Министерствообразования республики Беларусь
ЧУО «институтсовременных знаний имени А.М. Широкова»
Гуманитарныйфакультет
Кафедракультурологии
Специальность«Культурология»
КУРСОВАЯРАБОТА
ГРАФФИТИ КАКВИД МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ
Студентки 2курса
дневной формыобучения
ЯцухноТатьяна
Научныйруководитель
Ст. преподавательКараулова Р.З.
Минск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Возникновение граффити
Глава 2. Особенности работы«райтеров»
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, когдапредметом искусства может стать все что угодно, до сих пор не утихли споры отом, является ли граффити искусством – или только проявлением вандализма. Чтобыпознакомиться с граффити – этим видом современного искусства, не нужно посещатьмузеи и художественные галереи. Жители многих городов мира уже сталкиваются сним на улицах и в подземках. Литературы посвященной исследованию феноменаграффити немного. Помимо ресурсов Интернета, сайта www.graffiti.calligraphy-mvk.ru,мною были использованы книга Медведева О.П. Искусство граффити и журналы «graffiti magazine» и «60 days», которые посвящены современному граффити –«уличному» искусству создания художественных композиций, рисунков и надписей спомощью аэрозольных баллончиков на любых поверхностях, будь то забор, стенадома, гараж и т.д. Они рассказывает о зарождении и истории развития граффити вмире – в Америке, Европе и России. Описывают различные стили и школы граффити,«классика» и современные направления, специфика рисунков и технологии ихвыполнения. Где опытные «райтеры» (мастера граффити) делятся своими советами посозданию изображений, используя такие инструменты и материалы, как маркер,баллончики с краской, трафареты, респираторы и многие другие. Книги обильноиллюстрированы.
Термин«граффити» применяется для классификации, как правило, запрещенногозаконом вида искусств. Сегодня граффити ассоциируется в первую очередь сальтернативной формой городской культуры.
Много граффитчиков(райтеров) поднимают тему о том, что граффити якобы умирает — старые егоценности, что касаются оригинальности и уважения потерянные. Это не правда.Просто проблемы осложнились вместе с самой культурой. Граффити стало болеешироким и страдает от собственной культурной широты. Ранее граффитчикамприходилось спорить с массой людей, которые говорили: «Но разве этоискусство?» Сегодня, бросив глаз на какую-нибудь коллекцию современногограффити, любой, за исключением разве наиболее консервативного зрителя, поймет,что граффити — это искусство. Во многом такое положение вещей возниклоблагодаря мировому буму на легально санкционированные пространства для граффитина протяжении последних десяти лет.
Если кое-кто еще не видитв нелегальном граффити искусства, то немногие могут отрицать ценность легальносанкционированных работ. «Райтеры» (мастера граффити) уровняли выразительныевозможности спрея и кисти. Граффити, с его безграничными креативнымивозможностями, должно сейчас рассматриваться как искусство и поднимать свои стандарты.
Цель данной работы – искусствоведческий анализискусства граффити.
Задачи:
1. исследование истоков граффити
2. социокультурный анализ деятельности ипроизведений райтеров.
3. искусствоведческий анализ наиболеезначительных произведений граффити.
Объектом данной работы является современнаямолодежная художественная культура
Предметом — росписи граффити
В соответствии с целями изадачами сложилась следующая структура:
Введение
Глава 1 история граффити
Глава 2 основныенаправления деятельности райтероов
Заключение
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯГРАФФИТИ
Является ли граффитиискусством или формой подросткового вандализма? Не являются ли граффитиискусством протеста? Или это неосознанная форма поклонения знакам большойкультуры, в которой не нашлось пока площадки для нетерпеливых свободныххудожников?
Трудно поверить, чтопервые «граффити» — надписи и рисунки (от итал. graffiare – царапать)в первоначальном значении сатирического и карикатурного характера былиобнаружены на античных памятниках и древних сосудах. Как проявление«низового» творчества, «граффити» заинтересовало многиххудожников, стремившихся освободиться от условностей и стереотипов. РаботыДжоана Миро и Пауля Клее близки по стилю «картинам» уличноготворчества. Пикассо ценил в «граффити» «предельный лаконизм,использование минимального количества графических элементов для обозначениялица, фигуры человека. » Слово “рок” (в смысле, “судьба”), начертанноепо-гречески на стене Собора Парижской богоматери, сподвигло Виктора Гюго нанаписание знаменитого романа. Нечто подобное встречается и в пещерах древнихлюдей, а также в Древних Египте и Греции. Американские индейцы и племена Майятакже увлекались росписью плоских поверхностей. Но сегодня граффитиассоциируется в первую очередь с альтернативной формой городской культуры.
Термин«граффити» применяется для классификации, как правило, запрещенногозаконом вида искусств, в рамках которого предпринимаются попытки установитьразновидность связанной композиции посредством рисунков и надписей, создаваемыхиндивидуально либо группами на стенах или других поверхностях, визуальнодоступных публике.
Граффити могутпредставлять собой простейшие рисунки или надписи, но обычно это довольносложные монохромные либо мультицветные композиции. Авторов граффити называютрайтерами — «писателями». Почему не художниками? Дело в том, чтокорни граффити кроются именно в написании слов на поверхностях, да и не всеграффити выполнены красками. Первоначально в ход шли все подручные средства,начиная от дорогих красок и заканчивая карандашами, мелками, ручками, ножами…Даже пальцем руки можно было написать граффити на грязном окне.
Существует версия, чтоподдержали развитие уличных изображений предприимчивые торговцы наркотиков,которые с помощью рисунков и зашифрованных надписей, ни о чем не говорящих ниполиции, ни случайным прохожим, сообщали подросткам место продажи«травки», цены и прочее. Со временем, из секретного вида связи«граффити» превратилось в обычное средство общения подростков. Обычноэто объемная, преимущественно красно-черно-синяя «сочная» графика.
Кто может стать«писателем» граффити? Практически любой желающий, но следует понимать, чтограффити, как и любое другое искусство, требует многих часов практики иупорного труда. Иначе можно заработать обидное прозвище «toy» («игрушка»).Так называют неопытного писателя, который не испытывает интереса к изучениюэтики граффити и не очень-то стремится овладеть необходимыми для росписи стеннавыками. Авторами граффити чаще всего выступают непрофессиональные художники.
Есть, конечно, средиграффитистов и “чистые” художники, черпающие вдохновение буквально во всем: отбиблейских сюжетов до комиксов и телепостановок. Но большинство уличныхмастеров обозначают свое амплуа по-другому: “писатель” или “шрифтовик”.Исторически это писательство развилось из так называемых “тэгов” — стилизованных “автографов” или авторских логотипов. По нынешним меркам,довольно простеньких по форме и — соответственно — исполнению. Так что сейчасвсякий начинающий писатель именно в качестве “тэггера” постигает азымастерства.
Мотивациями для занятиятакого рода деятельностью могут быть понятное желание прославиться либопотребность в выражении самих себя или своего отношения к различным предметам,историческим фактам, конкретным или абстрактным группам людей и личностям.Писатели граффити для создания своих шедевров используют стены гаражей, домов,складов, метрополитенов, железнодорожные вагоны, автобусы, трамваи, заборы иограждения. Даже на Луне американские астронавты оставили о себе память в видеграффити.
Идеальным орудиемсамовыражения является обычный баллончик с краской, действующий по принципудезодоранта. Он транспортабелен, полностью удовлетворяет потребностям вскорости и удобстве рисования, визуальной эффективности, краска из него отличноложится на большинство из существующих поверхностей. Различные по размерунасадки и выпускные отверстия баллончиков способствуют достижению всевозможныхспецэффектов, созданию мощных графических элементов и иллюзии подвижностиизображения. Сочетающий в себе технику кубизма и абстрактного графическогоискусства, зачастую трудночитаемый, стиль граффити придает композициямнекоторую загадочность.
Существует 7фундаментальных форм граффити и, хотя существует множество, больше тысячи,различных стилей, формы однозначно определяются среди граффити райтеров. Формыхарактеризуются сложностью, расположением и своими размерами. Иерархическийпорядок граффити форм представлен ниже:
TAGS (тэги) — являютсяnickname-ом райтера, росписью псевдонима и простейшей формой граффити. Тэгииспользуются для того, чтобы имя райтера было «на виду», чем ихбольше, тем больше «слава» райтера. Хотя большинство тэгов выглядят,похоже, для знающего человека, тэг как отпечаток пальца — единственная в своемроде смесь всех элементов райтера.
THROW-UPS — (фроу-апс) — «набросок» — более развитая форма тэга, которая обычно быстронаносится на поверхности поездов, стен и т.д. с помощью баллона. Райтеры обычноиспользуют bubble letters (буквы-пузыри) для того, чтобы набросать имя из 2-3букв.
Обычно используются двацвета, один для outline (контура), а другой для fill-in (заполнения). Эта формаявляется наиболее быстрым способом создания больших «кусков» работ.
PIECES — (писес) –«куски», картины — это термин, используемый для шедевров (masterpieces).
«Куски» считаютсянаиболее выдающейся формой граффити. В «кусках» обычно используется большеечисло букв, чем в набросках и они выполнены более тщательно. Super Кool 223 — это ему приписывается создание первого masterpiece в 1972, при помощитехнологии 'fat cap' (насадок, дающих широкую линию (от 3см)). Super Koolпонял, что, заменив «родную» насадку на широкую, снятую с баллона спеной для волос, он сможет покрыть большую поверхность быстро и без проблем.Эти технические инновации способствовали превращению граффити в более широкоизвестную форму искусства.
Когда часть вагонаподземки покрыли «куском» работы более длинным, чем сам вагон и покрывающимокна, зародились еще несколько форм:
TOP TO BOTTOMS (сверхудонизу) — это определение относится к «кускам», которые покрывают часть вагонасверху донизу, но не по всей длине вагона.
END TO ENDS (от края докрая) — судя из названия — работа, покрывающая вагон от одного конца додругого, но не полностью по высоте.
WHOLE CARS (целый вагон)- это полностью закрашенный вагон метро — сверху донизу и от края до края(включая окна). Первый «целый вагон» сделал в 1973 Flint 707, этобыло вдвойне потрясающе, поскольку кусок был выполнен в 3-D. «Целыйвагон» — довольно большая поверхность, это 20 футов в длину и 12 в высоту, около 20 баллонов краски и восемь или более часов работы. Так что этаработа зачастую выполнялась группой райтеров или «crew». Все те, ктоделали часть куска, были поделены между собой в соответствии с опытом иположением в команде. Дизайн (конструкцию — контур и цвета) планировалсярайтерами заранее в «black books» (тетради с набросками). Из-забольшого количества краски необходимой на вагон, райтеры обычно воровали краскунеобходимую для работы.
Райтеры сделавшие«целый вагон» были почитаемы среди других райтеров, особенно когдавагон был выполнен в хорошем стиле. В середине 1970-х «целые вагоны»действительно стали граффити шедеврами, включающие в себя: карикатуры, фоны,послания, различные действия (сценки) и хорошо известные мультипликационныеперсонажи взятые из американской поп культуры.
WHOLE TRAINS (целыйпоезд) — незадолго до создания первого «целого поезда» — «thefreedom train» («поезд свободы»), «целый вагон»считался наивысшей достижимой формой граффити. Жизнь «поезда свободы»была очень коротка — появилось регулярное обслуживание поездов, и он былперекрашен уже на следующий день.
Однако целые поезда былиредкостью, в основном райтеры в поисках своей славы делали по два вагона.
Стили и техникииспользуемые райтерами включали wildstyle (дикий стиль — почти нечитаемый стильс переплетающимися буквами и с определенным направлением), 3D, fading (плавноменяющиеся цвета), сломанные буквы, готические и компьютерные шрифты и новыемодификации старых стилей, как например 3-D с тенями. wildstyle — был зачастуюнеразборчив для людей далеких от граффити. Это прибавляло интерес к граффити.
Оригинальные идеи всегдабыли целью райтеров, никто не хотел прославлять себя «biting»(художественным плагиатом). Между райтерами случались конфликты, когда одинобвинял другого в плагиате. Райтеры также намеренно делали свои работы поверхчужих, что являлось актом презрения в граффити сообществе. Это часто приводилок стычкам между райтерами и командами. Райтеры ложили свои работы поверх другихпо нескольким причинам: призыв к соревнованию, ограниченное пространство дляработы, месть за другие деяния или за то что этот райтер настучал на другого.
В большинстве странграффити запрещено законом, но, тем не менее, существуют понятия«легальной» и «нелегальной» стен. К первым относятся тестены, которые городские власти предоставляют на «растерзание»писателям граффити, руководствуясь стремлением украсить ту или иную частьгорода и показать свою демократичность и терпимость по отношению к свободномуискусству (пример – забор на Октябрьской площади в Минске). Но запретный плодсладок, и поэтому глубокой ночью либо ранним утром писатели выходят на«работу» и полностью отдаются своим фантазиям, расписывая«нелегальные» стены.
Содержанием граффити можетстать признание в любви, забавные подписи и комментарии к различным событиям,реклама, политические, социально направленные высказывания. Политическиеграффити часто оформлены в виде острых памфлетов, лозунгов или стилизованныхпод газетные полосы сюжетов. Здесь писателями выступают члены политическихпартий и групп, радикальных студенческих движений или же простонеудовлетворенные жизнью граждане.
Другая разновидностьграффити — гангстерское граффити, которое встречается только в крупных городах.По форме и содержанию оно сильно отличается от прочих и заключается взашифрованных кодах, инициалах, жестко стилизованных при помощи специальнойкаллиграфии. Члены банд используют граффити, чтобы обозначить границы своейгруппировки территориально и идеологически, а также, чтобы предупредить врагово последствиях проникновения последних в их владения. Данное граффити, оченьблизко соприкасаясь с такими формами искусства, как тату и дизайн одежды,образовало даже некую закрытую урбанистическую систему.
Третью, наиболеераспространенную разновидность граффити, называют «Нью-Йоркскимстилем» или «хип-хопом». Произошло оно из традиций граффити,зародившихся в Нью-Йоркском метро в 1970-м году. В принципе,«хип-хоп» — это более широкое движение, появившееся на базе рэп-музыки,брейкданса и граффити. Этими граффити покрыты огромные площади в городах США.
Изучение историистановления искусства граффити позволяет сделать следующие выводы: граффитинасчитывает в своей истории уже несколько десятков лет. За это время сложилисьтакие направления, как tags, throw-ups, pieses,top to bottoms, end to ends, whole cars, whole trains.сферараспространения необычайно широка, целый ряд произведений можно считатьхудожественно ценными. Граффити, как новое явление требует более четкого анализа,структурного подхода, искусствоведческого обобщения.
граффитимонументальный искусство райтер
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЙТЕРОВ»
Граффити — простая ипонятная штука, пожалуй, как пять пальцев на руке, надо просто внимательно посмотретьна них. Для того чтобы было понятно, в чем дело и как тут с ними разобраться,стоит уделить немного времени и почитать далее:
Создание одного рисунка — весьма трудоёмкий процесс. Сначала необходимо выбрать стену. Этот, казалось бы,несложный этап содержит в себе огромное количество тонкостей. Во-первых, местопредполагаемой картины не должно принадлежать организации, рьяно заботящейся очистоте своих владений. Идеальный вариант — какое-нибудь из зданий промзоны,потому что редкий завод обращает внимание на состояние собственной территории.Один из художников рассказал обычный (как он выразился) случай. Выбираяочередную стену, он не старался найти что-то видное, — просто хотел сделатьпару набросков для себя. Через некоторое время он отыскал милый уютный уголокрядом с грязным и с виду заброшенным подъездом. Он достал из широких джинсовбаллончик, и начал не спеша набрасывать контуры. Внезапно к подъезду подкатилапара «Мерседесов», и рисунок, к сожалению, не вышел — зато вышелсиний рисунок под глазом у невезучего райтера. Оказалось, что это был точно незаброшенный подъезд, а офис какой-то полубандитской фирмы…. Существуют «элитные» стены и подвалы, в них, какправило, собираются люди с навязчивыми идеями, ради которых они готовы на все!Стены этих «бункеров» украшают фашистские или антиправительственныенадписи, символика тусовок, само существование которой вызывает негодованиеокружающих. Легально писать их довольно сложно. Если какой-нибудь«лошок» проникает в эти «святыни», а уж, тем более, на нихпишет, в лучшем случае его сильно изобьют.
Второй момент, которыйнеобходимо учитывать — активность окрестной милиции; появление в разгар работыпатрульного автомобиля приносит как минимум неприятные эмоции, как максимум — проведение некоторого времени в отделении или штрафа. При определённом опыте инаблюдательности выделяются места, где стражи порядка появляются реже, и работаведётся преимущественно там (исключение — молниеносные десятиминутные«бомбинги», которые могут проводиться чуть ли не в центре города).Наконец, нужно оценить, с какого количества точек видна стена; естественно, чембольше человек увидят рисунок, тем лучше. Тут преимуществом обладают, например,мосты. Затем оценивается поверхность стены — она должна как можно меньшевпитывать краску и не быть слишком неровной.
Теперь начинаетсясобственно рисунок. Некоторые покрытия, как фанера, побелка, слой масленой,либо другой краски грунтовать не нужно. Но часто приходиться украшатьповерхности не подготовленные для этого. Чтобы избежать не желаемыхпоследствий, следует прибегнуть к помощи так называемого«грунтования». Его суть заключается в разовом покрытии нужной площадикраской (масленой или водоэмульсионной), побелкой или грунтовкой замешанной намелу и клею. Наносимый материал образует «корку», в которую краска несможет впитаться, или по прошествии времени осыпаться. Не плохим подспорьем дляхудожника является «раствор для смывки старой краски», им можнокорректировать ваш рисунок или удалять краску в нужном вам месте.
Затем по заранее нарисованномуили откуда-то сведённому скетчу делается набросок (обычно мелом или маркером),и только потом граффити приобретает свой привычный, яркий вид. Большиеповерхности заливаются с помощью специальных насадок, широко распыляющих струюиз баллончика, и в самом конце ещё раз обводятся контуры.
Важным аспектом являютсясар'сы — насадки, колпачки на болонах, с помощью которых регулируется подачакраски. Различными сар'сами можно создавать толстые, тонкие, спиральные,зигзагообразные линии; есть cap'сы выпускающие сразу две или три параллельныхструи. Европейские и американские художники рисующие на железнодорожныхсоставах, часто пользуются сар'сом, который даёт супер толстую линию (в ладоньи больше).
Весь процесс может занять дня три — деньна грунтовку, день на собственно рисунок и день на исправление каких-то мелкихляпов. На одну картину тратится от трёх-четырех баллонов.
Принято думать, чтограффити появилось на свет в Нью-Йорке конца 60-х годов, когда тинэйджер изВашингтона Хайтс по имени Деметривс впервые начал выводить свой творческийпсевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях подземки по всемуМанхеттену. Вскоре другие тинэйджеры заприметили TAKI и стали распылятьсобственные имена. Ранние «писатели» не заботились о том, поймут лиих каракули уличные зеваки. Однако с появлением сотни «голодных»писателей читаемость отдельного наскального «хита» стала приобретатьособую важность. А всё с одной единственной целью – привлечь внимание прохожих.На этом этапе стиль письма и выбор места также играл заметную роль. Каждомухотелось выделиться из общей массы и получить признание себе подобных.
Но по-настоящему борьбаразвернулась, когда писатели открыли для себя подземку Нью-Йорка. Место былочто надо. Расписанные хитрыми сплетениями буков, составы мчались туда-сюда,унося чьи-то имена. Краска граффити постепенно стала просачиваться внутрьвагонов. Теперь уже выбор локации уступает в важности и первостепенности самомуписьму. Ведь изначально все буквы строились ровно в ряд и читались с полпинка.С появлением же радикальных стилей трудночитаемые рисунки привлекали всёбольшее внимание. А вот и стиль письма, как способ узнать, кто эту «гадость»нарисовал, исчерпал себя. И писатели устремились приручать цвет и размер. НектоStay High и кое-кто ещё стали выписывать свои имена на внешности поездовтонкими вытянутыми белыми буквами. И — что делало их непохожими — во всю длинуи ширину вагона. Открытие толстых колпачков привело к созданию подлинныхшедевров. Так, райтер по прозвищу Super Kool заметил, что замена узенькихколпачков спреющих баллонов на пузатые позволит ему «накрывать»большие поверхности широкими размашистыми «мазками». Когда оннаписал, таким образом, свое имя, получились жирные розовые буковки в жёлтомокаймлении. Работа получилась так себе, но в то же самое время это был самыйцветной и выразительный кусок в мире граффити, созданный в рамках subwaysystem. А райтер Phase 2 из Бронкса был первым, кто развил успех Super Kool(-a)и помог дизайну вырасти в буквах и сформироваться окончательно. Цвет ивыделение буковок теперь стало аккуратным, и стиль писателей из Бронкса получилназвание bubble letters.
Следующая революция встиле произошла, когда Pistol 1 — уже бруклинский мастер — впервые нарисовал3D. Работа состояла из собственно самого имени в красно-белом с голубойокантовкой, что давало трёхмерное настроение. Писатели со всего Нью-Йоркастекались, чтобы оценить этот piece. Город бредил повторением подвига, но идумать, не смел о состоятельности выполнения задуманного. Но время спустя людидобились своего. Каждый делал 3D со своими штрихами. Начались «стилевыевойны». Как только культура заявила о себе в полный голос, был снятдокументальный фильм «Style Wars „(1984), написаны книги.
“Wild style»Именно так назывался и «граффити»- фильм (1982 г.) независимого кинорежиссера Чарли Ахерна, главный герой которого “расписывал” поезда в ЮжномБронксе. Лента, по отзывам критики, получилась “интересной социологически, нонаивной драматургически”. Какое-то время спустя, вышла более достовернаявариация на ту же тему, режиссера Стэни Латана под названием “Beat Street”,ставшая культовым хип- хоповым фильмом.
Поезда подземки сталиидеальными объектами для художеств нью-йоркских подростков. Юные творцызабирались в отстойники, и наутро поезда выходили оттуда “обновленными”.Граффити обрело скорость. Оно стало мобильным и отныне не ограничивалосьстенами школ и туалетов. Послание, начертанное на вагоне подземки, моглиувидеть в разных районах многомиллионного города. В 1975 году глазам удивленнойпублики предстало “полотно” размером в целый вагон, а год спустя — с состав.Особой любовью у райтеров пользовались плоские вагоны старого образца и белыепоезда — самыми же “неподходящими” считались бруклинские вагоны из гофрированнойстали. Впрочем, для особо настойчивых и это оказалось не препятствием. Властямвсе это пришлось не по нутру. Дело не только в извечном начальничьем “неположено” — немало райтеров, и в самом деле, не столько творили, сколькохулиганили, лихостью компенсируя отсутствие мастерства и вкуса. В середине 80-х“подземное” начальство выжило райтеров из своих владений.
Нью-Йорк по-прежнемупочитается как “колыбель” граффити. Именно там родился мир уличного искусства — со своей техникой, стилем и сленгом. Вообще-то, точнее было бы сказать — стилями. Ведь граффити — это множество направлений и течений. От считающихсяныне уже немодными “надувных” букв мастеров “старой школы” до невероятноизощренного, требующего немалого мастерства и сноровки “wild style”, в которомпричудливые письмена сплетаются по прихоти автора в невероятно сложные узоры.Не говоря уж об индивидуальной манере.
«Стиль для всякого“писателя” — понятие вполне конкретное. Определяется оно, прежде всего формойсамих букв и тем, как они соединяются. А техническое мастерство ииндивидуальный стиль достигаются бесконечными часами упорнейших тренировок. Несуществует легких способов для освоения сложного стиля, и время, которое тытратишь на учебу, не заменишь ничем. Лучшая учеба здесь — это повторение. Тыдолжен еще раз пройти всю историю искусства граффити. От простого к сложному.Как, впрочем, и “черновик”, куда заносятся и где, потом бесконечно шлифуютсявсе новые идеи».[15] Символично название одного документального фильма,посвященного граффити, — “Война стилей”. На заре современного уличногоискусства основное средство в этой войне было простым и незамысловатым: поверхработы конкурента наносилась собственная картинка или надпись. Иногда — занеимением времени, средств или таланта — поступали еще проще: неугодноеграффити жирно перечеркивали крест накрест.
Одно время в Нью-Йоркебыла даже команда ТСО, то есть “the cross outs” (англ. “cross out” — “вычеркивать”), которая, судя по названию, решила объявить войну всем безисключения. Сейчас подобная манера считается ребячеством, непростительным длянастоящего мастера. Есть два более цивилизованных способа выяснения отношений.В одном случае конфликтующие стороны должны за определенное время (отнескольких часов до дня) “заполнить” часть стены. Выигрывает тот, чья работабудет признана лучшей. При другой форме разрешения спора решающим оказываетсяне качество, а количество. Творцам отводится определенный участок в городе. Оговариваетсявремя — обычно где-то от недели до месяца. Кто сумеет “освоить” большуюплощадь, провозглашается победителем. И в том, и в другом случае в качествеарбитра приглашается третий райтер или «команда». О вознаграждениидоговариваются заранее. Чаще всего «проигравший» расплачивается с победителемкрасками и прочими материалами. Иногда он лишается права писать свое имя илиподвергается физическому наказанию — почти символическому. Ритуал здесь важнеесобственно насилия.
Еще одно напоминание обизвечном споре «кто — кого?» — названия-аббревиатуры команд (состоящие, какправило, из трех букв), которые нередко заканчиваются «К» — «kings». Это могутбыть короли определенного стиля или жанра, городского района или линии метро ит.д.
Былая непримиримая борьбас властями и друг с другом наложила свой отпечаток и на “писательский” стиль. Кпримеру, так называемые «blockbusters» — огромные, “квадратные” буквы, слегканаклоненные вперед или назад и исполняющиеся обычно в двух цветах — вполнеподходящее оружие, будь то борьба с чужим граффити или девственно чистымвагоном муниципальной подземки. Делай — раз! Делай — два! И вот вам,пожалуйста: максимальный результат за минимальное время. К тому же огромныебуквы как нельзя лучше соответствовали самой сути граффити эпохипервоначального накопления опыта — читай: «тэггинга». Чье имя больше — тот икруче. История граффити как искусства, как стиля началась с того самогомомента, когда «первописатели» вдруг осознали одну очень простую вещь: вывестисвое имя «увесистыми» буквами может, в принципе, любой, это всего лишь вопросвремени, но не мастерства и индивидуальности.
Сегодня райтеров можноусловно разделить на две категории. Первые превыше всего ставят художественнуюценность рисунка, вторые подходят к искусству граффити как к средству выражениясвоих идей. Например, радикально настроенные панк- и хардкор группировкиявляются авторами лозунгов вроде Punk not Dead, Straight Age или Go Vegan. Еслис первым заявлением о вечной жизни панков все понятно, то про остальные надписиможно сказать следующее. Go Vegan – излюбленный слоган суровых молодых людей,слушающих тяжелую музыку, но при этом имеющие нежные сердца. Эти ребята немогут даже помыслить о том, чтобы есть пищу животного происхождения. Они –вегетарианцы. Чуть менее задвинутые на сохранении флоры и фауны персонажипредпочитают слоганы типа Straight Age. Они пропагандируют здоровый образжизни, уважают музыку таких групп, как Sick Of It All или War Zone. Говорят,стрейтэнджеров можно встретить и в России на хард-коровых клубных концертахгрупп XXX, Б-67. Граффити – это для избранных, для продвинутых, для грамотных.Райтеры (за исключением зацикленных на определенной идее) находят особоеудовольствие в том, чтобы зашифровать свое сообщение, придумать неудобоваримыйшрифт, чтобы написать очень простое слово, которое сумеют прочесть только свои.Такая головоломка, шифровка. Хотя на самом деле – просто обманка. Зачемшифровать то, что знают все? Например, слова hip-hop или unity.
Смысл граффити не стольков том, чтобы написать что-нибудь очень важное, передать информацию, сводкуинформбюро. Смысл этого занятия в том, чтобы писать запретные стены, творитьтам, где нельзя, и бороться за свободу рисовать где угодно. Неважно что:название crew, твою кличку, прыгающего скейтбордиста или сложную абстрактнуюкартину.
Если не считать заstreet-art надпись «Наша цель – коммунизм» или «Обгоним иперегоним», то можно сказать, что в России первые серьезные граффитиначали появляться в середине девяностых. Как и во всем мире, они стали деломрук радикально настроенных панков и хип-хоперов. Сегодня в Москве и многих крупныхгородах России существует множество «крю» занимающихсяграффити-артом, наиболее известные из которых Da Boogie Crew, Bee Crew, IceCrew, BFG Crew. Они представляют собой группировки людей, объединенных общейидеей и пристрастиями.
Причем, как правило, вcrew существует своего рода разделение труда: одна часть группировки рисуетграффити, другая – катается на скейте, третья – играет музыку.
Еще один больной вопрос — взаимоотношения с городскими властями. Сколько существует граффити, столько оноподвергается гонениям. Стоящие на страже закона и порядка твердят одно: росписьмуниципального имущества — при всей (эстетической) ценности этой самой росписи- представляет серьезную угрозу обществу. Нотациями дело не ограничивается.Немало американских райтеров поплатились за свое творчество внушительнымиштрафами, кое-кто угодил за решетку. Во многих мегаполисах райтерам, в своевремя, отвели так называемые “законные стены и дворы”. Но официально разрешенныхплощадей на всех желающих не хватает. Власти Лос-Анджелеса, в конце концов,постановили, что неплохо бы провозгласить и “зоны нетерпимости”, их примерусобираются последовать и в некоторых других городах. В борьбе лос-анджелесскаяполиция полагается не только на чудо-технику. Несколько лет назад переодетые “копы”,под видом британской съемочной группы, делающей фильм уличном искусстве,арендовали студию и расклеили всюду объявления, приглашающие райтеровпоучаствовать в съемках. Откликнулось более шестидесяти человек, снабдившиеполицейских подробнейшей информацией о своих любленных “объектах” и поставщикахкраски, также образцами собственных творений. В Филаделфии составлен списокдесяти “самых опасных” райтеров. В кампанию активно включились ифирмы-производители всевозможных красителей, обеспокоенные тем, что незаконноеуличное искусство подрывает их престиж. Престиж самого граффити в Америкезаметно портят две вещи. Во-первых, хип-хоп в целом, а значит, и граффити — тамвоспринимается как часть «гангстерской культуры». Во-вторых, поподсчетам самих райтеров, примерно к десятой части уличных художеств вбуквальном смысле приложили руку «крутые» парни, которые такимобразом «метят» свою территорию — каковой цели вполне соответствуют ималохудожественные средства. Началось все в Южной Калифорнии. Оттуда же пришлои словечко “tagbanger”.Придумали его сами райтеры, вознамерившиеся отделитьтаким образом «овец от козлищ». Но ни официальные власти, нисобственные родители в подобные тонкости вникать не желают (так что юныеталанты ни тех, ни других в свои дела особо стараются не посвящать). В этом же,как считают райтеры, кроется и ответ на часто задаваемый им вопрос: а почемусреди уличных художников практически не видно девушек?
Отчасти из-за бесконечныхгонений многие нью-йоркские подземщики в свое время перебрались в Европу.Итальянская молодежь, офанатевшая футболом, приняла новое «искусство»с радостью. Сейчас нередко на футбольных стадионах, вокзалах встретишь огромныекартины с изображением быка в футбольной майке с надписью «Милан — грязныескоты!» Вовсю красятся некогда братские Польша и Чехия. В Берлине — этосвоеобразный обряд взросления для подростков: они выбирают себе прозвище,которое считается действительным лишь после того, как будет увековеченонесколько раз на самых видных и опасных местах. В Берлине вообще делопоставлено на широкую ногу. Там есть даже специальный граффити-салон, кудамогут обратиться и потенциальные заказчики, и художники с образцами своеготворчества. А всякий проезжающий по территории Финляндии или Швеции может прямоиз окна вагона полюбоваться на работы местных райтеров, украшающих скупойскандинавский пейзаж. В Японии, граффити отличается очень мрачными,фантастическими и порой жестокими сюжетами. Уникальную эволюцию претерпелозавезенное из-за океана граффити в Великобритании, где оно стало заметнойчастью поп — культуры. В то время как британские полицейские представляют себетипичного уличного художника как «потерянного” подростка из малоимущейсемьи, которому ничего в этой жизни не светит, все больше этих самых подростковнаходят себя в рекламе, компьютерном дизайне, музыке. Оно и понятно: чистостилистическая разница между „легальным“ и уличным граффитинеуловима. А посему что такое хорошо (а значит, расценивается как искусство) ичто такое плохо (и, стало быть, преследуется по закону против вандализма),определяется, исходя из совсем иных критериев. И не все попавшиеся под тяжелуюруку закона отделываются курьезными наказаниями, вроде запрета приближаться клюбому железнодорожному мосту или появляться в лондонской подземке. Один райтериз Шеффилда недавно получил пять лет тюрьмы. Но, как заметил один его земляк исоратник, это вряд ли кого остановит.
Исследование основныхнаправлений деятельности райтеров. Позволяет сделать следующие выводы: Граффитипредставляют не только художественное, но и социальное, экономическое,идеологическое и политическое явления. Часто искусство граффити находится воппозиции с обществом и муниципальными властями. В каждой стране работарайтеров приобретает свои национальные особенности. Искусство граффитивыработало свой особенный образный язык, чье обаяние привлекает к нему всеновых и новых поклонников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Граффити — современныйразвивающийся вид монументального искусства. За прошедшие десятилетия онораспространилось по всему миру. Существуют множество техник, различныхстилистических решений.
Ознакомившись с основнымипонятиями и формами граффити, изучив его истоки, я постаралась обозначитьграффити как отдельный вид искусства. Исследовала особенности работы райтеров,изучила направления, течения и технику, проанализировала некоторые ихпроизведения. Рассмотрела вопросы отношения социума (в частности властей) кэтому новому и интересному виду искусства.
Стиль и техника граффитикак особого вида монументального, городского «андеграундного» искусствапостоянно развиваются и совершенствуются. Каждая страна вносила нечто новое исвежее в это искусство. Но после того как рисунки со стен города переместилисьна стены музеев, галерей и памятников архитектуры, встал вопрос о вандализме ипровокационной сути граффити. В это же время отдельные работы «писателей»начинают выставляться в тех же музеях и становятся предметом повышенного спросасреди богатых коллекционеров.
Граффити, в принципе,невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов.Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко,всеохватывающе и свободно от цензуры. Это своего рода анонимный визуальныйдиалог писателя с другими членами общества. Авторы граффити, как правило,скрываются за псевдонимами, прозвищами, кодами и символами.
Более настойчивые в своихжеланиях проявить себя добиваются привлекательности своих tag'ов. Их стараниями мы обязаны тому,что в нынешней молодежной культуре граффити занимает далеко не последнее место.Их творения используются в клипах, оформлении клубов, дискотек и журналов.Широко известные в узких кругах роллеры предпочитают видеть свои рампы(специальные тумбы для совершенствования катания) раскрашенными в граффити. ВГермании, Дании, Норвегии и ряде других стран существуют пункты райтеров, гдеони выполняют работу на заказ, начиная от расписывания автотранспорта изаканчивая оформлением частных увеселительных заведений. Впрочем, редко комуудаётся прожить только на это, поэтому все где-то работают, и уличная живописьостаётся для большинства хобби. Разрисовывать ночные клубы или делать декорациидля видеоклипов — это, конечно, неплохо. Но место всякого настоящего мастераграффити — прежде всего, на улице. Против коммерциализации выступают и многие»старые" художники, считающие, что граффити, родившись как crime art — противозаконное искусство — не имеет права вступатьс законом в деловые отношения. Но многие новые команды, не считаясь сидеологией, целиком переходят на заказные работы. Тут уж каждый сам для себя долженрешить — искусство это или нет, но я думаю можно согласиться с тем, чтосмотрится красиво!
Наиболее привлекательнойформой является Throw-ups.исполняется в технике Bubble letters(буквы пузыри). Исполняется в два этапа: изначально делается контур — outline, после чего заполнение- fill-in.
Это наиболее быстрыйспособ нанесения граффити. Смотрится изящно, мягко и объемно!
В Беларуси граффитипоявилось не так давно, но уже довольно прочно завладело сердцами молодежи.Возможно, еще нет такого спроса у райтеров, как за рубежом, но, несомненно, то,что искусство развивается и привлекает все больше поклонников и собственно«писателей» граффити.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. Медведева О.П. Искусство граффити.Ростов-на-Дону, 2005.
2. Граффити становится искусством иподнимает свои стандарты / www.corsar-art.nm.ru/site/write/graffiti.htm
3. Федорова Е.В.латинские надписи,Москва,1976
4. Брагинская Н.В. Надписи иизображения в греческой вазописи. /Культура и искусство античного мира.(Материалы научной конференции). ГМИИ им. А.Пушкина. М., 1980.
5. Медынцева А.А. Древнерусскиенадписи новгородского Софийского собора. М.,1978.
6. Топоров В.Н. Петербургские текстыи петербургские мифы. /Сборник статей к 70-летию профессора Ю.М. Лотмана.Тарту, 1992. С. 452-486.
7. Шумов К.Э. студенческие граффити:на материалах студенческих аудиторий Пермского университета. Ладомир, 1996.
8. журнал «60 days»
9. Штерн Э.Р. «graffiti на античныхюжнорусских сосудах»,1997
10. Высотский С., киевские граффити11-17 вв., киев,1985
11. «graffiti world», Великобритания,2004
12. журнал «graffiti magazine»
13. журнал «F.AIM»
14. graffiti.calligraphy-mvk.ru
15. «subway Art» Г. Чэлфант