Реферат по предмету "Культура и искусство"


Искусство Петербурга в эпоху Петра Великого

Оглавление
Введение
1.Основная часть
1.1 История основанияСанкт-Петербурга
1.2 Художественнаякартина Петербурга ХVIII века
Заключение
Литература

Введение
Начало XVIII векабыло знаменательно для России заметными переменами и значительными достижениями.Это эпоха Петра Великого, его реформ в политике и экономике, происходили большиепреобразования общественной жизни России, культуры. Российская империя выходилана один уровень с европейскими державами.
Затронули преобразованияи искусство. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественноговыражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусствоприобретало черты общеевропейского пути развития.
Самые значительныеперемены происходили в архитектуре. Новый стиль, в котором строились города приПетре I, был не похож на старое московское зодчество. Он был очень похож на европейский,но все же это был свой, русский стиль, с отпечатком европейского искусства. Главнымпримером такого стиля является Петербург – новая столица России Петра Великого.
Город, не знавшийв своей истории классического европейского средневековья, тем не менее, являетсягородом древним, мудрым, в чем-то глубоко иррациональным и вполне соответствующимкритериям европейской «столичности».

1.Основнаячасть
 
1.1История основания Санкт-Петербурга
Обычно городана Руси возводили на возвышенностях. Но Петербург построили в болотистой низине.
А тысячи лет назадздесь гуляли волны послеледникового Анцилового озера. Оно было значительно большесовременного Балтийского моря и простиралось далеко на восток от нынешнего Финскогозалива, захватывая и будущую Ладогу, и будущее Белое море.
Есть предположение,что земли в устье Невы, где сейчас расположен Санкт – Петербург, были заселены людьмиоколо 10 тысяч лет назад. Примерно в 9 веке этот край вошёл в состав Древнерусскогогосударства.
Ближайшие окрестностиСанкт-Петербурга богаты следами культуры каменного века. Все они, кроме неолитическойстоянки в Разливе, относятся ко времени 1800-2000 лет до н.э. Стоянка в Разливеявляется самой древней и может быть датирована на основании геологических данныхIV тысячелетием до н.э. Не менее обитаем, был этот край и в более позднее время,о чем красноречиво говорят ее сестрорецкие курганы, датируемые X-XIII в.в., и большойклад арабских монет IX-X в.в., найденный на территории Васильевского острова.
Земли к северуот Невы назывались Карелией, а югу – Ижорскими.
Почти все населениеИжорского и Спасского погостов жило в деревнях и занималось сельским хозяйством.Уже в начале XIII в. густо населенная Ижорская земля была цветущим земледельческимкраем. С Невой же был связан и другой вид занятий — судовой промысел.
Невские берегадавно притягивали шведов. Четыре крестовых похода были предприняты ими, начинаяс 1164 года. И после многих лет войны между Россией и Швецией, в феврале 1617 годабыл подписан мирный договор, но в соответствии с ним Россия теряла выход к Балтийскомуморю. Эта потеря стала серьёзной помехой в экономическом и культурном развитии Московскогогосударства. И жизненно важная задача – выход в Балтийское море – была решена лишьспустя много лет, в результате Северной войны 1700-1721 годов. В этой войне первойкрупной победой русской армии стало взятие в октябре 1702 года Нотебурга, бывшейрусской крепости Орешек. Петр 1 назвал её Шлиссельбург – «ключ – город». Так Россииснова обретала выход в Балтийское море.
СтроительствоПетербурга, задуманного первоначально как порт и крепость и вскоре превратившегосяв столицу, происходило на низких, болотистых берегах реки в условиях продолжавшейсяСеверной войны. Необходимостью обороны вновь формировавшегося города было обусловленостроительство двух основных опорных точек, ставших одновременно основными узлами,от которых шла застройка города, — Петропавловской крепости и Адмиралтейства. Адмиралтействов те годы совмещало функции крупной судостроительной верфи и оборонительного укрепления.
Центр города былзадуман первоначально на Петербургской стороне, под прикрытием крепости, затем онбыл перемещен в восточную часть Васильевского острова и окончательно оформился в1730-х годах на участке между Невой и Мойкой, на так называемом Адмиралтейском острове.
В 1706 г. началосьсооружение каменных бастионов Петропавловской крепости (закончено оно было лишьв 1740 г.), а в следующем году приступили к постройке кронверка по другую сторонупротока, отделяющего крепость от Березового острова.
С первых же летпосле основания Петропавловской крепости Петербург стал развиваться необыкновеннымитемпами. Уже в том же 1703 г. строительство перебросилось на Петербургскую сторонуи на Васильевский остров. В 1704 г. на левом берегу возникает Главное Адмиралтейство.Вокруг него разбивается эспланада (Адмиралтейский луг), за которым вырастает Адмиралтейскаяслобода.
Вдоль самого берегареки были возведены дома «именных людей». Кроме царской резиденции здесьстояли добротные дома виднейших сановников — А.Д.Меншикова, Г.И.Головкина, П.П.Шафирова,И.М.Зотова, М.П.Гагарина и других. От того далекого времени сохранился лишь ДомикПетра I. Он был срублен из обтесанных сосновых бревен солдатами-плотниками за тридня — с 24 по 26 мая 1703 г. А 28 мая под пушечную пальбу основатель города поселилсяв своем новопостроенном дворце.
Наплыв населенияв Петербург был настолько велик, что в течение десяти с небольшим лет была застроенатерритория между Адмиралтейством и Марсовым полем, а также и весьма протяженноепобережье Невы от Финского залива и до Выборгской стороны. В 1710 г. напротив впаденияв Неву р. Охты, т.е. на расстоянии 5 км. от «исходного пункта» Петербурга- Петропавловской крепости, появились первые деревянные здания Александро-НевскойЛавры, а через два года между Адмиралтейством и Лаврой началась прокладка главноймагистрали столицы — Невского проспекта. Таким образом, несмотря на разбросанностьзастройки и наличие в черте города обширных «пустопорожних» мест, Петербургпетровского времени охватил громадную территорию, не уступавшую в размерах крупнейшимевропейским столицам. Это территориальное распространение города, вызвавшее строительствобольших прямолинейных проспектов, завершенных громадными шпилеобразными башнями,навсегда определила тот широкий размах, который свойственен Петербургу.
В 1715 году попроекту архитектора Доменико Трезини стал возводиться весь комплекс Александро-Невскойлавры.
1.2Художественная картина Петербурга ХVIII века
Обстановка, вкоторой происходило строительство Петербурга в первые годы после его основания,складывалась очень сложная, ведь десятки тысяч людей разной социальной принадлежностинавсегда и весьма поспешно переселились в Петербург. Но в Петербурге они не имелиготовых жилищ и даже самых необходимых строительных материалов. Дерево в бревнахи досках, глина для мазки деревянных стен и для изготовления сырцового кирпича,хворост и дерн для покрытия домов — все шло в дело. При отсутствии предварительносоставленного генерального плана Петербурга такое строительство могло привести кнепоправимому хаосу. Однако этого не произошло, и даже больше того — иностранцы,приезжавшие в Петербург в двадцатых годах XVIII в., с восторгом отзывались о новойпетровской столице.
Что же было сделанодля того, чтобы предотвратить стихийное развитие города и сделать его удобным, благоустроенными красивым? Среди строительных мероприятий петровского времени выделяются три главных,а именно: 1) государство приняло на себя руководство работами по осушению почвыи по прокладке улиц и набережных; 2) государство заняло опорные пункты городскогоплана, из которых главным был центр Петербурга; 3) чтобы обуздать стихию застройкиулиц и кварталов, частным застройщикам были предложены образцовые дома с обязательствомстроить дом не внутри участка, а по «красной линии» улицы, что также имеловажное противопожарное значение.
Примерно в этоже время выходили указы Петра о переходе к регулярной застройке, о широком применениипосадки новых зеленых насаждений и сохранении старых, о строительстве набережныхи их укреплении, а в последующем и об их облицовке гранитом; о проведении осушительныхработ, замощении и освещении улиц в ночные часы. Все это составило целый кодексстроительных правил, характерных уже для нового города, регулярного в своем существе.Отсюда становится очевидным, что петровская эпоха явилась переломным периодом вистории русского градостроительства.
Появление новыхзданий, необходимость ускорения и технического усовершенствования строительствавызвали в начале ХVIII века потребность привлечения иностранных специалистов, от которыхможно было бы перенять опыт более развитой техники. Наряду с этим были приняты мерыдля скорейшего обучения новых отечественных кадров.
Иностранные архитекторы,приезжавшие в этот период в Россию, представляли по своему составу и квалификациигруппу. Здесь были и очень крупные, признанные мастера, приглашенные по специальнымдоговорам (А.Шлютер, Ж.-Б.-А.Леблон, Н.Микетти и Г.Киаверн) и неизвестные за пределамиРоссии, но талантливые зодчие и опытные строители, например Д. Трезини.
Большинство изних сосредоточилось в Петербурге, где под руководством самого Петра и «Комиссиистроений», возглавляемой Ульяном Сенявиным, осуществляются широкие строительныеработы.
Отдельные иностранныеархитекторы, особенно Трезини, Шедель и Леблон, сделали положительный вклад в русскоезодчество.
Наиболее крупнаяроль в развитии русской архитектуры начала ХVIII века среди всех иностранныхзодчих принадлежит Доменико Трезини.
Доменико Трезини,долгое время работавший при королевском дворе в Копенгагене, принес с собой в Петербургсуровые формы скандинавского зодчества. Эта суровость нашла воплощение в колокольнеПетропавловского собора, которая поднимается над равниной Невы подобно шпилеобразнымбашням Стокгольма. Строительство здания было начато именно с колокольни, котораястала для города заметным издали высотным ориентиром и служила наблюдательной башней,с которой было удобно и легко обозревать строительство нового города. Другой значительнойработой Трезини в Петропавловской крепости являются Петровские ворота. Это сохранившийсядо нашего времени образец особого вида построек того времени – триумфальных сооружений,связанных с победами России в Северной войне.
Для размещенияадминистративных учреждений новой столицы Трезини построил на Васильевском островездание Двенадцати коллегий (ныне здесь один из факультетов Санкт-петербургскогоуниверситета). Здание разделено на двенадцать частей, каждая из которых подчеркнутавыступом и имеет самостоятельную кровлю.
Недалеко от зданияДвенадцати коллегий на берегу Невы была сооружена Кунсткамера – первое русское музейноездание, в дальнейшем долгое время одно из основных зданий Академии наук. В строительствеКунсткамеры принимали участие, сменяя друг друга, несколько архитекторов: Маттарнови,Клавери, Земцов и другие. Центральная часть завершалась башней для астрономическихнаблюдений.
Среди ранних жилыхпостроек Петербурга относительно хорошо сохранился до наших дней Летний дворец ПетраI в Летнем саду на берегу Фонтанки.Летний дворец представляет собой небольшое прямоугольное в плане двухэтажное зданиес высокой кровлей. Его фасады подчеркнуты только простыми наличниками окон и небольшимирельефами, расположенными между окнами первого и второго этажа. Здание было сооруженос таким расчетом, чтобы в него можно было заходить непосредственно с воды, для чегоперед главным входом был сделан небольшой бассейн, сообщавшийся с Фонтанкой.
Близость морядавала особые возможности, которые широко использовали зодчие. Прибрежные паркиукрашались системами искусственных каналов и бассейнов, вода использовалась длясоздания «фонтанных затей» — каскадов и фонтанов, особенно масштабных в Петергофев Петродворце.
В петербургскомстроительстве прогрессивные тенденции архитектуры начала ХVIII века нашли свое яркое выражениев творчестве трех крупнейших зодчих. Это М.Г.Земцов, возглавивший жилое строительство,автор многих гражданских и церковных сооружений; И.К.Коробов, специалист по производственномустроительству в адмиралтейском ведомстве, и П.М.Еропкин, стоявший во главе работпо планировке и крупнейший деятель в области архитектурной теории.
М.Г.Земцов велработы по строительству дворцов, Александро-Невской лавры, церкви Рождества Богородицыи святых Симеона и Анны на Моховой улице.
И.К.Коробов в1727г. принимал участие в реконструкции здания Адмиралтейства, которое постепенноперестраивалось в каменное. Коробовым был сделан проект замечательных ворот – въездас башней, завершающейся высоким золоченым шпилем, несущим флюгер в виде трехмачтовогокорабля.
П.М.Еропкин разработалпланировку значительной части Адмиралтейского острова – района между Невой и Мойкой,который в это время становится центральной частью города.
Так, на русскойпочве в совместной работе с такими передовыми архитекторами, как Земцов, Коробов,Еропкин и при воздействии русских запросов и требований переплавлялось художественноемышление иностранных мастеров, органически включившихся в национальное русское зодчествоначала XVIII века.
Во второй половинеXVIII века искусство и архитектура в силу тесной связи с жизнью, находившейся наподъеме страны достигает значительного развития. Необыкновенный размах приобретаетстроительство и оформление дворцовых резиденций, широкое распространение в искусствеи архитектуре России получает стиль барокко. Определенно протянутые по фасаду линиикажутся неприятно резкими и просто непринужденными, их стараются либо перебиватьдругими формами, либо просто выбрасывают. Само здание уже более не кажется сложеннымиз отдельных камней, а точно вылитым из одного гигантского куска, скорее вылепленным,чем построенным. В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю несразу все формы, а преподносит их постепенно, повторяя их по два, по три и по пятьраз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм, воспринимает сложнуюсистему поднимающихся и опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых,то пропадающих линий. Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линийи потока форм.
Источнику всякойживописи – свету – художники барокко отводят главное место. Никогда еще просторные,широкие помещения не были залиты таким морем света, как теперь. А помещения былидействительно грандиозные, соответствующие «большой манере», которая предполагаланепременно огромные сооружения. В то время как никогда раньше, ни позже, любилииграть на контрастах, еще более подчеркивающих грандиозность замысла: очень расчетливовводили зрителя из небольшого, невзрачного вестибюля в исполинский по масштабу зал,играли на искусственно подстроенной перспективе, обманывая то насчет глубины, тонасчет высоты.
Настало времяпышного расцвета индивидуализма. Знаменательно, что именно стиль барокко, объявившийвойну классицизму, гораздо ближе, чем ренессанс, подошел к одной из наиболее захватывающихсторон римской архитектуры – создания грандиозных архитектурных пространств. Любимыйприем барокко – центральность композиции. Старинное деление храма на три нефа, характерноедля готики, было удержано в эпоху Ренессанса, и только в дни барокко уступило местоединству пространства, архитектуре больших масс. Зодчие убрали прочь все перегородкии аркады, мешавшие глазу охватывать могучее пространство, и залили храм таким моремсвета, какого еще не знали до сих пор.
Наиболее крупныепостройки этого времени – дворцовые и церковные сооружения, выполненные по заказамцарского двора, крупных монастырей. Большое значение, особенно в загородных резиденциях,получают парки.
В строительнойтехнике появляется потребность в разработке новых конструкций. В частности, необходимостьперекрытия больших пролетов приводит к созданию своеобразных строительных систем(залы Зимнего и Екатерининского дворцов и др.).
Развитие декоративныхприемов отделки ведет к значительному обогащению фасадов, в композиции которых широкоиспользуются выступы, уступы и элементы ордера – пилястры, полукольца и даже полныеколонны, вплотную приставленные к стене и придающие облику зданий богатую рельефность.Широко применяются каменная и деревянная резная декоративная скульптура, интенсивнаяокраска зданий. Как во внешней отделке, так и в интерьерах в изобилии используетсядеревянная позолоченная резьба. Во внутренней отделке широко распространена живопись.
В середине веканачинается деятельность крупного мастера петербургской архитектуры Саввы ИвановичаЧевакинского. Наиболее значительной постройкой Чевакинского является здание Никольскоговоенно-морского собора, воздвигнутого на большой открытой площади, предназначавшейсядля парадов морских войск. Чевакинский создает в этой постройке новый своеобразныйтип пышного двухэтажного пятиглавого собора. Крестообразный в основе силуэт егоплана дополнен в углах небольшими квадратными выступами. Они завершаются куполами.Наиболее значительной в архитектурном отношении частью здания является его четырехъяруснаяколокольня.
Крупнейшим зодчимвторой половины ХVIII века был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли. Самыми крупными средиего работ являются три больших дворцовых ансамбля Зимний дворец и Смольный дворец-монастырьв Петербурге и Екатерининский дворец в Царском Селе.
Зимний дворецрешен Растрелли в виде здания с большим внутренним парадным двором и подчеркнутымиугловыми массивами, в которых располагались основные помещения. Главный въезд вздание был расположен с юга, с большого открытого «луга», на месте которого ныненаходится Дворцовая площадь. Тройные ворота вели во внутренний двор, фасады которогорешены столь же богато, как и наружные.
Взначительной мере незавершенным остался ансамбль Смольного монастыря. Строительствоэтого комплекса продвигалось достаточно медленно, и замысел Растрелли осуществленне был. Был выполнен только главный собор, отстроены и частично отделаны корпусас боковыми церквами и возведена ограда с башнями. Под колокольню были только выложеныфундаменты. Строительство этого ансамбля было завершено в 30-х годах ХIХ века архитектором В.П.Стасовым.Колокольня так и не была построена.
Науглу Невского проспекта и Мойки возведено здание дворца Строгановых. На главномфасаде здания подчеркнут мотив ворот, служивших главным въездом во дворец. На боковомфасаде, выходящем на Мойку, выделен центр, отделанный, как и угловые церкви Смольногомонастыря, лепкой.
ЗданиеАкадемии художеств (архитектор А.Ф.Кокоринов) в полной мере раскрывает характерныечерты новых приемов классицизма. Огромный простор реки предопределил и крупный масштабсооружения, и простоту общих членений. Первый этаж, предназначенный для жилых ислужебных целей, был трактован как рустованный цоколь-пьедестал, а два верхних,основных, объединены общим ордером.
Планирование ипрокладка улиц и магистралей Петербурга — явление в сущности уникальное. Основнаямасса архитекторов их планировку объясняет влиянием западноевропейских планировочныхкомпозиций, восходящих к лучевым магистралям Версаля и Рима. Однако нетрудно доказатьсвоеобразие петербургской планировочной системы.
Сравнение лучеобразныхсистем магистралей Рима, Версаля и Петербурга дает возможность сделать следующиезаключения: если в Риме и Версале лучевые системы обладают симметрией, при которойсредняя улица становится главной, то в Петербурге такой симметрии нет. Наоборот,решающую роль в петербургской лучевой композиции играет боковой, косо направленныйНевский проспект. И это направление главной магистрали вполне себя оправдывает,ибо комплексы, окружающие Адмиралтейство, как и весь центр Петербурга, не обладаютсимметрией.
Широко расходящиесяпетербургские проспекты не дают возможности видеть их в целом. В Петербурге лучеваясистема рассчитана на прямо противоположный оптический эффект: если в Риме улицыведут от планировочного узла, то в Петербурге они приводят к планировочному узлу.Великолепная Адмиралтейская башня, увенчанная сверкающей иглой, является оптической«целью» для трех петербургских проспектов и производит несравненно болеесильное впечатление, чем римский обелиск или пустынный почетный двор Версальскогодворца.
Самое закреплениебашней исходной точки трех лучевых проспектов — есть русское нововведение, впервыепримененное в Петербурге. Широкий веер петербургских проспектов находит полное оправданиев композиции генерального плана Петербурга, так как эти проспекты прорезают насквозьлевобережную территорию города и прочно держат кольцевые магистрали в наиболее существенныхместах, а именно: в точках перегиба Фонтанки и Мойки. Лучевые магистрали Петербургачрезвычайно удобны и в транспортном отношении, на что указывает дальнейшее развитиеэтих проспектов.
Таким образом,лучевая планировочная система Петербурга лишь при самом поверхностном рассмотренииможет показаться вариантом версальской или римской системы. На самом деле она являетсянезависимым и живым решением, целиком принадлежащим русскому градостроительномугению.
По указу Петрадля жилых домов архитектор Трезини разработал типовые проекты, ярко отразившие классовуюструктуру феодального общества. Дома для «именитых», «зажиточных»и «подлых» людей отличались друг от друга не только размерами, планировкойи этажностью, но и богатством архитектурного оформления их фасадов.
Учитывая большоемеждународное значение перенесения столицы в Петербург и значение Невы как основнойтранспортной магистрали города, правительство указами обязывало на берегах Невыи ее главных протоков строить каменные здания. В связи с этим, на набережной отЛетнего сада до Адмиралтейства строилось после 1709 г. большое количество монументальныхкаменных и мазанковых зданий, далеко превосходивших образцовые дома Трезини. Домавельмож строились также на территории, расположенной от Летнего сада вверх по Неве.О характере архитектуры петровского Петербурга дают хорошее представление сохранившиесядо нашего времени архитектурные памятники того времени.
К началу 80-хгодов XVIII в. Петропавловская крепость уже значительно изменила свой первоначальныйвид, как об этом можно судить по панораме Зубова. Земляные валы и бастионы начализаменяться кирпичными на каменном цоколе. С восточной стороны в крепость вели главныеПетровские ворота, сооруженные архитектором Трезини в 1708 г. из дерева, а в 1718г. выполнены по его же проекту из камня. Они сохранились до нашего времени.
В 1718 г. у Невына Сенатской площади начала строиться каменная церковь Исаакия Далматского (будущийИсаакиевский собор). Она была заложена вместо первоначально существовавшей деревяннойцеркви и к концу жизни Петра еще оставалась недостроенной (окончена в 1730 г.)
В 1716 г. началаскладываться многолучевая композиция планировки улиц, ориентированных на башню Адмиралтейства.Первым лучом явилась Миллионная улица (Халтурина). Второй луч — Невский проспект- был проложен в 1711 г. для улучшения связи Адмиралтейского острова со старой дорогой,которая вела из Москвы и Новгорода к берегам Невы. Следующие три луча доходили толькодо реки Мойки. Последний луч (шестой) — будущий Вознесенский проспект — в то времядоходил только до реки Фонтанки.
На Миллионнойлинии находился первый Зимний дворец Петра, построенный в 1711 г. и расширенныйв 1725 г. Застройка вдоль набережной Невы и Миллионной линии тянулась до Царицыналуга — современного Марсова поля — и заканчивалась у него мазанковым двухэтажнымзданием Почтового двора, в котором приезжающие в Петербург могли останавливаться.
Вся территориямежду Адмиралтейством и Фонтанкой, Невой и Мойкой была застроена и освоена. Мойкусоединили с Фонтанкой, а также с Невой, для чего были прорыты три канала, получившиеназвание Лебяжьей канавки, Красного канала и Зимней канавки.
Намеченная и прорытаясеть каналов в городе и на островах имела троякое назначение. Каналы служили напервых порах как дренажные магистрали, способствовавшие осушению территории города.Затем в основной своей массе были расширены и углублены, и стали служить постояннымитранспортными магистралями, а во время наводнений — приемниками — распределителямиизлишков воды из Невы, тем самым, уменьшая уровень поднятия воды.
Возникновениеи развитие ансамбля Летнего сада способствовало застройке берегов Фонтанки. Весьансамбль его создавался на протяжении почти двух десятков лет. И уже в 1712 г.,по словам современников, производил впечатление благоустроенного и большого парка.Из значительных архитектурных сооружений Летнего сада следует назвать Летний дворецПетра, построенный при впадении Фонтанки в Неву, который сохранился до наших дней:грот, изнутри и снаружи обильно украшенный скульптурой и лепкой, являвшийся первокласснымпроизведением садово-парковой архитектуры и некоторые другие. Благодаря энергичнойдеятельности Ивана Матвеева было осуществлено большое количество работ по планировке,посадке деревьев и устройству фонтанов в Летнем саду. Земцов руководил расстановкойпо аллеям скульптур, завершая облик Летнего сада петровского времени. Фонтаны Летнегосада питались при помощи водопровода из Лиговского канала, прорытого в 1718-1721гг. от речки Лиговки, и били под естественным напором.
Петербург по правугордится своими каменными мостами. Самыми первыми из них являются и поныне украшающиегород — Прачечный, Эрмитажный и Верхне-Лебяжий, протянувшиеся вдоль набережной Невы,и Каменный мост через канал Грибоедова. Эпоха металла в истории российских мостовначалась в 1786 г., именно тогда Екатерининский парк Царского Села украсили небольшиепешеходные мостики, построенные по проекту Дж. Кваренги. А на территории Санкт-Петербургапервые железные мосты появились в 1793-94 гг. в резиденции князя. Потемкина-Таврического,в нынешнем Таврическом саду. Эти парковые сооружения сохранились до наших дней практическибез изменений. Однако в силу ряда причин подобные сооружения дальнейшего развитияне получили.
В то же времядавно освоенный в России, высокоразвитый и поставленный еще в XVIII веке на промышленнуюоснову процесс чугунного литья привел инженерную мысль к идее использования длястроительства мостов сборных конструкций из чугуна. Так, из этого материала в 1806г. по проекту архитектора и инженера В.И. Гесте был сооружен мост (Зеленый, Полицейский,Народный), соединивший берега реки Мойки и органично вписавшийся в панораму Невскогопроспекта.
За короткий промежутоквремени, с 1806 по 1840 гг., в городе было построено двенадцать чугунных мостовчерез малые водотоки. Апофеозом чугунного мостостроения стало возведение в 1850г. первого постоянного моста через Неву — Благовещенского (Николаевского) — по проектуинженера С.В. Кербедза и архитектора А.П. Брюллова (ныне — мост Лейтенанта Шмидта).Небольшой пешеходный мостик с 15-метровым пролетом, сооруженный в Екатерингофскомпарке в 1823 г., ознаменовал своим появлением новый этап в истории петербургскогомостостроения. Его автор — инженер П.П. Базен — использовал в качестве основнойнесущей конструкции железные цепи, перекинутые через высокие береговые опоры-пилоныи концами закрепленные в теле устоев. Такая система получила название «висячей»и многократно повторилась в конструкциях петербургских мостов.
Трудно представитьСанкт — Петербург без мостов. Не случайно говориться: без них не возникла бы Севернаястолица. Может, Петербург без мостов и существовал бы, но стал другим городом, сиными судьбами его жителей.
Потребность вмостах возникла с первых же дней основания Петербурга. Так, в год закладки новогогорода – крепости в устье Невы с Заячьего на Городовой остров был наведён вначаленаплавной, а затем плашкоутный мост – с подъёмными элементами. Так появился первыймост в Северной столице.
Недолгой былаего жизнь. Стремительно развивался город. С каждым днём возрастала необходимостьв более совершенных дорогах, путях и связях между островами в устье Невы. Да и многочисленные водныепротоки в городе вызывали необходимость строительства мостов.
Вскоре вместопервенца Петербургского мостостроения был возведён на его месте свайный подъёмныймост. Называли его и Петровским, и Красным. Чтобы давать проход кораблям, с помощьюлебёдок производился подъём и опускание створок моста.
Один из первыхмостов в городе называется Аничков. Был он построен на Фонтанке в 1715 году. Этодеревянное сооружение было примерно в четыре раза длиннее современного Аничковамоста. Перекинутый через Фонтанку не Невском проспекте Аничков мост — один из достопримечательныхархитектурных памятников Санкт-Петебурга. Украшают мост скульптурные группы, вылепленныеи отлитые П.К.Клодтом. Они олицетворяют собой победу человека над силами природы.Позднее, в 1726 году, его сделали подъемным. Близ моста находилось здание кордегардии,где проверялись паспорта въезжавших в столицу. Аничков мост неоднократно перестраивался.В нынешнем виде он существует с 1841 года. Название моста происходит от примыкавшейк нему Аничковой слободы, построенной рабочим батальоном под руководством подполковникаМихаила Осиповича Аничкова, который был строителем и первого Аничкова моста.
ОднопролетныйКаменный мост через канал Грибоедова по Гороховой улице построен в 1776 году подруководством инженера И.Н.Борисова. С тех пор он сохранился без переделок. Мостназвали Каменным не случайно: стены свода, арка и другие его части сооружены изкамня. Все существовавшие тогда в городе мосты, за исключением Казанского, былидеревянными.
Висячий Львиныймост через канал Грибоедова против Малой Подъяческой улицы сооружен по проекту инженераГ.Треттера в 1825-1826 годах. За мостом установилось название Львиный, потому чтоего украшают сидящие на пьедесталах чугунные фигуры львов (скульптор П.П.Соколов).С названием этого моста связано наименование Львиного переулка, который выходиту моста на набережную канала Грибоедова.
Синий мост черезреку Мойку — самый широкий в городе (90 метров). Он является составной частью Исаакиевскойплощади. Берега реки Мойки начали застраиваться жилыми домами уже в петровское время.В 1736-1737 годах были проведены работы по углублению дна реки, а берега укрепленыдеревянными щитами. Синий мост первоначально был подъемным, деревянным. В серединеXVIII века его перестроили. В 1842 году в связи с постройкой Мариинского дворцамост значительно расширили в сторону Нового переулка (ныне переулок Антоненко).Название «Синий» идет от первоначального деревянного моста, который был выкрашенв синий цвет. Таково же происхождение названий Красного и Зеленого (позже Полицейского,ныне Народного) мостов. Одинаковые по внешнему виду деревянные мосты в XVIII векекрасились в разные цвета специально для различия, чтобы они имели свое лицо.
Общественная иэкономическая, да и личная жизнь петербуржцев всегда была связана с мостами. Наних назначались встречи и свидания, вблизи располагались трактиры, и велась бойкаяторговля, оглашались указы и повеления государей.
Рассматривая художественнуюкартину Петербурга ХVIII века нельзя не остановить свой взгляд на памятниках того периода.Это прежде всего памятник Петру I (скульптор Фальконе). Памятник из бронзы установлен на каменнойглыбе. Фальконе прекрасно связал ритмически фигуру Петра с конем, а все изваяниевсадника – со скалой-постаментом. Вместе с тем пластическое решение монумента даносо строгим учетом его расположения в середине огромной по размерам площади.
Еще один бронзовыймонумент Петра I, сидящего на коне, установлен перед Михайловским (Инженерным) замкомв 1800 году. Модель памятника была изготовлена скульптором К. Растрелли ещё прижизни Петра I. Памятник Петру I красив по силуэту и благодаря высокому цоколю четкорисуется на фоне неба
Одноиз лучших произведений русской скульптуры XVIII века — монумент гениального полководца А. В. Суворова отлит по модели, созданнойскульптором М. И. Козловским. Памятник был открыт 5 мая 1801 года,в годовщину смерти Суворова. Козловский создал героический образ военачальника,лишь в чертах его лица сохранив портретное сходство. По совершенству композиции,красоте и экспрессии фигуры полководца, мастерски найденному силуэту произведениеКозловского принадлежит к числу лучших монументов, созданных в России в XVIII столетии.
Памятник ЕкатеринеII в сквере перед Александринским театром открыт в 1873 году. Проект памятника разработалв 1862 году художник М. О. Микешин, автор известногопамятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Статуя Екатерины II установлена на высокомпостаменте из серого сердобольского полированного гранита.
ПамятникНиколаю I на Исаакиевской площади сооружен по проекту строителя Исаакиевского собораархитектора О. Монферрана в 1856–1859 годах. Большую модель конной статуи НиколаяI исполнил П. К. Клодт. Пьедестал поставлен на невысоком стилобатеиз красного финляндского гранита с тремя ступенями. Памятник красив по силуэту,но измельчен и сложен по композиции. Его местоположение на одной из красивейшихплощадей города найдены удачно, что способствует впечатлению целостности и законченностиансамбля.
петербургискусство архитектура

Заключение
Сегодня нам кажется,что жестокое Петровское предписание строить новую столицу «на европейский манер»объясняется лишь его влюбленностью в Голландию, да эмоциональным стремлением вовлечьРоссию в русло единой с Европой цивилизацией. В этом большая доля правды, но невся правда. Человек государственного ума и хозяйского взгляда на ход событий, онимел в виду и истину сугубо земную: не только скупец, но и невежда платит дважды.Бесценен европейский опыт градостроительства, все то, что веками было апробировано,отвергнуто, изжито естественным путем или утвердилось естественно в творческом состязании.
Необыкновенныйразмах приобретает строительство и оформление пышных дворцовых резиденций, широкоераспространение в искусстве и архитектуре получает стиль барокко.
Зодчие разныхстран, разных школ и творческих индивидуальностей ехали созидать новую российскуюстолицу. Теперь мы по праву можем называть её культурной столицей России. Именнов этом городе сосредоточено самое большие количество музеев, парков, памятниковархитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием и красотой.

Литература
1. «История русского искусства»В.Н. Александров Мн.: Харвест, 2004г.
2. «Время петровских реформ»Е.В. Анисимов Л, 1989г.
3. «Наше наследие» журнал.М., «Искусство», 06.1991г.
4. Сайт www Bridges.h1.ru
5. Сайт www i lovepotersburg.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.