Реферат по предмету "Исторические личности"


Попытки кабинета Б Нетаниягу урегулировать отношения с Иорданией и Палестинской Национальной автономией

Иорданияв течение трехдесятилетийбыла наиболееумеренным извсех арабскихсоседей Израиля, несмотря назначительноечисло беженцевв стране – постоянныхжителей и беженцев.В то же времяэто отражалоскорее позициюправящей династиии лично короляХусейна, чемнастроенияиорданской«улицы» 52, в томчисле истеблишмента.Опираясь нахаризматическийавторитетшерифа (потомкаПророка), корольстремился, взявза основутрадиционныеценности, проводитьсбалансированнуюполитику сучетом весьмасложных реалийокружающейобстановки(проблема легитимациирежима в условияхконфронтациив регионе; непростаяэкономическаяситуация встране; палестинскийфактор). 53 ноукреплениеавторитетакоролевскойвласти, взвешеннаяи результативнаявнутренняяполитика позволилиактивизироватьизраильскоенаправлениеиорданскойдипломатии.

ОтношенияИзраиля с Иорданиейразвивалисьдостаточноуспешно. СамНетаниягузаявлял, что«в целях упрочнения«стратегическойконвергенции», наметившейсямежду двумястранами связис Иорданиейбудут укрепляться».Но в отношенияхс королевствомбыло не все такгладко. Хотя26 октября 1994 годаИзраиль и Иорданияпосле длительныхи сложных переговоровподписалидоговор о мире, реализацияэтого договорапроходила втрудной и сложнойобстановке.

Отказавшисьот конфронтациис Израилем, Иордания пересталабыть участницейконфликта, новстала в одинряд с коспонсорамиурегулирования, получила возможностьболее эффективнодействоватьв интересахвсей «арабскойнации».

В 1996 годуИордании былпредоставленстатус «основногоненатовскогосоюзника» США, а в 1997г. США активизировалифинансовуюподдержкукоролевству.Из 225 млн. долл., полученныхот США в 1998 г., 75 млн.долл., былипредназначеныдля военныхпрограмм. АмманзаручилсяобязательствомСША о выделениив течение трехлет дополнительно200 млн. долл., напрограммы, связанные срегиональнойбезопасностью.В 1998 г. США завершилипоставку самолетовF-16 для иорданскихВВС.

МеждуИорданией иИзраилем ведетсякоординацияусилий по борьбес терроризмом.Представителииорданскихвоенных наЗападном берегур. Иордан успешнопредотвращаютпроникновениетеррористовчерез границу.В начале августа1997 г. иорданцызадержалигруппу боевиковэкстремистскойорганизации«Приверженцыислама», готовившихдиверсии вИзраиле. Современи подписаниядоговора Иорданиюпосетили более200 тыс. израильтян, и никто из нихне стал жертвойтерактов. 54 В1999г. по инициативевысшего руководстваИордании натерриториистраны былизакрыты всепредставительстватеррористическойгруппировкиисламскоготолка «ХАМАС», а ее руководствоарестовано.Укреплениебезопасностии борьба стерроризмомне только повысилистабильностьв регионе, нои позволилинадеяться наперераспределениефинансовыхресурсов дляболее успешногорешения блокаэкономическихпроблем.

Иордано-израильскийдоговор создавалоснову длярегиональнойэкономическойкооперации.Реализациядостигнутыхдоговоренностейпредставлялапрактическуювозможностьэкономическоговзаимодействия, пространствомдля которогостановилисьпалестинскиетерритории, Израиль, Египети Иордания.

В 1997 г.стороны подписалисоглашениео созданиисвободнойэкономическойзоны в пограничномс ИзраилеммуниципалитетеИрбид. В 1998г.израильтянамудалось добитьсяпреференциальногорежима дляпроведенныхв Ирбиде товаровна американскоми ряде европейскихрынков. Сформировансовместныйиордано-израильскийкомитет поторговым связям.

Но основнойпроблемойиордано-израильскихотношенийявляется –проблема водныхресурсов. Проблемаводы всегдаоказываланеоднозначноевлияние насобытия наБлижнем Востоке, часто служилаисточникомнапряженностиво взаимоотношенияхмежду странами.Ведь эти странызависят от трехбольших речныхсистем: Нила, Иордана и бассейнаТигра и Евфрата.Все три водныеартерии пересекаютграницы различныхгосударств, которые нередкоявляютсяполитическимипротивниками.Климатическиеи географическиеусловия, нехваткаводных ресурсовпри росте населенияи развитиисовременныхэкономическихсистем сделалипроблему водыжизненно важнойдля всех государстврегиона. И еслимногие годыарабо-израильскойконфронтацииэтот вопросбыл дополнительнымгенераторомконфликтности, то реальноеего разрешениестало возможнымв результатесближенияпозиций двухсторон в ходеразвития мирногопроцесса. Стороныосознали выгодность, при «воднойвзаимозависимости», взаимногосотрудничества, развития ирациональногоиспользованиярегиональныхводных резервов.

Нагляднымподтверждениемэтому как рази стал Иордано-израильскиймирный договор, который предусматривалкомпромисспо столь щекотливому«водному вопросу».

Согласнодоговору, Хашимитскоекоролевствополучило 215 млн.куб. м. Воды вгод из объема, использовавшегосяИзраилем, атакже согласиена утилизациютой части воды, которая неиспользоваласьни одной ихсторон и считаласьбезвозвратноутерянной. Вэтой связи одиниз ведущихиорданскихспециалистовв области водныхресурсов МунзерХаддадин заявил, что иорданцыполучили дажебольше, чем онихотели изначально.55

В рамкахмирного договорапредусматривалсяцелый комплексмер по рациональномуиспользованиюводных ресурсов, их защите отзагрязнения, несанкционированногоизъятия чьей-либоквоты; специальнообговаривалисьвопросы водохранения; выдвигаласьидея региональногои международногосотрудничествапо проблемеводы; обосноваласьнеобходимостьсовместногомониторингаи обмена информацией.56

Помимораздела имеющихсяводных ресурсов, обе стороныдобивалисьопределенногопрогресса ив налаживаниисотрудничествав поиске и разработкеновых альтернативныхисточниковводы. В соответствиисо ст. VII ПриложенияII к мирному договорубыл создансовместныйкомитет поводным ресурсам, в который вошлипо три представителяот Израиля иИордании. Егозадачей былообеспечениеконтроля зареализациейдостигнутыхдоговоренностейи дальнейшеговзаимодействиясторон посоответствующейпроблеме.

ДляИордании пунктовмирного договора, касающиесяводных ресурсов, имели и крайневажное внутриполитическоезначение. Увеличениеводных запасовстраны былореальным результатоммирного договораи должно былоспособствоватьболее широкомуего положительномувосприятиюсреди простыхиорданцев и, следовательно, поддержкеполитики официальногоАммана.

В тоже время нельзяучитывать, чтооколо 70 % потребляемойводы Израильполучает сЗападногоберега р. Иордан.Представителиизраильскихправящих круговкрайне болезненнореагируют науступки по«водному»вопросу, сравниваяих с «самоубийствомгосударства».57(В этом, кстати, заключаетсяодна из причин, по которойИзраиль настаиваетна сохраненииавтономногостатуса дляЗападногоберега и сектораГазы, а ООП требуетпризнанияпалестинскойгосударственности.)

Израильтяневыступилипротив ранеесогласованногостроительстваСирией и Иорданиейплотины «Аль-Вахда»на р. Ярмук. Министрэкологии исельскогохозяйства вкабинете Б.Нетаниягу Р.Эйтан заявил, что строительствоплотины противоречитположениямдоговора омире. 58 Позицияиорданцев жев этом вопросебыла прямопротивоположной.Даже если такоезаявлениеИзраиля былоадресованопрежде всегоСирии (посколькуименно на сирийскомнаправлениине наблюдалосьпродвиженияпо миру), отношенияАммана и Тель-Авивав результатеотнюдь не улучшились.

В ноябре1996 г. израильскийминистр инфраструктурыА. Шарон заявило своем негативномотношении ктем уступкам, которые сделалИзраиль Иорданиив сфере водныхресурсов. Израильинтерпретировалположениемирного договоратак, что источникомдополнительных50 млн. куб/м водыв год, которыебыли обещаныИордании, станутплотины и заводыпо опреснениюводы, которыеиорданцамнеобходимопостроить. 59

В ответАмман заявил, что «иордано-израильскиймирный договор-это соглашениемежду государствами, а не Иорданиейи одной изизраильскихпартий, и поэтомунеобходимовыполнять всеего положения, которые былиратифицированыи приняли юридическийхарактер вобеих странах»60.

Частичноурегулироватьэтот вопросудалось лишьв мае!997 г. в ходепереговоровмежду Хусейноми Нетаниягу.Израиль согласилсяпоставлять25 млн. куб/м в годсразу и оставшиеся25 млн. куб. м черезтри года, когдабудет созданасистема длязадержанияи использованияпаводковыхвод. Создаватьее было решеносовместнымиусилиями спривлечениеминостранногокапитала. Былтакже согласованвопрос о поступлениидля Иорданиидополнительных30 млн. куб. м водыиз Тивериадскогоозера.

В середине1998 г. качествоводы, поступающегоиз Тивераидскогоозера, сталовызывать большиенарекания.Израильтянепредпринялиновую попыткуревизии мирныхсоглашений, заявив в начале1999г., что малоеколичествовыпавших осадковне джает Тель-Авивувозможностисоблюстиобязательстваперед Иорданиейв сфере водоснабжения.

Иорданиянастаивалана абсолютномвыполненииИзраилем своихобязательств.Ряд депутатовиорданскогопарламентапотребовалдаже немедленногоаннулированиямирных соглашенийс Израилем, аболее умеренныепредполагали«заморозить»договор до техпор, пока Израильне выделитположеннуюквоту.

В своюочередь израильтяневыразили готовностьХашимитскомукоролевствусодействиев использованиивод сезонныхрек, восточныхпритоков р.Иордан и источников, впадающих вМертвое море, а также повторнойутилизацииводы. Стороныпришли к договоренностио совместном61обращении кЕС с просьбойо выделении400 млн. долл. нафинансированиепроектов вобласти водныхресурсов.

Такимобразом, несмотряна во многомуникальныйдля регионапотенциалиордано-израильскогодоговора о мирев части, касающейсяраспределенияводных ресурсов, этот аспектвзаимоотношенийдвух стран, пожалуй, одиниз наиболеепроблемных.

Такимобразом, нормализациядвустороннихотношенийпозволила двумближневосточнымгосударствамперейти вовторой половине90-х годов кконструктивномусотрудничествупо самому широкомукругу вопросов: политики, безопасности, экономики, водных ресурсови т. д. Договорстал основойкоспонсорскогоучастия Хашимитскогокоролевствав деле всеобщегопримиренияв регионе.

Сменавысшего политическогоруководствав Аммане существенноне повлиялана характеризраильскогонаправлениявнешней политикистраны. Незадолгодо кончиныХусейн произвелсвоего рода«династическийпереворот», назначив кронпринцемстаршего принцаАбдаллу вместосвоего братаХасана, которыйв течение 34 летсчитался егоприемникоми самым близкимсоратником.

2 мая1998 г. королевскимуказом принцуАбдалле былоприсвоенозвание генерал-майора.26 января 1996 г. онбыл объявленнаследнымпринцем, а 7 февралятого же годавозведен напрестол.

Знаяо близкой смерти, король Хусейннесколько разпублично подтвердилсвою приверженностьделу мира сИзраилем. ПринцАбдалла поклялся, что выполнитволю покойного.Монарх подчеркнул, что задачаИордании –развитиепотенциаламирного соглашенияс учетом всехвнутри- ивнешнеполитическихфакторов.62

ИорданскоеХашимитскоеКоролевствоспособствовалоокончательномуурегулированиюмежду ПалестинскойНациональнойАвтономиейи ГосударствомИзраиль. Приоритетнымдля новогоруководствав Аммане сталирешение проблемыпалестинскихбеженцев, экономическоесотрудничествос соседнимигосударствами, взаимовыгодноераспределениеводных ресурсови определениястатуса Иерусалима.

Именноэти аспекты-жизненно важныедля Иорданиикак сточкизрения интересовсохраненияправящей династиии стабильностивнутри страны, так и обеспечениеэффективнойрегиональнойи мировой внешнейполитики.

Иордания– краеугольныйкамень стабильностина БлижнемВостоке. Еероль стратегическойзоны представляетсобой базиснуюаксиому всехизраильскихстратегическихпланов. Мирныеотношения двухгосударствприобрелистабильныеположения помирному договоруи партнерствуво имя мира.Иордания, такимобразом, становитсяполитическимсоюзником, содной стороныИзраиля, с другой-сторонницейарабских соседей.Но в рамкахдоговора Израильи Иорданияостаютсяцивилизационнымистранами мирногосотрудничества.

3.2. Деятельностьизраильскойдипломатиипо урегулированиюпалестинскойпроблемы.

В кабинетепремьер-министра, совсем недавнооставленномШимоном Пересом, новый премьер-министрпроизводилвпечатлениечеловека полностьювладеющейситуацией. Насамом делепервые днипребыванияна новом постуявились дляНетаниягудалеко не самымилегкими. Одержавшиймногообещающуюпобеду, Бибиказался неспособнымсделать неправильныйшаг и поспешитьуспокоитьпроявляющихопасения арабови американцев.Однако, вступивв должность, он стал колебаться.После предпринятыхвначале попытоксформироватьправительствоиз специалистов, он был вынужденсоставитькабинет изполитическихсоображений.Радикал АриэльШарон пользовалсяслишком большимвлиянием, чтобыс ним можнобыло не считаться.Много дней былопотрачено наобсуждениепоста для него.К тому же членыблока Ликудвыражали недовольствотем, что слишкоммного министерскихпортфелейотдано представителямрелигиозныхпартий. В то жевремя Б. Нетаниягуприходилосьвыдерживатьоткрытую враждебностьсо стороныарабов. Егозаявление отом, что он будетдобиватьсядиалога спалестинскимруководствомигнорировалисьи вскоре в Каиресостояласьпервая с 1991 годавстреча лидероварабских государств, где они объединилисьпротив Нетаниягу.Но и арабов вданной ситуациитоже можнопонять в сравнениис миролюбивым, готовым назначительныеуступки ШимономПересом, Бибибыл очень радикален.И как оказалосьпосле выборовэто не показной, выборный радикализм, а реальнаяполитическаяпрограмма иболее тогожизненнаяпозиция новогопремьера.

Лидерыарабских государствбыстро откликнулисьна победу блокаЛмкуд, предпринявблок акций.ПрезидентЕгипта Х. Мубаракпризвал к созывуарабскогосаммита, чтобырассмотретьход мирногопроцесса, —первой такойвстречи в верхахпосле иракскоговторжения вКувейт. Весьмапримечательното, что Иракприглашен небыл.

Лидерывстретились21-23 июня в Каире.Хотя и звучалипризывы некоторыхпартнеров ктому, чтобысаммит занялрезкую антиизраильскуюлинию, Х. Мубарахсумел обеспечить, принятие внешневполне благопристойногозаявления. Внем говорилось, что арабскиестраны ожидаютпродолжениямирного процесса, остаются сторонникамиследования«Мадридскогопроцесса» внаправлении, по их мнению, его лдогическогозавершения– созданияПалестинскогогосударства, в состав котороговходила бы, покрайней меречасть Иерусалимав качестве егостолицы, и возвратаСирии Голанскихвысот в обменна мир. Однаков заявлениитакже говорилось, что любой отказот этого процессазаставит арабскихлидеров пересмотретьсвою позициюпо нормализацииотношений сИзраилем. Угрозабыла высказанаясно, но не ввоинственнойформе.

В большейстепени межарабскиеразногласияпроявлялисьлишь в рамкахдвустороннихвстреч междузаинтересованнымилидерами, хотянекоторыеразногласияполучили отражениев расширеннойповестке дня.Участникисаммита высказывалисьза то, чтобыпоставить подконтроль терроризм.Но подход государств, против которыхнаправлентерроризм, отличался отпозиций техстран, которыетерпимо относятсяк терроризмуили используютего как инструментсвоей политики.

Б. Нетаниягуназвал заявлениесаммита недопустимым, указав на то, что это былапопытка навязатьнеприемлемыеусловия мирномупроцессу. 63 Затемон выдвинулсобственныепредварительныеусловия. Видимо, наиболее важнымиз них являлосьто, что принцип«земля в обменна мир» не будетосновой подходаего правительствак мирному процессу.Он не говорил.Что Израильне намеренторговатьземлей длядостижениямира, но твердозаявил, чтотакая торговляне только небудет носитьавтоматическогохарактера, нои не предполагаетвключения всехтерриторий, оккупированныхИзраилем в 1967году.

Б. Нетаниягутакже сказал, что не подлежитобсуждениювопросы принадлежностиИерусалимаи созданияпалестинскогогосударства(хотя обе проблемыбыли ясно открытыдля переговоровс соответствиис соглашениямив Осло), и чторасширениеизраильскихпоселений будетвозобновлено.

Б. Нетаниягуподтвердил, что Израильне возвратитГоланскиевысоты, заявив, что мир возможени без этого. Взаключение, Б. Нетаниягудал понять, чтоон не будетпередислоцироватьподразделенияИзраильскойармии, находящиесяв Хевроне.

Из всехгородов, охватываемыхПромежуточнымсоглашением, Хеврон представлялнаибольшиетрудности.Место религиозногозахоронения, почитаемогокак иудаизмом, так и исламом, Хеврон известеннебольшимипоселением400 воинственныхевреев в самойгуще проживанияболее чем 100 тысячпалестинскогонаселения.Процесс передислокацииизраильскойармии в Хевронеотличался оттого, с чемсталкивалисьдругие арабскиегорода, подпадающиепод ДекларациюПринципов 1993года… Израильскаяармия полностьюотвела войскаиз других городов, но Хеврон –единственныйгород, которыйимеет еврейскоепоселениевнутри муниципальнойграницы. Поэтомуармия осталасьна части территорииХеврона, чтобыохранять поселенцев, но передислоцироваласьиз большейчасти города.Б. Нетаниягувысказал сомнениеотносительнонеобходимостидальнейшеговывода войск, заявив, что емупотребуетсядополнительноевремя, чтобыизучить проблему.Хотя Ш. Перессделал ту жесамую поправку, задерживаяпередислокацию, многие палестинцыпосчитали, чтоБ. Нетаниягуиспользовалвопрос безопасности, чтобы вновьоставить открытымисоглашенияпо Хеврону, чтои положилоначало периодулетнего всплескавсе возрастающейвражды.
--PAGE_BREAK--
Хотявсе же не всеперемены носилинегативныйхарактер. Всвоей речи привступлениив должностьНетаниягуподчеркнутоисключил имяЯсира Арафатаиз списка упомянутыхим арабскихлидеров. Но нераз подчеркивал, что согласитьсяна встречу сним. Более того, по его указаниюбыли установленыопределенныенеофициальныеконтакты с ООП.« Основным наданный моментявляетсясотрудничествосил безопасностиИзраиля и ООП, а не «бумажныесоглашения», которые можнозаключить влюбой момент»-говорил в своемвыступленииБ. Нетаниягу.64 «Соглашениязаключаютсядля того, чтобыих выполнять, говорит Нетаниягу,« мы несомненноначнем переговорыотносительнобудущего статусапалестинскойавтономии».Б. Нетаниягуначал переговорыс Я. Арафатом, как толькозанял свойпост, пославсвоего эмиссараДор Голда, чтобыначать контактывскоре послевыборов и уже4 сентября провестивстречу с Арафатом.Б. Нетаниягуначал такжеослаблятьограничения, направленныепротив палестинцев, приезжающихна работу вИзраиль.

К сентябрюуровень напряженностив регионе оставалсявысоким. Какчасто бывалои раньше, Иерусалимдал толчок ктому, чтобыподнять ее доточки кипения.В течение несколькихлет туннельза частью стены, окружавшейдревнюю Храмовуюгору, самоесвятое местов иудейскойрелигии (накоторой находитсяКупол Камня-третье священноеместо ислама), был открыт длятуристов.Существовалипланы немногорасширитьтуннель и сделатьиз него выходв преимущественноарабскую частьгорода. Из-заболезненногоотношения кэтой идее местногонаселения, сменявшие другдруга израильскиеправительстваотложили планыпо расширениютуннеля большечем на десятилетие.

Предпринявусилия с тем, чтобы выполнитьработу спокойно, ночью, не информируяоб этом службыбезопасности, которые, каксообщалось, рекомендовалине делать этого, Б. Нетаньяхуоткрыл выход24 сентября. Этаакция не нанеслафизическогоущерба КуполуКамня (вопрекиутверждениямнекоторыхарабов) и радикальноне изменилабаланс арабскогои израильскоговлияния в городе.Однако, посколькуэто было сделанопосле бурноголета, увеличившегораздражениеарабов подходомБ. Нетаниягук мирному процессуи неконструктивнойпозицией егоправительствапо вопросамправ палестинцевв Иерусалиме, открытие туннелястало причинойужасных беспорядков.Свыше 65 человекбыло убито инесколько сотранено в ходестолкновенийна Западномберегу рекиИордан. Наибольшеебеспокойствоу Израиля вызвалтот факт, чтополиция ПАоткрыла огоньпо израильскимсолдатам, когдаони входилив палестинскиегорода. Б. Нетаниягубыл возмущентем, что полицияПА стрелялав израильтяниз оружия, котороеим предоставилИзраиль, заявив, что этот фактабсолютнонеприемлем.Он обвинил Я.Арафата в том, что тот стоялза этой акциейи отдавал «секретные»приказы своейполиции открыватьогонь по израильтянам.65

Я. Арафатотверг этиобвинения. Онответил, чтополиция ПАзащищала людейот израильскойагрессии ипредупредил, что он не можетудерживатьпалестинцев, если будутпродолжатьсяпровокациии нарушениеобещаний. Возможно, Я. Арафат полагал, что мирныйпроцесс потерпелнеудачу и чтоему нечеготерять, обращаяськ насилию, чтобывынудить Израильсесть за столпереговоров.Со своей стороны, полиция ПА, видимо, чувствовала, что ей необходимооткрыватьогонь, чтобыдобиться хотькакого-то уваженияу палестинцев, которые виделив лице полициилишь коллаборационистовиз-за подавленияею сопротивленияпротивниковмирного процесса.Многие палестинцы, казалось, соглашались, что стоятьрядом и позволять, чтобы израильскиесолдаты входилив палестинскиегорода безборьбы, значилоразрушитьлегитимностьполиции ПА вглазах палестинскогонарода. В итогемирный процесспотерял своюустойчивость, в прочем онникогда не имелтвердых позиций.

Стремясьсохранитьотношениястабильностии имея в пассиверазваливающийсямирный процессБ. Нетаниягуи Я. Арафатвстретилисьв Вашингтонена «стабилизирующем»саммите дляпереговоровпо вопросуХеврона. Онспланированбыл таким образом, чтобы датьвозможностьБ. Нетаниягуи Я. Арафатувстретитьсяна нейтральнойпочве вместес королем Хуссейном, присутствиекоторого былополезно в прошлом.Высоких результатовот этой встречине ожидали. Х.Мубурак отказалсяот приглашения, заявив, чтопродолжениемирного процессатребует выполнениеИзраилем взятыхна себя обязательсви вновь поддержалв качествеосновы мирногопроцесса формулу«земля в обменна мир».

Вашингтонскаявстреча в верхахначалась 1 октябряи продолжаласьдва дня. Еерезультатыне были впечатляющими, но, очевидно, что за несколькочасов переговороводин на одинмежду Я. Арафатоми Б. Нетаниягупрошли откровенныеобсуждения.Сообщалосьтакже, что корольХуссейн, арабскийлидер, которыйдальше всехдругих продвинулсяк «тепломумиру» с Израилемрезко критиковалпозицию Нетаниягуво время ихприватныхдискуссий. Вконечном счете, никаких решенийне было принято, хотя все участникиговорили оновом пониманиитрудностейдруг другу.

Участникивстречи, вернувшисьна родину, озвучилистремлениевозобновитьпереговорыи выразилиуверенность, что вопросХеврона долженстать приоритетным.В то же времяни одна сторонане желала выглядетьгибкой, и Арафатпредупредил, что ситуацияможет быстровыйти из-подконтроля. 66

В начале1997 г. казалосьвозможным, чтомирный процессвозобновится, наполненныйновым содержанием.Самым важнымобстоятельствомстало то, что15 января 1997 г. былодостигнутосоглашениео передислокацииизраильскихвойск из городаХеврона, расположенногов районе Западногоберега. Хевронскоесоглашениепредусматриваловывод израильскихсил с большейчасти территорииХеврона в течение10 дней. Крометого, в меморандуме, подготовленномспециальнымкоординаторомСША на БлижнемВостоке ДеннисомРоссом (a Note for the Record), фиксировалисьгарантии того, что вывод войскИзраиля с Западногоберега будетпродолжен.Израиль согласилсяпровестидополнительнуюпередислокациюв три этапа.Осуществлениепервоначальногоэтапа былонамечено намарт 1997 г., а двадругих планировалосьзавершить непозднее середины1998 г. 67однако масштабыпередислокациивойск не оговаривались, и казалось, чтони одна сторонане была довольнаэтим соглашением.68

Отношениемногих арабскихстран к Хевронскомусоглашениюбыло двойственным.Не было уверенностив том, что предоставленныеСША гарантиивыполнениясоглашениядействительнонадежны и серьезны, и имелись опасения, что его жесткаяполитика Нетаниягув отношениимирного процессаизменится.Согласие Израилявывести своисилы с большейчасти территорииХеврона и взятыеим обязательствапо дальнейшемувыводу войскс Западногоберега, казалось, свидетельствовалио сдвиге в подходеНетаниягу кмирному процессу.Появиласьнадежда, чтобудет осуществлятьсядальнейшаяпередислокацияи что в 1997 г. непрекращающиесяпереговорыо созданииаэропорта иморского портав секторе Газаи коридорабезопасностидля палестинцевмежду секторомГаза и Западнымберегом увенчаются, наконец, успехом.

Возобновившеесяпоступательноедвижение мирногопроцесса былопрервано 26 февраля1997 г., когда Нетаниягуобъявил о решениипостроить 6500домов для еврейскихсемей в арабскомсекторе ВосточногоИерусалима, в районе, которыйИзраиль назвалХар Хома и которыйизвестен палестинцамикак Джебал АбуХнейм. 69

Согласноплану строительствапоселения, большая частьВосточногоИерусалимаи населяющихего палестинцевоказываласьотрезаннымиот остальнойтерриторииЗападногоберега. Палестинцыпредупредилио возможномвозобновлениинасилия, заявляя, что поселениеХар Хома былозадумано длятого, захватитьэту землю доустановленияокончательныхграниц Иерусалимаи, следовательно, являлось бынарушениемСоглашенийОсло. 70Нетаниягусанкционировалстроительство, чтобы укрепитьсвою коалициюи показать, чтоон в состоянииотстоять своюпозицию попроблеме Иерусалима.Многие арабскиегосударстваобвинили Нетаниягув преднамереннойпопытке остановитьмирный процесс.Президент СШАБилл Клинтонтакже отнессяк этому критически.Однако СШАналожили ветона проект резолюцииСовета БезопасностиООН, осуждавшийплан поселенияв Хар Хома, первоевето из двух, которые СШАиспользовалив СБ при рассмотренииданного вопросав 1997 г.

В дополнениек решению поХар Хома, в началемарта1997 г. Нетаниягуобъявил о том, что Израильвыведет своисилы еще с 9 %территорииЗападногоберега, но приЭтом тольконебольшая частьиз этих 9 % будетотноситьсяк района, контролируемымисключительноИзраилем. Палестинцысочли предложениенедостаточным, поскольку онирассчитывалина вывод войскприблизительнос трети рассматриваемойтерритории.Эти событиястали причинойнового кризисаи вызвалиразочарованиеи отчаяние влагере палестинцев.Когда переговорыбыли прекращены, президент ЯсирАрафат приостановилсотрудничествос Израилем всферах какбезопасности, так и разведки.Многие палестинцыбыли убеждены, что правительствопартии Ликудникогда непредложит имничего, чтоотвечало бы, по крайнеймере, их самымскромным пожеланиям.

В серединемарта противИзраиля быларазвязана новаясерия террористическихактов. Нетаниягуутверждал, чтоАрафат косвеннымобразом дал«зеленый свет»террористическимгруппировкам.Это обвинение, казалось, получилов 1997 г. дальнейшееподтверждение, когда Арафатпублично обнялАбдель-АзизаРантизи, основателядвижения «Хамас»и лидера егополитическогокрыла- Исламскогодвижениясопротивления.Страх передновыми террористическимиактами сохранялсяна протяжениивсего 1997 годаи еще болееподорвал довериемежду Арафатоми Нетаниягу.В ответ на этиакции ИзраильблокировалЗападный береги сектор Газаи изъял у ПАдоходы от налоговыхпоступленийв нарушениесоглашенийв Осло. Нетаниягутакже вновьподнял вопросо том, что ПАдо сих пор неаннулировалаокончательноразделы УставаООП, содержавшиепризыв к уничтожениюИзраиля. Арафатопроверг этоутверждениеи указал нарешение, принятоена внеочередномзаседанииПалестинскогонациональногосовета (ПНС) 24апреля 1996 г., согласнокоторому носящиеоскорбительныйпо отношениюк Израилю характерразделы Уставабыли объявленыаннулированными.В ответ на этоправительствоИзраиля заявило, что решениеПНС всего лишьпродемонстрировалоготовностьизменить Устав, но на практикене привело квнесению в негопоправок, длячего, по мнениюруководстваИзраиля, потребуетсясоздание имеющегоюридическиеполномочиякомитета дляпересмотраУстава и ратификациянового документаПалестинскимнациональнымсоветом.

В этотпериод Нетаниягустал высказыватьмнение, что«формула Осло»не работаети предложилотказатьсяот нее в пользу«короткогопути» решениявопросов, связанныхс Окончательнымстатусом. Поего утверждению, стратегияпоследовательныхуступок с каждойстороны, призваннаяпостроитьвзаимное подозрение, что с помощьютакой теорииИзраиль рассчитывалперейти к обсуждениюпроблем Окончательногостатуса, непередаваятерриторию, которую онранее согласилсяуступить палестинцампо условиямПромежуточногосоглашения, и США были склоннысогласитьсяс такой оценкой.Таким образом, была подготовленапочва для того, чтобы летоммирный процессзашел в тупик.

РешениеНетаниягу остроительствееврейскогопоселения вХар Хома, принятоевскоре послеподписанияХевронскогосоглашения, показало, чтоему было необходимоудовлетворитьтребованияразличных группвнутри егокоалиции. Стоящиеперед ним проблемыобострилисьпосле назначенияРони Бар-Онана должностьпрокурора вянваре 1997 г. Бар-Оннезамедлительнопокинул свойпост послетого, как общественностьвыразила бурныйпротест поповоду отсутствияу него необходимойдля этой должностиквалификации.По утверждениюпредставителейоппозиции, этобыло назначение, продиктованноеполитическимисоображениями: партия SHAS, крупнейшаяиз ортодоксальныхпартий в коалицииНетаниягу, грозила отказатьсяот поддержкипередислокацииизраильскихвойск из Хевронав случае, еслиБар-Он не получитэто назначение.В апреле былоначато полицейскоерасследование, по итогам которогобыло рекомендованопривлечь Нетаниягук ответственностиза злоупотреблениеобщественнымдоверием. Былорешено не настаиватьна обвиненияхпротив Нетаниягуза недостаточностьюдоказательств, однако в егоадрес прозвучалрешительныйпризыв к отставке.Это дело, известноекак «Бар-Он заХеврон», ослабилопозиции Нетаниягуи сделало егоболее зависимымот поддержкинационалистическихи религиозныхпартий.

Но политикакабинета Б.Нетаниягу непретерпелаизменений иво время трехстороннихпереговоровв январе 1998 годав Вашингтонепри посредничествеи с участиемпрезидентаСША Б. Клинтона.

Б. Нетаниягуотверг предложениеБ. Клинтонаразбить очереднойэтап выводавойск на промежуточныестадии, увязавих с выполнениемпалестинцамиконкретныхобязательствв сфере безопасности.Б. Нетаниягупотребовалбезопасностидля Израиля«оптом» и сбессрочнойгарантией, ане «в розницу».Он занял жесткуюпозицию потерриториальнымвопросам.

Принципиальнаяпозиция обеихсторон приводитмирный процесск тупику, израильтянеи палестинцыторгуются закаждый клочокземли. Компромиссзаключаетсяв том, что 13 % территориихитро поделилина две составляющие:10% и 3 %. 10 процентовбезоговорочнопереходят кпалестинцам.Еще 3 процентаназовут «заповедной»зоной, то естьтерриторией, статус которойзапрещаетсяизменять (например, что-либо строить)в силу ее особойисторическойи религиознойценности. Ноизраильтянехотят подчинитьзаповедниксвоему контролю, палестинцы–своему. Ситуациянапоминаетисторию с полстаканомводы. Однимкажется, чтоон наполовинуполон, другим– наполовинупуст. «Толькопри согласииИзраиля нацифру 13 % возможендиалог»- такпрокомментировалобстановкуполномочныйпредставительпалестинцевна переговорахСаиб Эрикат.Без этих злосчастных13 % все переговорыо будущемпалестинскомгосударстве, разорванномна куски израильскимиКПП, остаютсяпустыми.71

Мирныйпроцесс неудалось «реанимировать»и когда в серединедекабря 1998 годаамериканскимПрезидентомБ. Клинтономбыла осуществленапоездка в регион, включавшая, казалось бы, весьма эффектныеэлементы –посещениетерриторииНациональнойпалестинскойавтономии иорганизацияпалестино-израильско-американскойвстречи насамом высокомуровне. Последовалопринятие Национальнымсоветом Палестинырешений оботмене антиизраильскихположенийПалестинскойнациональнойхартии. Однакоуже вскорестало ясно, чтовсе это не привелок тем результатам, на которыерассчитываламериканскийпрезидент.

Трениямежду палестинцамии израильтянамивозобновились, а перспективырешения ключевыхпроблем заключительногоэтапа палестино-израильскогоурегулированиятак и осталисьдостаточнотуманными.

Естьи другие вопросыситуации врегионе, требующиесвоего решения.Это, в частности, относится крезко возросшейактивности, масштабамдеятельностии дестабилизирующемувлиянию врегиональноми международномконтекстеэкстремистскихи террористическихэлементов иорганизацийи фактическоеотсутствиедо сих пор достаточноэффективногои вместе с темсбалансированногоответа мировогосообществана этот вызов.

По многимнаправлениямсотрудничествоИзраиля с арабскиммиром развиваетсяде-факто, внезависимостиот уровнянапряженностина фоне мирногопроцесса. Вэтой связиобращает насебя вниманиеопубликованноенедавно совместноеисследованиедвух учёных– израильскогои палестинского— Эфраима Кляйманаиз Иерусалимскогоуниверситетаи Хишама Авартанииз университетаАн-Наджах, которыевыделяют «узкий»и «широкий»ареал развитияизраильско-арабскогосотрудничествас перспективойдальнейшейинтеграции.Центром такойинтеграцииони считаюттак называемуютриаду –Израиль-Палестина-Иордания, которая имееттенденцию иреальную перспективурасширениядо так называемогосекстета, всостав которого, помимо трехназванныхстран, войдуттакже Египет, Ливан и Сирия.

Такимобразом, совершенноочевидно, чтов настоящихусловиях длядальнейшегоразвития процессанормализацииарабо-израильскихотношений сизраильскойстороны требуетсяне политикаустрашения, основаннаяна принципе«доказатьарабам, что имне удастсяуничтожитьИзраиль силой»и ставшаятрадиционнойдля Израиля, а последовательнаяполитика актовдоброй воли, способнойдоказать, чтоИзраиль на делеготов к конструктивномусотрудничеству.

Но врамках политикиНетаниягуконстуктивноесотрудничествопоставленона самую нижнююступень с этимгосударством.Так, как непримиримостьсторон в рамкахпринципа «территориив обмен на мир»не приемлемадля Нетаниягу, и Я. Арафат ненамерен отказатьсяот этих территорий.Иерусалим –самое больноеместо в конфликтеПалестины сИзраилем. « Неродился ещётакой арабскийлидер, которыймог бы отказатьсяот Иерусалима»,— сказал Я. Арафати он был совершенноправ. Точно также и Нетаниягумог заявить, что не родилсяизраильскийлидер, которыймог бы отказатьсяот незыблемогопринципа, гласящего:« Иерусалим– вечная столицаИзраиля и никогдабольше не будетразделен».Понимая этооба лидерастойко стоятна своих позицияне уступая другдругу ни в чем.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Инвестиционный потенциал регионов
Реферат Индексы, их сущность, разновидность и области применения
Реферат Проблемы стратегического развития местного самоуправления с позиций институциональной экономической теории
Реферат Инфляция. Ее особенности в России
Реферат Инфляция, ее особенности в России
Реферат Инновационная политика промышленного предприятия
Реферат Современный конституционализм и муниципальная власть: концептуальные основы и факторы становления
Реферат Адсорбенты и ионные обменники в процессах очистки природных и сточных вод.
Реферат Интернет-центр в гостинице
Реферат Инфляция в Республике Казахстан
Реферат Интегрированные материальные потоки
Реферат Инфляция в рыночном хозяйстве
Реферат Инновационные технологии, применяемые для ремонта и восстановления оборудования на предприятии (на примере ОАО "Татнефть")
Реферат Интернет экономика
Реферат Инновации производства в оборонно-промышленном комплексе (на примере Брянской области)