ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет государственного и муниципальногообразования
Специальность 061000 «Государственное и муниципальноеуправление»
Кафедра государственного управления
Курсовая работа
по дисциплине: «История государственногоуправления в России»
на тему: «Государственнаяслужба Приказной системы управления»
студент ______ курса ………………………
подпись
группа
«_____»_______________ 2005 г.
Научный руководитель:
профессор …. …..…. ………………....
подпись
«_____»_______________ 2005 г.
Хабаровск
2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
TOC o «1-3» h z u
Введение. PAGEREF _Toc120939672 h 3
1. Бюрократический аппарат России во второй половине XVIIв.PAGEREF _Toc120939673 h 6
2. Внутренняя структура государственных учреждений.PAGEREF _Toc120939674 h 10
3. Государственная служба Приказной системы.PAGEREF _Toc120939675 h 13
3.1. “Государеваслужба”.PAGEREF _Toc120939676 h 16
3.2. Назначениеи оклады.PAGEREF _Toc120939677 h 17
3.3. Приказноеделопроизводство.PAGEREF_Toc120939678 h 21
3.4. Приказнаясистема по Соборному Уложению.PAGEREF _Toc120939679 h 24
Заключение. PAGEREF _Toc120939680 h 31
Список литературы:PAGEREF _Toc120939681 h 34
Введение
Середина ивторая половина XVII в. характеризуются коренными изменениями всоциально-экономической жизни России, ее внутриполитическом развитии имеждународном положении. Это время, с одной стороны, окончательного укрепленияи оформления крепостничества, а с другой – развития буржуазных связей внутрифеодальной формации, нашедших свое выражение в складывании всероссийскогорынка, возникновении мануфактурного производства, углублении социальногорасслоения деревни. Противоречивость этих процессов обусловила крайнее обострениеклассовой борьбы и в городе, и в деревне. На этот период приходится волнагородских восстаний в центре и на местах, вспышка национальных движений в Поволжьеи Сибири и, наконец, мощная Крестьянская война.
В результатеуспешных войн удалось вернуть в состав России основную часть утраченных вначале века земель. Одновременно шло дальнейшее освоение Сибири и продвижениелинии оборонительных крепостей на Юг, Юго-Восток и Юго-Запад, что обезопасило Центр от набегов крымских татари позволило приступить к хозяйственному освоению плодородных южных земель, ксозданию новых городских центров.
Все этотребовало от правительства крайней мобилизации внутренних сил и не могло неоказать влияния на надстроечные институты. К этому времени сословно-представительнаямонархия изживает себя, так как не соответствует новым, стоящим передправительством задачам. В литературе уже отмечалось, что Уложение 1649г.,удовлетворив основные пожелания дворянства и верхушки посада, ослабило ихполитическую активность. Более того, изменились и сами эти требования.
Дворянствостремилось осуществить на деле законодательные нормы Уложения и обеспечить“крепость” крестьян владельцам, а также подавить их сопротивление. Но старыйгосударственный аппарат не мог в полной мере обеспечить выполнение этих задач.Отсюда изменение формы правления путём усиления абсолютистских начал иперестройки организации армии.
Изменениякоснулись всех ступеней в системе государственных учреждений и институтов. Вобласти верховного управления наблюдается усиление бюрократических элементов. Так,падает значение земских соборов, существенно сужается поле их деятельности. Уменьшаетсяи значение Боярской думы. К концу века она превращается в своеобразныйсовещательный орган приказных судей. К тому же разрастается её неродовая часть,т.е. думные дьяки.
Происходят серьёзныеизменения в приказах, как центральных учреждениях, причём они почти не касаютсясистемы приказов. Не последовало существенных перемен и в их количестве. Нельзясогласиться с господствующим в литературе мнением, что к концу века числоприказов сильно возросло. Основное ядро остаётся прежним. Если можно говорить о,некотором увеличении, то оно относится к 60-70 гг., когда их число временнодостигает 43. Однако, если исследователь, занимавшийся непосредственноизучением бюрократического аппарата России XVII в., называет такую цифру, то откуда“господствующее” мнение об увеличении числа приказов во второй половине века?
Разные авторыназывают разные цифры, говоря о количестве приказов в России XVII в. Число ихколеблется от 40 до 250. Можно предположить, что исследователи рассматривают разныетерритории, одни говорят, например, только о территории Европейской России,другие – о всём государстве, одни только о постоянных приказах, другиеучитывают и временные. Некоторые, возможно, анализируют имеющиеся материалы неслишком придирчиво.
В даннойработе названы те учреждения, которые существовали во второй половине XVII в.(не обязательно на протяжении всего этого периода, есть и временные приказы, ите, которые закончили своё существование в 50-х гг.). Если посмотреть на датыработы приказов можно увидеть, что, действительно, основные функционировалипостоянно, а остальные появлялись и исчезали.
Вопрос оприказах довольно широко представлен в историографии. Главными источниками дляизучения приказов являются приходно-расходные книги, списки служащих, делаприказов и особенно интересно сочинение “О России в царствование АлексеяМихайловича”. Его автор, Григорий Карпович Котошихин, был подьячим Посольского приказа. В 1664 г. онбежал из Московии в Польшу. Сам Котошихин объяснялсвой поступок тем, что невольно оказался вовлеченным в боряскиераспри и попал в очень сложную ситуацию. Проведя некоторое время в Польше, ондавал консультации по вопросам обороноспособности Московии, а затем перебралсяв Пруссию и далее в Любек и в Швецию. В 1666-1667 гг. он жил в Стокгольме подименем Ивана Александра Селицкого, где «приободрении» государственного канцлера графа МагнусаДелагарди и составил свое описание быта, нравов и политическогоустройства России. В 1667 г. Котошихин был обвинен вубийстве своего домохозяина и казнен. Первоначально было обнаружено несколькокопий шведского перевода текста сочинения Г.К.Котошихина,а в 1838г. в библиотеке Уппсальского унверситета нашелся и собственноручно написанный автороморигинал. Сочинение Г.К.Котошихина было опубликованонесколько раз, наиболее полным считается издание 1906 г.
В чём точносходятся все исследователи, так это в описании структуры приказной системы. Схематическиеё можно выразить примерно так: царь, Боярскаядума, Приказы (судья, дьяки, старшие подьячие (“с приписью”, “сосправой”), средние подьячие, младшие подьячие, невёрстанныеподьячие, остальные служащие (объезжие и кабацкие головы, сторожа, приставы ит.д., воеводы, местное самоуправление, приказныеизбы)
Приказыделятся на государственные, дворцовые и патриаршие. Первые, в свою очередь,подразделяются на внутригосударственные и внешнеполитические. Внутригосударственныевключают в себя областные, общегосударственные и военные. Приказы, направленныена внешнюю политику, тоже имеют свои подразделения: учреждения, выполняющие восновном дипломатические функции и военные. Так как военные приказы обычноиспользуются и для внешнеполитических, и для внутригосударственных целей, то ихможно отнести и туда, и туда, но при этом они останутся отдельной ячейкой схемы.
1. Бюрократическийаппарат России во второй половине XVII в.
Важныммоментом в развитии приказов было резкое возрастание количества занятых в нихлюдей, что вытекало из указанного расширения сферы их деятельности. В 60-х гг.число приказных людей достигло 842 чел. При этом количество дьяков в системецентральных учреждений осталось почти прежним: при общем возрастании их числадо 117 в приказах было занято 67 дьяков. Восстановилось и старое соотношениегрупп приказных людей 1: 12,5, т.е. прослеживается тенденция возрастанияглавным образом подьяческой части, которая достигает 771 чел. Наибольший роствсего разряда московских приказных людей приходится на 70-е гг. Возрастаниеподьяческих штатов не было санкционировано сверху, а происходило по инициативесудей и дьяков и диктовалось внутренними потребностями учреждений. Но оплататруда бюрократического аппарата происходила в основном из казны, поэтому росткадров не приветствовался правительством. К тому же организуются специальныешколы, которые готовили квалифицированных подьячих, а это тоже требует расходов.Стали приниматься меры. Но в 80-90 гг. несмотря ни на что, продолжался роствсей приказной группы: к 1682г. она достигла 1785 чел., а в 1698г. – 2739чел., т.е. с 70-х гг. она увеличилась почти в два раза.
Основнаямасса подьячих была сконцентрирована в приказах общегосударственного значения,особенно в крупных (Поместный, Большой казны, Большого дворца).
При созданиитакой огромной армии московских подьячих в её основу была положена большая мобильностьэтой группы, непрерывно находившейся в движении – переводившейся во временныеприказы, посылавшейся с административными заданиями в города, в полки ипосольства. Именно резкое возрастание с 70-х гг. XVII в. этой служилой группы,которая заполнила разрастающиеся московские приказы и охватила своейдеятельностью всю страну, и послужило базой для формирования государственногоаппарата русской абсолютной монархии, основные черты которой проступают уже впоследние десятилетия века.
Существенныеизменения происходят и в области местного управления, хотя оно в своем развитиипродолжает отставать от центрального. Наиболее важным было резкое возрастание ссередины века количества приказных изб, что было результатом происходившего вэто время расширения и укрепления государственных границ, опорными пунктамикоторых стали вновь построенные города-крепости. К концу века количествогородских поселений превысило 300, и в большинстве новых возникало воеводскоеуправление с избами при нём. Завершается окончательное становление местныхучреждений. К середине 70-х гг. повсеместно утверждается термин “приказнаяизба”, хотя продолжает бытовать и старое название “съезжая”. Реорганизациявооружённых сил с переносом центра тяжести на постоянные войсковые соединенияна местах привела к созданию военных округов-разрядов, территориальнопревышавших рамки прежних уездов. В центрах образовались разряды, т.е.промежуточное звено управления, т.к. разрядный центр превратился и в административныйцентр для ряда подчиненных ему городов с уездами. Эти учреждения постепенноначали называться “разрядными избами”. Выделение разрядных изб и приказныхпалат создавало учреждения промежуточного типа, предвосхищавшие будущиегубернские канцелярии XVIII в. Как и в приказах, в местных учреждениях в целомпроисходит заметное увеличение штатов.
С введениемвоеводств на земское управление пала новая тяжкая повинность — кормление воеводи приказных людей, дьяков и подьячих; этот расход едва ли не всего болееистощал «земскую коробку». Земский староста вел расходную книгу, вкоторую записывал все, на что тратились мирские деньги для отчета советным людям. Эти книги старост наглядно показывают, чтозначило в XVII в. кормить воеводу. Изо дня в день туда записывалось, чтотратили на воеводу и его приказных людей. Староста носил на воеводский двор всенужное для домашнего и канцелярского, обихода воеводы: мясо, рыбу, пироги,свечи, бумагу, чернила. В праздники или в именины он ходил поздравлять воеводуи приносил подарки, калачи или деньги «в бумажке», как ему самому,так и его жене, детям, приказным людям, дворовым слугам, приживалкам, дажеюродивому, проживавшему у воеводы. Эти расходные книги всего лучше объясняютзначение земского самоуправления при воеводах. Староста земский со своимицеловальниками — лишь послушные орудия приказной администрации; на нихвозложена вся черная административная работа, в которой не хотел марать руквоевода с дьяком и подьячими. Земство вело свои дела под наблюдением и поуказаниям воеводы; земский староста вечно на посылках у воеводы и лишь изредкарешается вступаться за свой мир против его распоряжений, заявляет протест, идетна воеводский двор «лаять» воеводу, выражаясь языком тогдашнейземской оппозиции. Из такого отношения земского управления к приказному развилисьчрезвычайные злоупотребления. Воеводское кормление часто вело к разорениюземских миров.
Правительство,не прибегая к радикальным мерам, старалось по возможности устранить илиослабить это зло, изыскивая разные к тому средства, назначало на должности поуказанию мира или предоставляло миру выбирать должностных приказных лиц,воеводские дела поручало выборным губным старостам, грозило в указах и вУложении строгими взысканиями за неправый суд, дозволяло тяжущимся заявлятьподозрение на своего воеводу, предоставляя им в таком случае переносить своедело на решение к воеводе соседнего уезда. При царе Алексее запрещено былоназначать дворян воеводами в города, где у них были вотчины или поместья. Неоднократнозапрещаемы были всякие денежные и натуральные кормы для воевод под угрозойвзыскать взятое вдвое. Так централизация местного управления уронила земскиеучреждения, исказила их первоначальный характер, лишила их самостоятельности,не уменьшив их обязанностей и ответственности.
В связи сувеличением потребности в подьяческих кадрах и ограничением социальной базы ихкомплектования распространяется практика перераспределения подьячих междуприказами и приказными избами. Руководящую роль в её осуществлении всё большеприобретает Разрядный приказ. На основании ведущихся там погодных списковмосковских подьячих судейская коллегия намечала конкретные кандидатуры наконкретные места. При массовых передвижениях отчётливо прослеживается связь ихс изменениями значения того ил иного приказа и с реформами центральных учреждений.Часты и переводы в приказы подьячих из тех городов, которые находились в их, ведении.Это позволяло вводить в состав центральной администрации людей, знакомых сместной спецификой и лично известных приказным судьям.
Дляформирования дьяческой части приказных людейспециального законодательства не было. Вопрос о назначении того или иного дьякакаждый раз решался в индивидуальном порядке. Для думных и приказных дьяковосновным оформляющим назначение документом был царский указ, записанный в разряднуюкнигу. При вступлении в должность дьяк приносил присягу. Г.Котошихинписал, что дьяки происходят “из дворян московских, и из городовых, и из гостей,и из подьячих”. В основном в первой половине века, судя по спискам, московский дьячья верхушка комплектовалась из дворян и подьячих. Вовторой половине XVII в. из 303 дьяков 256 являлись бывшими подьячими, аостальные были из московского дворянства.
Отдельно надосказать о комплектовании приказной верхушки – думных дьяков. По Котошихину, “… и тех думных дьяков бывает из дворян, и изгостей, и ис подьячих”. Из 23 думных дьяков второйполовины века, происхождение которых известно исследователям, приказная службабыла наследственной, хотя и с некоторыми отклонениями, для 15, т.е. длябольшинства. Это позволяет говорить о превращении думного дьячества в группу,формирующуюся главным образом на базе сложившихся к середине века приказныхфамилий. Это было прямым путём к слиянию с дворянскими кругами, что повышалопрестижность положения думного дьячества.
2. Внутренняяструктура государственных учреждений.
Особенностьструктуры отдельных приказов определялась их компетенцией и широтойдеятельности, с чем были связаны и размеры штатов. Так, наиболее крупноевнутреннее деление на столы было присуще в основном только большим учреждениям– Поместному, Разрядному, Казанского дворца и др… При этом структурное делениепроисходило в основном по территориальному принципу.
На протяженииXVII в. в Поместном приказе имелось четыре территориальных стола, хотя состав подведомственных имгородов и их названия несколько изменились. В 1627 – 1632 годах в приказеимелись Московский, Рязанский, Псковский и Ярославский столы, с середины жевека исчезает Ярославский стол, взамен которого образуется новый Владимирский.В результате перестройки работы приказов в 80-х годах в нем появилось еще тристола, но организованных уже не по территориальному, а по функциональномупринципу – Вотчинных дел, “Диких поль” и Приказный.
Менееустойчивой была структура Разрядного приказа, имевшего в первой половине векачетыре стола: два территориальных (Московский и Новгородский) и двафункциональных (Денежный и Приказный). Характерно, что и Приказный столисполнял некоторые территориальные функции, о сущности которых старый подьячийэтого стола А.Пиминов писал в 1674 г.: “А вПриказном, государь, столе ведают только один город Козлов с пригороды, даиноземцы, и выходцы, и полоняники, и раненые, и взятые татаровя”.Основной же функцией Приказного стола подьячий считал “по отпискам из иныхгородов отпуски” ". Во второй половине века всоставе Разрядного приказа возник, но просуществовал сравнительно недолго ещеодин функциональный стол – Хлебный, а в конце 80-х годов был создан новыйтерриториальный Белгородский стол, что было связано с расширением подведомственныхРазряду территорий в ходе строительства линий крепостей на юге. Эпизодическимбыло существование в составе столов Разрядного приказа в 1680 г. Казанского иСмоленского столов ”.
Немногоиначе, в основном по функциональному принципу складывалась структура приказаКазанского дворца. В 1629 г. находим в нем три функциональных стола (Денежный,Разрядный и Поместный), а также один территориальный (Сибирский). На основе выделения последнего в1637 г. был образован самостоятельный Сибирский приказ, в котором к концу XVII, в. появляются территориальные Тобольский, Томский и Ленский столы. Кроме того, приприказе в качестве подчиненного учреждения существовала Скорняжная палата, илиприказ Купецких дел.
По-видимому,в основном по функциональному признаку был организован приказ Большой казны,где в 1683 г. существовал Доимочный стол. Бывали случаи,когда тому или иному приказу передавались функции другого учреждения, что приводилок выделению в его составе особого стола.
Столы, в своюочередь, делились на повытья,создававшиеся также в основном по территориальному признаку. Повытья в составе столов не были устойчивыми структурнымиединицами и, как правило, не носили определенных названий. Иногда они получалипорядковый номер (повытье первое, второе и т. д.) или наименование по фамилиистоявшего во главе их подьячего. В Поместном приказе деление столов на повытья было законодательно оформлено в 1686/87 г.Разделение коснулось только территориальных столов и было такжетерриториальным. Всего в приказе в конце века насчитывалось 31 повытье, от 6 до 10, в каждом столе.
В столахРазрядного приказа, основанных по функциональному принципу, иногда выделялисьотдельные повытья территориального характера. Так, вЯ0 – 70-х годах в составе Хлебного стола находилось Киевское повытье.
В болеемелких приказах деления на столы не было, а взамен его существовало делениетолько на повытья. Бывали также случаи временнойликвидации одного из повытий.
Особенностьюструктуры приказных изб было то, что в них не было двухчастногоделения (т. е. деления на столы, а столов на повытья),а также далеко не во всех учреждениях было и одночастное деление на столы. Этовполне понятно, если вспомнить малочисленность подавляющего большинства местныхприказных учреждений. Столы имелись в крупных и частью средних по размерамприказных штатов избах. Они всегда образовывались только по функциональнымпризнакам, соответствовавшим основным отраслям местного управления.
В средних поколичеству подьячих избах имелось, как правило, два стола – Денежный и Судный.Для приказных изб сибирских городов, как правило, небольших по размеру, былохарактерно наличие большего числа структурных частей, чем это имело место ваналогичных по размерам избах европейской части страны. К обычному делению наДенежный иСудный столы здесь всвязи со спецификой местных условий прибавлялись еще два – Ясачный и Хлебный. ВЯсачном столе велись книги сбора ясака с нерусского населения, Хлебный же ведалобеспечением продовольствием русских служилых людей. В наиболее крупных сибирскихгородах имелся ещё и пятый стол – Разрядный– ведавший вопросами обороны городаи округи, а также боеспособностью служилого населения. Количество подьячих. обслуживавшихстолы местных приказных изб было сравнительно невелико (6-12чел.). Такимобразом, структура центральных и местных учреждений соответствовала основнымнаправлениям их деятельности и на протяжении второй половины XVII в.усложнилась в связи с расширением задач государственного управления.
3. Государственнаяслужба Приказной системы.
Приказнаяработа была основной обязанностью всей приказной группы и являлась тем ядром,вокруг которого складывалась служба гражданская, как особая отрасльгосударственной службы. Особенностью приказной работы в целом было ее крайнеемногообразие,что соответствовалодеятельности государственного аппарата в период нечёткого разделения отдельныхфункций управления. Основные группы вопросов, с которыми сталкивались в своейработе приказные люди центральных и местных учреждений были связаны ссудебными, административными и финансовыми сторонами их деятельности. При этомкаждая из приказных групп занимала особое место в решении этих вопросов.
Приказныеобязанности думных дьяковраспадались на две части: деятельность в Боярской думе и в приказах. В первомслучае думные дьяки являлись докладчиками по делам приказов, записывали иформулировали царские указы и решения Думы. В их обязанности входило такжеобъявление о повышении в чинах представителей высшей знати. Важное место онизанимали и в работе комиссий по местническим спорам.
Помимо этогодумные дьяки исполняли обязанности судей в важнейших приказах государства:Посольском и Разрядном. Функция их была в основном распорядительной: онисанкционировали пересылку денег в другие ведомства, выдачу жалования и т.д.
Во второйполовине века, с ростом количества думных дьяков и падением их значения вгосударственном управлении, роль их в приказах несколько понижается. Они реженазначаются самостоятельными главами учреждений, а некоторые по характеруобязанностей превращаются в товарищей судей и воевод, чем сравниваются сприказными дьяками. Вместе с тем деятельность думных дьяков в приказах толькоусловно может рассматриваться как “приказная работа”, т.к. она скорее приближаетсяк почётной судейской службе.
Кругслужебных обязанностей приказных дьяковбыл иным. Он хорошо охарактеризован Г.Котошихиным: “На Москве и в городех и в приказехз бояры и окольничими идумными и ближними людьми, и в посольствах с послами бывают они в товарищах, исидят вместе и делают всякие дела, и суды судят. и во всякие, посылкипосылаются”, – отсюда ясно, что приказные дьяки являлись товарищами судей ивоевод и играли важные, хоть ивторостепенные, роли. Нередко они возглавляли большие приказы, даже во второйполовине века, когда значение их несколько уменьшилось. Находясь в приказахболее долгое время, чем приказные судьи, они были истинными знатоками спецификидел данного приказа. Перемещаясь же из приказа в приказ, они приобреталибольшой опыт гражданской службы в целом. Они готовили и предопределяли решения,по важнейшим возникавшим в приказах вопросам судебного и административногохарактера. однако функции дьяков не выходили из-под контроля глав приказов.Главной функцией дьяков были ведение финансовых вопросов и контроль задеятельностью подьячих: они должны были проверять наиболее важные исходящиедокументы и имели право “приписывать” память в другие равностоящие учреждения,а также грамоты на места или отписки из приказных изб в Москву. Дьякам обычнопринадлежали пометы на документах. Иногда дьякам поручались специальные зданияпо вопросам, входившим в компетенцию приказа, например, надзор за строительством.
Промежуточноеместо в между дьяками и подьячими занимала деятельность подьячих с приписью. Название происходило от того, что они имели право“приписывать”, т.е. подписывать по листам, исходившие из данного учреждениядокументы, что выражало значительную административную самостоятельность этойгруппы и приближало её по кругу обязанностей к дьячеству. На протяжении всеговека подьячие с приписью управляли житными столами приказов и изб. Однако этимих роль не исчерпывалась. Они находились почти во всех приказах. Основную массуподьячих с приписью составляли все представители высшей квалификационной группы– старые подьячие. Приписные подьячие в приказах с судейской или дьяческой верхушкой находились во главе повытийили столов. Они распределяли работу между подьячими и проверка исполнениянаиболее ответственных работ. Сами они подготавливали черновики исходящихдокументов, в основу которых клались дьячьи пометы:“А случитца писать о чём грамоты в окрестныегосударства, и те грамоты прикажут готовить посольскому думному дьяку, а думныйдьяк прикажет подьячему, а сам не готовит, только чернит и прибавляет чтонадобно и не надобно”. В руках приписных подьячих находилась основная частьфинансовой деятельности приказов – ведение приходно-расходных книг, хранениеказны, конкретные выплаты из неё и т.д. Обязанности подьячих с приписью наместах были более однородны и сводились по существу к подмене функций городовыхдьяков, которые имелись в приказных избах далеко не повсеместно. Там на нихпадала в основном финансовая отчётность перед приказами. Они должны былисоставлять ежегодные сметные списки с полным отчетом о приходе и расходе, средств.
Меньше данныхо работе приказных подьячих “сосправой”. Обязанность “справливать”, т.е.заверять своей подписью на обороте или в конце документа его правильность,свидетельствовала о техническом характере их деятельности. Эта группаподчинялась старым подьячим с приписью. По-видимому, именно подьячие со справойбыли основной исполнительной силой приказов. Им поручалось составление выписокпо делам, изготовление черновиков и чистовиков отпусков, ведение книг приказови т.д. В какой-то мере они ведали и работой молодых подьячих, которые выполнялипод их руководством конкретные задания. Однако руководство это было весьмаограниченным.
Значительноболее важное место занимали справные подьячие в жизни приказных изб.
Неверстанныеподьячие брались в приказ безжалования для того, чтобы они присматривались к делам, знакомились соспецификой внутриприказной работы данного учреждения.Молодые и средние подьячиеявлялись основными исполнителями внутриприказнойработы, они выполняли роль переписчиков, составляли справки по текущим делам, атакже отправлялись участниками посольств и гонцами в зарубежные посылки. Старые подьячие стояли во главе повытий, своего рода отделов, ведавших сношениями сопределенными странами, а также рядом других дел (иностранная почта, надзор заиностранцами, толмачами, переводчиками, сбором полоняничныхденег и др.) Достаточно трудно установить, когда окончательно сложилосьтрехчастное деление подьячих (старые, средние, молодые или первой, второй итретьей статей), чаще, всего документы выделяют только старых, но к середине60-х годов XVII в. оно уже действовало. Категория неверстанныхподьячих была введена официально с 1676 г.
В приказахскладывались особые школы письма, из числа которых во второй половине XVII, в. особенно четко выделяются посольская и поместная. Письмоподьячих Посольского приказа было мелким и изящным, в то время как подьячие поместногоприказа писали размашистым почерком с декоративными выносами букв далеко застроку. Следует сказать, что механической работой переписчиков занимались нетолько молодые подьячие. Наиболее важные документы писались подьячими высокихрангов. Для местных подьячих характер приказной работы не был так чёткоразграничен по специализации, как это было в Москве. Малое количество подьячихна местах нередко вызывало совмещение различных функций всеми подьячими данногоучреждения, создавало известную универсальность их приказной деятельности,охватывавшей все области жизни всех групп населения данного уезда.
3.1.
Помимоприказной службы все перечисленные чины должны были нести государеву службу,т.е. в случае необходимости выступать на защиту города, в котором онинаходились. В связи с этим периодически устраивались специальные смотрыбоеспособности приказных людей. В 1659г. все подьячие Москвы были организованыв семь сотен.
Основнаяслужба приказных людей имела специфический характер, т.к. по содержанию она всеболее смыкалась с приказной работой, отличаясь от неё в основном местом. Онаможет быть разделена на 3 части: полковую, посольскую и придворную.
Полковаяслужба в меньшей степени касалась думного дьячества, которое находилось приполках только во время пребывания на арене военных действий царя и боярскойдумы. Дьяки же выступали в качестве воеводских товарищей и в качестверуководителей походных полковых шатров. Военные столкновения для них былислучайностью. Подьячие бывали иногда хранителями оружия и ценностей. Во второйполовине века временная полковая служба стала обычной для подьячих центральныхи местных учреждений.
Посольскаяслужба заключалась в присутствии на приёмах и проводах послов.
К полковой ипосольской службам примыкали так называемые “посылки”, т.е. участие в работевременных учреждений на местах, создававшихся для выполнения различныхправительственных заданий. думные дьяки почти не принимали участия в подобныхделах, иногда для этого использовали приказных дьяков, а чаще всего – подьячих.При этом большинство из них были заняты в работе писцовых комиссий.
Были и другиевиды служебной деятельности, присущие только московским приказным людям. К нимотносились службы в объездах по городу и участие в дворцовых церемониях. Вобъездах обязательно участвовали вместе с объезжими головами дьяки и подьячиеприказов. Включение их в объезды было связано с тем, что они по мере необходимостивели записи о происшествиях и другую документацию. Разница между обязанностямидьяков и подьячих состояла только в районе объезда.
Обязательнойдля московских приказных людей являлась дворцовая служба, т.е. участие вразного рода дворцовых церемониях, парадных обедах и др. Особенно сильно были сэтим связаны близкие ко двору думные дьяки. К дворцовой службе следует отнестии участие московских приказных людей в торжественных встречах и проводахприезжавших в столицу иностранных послов, к которым привлекались все служилыечины, начиная со стольников. 3.2.
Судьиприказов и воеводы городов сохраняли все привилегии служилого сословия. Приназначении на эти должности руководствовались не заслугами, а родовитостьюпретендентов. Судьи приказов назначались из наиболее знатных фамилий, причёмдля избежания местнических споров начальниками судных приказов в один приказназначались родственники.
Местноевоеводское управление находилось в руках среднего слоя служилых людей. Изперечня городов, в которых воевод прежде не было, а были земские судьи, губныестаросты и городовые приказчики, т. е. выборные сословные власти, видно, чтовоеводство при царе Михаиле стало повсеместным учреждением. Воеводе подчиненбыл весь уезд со всеми классами общества и по всем делам; власть егопростиралась на уездный горо