче добродетелей последующим поколениямили «учить навыкам жизни сообща».
Притаком подходе к журналистской деятельности уже во время обучения профессиистудент, прежде всего, должен сам овладеть определенным уровнем культуры.Первым шагом на этом пути, несомненно, станет овладение культуройфилологической. Главными признаками филологической культуры мы считаемцелостное постижение филологического знания и приобретение навыков пользованиямногообразием средств филологических наук, интерпретации художественного ипублицистического текстов, готовность к постоянному совершенствованию в областифилологии, потребность в развитии творческого потенциала. Формировать этукультуру возможно при взаимосвязанном изучении предметов гуманитарного цикла:русского и иностранного языков, русской и всемирной литературы, практическойстилистики и литературного редактирования, основ творческой деятельностижурналиста, культуры речи, поэтики словесного искусства, мировой художественнойкультуры и др.
Деятельностнымфундаментом обучаемых является категория успешности, под которой мы понимаемсовокупность социально-значимых профессиональных результатов. R — результат — обеспечивается той совокупностью мер, которая должна содержать в себе какминимум три очевидные цели. Необходимо знать: что делать, как делать, что необходимоиметь, чтобы это сделать. Отсюда и составляющие филологической культуры — триравновеликие пространства, каждое из которых важно дляспециалиста-профессионала:
-I- информационное (совокупность сведений о решаемой проблеме), представляемоенами триединством духовно-нравственного, общеобразовательного и собственнофилологического уровня, достигнутого в результате профессиональной подготовки встенах вуза;
-Е- энергетическое (наличие конкретного опыта и навыков его пополнения),заключающее в себе триединство творческого, коммуникативного икультурологического уровней. Энергетическое пространство представляет собойизначально заложенную в человеке потребность к самореализации, саморазвитию ивоплощению творческого потенциала;
-М- материальное (наличие некой ресурсной базы: интеллектуальной,предпринимательской, технологической), которое представляет собой триединстволичностного уровня, уровня деловой активности и технологического знания.Материальное пространство являет собой пошаговое, четко структурированное испланированное конкретно-чувственное воплощение поставленных задач.
Чтоже собой представляют уровни триединых пространств?
1.Духовно-нравственный уровень: психические функции и свойства личности, лежащиев основе духовных качеств, находящиеся на определенном уровне развития, чистота«экологии души», знание и сформированность норм поведения, выборнравственного идеала. Личность отличает гуманистическое поведение, эмпатия.
2.Общеобразовательный уровень: ярко выражены познавательные потребности игуманитарные интересы, есть мотивация к учению, прилежность в учебе, овладениесложными учебными умениями. Личность обладает универсальными интеллектуальныминавыками формулировать определения, классифицировать, выявлятьпричинно-следственные связи, навыками самостоятельной работы.
3.Филологический уровень: представление о филологических профессиях, требованияхк ним. Субъект соотносит свои способности с ними, обладает специальнымипредметно-ориентированными умениями, способствующими успешному самообразованиюв области филологии и дальнейшей профессиональному росту и самореализации,критически мыслит.
4.Творческий уровень: потребности к творческому труду и способность к творчеству,проявления в этом виде деятельности, развитие «специализированной»креативности. Личность имеет творческий стиль в одном или нескольких видахдеятельности, оригинальна, неповторима в продуктах творчества.
5.Коммуникативный уровень: свободное участие в дискуссиях и ведении диалога,аргументации своей точки зрения. С одной стороны, личность владеет культуройобщения с людьми любого возраста, с другой стороны, обладает навыками работы сосредствами массовой коммуникации, умеет адекватно воспринимать и анализироватьполучаемую информацию.
6.Культурологический уровень: способность к эстетическому восприятию мира и себяв нем, увлеченность художественной литературой, музыкой, живописью, театром,киноискусством, различными видами народного творчества. Личность обладаниекультурой умственного труда, имеет представление о вкусе и моде, имеетувлечение (хобби) в одном из видов социально-значимой деятельности.
7.Личностный уровень: составная часть «Я — концепции» человека, когдаможно говорить о взаимовлиянии и взаимообогащении данной подсистемы(филологического «Я») с другими структурами и подсистемами «Я — концепции». Личность обладает сформированной «Я — концепцией»(имеет адекватное представление о самом себе, включающее осознание своихинтеллектуальных, физических и других способностей и качеств, самооценку и ярковыраженную индивидуальность). Имеет филологическое «Я» — совокупностьпредставлений человека, специализирующегося в области филологии, о своихпрофессиональных способностях, возможностях, установках, навыках и умениях.
8.Уровень деловой активности: предприимчивость. Личность умеет применятьприобретенные филологические знания, умения, навыки в жизни с целью статьпрофессионально и социально успешным (защищенным) человеком, научиться решатьпроблемы, быть инициативным, гибким, добиваться своего, уметь работать в команде.
9.Технологический уровень: потребность сделать любую работу качественно. Личностьобладают сведениями о современных гуманитарных, информационно-коммуникативных иличностно-ориентированных технологиях, умеют их использовать на практике.
Достижениецели возможно только при синкретичном (гр. synkretismos -соединение, слитность)подходе, обеспечивающем тесную взаимосвязь всех вышеописанных пространств и, всвою очередь, уровней.
/>
Журналистскоеобразование, полученное в процессе специализации на филологическом факультете,приобретает многовариантную форму, дает возможность формировать филологическуюкультуру и через спецкурсы по журналистике, которые ближе духовному мируличности студента, пробуждают их интерес к творчеству, потребности всаморазвитии. Это тем более актуально, что в современных условиях общественногоразвития, по мнению социологов, потребители «новостей дня»практически не отличают информацию от дезинформации и в большинстве своем нехотят задумываться о серьезных вещах. Журналисту требуется самоотверженностькультурного созидателя, чтобы формировать духовно-нравственные и эстетическиепозиции современного человека XXI века.
Думается,одной из важнейших задач современного журналистского образования являетсявыработка профессиональной культуры у будущих специалистов средств массовойинформации, которая станет основой и залогом их успешной профессиональнойкарьеры.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.relga.ru/