Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Моделирование содержания и структуры тренировочного процесса

Для того чтобы изменить количественные и качественные параметры состояния спортсмена до состояния готовности, обеспечивающей реализацию целевой соревновательной деятельности, необходимо избрать адекватный состав средств и методов воздействия, а также оптимальную структуру их применения в заданном интервале времени. 1. Моделирование состава средств и методов тренировочного процесса Мы исходим из того, что потенциальные возможности трансформации исходного состояния спортсмена в целевое состояние определяются прежде всего методикой целевой физической подготовки спортсмена. Основная функция специальной физической подготовки состоит в последовательной интенсификации режима работы организма спортсмена, обеспечивающего адекватные процессы развития и приспособления к специфическим условиям целевой соревновательной деятельности. Практическим выражением этой функции является достижение необходимой функциональной и структурной подготовленности организма спортсмена для совершенствования технико-тактического мастерства и планомерного выхода на скорость выполнения соревновательного упражнения. Такой подход к пониманию функций целевой физической подготовки требует определения состава средств и методов тренировочных воздействий в аспекте их сходства и различия с целевой соревновательной деятельностью, по отношению к которой строится подготовка в пределах большого подготовительно-соревновательного цикла. Исходя из этого признака, все упражнения можно разделить на три основные группы. К первой относятся упражнения, в которых все элементы целевой соревновательной деятельности по возможности представлены в "собранном" виде, т.е. относительно целостно моделирующие соревновательную деятельность (модельно-целевые), ко второй - упражнения, содержащие частичные признаки модели (смешанные), и к третьей - упражнения, в которых признаки модели соревновательной деятельности практически отсутствуют (преимущественно общеподготовительные) [13, 14]. Установленные в практике лыжных гонок средства тренировки используются как упражнения, формирующие высокий уровень специальной физической подготовленности спортсмена. По степени и направленности воздействия эти упражнения подразделяются на развивающие и поддерживающие достигнутый уровень тренированности. Эта группа упражнений создает объективные возможности для освоения спортсменом режима сверхнагрузок, т.е. режима и характера работы, соответству ющего целевой соревновательной деятельности. И в этом аспекте необходимо выделить упражнения, условия и способ выполнения которых позволяли бы наиболее адекватно моделировать основные параметры целевой соревновательной деятельности. К таким упражнениям относятся упражнения модельно-целевого типа. Наряду с традиционными методами формирования нагрузки модельно-целевой способ построения спортивной подготовки требует выделения специфических методов. К ним относятся методы частично моделирующего упражнения, в которых соревновательная деятельность моделируется лишь фрагментарно, и методы целостно-приближенного упражнения, где соревновательные действия, их комбинации и сопряженные с ними параметры нагрузки моделируются по возможности в целостном виде [13]. Этой группе упражнений присущи определенные признаки. Для использования указанных методов в подготовке лыжников-гонщиков высокого класса нами разработаны основные внешние и внутренние признаки методов моделирующего упражнения. При их разработке учитывались основные факторы специфичности нагрузок в модельно-целевом способе построения спортивной тренировки. Один из факторов специфичности заключается в том, что механизмы энергообеспечения мышечной деятельности адаптируются теми механизмами, которые используются в тренировочном процессе. Одновременно с этим снижается эффективность механизмов производства энергии, используемых в меньшей степени. Следующий фактор специфичности - тренировка определенных групп мышц и их клеток. Необходимый белковый синтез происходит именно в тех мышцах и частях мышц, которые обеспечивают работу непосредственно в процессе тренировки. И, наконец, еще один фактор специфичности связан с деятельностью нервной системы. Под влиянием тренировки в центральной нервной системе формируется "память движения", т.е. модель тех движений, орбит движений, сил, скоростей движений и т. п., которые используются непосредственно в процессе тренировки. Причем эта модель не должна значительно отличаться от модели движений, которая требуется для реализации целевой соревновательной деятельности. Таким образом, к основным внешним признакам методов моделирующего упражнения следует отнести: - длительность работы (время, километраж) должна быть не менее 50% от целевой соревнова тельной деятельности; - тренировочные упражнения должны быть из категории модельно-целевых и смешанных; - структура отрезка дистанции или дистанции в целом относительно рельефа соревновательной трассы должна моделировать ее характерные параметры (длину и крутизну подъемов, их расположение на трассе и др.); - скорость (длина и частота шагов) и ее дистанционная динамика при передвижении на лыжах и лыжероллерах должны соответствовать модели динамики целевой соревновательной скорости; - тактика применения различных способов передвижения (техника соревновательного упражнения) должна соответствовать прогнозируемому целевому варианту; - тренировка проводится в форме соревнований с установкой на максимальный результат. Таблица 3. Модельные характеристики целевой соревновательной деятельности на дистанции 30 км классическим стилем (женщины-мсмк) Внешние параметры деятельности Целевой спортивный результат - 1ч 34 мин 47с К характерным структурным особенностям дистанции в зависимости от рельефа соревновательной трассы относятся: подъемы категорий А, В, С общей протяженностью 12 210 м (40,7%); спуски средней сложности общей протяженностью! 1 910 м (39,3%), средняя крутизна - 8,4%; холмистые участки трассы составляют 5880 м (20,0%); соотношение, точная характеристика и расположение участков трассы представляются на схеме и профиле трассы Условия скольжения: kтр ск = 0,025 -0,027 (коэффициент трения скольжения) Основные способы передвижения по трассе: на подъемах категорий А, В, С используется попеременный двухшажный ход, который по мере увеличения крутизны подъема переходит в "скользящий подъем", "беговой подъем" и подъем "елочкой"; да холмистых участках чередуются попеременный двухшажный (до 20%), одновременный бесшажный (50%) и одношажный (30%) ходы; спуски преодолеваются активно в средней стойке Соревновательная дистанция 30 км включает в себя 3 круга по 10 км. Среднедистанционная скорость соревнований составляет 5,27 м/с-1. Средняя скорость первой трети дистанции (10 км) - 5,53м/с-1 (30 мин 08 с). Средняя скорость третьего 10-километрового круга должна быть в пределах 5,03м/с-1 (33 мин 08 с) Внутренние параметры функционирования ЧССсрд, % от макс = 87,8%, с учетом характера пересеченности рельефа трассы вариативность частоты пульса может достигать 8% VO2срд, % от макс = 82,4 % Индивидуальный анаэробный порог к моменту главных соревнований составляет приблизительно 90% от максимальной величины пульса (или примерно 85,5% от VO2макс) Соотношение биохимических механизмов энергообеспечения целевой соревновательной деятельности: работа на подъемах (средней продолжительностью от 1,5 до 4 мин) обеспечивается преимущественно анаэробным и аэробным углеводным ресинтезом АТФ с преимуществом мощностного компонента этого источника, основным субстратом которого является гликоген мышц; энергообеспечение работы на холмистых, равнинных участках трассы и на спусках обеспечивается преимущественно аэробным фосфорилированием с мощностным и емкостным компонентами этого источника, основными субстратами которых является гликоген мышц и печени. С увеличением времени работы к углеводному ресинтезу активнее подключается липидный ресинтез АТФ Эффективность соревновательной деятельности: пульсовая стоимость одного метра пути (Р1м) в среднем равна 0,5553 (при индивидуальной ЧССмакс = 200 уд/мин-1) Основной внутренний признак методов моделирующего упражнения - характер и уровень напряженности систем и органов организма спортсмена, которые должны соответствовать целевой или быть близкими к ней, при этом время воспроизведения напряженности - в пределах > 50 - 100% от целевой соревновательной деятельности.
Упражнения, моделирующие целевую соревновательную деятельность, приобретают статус особого метода тогда, когда модельно-целевые нагрузки воспроизводятся серийно с интервалами, позволяющими гарантировать кумуляцию эффекта модельно-соревновательной деятельности [14]. В табл. 3 представлены основные параметры, характеризующие внешнюю и внутреннюю стороны целевой соревновательной деятельности лыжниц-гонщиц (уровень мсмк, прогноз на предстоящий годичный цикл) на дистанции 30 км классическим стилем с параметрами рельефа трассы, предусмотренными правилами ФИС. В соответствии с данной целевой соревнова тельной деятельностью к группе модельно-целе вых упражнений могут быть отнесены: - упражнения на лыжах и лыжероллерах с использованием способов передвижения, аналогичных соревновательному упражнению, с напряженностью, равной целевой или близкой к ней, и в условиях, моделирующих основные внешние параметры соревновательной деятельности; К группе смешанных упражнений: - прыжковая имитация попеременного 2-шажного классического хода на подъемах с палками; - кросс в сочетании с имитацией (прыжковой, шаговой, с палками, без палок) попеременного 2-шажного классического хода на подъемах; - кросс по пересеченной местности, моделирующей рельеф соревновательной трассы. К группе преимущественно общеподготовительных упражненийотносятся: - приближенные к группе модельно-целевых и смешанных упражнений: упражнения на специальных имитационных тренажерах, кросс, бег, ходьба, велоезда, гребля, плавание и др.; - контрастные по отношению к модельно-целе вым и смешанным: спортигры, упражнения силового, скоростного, координационного характера и др. Таким образом, при формировании в организме спортсмена единой функционально-двигательной системы, обеспечивающей в конечном итоге реализацию целевой соревновательной деятельности, все средства и методы воздействия должны быть подобраны на основании структуры и функциональной активности типичной целевой соревновательной деятельности, т.к. их специфичность в большей мере приближает к особенностям целевого спортивного результата, чем любые другие средства подготовки.
2. Моделирование динамики нагрузок макроцикла На рис. 8 и 9 представлена количественная характеристика работы, выполненная в предолимпийском цикле тренировки Ю. Чепаловой с использованием модельно-целевых спортивных упражнений (передвижение на лыжах и лыжероллерах в 3 - 4-й зонах интенсивности), смешанных ( передвижение на лыжах и лыжероллерах во 2-й зоне интенсивности, в имитации и кроссе с имитацией во 2 - 4-й зонах интенсивности, в кроссе по трассам, моделирующим сновные параметры соревновательной трассы, в 3 - 4-й зонах) и преимущественно общеподготовительных упражнений (все упражнения, не вошедшие в группу модельно-це левых и смешанных). Рис. 8. Динамика параметров объема работы (км) за месяц, выполненных с использованием моделирующих, смешанных и общеподготовительных упражнений в предолимпийском цикле тренировки Ю. Чепаловой Рис. 9. Соотношение параметров объема работы (%), выполненных с использованием моделирующих , смешанных и общеподготовительных упражнений в предолимпийском цикле тренировки Ю. Чепаловой В динамике соотношений объема работы с применением рассматриваемых упражнений присутствуют два выраженных периода: первый период динамичного увеличения с последующей стабилизацией объема работы с использованием смешанных и общеподготовительных упражнений (май - сентябрь) и второй период, в котором на фоне постепенного снижения объема работы в упражнениях смешанного и преимущественно общеподготовительного характера (сентябрь - февраль) объем работы с применением упражнений модельно-целевого типа постепенно увеличивается и стабилизируется на уровне в среднем примерно 10-12% от общего объема работы вплоть до кануна главных соревнований сезона (Олимпийских игр 1998 г. - с 12 по 20 февраля). Наибольший процент применения модельно-целевых упражнений относительно других зарегистрирован в первый месяц соревновательного периода - в декабре, их доля составила примерно 20%. Из диаграммы видно, что доля упражнений моделирующего характера с начала подготовительного периода и до начала главных соревнований сезона увеличилась более чем на 10%. С целью выявления закономерностей в динамике (траектории) уровня приближенности подготовительно-соревновательной деятельности к целевой и вариативности его воспроизведения в годичном цикле тренировки разработана методика определения интегрального коэффициента приближенности (Кп), в которой за единицу принимаются основные параметры, характеризующие целевую соревновательную деятельность. Кп определяется как произведение пяти коэффициентов, соответствующих различным характеристикам спортивной нагрузки: упражнению, стилю, зоне интенсивности, продолжительности упражнения и методу его выполнения. Оценка всех упражнений, примененных в предолимпийской подготовке Ю. Чепаловой, относительно ее целевой соревновательной деятельности (30 км, F: 20.02.1998 г.) свидетельствует о цикличности воспроизведения спортивных нагрузок и чередовании "острых" модельно-целевого типа нагрузок (Кп>0,5) и нагрузок подготовительного характера. В динамике нагрузок модельно-целевого характера на всем протяжении подготовки, от начала до кануна главных соревнований, присутствуют два этапа. Этап с умеренной тенденцией увеличения концентрации целевой деятельности (июнь - октябрь) и этап с динамичным ростом доли спортивных нагрузок с высокой концентра цией целевой деятельности - с ноября до кануна главных соревнований (рис. 10, 11). Рис. 10. Оценка динамики параметра интегрального коэффициента в предолимпийском цикле подготовки Ю. Чепаловой Рис. 11. Динамика среднемесячного показателя в предолимпийском цикле подготовки Ю. Чепаловой Система соревнований, реализованная Ю. Чепаловой (рис. 12), также имеет ряд характерных признаков модельно-целевого способа построения соревновательного цикла. К ним относятся: закономерное чередование "острых", по возможности приближенных к целевой деятельности, нагрузок и нагрузок контрольно-подготовительного характера; неуклонное и постоянное увеличение концентрации целевой деятельности с выходом на целевую деятельность в расчетное время главных соревнований; локально-избирательная структура системы соревнований, состоящая из четырех серий стартов с увеличенным интервалом времени, без участия в ответственных соревнованиях перед главными стартами сезона; траектория динамики
становления спортивной формы, диктуемая реальным временем участия спортсменки в главных соревнованиях (подробнее см. А.Г. Баталов, Н.А. Храмов. Подходы к моделированию индивидуальных целевых систем соревнований высококвалифицированных лыжников-гонщиков /Бюллетень № 5 ЦАО. - М.: РИО РГАФК, 2000).
В представленном материале автор попытался обосновать возможность использования модельно-целевого способа построения спортивной тренировки в подготовке высококвалифицированных лыжников-гонщиков. При наличии объективных трудностей осуществления такого подхода в зимних циклических видах спорта (переменные внешние условия тренировочной и соревновательной деятельности) модельно-целевой подход объективно позволяет придать всему процессу формирования и реализации спортивного макроцикла осознанную целенаправленность и реалистичность. Это выражается в самой технологии модельно-це левого подхода, которая предполагает системное единство всех входящих в нее операций: выбор индивидуальной объективно доступной спортивной цели; всестороннюю характеристику внешних и внутренних параметров целевой соревновательной деятельности; моделирование необходимых для целевого результата сдвигов подготовленнос ти спортсмена; выбор адекватных средств и методов спортивной тренировки и структуры их применения, обеспечивающих выход спортсмена на уровень подготовленности, необходимый для реализации целевой деятельности в установленном интервале времени. Рис. 12. Динамика показателя интегрального коэффициента в системе соревнований Ю. Чепаловой
Список литературы 1. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. - М.: ФиС, 1986. - 193 с. 2. Баталов А.Г., Кубеев А.В., Манжосов В.Н. Контроль спортивной нагрузки в лыжных гонках. / Тр. ученых ГЦОЛИФКа. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993, с. 217 - 225. 3. Баталов А.Г. и др. Таблицы эквивалентных результатов в лыжных гонках. - М.: ФиС, 1999. - 500 с. 4. Баталов А.Г., Храмов Н.А. Подходы к моделированию индивидуальных целевых систем соревнований высококвалифицированных лыжников-гонщиков / Бюлл. № 5 ЦАО. - М.: РИО РГАФК, 2000. 5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988. - 329 с. 6. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки //Теор. и практ. физ.культ. 1998, № 7, с. 41 - 54. 7. Ермаков В.В. Техника лыжных ходов: Учебн. пос. Смоленск, 1989. - 77 с. 8. Кубеев А.В., Баталов А.Г. Тренеру о микрокомпьютере МК-85 //Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 2, с. 34 - 35; № 3, c. 32 - 33. 9. Манжосов В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков (Очерки теории и методики). - М.: ФиС, 1986. - 95 с. 10. Мартынов В.С. Комплексный контроль в лыжных видах спорта. - М.: ФиС, 1991. - 171 с. 11. Матвеев Л.П. Проблемы периодизации спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1964, 1965; модернизированные переводы - 1996-1998 гг. 12. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977. - 280 с. 13. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. - М.: Воениздат, 1997. - 304 с. 14. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 26, с. 28 - 37; № 3, с. 28 - 37. 15. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. 16. Проблемы моделирования соревновательной деятельности / Сб. научн. статей, ред. Б.Н. Шустин. - М.: ВНИИФК, 1985. 17. Раменская Т.И. Биоэнергетическое моделирование соревновательной деятельности сильнейших лыжников-гонщиков на XVIII зимних Олимпийских играх (Нагано, 1998) //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 2, с. 6 - 12. 18. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина - М.: СААМ, 1995. - 445 с. 19. Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности. (Пер. с англ.). - Киев: Олимпийская литература, 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.