Государственная символика Украины
Герб
Герб – это эмблема, являющаяся особым наследственным знаком,составленным в соответствии с законами геральдики (соединением фигур ипредметов, имеющих символическое значение и выражающих историческую традицию).
Председатель Центральной рады Михаил Грушевский, как крупнейшийукраинский историк выступил 16 сентября 1917 года со специальной статьей вгазете «Народная воля», где отмечал, что Украина никогда не имелапостоянного герба, соответственно, как и постоянной государственности. К числусимволов, способных выступить в этой роли, он выделял трезубец времен КиевскойРуси, лук или арбалет, известный по киевским печатям XVII-XVIII века и казака смушкетом: официальный герб и печать Войска Запорожского. По его замыслу «в центрегерба должен быть золотой плуг на синем фоне, а вокруг располагаться трезубец,лев, казак с мушкетом, арбалет, вооруженный всадник на коне. Венчать этисимволы должен голубь с оливковой веткой в клюве — вестник национальногосогласия и покоя. С двух сторон герба должны стоять «щитодержатели»— крестьянка и рабочий». В декабре 1917 года утверждается образец первогогосударственного кредитного билета. В его официальном описании сказано: «сеткапередней части билета: состоит из волнистых линий: и в ней находятся белыеотпечатки Владимирского знака». Так де-факто изображение трезубца впервые вошлов официальные документы Украинской республики. Военно-морской флот Украиныпринял в январе 1918 года свой флаг. На синей полосе красовался трезубецзолотого цвета с крестом, который располагался на верхней средней его части.После этого, в феврале того же года Совет Министров принял решение внести вРаду закон об утверждении государственным гербом Украины «принятого Морскимфлотом герба Владимира Великого (без креста)», и 1 марта того же года в городеКоростене, так как в Киеве была установлена Советская власть, Рада утвердила этотгерб. Автором проектов печатей – герба, обрамлённого колосьями, большого ималого гербов был художник Василий Кричевский. Затем герб сохранялся во временагетмана Павла Скоропадского (1918): на государственной печати над казаком смушкетом размещается трезубец, тогда же трезубец впервые стал атрибутом военнойформы. После революционных событий осенью 1918 года в Австро-Венгриии Германии и аннулирования Брестского договора на Украине укрепляется движениебуржуазно-националистических партий, в результате которого устанавливаетсяправление Директория УНР (1919-20), которая сохраняет трезубец в качествегерба. Трезубец без креста остается также на военно-морском флаге, в разныхвариантах исполнения он занимает центральную часть кокард, как вПриднепровской, так и в Западноукраинских армиях и остаётсягербом после провозглашения Соборности Украины (20.01.1919) и объединения УНР иЗУНР. Во время уже независимости Украины Большой Государственный Герб Украиныпредставляет собой синий щит с золотистым знаком княжества Владимира(трезубец), по бокам щитоносцы: справа — казак с мушкетом (герб ВойскаЗапорожского), слева — коронованный лев (герб Галицко-Волынского государства),над щитом — княжеский венец, под щитом — переплетенные с гроздью калины колосьяпшеницы и сине-желтая лента, Малый же – это синий щит с золотым обрамлением итрезубцем посредине. Откуда же могли узнать об этом символе, и какое отношение,по мнению тогдашних правителей, этот древнейший символ мироустройства имел кУкраине!?
В конце XIX века во время раскопок в орнаменте СофийскогоСобора археологи впервые нашли не встречавшееся ранее изображение – трезубец! Затем следует ряд другихнаходок, как-то, с изображениями птицы Рарог – сокола-огненного духа в виде хищной птицы или дракона сискрящимся телом, испускающей жар и означающей бога огня Семарглав пантеоне князя Владимира, трезубца и схожих с ними, наиболее встречавшимсяизображением оказался трезубец, который мы знаем сейчас! Он встречался на вещахвоинов и на монетах князя Владимира: с одной стороны был вычеканено изображениекнязя, под ним написано: «Се князьВолодимир, а се його срібло», а с обратной – герб-трезубец! В те временагерб использовался как оберег! Принесла его в Украину Хельга,жена киевского князя Игоря Рюриковича! Была ли Ольга по происхождению болгаркойостаётся загадкой, так как славянская транскрипция её родного города,указанного в летописи, Плескова совпадают с городомПсковом и болгарской столицей Плиска. Для моегодоклада это важно, чтобы выяснить дальнейшие корни трезубца. Имя же ееваряжское. Тем не менее, я знаю, что древние племена болгаровво времена обрядов поклонения богу молнии широко использовали трезубец, которыйОГНЕННЫМ носил с собой болгарский бог грома (возможно именно отсюда происходитнеизвестный ранее бог Семаргл), а также сей знакприсутствовал в рунах. Род княгини Ольги не был простым: она была дочерьювоина-варяга, который вполне мог использовать трезубец в качестве оберега илизнаться на рунах, пятнадцатой из которых была ALGIZ (сканд. лось) – руна защиты! Тем неменее, в традиции индоевропейских присутствовали три символа мироустройства:свастика означал гармонию и текучесть мира, трезубец означал стабильность и плодородие,шестиконечная звезда – идеальный символ единства,взаимосвязи этих двух символов, движения мира в целом гексаграммой он пришёл с Древней Индии, которые все, междупрочим, присутствовали на проектах Большого Герба Украины. Ольга жеиспользовала его для обозначения границ государства после расправы с древлянами,как оберег, как официальный знак её правления, а также как клеймо навоеннопленных. Послы киевского князя Игоря при составлении договора свизантийцами имели свои печати с трезубцами. На время поездки в Византию Ольгаприказала изобразить трезубец на её корабле. Там очень удивились: неужели и вРуси широко известен этот знак, оказывается, он имел более широкое толкование,чем представлялось Ольге. Это послужило толчком для того, чтобы сохранитьтрезубец во время уничтожения всех излишек ради христианства князем Владимиром.Он сохранил его в память о бабушке, но и не только о ней, но и как символ родакняжеского, которым был также некогда и двузубец, изображавшийся на печати СвятославаИгоревича. Двузубец символизировал двоякую сущность власти в теократическихгосударствах: ее светскую и духовную ипостаси. Использовался в качестве эмблемыХазарского каганата; с двузубцем изображался владыка подземного драконоборец), изображение которого также схоже стрезубцем. Во время княжеских междоусобиц трезубец был забыт какгосударственный символ! На землях Галицкой и Карпатской Руси, где местная знатьбелых хорватов благодаря позднему присоединению к Древнеукраинскомугосударству, еще в начале ХІІ ст. успела сформировать мощные боярские роды,известна была печать с гербом "Судкович" — стрела, расположенная в полумесяце острием кверху. Ею пользовался боярский род Судичей, который заведовал во времена правления ДаниилаГалицкого разработкой Коломийских месторождений соли.Она имела сходство с трезубцем и предлагалась на герб в период правления УНР. Во времена нахождения под властью Россиипо традиции как герб используют изображение двуглавого орла опять же имеющегосходство с гербом и имеющего шанс быть принятым в 1917 году. Второе возрождениетрезубца состоялось в конце XIX – начале XX веков, а третье после официальногозапрета Советами, как проявление национализма, после развала Советского Союза 19февраля 1992 года, когда был принят трезубец именно Малым Гербом Украиныпостановлением Верховной Рады по предложению Леонида Кравчука, так как нашлисьпротивники, утверждающие, чтотрезубец использовался Семёном Петлюрой и Степаном Бандеройи является нежелательным символом. Были и противники, утверждающие, что флагУкраины является нежелательным.
До відома
Сегодня расхожи мнения, что
— в древности трезубец символизировал разделение Вселеннойна небесное, земное и потустороннее
— герб означает зашифрованное «Воля» или «Владимир»
— это символ свободы и мира, то есть голубка, а также, чтоон символизирует святую троицу.
Такие мнения стали реальностью после стеснения проявленийукраинского национализма, стремящегося к воле и православной религии и религиивообще. Но, по моему мнению, такие объяснения нашего национального символаслишком просты в противовес тому, что сам герб довольно замысловатый. Это необычный трезубец Посейдона, изображение которого древние моряки помещали себена корабли для защиты от стихии и который символизирует власть и воинственность.Единственное, что стрелы, которые указывают вверх на небеса, символизируютпроцесс реинкарнации (преображения, перевоплощения)да и только. Наш государственный символ состоит из множества символическихчастей. А многие исследователи связывают его происхождение с тем, что трезубец– это наконечник жезла, завершающегося тремя зубцами, а также орудия в видетрех острых зубцов на древке. Именно поэтому мы отправляемся в повторноепутешествие за разгадкой тайны трезубца.
Трезубец. Часть ІІ.
R” – это рунапутешествия RAIDHO. Как ни крути, но такой символприсутствует в нашем гербе ДВАЖДЫ. Второе – это руна, схожая с буквой “О” INGWAZ – руна плодородия, затем THURISAZ – великан в германской традиции, ISA – лёд либо же стабильность, ну, и т.д. Вкакой-то степени выходит трезубец. Всё это видно, если смотреть на гербсегодняшний, а вот если посмотреть на герб времён Владимира – вот он “РУ” же вот так и есть слог ограничения, принадлежности копределенным границам. Очень явно различается меч посередине – символвоинственности, тем не менее, в некоторых источниках утверждают, что Владимирдобавил к символу и крест, по этому поводу считают, что знак трезубцасимволизирует очертания христианского монастыря, стоящего между двумя горами вурочище Межигорье в окрестностях Киева. Я вотсходства не нашёл. Единственное на религиозную тему скажу, что при полётефантазии меч этот стоит на канделябре, но всё ж, возможно, – это рукоятка,весьма замысловатая, что меня смущает. Хорошо. А как же другие очертанияспросил я сам себя и в очередной раз начал всё сначала. И тут вот, совершеннонеожиданно для себя, изучая собственные записи эволюции языков древних, которыея конспектировал в детстве (вообще в детстве, судя по всему, я занимался болееполезными вещами, чем сейчас), увидел в алфавите критского слогового линейногописьма “Б” знакомые очертания трезубца, у которого имелись двое боковых «ушей»,изображенных в зеркальной симметрии. Эти «уши» в нижней части имеютсвоеобразный изгиб, создающий выемку. Точно такие же «уши» с «выемками»обязательно присутствуют на трезубце киевского типа, а скорее, наверное, булгарскоготипа, ведь считается, что Киевская Русь восприняла этот герб и титул главыдержавы «каган» от государства-предшественника — Великой Булгарии(Урус Булгар), и преемственницейеё культуры стала княгиня Ольга. При этом центральная часть, тот же самый меч,может принимать различные формы, даже простую вертикальную черту. В общем, то,что я обнаружил, а именно этот знак, почти что идентичный киевскому трезубцу,когда-то означал слог “МА” критского линейного письма “Б”. (Первые текстылинейного письма В были найдены на Крите в 1900 г. Их обнаружил вместе спамятниками других, родственных ему, письменностей уже при начале раскопокграндиозных руин дворца в древнем городе Кноссевыдающийся английский археолог Артур Эванс. Многолетние археологическиеисследования Эванса привели к открытию неизвестной дотоле культуры бронзовоговека, датируемой III— II тыс. до н.э. Эта культура получила название«минойской» по имени упоминаемого Гомером и другими греческимиавторами критского царя Миноса, в мифологическом образе которого соединилисьсмутные воспоминания эллинов и других народов Эгеидыо древнейшем периоде истории Крита. На Крите А. Эванс, более тридцати летпродолжавший раскопки в Кноссе, нашел памятники сразутрех, явно родственных между собой видов «минойского» письма. Первыйиз них включал знаки, имевшие, подобно древнеегипетским иероглифам, рисуночныйхарактер и изображавшие конкретные предметы. Эванс назвал его «критскойиероглификой». Два других вида письма древних критян, со знакамиобобщенных очертаний, по большей части уже утратившими прямое сходство сосвоими изобразительными прототипами, получили наименования «линейногописьма А», более раннего по времени бытования, и «линейного письмаВ».) Ранее это был знак того же критского линейного письма, но уже “А”,который также имел свою родословную. А, выстроив эволюционную цепочку развитияслога “МА”, можно понять, откуда «торчат уши» у киевского трезубца, причем ушив прямом смысле слова! Оказывается, это действительно уши зверька, внешний видкоторого и был когда-то принят в качестве критского иероглифа. Зверёк же, всвою очередь, как и слог “МА” символизировал богиню плодородия и был любимымсимволом булгар бильсага-пеласгов (переселенцев из Иделя – Поволжья.) ещё в III тыс. до н. э., когда бильсага пришли в Кара-Саклан(тюркское название Поднепровья.). Мабыла малоазийской богиней, которой поклонялись также как богинепроизводительной силы. Возможно, поэтому княгиня Хельгаприказывала изображать трезубец на мечах воинов и на других предметах,возможно, главной целью трезубцев, поставленных ею у краёв державы, было устрашение других этим знаком, функциейкоторого была производительная и разрушительная сила. Но это ещё не всё: естьцентральная часть, есть боковая, а самая нижняя, основа, что же? Всё там же, всёв той же тетрадке находим слог “РУ” korys«шлем») похожи на оставшуюся недостающую часть, чутьменее “ЗА” за счёт чёрточки. “РУ” у них тоже бывает перевёрнутым. Выходит, еслисложить эти части вместе, то получается символ, имеющий какое-то явноеопределённое магическое значение. Пускай это будет слог “МА” плюс слог “КО” кпримеру. Выходит почти, что герб Украины, и, добавив слог “РУ”тоже, но он меня весьма смущает. Делать было бы нечего, я бы вам расшифровал,что это значит, но, пожалуй, так как это всего лишь догадки остановлюсь и на том,что слог “МА” – это разрушительная сила в то время, когда слог “КО” – этозащита, как Вы уже поняли.
Флаг
В дни независимости был принят 28 января 1992 года. Флагпредставляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальныхравновеликих полос: верхней — синего, нижней — желтого цветов. Художникамхорошо известно, что зеленый цвет, символ возрождения, разлагается на голубой ижелтый, и наоборот — наложение желтого и голубого дают зеленый. Тем не менее,утверждают: флаг — как пшеница в степях под голубой аркой неба, он олицетворяетизвечное стремление народа к миру, труду, красоте и богатству родной земли. Апочему, всё-таки, именно сине-жёлтый?! Обратимся к истории вопроса! Из моегодоклада Вы уже знаете, что 22 ноября 1917 года в Киеве была провозглашенаУкраинская Народная Республика. 14 января 1918 года Центральная рада принялавременный закон о флаге: «Флагом военного флота Украины является полотнище издвух – синего и желтого цветов. В крыже синего цвета помещён историческийзолотой трезубец с белым внутренним полем в нем. Флагом Украинского торговогофлота является полотнище из двух – синего и желтого цветов». Несколько позже,22 марта 1918 года Центральная рада одобрила желто-голубой флаг в качествегосударственного флага Украины. Такие цвета, а вместе с ними и красный, былиприсущи росписям древних наших предков, тем же трипольцам,а также военным знамёнам наших гетманов. Вы спросите: а почему же тогда неткрасного в нашем флаге. И я отвечу, что следует помнить, что между знамёнами ифлагами имеется существенная разница. Знамя характеризуетконкретно-индивидуальную принадлежность. Флаг – символ массовый. Появлениюразличных флагов – массовых символов – в странах Европы способствовало развитиемореплавания, требовавшее большого количества упрощенных опознавательныхзнаков. Именно флаги представляли то или иное государство, являлись егосвоеобразной визитной карточкой. Отсюда и иные требования к флагу, его цветам.Они должны были отражать народ в целом, не персонифицируясь с отдельными, пустьдаже весьма именитыми, титулованными личностями. Индивидуальное знамя такомутребованию не отвечало. К тому же красный цвет, возможно, был сугубо военным, кровопролитным.Но всё же, что интересно, наш национальный флаг имел различные оттенки своихцветов: голубого – синий (при Павле Скоропадском (именно и только при нем на государствен-ном флаге вверху стали помещать синюю) и приУССР (указом Президиума Верховного Совета УССР от 21 ноября 1949 года флагснова стал двуцветным и к красному цвету присоединилась нижняя голубая часть)) изелёный, и желтого – красный и оранжевый; а ”жовто-блакитним ”, как мы привыкли его называть, он фактическиникогда не был: он и есть сине-жёлтым. Правительство УНР стремилось утвердитьэти цвета, исходя из того, что считалось, что Владимир Святославович имел флагголубого и золотого цветов (надо напомнить, что нашим государством проходилосновной морской путь ”с варяг вгреки”, и это мог быть именно флаг, а не знамя либо стяг), а гербомГалицко-Волынского княжества (князей Романовичей, Львовской земли, Русскоговоеводства) был золотой лев на синем фоне (просто, согласно цветам в гербе –герб на синем поле –, как утверждал Михаил Грушевский, основным цветом флагадолжен был стать жёлтый, и, следовательно, должен был быть сверху, и потому ониего, как мы сейчас, называли ”жовто-блакитним”),но и… Большие манифестации начала XX столетия проходили и под этим знаменем втом числе (там же красовались и флаги красного цвета, означая начало революциии кровопролития, возрождения Великого Войска Запорожского и егогосударственности, которому, а вернее знамёнам которого, был присущ этот цвет):
А под этим лучезарным сводом
В вихре труб ликующего звона
Над свободным радостным народом
Гордо реют красные знамена.
Не сдержать ликующей стихии:
Не объять очами всей картины...
Вот сияют желто – голубые
Гордо флаги ”ВільнойУкраїни”.
– говорилось в Киевской газете ”Последние новости” огубернском кооперативном съезде марта 1917 года в Киеве, ратовавшим, вчастности, за «демократическую федеративную республику в России снационально-территориальной автономией Украины».
Ну, и почему именно они?!
Новый толчок развитию украинской символики дала революция 1848г.в Австро-Венгерской империи. Головная Руськая рада,представлявшая интересы руських (украинцев),обратилась к императору Австрии Францу-Иосифу с просьбой об утверждениинационального флага. В качестве проекта был предложен сине-красный флаг. Однакопо настоянию императрицы-матери, красный цвет был заменен на желтый — цветАвстрии. Матушка императора Франца-Иосифа сама сшила сине-желтый флаг и послалаего галичанам, отличившимся при подавлении венгерского бунта. До сих пор идутспоры, почему императрица-мать выбрала такие цвета. По одной версии, онисимволизируют пшеницу и Дунай, по другой — навеяны изображением золотого львана голубом поле, который украшал герб Галицко-Волынского княжества.
Послепровозглашениясоздания УНР в составе Российской Федерации утверждение основнойгосударственной символики — герба и флага — сопровождалось большимитрудностями. Грушевский изложил при этом собственное видение: «Як найпростіше можна було б узяти за знак нової України золоті(жовті) звізди на синім тлі, по числу земель нової Української республіки». Прямо как у США, только звезды желтые, а небелые! А для революционных времен «контрреволюционное» знамя, подаренноеГабсбургами галичанам за участие в подавлении революции, как символ неподходило. Но шло время, о символике договориться не могли (только графикНарбут стилизовал трезубец Рюриковичей и поместил на сторублевой банкноте), апоскольку Украина, как писал тогда Грушевский, «відновилатепер своє державне бутє, котрого позбавило її було московськенасильство й лукавство, то найбільш натуральна річ для неї звернутись до тих старих державних знаків чи гербів,які вживались нею за старихчасів».
2 мая 1918 г., разогнав ЦР, к власти пришло правительствогетмана П.Скоропадского. При нем был изменен порядок полос на государственномфлаге: вверху стали помещать синюю. В декабре 1918 г. ГетманатСкоропадского сменила Директория (1918—1920), при которой сохранилисьгерб-трезубец и сине-желтый флаг. 22 января 1919 г. в Киеве был провозглашентак называемый Акт соборности Украины, то есть объединения УНР иЗападно-Украинской Народной Республики. В проекте Конституции УНР,разработанной Всеукраинской национальной радой в Каменец-Подольскомв 1920 г., флаги описывались так: «Артикул 10. Государственными цветамиУкраинской Державы являются синий и желтый. Артикул 11. Флаг военного флотасине-желтый с государственным гербом золотого цвета в левом углу синей частиполотнища. Флаг торгового флота сине-желтый». В декабре 1917 г. в Харькове былообразовано революционное правительство Советской Украины, не признающее ЦР.1-йВсеукраинский съезд Советов собрался в Киеве, но большевистская фракцияотказалась работать со сторонниками Рады, переехала в Харьков и объявила себя Iсъездом Советов Украины. Нанем (11—12 (24—25) декабря 1917 г.) избрали ЦИК УНР и провозгласили УкраинскуюНародную Республику Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьихдепутатов. Флагом республики было красное полотнище с национальным желто-синимкантоном. В марте — апреле 1918 г. под давлением немецких оккупационных войскНародный Секретариат УНР Советов покинул пределы Украины. 10 марта 1919 г. вХарькове собрался 3-й съезд Советов Украины, провозгласивший создание УССР, тутже вступившей в военный союз с РСФСР. Съезд Советов принял первую КонституциюСоветской Украины, в соответствии с ее 35 статьей «торговый, морской и военныйфлаг У.С.С.Р. состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углукоторого – у древка, наверху, помещены золотые буквы «У.С.С.Р.» или надпись«Украинская Социалистическая Советская Республика».15 января 1923 г. былопубликован образец флага: на красном поле буквы «У. С. С. Р.» (ПостановлениеПрезидиума ВУЦИК об утверждении флагов, герба и печати Республики). В 1927 г.аббревиатура изменилась на «УРСР», что официально было закреплено Конституцией1929 г. В 1937 году на флаге появилось изображение серпа и молота. Во времяВеликой Отечественной войны сине-желтый флаг использовался некоторымиукраинскими частями, воевавшими в составе фашистско-немецких войск. Вчастности, дивизия СС «Галичина» имела желто-синийфлаг с темно-синим трезубцем у древка. Во время германской оккупации натерритории Рейхскомиссариата Украины над городскимиили сельскими управами нередко поднимался флаг с цветами в последовательности:сверху жёлтый, снизу голубой. Полосы тех же цветов имелись на нарукавныхповязках полицаев. Официально немецкие оккупационные власти никогда неразрешали использование украинской национальной символики, однако периодическиоккупанты то смотрели на её использование сквозь пальцы, то вновь «закручивалигайки». На флаге ОУН (фракция А. Мельника) полосы располагались в традиционнойпоследовательности: сверху голубой, снизу жёлтый. Этот же флаг использовалисторонники Т. Бульбы-Боровца. Поэтому в СоветскойУкраине эта символика связывалась с украинским национализмом. К примеру, поэт Дмитро Павлычко в свое времяписал о нынешнем державном флаге:
Тож не вдалось огидливим ізгоям
Вас отруїти жовто-синімгноєм
У холодно-вітряній чужині.
Фракция С. Бандеры использовалакрасно-чёрное знамя. Этому тоже была своя причина.
Седьмого июля, в ночь на Ивана Купала (в восточнославянскоймифологии – главный персонаж праздника летнего солнцестояния) все ритуалысвязаны только с огнем и водой: огненное колесо катится в воду, в реку пускаливенки, на которых девушки зажигали свечи. Важнейший символ купальских обрядов –сине-желтый цветок Иван-да-Марья.
В иллюстрациях к летописям относительно Киевской Руси обычновоспроизводятся красные треугольные флажки без каких-либо изображений; режевстречаются флажки других цветов. Иногда главное знамя Киевской Русиреконструируется как тёмно-красное полотнище с серебряным или золотым трезубцемили двузубцем. Это потому, что в устном народном творчестве Киевской Русинаиболее употребимые эпитеты: «синее море», «синийкамень», «золотая узда», «золотая хоругвь», «золотые весла», «золотой камень…Но имеется и другая точка зрения, в соответствии с которой приоритетный цветфлага – красный. Сторонники ее утверждают: чем древнее знамя, тем большеоснований считать его национальным символом. Второй критерий – национальнымзнаменем должно быть то, под которым впервые родилась государственность,самостоятельная держава.
Первоначально у восточных славян был особый вид символики –стяги. Они представляли собой шест с укрепленным на верхушке пучком травы,конских волос, шкурок зверей, ярких перьев птиц. Назывался такой шест «челкойстяговой». Со временем главной частью стяга стал матерчатый клин, а сам стягпревратился в символ княжеской власти, выполняя две функции: был знаменемкняжеской дружины, при помощи которого князь, как военачальник, «стягивал»,«сплачивал» своих воинов, а также знаменем всей подвластной ему земли,княжества, выступал как символ владения определенной территорией. Каксвидетельствуют красочные миниатюры и записи в летописях, стяги в Киевской Русибыли в основном красного цвета. Синие, зеленые, белые – встречались значительнореже. Красное полотнище символизировало человека смелого, волевого, властного.Такие стяги преобладали не только в Киевской Руси (с древнейших времен и по сейдень он является наиболее распространенным в цветовой гамме флагов и гербов),он исторически присущ всем трем славянским народам и входит в цветовую гаммуфлагов России и Белоруссии. Как самостоятельная этническая общность сосвойственными ей особенностями языка, культуры и быта украинцы выступаютприблизительно с XIV...XV веков. Происходит ихназвание от слова «край» – граница – так назывались отдаленные южные июго-западные русские земли, означавшие пограничье страны. В дальнейшем«Украина» стало этническим самоназванием народа. С XVI века оно употребляется в официальныхдокументах. На рубеже XIII...XIV веков появляютсячетырехугольные полотнища, опять же, как правило, красного цвета с клиньями насвободном конце. С этого времени начинают изготавливаться и флаги несколькихцветов с изображением на полотнищах небесных светил, крестов, родовых княжескихзнаков – тризубов-двузубов и тому подобное. Вкачестве наконечников древка используются кресты, волосяные челки, остриекопья. Каждый князь имел стяг отличный от других. Были среди них и красные сзолотым тризубом-двузубом, и голубые с золотым львом.Дальнейшая история символики связана с тем периодом, когда после ордынскогонашествия значительная часть территории Украины оказалась в составе соседнихгосударств. В 40...70 годах XIVвека Чернигово-Северщина, Подолия,Киевщина вошли в состав Великого княжестваЛитовского. Галицкой землей и большей частью Волыни завладела Польша. После Люблинской унии 1569 года украинские земли оказались всоставе единого польско-литовского государства Речи Посполитой.Развитие местной символики во многом стало определяться геральдическимитрадициями этих государств, которые в свою очередь испытывали сильное западноевропейскоевлияние со средневековыми традициями военной организации. В составепольско-литовского войска в знаменитой битве при Грюнвальде(1410) против Тевтонского Ордена участвовали и украинские полки, которые имелисовершенно различные цвета в своих хоругвях. Например, Волынская земля — красное знамя с золотым солнцем, Львовская («Леопольская»)земля — «желтый лев, восходящий как бы на скалу, на лазурном поле». Так описалего польский историк Я. Длугош в труде «Грюнвальдская битва». Это первое упоминание цветов гербаЛьвовской земли. Перемышльская земля — синее знамя сзолотым двуглавым орлом. Названы также три хоругви Подолиис солнечным ликом на красном (по уточненным данным на белом) фоне, Галиции – набелом фоне коронованная черная галка – и другие хоругви.
Усиление польского влияния на Великое княжество Литовское,куда входили и украинские земли, особенно после распространения на последнихпольского государственного устройства, вызвало утверждение и польскойгеральдической системы. Однако этническая символика украинского народасохранилась. Так, при образовании в 1471 году Киевского воеводства его символомвновь стало изображение архангела Михаила. Возрождались и древние эмблемы,берущие начало со времен удельных княжеств Чернигова и Переяслава.Следующий этап в становлении этнической символики украинского народа наметилсяво время Освободительной войны против гнета шляхетской Польши 1648...1654годов, которую возглавил Богдан Хмельницкий и в ходе которой возникобщественно-политический центр. (Казаки, поселившиеся за Днепровскими порогами,строили небольшие деревянные укрепления – «городки» или «сечи». После ихобъединения и образовался центральный орган управления – Сечь Запорожская.) Украинскоеказачество отдавало предпочтение красному (малиновому) цвету, что подтверждаетмножество источников. (Хотя были знамена и других цветов.) К середине XVII века на Украине наиболеезаметными были два типа гетмановских хоругвей:красная с изображением белого архистратига Михаила и (тоже красная) сизображением того или иного символа гетмана. В известной казачьей летописиукраинского историка Самойла Величко отмечено, что сизбранием Богдана Хмельницкого гетманом Украины ему вместе с булавой ивойсковой печатью были вручены «хорогов королевская златописанная барзо красная;бунчук тоже велце модный з позлоцістою алкою i древцем».Исторический документ, таким образом, свидетельствует, что Богдан Хмельницкийсоздавал первое украинское государство и вел освободительную войну под краснымзнаменем. С красным знаменем он встречал и польских представителей под Переяславом зимой 1649 года. В 1655 году, по сообщениюльвовского регента Добешовского, в Варшаву БогданаХмельницкого сопровождали в торжественном выезде «хоругвь новая красная» сизображением архангела Михаила, бунчук из белого конского волоса и белое знамяс вышитым изображением личного герба гетмана. Все это выражало идею: «БогданХмельницкий (личный герб) – гетман (бунчук) Украины (красная хоругвь сизображением архангела Михаила)». Символика Речи Посполитойуже не использовалась. Сохранившиеся описи казачьих знамен тоже говорят оприверженности запорожцев красному цвету. Имеются в виду знамена Киевского иЧерниговского полков 1651 года, знамя последней Сечи, ликвидированной в 1775году по приказу Екатерины II,знамена слободских казачьих полков – Сумского, Охтырского,Харьковского, Изюмского, Острогожского.Красное знамя, трансформировавшееся постепенно в малиновое, прочно вошло вустное народное творчество.
Гей там, на гopi Січіде,
Малиновий стяг несе.
Эти строки из народной песни навеки запечатлели в памятиукраинцев исторический символ Войска Запорожского, символ украинскойгосударственности времен гетмана.
Архангелы в соответствии с христианскими представлениями –старшие ангелы, являющиеся бесплотными существами. Их назначение – служитьединому Богу, воюя с его врагами, Михаил – один из архангелов, он – небесный«архистратиг», то есть верховный военачальник, полководец верных Богу ангелов илюдей, победоносный антагонист дьявола. Образ Михаила считался покровителемкнязей и ратной славы. Правда, во времена польского владычества архангел Михаилбыл изображен на красном фоне с опущенными мечом и ножнами в знак покорностивластелину. После воссоединения Украины с Россией в 1654 году постепенноизменяются назначение и роль казацкого войска. На него начинает оказыватьсильное влияние русская армия со своими принципами организации. Все это немогло не отразиться и на боевых знаменах, на которых, кроме традиционныхкрестов, полумесяца, звезд на казачьих знаменах, начинают появлятьсяизображения государственного российского герба – двуглавого орла, лики святых,казака с мушкетом. Преобладающим был малиновый, но встречались и голубые,зеленые, желтые цвета. Украинские и польские источники свидетельствуют о том,что среди знамен имелось немало и сине-желтых. Так, по описаниям польскиххронистов, в Киеве и под Черниговом в 1651 году войско литовского князя Радзивилла захватило среди других шесть сине-желтыхказацких знамен. Встречались и знамена из голубого холста разных оттенков сизображением гербов и святых. Позже, в XVIII веке были знамена желтые с белой каемкой, в Лубенском и Полтавском полках – сине-желтые. Известно, чтокошевой Петр Калнышевский заказывал в 1763 году вКиеве новое полковое знамя для Сечи «желтое на блакитномканаваци» – такое же представлено в экспозицииднепропетровского исторического музея. И.Е. Репин, работая над картиной«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», использовал находящуюся в коллекцииЭрмитажа большую казацкую хоругвь для морских походов. С одной ее стороныизображен двуглавый орел, с другой – корабль с запорожцами, Спаситель иархангел Михаил. Знаменитый русский филолог, академик Петербургской Академиинаук