Реферат по предмету ""


Великая Яса

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК
ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Л.Н.ГУМИЛЕВА
НАУЧНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РЕСПУБЛИКИКАЗАХСТАН НА ТЕМУ
«Великая Яса»
                                                                              Выполнила:студентка 1 курса                                              группы МПр-12
 Сыздыкова Сауле .
                                                                               Принял: Ибрагимов Ж. И.
Астана 2008
Образование ВеликогоМонгольского государства в начале XIII в. вызвало необходимость выработкиобщих, закрепленных письменно правовых норм и законодательных уложений дляуправления обширной державой. К реализации этой цели было приспособлено обычноеправо, подвергшееся кодификации и изменениям, отвечающим новым условиям. Сводзаконов и установлений получил название «Великая Яса» или просто «Яса»Чингисхана.
   Яса (более полная форма «ясак»; монгольское– дзасак, йосун) означает «постановление», «закон». «Яса» Чингисхана –санкционированный Чингисханом монгольский свод законов и установлений. Новоезаконодательство формировалось десятилетия, с одной стороны, долго, а с другой– моментально. Для всех монгольских племен Чингисова улуса «Яса» былаопубликована, как полагают, на Великом курултае в 1206 году, одновременно спровозглашением Темучина Чингисханом всей Великой степи. Но и после этого «Яса»дополнялась и расширялась. Это произошло в 1218 г., перед войной с Хорезмийским султанатом, и в 1225 г. перед завоеванием Тангутского царства.
            Вмонгольской летописи «Чиндаманин Эрихэ» говорится: «По изгнании Алтан-ханакитайского и подчинения своей власти большей части китайцев, тибетцев и монголов,Чингисхан, владея великим просветлением, так Думал: законы и постановлениякитайцев тверды, тонки и непеременчивы. И при этой мысли, пригласив к себе изстраны народа великого учителя и 18 его умных учеников, Чингисхан поручил имсоставить законы (йосон), из которых исходило бы спокойствие и благоденствиедля всех его подданных, а особенно книгу законов (хули-йосони билик) дляохранения правления его. Когда, после составления, законы эти были просмотреныЧингисханом, то он нашел их соответствующими своим мыслям и составителейнаградил титулами и похвалами»*.
________________________________________________________________
* Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и егонаследие // Арабески истории. Пустыня Тартари. Вып.
2. М., 1995. С. 89–90.
Наиболее подробные сведенияо постановлениях «Ясы» мы находим у персидского историка XIII в. Джувейни иегипетского писателя XV в. Макризи. По словам Джувейни, «Яса» Чингисхана быланаписана уйгурским письмом на свитках (тумар) и называлась «Великою книгою ясы»(йаса-наме-йи-бузург). Эти свитки хранились у наиболее авторитетных царевичей –знатоков «Ясы»; при вступлении нового хана на престол, отправлении большоговойска, созыве собрания царевичей для обсуждения государственных дел и ихрешений приносили эти свитки, и на их основании вершились дела. «Яса» несохранилась в подлиннике и известна лишь в отрывках и сокращенных изложениях уДжувейни, Рашид ад-Дина, Вассафа, Ибн Баттуты, Г. Абу-л-Фараджа, Макризи и т.д.
            Изсохранившихся фрагментов можно сделать заключение, что основной задачейпостановлений Чингисхана было создание новой системы права, которая отвечала бызапросам и потребностям модернизирующегося монгольского общества.
           В исторической литературе о названиизакона Великая Яса существуют различные мнения. В частности, В.А. Рязановский,занимавшийся исследованием Великой Ясы Чингисхана, писал: «Слово Ясаозначает запрет, устав, закон… Великая Яса представляет письменныйзаконодательный памятник, изданный Чингисханом*. Академик Б.Я. Владимирцов вкниге Чингисхан (1922 г.) писал: «Чингисхан…оставил своим преемникам громадную империю и руководящие начала ее устройства,которые и были изложены им в его установлениях, Джасаке и его Изречениях –Билике». По мнению калмыцкого историка Эренжина Хара-Давана, Большой ДжасакЧингисхана как бы состоял из двух крупных разделов.
Такимобразом, в «Ясе» оказалось возможным закрепить и кодифицировать монгольское,обычное право и народные обычаи и воззрения. Все это вылилось в форму «ВеликойЯсы», которая включает в себя два крупных раздела:
1)«Билик» – сборник изречений самого Чингисхана, который содержал в себе мысли,наставления и решения законодателя. Они могли быть как общего, теоретическогохарактера, так и в качестве
высказанных им суждений поповоду конкретных случаев;
2)собственно «Яса» – это свод положенных законов, военных и гражданских, сустановлением ответственности за их неисполнение.
______________________________________________________________
* Рязановский В.А.Великая Яса Чингисхана. Харбин, 1933. С.4
Рядисследователей XIX в., как, например, профессора И. Березин и В. Васильев, смешивалибилики Чингисхана с «Ясой». Известный востоковед П. Мелиоранский в 1901 г. подверг билики Чингисхана специальному исследованию и установил, что разницамежду содержанием «Ясы» и «Биликами» Чингисхана состояла в том, что в «Ясе»перечислялись и описывались разные проступки и преступления, указывались наказания,которым должно было подвергать виновных, а в «Биликах» определялся самыйпорядок следствия и судопроизводства в монгольском суде.
Инымисловами, «Яса» представляла собой узаконенное предписание, которому должны былистрого следовать Чингисиды, следовательно, и их подданные, а «Билик» являлсясвоего рода процессуальным кодексом, согласно которому вершился суд над нарушителями«Ясы» – действующего закона.
Современи Чингисхана существовал обычай, говорится в «Сборнике летописей» Рашидад-Дина, чтобы изо дня в день записывали слова хана, причем хан для этой цели частоговорил рифмованной прозой, «складно и со скрытым смыслом».
Вмонгольской «Ясе» – кодексе законов, которые были введены на территории всехулусов, было зафиксировано не безоговорочное подчинение власти, основанной на насилии,а острая необходимость обрести силу для самообороны, при этом даже жертвуя привычнойнезависимостью и личной свободой.Поэтому монголы были людьми особого поведенческого настроя,закрепленного в «Ясе». На «Ясу» «монголы действительно смотрели как наевангелие или коран»*.
«Яса»становится основной политической доминантой степного суперэтноса в борьбепротив католического и мусульманского миров до принятия ислама на территорииУлуг Улуса.
Вместес тем, соблюдение постановлений Чингисхана было обязательно не только для всехжителей империи, но и для самих ханов. Но «Яса», конечно, нарушалась какжителями империи, так и самими Чингисидами. Это объясняется тем, что «Яса»Чингисхана  регламентировала лишь нормыкочевой жизни. В большинстве покоренных монголами стран, в частности, в СреднейАзии и Иране, где издревле существовала своя правовая традиция, подчинить населениеновому праву было чрезвычайно трудно.
________________________________________________________________
* Рязановский В.А. Великая Яса Чингисхана.Харбин, 1933. С.18
Правоваясистема монголов, выработанная на основе обычного права кочевников и преимущественнодля кочевников, в иных условиях оказывалась крайне неудобной. Многие сторонысоциально-бытовой и общественной жизни оставались вовсе не регламентированы«Ясой», а отдельные ее положения вступали в противоречие с религиозныммусульманским правом и обычаями местного населения. На этой почве возникалистолкновения между блюстителями «Ясы» и местным населением, оборачивавшиеся,как правило, трагедией для последних.
Воткак описывает Джувейни действия Чагатая, главного блюстителя «Ясы» Чингисхана:«Свое окружение и подчиненных он так сдерживал страхом “Ясы” и своею расправоюза ее нарушение, что в его правление кто бы не проезжал поблизости его войска,не нуждался ни в каком авангарде, ни в конвое и, как гиперболически говорят, еслибы какая-либо женщина поставила себе на голову поднос золота и пошла одинокою,она бы ничего не боялась. Он издавал мелкие постановления, которые были невыносимыдля мусульманского народа, вроде того, чтобы не резали скот на мясо,
чтобы днем не входили впроточную воду, и т.п. Было разослано во все области  постановление, чтобы не резали баранов, и вХорасане продолжительное время никто открыто не резал овец: он понуждалмусульман питаться падалью»*.
Однаконе для всех «Яса» стала законом, который должен был неукоснительно соблюдаться.Это касалось, прежде всего, Чингисидов. Чингисхан повелел: «Если кто-нибудь изнашего уруга единожды нарушит Ясу, которая утверждена, пусть его наставятсловом. Если он два раза ее нарушит, пусть его накажут согласно билику, а натретий раз пусть его сошлют в дальнюю местность Балджин-Кулджур. После того,как он сходит туда и вернется обратно, он образумится. Если он не исправился,то да определят ему оковы и темницу. Если он выйдет оттуда, усвоив адаб (нормыповедения), и станет разумным, тем лучше, в противном случае пусть все близкиеи дальние его родичи соберутся, учинят совет и рассудят, как с ним поступить»**.
* Джувейни. TheTarikh – I – Jahan gusha of Alaud – Din Ata Malik – I – Juwaini… edited byMirza Muhammad idn Abdul – Wahhab – I – Qazwini. P. 1–2. Leyden – London, 1912–1916. P. 227.
**  Рашид ад-Дин. Сборник летописей: В 3 т. М.;Л., 1946–1960. Т.1, кн. 2. С. 263–264.
Безполной копии Великой Ясы нельзя сказать наверняка в каком порядке размещалисьстатьи. Предположительно, что они начинались с преамбулы. Затем, вероятно впорядке, очерченном Джувейни и Аб-уль-Фараджем, излагались общие принципы истатьи о международном праве и организации армии и государства.
I. Общие предписания
Содержательноеделение Великой Ясы может быть предположительно реконструировано на основеимеющихся в различных редакциях фрагментов. Следующие выдержки могут дать егообщую идею.
«Следуетвозвеличивать и уважать чистых, непорочных, справедливых, ученых и мудрых, ккаким бы людям они не принадлежа ли; и осуждать злых и несправедливыхлюдей». (Аб-уль-Фарадж,разд. 2)
«Первымявляется следующее: любите друг друга; во-вторых, не совершайте прелюбодеяние;не крадите; не лжесвидетельствуйте; не предавайте кого-либо. Уважайте старикови бедных». (Григор из Алканца).
«Он(Чингисхан) запретил им (монголам) есть что-либо в присутствии другого, неприглашая его разделить пищу; он запретил любому человеку есть больше, чем еготоварищи».  (Макризи, разд. 2)
«ПосколькуЧингисхан не принадлежал какой-либо религии и не следовал какой-либо вере, онизбегал фанатизма и не предпочитал одну веру другой или не превозносил однихнад другими. Напротив, он поддерживал престиж любимых и уважаемых мудрецов иотшельников любого племени, рассматривая это как акт любви к богу».  (Джувейни, разд. 2).
«Онприказал уважать все религии и не выказывать предпочтения какой-либо изних».  (Макризи, разд. II).
Этачасть Ясы стала основанием монгольской политики религиозной терпимости.
II. Международное право
Когданеобходимо писать восставшим и посылать им представителя, не запугивайте ихсилой и великим размером вашей армии, а только скажите: «Если вы добровольно сдадитесь, то вы найдете хорошееобращение и покой, но если вы сопротивляетесь – что с нашей стороны можем мызнать? Вечный Бог знает, что случится с вами» (Аб-уль-Фарадж,разд. 1).
Следуетотметить, что, с точки зрения Ясы, каждая нация, отказывающаяся признать высшийавторитет великого хана, рассматривается как восставшая.
Важнымпринципом монгольского международного законодательства был принципнеприкосновенности послов. И в каждом случае, когда враг нарушал этот принцип,следовало суровое возмездие. Не существует, однако, прямого выражения таковогов существующих фрагментах Ясы.
III. Правительство, армия иадминистрация
А.ИМПЕРАТОР И ИМПЕРАТОРСКАЯ СЕМЬЯ
Всохранившихся фрагментах Ясы лишь одна статья, рассматривающая императорскийтитул, касается этого предмета.
"(Монголы)не должны давать своим ханам и благородным людям много возвеличивающих имен илититулов, как это делают другие нации, в особенности, последователи ислама. И кимени того, кто сидит на троне царства им следует добавить одно имя, т.е. Ханили Каган. И его братья, сестры и родственники должны называть его первымименем, данным при его рождении" (А6-уль-Фарадж, разд. 3).
Можносказать, что титул «каган» сам по себе выражает полноту императорскойвласти. В то же время, для членов своей семьи император остается старейшим вроде, близким родственником; отсюда и личная форма обращения, рекомендуемаяродным.
 
Б.АРМИЯ И АДМИНИСТРАЦИЯ
1. Статут об охоте.
 «Когда монголы не заняты войной, онидолжны отдаваться охоте. И они должны учить своих сыновей, как охотиться надиких животных, чтобы они набирались опыта в борьбе с ними и обретали силу,энергию выносить усталость и быть способными встречать врагов, как онивстречают в борьбе диких и неприученных зверей, не щадя (себя)» (Аб-уль-Фарадж, разд. 4).
Очевидно,что охота, не была только наиболее популярным спортом монголов, онарассматривалась Чингисханомкак государственный институт и основа военной подготовки.
2. Армейский статут..
 «Бойцами рекрутируются мужчины отдвадцати лет и старше. Для каждого десятка должен назначаться офицер, и для каждой сотни, иофицер для каждой тысячи, и офицер для каждых десяти тысяч… Ни один воин изтысячи, сот ни или десятка, в которые он был зачислен, не должен уезжатьв другое место; если он сделает это, то будет убит, и также будет с офицером,который принял его» (Аб-уль-Фарадж, разд. 5 и 7).
«Он(Чингисхан)приказал воинам после возвращения из военного похода исполнять определенныеповинности на службе правителя»(Макризи, разд. 20).
Созданиеимператорской гвардии стало одной из наиболее важных реформ военной организацииЧингисхана. Весьмавероятно, что высокое положение гвардии было зафиксировано Ясой, хотя об этомнет упоминания в существующих фрагментах.
 Родовой принцип в новом государстве нарушилинемедленно и сознательно. Командиры получили награды соответственно заслугам, ане по праву рождения. Воины служили с четырнадцати до семидесяти лет. Для наблюденияза порядком кроме стотысячной армии была создана десятитысячная гвардия, несшаяслужбу по охране ханской юрты18. В основе законодательства находился воинскийустав чингисовской армии. Новорожденная империя возникла из-за войн и должнабыла их вести до тех пор, пока не останется поводов для них. В стольвоинственном и разноплеменном людском скопище необходимо поддерживать строгийпорядок, для чего требовалась реальная сила. Чингисхан предусмотрел это и изсобственной охраны создал монгольский аппарат принуждения, который подчинялсятолько ему и был поставлен выше армейского командного состава: рядовой гвардеецсчитался по рангу выше тысячника19. Тысячниками же назначили 95 нойонов.
Вотличие от западноевропейских монархий и восточных деспотий здесь власть непередавалась по знатности и наследству, а монгольского хана выбирали, и тогдаон своим авторитетом являл гарантию закона и стабильности в монгольскомобществе. Чингисхансделал из своих подчиненных организацию с общественным императивом: «Будь тем,кем ты должен быть», где все должны были следовать закону, включая хана. И ханявлялся для всех своих воинов примером в исполнении «Ясы», иначе монголыотказали бы ему в доверии.
Армия,в особенности в период первых завоеваний, являлась становым хребтом монгольскойадминистрации как целого. Поэтому принцип универсальной службы, предполагавший,что каждый человек имеет свое особое место, с которым он связан и которое неможет покинуть, стал основанием не только монгольской армии, но и Монгольскойимперии. Мы можем назвать это Статутом связанной службы, и, как явствует иззаявления Макризи, эта служба не сводилась только к исполнению воинскихобязанностей. Важным аспектом обязанности служения государству было то, что этаповинность поровну распределялась среди всех подданных хана.
«Существуетравенство. Каждый человек работает столько же, сколько другой; нет различия.Никакого внимания не уделяется богатству или значимости» (Джувейни, разд. 5).
Нетолько мужчины, но и женщины должны были служить. «Он (Чингисхан) приказалженщинам, сопровождающим войска, делать работу и выполнять обязанности мужчин,когда последние отсутствовали, сражаясь» (Макризи, разд. 19).
Статуссвязанной службы стал базисом всемогущества великого хана. Однако существовалии исключения из казавшихся железными правил. Священники всех религий, равно какврачи и ученые, не должны были выполнять обычную службу или платить налоги(Макризи, разд. 10). От них ожидалась иная отдача — духовная илипрофессиональная. Помимо освобождения от повинностей всей социальной категории,специальные привилегии могли получить и индивиды, принадлежащие к числу обычныхграждан. Получатель подобного иммунитета был известен по-монгольски как дархан (по-тюркски – тархан). Этот институт получил полное значение лишь в позднийпериод (XIV- XV века); он не упоминается в существующих фрагментах Ясы.
Средидругих статей Великой Ясы, рассматривающих административное право, можноупомянуть следующие: учреждение почтово-конных станций; сборы и налоги;обязанность монголов представлять своих дочерей (предположительно также ипленных девушек, которыми они владели) на конкурсы красоты, где наиболеепрекрасные («луноликие девушки», по характеристике Джувейни) избиралисьв качестве жен и любовниц хана и князей ханской крови.
 
3.Уголовноезаконодательство.
«Яса»Чингисхана, которая возводила всякий проступок, даже простую человеческуюхалатность или неосторожность в ранг преступления и предусматривала строгое наказание,вплоть до смертной казни, признается «чрезвычайно строгой» даже официальнымисториком Монгольской империи Рашид ад-Дином.
Уголовноезаконодательство Ясы главной своею целью имело поддержание мира и порядка вгосударстве и обществе. Его общее моральное предписание, по Григору Алканцу,заканчивалось следующей санкцией: «Если нарушитель этого будетнайден среди них, то преступники подлежат смерти». Итак, хотяфинальная цель казалась в широком смысле гуманной, закон утверждался снепреклонной жестокостью.
Вцелом Яса признавала в качестве преступлений, подлежащих наказанию, следующиегруппы правонарушений: против религии, морали и установленных обычаев; противхана и государства; и против жизни и интересов отдельной личности.
Главнойцелью наказания, в понимании Ясы, было физическое уничтожение преступника.Поэтому смертная казнь играет важную роль в этом кодексе. Яса признаетвременную изоляцию преступника через заключение в тюрьму, депортацию, смещениес должности, а также запугивание через причинение боли или наложение штрафа. Внекоторых случаях не только сам преступник, но и его жена и дети подлежатнаказанию.
Смертнаяказнь предписывалась почти за все виды преступлений. Она следовала зазначительную часть преступлений против религии, морали или установленныхобычаев; за большинство преступлений против хана и государства; за некоторыепреступления против собственности; за третье банкротство; за конокрадство – вслучае, когда вор не мог заплатить штраф.
Наказаниечерез тюремное заключение и депортацию предусматривалось за нарушение Ясычленами ханского рода. Каждый офицер военного соединения подлежал разжалованию,если не справлялся со служебными обязанностями. Воины и охотники наказывалисьпутем причинения боли за мелкие проступки против военной дисциплины. Убийствокаралось штрафом. За кражу коня преступник подвергался репрессиям, штрафу, илидаже смертной казни.
4. Гражданское законодательство.
Свидетельствао гражданском законодательстве Ясы скудны. Это, возможно, объясняется не тольконеполнотой существующих фрагментов, но также тем фактом, что подобные отношениярегулировались общепринятым родовым законом. Однако одна важная статьяотносительно наследования была включена в Ясу: «У умершего человека, неимеющего наследника, ничего не изымается в пользу хана, но его имущество должнобыть отдано человеку, ухаживавшему за ним» (Аб-уль-Фарадж, разд. 9;Джувейни, разд. 10).
5. Коммерческое право.
 Известно, что Чингисхан уделял большоевнимание торговле. Сохранение безопасности коммерческих путей для международнойторговли было одной из важных целей его политики. Поэтому естественнопредположить, что Яса содержала какой-либо статут относительно торговли. Однакосреди фрагментов присутствует лишь одна сохранившаяся часть торговогозаконодательства: «Если кто-либо возьмет товар в кредит  и обанкротится, затем опять возьмет товарвновь и еще раз обанкротится, а затем вновь возьмет товар и обанкротится, тодолжен быть приговорен к смерти после его третьего банкротства» (Макризи,разд. 5).
Большинствоисториков-монголоведов отдают должное огромному значению, которое имелопоследовавшее на курултае 1206 г. обнародование Великой Ясы, – для установления вгосударстве твердого правопорядка, а также благотворного влияния на нравыкочевых племен и на развитие законодательства в последующие годы. Даетсяследующее резюме сборнику законов Чингисхана: «Джасак (Яса) предписываеттерпимость в вопросах религии, почтение к храмам, к духовным лицам и к старшим,а также милосердие к нищим; он устанавливает строгий контроль над семейной идомашней жизнью монгола…»
Влияние этогозаконодательства на народные нравы подтверждается свидетельством постороннихнаблюдателей, например Плано Карпини и Гильома де Рубрука. Первый из них пишет:«Словопрения между ними (монголами) бывают редко или никогда; войн, ссор, ран,человекоубийства между ними не бывает никогда. Там не обретается такжеразбойников и воров важных предметов… Один достаточно чтит другого и все онидостаточно дружны между собою… Взаимной зависти, кажется, у них нет… Женщины ихцеломудренны, и о бесстыдстве их ничего среди них не слышно…»*
Период действия «Ясы» вовсех монгольских улусах нам в точности неизвестен. Однако одержать полную, но неокончательную победу над традициями «Ясе» удалось только до трагических событийконца XIV в., когда принцип орды («народ-войско») возобладал над принципом«народ – союз племен». Только после «великой замятни» последовал политическийраспад Улуг Улуса и этническое разделение на татар казанских, крымских,астраханских, сибирских, ногайских и казахов. Почти все они в XIV в. вернулиськ обычаям предков и в ряде случаев восстановили республиканский строй –племенные союзы, или жузы.
        
Сохранение монгольскогоправа можно отметить в некоторых областях, ранее входивших в состав Монгольскойимперии. В государстве Тимура связанное с именем Чингисхана право чащеобозначалось старотюркским словом «тору» (переделанным в «тура»), чеммонгольским «яса».
_______________________________________________________________
* Путешествие в восточные страны Г. де Рубрукаи П. Карпини. Алматы, 1993. С.30

         Об отношении к «Ясе» Чингисхана вгосударстве Тимура при последних Тимуридах можно наглядно судить по следующимсловам Бабура. «Прежде, – пишет он, – наши отцы и родичи тщательно соблюдалипостановления (тура) Чингисхана. В собрании, в диване, на свадьбах, за едой, сидяили вставая, они ничего не делали вопреки тура. Постановления Чингисхана неесть непреложное предписание (Бога), которому человек обязательно долженследовать. Как бы ни оставил после себя хороший обычай, этот обычай надлежитсоблюдать; если отец издал хороший закон, его надо сохранить, если он издалдурной закон, его надо заменить хорошим».
        
  В восточных областях Чагатайского улуса, вМогулистане, основные положения «Ясы» сохранили свои действия еще в XV – началеXVI в. И джучиды Восточного Дешт-и Кыпчака XVI в. – предводители узбеков иузбеков-казахов, согласно сведениям источников, при решении многих важных делпоступали по «установлению Чингисхана». Некоторые статьи, главным образомуголовного характера, перешли в кодифицированное обычное право последующихвеков, в частности, в законы хана Тауке («Жеты жаргы») – памятник права казаховXVII в.
Таким образом, «Яса»диктовала во всем стремление монголов к победам, ибо в те времена только победанад врагом была способна избавить народ от постоянной угрозы и «установить внем (мире) универсальное состояние мира». И войны за победу начались. Выходмонголов на арену мировой военно-политической истории стал переломным моментомв истории всего Евразийского континента. С момента воцарения Чингисханаотдельные роды и племена монгольские, объединившись, стали народом историческим,а его герои и багатуры еще должны были удивить мир.

Список использованной литературы:
1.     Рязановский В.А. Великая Яса Чингисхана. Харбин, 1933.
2.     Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. ПотомкиЧингиз-хана. Алматы, 2001.
3.     Вернадский Г.В. О составе Великой Ясы Чингисхана. Брюссель,1939.
4.     Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1967.
5.     Путешествие в восточные страны Г. де Рубрука и П.Карпини. Алматы, 1993.
6.     Гумилев Л. Н. В поисках вымышленного царства. СПб.,1994.
7.     Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов.Монгольский кочевой феодализм. Л, 1934.
8.     Джувейни. The Tarikh – I – Jahan gusha of Alaud – Din AtaMalik – I – Juwaini… edited by Mirza Muhammad idn Abdul – Wahhab – I – Qazwini.P. 1–2. Leyden – London, 1912–1916. P.227.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особливості перекладу наукових термiнiв
Реферат Основные ритмообразующие принципы прозы АМРемизова
Реферат Основные темы в творчестве Ивана Алексеевича Бунина - вечные темы природа любовь смерть
Реферат Особенности жанра сказки в творчестве М Е Салтыкова-Щедрина
Реферат Осип Мандельштам Стихотворение Ленинград Размышления о произведении
Реферат Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя Мертвые души Художественные особенности поэмы
Реферат Ценообразование российских фирм
Реферат Особливості словозміни множинних іменників у сучасній українській мові
Реферат Основные показатели макроэкономики english
Реферат Основные темы творчества Молох Олеся Поединок
Реферат Основні форми зовнішньоекономічних звўязків їх суть
Реферат Отцы и дети в русской классике
Реферат Особенности композиции рассказа Чехова Ионыч
Реферат Основные мотивы в лирике А А Фета
Реферат Отражение особенностей национального менталитета в пословицах и поговорках русского и английского