Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Этапы и закономерности развития личности

В условиях формирующегопедагогически! и вил-действия происходит развитие личности, станов­ление ееважнейших психологических свойств и качеств. Что же является движущими силамиразвития личности, способствующими достижению ею социаль­ной зрелости?
В истории психологиисуществовало два направления в ре­шении вопроса о движущих силах, источникеразвития и ста­новления личности. Эти направления получили название био­генетическойи социогенетической концепций развития.
Биогенетическая концепцияисходит из того, что развитие личности человека определяется биологическим,преимущест­венно наследственным, фактором. Поэтому развитие личности носитспонтанный (самопроизвольный)  характер. Согласно этой точке зрения, человек отприроды имеет предрасположе­ние не только к некоторым особенностям протеканияэмоцио­нальных реакции, особенностям темпа действий, но и к опре­деленномукомплексу мотивов (предрасположение к преступ­ности у одних, к успехам вадминистративной деятельности у других и т. п.). В человеке якобы от природызапрограмми­рованы не только формы его психической деятельности, но и ихсодержание, изначально определены этапы психического раз­вития и порядок ихвозникновения.
Биогенетическая концепция, представляющая личность че­ловекалишенной собственной активности, продуктом действия фатальных биологическихфакторов, делала и педагога пассивным свидетелем рождения этих роковым образомпредопре­деленных качеств личности. Разрешите ребенку быть эгоистом, позвольтеему лгать, обманывать, пока эти силы не исчерпают себя; яркие эгоистическиепоступки порождают у ребенка идею его “Я”,—призывали биогенетпки педагогов,оставляя за по­следними лишь право знать, какие качества личности должныфатально появиться у ребенка, и обязанность не препятствовать их появлению, а,наоборот, способствовать ему.
Социогенетическаяконцепция рассматривает развитие лич­ности как результат прямых воздействийокружающей соци­альной среды, как слепок со среды. При этом, так же как и вбиогенетической концепции, игнорируется собственная актив­ность развивающегосячеловека, ему отводится пассивная роль существа, лишь приспособляющегося кокружающей обстанов­ке. Если следовать социогенетической концепции, то остаетсянеобъясненным, почему в одной и той же социальной среде вырастают подчас стольразные люди.
Таким образом, нибиогенетическая, ни социогенетическая концепции не могут быть приняты за основупонимания зако­номерностей развития личности. Ни та ни другая не способнывыявить движущие силы психического развития. Не позволяет это осуществить итеория механического взаимодействия, или конвергенции, двух факторов (среды инаследственности), в которой не преодолевались ошибки двух концепций развития,а скорее удваивались.
Диалектико-материалистическаяпозиция при решении проб­лемы движущих сил развития личности с необходимостьютре­бует обращения к характеристике тех противоречий, разреше­ние которых иобеспечивает осуществляющийся в развитии пе­реход от низшего (простого) квысшему (сложному). Актив­ность личности обусловливается совокупностьюпотребностей, побуждающих человека через сложную систему осознанных инеосознанных мотивов к деятельности. Однако процесс удов­летворенияпотребностей является внутренне противоречи-в ы м. Потребности, как правило, неудовлетворяются немед­ленно после их возникновения. Для их удовлетворения необ­ходимыматериальные средства, определенный уровень готов­ности личности кдеятельности, знания, умения и т. п. Движу­щие силы. развития личностивыявляются в противоречии меж­ду изменяющимися в деятельности потребностямичеловека и реальными возможностями их удовлетворения.
Удовлетворениепотребностей вновь и вновь воспроизводит ситуацию, в которой обнаруживаетсяпротиворечие между дос­тигнутым уровнем развития потребностей человека и реаль­нымивозможностями их удовлетворения. Преодоление проти­воречий, ведущее к развитиюличности, происходит в деятель­ности путем овладения определенными средствамиее осуще­ствления (приемами, способами, операциями, умениями, зна­ниями и т.д.), что происходит в процессе обучения. При этом удовлетворение потребностейпосредством активной деятель­ности закономерно порождает новую, более высокуюпо уров­ню потребность.
Вот почему развивающаясяличность, постоянно воспроизво­дя новые и новые потребности (а следовательно, иразветвлен­ную систему мотивации), в свою очередь является результа­томразвития потребностей. Развитие, отбор и воспитание пот­ребностей, приведениеих к той нравственной высоте, которая должна быть свойственна человекукоммунистического обще­ства, является одной из центральных задач формированияличности советского человека.
Формирование личностипроисходит в условиях включения ее в коллектив. Как подчеркивал А. С.Макаренко, личность развивается в коллективе и через коллектив, которыйпредставляет собой группу высокого уровня развития, обла­дающую наиболееблагоприятными условиями для формиро­вания ценных качеств личности. Именно вколлективе полу­чает полноценное удовлетворение потребность индивида бытьличностью, активным участником строительства нового обще­ства, происходитвсестороннее ее развитие.
Ведущая роль вформировании личности принадлежит це­ленаправленным воздействиям на нее —воспитанию. Воспита­ние направляет и организует развитие личности всоответствии с целями, заданными обществом. При этом воспитание не толькоопределенным образом организует, упорядочивает жизнь и деятельность ребенка, нои создает в соответствии с существующими педагогическими принципами специальнуюсо­циальную среду или ситуацию развития, наилучшим образом выявляющуювозможности конкретной личности, создает ус­ловия для проявления ее активности,формируя и направляя ее. Здесь психология личности уступает место педагогикевос­питания личности, методике коммунистического воспитания, в задачу которыхвходит выявление средств и путей всесторон­него развития личности, формированиянравственного созна­ния, воспитания сознательной дисциплины, социалистическогопатриотизма и пролетарского интернационализма. Осуществле­ние этих высокихзадач и обеспечивает становление личности советского человека—строителякоммунистического общества.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта stroy.nm.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.