Реферат по предмету "Культура и искусство"


Европейская культура нового времени 2

Европейская культура нового времени
Новое время — это период восходящего развития современной, промышленной цивилизации. В европейской культуре Нового времени происходит качественный поворот, начало которому было положено еще эпохами Ренессанса и Реформации. Данный поворот заключается в смене традиционного типа культуры современным. Следует отметить, что в рассматриваемый период европейская культура вместе с европейцами-переселенцами начинает распространяться по другим регионам мира (Северная Америка, Австралия). Черты европейской культуры Нового времени отчетливо проявляются, например, в культуре США. Поэтому наряду с термином «европейская культура» используется понятие «западная культура» (хотя эти понятия не тождественны).
Каждый из этапов новоевропейской культуры — XVII, XVIII и XIX века — имеет свое качественное своеобразие. Рассмотрим особенности этих периодов. XVII век для Западной Европы — это время становления капитализма; но при этом наблюдается разнообразие экономических, социальных, политических и культурных процессов, протекавших в то время в разных странах Европы. Буржуазные отношения к XVII веку стали преобладающими в экономике Англии и Нидерландов, в Испании, Италии, Германии они едва просматривались; во Франции капиталистические порядки утвердились в промышленности, в сфере торговли и в банковском деле, но в сельском хозяйстве феодальный уклад оставался еще достаточно прочным.
Не менее пестрой была и картина политической жизни Западной Европы. В XVII веке господствующей формой государства была абсолютная монархия (поэтому это столетие иногда называют веком абсолютизма). Классический тип абсолютной монархии сложился во Франции; в Англии острый конфликт между абсолютизмом и буржуазией, завоевавшей экономическое господство и предъявившей свои претензии на политическую власть, привел страну к революции. Крайне реакционный абсолютизм господствовал в Испании. В раздробленной Германии абсолютизм осуществлялся в пределах карликовых государств, в Италии подобный региональный абсолютизм соседствовал с торговыми республиками. В Нидерландах в результате буржуазной революции XVI века утвердилась республика.
Бурные реформационные движения прошлого столетия — там, где они взяли верх над католицизмом, — приняли теперь характер официально господствующих религиозных доктрин. Лютеранство в ряде областей Германии и в Скандинавских странах, кальвинизм в Голландии, англиканская церковь отторгли у католицизма обширные территории с богатыми и могущественными государствами. Тем ожесточеннее отстаивает католическая церковь свои позиции; после Тридентского собора (1545-1553) католическая реакция, или контрреформация, чрезвычайно укрепила свои позиции в странах, не отпавших от католицизма, прежде всего в Италии и Испании. На протяжении всего 17 столетия контрреформация оказывала сильнейшее влияние на все сферы духовной жизни этих стран. Сожжение Джордано Бруно (1600), запрещение учения Коперника, суд над Галилеем (1633) — красноречивые тому примеры.
Однако ничто не могло остановить культурный прогресс, мощный толчок которому был дан еще в предшествующую эпоху. Семнадцатое столетие было ознаменовано новым научным и культурно-художественным подъемом во многих странах Европы. Следует выделить важнейшие особенности духовной культуры данного периода. В эпоху Возрождения она выступала еще во всей своей целостности, в особой слитности многих форм. Для нее было характерно единство научного и художественного постижения реальной действительности, искусство и наука как бы дополняли друг друга.
Семнадцатый век не утрачивает тенденции к синтезу в своих общих научных концепциях и в различных областях художественной деятельности, но сравнительно с Возрождением сильнее выражена противоположная тенденция — расчленение всей сферы духовной культуры на ряд отдельных разделов, каждый из которых подвергается более углубленной и дифференцированной разработке. Соответственно этому формируется иной тип творческой личности. Семнадцатое столетие дало миру очень большое число замечательных художников и ученых, но оно уже не могло сочетать великого ученого и великого художника в одном лице.
Какие же характерные особенности отличают процесс развития науки в XVII веке? Продолжается начатое еще в эпоху Возрождения развитие экспериментально-опытного знания. На смену отдельным гениальным прозрениям и догадкам ренессансной науки приходит систематическое накопление знаний. XVII век называют эпохой научной революции; ее начало было положено открытиями Коперника, Кеплера, Галилея, а завершение выпало Ньютону.
Огромный шаг вперед в XVII веке сделали различные отрасли физики — механика, оптика, гидравлика. Английский ученый Уильям Гилберт описал явления магнетизма и заложил основы учения об электричестве, один из первых ввел в практику подлинный физический эксперимент. Б. Паскаль, Э. Торричелли, Р. Бойль, Э. Мариотт заложили основы гидростатики и физического учения о газах. В конце XVI — первой половине XVII века были изобретены телескоп, микроскоп, гидрометр, ртутный барометр, усовершенствованы часы, компас. Ведущей областью науки в XVII столетии становится механика. Многое для ее развития сделал Галилео Галилей (1546-1642). Разработанное им учение о движении тел составило фундамент классической механики. Он впервые точно сформулировал основные кинематические понятия (скорость, ускорение), близко подошел к открытию закона инерции, разрабатывал законы падения тел и движения их по наклонной плоскости. Труды Галилея сыграли решающую роль в экспериментальном обосновании коперниковской гелиоцентрической системы. С помощью сконструированного им самим телескопа Галилей наблюдал небесные тела, увеличенные в 32 раза. Он обнаружил горы на Луне, пятна на Солнце, открыл спутников Юпитера, фазы Венеры. Другой астроном XVII века, немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571-1630), используя данные предшествующих наблюдений, установил законы движения планет.
Огромна роль Галилея в становлении нового понятия науки и научного метода. Он не только великий ученый — экспериментатор, но и выдающийся теоретик опытного естествознания. Разработка нового метода научного познания началась еще в эпоху Возрождения. В идейном плане было очень велико влияние английского философа Френсиса Бэкона (1561-1626), стоявшего на рубеже Возрождения и Нового времени. Бэкон подверг критике традиционную (схоластическую) науку и создал новый образ эмпирический, индуктивной науки. Он провозгласил опыт главным источником знания о природе. Но решающий удар по традиционной науке был нанесен Галилеем. В своем произведении «Диалоги о двух главнейших системах» (птолемеевой и коперниковской) он дал критику не только средневековой схоластики, но и традиций естествознания, идущих от античности (Аристотеля). Галилей выразил следующую идею: книга природы закрыта для нас, но, чтобы мы могли ее читать, нужна математика, ибо книга природы написана на языке математики.
Важнейшим методом исследования природы у Галилея выступает количественный метод, в то время как в традиционной науке, начиная с Аристотеля, господствовал качественный метод — познание сущностей и свойств вещей; математика же считалась наукой об идеальных формах. В отличие от Аристотеля, Галилей был убежден, что природные процессы измеримы, что возможно установить точными методами их законы. Таким образом, соединив физику как науку о движении реальных тел с математикой как наукой об идеальных объектах, Галилей заложил фундамент экспериментально — математического естествознания. Начатое их преобразование науки и научного метода было продолжено Р. Декартом, Г.В. Лейбницем и др., а достигло своего завершения в творчестве И. Ньютона. Благодаря их усилиям сложилась новая форма познания природы — математическое естествознание, опирающееся на точный эксперимент. В отличие от созерцательного характера античных теорий, наблюдения вещей и явлений в их естественном течении, новоевропейская наука использовала активные, конструктивно-математические приемы построения теорий и опиралась на строго контролируемый (в лабораторных условиях) эксперимент.
В XVII веке происходило накопление знаний в химии, биологии, физиологии, геологии, минералогии и других отраслях знания. Изобретение микроскопа стало основой развития научной биологии. Человек узнал о существовании неведомого ему прежде микромира. Процесс активного развития переживала география. Велось изучение земель, ставших известными европейцам в XV-XVI веках; предпринимались многочисленные экспедиции, в том числе в полярные моря, а в начале XVII века голландские моряки открыли новый континент — Австралию. В XVII веке наука была далека от абстрактного стремления к чистому знанию и тесно связана с практическими потребностями своего времени. Еще Ф. Бэкон в начале нового века обосновал новую роль науки, провозгласив: «Знание — сила!». Целью науки, считал Бэкон, является принесение пользы человеческому обществу, она должна увеличивать власть человека над природой и служить основным средством решения социальных проблем и противоречий. Появляются новые формы организации научной деятельности. Особо значительную роль сыграли два естественнонаучных общества — Лондонское Королевское общество и Королевская Академия наук в Париже, созданные в 60-е годы XVII века.
Достижения науки Нового времени имели ключевое значение для формирования новой картины мира, становления нового мироощущения европейцев. Географические и особенно астрономические открытия широко раздвинули перед человеком горизонты пространства и времени. Были расширены представления не только о пространстве земного мира, но и пространстве Вселенной. Человек осознал грандиозность мироздания: Земля оказалась уже не центром Вселенной, а лишь одним из многих небесных тел в ее безграничном пространстве. Накапливаемые биологией, геологией знания постепенно разрушали средневековые представления о времени (хотя главные достижения этих наук были еще впереди).
Важнейшей чертой новой картины мира стал механицизм, что было обусловлено особым положением в этот период механики как науки, ранее других получившей законченную систематическую разработку и широкое практическое применение. Суть механицизма заключается в признании законов механики единственно верными в познании природы. Формирование механицизма в значительной степени связано с именем французского математика, физика и философа Рене Декарта (1596-1650). Именно он в наиболее чистом виде сформулировал представление о природе как гигантской механической системе, приводимой в движение Божественным толчком. Выделяя «душу» в качестве отличия человека от остального мира, он приравнивал все другие живые организмы к искусственным механическим автоматам. Механистическая картина мира составляла основу естествознания и философии вплоть до начала XIX века.
Научная революция XVII века и связанная с ней «математизация» теоретического мышления завершили начатое в предшествующие эпохи (Возрождение, Реформация) формирование рационализма как отличительной черты и образа мыслей, и образа жизни человека Нового времени. Рационализм становится одним из важнейших направлений философии XVII века. Начиная с Декарта, целый ряд философов рассматривают разум как основу познания и поведения людей. Создаются четкие, законченные философские системы, авторы которых пытаются дать строгое рациональное обоснование новым взглядам на мир, человека, законы познания. Складываются рационалистические учения об обществе, государстве. Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) впервые представил государство не как божественное создание, а порождение сознательной деятельности людей, как результат «общественного договора». Бенедикт Спиноза (1632-1677) развивал взгляд на общество как на систему сил, нуждающихся в сохранении устойчивого равновесия; утверждал право человека на свободу, которую он понимал как осознанную необходимость.
Рационализм проникал в литературу и искусство, входил в массовое сознание, в котором, правда, совмещался с христианской религией. Рационалистическая тенденция в массовом сознании проявлялась в преобладании здравого смысла над религиозным догматизмом и мистическим упованием на сверхъестественное, что было характерно для средневекового человека; в ориентации на предпринимательский успех и деловую инициативу. Утверждение рационализма в новоевропейской культуре не означало, однако, что она стала полностью светской. Христианская религия и церковь играли существенную роль в духовной жизни периода. В мировоззрении (научном и философском) это проявилось в приверженности тех или иных мыслителей идеям божественного творения (Ньютон, Декарт), божественного толчка (Декарт), божественного предопределения мира — предустановленной гармонии (Лейбниц), пантеизма (Спиноза).
В семнадцатом столетии глубокие изменения происходят не только в картине мира, но и в мироощущении европейского человека. Главное, что характеризует историю Европы в XVII веке, — это переходность, кризисность эпохи. Как переходное время данный период изобиловал контрастами, социальными катаклизмами (революции, войны, народные восстания), напряженным динамизмом и неустроенностью человеческой жизни, эпидемиями. Социальная действительность воспринималась человеком как нечто неустойчивое и шаткое, она не оставляла места для ренессансных гуманистических идеалов. В мироощущении европейца XVII века нарастал драматизм. Социальная ситуация эпохи, обострившая проблемы человеческого бытия, усугублялась изменившейся картиной мира, в которой человек потерял статус «венца творения». По мысли А.Ф. Лосева, открытия в области астрономии превратили Землю в ничтожную песчинку бесконечной Вселенной. Следовательно, ничтожной стала и та человеческая личность, которая обитает в этой «песчинке». Осознание того, что Вселенная не знает ни центра, ни вечных очертаний, безразлична к благополучию и счастью человека, породило трагическое мироощущение.
Трагическое восприятие жизни и мира с необычайной выразительностью проявилось в творчестве французского философа и ученого Блеза Паскаля (1623-1662). Человек «затерян, словно атом», в обширном лоне Вселенной, считал философ. Паскаль исходил из идеи нереализованности, ничтожности человека, жизнь которого подобна «тени, промелькнувшей на мгновение и исчезнувшей навсегда». Паскаль уподоблял человека «мыслящему тростнику», хрупкому и слабому перед громадой мира, но вместе с тем своим разумом возвышающемуся над ней. Возможно, что в паскалевском видении мира слишком усилены акценты на идее ничтожности человека; многие мыслители Нового времени полемизировали с Паскалем по этому вопросу (в то же время данная идея получила в дальнейшем свое развитие в творчестве ряда философов, например, Фридриха Ницше). Но, так или иначе, в мировосприятии семнадцатого века утрачивается ренессансное чувство безграничного могущества человека, появляется сознание определенного предела его возможностей. Изменение картины мира изъяло человека из центра мироздания, сделало его одной из частей природы.
Светлый образ человека, воспетого в эпоху Возрождения, и эйфорическое поклонение ему сменились более трезвым и, в общем, более верным взглядом на него. Он предстал не только во всем своем величии, но и в ничтожестве — как существо сложное, противоречивое. Мыслители XVII века исходят не из признания гармонии духовного и плотского начал, разума и страстей, как это было в ренессансном гуманизме, а из их противопоставления; они не приемлют идею добродетельности человеческой природы, но стремятся распознать пороки и добродетели, наклонности и страсти человека. Однако пересмотру, переосмыслению подвергаются не все черты гуманистического идеала личности. Сохраняется понятие автономной личности, более того, продолжается процесс ее раскрепощения в процессе развития буржуазных рыночных отношений, активизации политической жизни, становления новой системы правовых ценностей и норм. Важнейшим качеством человека полагается его разум.--PAGE_BREAK--
В XVII веке складывается характерное для Нового времени сознание личности. Индивид становится сам по себе интересен, превращаясь в предмет наблюдения и психологического анализа. По мысли немецкого философа Романо Гвардини, пробуждается чувство человечески — исключительного. Если в средние века человек прежде всего оставался Божьим творением, призванным исполнять внешнюю волю, то в Новое время пробуждается ощущение «Я» совсем иного рода. Это «Я» — незаурядное, гениальное — становится критерием для определения человеческой ценности. Эти перемены вызывают у человека двойственное ощущение. С одной стороны — свобода движений и личной деятельности; появляется самовластный, отважный человек — творец, движимый врожденным разумом, ведомый фортуной (удачей, счастьем), получающий в награду славу, известность. Но, с другой стороны, именно из-за этого человек теряет объективную точку опоры, которая в прежнем мире у него была, и возникает чувство оставленности, просыпается страх.
В историю западноевропейского искусства XVII век вошел как новая, очень яркая фаза, имеющая совершенно самостоятельное значение, и вместе с тем чрезвычайно важная для его последующей эволюции. К этому времени относится расцвет больших художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии. Каждая из них обнаруживает значительное своеобразие, яркую национальную самобытность.
В то же время искусство XVII века, как и вся культура этого времени, характеризуется рядом общих черт, связанных с новым миросозерцанием эпохи. Возникает отчетливое ощущение нерасторжимой связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существования. Происходит отказ от антропоцентризма, характерного для культуры Возрождения. Не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные и многозначные связи с человеком становятся предметом творческого познания и осмысления в литературе и изобразительном искусстве. Именно поэтому искусство XVII века чрезвычайно расширяет сферу своих интересов. Особое значение приобретают такие жанры искусства, как портрет и пейзаж. Усиление интереса к конкретной личности, ко всем индивидуальным особенностям физического облика и характера человека приводит к необычайному расцвету портретного искусства, в частности, к развитию психологического портрета.
Пристальное творческое исследование природы приводит к важнейшим открытиям в передаче пространства, освещении общих закономерностей ее жизни. В центре исследования находится не только природная среда существования человека, но и жизненная и социальная. Широкое распространение получает бытовой жанр (изображение современной жизни). Не меньшее значение имеет в это время исторический жанр, в котором изображение действительных событий сочетается с аллегорическими и мифологическими мотивами. Особую роль в творчестве многих художников играют темы античной истории. Вместе с тем к XVII веку относится формирование новой концепции исторического жанра как жизненно убедительного изображения конкретного или даже современного события. Наконец, именно в это время впервые получают самостоятельное значение такие специфические жанры, как натюрморт или изображение животных. Осуществленная в искусстве XVII века разработка разветвленной системы самостоятельных жанров всецело отвечала дифференцированному подходу к действительности, который был характерен для научного метода эпохи.
Искусство XVII века сложно и многообразно. Его нельзя определить одним стилистическим понятием. Даже в рамках одной национальной школы можно отметить существование различных, порой противоположных тенденций и течений. Ведущим стилем в искусстве XVII века было барокко. Барокко (итал. barocco-странный, причудливый) было порождением контрреформации и стало основным направлением в европейской культуре конца XVI — середины XVII века. Важнейшие задачи, которые решало искусство барокко, заключались в прославлении светской и церковной власти, зримом и максимально выразительном воплощении религиозных догматов и представлений. Наиболее значительный вклад в решение этих задач внесла архитектура.
Но идейное и общественное содержание барокко было более широким. В искусстве барокко нашли яркое выражение новые представления о мире, его изменчивости, сложности, конфликтности. В барокко на смену ренессансной идее развития общества как поступательного движения к гармонии человека и природы, человека и государства приходит ощущение дисгармоничности окружающей действительности, непостижимого хаоса жизни. Мир предстает лишенным гармонии и устойчивости. Человек в искусстве барокко выступает не как центр Вселенной и мера всех вещей, а как многоплановая личность со сложным миром переживаний, вовлеченная в круговорот и конфликты среды.
Барокко — стиль разных контрастов, неожиданных сопоставлений. Для всей образной системы барокко характерен дуализм — сочетание идеального и конкретного, трагического и комического, духовного порыва и земного чувственного начала, иррациональных мистических представлений и удивительного живого ощущения натуры и красоты реального мира. Идея изменчивости мира, его непрестанного движения во времени и пространстве определила такие черты художественного метода барокко, как необычайный динамизм, подчеркнутую эффектность, декоративность, театральность, патетику.
Литературу барокко отличает пристрастие к гиперболам, сложным метафорам, аллегориям, особого рода гротеску, не облегчающим, а, напротив, затрудняющим проникновение читателей в мир произведения. В живописи барокко ощущается состояние напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. Скульптуре свойственна патетичность и мимика. Основными признаками барокко в архитектуре были повышенная и подчеркнутая монументальность, представительность, декоративность. С барокко связано развитие новых видов искусства — оперы и балета. В европейской культуре XVII века стиль барокко представлен живописью фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640), архитектурными сооружениями и скульптурой итальянца Лоренцо Бернини (1598-1680), музыкой итальянского композитора Антонио Вивальди (1678-1741).
Осознание несовершенства действительности, стремление противопоставить ей идеальный образ мира, соответствующий современным представлениям о разумном мироустройстве, вызвали к жизни рождение второй стилевой системы — классицизма. Классицизм (лат. classicus — образцовый) — художественное мировоззрение, сложившееся в эпоху становления и укрепления европейских монархий и опиравшееся на нормы и образцы античного искусства. Классицизм имеет длительную историю (XVII век — 30-е годы XIX века), прошел несколько этапов развития. Но в нем всегда присутствовало стремление к рационализму, к разумному началу и упорядоченности.
В XVII веке классицизм был тесно связан с дворянской культурой французского абсолютистского государства (во Франции этот стиль формируется ранее всего). В этот период складывается нормативная эстетика, требовавшая от искусства и литературы соблюдения определенных законов и правил. Для классицистов было совершенно неприемлемо барочное возвеличение воображения; от художников требовалась строгая дисциплина творчества, отрицались «неорганизованное вдохновение» и своевольная фантазия. Сторонники классицизма возвращаются к ренессансному принципу «подражания природе», но истолковывают его более узко. Источник красоты, по их убеждению, заключается в гармонии Вселенной, лежащем в ее основе духовном начале. Художник должен привносить эту гармонию в изображение действительности. Принцип «подражания природе», в истолковании классицистов, предполагал не правдивость воспроизведения действительности, а изображение вещей такими, какими они должны быть согласно разуму. Жизнь, ее безобразные стороны должны предстать в искусстве облагороженными, эстетически прекрасными.
Рационалистический метод в применении к искусству и литературе означал выделение в человеческом характере одной ведущей, главной черты. Пороки и добродетели, свет и тени в классицистической драме и комедии разделены четкой гранью. Мужественный герой мужественен до конца; любящая женщина любит до гроба; лицемер постоянно лицемерит, а скупой скупится. Важнейшим принципом классицизма является принцип расчленения каждого искусства на жанры и их иерархического соотнесения. Так, жанры литературы и драматургии делятся на «высокие» (трагедия, эпопея, ода) и «низкие» (комедия, басня, сатира); смешение жанров признается недопустимым.
Выдающимися представителями французского классицизма были драматурги: Пьер Корнель (1606 — 1684), Жан Батист Поклен Мольер (1622 — 1673), Жан Расин (1639 — 1699). В трагедиях Корнеля и Расина ведущей является тема героизма, величия и долга. Идейной основой классицизма стали концепции ответственности личности перед обществом, гражданского служения человека интересам нации, его моральной доблести и нравственной чистоты, готовности жертвовать чувством во имя долга. Объектом изображения трагедии являлись героические деяния правителей и героев прошлого, главным образом мифологических и принадлежавших античной истории. Комедия (Мольер) изображала повседневную жизнь горожан, делая эту будничную реальность объектом юмористической и иронической оценки либо сатирического осмеяния.
Классицизм утвердился во всех видах искусства. Для архитектуры были типичны четкость, геометрическая правильность объемов, строгость, простота, лаконичность. В живописи ведущим стало логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенность композиции, линейно-объемное построение, подчиненная роль цвета. Как и в литературе, классицизм в изобразительном искусстве и архитектуре характеризовался обращением к сюжетам, образам и нормам античного искусства.
Барокко и классицизм не исчерпывают всего многообразия и сложности творческих устремлений эпохи. В художественной культуре XVII века большое значение приобретают тенденции, которые уже не укладываются в рамки определенного стиля. Данные тенденции преимущественно были связаны с развитием живописи и основаны на более непосредственном контакте с жизнью, натурой. Наиболее полно эта линия художественного развития проявилась в искусстве тех стран, где предпосылки для формирования барокко или классицизма были слабыми или отсутствовали вовсе, как, например, в буржуазной республике Голландии. В русле этой линии художественного развития осуществляются многие высшие реалистические достижения искусства XVII века.
Реализм (от лат. realis — вещественный действительный) — творческий процесс и метод, главную задачу которого составляет всеобъемлющая жизненная правда. Для реализма характерно обращение к современности, правдивое воспроизведение характеров, обстоятельств и т.д. Реализм как направление художественной культуры имеет длительную культурную традицию. Истоки реализма прослеживаются в искусстве Возрождения, его расцвет приходится на вторую половину XIX века. Но и искусство XVII века внесло свой вклад в развитие реалистической культурной традиции.
Именно с реализмом связано развитие таких жанров, как психологический портрет, бытовой жанр, пейзаж. Следует отметить, что реалистическая тенденция существовала не изолированно от других направлений художественной культуры. В творчестве многих мастеров переплетались, взаимодействовали реализм и барокко (П.П. Рубенс, Л. Бернини), реализм и классицизм (Н. Пуссен). Но XVII век дал мировой культуре и великих реалистов — это прежде всего испанский художник Диего Веласкес (1599 — 1660) и голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 — 1669). Значение Рембрандта ван Рейна не ограничивается рамками одной страны, он является одним из крупнейших художников всех времен. Рембрандт умел придать обыденным явлениям обобщающий смысл, выразить сложнейшие религиозно-философские идеи, проблемы морали и нравственности в простых и ясных образах. Он раскрывал самые сокровенные глубины человеческой души, умел выразить сложнейшие чувства, мысли и переживания. Следует заметить, что сложное содержание его искусства не всегда было понято современниками. Рембрандт опередил культуру своего времени, его творчество в полной мере было оценено и получило признание лишь в XIX веке.
Восемнадцатое столетие вошло в историю европейской культуры как век Просвещения. В данном периоде получают развитие тенденции, выявившиеся в XVII веке. Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, распространяется вширь, выходя за пределы лабораторий и университетов в светские салоны, становясь предметом обсуждения среди литераторов. Наряду с механико-математическим знанием происходит выдвижение таких опытных и описательных дисциплин, как география, биология и т.д. Естествоиспытатели-натуралисты (К. Линней, Д. Гетман и др.) коллекционировали, систематизировали великое многообразие явлений и образований природы.
Если XVII век — период становления рационализма, то в XVIII веке рационалистические парадигмы культуры получили свой более конкретный социальный адрес: они стали опорой «третьего сословия» в его сначала идейной, а затем и политической борьбе с феодальным абсолютистским строем. Социально-экономической предпосылкой культуры эпохи Просвещения является начавшееся тремя веками ранее и продолжающееся развитие капитализма. Капитализм завершал стадию первоначального накопления, возможности для его развития в рамках дворянского абсолютистского государства во многих странах оказывались исчерпанными. Этот исторический процесс определял культурное развитие Европы в XVIII веке. Уже в первой его половине наступает полное крушение идеологии феодального общества.
Культура Просвещения зародилась в Англии. Ее истоки восходят к философии Джона Локка (1632 — 1704), основой которой была идея «естественного человека». Политические теории Локка, считавшего, в частности, что целью всякого общества является защита личной свободы, оказали огромное влияние на мыслителей многих европейских стран. В дальнейшем центром культуры Просвещения стала Франция. Французское Просвещение представляет собой широкое и мощное движение, которое сформировалось во второй четверти XVIII столетия. Оно объединило всех прогрессивно мыслящих представителей культурной жизни, политических деятелей, юристов, философов.
Можно выделить ряд отличительных черт культуры французского и, в целом, европейского Просвещения. Для нее характерен деизм (учение о Боге как творце Вселенной, которая после ее создания подчинена естественному, закономерному ходу событий). Деизм как учение свободомыслия открывал возможность выступать против религиозного фанатизма и христианской церкви, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки.
Важней чертой культуры Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения верили в мощь человеческого разума, его безграничные возможности. Утверждая всесилие человеческого разума, просветители подвергали суду разума все прошлое и настоящее: законы и общественные учреждения, семейные отношения, религия, воспитание — все оказывалось несостоятельным перед этим судом. С помощью логических построений просветители стремились сконструировать представление о совершенном человеке, совершенном обществе и государстве.
Полагая разум лежащим в основе мироздания, просветители считали современный общественный строй и почти все прошлое человеческого общества результатом невежества и заблуждений. Они создавали проекты нового общественного устройства, которые представлялись им более естественными, чем существующий порядок, ибо они были более разумны.    продолжение
--PAGE_BREAK--
С понятием разума тесно переплеталась идея прогресса. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция «вера в прогресс через разум». Просветители считали возможным совершенствование общества, достижение царства Разума, в котором все люди будут свободны, равны и счастливы. Для культуры Просвещения характерна также абсолютизация значимости воспитания в формировании нового человека: достаточно создать целесообразные условия для воспитания детей — и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены.
Эти черты культуры Просвещения отражались во всех областях духовной деятельности: в научных исследованиях, поэмах, романах. Франсуа Мари Вольтер (1694 — 1778) сокрушал церковный фанатизм и в своих исторических сочинениях, и в трагедии «Фанатизм, или Магомет-пророк», и в героико-комической поэме «Орлеанская девственница». Жан-Жак Руссо (1712-1778) говорил о разумном и естественном устройстве человеческого существования в политическом трактате «Общественный договор» и в романе «Эмиль». Тридцатипятитомная «Энциклопедия», или «Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751 — 1772), издание, которое возглавил Дени Дидро (1713 — 1784), стала полным сводом новых знаний и представлений об окружающей действительности. В написании статей «Энциклопедии» принимали участие виднейшие французские философы и ученые.
Французское Просвещение состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Вольтер большую часть жизни выступал за «просвещенный абсолютизм», верил в способность «философа на троне» употребить неограниченную власть для установления разумного и совершенного общественного строя. Руссо был республиканцем. Целый ряд мыслителей Просвещения считали наиболее разумным государственным устройством конституционную монархию. Но все они выступали против сословных привилегий и власти «божьей милостью». Французское Просвещение идейно подготовило Великую французскую революцию.
Общественная мысль и культура всех стран Европы развивалась в том же русле, что и культура Франции. Идеи Просвещения определяли творчество английских писателей Джонатана Свифта (1667-1745), Генри Филдинга (1707-1754), Ричарда Шеридана (1751-1816), выдающегося немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832), драматурга Иоганна Фридриха Шиллера (1759-1805) и др. Социально-политические идеи Просвещения легли в основу законодательных актов нового государства — Соединенных Штатов Америки: Декларации независимости и Конституции.
Восемнадцатый век, расширив и углубив достижения предшествующей эпохи, внес много нового в развитие искусства европейских стран. Во всех сферах культуры и искусства торжествовало светское начало. В зодчестве преобладающим стало гражданское строительство, в живописи дальнейшее развитие получили светские жанры — портрет, пейзаж, натюрморт, изображение быта.
В восемнадцатом столетии утверждается новое отношение к человеку, значение личности чаще, чем прежде, оказывается независимым от сословных прерогатив. Поиски новых духовных ценностей нередко ведутся в сфере частной жизни. Идея «естественного человека» оказывается неотделимой от представления о столь же естественных чувствах. Художников, как и писателей, все больше интересует интимная духовная жизнь конкретного человека. Искусство, особенно, живопись, становится более утонченным и изысканным, а с другой стороны, приобретает более интимный, камерный характер. Но, открывая новые возможности развития искусства, художники XVIII столетия постепенно теряли универсальную широту охвата явлений мира, характерную для великих мастеров Ренессанса и XVII столетия.
Искусство XVIII века чрезвычайно многообразно и противоречиво. Не существовало единого стиля, объединяющего все разноречивые искания эпохи. Однако исследователи условно выделяют следующие стилистические тенденции: в начале и середине столетия определяющей тенденцией было позднее барокко, которое почти повсеместно перерождалось в рококо. Во второй половине века господствующей тенденцией стал классицизм. Вместе с тем получает дальнейшее развитие реализм, отразивший взгляды «третьего сословия»; важнейшие достижения реализма были осуществлены в английском искусстве. Во второй половине XVIII века в европейской культуре формируется новый стиль — сентиментализм.
Рококо (франц. rocaile — раковина, завиток) — художественный стиль, который был наиболее утонченной и облегченной стадией искусства барокко. Рококо возникло и достигло расцвета в 20 — 40-е годы XVIII века во Франции. Этот стиль стал украшением праздной жизни беспечной, изнеженной дворянской знати. Однако, чуткое к изящному, искусство рококо проникнуто игривостью и остроумием, в нем находили отражение эпикурейство (наслаждение жизнью), вольнодумство и легкомыслие, ставшие модой высшего общества.
Рококо получило свое распространение в архитектуре, живописи, скульптуре, ювелирных изделиях, резьбе, керамике. Архитектура рококо — это городской дом, небольшой особняк французской аристократии, утопавший в зелени садов. Стиль рококо отчетливо проявился также в строительстве павильонов, беседок, всяческих увеселительных сооружений. Интерьеры строений рококо поражают безудержной роскошью, ювелирной тонкостью отделки. Светлый камень приглушенных тонов, нежно розовые, голубые и белые шпалеры, изящные резные панели усиливают впечатление легкости и жизнерадостности.
С интерьером дома тесно связана живопись рококо. В росписях плафонов, стен, в гобеленах и станковых картинах преобладают пейзажи, мифологические и современные галантные темы, пасторальный жанр, идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию декоративными пятнами; достижение общей легкости подчеркнуто светлой палитрой, предпочтением блеклых, серебристо-голубых, золотистых и розовых оттенков. Наиболее известными художниками, работавшими в стиле рококо, считаются Антуан Ватто (1684 — 1721) и Франсуа Буше (1703 — 1770).
В стиле рококо работали фарфоровые заводы в Севре (Франция) и Мейсене (Германия). Там выпускали сервизы в виде плодов и овощей (блюдо в виде виноградного листа, соусница — дыня, ваза — розовый куст с сидящей на нем бабочкой). Все это напоминало забавный маскарад, где вещи представлялись не тем, чем они были на самом деле.
Во второй половине XVIII века классицизм переживает свой новый подъем. Классицизм становится художественным языком Просвещения. Разум вновь становится главным критерием в познании прекрасного. В произведениях искусства и литературы звучат идеи свободы, призыв воспитывать в себе чувство гражданского долга, а не предаваться забавам и наслаждениям; утверждаются права личности. В этот период в европейской культуре звучат имена Ф. Шиллера, И. Гете, Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791), Франца Йозефа Гайдна (1732-1809), Людвига ван Бетховена (1770-1827), Жана Луи Давида (1748-1825) и многих других.
Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental — чувствительный, франц. sentiment — чувство) — художественное течение второй половины XVIII века, провозгласившее «естественное» чувство определяющим моментом жизненных ценностей, тем самым противопоставив свое восприятие рационализму Просвещения. Вместе с тем сентиментализм — это одно из явлений Просвещения. Раскрепощение личности составляет основной пафос просветительской идеологии и выросшего на ее основе сентиментализма. Идейной основой этого художественного направления стала философия Джона Локка, утверждавшего, что ощущения — отправная точка процесса познания. Сентименталисты понимали чувства не только как орудие познания, но и как способность отзываться на радости и страдания других людей. Чувства — это основа «страстей», волевых импульсов, побуждающих человека к различным, в том числе и общественным действиям.
Если в центре внимания классицистов стояло государство, то сентименталисты выдвинули в центр человека, при этом ценность человека обусловлена не принадлежностью к высшим сословиям, а личными достоинствами. Положительными героями большинства сентименталистских произведений являются поэтому представителями низших и средних слоев. Классицисты изображали не конкретного человека, а черты, присущие типу. В центре внимания сентименталистов находился конкретный человек с индивидуальной судьбой, его внутренний мир, чувства и настроения. Новое содержания влечет за собой появление новых жанров в литературе: повести, романа, дневника, исповеди, «путешествия», помогающих раскрыть внутренний мир героев и самого автора.
Сентиментализм оформлялся концептуально в Англии, в творчестве английского писателя Дж. Томсона. Именно в его поэтических произведениях отчетливо заявило о себе основное настроение сентиментализма — меланхолическая мечтательность, склонность к уединенным размышлениям, повышенная чувствительность. Для сентиментализма характерны обращения к идиллическим картинам природы, к «естественной» жизни поселян и вообще «маленького» человека.
Как художественное течение сентиментализм весьма быстро распространился в европейской культуре (литературе, живописи, музыке). В Германии влияние идей сентиментализма испытали участники литературного движения «Буря и натиск» — И.В. Гете, Ф. Шиллер и др. Во Франции сентиментализм достиг подлинно философских вершин в романе Ж. — Ж. Руссо «Новая Элоиза».
В культуре Нового времени XIX век занимает особое место. С одной стороны, это период рассвета классической европейской культуры, когда в полной мере проявляются все ее основные черты. С другой стороны, XIX век вошел в историю Европы как эпоха кардинальных перемен и выдающихся достижений, оказавших серьезное влияние на всю западную культуру. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет так характеризует эти перемены: «Мы действительно стоим перед радикальным изменением человеческой судьбы, произведенным XIX веком. Создан совершенно новый фон, новое поприще для современного человека, — и физически, и социально. Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Второй и третий можно объединить под именем „техники“. Ни один из этих факторов не был созданием века, они появились на два столетия раньше, XIX век провел их в жизнь».
К середине XIX века в большинстве стран Европы и Северной Америки завершается капиталистическая индустриализация (промышленный переворот). На протяжении всего столетия происходит бурное развитие науки и техники, внедряемых в промышленное производство. XIX век ознаменовался созданием железнодорожной сети, развитием электроэнергетики, появлением телеграфа, телефона и радио, трамвая, автомобиля, аэроплана и т.д.
Решающую роль в разработке принципов демократии сыграл либерализм (лат. liberalis — свободный). Основным в либерализме является принцип свободы личности, ее самоценности по отношению ко всем общественным институтам, ответственности как перед самим собой, так и перед обществом. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, либерализм довольно гармонично сочетал в своей идеологической установке принципы индивидуализма и гуманизма. Хотя либерализм как идейно-теоритическое и общественно-политическое движение сформировался еще в конце XVII-XVIII вв., только в XIX веке принципы либерализма, демократии стали проводиться в жизнь, в практику государственного строительства. В рассматриваемый период в Западной Европе складываются различные формы конституционных монархий и парламентских республик, образуются политические партии.
Отмеченные выше перемены в экономической и политической жизни неоднозначно отражаются на развитии европейской культуры. XIX столетие — это не только век восходящего капиталистического развития, выдающихся успехов в науке, технике, литературе, искусстве. Ускоренные темпы технического развития, замена ручного труда машинным, с одной стороны, обеспечивают небывалый рост производительности труда, но, с другой стороны, сводят к минимуму гуманистический фактор в труде, усиливают отчуждение работника от процесса и продуктов труда. Демократические государства, основывающиеся на принципах либерализма, ведут завоевательные войны, осуществляют колониальные захваты, подавляют рабочее движение. Налицо раздвоение действительности на идеальное и реальное, расхождение идеалов и практики. Это противоречие — действительности и идеала — стало движущим мотивом социокультурного развития в XIX веке. А уже в конце столетия проявившиеся в нем тенденции заставят целый ряд философов, культурологов заговорить о кризисе европейской культуры.
Происходящие в обществе изменения нагляднее всего ощущались в художественной культуре — литературе и искусстве. Начало XIX века ознаменовано таким ярким идейным и художественным течением как романтизм (фр. romantisme). Романтизм складывается как «всеевропейское переживание» Великой французской революции (1789-1794), встряхнувшей страны, связывавшей их. Французская революция обозначила собой рубеж, отделяющий XIX век от века Просвещения. Просветители идейно подготовили революцию, но не смогли предусмотреть всех ее последствий. Не состоялось «царство Разума», обещанное мыслителями XVIII века. Революция провозгласила свободу личности, но вместе с тем породила буржуазный порядок, при котором равенство свелось к формальному равенству перед законом, а свобода вылилась в свободу самой беспощадной капиталистической эксплуатации.
На новом историческом этапе жизнь поставила множество таких вопросов, которые просто не существовали, например, для Вольтера и Руссо. Романтизм возник в годы переоценки общественных ценностей, когда было необходимо определить место человека в меняющемся мире, в новой культурно-духовной ситуации. Поэтому романтики начали с отрицания Просвещения.
Романтизм — это не только один из художественных стилей новоевропейского искусства. Романтизм выступал как определенный тип мировоззрения. В начале XIX века в Европе существовали не только романтические искусство и поэзия, но и романтические философия и эстетика, романтические политико-экономические теории. Романтизм нашел свое выражение не только в сфере идеологии, но и в сфере общественной психологии, выступив в виде определенного умонастроения общества. Как мировоззрение романтизм строился на определенном понимании действительности. Сущность романтического миропонимания заключается в концепции двоемирия, в которой утверждается разрыв «мира мечты» и мира действительности. «Мир мечты» включал очень широкие и неточные представления о некой «другой» действительности: это обращение к экзотическим восточным странам, или к другим временным эпохам, их идеализация (например, средневековье), или выдумывание каких-то фантастических миров, наконец, уход в собственный внутренний мир.
В центре романтического двоемирия находилась личность человека, испытавшего на себе все превратности судьбы, определенный конфликт думающего, чувствующего существа и среды, в которой ему приходилось жить. Романтизм утверждал ценность личности, что нашло выражение в образах романтических героев. Просветители XVIII века создали немало положительных героев, носителей высоких моральных ценностей, воплощавших разум и естественные нормы. Романтический герой — это не просто положительный герой, он даже не обязательно должен быть положительным, это герой, который отражает тоску автора по идеалу. Так, герои выдающегося английского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона (1788-1824) величественны, заключают в своем облике, в своих деяниях неукротимую силу духа. Наряду с великими, незаурядными личностями, в романтизме высоко ценится личность художника-поэта, музыканта, живописца. Она также вознесена над толпой обывателей. Но здесь герою-индивидуалисту противостоит универсальная личность, стремящаяся к высшей гармонии.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Романтическое мировоззрение проявилось в разных сферах культуры, но с наибольшей силой выразилось в образах искусства и литературы. В романтическую эпоху небывалого расцвета достигла музыка — композиторы Фредерик Шопен (1810-1849), Франц Шуберт (1797-1828), Ференц Лист (1811-1886) и др.; живопись — художники Эжен Делакруа (1798-1863), Теодор Жерико (1791-1837), Джон Констебл (1776-1837).
Художественная литература романтизма оставила человечеству богатейшее наследие, чтимое и любимое во всем мире до сих пор. Крупнейшим художественным открытием явился исторический роман; основоположником его стал Вальтер Скотт (1771-1832). Просветители судили о прошлом антиисторически («разумное» — «неразумное»). Историческое событие часто составляло основу сюжета трагедии классицизма. Но драматурга в этом случае не интересовали особенности изображаемой эпохи. Он ставил и разрешал общие проблемы долга и страсти, ему было неважно, где и когда это происходило. Писатели-романтики попытались воссоздать будни далекого прошлого. Читатель начала XIX столетия был изумлен тем, как искусно его переносили в другой век, заставляли почувствовать неповторимую атмосферу XI века в Англии или XVII века во Франции. Эпоха романтизма отмечена многими блестящими творениями исторического жанра писателей Виктора Гюго (1802-1885), Александра Дюма (1802-1870), Джеймса Фенимора Купера (1789-1851) и др.
Несомненной заслугой романтиков явилось обращение к сокровищам фольклора. Именно в эпоху романтизма были опубликованы сборники народных песен и народных сказок. Особенно значима в этом была роль братьев Гримм: «Сказки», собранные и изданные ими приобрели мировую известность. Субъективизм романтиков, их эмоциональное отношение к изображаемому обусловило расцвет лирики, вторжение лирического начала во все жанры литературы, что привело к разрушению иерархии жанров классицизма. Одним из ведущих жанров стала романтическая поэма. И когда говорят о романтическом герое, то чаще всего имеют в виду героя поэмы. Через образ центрального героя поэмы полнее и ярче раскрывается мировоззрение автора, особенности его романтического идеала. Романтики создали богатую пейзажную лирику. Пейзаж романтиков связан с новым пониманием отношения человека и природы. Это не только выражение чувства, но и размышление — не столько о природе, сколько о человеке.
Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркую национальную окраску, обусловленную конкретными историческими условиями и культурными традициями. Английский романтизм наиболее ярко проявил себя в поэзии и пейзажной живописи; французский романтизм — в исторической живописи, литературе, драматургии. Немецкий романтизм достиг высот в музыке, философии, обработке национального фольклора. Для США романтизм был первым крупным движением в литературе и изобразительном искусстве.
В 30-40-х гг. XIX века в европейской культуре складывается и утверждается как самостоятельное течение реализм. Развитие реализма сопровождает в целом становление капитализма (не случайно, что в XVII-XVIII вв. реализм ранее всего появился в Голландии и Англии — странах, прошедших через буржуазные революции). Реалистические искусство и литература становятся зеркалом, в котором отражаются все более обостряющиеся социальные противоречия.
Реализм XIX века наследует лучшие традиции предшествующих этапов развития этого течения. Но это не просто продолжение традиций, между реализмом XVIII и XIX веков лежит эпоха романтизма. Завоевания психологического реализма XIX века во многом были подготовлены романтиками, их пристальным вниманием к личности, душевным переживаниям. Романтизм и реализм исходили из общей посылки — неприятия современного общества. Но реалисты не уходили в «мир мечты», они «срывали маски». Эпиграф французского писателя Фредерика Стендаля (1783-1842) к роману «Красное и черное» «Правда, горькая правда!» можно считать основополагающим принципом для реализма середины и второй половины XIX века. Именно поэтому реализм XIX столетия принято называть критическим. Ему свойственно глубинное постижение жизни, широкий охват действительности и художественное осмысление всех ее противоречий.
Важнейшим открытием реалистов XIX века стало новое понимание среды и ее взаимодействия с человеком. Герои литературы эпохи Просвещения действовали на фоне социальной среды, но там человек оказывался прямой функцией среды (аристократ, слуга, крестьянин и т.д.), не показывалось, как среда влияет на формирование характера. В романтизме понятие среды часто подменялось «местным колоритом» (историческим, экзотическим). Реализм XIX века тщательно, досконально изучает среду, обстоятельства жизни своих персонажей. Реалисты открыли социально-временную детерминированность своих героев, они стали показывать взаимоотношения и взаимовлияния человека и среды, изображать не сложившихся как личность героев, но причины их становления и изменения под воздействием меняющейся среды. Таковы романы Уильяма Теккерея (1811-1863), прежде всего «Ярмарка тщеславия», Оноре де Бальзака (1799-1850), Густава Флобера (1821-1880) и многих других. Для реалистов XIX века характерен обостренный интерес к социальному началу в действительности, поэтому они создавали типы общественного человека во всем многообразии его проявлений. Так, например, созданную Бальзаком «Человеческую комедию» (95 романов) он сам назвал «книгой о Франции девятнадцатого века».
Во второй половине XIX века реализм стал доминирующим художественным направлением, охватил все виды искусства: живопись, скульптуру, музыку, театр. В последней трети столетия на базе реализма под влиянием философии позитивизма возникли два новых художественных течения — натурализм и импрессионизм. Позитивизм (лат. positivus — положительный) — философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, “положительное” (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук. Позитивисты требовали ограничить научное исследование эмпирическим изучением фактов и отвергали необходимость обобщений. С точки зрения позитивизма, литература, искусство, науки об обществе ничем не отличаются от естественных наук. Поэтому они должны использовать строго научные методы исследования действительности, основываться на эксперименте, точности описания, документальности.
Эти положения позитивизма стали краеугольным камнем для формирования натурализма (лат. natura — природа). В своих произведениях художник — натуралист должен стремиться к внешнему правдоподобию деталей, протокольному описанию и изображению единичных явлений. При этом влияние социального фактора явно преуменьшалось. Человек с точки зрения натурализма, рассматривался как пассивный результат неотвратимого воздействия наследственности и материальной среды.
Натурализм возник и программно оформился во Франции, но получил быстрое распространение в других европейских странах и США. В 70-80-е годы XIX века натурализм поднимал очень важные темы, детально показывая жизнь обездоленных и угнетенных, исследуя механизмы взаимодействия человека и среды с целью ее разумной организации, активизируя внимание на роль бессознательных моментов в человеческой психике. Среди приверженцев натурализма наиболее известными являются французские писатели — братья Жюль (1830-1870) и Эдмон (1822-1896) Гонкуры, Эмиль Золя (1840-1902), Ги де Мопассан (1850-1893).
Импрессионизм (фр. impression — впечатление) — художественное направление, возникшее во Франции в 60-70-х годах XIX в. и получившее наиболее яркое воплощение в изобразительном искусстве, художественной литературе, музыке, скульптуре. Признаками импрессионизма является изображение мгновенных, как бы случайных ситуаций, фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы и точки зрения, свежесть и непосредственность восприятия. Особенно ярко импрессионизм заявил о себе в живописи.
Импрессионизм так же, как и натурализм, использовал в качестве философской базы позитивизм. Импрессионисты ставили перед собой задачу непосредственного наблюдения и изучения окружающей действительности в ее разнообразных проявлениях и переноса в искусство результатов своих наблюдений. Художники-импрессионисты — Клод Моне (1840-1926), Огюст Ренуар (1841-1919), Эдгард Дега (1834-1917), Камиль Писсарро (1830-1903) и др. — с помощью новых живописных приемов стремились передать красоту мимолетных состояний природы, подвижность и изменчивость человеческой жизни. Свои пейзажные работы художники-импрессионисты писали на открытом воздухе, передавая с помощью чистой, светлой живописи ощущение сверкающего солнечного света. Хотя импрессионизм нашел много приверженцев в различных странах, в том числе и в России, он не стал большим стилем. Но многие его художественные открытия стали достоянием мировой художественной культуры.
Последнее крупное художественное течение XIX века — символизм, который также возник во Франции в 70-80-х годах XIX века, но очень быстро приобрел общеевропейский характер. Своим названием символизм обязан слову “символ" (греч. Simvolon — знак, символ), условно обозначавшему сущность явления вместо его конкретно-образного выражения. Символ — это главное средство художественного познания, это то, что связывает эмпирическое, земное с мирами иными, с глубинами души и духа, с вечным. Стремясь воплотить в образах “вечные идеи”, символисты в своем творчестве противопоставляли условность правдоподобию. Авторы символических произведений отказывались от изображения действительности, предпочитали этому косвенное, непрямое соприкосновение с ней. Именно этот смысл имеет понимание символа как намека, не отражающего действительность, а только как бы ссылающегося на него.
Теория символизма сформировалась в творчестве французских поэтов Шарля Бодлера (1821-1867), Поля Верлена (1844-1896), Артюра Рембо (1854-1891) и др. Идейной основой символизма стали иррационалистические философские учения А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона. Символисты утверждали, что сущность мира может быть познана только интуитивными методами искусства, при этом интуиция отождествлялась с мистическим прозрением, откровением. С точки зрения символистов, только идеи представляют ту высшую реальность, которую должно запечатлеть искусство. Символисты опирались на тезис Шопенгауэра о том, что существует “столько различных миров, сколько есть мыслителей". Символисты ввели в поэзию преобразованный субъективный фактор, что позволило изображать внешний мир через душу лирического героя, сквозь его ощущения. Мир — это комплекс ощущений “Я". Он существует лишь постольку, поскольку существует воспринимающий его поэт. Поэты-символисты стремились облечь свои идеи в чувственную форму, занимались поиском своего оригинального словаря символов.
Аналогично этому художники-символисты пытались составить свой индивидуальный словарь красок и линий и перенести раскрытие символа в область чистой фантазии. Определяющим для живописи символизма стало постижение символического значения цвета, умение создавать определенное настроение посредством контрастов, гармоний или легких цветовых вариаций (Пюви де Шаванн, Густав Моро, Поль Гоген). Символизм проявил себя и в других видах западноевропейского искусства: в драматургии — Морис Метерлинк (18621-1949), в музыке — Рихард Вагнер (1813-1883).
Литература
Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989. №3.
Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. №4.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1990, 1993.Ч. II, III.
Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки 1870-1917г.М., 1987.
Культура эпохи Просвещения. М., 1993.
Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. М., 1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.