Реферат по предмету "Государство и право"


Органы местной государственной власти, суда и прокуратуры БССР в 1945-1989 гг.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,СУДА, ПРОКУРАТУРЫ БССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1937 ГОДА
МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,СУДА, ПРОКУРАТУРЫ БССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,СУДА, ПРОКУРАТУРЫ БССР В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,СУДА, ПРОКУРАТУРЫ БССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1978 ГОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
История государстваи права Республики Беларусь – это наука историко-правовая, ибо она изучает толькоисторию государственно-правовой надстройки.
В курсе историигосударства и права РБ исследуются формы правления, государственного устройства,система, структура и компетенция органов власти и управления, а также система права,его отрасли и институты на основе изучения конкретных нормативных актов. Изучениеэтих государственно-правовых явлений фактически доводится до наших дней и соприкасаетсяс проблемами современного государства.
Так, двадцатое столетие в истории Беларусипородило огромный интерес со стороны историков, научных деятелей в связи с насыщеннымии бурными событиями того времени. Как известно, БССР была одной из первых союзныхреспублик, принявшей на себя удар войск фашистской Германии, которая оккупировалабольшую часть территории БССР.
Период временис 1945 по 1989 годы в истории государства и права БССР является определяющим в планезначительных преобразований, касающихся местных органов государственной власти,органов суда, а также прокуратуры. Не маловажное значение в данной сфере сыгралинормативно-правовые акты, принятые в этот период времени, которые в той либо инойстепени предопределили дальнейшее правовое развитие государства.
Особенности развития правав БССР в 40-80-е годы, а также дальнейшее его преобразование и дополнение отразилив себе Конституции БССР 1937 г., 1978 г., которые четко определены экономическиеи политические основы советского общества, закрепили основные принципы формированияи деятельности органов государственной власти, суда, осуществления правосудия игосударственного контроля на всей территории Белорусской ССР.

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, СУДА И ПРОКУРАТУРЫ БССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1937 ГОДА
В БССР за10 лет после принятия Конституции 1927 г. произошли важные изменения практическиво всех сферах общественной жизни. В экономике доминирующим стал социалистическийуклад. Установилась единая марксистско-ленинская идеология. Коренные изменения произошлив социальном составе населения. Были ликвидированы буржуазия и богатые слои крестьянства.
Учитываясущественные изменения в социальной жизни республики и факт принятия новой КонституцииСССР 1936 г., XII Чрезвычайный съезд Советов БССР принял19 февраля 1937 г. Конституцию (Основной закон) Белорусской ССР. Конституция БССР1937 г. состояла из 11 разделов и 122 статей. В Конституции были четко определеныэкономические и политические основы советского общества: социалистическая собственностьна средства производства и Советы депутатов трудящихся; впервые определено, чтоБССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян, а не государство диктатурыпролетариата.
Конституцияопределила структуру и компетенцию государственных органов власти и управления.Впервые в Конституции намечался переход к разделению власти на законодательную,исполнительную и судебную.
В значительнойстепени были перестроены местные органы государственной власти.
Так, согласноКонституции, в округах, районах, городах, селах, местечках, деревнях, поселках органамигосударственной власти являлись Советы депутатов трудящихся. Окружные, районные,городские, районные в крупных городах, сельские, местечковые и поселковые Советыдепутатов трудящихся избирались соответственно трудящимися округа, района, города,села, деревни, местечка, поселка сроком на два года. Они осуществляли руководствокультурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории, устанавливалиместный бюджет, руководили деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивалиохрану государственного порядка, содействовали усилению обороноспособности страны,обеспечивали соблюдение законов и охрану прав граждан [2, с. 94].
Советы депутатовтрудящихся принимали решения и давали распоряжения в пределах прав, предоставленныхим законами СССР и БССР.
Исполнительнымии распорядительными органами окружных, районных, городских и сельских Советов депутатовтрудящихся являлись избираемые ими исполнительные комитеты в составе: председателя,его заместителей, секретаря и членов.
Исполнительнымии распорядительными органами сельских Советов депутатов трудящихся (в селах, деревнях,поселках, местечках) в небольших поселениях являлись председатель, его заместительи секретарь, которые избирались соответствующими Советами депутатов трудящихся.Исполнительные комитеты данных Советов осуществляли руководство культурно-политическими хозяйственным строительством на своей территории на основе решений соответствующихСоветов депутатов трудящихся и вышестоящих государственных органов.
Окружные,районные и городские Советы депутатов трудящихся избирали на время своей сессиипредседателя и секретаря для ведения заседаний сессии.
Исполнительныеорганы Советов депутатов трудящихся округов, районов, городов, сел непосредственнобыли подотчетны как Совету депутатов трудящихся, их избравшему, так и исполнительномуоргану вышестоящего Совета депутатов трудящихся.
ОкружныеСоветы депутатов трудящихся образовывали нижеследующие отделы исполнительных комитетов:
— Земельный;
— Народногообразования;
— Здравоохранения;
— Финансовый;
— Социальногообеспечения;
— Коммунальногохозяйства;
— Внутреннейторговли;
— Дорожный;
— Общий;
— Плановуюкомиссию;
РайонныеСоветы депутатов трудящихся образовывали нижеследующие отделы исполнительных комитетов:
— Земельный;
— Народногообразования;
— Финансовый;
— Внутреннейторговли;
— Здравоохранения;
— Социальногообеспечения;
— Дорожный;
— Общий;
— Плановуюкомиссию;
ГородскиеСоветы депутатов трудящихся образовывали следующие отделы исполнительных комитетов:
— Финансовый;
— Коммунальногохозяйства;
— Внутреннейторговли;
— Здравоохранения;
— Народногообразования;
— Социальногообеспечения;
— Общий;
— Плановуюкомиссию;
Отделы городскихСоветов депутатов трудящихся подчинялись в своей деятельности как городскому Советудепутатов трудящихся и его исполнительному комитету, так и соответствующему окружному,районному отделу Совета депутатов трудящихся или непосредственно, соответствующемуНародному Комиссариату БССР.
По истеченииполномочий окружных, районных, городских, местечковых, сельских и поселковых Советовдепутатов трудящихся их исполнительные и распорядительные органы сохраняли своиполномочия вплоть до образования вновь избранными Советами депутатов трудящихсяновых исполнительных и распорядительных органов.
Таким образом,в соответствии с принятой в 1937 г. Конституцией вместо окружных и районных Советоврабочих, крестьянских и красноармейских депутатов образовывались Советы депутатовтрудящихся в округах, районах, городах, местечках, поселках и селах, обладающихопределённым кругом полномочий по осуществлению власти на местах [4].
СогласноКонституции БССР 1937 года, судебная система республики состояла из Верховного,окружных и народных судов, а также специальных судов СССР, создаваемых по ПостановлениюВерховного Совета СССР. Верховный суд избирался Верховным Советом БССР сроком напять лет и осуществлял надзор за деятельностью всех судебных органов республики.Окружные суды избирались окружными Советами депутатов трудящихся на пять лет. Народныесуды избирались гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательногоправа при тайном голосовании сроком на три года. В феврале 1938 г. с образованиемобластей возникают областные суды [2, c.96].
Рассмотрениедел во всех судах осуществлялось с участием народных заседателей, кроме случаев,специально предусмотренных законом.
ВерховныйСуд БССР являлся высшим судебным органом БССР, на который возлагался надзор за судебнойдеятельностью всех судебных органов БССР.
СогласноКонституции 1937 г. судопроизводство в БССР велось на белорусском языке с обеспечениемдля лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела черезпереводчика, а также права выступать в суде на родном языке. Разбирательство делво всех судах БССР являлось открытым, поскольку законом не были предусмотрены исключения,с обеспечением обвиняемому права на защиту. Судьи при осуществлении правосудия былинезависимы и подчинялись только закону [4].
16 августа1938 г. принимается общесоюзный Закон «О судебном строе СССР, союзных и автономныхреспублик». В соответствии с ним создаётся новая судебная система СССР, котораяпросуществовала вплоть до распада советского союза. В Белорусской ССР судебная системабыла представлена народными судами, областными судами, Верховным судом БССР.
Основнымеё звеном, как и прежде, оставался народный суд, который действовал на территориирайона или города и рассматривал большую часть уголовных и гражданских дел в качествесуда первой инстанции.
Областнойсуд по закону избирался сессией областного Совета депутатов трудящихся. В нём функционироваликоллегии по уголовным и гражданским делам. В кассационном порядке рассматривалисьжалобы, протесты и приговоры, решения и определения народных судов. Областной судявлялся и судом первой инстанции по делам, отнесённым к его подсудности.
В Верховномсуде были упразднены специальные коллегии по уголовным и гражданским делам, президиуми пленум. Верховный Суд являлся судом кассационной инстанции на решения и приговорыобластного суда, а также судом надзорной инстанции, который рассматривал дела, покоторым приговор либо решение вступил в законную силу. Верховный Суд одновременноявлялся и органом, который осуществлял контроль за деятельностью всех судов БелорусскойССР.
В конце 30-хгодов Верховный Суд, также областные суды были освобождены от функций судебногоуправления. Они стали относиться к компетенции Наркома юстиции и созданным в товремя областным управлениям юстиции [3, с. 234].
Отдельныестатьи Конституции БССР 1937 г. были посвящены прокуратуре. Так, высший надзор заточным исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными имучреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами на территорииБССР осуществлялся как Прокурором СССР непосредственно, так и через Прокурора БССР.
ПрокурорБССР назначался Прокурором СССР сроком на пять лет.
Окружные,районные и городские прокуроры назначались Прокурором БССР с утверждением ПрокурораСССР сроком на пять лет.
Органы прокуратурыосуществляли свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясьтолько Прокурору СССР [4].
МЕСТНЫЕ ОРГАНЫГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, СУДА, ПРОКУРАТУРЫ БССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
государственная власть прокуратура суд
22 июня 1941г. начался новый трагический период в истории белорусского народа. ГитлеровскаяГермания вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.Белорусская держава одна из первых советских республик приняла на себя удар гитлеровскойармии. Уже в середине июля 1941 года немецкая армия оккупировала Прибалтику, Беларусь,значительную часть Украины.
Война потребовалаперестройки партийных, государственных и хозяйственных органов на военный лад. Первымзаконодательным актом стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941г. «О военном положении», по которому все функции органов государственной властив сфере обороны, защиты общественного порядка и обеспечения государственной безопасностивозлагались на военные советы фронтов, армий, военных округов, высшее военное командованиевойсковых соединений. Военным властям предоставлялись широкие полномочия. Они имелиправо: привлекать граждан и трудовой повинности; вводить военно-квартирную повинность;конфисковывать транспортные средства; регулировать время работы предприятий, учрежденийи организаций; регулировать торговлю; запрещать выезд и въезд в местности, находящиесяна военном положении; выселять в административном порядке из мест, находящихся навоенном положении; все уголовные дела рассматривать военным трибуналам.
В связи соккупацией территории Беларуси местные органы власти и управления временно приостанавливалисвою деятельность.
На завоёваннойтерритории Белорусской ССР в условиях жёсткого оккупационного режима развернуласьвсенародная борьба против фашизма. В 1942 году постановлением Государственного комитетаобороны СССР был образован Белорусский штаб партизанского движения. Управления партизанскихотрядов и бригад выполняли функции органов управления (регистрировали гражданскиесделки, акты гражданского состояния), а также судебные функции, направленные наобеспечение законности и правопорядка [3, с.245].
Советскоезаконодательство способствовало мобилизации всего населения, фронта и тыла, на борьбус врагом. Военные трибуналы, другие правоохранительные органы, применяя законодательство,поддерживали порядок в стране.
Суды командирскойчести разрешали вопросы внутрипартизанской жизни, поддерживали дисциплину и правопорядокв партизанских отрядах. К рассматриваемым ими делам относились: вступление в пререканияс командиром, самоуправство, унижение чести и достоинства другого партизана, спориз-за трофейного имущества и т.п. Приговоры партизанских судов командирской честии товарищеских судов вступали в силу после их утверждения командованием отряда илибригады.
В судебнойпрактике осуществления правосудия в партизанских отрядах, а позже в бригадах имелиместо случаи разрешения уголовных дел на общих собраниях личного состава, партизанскихформирований. Это практиковалось и тогда, когда по своей политической значимостидело имело общепубличное значение.
Процедурасудебного слушания имела следующий порядок. Вначале представитель командования илиже партийного органа докладывал собранию личного состава фабулу уголовного дела.Затем собрание выясняло обстоятельства дела, задавая вопросы подсудимому, свидетелям.Приговор выносился путём открытого голосования.
Если же совершённоедеяние по своему характеру имело признаки административного правонарушения или преступления,не представляющего большой общественной опасности, командир партизанского отряда,учитывая обстоятельства и характер совершённого деяния, личность виновного, винуи последствия, наступившие в результате совершения деяния, разрешал вопрос о том,передать материал на виновного органам расследования (дознания) в партизанский товарищескийсуд или суд командирской чести либо ограничивался дисциплинарным взысканием.
Решение командирапартизанского отряда могло быть опротестовано лишь вышестоящим командиром партизанскихформирований в порядке подчиненности либо подпольными партийными либо советскимиорганами (райкомами КП(б)Б, райисполкомами, обкомами КП(б)Б и т.д.).
Контрольза деятельностью партизанских судов и следственных органов осуществляли партийныекомитеты или командование партизанских отрядов как путём утверждения приговоров,рассмотрения жалоб на приговоры, так и путём санкционированного ареста.
Во многихпартизанских отрядах расследование по уголовным делам проводилось особыми отделамипартизанских отрядов или партизанами-дознавателями, которые проводили расследованиепо приказу командира партизанского отряда.
Лица, проводившиерасследования преступлений, при острой необходимости, с целью выяснения некоторыхобстоятельств совершённых преступлений, привлекали специалистов, т.е. экспертов.
Особенностьюсудебных процессов партизанских судов и партийного подполья является и то, что приосмотре мест происшествия протоколы, как правило, не велись. Поэтому в необходимыхслучаях судом допрашивались лица, расследовавшие обстоятельства дела.
К началу1943 г. во многих партизанских отрядах и бригадах создаются партизанские суды, действовавшиена «правах народных судов». Партизанские суды осуществляли правосудие на правахнародных судов только в условиях, когда партизанский отряд или бригада находилисьна отдыхе, пополнялись боеприпасами, продовольствием в партизанских зонах. Когдаже они вели бои, находились в рейде, осваивали новые партизанские зоны, то партизанскиесуды рассматривали все уголовные дела.
Второй судебнойинстанцией, а по некоторой категории дел – и первой, являлись военно-полевые трибуналы.Они создавались в партизанских зонах и районах, при крупных партизанских бригадах.Военно-полевые трибуналы также были созданы в начале 1943 г.
В условияхоккупационного режима партийные органы Беларуси осуществляли руководство всеми сферамидеятельности партизанских отрядов и местного населения, в том числе и судебной.Иногда обкомы партии рассматривали кассационные жалобы на решение партизанских судови военно-полевого трибунала. Партийные органы также рассматривали и разрешали заявленияосуждённых, ходатайства командования, общественных организаций о помиловании.
Анализ судебнойпрактики партизанских судов, которые приравнивались к народным судам, показывает,что они нередко рассматривали уголовные дела, подсудные партизанским военно-полевымтрибуналам. Такая практика имела место в случаях, если партизанский отряд находилсяв рейде и был оторван от основных сил соединения либо выполнял самостоятельную боевуюзадачу, либо оказывался в условиях окружения, блокады, когда по условиям боевойобстановки не имелось возможности передать материалы дела и доставить виновногов военно-полевой трибунал.
По сути,здесь налицо совмещение функций партизанских судов и военно-партизанских трибуналов.Жалобы на приговоры партизанских судов рейдовых партизанских полков, бригад и отрядоврассматривались командованием партизанских частей и соединений (соответственно).
Партизанскиесуды и трибуналы при осуществлении правосудия руководствовались уголовным и уголовно-процессуальнымкодексом БССР, а также указами Президиума Верховного Совета СССР, принятыми в периодвойны, поскольку они не были включены в кодексы БССР и действовали в качестве самостоятельныхзаконодательных актов.
В небольшихпартизанских отрядах суды не образовывались. Правосудие в таких отрядах осуществлялоськоллегиально командованием партизанских отрядов. При этом всякое отступление отпринципа коллегиальности рассматривалось как преступление.
В эвакуациипродолжали свою деятельность Президиум Верховного Совета и Совет Народных КомиссаровБССР. Президиум Верховного Совета БССР продолжал осуществлять функции государственнойвласти республики. Летом 1942 г. закончились полномочия депутатов Верховного СоветаБССР, избранных в 1938 г., и Президиум Верховного Совета БССР продолжил их полномочиядо проведения новых выборов. Продолжили свою работу в эвакуации Совет Народных КомиссаровБССР, а также органы прокуратуры. Прокурорский надзор за деятельностью партизанскихтоварищеских судов и судов командирской чести осуществляли командования партизанскихформирований, партийных и советских органов, если они сами не выступали в качествесудебного органа [1, с. 242].
МЕСТНЫЕ ОРГАНЫГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, СУДА, ПРОКУРАТУРЫ БССР В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
После победоносногоокончания Великой Отечественной войны перед белорусским народом и государственнымиорганами возникла необходимость в разрешении многих вопросов. Началась деятельностьпо реорганизации органов следствия, прокуратуры и суда по направлению их деятельностив условиях мирного времени. Нормы процессуального права, установленные указом ПрезидиумаВерховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», были отменены.В июле 1947 г. Верховным Советом БССР был принят закон «Об изменении и дополнениитекста Конституции БССР».
Как и в довоенныйпериод согласно Конституции 1937 г. в округах, районах, городах, селах, местечках,деревнях, поселках местными органами государственной власти являлись Советы депутатовтрудящихся. Как и прежде они осуществляли руководство культурно-политическим и хозяйственнымстроительством на своей территории, устанавливали местный бюджет, руководили деятельностьюподчиненных им органов управления, обеспечивали охрану государственного порядка,содействовали усилению обороноспособности страны, обеспечивали соблюдение законови охрану прав граждан. Организационно-массовая работа местных Советов депутатовтрудящихся находилась под руководством Президиума Верховного Совета БССР [3, с.260].
В послевоенныйпериод система судебных органов Беларуси была возобновлена в том же виде, в которомона существовала до войны. Судебная система БССР включала в себя суды, которые действовалина территории участка, областные суды и Верховный Суд Белорусской ССР.
В конце 1940-начале 1950-х годов в существующую систему вносятся определённые изменения. В соответствиис указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. в областных судахпоявились президиумы в составе председателя суда, его заместителей и двух членовсуда. Президиумы рассматривали уголовные и гражданские дела в порядке надзора попротесту прокурора области и председателя областного суда на приговоры и решениянародных судов, которые вступили в законную силу, и кассационные постановления судебныхколлегий областного суда. Таким образом, областные суды стали функционировать ив качестве судебной надзорной инстанции.
В 1956 годуобластные суды получили право осуществлять функции судебного управления и контроляза деятельностью народных судов, поскольку были ликвидированы управления Министерстваюстиции при областных Советах депутатов.
Высшим судебныморганом в БССР по прежнему являлся Верховный Суд, избираемый Верховным Советом БССРсроком на пять лет. В его состав входили постоянные члены и народные заседатели.В марте 1952 г., например, Верховный Суд БССР был избран в составе 21 постоянногочлена и 125 народных заседателей. Структурными звеньями Верховного Суда являлисьсудебные коллегии: судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия поуголовным делам и другие.
В послевоенныйпериод компетенция Верховного Суда БССР расширяется. В 1948 г. при Верховном Судевозникла коллегия по дисциплинарным делам.
В 1954 г.начинает действовать Президиум Верховного Суда БССР в составе председателя суда,его заместителей и двух членов суда. Президиум рассматривал в порядке надзора уголовныеи гражданские дела по протестам Генерального прокурора СССР и прокурора БССР, председателейВерховного Суда СССР и Верховного Суда БССР и их заместителей на приговоры и решениянародных судов, которые вступили в законную силу, и кассационные постановления судебныхколлегий Верховного Суда БССР.
В 1953 г.к компетенции Верховного Суда были отнесены уголовные дела о наиболее тяжких государственныхпреступлениях, которые раньше были подсудны военному трибуналу.
С 1954 г.Верховный Суд БССР, также как и Верховный Суд СССР, приступил к пересмотру дел оконтрреволюционных преступлениях, рассмотренных в 30-е годы, и к реабилитации жертврепрессий. В первой половине 1954 г. было пересмотрено только несколько десятковдел. Основная работа по реабилитации невинно осуждённых в 30-е годы граждан, былапроведена Верховным Судом в 1955-1961 гг. Было рассмотрено свыше 50 000 дел в отношениик 110 000 человек. Значительную часть работы по реабилитации жертв репрессий натерритории республики в 1955-1961 гг. осуществили военно-судебные органы – Военнаяколлегия Верховного Суда СССР, военный трибунал и прокуратура Белорусского военногоокруга.
Собранныеданные свидетельствуют о том, что в период с 1953 по 1961 гг. на территории республикиВерховным Судом СССР И БССР, Военной коллегией Верховного Суда СССР, военным трибуналомБелорусского военного округа, президиумами областных судов было реабилитировано100 522 человека – 17% граждан, репрессированных на протяжении 20-40-х гг. В основномбыли пересмотрены дела 1937-1938 гг. [3, с.294].
В послевоенныйпериод по-прежнему продолжают свою деятельность такие высшие органы как ПрокуратураБССР, которая принимает активное участие в судебной системе Белорусской ССР, а такжеКомитет народного контроля БССР и др. [2, с.107].
МЕСТНЫЕ ОРГАНЫГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, СУДА, ПРОКУРАТУРЫ БССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1978 ГОДА
В БелорусскойССР изменения, происшедшие в экономической, социальной и политической жизни республикипосле Конституции 1937 г., наличие большого количества нормативно-правовых актов,принятие Конституции СССР 1977 г. обусловили принятие новой Конституции БССР. 14апреля 1978 г. девятая сессия Верховного Совета БССР девятого созыва приняла новуюКонституцию БССР. Конституция 1978 г. состояла из 19 глав и 10 разделов. Конституциясодержала основы общественного строя и политики БССР, в ней говорилось о политическойи экономической системе, о социалистической собственности на средства производствав двух формах, о защите социалистического отечества, о руководящей и направляющейроли КПСС. Конституция закрепила систему и принципы действия Советов народных депутатов(с 1936 г. — Советы депутатов трудящихся), определила избирательную систему, правовойстатус народного депутата. Высшими органами власти БССР, по Конституции, являлисьВерховный Совет, Президиум Верховного Совета, Совет Министров БССР [6].
Органамигосударственной власти в областях, районах, городах, районах в городах, поселках,сельских населенных пунктах являлись соответствующие Советы народных депутатов.Местные Советы народных депутатов решали все вопросы местного значения, исходя изобщегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета,проводили в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководили деятельностьюнижестоящих Советов народных депутатов, участвовали в обсуждении вопросов республиканскогои общесоюзного значения, вносили по ним свои предложения. Советы руководили на своейтерритории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством;утверждали планы экономического и социального развития, местный бюджет и отчетыоб их выполнении; осуществляли руководство подчиненными им государственными органами,предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивали соблюдение законов, охранугосударственного и общественного порядка, прав граждан; содействовали укреплениюобороноспособности страны.
Работу областных,Минского городского, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатоворганизовывали их президиумы, возглавляемые председателями Советов, а в городских(городов районного подчинения), поселковых и сельских Советах — председатели этихСоветов.
Вышестоящиеместные Советы народных депутатов имели право отменять акты нижестоящих Советовнародных депутатов в случае несоответствия этих актов законодательству.
Согласноконституции местные Советы народных депутатов осуществляли свою деятельность в теснойсвязи с органами общественного территориального самоуправления, общественными организациямии трудовыми коллективами, выносили наиболее важные вопросы местного значения наобсуждение граждан или ставили их на референдумы, вовлекали граждан в работу постоянныхкомиссий и других подотчетных Советам органов, направляли работу местных добровольныхобществ и развивали общественную самодеятельность населения.
Исполнительнымии распорядительными органами областных, Минского городского, районных, городских,районных в городах Советов народных депутатов являются избираемые ими исполнительныекомитеты.
Исполнительныекомитеты не реже одного раза в год отчитывались перед избравшими их Советами, атакже на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан. Данные комитетыобеспечивали выполнение решений Советов и вышестоящих государственных органов, атакже наказов избирателей; руководили подчиненными им органами управления.
Отделы иуправления исполнительных комитетов образовывались областными, Минским городским,районными, городскими, районными в городах Советами народных депутатов и подчинялисьв своей деятельности как Советам и их исполнительным комитетам, так и соответствующимвышестоящим органам государственного управления.
Переченьотделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов народных депутатови порядок их образования устанавливались законодательством Союза ССР и БелорусскойССР.
В Конституцию1978 г. включались государственный план экономического и социального развития игосударственный бюджет БССР. Впервые в Конституции обозначалась собственность профсоюзныхи общественных организаций. В восьмом разделе шла речь о порядке формирования судебныхорганов, об осуществлении правосудия только судом, о прокурорском надзоре.
Судебнаясистема состояла из Верховного Суда Белорусской ССР, областных судов, Минского городскогосуда и районных (городских) народных судов. Организация и порядок деятельности судовБелорусской ССР определялись законами Союза ССР и Белорусской ССР.
Народныесудьи районных (городских) народных судов избирались соответствующими областными,Минским городским Советами народных депутатов. Судьи областных, Минского городскогосудов и Верховного Суда Белорусской ССР избирались Верховным Советом БелорусскойССР. Судьи всех судов избирались сроком на десять лет, народные заседатели — срокомна пять лет. Судьи и народные заседатели отчитывались перед избравшими их органамиили избирателями и могли быть ими отозваны в установленном законом порядке.
ВерховныйСуд Белорусской ССР являлся высшим судебным органом Белорусской ССР и осуществлялнадзор за судебной деятельностью судов Белорусской ССР. В структуру Верховного Судавходили: председатель, его заместители, члены, народные заседатели.
Рассмотрениегражданских и уголовных дел во всех судах осуществлялось коллегиально; в суде первойинстанции — с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществленииправосудия пользовались всеми правами судьи. Неприкосновенность судей и народныхзаседателей, а также иные гарантии их независимости устанавливались Законом о статусесудей в СССР и другими законодательными актами Союза ССР и Белорусской ССР.
Правосудиев Белорусской ССР осуществлялось на началах равенства граждан перед законом и судом.
Судопроизводствов Белорусской ССР велось на белорусском или русском языках или на языке большинстванаселения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на которомведется судопроизводство, обеспечивалось право полного ознакомления с материаламидела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде народном языке.
СогласноКонституции, никто не мог быть признан виновным в совершении преступления, а такжеподвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.
Для оказанияюридической помощи гражданам и организациям действовали коллегии адвокатов. В случаях,предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывалась бесплатно.Организация и порядок деятельности адвокатуры определялся законодательством СоюзаССР и Белорусской ССР.
Высший надзорза точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственнымикомитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительнымии распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативнымии иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами натерритории Белорусской ССР осуществлялся Генеральным прокурором СССР и подчиненнымиему Прокурором Белорусской ССР и нижестоящими прокурорами. Прокурор БелорусскойССР и прокуроры областей назначались Генеральным прокурором СССР. Районные и городскиепрокуроры назначались Прокурором Белорусской ССР и утверждались Генеральным прокуроромСССР. Срок полномочий Прокурора Белорусской ССР и всех нижестоящих прокуроров составлялпять лет. Органы прокуратуры осуществляли свои полномочия независимо от каких быто ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР [5].
После принятияКонституции 1978 г. система органов государственной власти и управления осталасьпрежней до конца 80-х начала 90-х годов. В развитии права в этот период определилисьтенденции демократизации, кодификации, а также расширения сферы применения права.
В последниегоды в связи с перестройкой в СССР и активизацией демократических процессов, которыенабирали силу и в Белорусской ССР, в Конституцию БССР от 14 апреля 1978 г. быливнесены значительные изменения. Так, изменения 1989 г. затрагивали систему и принципыосуществления власти Советов народных депутатов, сфера деятельности которых быларасширена, были сделаны уточнения и дополнения относительно правового статуса органовгосударственной власти. Изменения Конституции продолжались и в дальнейшем.
ДеятельностьКонституции БССР 1978 г. прекратилась в связи с принятием 15 марта 1994 г. на 13сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-ого созыва новой Конституции РеспубликиБеларусь [3, с. 293].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Период временис 1945 по 1989 годы в истории государства и права Белорусского государства привнесзначительные изменения в сфере формирования государственных органов, органов прокуратуры,а также судебной системы государства, определения их правового статуса.
Данные преобразованиянашли яркое отражение в ряде законодательных актов, среди которых наиболее значимоеместо занимают Конституция БССР 1937 года и Конституция БССР 1978 года.
Основные особенности Конституции1937 г. заключались в следующих положениях:
а) политическую основу БССРсоставили Советы депутатов трудящихся снизу доверху. Впервые высшим органом государственнойвласти объявлялся Верховный Совет, а не съезд Советов Белоруссии;
б) экономическую основу БССРсоставляли социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность;
в) впервые закреплялась руководящаяроль Коммунистической партии;
г) выборы во все уровни Советовосуществлялись путем всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайномголосовании.
Основные особенности Конституции1978 г. заключались в следующем:
а) имела преамбулу;
б) расширяла участие в управлениигосударственными делами общественных организаций и трудовых коллективов
в) Советы были переименованыв Советы народных депутатов;
г) впервые включала раздел“Советы народных депутатов БССР и порядок их избрания” и новую главу “Народный депутат”;
д) вводила впервые норму осуверенитете БССР.
Измененияв сфере формирования государственных органов, органов прокуратуры, а также судебнойсистемы государства, воплощённые в Законах БССР, повысили значимость и актуальностьюридических исследований, на основе которых в той либо иной степени сформировалсяправовой статус современного белорусского государства, ставшего полноправным участникоммеждународного общения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. И.Н. Кузнецов, учебноепособие «История государства и права славянских народов»: — Минск: «Новое знание»,2007 г.
2. С.Ф. Сокол, В.А. Владимиров,«История государства и права Беларуси»: — Минск, 2007 г.
3. Т.I. Доунар, «Гiсторыядзяржавы i права Беларусi»: — Мiнск: «Амалфея», 2007 г.
4. http://www.pravo.by/konst_1937.htm/ — Национальный правовой портал Республики Беларусь//Конституция 1937 г.
5. http://www.pravo.by/konst_1978.htm/ — Национальный правовой портал Республики Беларусь//Конституция 1978 г.
6. http://www.pravo-web.com/ — Белорусская Конституция


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности пропионовокислого брожения: применение пропионовокислых бактерий
Реферат Образовательная политика США в контексте американских национальных интересов
Реферат Астафьев в. п. - Астафьев виктор петрович
Реферат Основные требования. Квалификация размеров и теоретические основы аксонометрического проецирования
Реферат Поведение потребителей. Потребительский выбор
Реферат Биофизическое развитие человека
Реферат Концепция ограничений современного руководителя
Реферат Астафьев в. п. - Рецензия на рассказ в. п. астафьева жизнь прожить
Реферат Особенности организационной структуры управления на крупном и малом предприятиях
Реферат Военно-боевая деятельность М. И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г.
Реферат Курсові різниці: поняття, порядок визнання та відображення в обліку
Реферат Обзор вашего бизнес-плана
Реферат Производство по пересмотру судебных актов Арбитражных судов
Реферат Социология организаций школы направления и тенденции развития
Реферат Соотношение техногенной нагрузки и экологического состояния города Кривой Рог