Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Конституция – основной закон государства. Основы конституционного строя

Министерство Образования
ИркутскийГосударственный Технический Университет
Кафедра правоведенияРеферат
На тему:Конституция –основной закон государства
Основы конституционного строя
 Выполнилстудент
Гр. РДТ-98-1 Афанасьев А.А.
Иркутск 2001Содержание1. Введение2. Соотношение Конституции РФ с другими нормативными актами3. Стабильность Конституции РФ4. Значение Конституции РФ5. Преемственность и суверенитет6. Приоритет прав человека по Конституции РФ7.Основные положения конституционного строя8.Личность и государство9.Суверенитет государства10.Федерализм11.Гражданство российской федерации12.Экономические основы13.Разделение властей14. Заключение15. Список использованной литературы1.    Введение
Конституция— основной закон практически любого современного государства. Сущность перемен,происходящих в социально-экономи­ческих структурах, в общественно-политическойжизни страны, так или иначе отражается в эволюции конституционногозаконодательства. Развитие конституции в общем и целом всегда соответствуетосновным этапам развития самого общества и государства. В периоды активныхполитических действий, в переломные моменты в развитии общества эти вопросыдальнейшего конституционного и законодательного разви­тия становятся наиболееактуальными, особенно если речь заходит о  глобальном измененииустановившейся системы организации данного общества, как это было в 1992—1993гг. в нашей стране. Конституция содержит положения, заметно отличающиеся другот друга. В ее тексте имеются декларации, программные заявления, ссыл­ки наисторию. Но вместе с тем ей присущ юридико-нормативный характер. В этомотношении она не отличается от других законов. Свойства Основного законапроявляются в Конституции в другом. Охваты­вая своими статьями практически всестороны развития государства, общества в целом, она определяет наиболееобобщенное регулирование. Конституция чаще, чем другие законы, в том числе икодексы, адресу­ется к обществу в целом, российскому народу, социальным слоям,на­родам и другим этническим группам, субъектам Федерации, человеку игражданину. Для конституционного развития показательно повыше­ние уровняобобщенности правового регулирования.Слово“Конституция” — латинского происхождения, от constitutio, — установление,устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства,определяющий его общественное и государственное устройство, избирательнуюсистему, принципы организации и деятельности органов власти и управления,основные права и обязанности граждан.
Основной Закон — этофундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой ис государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили другдругу и не нарушали права и свободы граждан.
Развитие Российскогогосударства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающаясебя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституцияважна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в нейзакрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации,формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характергосударственного регулирования во всех основных сферах общественного развития,взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное — конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободамчеловека, защищает его честь и достоинство. Конституцию справедливо называютглавным, основным законом государства. Если представить себе многочисленныеправовые акты, действующие в  стране, ввиде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы,то конституция — это основание, стержень и одновременно источник развития всегоправа. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, кактрадиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетомперемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.
Конституционныйстрой – это такая организация государственной и общественной жизни, при которойгосударство является политической организацией гражданского общества, имеетдемократический, правовой характер и в не человек, его права и свободыпризнаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностьюгосударства.
Основыроссийской государственности раскрывается в главе 1 «Основыконституционного строя», в главах 3 — 8, посвященных построению новыхинститутов власти и федеративному устройству России.
Для развитияРоссийского государства исключительно важны положения преамбулы КонституцииРоссийской Федерации о сохранении исторически сложившегося государственногоединства, установлении гражданского мира и согласия: слишком долго нашу единуюРодину разрывали, да, к сожалению, и сегодня мешают ее свободному развитиювсякого рода конфликты, как социальные, так и национальные. Это — стержневаяидея российской Конституции. И как подлинно суверенное государство Россиясамостоятельно приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12декабря 1993 г. Принятие Конституции референдумом является существеннойгарантией устойчивости нашего основополагающего Закона.
В преамбулеобращается внимание на то, что Конституция подтверждает незыблемостьдемократической основы Российской Федерации, фиксируется, что она принята сцелью обеспечить благополучие и процветание страны, исходя при этом из нашейобщей ответственности за свою Родину не только перед нынешним, но и будущимипоколениями.2.      СоотношениеКонституции РФ с другими нормативными актами
Конституция РФ имеет высшуююридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы ииные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречитьКонституции Россий­ской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
НоваяКонституция занимает верховенствующие положение в правовой системе страны. Ееположение являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые врамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституцииреспублик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономнойобласти и автономных округов, должны соответствовать Конституции РоссийскойФедерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения иполномочий между федеральными органами государственной власти и органамигосударственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет в данном случае оконституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве.
Коренное обновлениероссийского общества и государства, связан­ное с принятием Конституции 1993 г.,не могло не повлечь столь же существенного пересмотра текущего законодательстваРоссийской Федерации. Однако подобная задача — дело отнюдь не одного дня и дажене одного года. В этих условиях включение в текст Конституции нормы,определяющей порядок взаимодействия новых и старых норм, представляется однимиз наиболее удачных решений: “Законы и другие правовыеакты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящейКонституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ” (Раздел 2 “Заключительные и переходныеположения” п. 2).В обычных ус­ловиях вопрос о соотношении нормызакона или иного нормативного правового акта и нормы Конституции безусловноотносится к компе­тенции Конституционного Суда.
После принятия новойКонституции России Президент Российской Федерации 24 декабря 1993 г. издал Указ«О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие сКонститу­цией Российской Федерации». Этим Указом были признаны недейст­вующимии не подлежащими применению органами государственнойвласти, органами местногосамоуправления и их должностными лицами более 40 нормативных правовых актов иих отдельных положений. Работа по приведению нормативного массива всоответствие с нормами Конституции РФ продолжается и в настоящее время. Как и подобаетОсновному закону государства, Конституция РФ занимает верховенствующее место вправовой системе. Ее положения являются первичными, исходными, основополагающими.Ни один другой закон не может отменить или изменить норму Конститу­ции, равнокак и быть поставлен на один уровень с ней.
Не делается исключение и дляфедерального конституционного за­кона, который представляет собой разновидностьфедерального закона. В иерархии федеральных законов такой закон занимаетнаиболее высо­кое положение. Он находится как бы непосредственно под Конститу­цией,ближе всего к ней. Отличие федерального конституционного за­кона состоит в том,что он принимается не по всем вопросам, а только по тем, которые прямоопределены Конституцией, и для его принятия требуется не простое, аквалифицированное большинство. Но не более того. Представления о том, чтофедеральный конституционный закон является составной частью Конституции,неверны. Конституция 1993 г. не дает оснований для подобного толкования.Мировая практика также свидетельствует против него. В тех редких случаях, когдаотожде­ствление Конституции и конституционного закона имело место, в по­ниманиии истолковании Конституции, определении действующей конституционной нормывозникали серьезные затруднения.
Немогут расходиться с Конституцией также договоры о разграни­чении предметов веденияи полномочий между федеральными органа­ми государственной власти и органамигосударственной власти субъек­тов Российской Федерации. Положение о приматемеждународного права и, в частности, международных договоров здесь неприменимы.Договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полно­мочий междуфедеральными органами государственной власти и орга­нами власти субъектовФедерации относятся к внутригосударственно­му, а не к международному праву.
Конституция выступает какюридическая база для развития всех отраслей права, составляющих российскуюправовую систему. Кодек­сы, другие федеральные законы, как правило, содержатссылки на дей­ствующую Конституцию, что иной раз делается после приведенияранее принятых актов в соответствие с ней. Тем самым обеспечиваются един­ство ивзаимная согласованность отраслей права, общность их исход­ных принципов.Встречающееся иной раз сравнение тех или иных ко­дексов с Конституцией являетсяусловным, отражает лишь стремление подчеркнуть роль и значение описываемогодокумента. Гражданский кодекс при его принятии называли «экономическойконституцией» страны, о Земельном кодексе говорили как о «земельнойконституции» и т.д. Но в государстве должна быть только одна Конституция,которая предопределяет развитие всей правовой системы, включая кодексы. Ни одиниз них не может претендовать на особый, автономный статус, на «независимость»от Конституции. Иначе единство и внутренняя согла­сованность правовой системыбудут нарушены.
Конституция 1993 г., как ивсе современные конституции, уделяет большое внимание международному праву ивнешней политике. В ней получила дальнейшее развитие взаимосвязь международногои нацио­нального, внутригосударственного права. Это объясняется, с одной сто­роны,усиливающейся интернационализацией современного мира, а с другой — повышениемроли международного права, отражением в нем прогресса человеческой цивилизации.Достаточно отметить междуна­родно-правовую защиту прав и свобод человека, вособенности такие документы, как Всеобщая декларация прав человека,международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, соци­альныхи культурных правах, другие международные договоры, реше­ния Организации побезопасности и сотрудничеству в Европе, докумен­ты Совета Европы.3.    Стабильность Конституции РФ
Конституция как основнойзакон — акт долговременного действия, юридическим свойством которого являетсястабильность, т.е. устойчи­вость его содержания. Стабильность Конституции —важнейшее усло­вие устойчивости режима законности, организации и осуществлениягосударственной власти, отношений между личностью, обществом и государством.Однако стабильность Конституции не означает ее абсо­лютной неизменяемости. Общественныеотношения, составлявшие в момент принятия Конституции предмет ее регулирования,развивают­ся, изменяются социальные, экономические и политические условия, вкоторых она действует. Все это требует периодического приведения конституционныхпредписаний в соответствие с происходящими изме­нениями. Когда такие изменениязатрагивают основы конституционно­го строя, может возникнуть потребность заменыдействующей Консти­туции новой. В противном случае Конституция рискует превратитьсяв исторический документ, утративший нормативный характер и имеющий мало общегос реальной действительностью.
Юридическойгарантией стабильности Конституции является осо­бый порядок ее пересмотра,призванный обеспечить как статичность, так и динамизм основного закона. Эти положенияусилили «жесткость» основ­ного закона страны, значительно усложнили процедуруего частичного или полного пересмотра, внеся в нее ряд принципиально новыхмомен­тов. К ним относятся:
во-первых, обусловленностьэтой процедуры ие­рархией конституционных норм, различающихся по своейзначимости;
во-вторых, приведение этойпроцедуры в полное соответствие с принципом федерализма, закрепляемым статьями1 и 5 Конституции;
в-тре­тьих, ограничениеучредительной власти парламента и образование нового органа — КонституционногоСобрания, к исключительной ком­петенции которого отнесены разработка проектановой конституции, его окончательное принятие или вынесение для одобрения нареферен­дум;
в-четвертых, возможноеиспользование института референдума для принятия новой конституции.
В течение первых летдействия Конституции 1993 г. уже появилось немало предложений о внесении в неепоправок. Однако многие из них отражают состояние российского общества,связанное с противостоя­нием политических сил. Конституционные изменения идополнения должны носить взвешенный характер, опираться на широкую общест­веннуюподдержку. Вместе с тем в Договоре об общественном согласии 1994 г. было заявлено,что в Конституцию должны вноситься только такие изменения, которые будут способствоватьстабилизации обста­новки в обществе. При этом предусматривалось, что длядостижения желаемого консенсуса будут использоваться согласительные процеду­ры;кроме того, были определены основные направления возможных изменений Конституции:усиление гарантий прав человека, совершен­ствование системы разделения властей,развитие местного самоуправ­ления, федерализма.
4.    Значение Конституции РФ
Конституция для Россиисегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское обществореализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах исвою наци­ональную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание полити­ческихпрограмм и философских концепций. В соответствии со своим назначением,отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всемичертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное,ключевое по­ложение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющиехарактер общества, базовые принципы экономики, по­литики, социальной сферы,государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию вразвитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражаетее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорируетее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не можетиметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.
Сегодня в России частоговорят и пишут о национальной идее, стремятся понять и сформулировать еесмысл. Это действительно очень важно и актуально. Вместе с тем следуетотметить, что национальная идея не насаждается приказом сверху, даже если емупридается консти­туционное значение. Она складывается и утверждается в сознанииоб­щества иным путем.
Конституция прежде всеговносит порядок и организа­цию в жизнь страны и, что особенно важно, определяетосновы по­ложения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека игосударства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции иосновы организации государственных органов, формы и методы их деятельности.Конституция устанавливает пре­делы и характер государственного регулирования вовсех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, ду­ховнойжизни. Конституция определяет основные начала внешней по­литики государства,соотношение международного и внутригосудар­ственного права.
Действительно, Конституция,как правило, содержит нормы, опреде­ляющие форму и структуру государства,функции и полномочия важ­нейших государственных органов, основы правовогостатуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно.Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и огра­ничиваетее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.
Между тем Конституциюсправедливо называют главным, основ­ным законом государства. Если представитьсебе многочисленные пра­вовые акты, действующие в стране в виде определенногоорганизован­ного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса,то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права,фундамент всего его развития.
Будучи принята в условияхпереходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельныеположения носят декларативный ха­рактер и фиксируют скорее принципы, цели, чемсуществующие реаль­ности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действияКонститу­ции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества.Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используетсядля того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственныеорганы, обществен­ные организации, всех граждан возлагается обязанность действоватьв соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установ­ления. Конституцияпризвана также направлять и стимулировать раз­витие всего права в заданномнаправлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играетважную роль.
Решать задачи подобнымобразом, разумеется, нелегко. Россия еще никогда не была страной с высокойправовой культурой, традиционным уважением к праву и правам человека. Наоборот,для прошлого (начи­ная со времен Российской империи и включая годы Советскойвласти) был характерен правовой нигилизм. Эти негативные факторы сохрани­лись исегодня. Для их преодоления необходимо длительное время, освоение гуманитарныхценностей, переориентация общественного со­знания. И в современных условиях сохраняетсяподчас приоритет по­литики над правом, в то время как сложнейшие политическиепроцессы, происходящие в российском обществе, должны протекать в границах права,не позволяющих политическим страстям перешагнуть правовые принципы. Даже тогда,когда на первый план вышли экономические преобразования, их зачастую пыталисьрешать без должного и умелого обращения к праву, которому отводилась крайнепассивная роль. Став­ка делалась на некую саморегуляцию, близкую к разгулустихии. Каза­лось, действовал принцип: чем меньше государства и права, темлучше. Активное включение Конституции в процесс преобразований призвано помочьпреодолеть подобные подходы.5.    Преемственность и суверенитет
Конституция играет важнейшуюроль в идентификации и легитимизации государства перед мировым сообществом. Спринятием кон­ституции зачастую связывается учреждение нового государства либоего подтверждение, а то и новое признание после кардинального изме­нения егопрежних основных характеристик, в том числе территориаль­ных,социально-экономических и политических. Действующая Конституция Российской Федерациитакже под­тверждает и закрепляет перемены, происшедшие в жизни страны послераспада СССР. Суверенитет России не знает больше ограничений, обусловлен­ныхстатусом союзной республики. Российская Федерация провозгла­шенадемократическим федеративным правовым государством с рес­публиканской формойправления. Идея государственной преемственности нашла отражение и особоподчеркивается в тексте Конституции Российской Федерации 1993 г. В этой связиследует особо подчеркнуть неразрывное единство положений преамбулы о много­национальномнароде Российской Федерации, соединенном общей судьбой на своей земле, и осохранении исторически сложившегося государственного единства.6.    Приоритет прав человека поКонституции РФ
Говоритьо подлинном демократизме и гуманизме государственного строя можно лишь в томслучае, если в действующей конституции четко проведена идея уважения к человеку,а сам принцип, согласно которому человек – это главная ценность государства ивсего общества, не только на словах, но и на деле является основополагающим.Для любой конституции, провозглашающей своей целью движение к высшимчеловеческим ценностям, идея свободы личности становится неотъемлемой частьювсей ее концепции. Основной закон страны при­нимается и действует не столькоради оформления новой государствен­ности, включая принцип разделения властей,современное прочтение федерализма, развитие местного самоуправления, сколько,прежде всего, для закрепления правового статуса человека и гражданина. Отсю­даповышенное, можно сказать, ключевое значение статей, регулирую­щихвзаимоотношения человека и государства. Само государство долж­но бытьорганизовано таким образом, чтобы не просто декларировать уважение к человеку,но и обеспечивать возможности его свободного развития, раскрытия егопотенциала, защищать его авто­номию от общества. Только государство, основанноена объединении свободных граждан, может добиться успеха в достижении своихцелей.
Наш собственный историческийопыт, зачастую трагичный, убедительно свиде­тельствует о том, что забвение идеисвободы личности, попытки поста­вить выше всего интересы государства, класса,партии, стремление к показному единомыслию, искусственное отождествлениеинтересов общества и личности служили теоретическим прикрытием диктатор­скихметодов управления страной, необоснованных репрессий против миллионов людей,целых групп населения (сословных, этнических, ре­лигиозных и т.д.), вплоть домассового террора. Произвол не смогли остановить нормы действовавших конституций,провозглашавших права и свободы советских граждан: беззаконие было вышеконститу­ционных норм. Нельзя забывать, что почти сразу же после принятияКонституции СССР 1936 г., в которую была включена отдельная глава о правах иобязанностях советских граждан, последовали страшные годы сталинского террора.
Глава о правах и свободахчеловека и гражданина не может рассмат­риваться как отдельно взятый институт,действующий изолированно от остального конституционного регулирования. Глава вцелом и ее статьи должны «работать» в единстве и взаимодействии со всем конституци­оннымтекстом. Иной подход просто недопустим, ибо Конституция нацелена в первуюочередь на то, чтобы обеспечить личности свободу, снять барьеры, стоящие наэтом пути, и, что не менее важно, предупре­дить возможность реставрации прошлыхпорядков. Отсюда вытекает потребность в гарантиях от произвола новой бюрократии,от чиновни­чьей вседозволенности, от срастания мафиозных структур и аппарата,от сохранения и появления новых монополий, недобросовестного обо­гащения в ходеприватизации, от правового беспредела и разгула пре­ступности.
Сложившаяся ситуация в сфереправ и свобод человека несомненно отражает переходный характер российскогообщества. В первую оче­редь, сказывается неудовлетворительная ситуация вэкономике, отсут­ствие у государства необходимых средств. Но «списывать»слабости и недостатки в обеспечении конституционного статуса личности только наэто было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: все еще непреодолимоенеуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимойответственности за их нарушения, незавершенность законодательства обобеспечении защиты прав чело­века, а также недостатки в работе государственныхструктур, несущих ответственность за состояние социальной сферы. Власти чаще,хотя и не всегда успешно, тушат «социальные пожары», а не предупреждают их и неустраняют их причины. Это в полной мере относится к тем регионам, которыенередко собственную инерцию и ошибки подменяют ссылками на просчеты центра.
7.     Основные положения конституционного строя

Глава 1Конституции РФ закрепляет исходные принципы конституционного регулированияосновополагающих сфер жизни и деятельности современной России: определяетсущность Российского государства, правовое положение личности, принципыэкономических отношений, пользования землей и другими народными ресурсами,основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религиозныхобъединений.
Характернаяособенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляютпервичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системыдействующего законодательства и иных нормативно — правовых актов РоссийскойФедерации. Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которыенаправлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя.В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной властиРоссийской Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно — правовыхи индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иныхсубъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основконституционного строя.
В то же времяни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена — вКонституции, законах Российской Федерации, указах Президента РоссийскойФедерации или постановлениях Правительства, не может противоречить основамконституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такиенормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могутпротиворечить основам конституционного строя действия и решения должностныхлиц, государственных органов, граждан и их объединений.
В тех случаях,когда в действующих законах и иных нормативно — правовых актах отсутствуютнеобходимые нормы или они противоречат Конституции, гражданин вправереализовывать свои права, руководствуясь нормами Конституции, и в первуюочередь положениями, устанавливающими основы конституционного строя, ибопринцип прямого действия Конституции непосредственно закреплен ст. 15.
Основыконституционного строя России состоят из трех групп норм:
1.                 регламентирующих деятельностьгосударства и его органов;
2.                 определяющих правовое положениеличности в Российской Федерации;
3.                 закрепляющих юридическую силуКонституции и порядок ее изменения.
Главноевнимание необходимо уделить принципам организации и деятельности государства,что объясняется его значимостью в современном обществе, а также необходимостьюзащиты личности, гражданского общества, их частных интересов от необоснованноговмешательства государственных органов и должностных лиц.
Основыконституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как государства,устанавливают источник государственной власти и способы осуществлениянародовластия, определяют пространственные пределы действия суверенитета РоссийскойФедерации. Формулируются также принципы федеративного устройства России,закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную исудебную и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную властьв Российской Федерации. Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальнаяполитика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующейобеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимоот его рода занятий и деятельности.
Государствоутрачивает свое безраздельное господство в политической системе общества.Основы конституционного строя закрепляют в Российской Федерации идеологическоеи политическое многообразие, в том числе многопартийность. Каждой партиипредоставляется возможность беспрепятственно действовать, разрабатыватьсобственную идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения,рекрутировать членов в свои ряды.
В Конституциизакрепляются верховенство Конституции в системе нормативно — правовых актов иособый порядок внесения изменений и дополнений в положения главы “Основы конституционного строя”.
Конституциязакрепляет экономический строй российского общества, способы производства,обмена и распределения материальных благ. Конституционные положения о свободеэкономической деятельности, о равенстве частной и государственной формсобственности, о праве каждого заниматься предпринимательской деятельностью — все это краеугольные камни экономических отношений, основанных на свободечастной собственности.
Государственныеорганы находятся между собой в той или иной взаимосвязи, определенным образоморганизованы в единое целое. Эти способы организации государства и понимаютсякак его форма. При этом в форме государства выделяют три основные стороны:форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Конституционноезакрепление Российской Федерации как федеративной демократической республикиозначает следующее.
1. В странедействует республиканская форма правления. Все граждане России, согласно Конституции,имеют право участвовать в формировании законодательной власти РоссийскойФедерации — Федерального Собрания, а также избрании главы государства — Президента Российской Федерации.
2. Российскоегосударство представляет собой федерацию, объединяющую 89 субъектов: 21республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономнуюобласть, 10 автономных округов. Представительные (законодательные) органысубъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельноосуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно — правовойдеятельности, принимают законы и иные нормативно — правовые акты. В то же времязначительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органыгосударственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации иПравительство.
В условияхРоссии, представляющей многонациональное государство, федеративная формагосударственного устройства является наиболее плодотворной, ибо толькоФедерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонациональногонарода России с интересами каждой республики и других субъектов Федерации.
4.                 Российская Федерация — демократическое государство. Россиянам предоставляется возможность участвоватьв делах государства и формировании его органов, а также предоставляются иныеполитические права.
Принципиальноважным является провозглашение государства Российской Федерации в качествеправового.
Правовымгосударством признается демократическое


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.