Реферат по предмету "Культура и искусство"


Организация познавательной деятельности учащихся в процессе освоения Мировой художественной куль

--PAGE_BREAK-- (всем известны примеры с любимыми сказками, книжками, мультфильмами и т. п., к которым дети возвращаются бесконечно). Эта потребность детей в повторных обращениях к полюбившимся произведениям искусства естественно разрешается в условиях худо­жественного музея.

Среди взрослых людей широко бытует мнение, что произведе­ния искусства надо делить на «доступные» и «недоступные» детям. Но данные научных исследований и педагогических наблюдений свидетельствуют о том, что восприятие ими искусства активно, эмоционально, глубоко личностно и определяется их индивидуаль­ными психическими свойствами. В каждом произведении искусства ребенок сам находит доступное для его уровня содержание. Более того, память детей часто способна сохранять сложные образы со­всем, казалось бы, «недетских» произведений искусства. По мере взросления восприятие тех же вещей становится полнее, осмыс­леннее, глубже. Так и восприятие взрослых зрителей меняется, со­вершенствуется при повторных обращениях к произведениям ис­кусства, поскольку воплощенные в них художественные образы об­ладают качеством постоянства.

Процесс восприятия у детей может быть организован и настро­ен музейным педагогом в соответствии с их возрастом и возможно­стями. Необходимо, учитывая конкретные психолого-возрастные особенности аудитории, давать интерпретацию художественного памятника на доступном уровне, доходчиво и в то же время с доста­точной полнотой раскрывать детям возвышенное, духовное содер­жание произведения и учить их переживать это содержание в един­стве с выражающей его формой, ведя их по пути овладения навы­ками целостного постижения явлений искусства.

Первые посещения музея для детей — волнующие события, порой даже потрясение для них. Поэтому необходимо соблюдать некоторые условия для оптимального осуществления знакомства с этим особым местом. Вхождение в музейные залы должно происхо­дить тихо и торжественно, прохождение по залам — медленное и с остановками там, где что-то заинтересовало детей. Они очень ис­кренны в выражении своих переживаний, которые бывают довольно неожиданными для взрослых, достаточно разнообразными и сильными в процессе непосредственного контакта с произведением искусства, рассматривания его, «вхождения» в него, сопережива­ния и сотворчества. На возникающие у ребят вопросы педагог дол­жен тут же дать ответы, соответствующие ожиданию ребенка и дос­тупные уровню его понимания. Начальные впечатления детей ло­жатся в основу их дальнейшего приобщения к искусству. Эмоционально-чувственная раскрытость ребенка в этот момент позволяет педагогу приблизиться к нему, быть принятым и понятым. Наблю­дая за поведением, реакциями, высказываниями детей, педагог мо­жет определить уровень развитости их внутренних чувств, знаний и опыта, с тем чтобы в дальнейшем правильно направлять процесс становления их художественного восприятия.

При первых посещениях музея маленькими детьми оптимальное время внимательного осмотра двух-трех залов — 15—20 минут. Большие по времени и количеству впечатлений начальные занятия в залах могут утомить детей, притупить их внимание и вызвать опасное безразличие к экспонатам. Важно дорожить интересом де­тей к искусству и стремиться сделать этот интерес устойчивым. Нужно стараться вызвать у детей особое расположение души и бу­дить в них потребность в эстетическом переживании, обогащаю­щем духовный мир человека. Поэтому все контакты детей с искус­ством должны быть желаемы и ожидаемы ими, а это значит, что необходима предварительная установка на встречу с ним, планиро­вание, нормирование и системность занятий в залах.

Эмоциональная и интеллектуальная нагрузка на таких занятиях постепенно увеличивается и усложняется педагогом, что необходи­мо для тренировки художественного восприятия детей, для углубления их творческого общения с искусством. Замечено, что «чувства, не тренированные постоянной интеллектуальной нагрузкой, отлича­ются вялостью, отсутствием духовной бодрости. Они так же быстро устают, как нетренированное тело устает от физической нагрузки. И человек, лишенный сенсорной нагрузки, обладает меньшим запа­сом умственной выносливости и творческой активности»*. Для обеспечения полноценного осуществления и совершенствования интеллектуально-эмоциональных операций у детей им необходимо предоставлять материалы различного характера — от сведений о мировоззренческих концепциях национального и мирового искусст­ва до знакомства с тончайшими проявлениями художественной ин­дивидуальности в творчестве мастеров искусства.

Занятия с детьми на экспозициях художественного музея дают возможность педагогу решать важные задачи формирования и раз­вития личности.

Обращаясь в музее к памятникам мирового искусства, педагог формирует у детей понимание многозначности, многоаспектности такого явления, как общечеловеческая культура.

Знакомство с произведениями обогащает представления детей о разных видах и жанрах художественной деятельности, об историче­ских эпохах и художественных стилях, об индивидуальных творче­ских методах художников и тем самым подводит их к пониманию специфики изобразительного искусства.

Правильно организованные педагогом процессы общения детей с художественными произведениями и обсуждения впечатлений о них способствуют развитию визуального мышления и речи. В ходе таких занятий происходит активизация и развитие внимания, памя­ти, воображения, способности сочувствовать и сопереживать.

Знакомя детей с памятниками народного искусства, обращая их внимание на разные условия жизни людей, на этнографические особенности их быта, на традиции в творчестве народных художни­ков, педагог не только расширяет их кругозор, но и формирует их социальное сознание. Богатая декоративность и «умная» полез­ность предметного мира, созданного народными мастерами, осозна­ются детьми как духовные и культурные характеристики того или иного народа. Главное же, что открывается детям в приобщении к народному искусству, — осознание безграничных творческих воз­можностей в образном переосмыслении жизненных явлений, в эс­тетическом освоении действительности и художественном преобра­зовании впечатлений о ней.



* Алексеева В. В. Эстетическое и художественное Вйспитание//Рольхудожествен-ных музеев в эстетическом воспитании школьников. М., !973. Ч. I. С. 57.

осмысления мастерами искусства в своих произведениях тех или иных исторических событий, педагог подвигает их к собст­венной оценке этих событий и пониманию значения авторской позиции и художественной интерпретации.

Рассматривая вместе с детьми на экспозиции произведения по мотивам народного творчества (эпоса, мифов, сказаний, легенд), педагог не только предоставляет детям возможность соприкоснуть­ся с интересными сюжетами, но и задуматься о добре и зле, о мно­гообразии людских характеров и их взаимоотношениях, о главном и сущем в человеческом бытии. Так можно осуществлять в музее гражданское и нравственное воспитание детей.

Сведения о судьбах художников, рассказы об их новаторстве, мужестве, общественной значимости их творчества особенно воз действуют на детей в непосредственной близости от произведений, вызывая в них уважение к творческому труду художников, к под­вижничеству в искусстве. Здесь педагог может раскрыть детям по­нятия об ответственности художника перед обществом и общества перед творцом, о великой силе воздействия и непреходящих цен­ностях искусства.

Анализ живописных манер, систем и школ в мировом искусстве и их сравнение позволяет педагогу развивать в детях внимание, зрительную память, чувство цвета и цветовых отношений, форми­ровать конструктивно-композиционное и аналитическое мышление, что необходимо для адекватного художественного восприятия произведений и собственного изобразительно-художественного творчества.

Сосредоточивая внимание детей на труде архитекторов, скульп­торов, мастеров-оружейников, ювелиров, ткачей, гончаров, стекло­дувов и демонстрируя им образцы декоративно-прикладного искус­ства, педагог может воспитывать в детях интерес и любовь к труду, к художественному ремеслу, трепетное отношение к про­дуктам труда, убеждение в неограниченных созидательных возмож­ностях людей, в частности, своих собственных.

Только личное духовно-чувственное соприкосновение со всем заключенным в произведении искусства содержанием, только непо­средственное рассматривание и прочувствование всех элементов формы, его выражающей, только единовременное и нерасчлененное их восприятие может позволить глубоко личностно и в то же время в достаточной степени адекватно воспринять это произведе­ние. Даже при самом совершенном репродуцировании оно теряет многое по сравнению с его непосредственным восприятием — ак­том сложного взаимодействия зрительных, словесных, звуковых впечатлений, моментальных ассоциаций. Восприятие натурального размера произведения, фактуры и свойств изобразительных мате­риалов, нюансов цвета в живописи и объема в скульптуре вызыва­ет и сопровождается единовременными внутренними переживания­ми, в которых задействованы образы памяти, сферы воображения и мышления личности.

Итак, организованное общение детей с культурными ценностя­ми, представленными в музее, дает им возможность осваивать на­копленный жизненный опыт человечества. С одной стороны, при­общение к общечеловеческому опыту способствует социализации индивида. С другой — те же культурные ценности, созданные че­ловечеством и усвоенные индивидом, способствуют его дальнейшей индивидуализации, нравственно развивают и духовно обогащают, эстетически воспитывают и культурно формируют его личность. Та­кова диалектика культурного развития личности, и педагог в музее имеет обширные возможности для того, чтобы полноценно содейст­вовать этому процессу.

В ходе систематических контактов с детьми наставник, посте­пенно открывая им богатейший мир музея, способен вызвать у них устойчивый интерес к искусству, вплоть до глубокой увлеченности им. Увлеченность искусством, является лучшей предпосылкой к проявлению и развитию художественно-творческих способностей, основные же составляющие данного процесса — процессы позна­ния и творчества.

Интерес к произведениям искусства служит возбуждению по­требности узнать, как все это делается, как можно самому нарисо­вать и передать то, что увидел, узнал, пережил. Именно здесь, на экспозиции, возникает у детей потребность в собственном рисова­нии, часто на те же «музейные» темы, просыпается творческая ак­тивность. Детям необходима свобода в ее проявлении как выраже­нии своих переживаний и результатов размышлений, в том числе в реализации желания рисовать, и музей предоставляет им эту воз­можность в изобразительной студии. Такая студия может быть ме­стом разового удовлетворения рисовальной потребности стихийных посетителей-детей, и подобные комнаты организованы во многих зарубежных музеях. Но более результативной работа музейной изо­студии может быть лишь при длительных систематических заня­тиях с детьми.
Итак, оптимальной системой управления процессом обучения, дающей наиболее эффективный результат, является методика организации многоуровневого общения и поэтапной успешной деятельности учеников, основанной сначала на свободном личном выборе тех видов художественного творчества, в освоении которых каждый сможет с наибольшей полнотой выразить своё отношение к предмету изучения и свои индивидуальные способности, постепенное и планомерное вовлечение в ходе занятий каждого ученика во все основные сферы художественной деятельности для осмысления проблем художественной культуры, её общих закономерностей в контексте социальной и культурной истории.

Таким образом, знакомство с произведениями искусства и явлениями художественной культуры в определённой системе, приобретение навыков самостоятельного осмысления культурологического материала, собственное творчество в одном или нескольких видах художественной и эстетической деятельности — обязательные компоненты процесса освоения основ художественной культуры. Только взаимодействие и взаимовлияние всех названных звеньев сможет создать базу для глубокого и полного освоения интегративного предмета, представляющего мир художественной культуры.




--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формулы и функции в MS Excel
Реферат Вивчення історичного роману у віршах "Маруся Чурай" Ліни Костенко в 11 класі
Реферат Исследование способов защиты микропроцессорной системы автоблокировки с тональными рельсовыми
Реферат Взаимоотношения Турции и США на современном этапе
Реферат Гуманистическая функция оценки в учебном процессе
Реферат О необходимости изучения семантических особенностей аддиктивного поведения
Реферат Эволюционный процесс Факты не слишком известные но интересные мыльная история
Реферат Переважні права на придбання цінних паперів нової емісії як інструмент захисту інтересів інвесторів
Реферат Создание программы на языке Delphi 70
Реферат Виды подряда
Реферат Оценка результатов научной деятельности в агропромышленном комплексе
Реферат 5. 1 Определение Царства
Реферат Hurricanes Essay Research Paper 1Tornadoes travel at
Реферат Анализ тестопригодности по методу Сamelot
Реферат Идеи развития в трудах ЯАКоменского ММонтеня ЖЖРуссо