Реферат по предмету "Государство и право"


Особенности правового и социального государства

Содержание
 
1. Понятие правового государства
2. Принципы правового государства
3. Понятие и функции социального государства
4. Теория и практика формирования правового исоциального государства в современном российском обществе

1. Понятие правовогогосударства
Одной из основных идейсовременного правосознания является идея правового государства. Вконституционных законах некоторых западноевропейских государств (например,Германии) провозглашаются начала правового государственного устройства. Нашласвое закрепление эта идея и в Конституции РФ, в ст. 1 которой, наряду с другимихарактеристиками, записано, что Россия есть правовое государство. Для тогочтобы выяснить, какое же содержание вкладывается в эту идею, необходимоучитывать, что современная концепция (теория) правового государства вобрала всебя целый ряд идей, выдвинутых в прошлом передовыми мыслителями своеговремени. К ним относятся, прежде всего, немецкий философ И. Кант, французскийпросветитель и правовед Ш. Монтескье и другие ученые XVIII в., которыеполагали, что правовое государство должно сменить полицейское, бюрократическоегосударство того времени, душившее свободу.
Если выделить главныйпринцип правового государства, то необходимо признать, что это — такоегосударство, в центр деятельности которого поставлен человек, его благо,свобода. Не человек существует для государства, а государство существует длячеловека. Поэтому создание такого государства невозможно без формированияразвитого гражданского общества, являющегося воплощением свободы человека исправедливости. Гражданское общество — это не простая совокупность граждан; этообщество, в котором граждане могут свободно реализовывать свои интересы ипотребности, в том числе и образуя различные независимые, самостоятельныепартии, организации, профессиональные и иные союзы, которые служат для нихзащитой от произвола со стороны работодателей, а также органов государственнойвласти и должностных лиц. Гражданское общество в состоянии не допуститьузурпации власти, т.е. сосредоточения в руках одного лица или группы лицнеограниченной власти, оно может противостоять ей. В развитом гражданскомобществе отсутствует закрепощение всех видов: и экономическое, и политическое,и духовное. Поэтому нельзя сводить его, как это нередко делается, лишь к необходимостиполитической свободы (свободные выборы, свобода слова, печати, митингов,шествий и демонстраций и т.п.). Гражданское общество немыслимо также безсвободы экономической, поэтому предполагает наличие правового института частнойсобственности. В нем имеется некоторая степень независимости человека отгосударства, возможность «получать свой хлеб» не от государства.Отсюда, экономической основой гражданского общества является частнаясобственность (без которой экономическая свобода немыслима) и рыночнаяэкономика.
Гражданское обществонеотделимо от правового государства, которое является формой организациигражданского общества. В правовом государстве гражданам гарантируется свобода,самостоятельность и собственность, обеспеченные господством права.
Признаки правовогогосударства
Господство права,означающее, что право рассматривается не как простой инструмент в рукахгосударства, утверждающий политическое могущество государственной власти. Вправовом государстве право должно быть поставлено в привилегированноеположение, исключающее всякую возможность кому бы то ни было его обойти и емуне подчиниться. В нем предполагается связанность государства в целом, иособенно исполнительной власти, правом. При этом под правом понимается нечтобольшее, чем просто система норм, установленных государством. В концепцииправового государства понятия «право» и «закон»различаются. Она основана на признании естественного права как совокупностиправ и свобод, принадлежащих каждому человеку от рождения (право на жизнь, свободу,личную неприкосновенность, собственность и др.). Поэтому «закон» какнормативно-правовой акт, принятый законодательной властью (позитивное право),не должен противоречить общему правовому порядку, основанному на«естественном праве». Другими словами, государственные законы должныбыть гуманными, справедливыми, демократическими. Следовательно, законы могутбыть правовыми (соответствующими «естественному праву») и неправовыми, т.е. не соответствующими ему, попирающими естественные права и свободычеловека. Поэтому во втором пункте речь идет только о правовых законах.
Верховенство закона(правового), означающее, что среди всех нормативно-правовых актов, принятыхразличными государственными органами, закон обладает высшей юридической силой,остальные акты не должны ему противоречить. Закон должен служить преградой напути произвола, своеволия и вседозволенности. В этой связи необходимо еще разподчеркнуть, что государство, обеспечивая «право» в форме закона,должно признавать верховенство «права» в более широком,«естественном» смысле. Именно в этой взаимосвязи будет обеспеченпервый принцип.
Разделение властей, подкоторым подразумевается распределение полномочий между тремя ветвями власти:законодательной (принимает законы), исполнительной (организует их исполнение) исудебной (рассматривает дела, возникающие из конфликтов, носящих правовойхарактер). При этом действует так называемая система сдержек и противовесов,означающая, что эти ветви власти могут взаимно влиять друг на друга,препятствуя узурпации власти. Например, парламент может досрочно отрешить отдолжности президента (импичмент) в случае нарушения им конституции, а президентимеет право не подписать закон, принятый парламентом (отлагательное вето). Аконституционный суд вправе признать недействительным все антиконституционныеакты (и парламента, и президента, и правительства).
Важнейшим признакомправового государства является реальная (а не декларативно провозглашенная)свобода личности, гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Отсюдавытекает особая роль суда в правовом государстве. Охрана прав гражданосуществляется путем судебной защиты, поэтому необходимо обеспечение реальнойнезависимости суда в правовом государстве. Это обеспечивается закрепленными нагосударственном уровне принципами правосудия: отправление правосудия толькосудом, независимость судей, законность, равенство всех перед законом и судом,принцип состязательности и равноправия сторон, гласность.
Взаимная ответственностьгражданина и государства, которая предполагает, что не только гражданинотвечает перед государством за совершенное правонарушение, но и государстводолжно нести юридическую ответственность перед гражданином в случае нарушенияего прав и свобод.
Правовое государство, вотличие от тоталитарного, не поглощает собой общество. Оно отказывается отполного контроля за сферами общественной жизни (имущественных, семейных,нравственных отношений), не вмешивается в частную жизнь граждан.
Таким образом, правовоегосударство — это государство, в котором создаются условия для полногообеспечения прав и свобод человека и гражданина. Это форма осуществлениянародовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основеправа; это инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.
2. Принципы правовогогосударства
Спиридонов Л.И. выделяетпять принципов правового государства. Но прежде всего правовое государствопредполагает гражданское общество, то есть существование автономных,суверенных, свободных личностей, равных друг другу и обладающих частнойсобственностью на условий всей жизнедеятельности.
Принципы – это основополагающиеидеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию(модель) государства, которое могло бы называться правовым. Формирование ихобусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры,науки образования и другими элементами, составляющих совокупный интеллектданной общественной системы:
1) Принцип приоритетаправа. В литературе при характеристики правового государства очень частоупотребляется термин «господство права» происхождение которого, очевидно,связано с английским «Rule of Low» — «Правление права» или «Господство права».
2) Принцип правовойзащищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данныйпринцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер:
В содержательном планеоно имеет специфические правовые признаки:
— Равенство сторон ивзаимная ответственность государства и гражданина;
— Особый тип правового регулированияи форма правоотношения;
— Стабильный правовойстатус гражданина и системы юридических гарантий его осуществления.
3) Принцип единства праваи закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не толькопо форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым.
4) Принцип правовогоразграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть вгосударстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматическейлидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушкепартийно-политического бюрократии).
Таковы главные принципыправового государства, препятствующие узурпации власти государственнымаппаратом и способствующие – насколько это возможно в той или иной конкретнойисторической ситуации – осуществлению им общих дел. С точки зрения теории праваэто и означает формула «государство – слуга народа».

3. Понятие и функциисоциального государства
Понятие «социальноегосударство», введенное в научный оборот Лоренцом фон Штайном в 1850 г., вместило в себя атрибуты, присущие данному феномену. В определении социального государства,предложенном Л. фон Штайном, содержался ряд принципиальных положений,расширявших традиционное понимание обязанностей государства. В частности, онотмечал, что социальное государство должно «поддерживать абсолютноеравенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельнойчастной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязаноспособствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибов конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именнов этом смысле говорится о социальном государстве».
Появление термина«социальное государство» фактически ознаменовало признание изменившейсяприроды государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от«полицейского» государства, «государства общественногодоговора», «государства как высшей формы власти» к государству,осуществляющему социальные функции. А значит, оно берет на себя ответственностьза благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всемчленам общества, создает государственные системы социального обеспечения исоциальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новыемеханизмы социальной политики в виде государственного социального страхования,становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.
Неотъемлемым элементомсоциального государства является парламент, в котором равноправно представленывсе социальные группы населения данного государства.
Одной из чертсовременного государства является повышенная забота о социально незащищенныхкатегориях граждан: детях, инвалидах, престарелых. В их интересахустанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации.
В свою очередь, проблемаподдержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана сучастием государства в управлении экономикой страны. Дело в том, чтосовременное государство — это рыночное государство. Суть рыночной экономикисводится к свободному товарообмену, признанию незыблемости частнойсобственности и законных интересов собственника, свободе труда и частногопредпринимательства.
В условиях рыночнойэкономики основным регулятором общественных отношений выступают законы рынка, иглавный из них — закон соотношения спроса и предложения. В соответствии с этимзаконом формируются цены на товары и услуги, в конечном счете — определяетсяуровень жизни населения страны. Падение спроса на отдельные товары заставляет предпринимателяповышать качество продукции, снижать затраты на ее изготовление, поддерживатьразвитие науки и техники путем создания новых, более современных, пользующихсябольшим спросом изделий и продукции. Примером такой погони за удовлетворениемпотребительского спроса в современном государстве служит, например, развитиеавтомобильной промышленности в ведущих странах мира (США, Японии, ФРГ, Италии,Франции и др.).
Выполняет социальноегосударство и целый ряд традиционных регулятивных и охранных функций: поддержаниеобщяственного порядка, наказание преступников, разрешение споров и конфликтов,защита от внешней опасности и др. Однако соотношение функций охранных(подавления) и регулятивных по сравнению с эксплуататорским государствомменяется в сторону прогресса.
Таким образом,современное социальное государство — это институт, направленный на организациюнормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод изаконных интересов всех населяющих его граждан и народов, орудие решения спорови конфликтов как внутри государства, так и за его пределами. Необходимоотметить, что государство не утрачивает полностью своих карательно-репрессивныхфункций, но применяет их лишь в крайнем случае, в отношении узкого круга лиц,нарушающих права и свободы граждан, а также против государств-агрессоров идеспотических режимов, нарушающих права и свободы собственных народов.
 
4. Теория и практикаформирования правового и социального государства в современном российскомобществе
Опыт многих европейскихгосударств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строятсвою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы,как:
· экономическая свободачеловека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемноготруда и предпринимательства;
· доверие к регулирующейроли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованиемэкономических методов;
· развитие иэкономическая эффективность социального рыночного хозяйства;
· социальнаясправедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются наоснове развития акционерной собственности работников, а также путем налоговогоперераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболеетрудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;
· равенство мужчин иженщин;
· участие всех граждан вуправлении государственными и общественными делами, участие работников вуправлении производством, развитие системы социального партнерства.
Критериями оценки степенисоциальности правового демократического государства также являются:
· соблюдение прав исвобод человека;
· проведение активной исильной социальной политики;
· обеспечение стандартовдостойной жизни для большинства граждан;
· адресная поддержканаиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности;
· гарантии созданияблагоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальнойэкспертизе решений на всех уровнях власти и управления;
· соблюдение прав игарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства в качествеосновного механизма достижения общественного согласия и баланса интересовработника и работодателя при регулирующей роли государства;
· гарантии, при которыхлюбой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести конкретнуюсоциальную ответственность;
· права и гарантии,ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственноеразвитие граждан и, прежде всего, молодежи; на бережное отношение к наследиюпредков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных иисторических традиций.
На современном этапестановления социального государства в Российской Федерации устанавливаютсяследующие приоритеты:
В сфере демографическогоразвития: разработка и реализация государственной демографической политики,направленной на ликвидацию тенденций сокращения населения страны, снижениясмертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличенияпродолжительности жизни населения.
В сфере обеспечениядостойного уровня жизни: создание социально-справедливой и эффективной системыраспределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом,обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе– рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфереоплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы.Обеспечить решение этих задач призвано трудовое законодательство, а такжетарифная автономия, позволяющая работникам и их профсоюзам на основе социальногопартнерства добиваться справедливого решения вопросов оплаты труда.
В сфере системжизнеобеспечения населения: сохранение и приумножение жилого фонда, повышениеего комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи засчет бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов;создание нормальных условий жизни в населенных пунктах.
В сфере социальной защитынаселения: разработка и осуществление государственной программы преодолениябедности; создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков;реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального имедицинского), социального обеспечения, социального вспомоществования иблаготворительности; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, атакже инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан.
В сфере занятости:обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободноизбранной, полной и продуктивной занятости; защита трудовых прав и интересовработников через систему социального партнерства.
В сфере охраны окружающейсреды: обеспечение достойного качества жизни и здоровья населения при условиисохранения природных систем, поддерживание их целостности и жизнеобеспечивающихфункций для устойчивого развития общества, обеспечение экологическойбезопасности страны.
В сфере формированиясоциокультурной среды: повышение роли и качества общего и профессиональногообразования; государственная поддержка системы образования и учрежденийкультуры; сохранение национальной самобытности языка и культуры народов,населяющих Российскую Федерацию.
Разработка и реализациястратегии управления наукой, направленной на ее развитие, создание новыхтехнологий и их модернизацию на основе прогнозов глобального и национальногоразвития.
Проведение региональнойсоциальной политики и интегральная оценка ее эффективности осуществляется наоснове единства федеральной, региональной и местной социальной политики приусловии упорядочения в разграничении их полномочий. При этом должнообеспечиваться комплексное социально-экономическое развитие всех территорий,входящих в Федерацию.
Важное значение имеетразвитие комплекса отраслей социального обслуживания и обеспечения населения(здравоохранения, медицинской, легкой и пищевой промышленности, жилищно –коммунального хозяйства, общественного питания, бытового обслуживания и др.) засчет расширения сети организаций — учреждений и предприятий социальногообслуживания, обеспечения высокого качества их работы, продукции и услуг подоступной цене, охвата соответствующими услугами всех категорий населения, втом числе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Неотъемлемой функциейсоциального государства является проведение в жизнь эффективной молодежнойполитики, направленной на создание стартовых условий для учебы, полученияработы и жилья, предоставление государством гарантий по обеспечению занятостимолодых граждан, воспитание молодежи в лучших традициях российского общества ина основе общечеловеческих ценностей, приобщение молодежи к подлинной культуре,развитие их гражданской и трудовой активности, создание условий для широкогововлечения молодежи в занятия физической культурой, спортом и туризмом.Государственная молодежная политика должна быть направлена на социализациюмолодежи, ее социальное становление посредством включения в процесс реализациисоциальной политики. Необходимо обеспечить участие молодежи в государственномуправлении.
 

Список использованныхисточников
1. КонституцияРФ. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 63 с.
2. АзаровН.И. Теория государства и права: Конспекты и лекции. – М.: МУБиУ, 2001. – 144с.
3. Большаяюридическая энциклопедия. Словарь. – М.: Рипол-классик, 2001. – 800 с.
4. ВласовВ.И. Теория государства и права. Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: Феникс,2002. – 512 с.
5. ЕршовК.А. Современное правовое государство в России // Государство и право. №3. –М.: Наука, 2001. – 129 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.