Реферат по предмету "Экономика"


Интегрированные материальные потоки

Министерство образованияи науки Украины
Харьковский национальныйэкономический университет
Кафедра Логистики
Индивидуальная работа подисциплине
 «Интегрированныематериальные потоки»
Колодизева Т.А.
Золотухина И.Б.
МиМ 4-8
21.05.09   Руководитель:
Выполнил:
Группа:
Дата:
Оценка:
г.Харьков, 2009

Тема1. Грузовая единица – элемент сквозного логистического
процесса
Однимиз ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы.
Грузоваяединица — некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют,выгружают и хранят как единую массу.
Грузоваяединица — это тот элемент логистики, который своими параметрами связываеттехнологические процессы участников логистического процесса в единое целое,формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и наскладах.
Существеннымихарактеристиками грузовой единицы являются следующие:
— размеры грузовой единицы;
— способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрическойформы в процессе разнообразных логистических операций.
Размерыгрузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки,разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяетэффективно использовать материально-техническую базу участников логистическогопроцесса на всех этапах движения материального потока.
Вкачестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используютсястандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный встандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Этодостигается унификацией размеров транспортной тары.
Влогистике применяется разнообразная материально-техническая база. Для тогочтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, такназываемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник состоронами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площадигрузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складскогооборудования и т. п.
Использованиеединого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размерыматериально технической базы на всем пути движения материального потока,начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя.
Наосновании базового модуля разработана единая система унифицированных размеровтранспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадьподдона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяютнаружные и внутренние размеры транспортной тары.
Способностьгрузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистическихопераций достигается пакетированием. Пакетирование — это операция формированияна поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единоецелое.
Пакетированиеобеспечивает:
— сохранность продукта на пути движения к потребителю;
— возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнениипогрузочно-разгрузочных и транспортно складских работ за счет их комплексноймеханизации и автоматизации;
максимальноеиспользование грузоподъемности и вмести-мости подвижного состава на всех видахтранспорта;
— возможность перегрузки без переформирования;
— безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ[1].
Дляоптимизации организации приемки товаров получатель должен знать транспортныехарактеристики грузов: совокупность свойств груза, определяющих еготранспортабельность, условия перевозки, перевалки и хранения, вид упаковки,объем, масса, габариты, физико-химические свойства и др.
Физико-химическиесвойства грузов, хрупкость, токсичность, гигроскопичность, распыляемость,смерзаемость, спекаемость; способность к самовозгоранию, окислению,радиационному воздействию и т.д.
Наосновании полученной информации грузовая служба, экспедиция и склад определяютколичество работников, участвующих в разгрузке, состав техники, необходимой длявыполнения разгрузки, определяют места разгрузки, готовят поддоны, стропы,механизмы и т.д., определяют потенциальные места временного хранения дляразмещения поступивших товаров.
Приприбытии транспортных средств на склад получателя сначала проверяют грузовикина наличие паразитов, общее санитарное состояние, наличие запахов, влаги, атакже общую безопасность. Для продукции со специальными условиями отгрузкикаждая проверка обязательно документируется.
Затемпроверяют наличие полного комплекта товаросопроводительных документов и ихсодержание на предмет соответствия условиям контракта. Если основныетоваросопроводительные документы отсутствуют, для приемки продукции составляютакты о фактическом количестве и качестве поступивших товаров. Если комплектдокументов не полный, производится отметка в товарно-транспортной накладной.
Приразгрузке транспортных средств необходимо строго соблюдать установленныеправила выполнения погрузо-разгрузочных работ, обращая внимание на специальнуюмаркировку грузов и манипуляционные знаки. Нарушения правил приводят кповреждению грузов, травматизму, излишним затратам.
Еслитовары доставлены на склад автомобилем, выполняют операции:
— проверка целостности упаковки;
— выгрузка и приемка товаров по количеству мест и весу;
— перемещение товаров в зону приемки [2].
 
Тема2. Организационная структура логистики на предприятии
Длякрупных предприятий (объединений), состоящих из ряда филиалов, наиболееприемлем Организационный тип структуры службы снабжения(с.с.), представленныйна рисунке ниже.
Особенностьюэтого типа структуры является то, что подразделения имеют свои С.С. с функциямипо планированию и оперативному регулированию снабжения производственных цехов иучастков материальными ресурсами, а также по контролю за их исполнением.
Формированиенормативной базы, прогнозирование и разработка планов МТС, установлениехозяйственных связей, и координация работы С.С., входящих в предприятие,сконцентрированы на базе С.С. предприятия. Взаимодействие подразделений С.С.предприятия осуществляется на основе функциональных связей, а неадминистративного подчинения.
Однимиз звеньев организации МТС является складское хозяйство, основная задачакоторого заключается в приеме и хранении материалов, их подготовке кпроизводственному потреблению, непосредственном снабжении цехов необходимымиматериальными ресурсами. Склады в зависимости от связи с производственнымпроцессом подразделяются на материальные, производственные, сбытовые.
/>Рис.1. Схема организационной структуры службы снабжения.
Принятыематериалы хранятся на складах по номенклатурным группам; сортам, размерам.Стеллажи нумеруются с указанием индексов материалов.
Завозматериалов и работа складов организуются на основе оперативно-заготовительныхпланов [3].
Традиционныеорганизационные структуры в бизнесе затрудняют какие бы то ни быломежфункциональные npоцессы. В большинстве организационных структур полномочия иобязанности распределены по функциональному признаку. Фактически иорганизационные структуры, и бюджеты (сметы) соответсвуют типу выполняемойработы В традиционной практике работники объединяются и функциональныеподразделения согласно своей специализации, на этом принципе построены, скажем,отдел управления запасами, складское хозяйство, транспортный отдел и т.д. Любоетакое подразделение озабочено в первую очередь совершенствованием своейфункции. А поскольку целью интеграции является взаимодействие функциональныхобластей, формальная организационная структура играет роль сдерживающегофактора. Для характеристики традиционных функциональных структур частопользуются выражением местническое мышление. С другой стороны, такойузкоспециализированный подход менеджеров вполне объясним, ведь вознаграждениебольшинства из них строится на показателях работы именно функциональныхподразделений [4].
 
Тема3. Модель «Точно вовремя»
Точнововремя (Just-In-Time, JIT) — концепция управления промышленными предприятиями,широко использующаяся на промышленных предприятиях различного профиля иразличного размера во всем мире. Эта книга — попытка рассмотреть все наиболеераспространенные современные методы управления промышленным предприятием. Длябольшинства российских предприятий, стремящихся успешно развиваться иконкурировать не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, сейчас самоевремя узнать, как наиболее эффективно управлять предприятием. В книгерассматриваются эволюция систем управления — от самых простых методов к болеесложным (MRP II — планирование производственных ресурсов), новые, толькополучающие широкое распространение компьютерные системы (APS-системы, илисистемы синхронного планирования и оптимизации производственных процессов),теория ограничений и теория «Точно вовремя», некоторые практическиеаспекты использования корпоративных компьютерных систем (ERP-систем), а такжеместо ERP-систем в информационном пространстве предприятия и возможностиинтеграции ERP-систем с другими системами (бухгалтерскими, CAD/CAM,PDM-системами). Значительное место в книге занимают вопросы организации проектавнедрения описанных методов управления и поддерживающих их компьютерных систем.Рассматривается тактика выбора системы, подходящей предприятию, а также вопросыорганизации проекта успешного внедрения [5].

Тема4. Примеры отдельных форм и видов материальных потоков
вразных отраслях экономики
Навсех складах независимо от их характеристик можно зафиксировать как минимум тривида материальных потоков:
Входной.
Выходной
Внутренний
Входнойпоток означает поступление на склад или в систему каких-либо материальныхресурсов или средств труда. Данное событие влечет за собой выполнение рядаспецифических логистических операций: загрузку транспортных средств,осуществление приемки груза по количеству, ассортименту и качеству и т. д.
Выходнойпоток означает формирование и отправление со склада (системы) материальногопотока по месту назначения. Он также предполагает выполнение только емуприсущих логистических операций. Например, комплектацию, погрузку натранспортные средства, пломбирование, маркировку и т. д.
Внутреннийпоток, как уже отмечалось, может выражаться в 2-х формах. В форме динамичногопотока который обусловливает необходимость физического перемещения грузоввнутри склада или системы переработки.
Вформе статичного потока, который предполагает Haхождение материальных ресурсовв складированном виде в стадии покоя.
Отметим,что в процессе нахождения материального потока в пределах склада он можетменять свою форму множество раз.
Поступлениематериального потока на склад (в систему), как правило, означает возникновениепотребности во временном хранении на том или ином этапе продвиженияматериальных ресурсов. Для реализации данной функции необходимо как минимум: 
— обеспечить требуемые условия хранения ресурсов;
— разработать соответствующий алгоритм действий по размещению этих ресурсов иизъятию их из мест хранения;
— организовать эффективный учет и контроль за динамикой имеющихся запасов и пр.
Независимоот того, реализуется функция хранения или нет, материальные потоки на складахобычно трансформируются по своим параметрам. Это значит, что каждый раз долженбыть выполнен комплекс логистических операций, который индивидуален не толькопо их составу и объему, но и ряду переменных. Исходя из этого, функциональнуюдеятельность складов можно характеризовать как стохастическую. Данное свойствоусиливается неравномерностью и динамичностью поставок, обусловливающихспецифику входных потоков и заказов, предопределяющих особенности выходныхпотоков. В то же время при правильной организации процесса управленияотрицательные воздействия на работу складов могут быть нейтрализованы или, покрайней мере, уменьшены [6].
 
Тема5. Логистические операции и функции на отдельных стадиях
логистическогопроцесса
 
Логистическая операция — это самостоятельная часть логистического процесса,выполняемая на одном рабочем месте и (или) с помощью одного техническогоустройства; обособленная совокупность действий, направленная на преобразованиематериального и (или) информационного потока.
Логистическаяоперация может быть задана множеством начальных условий, параметров внешней среды,альтернативных стратегий, характеристик целевой функции. Логистические операциимогут классифицироваться на:
·          внешние — направленные на реализацию функцийснабжения и сбыта;
·          внутренние — осуществляемые в рамках реализациифункции производства;
·          базисные — к ним относятся: снабжение,производство и сбыт;
·          ключевыелогистические операции подразделяются на: поддержание стандартов обслуживания потребителей;управление закупками; транспортировка; управление запасами; управлениепроцедурами заказов; управление производственными процедурами; ценообразование;физическое распределение;
·          поддерживающиелогистические операции подразделяются на: складирование; грузопереработку; защитную упаковку;обеспечение возврата товаров; обеспечение запасными частями и сервисноеобслуживание; информационно-компьютерную поддержку [7].
Клогистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку,транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и др.
Логистическиеоперации с материальными потоками в сфере обращения представляют собой операциипогрузки, разгрузки, транспортировки, комплектации, складирования,распределения, затаривания.
Логистическиеоперации с материальными потоками в сфере производства сводятся к размещениюзаказов, управлению складированием, выбору оборудования, продуцентов ипоставщиков, планированию и диспетчированию производственного процесса, учету иуправлению запасами.
Логистическиеоперации с информационными потоками сводятся к созданию информационных систем иосуществлению в рамках этих систем действий по сбору, хранению, обработке ипередаче информации, сопутствующей материальным потокам и инициирующей этипотоки и управляющей ими. Затраты на выполнение логистических операций синформационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.
Выполнениелогистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическуюсистему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутрилогистической системы. Это объясняется имеющим место переходом правасобственности на товар и страховых рисков с одного юридического лица на Другое.По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние идвусторонние.
Некоторыелогистические операции являются, по существу, продолжением технологическогопроизводственного процесса, например, фасовка. Эти операции изменяютпотребительские свойства товара и могут осуществляться как в сферепроизводства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовойбазы.
Логистическиеоперации, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовойпродукции, относят к категории внешних логистических операций. Логистическиеоперации, выполняемые внутри логистической системы, называют внутренними.Неопределенность окружающей среды в первую очередь сказывается на характеревыполнения внешних логистических операций.
Взависимости от уровня организации бизнеса логистические функции подразделяют набазисные, ключевые и поддерживающие.
Наборфункций в каждой группе определяется особенностями логистических процессов иорганизацией службы логистики в конкретной фирме.
Кбазисным логистическим функциям относятся снабжение, производство и сбыт(распределение). Действительно, указанные три логистические функцииосуществляются практически любым товаропроизводителем.
Снабжение- обеспечение фирмы-производителя или торговой компании необходимыми видамиматериальных ресурсов или готовой продукции.
Производство- создание необходимых обществу продуктов личного и производственногопотребления с использованием орудий и предметов труда.
Сбыт(распределение) — физическое перемещение и управление запасами готовойпродукции в товаропроводящих структурах производителей и/или логистическихпосредников.
Вкачестве ключевых логистических функций выделяют следующие:
— поддержание стандартов обслуживания потребителей;
— управление закупками;
— транспортировка;
— управление запасами;
— управлениепроцедурами заказов;
— управлениепроизводственными процедурами;
— ценообразование;
— физическое распределение.
Рассмотримподробнее содержание этих функций.
Поддержаниестандартов обслуживания потребителей, обеспечение заданного уровня качествапродукции, дистрибуции товаров и послепродажного сервиса являютсяпервоочередными задачами логистического менеджмента любой западной фирмы.Широко распространившаяся за рубежом идеология всеобщего управления качеством,обязательная сертификация товаров и услуг с помощью серии стандартов ISO-9000Международной организации по стандартизации (International Standard Organization)требуют от фирм непрерывных усилий, в том числе и использования логистическихподходов по обеспечению более высокого уровня качества товаров и сервиса посравнению с конкурентами [8].
Логистическойфункцией (комплексной логистической активностью) называется обособленнаясовокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленныхперед логистической системой и (или) ее звеньями задач.
Средикомплексных логистических активностей на уровне организации бизнеса принятовыделять следующие:
·          снабжение(закупки);
·          производство;
·          сбыт(распределение);
·          складирование;
·          транспортировка;
·          сервиснаяподдержка;
·          информационнаяподдержка [9].
Тема6. Инфраструктура интегрированным материальных потоков
Главнымобъектом исследования логистической концепции являются материальные и товарныепотоки, но делает предметом исследования сквозную организационно-аналитическуюоптимизацию всей совокупности этих потоков в рамках производственной иматериальной инфраструктуры (снабжения, сбыта, транспорта, складскогохозяйства, связи, информационного и финансового обеспечения).
Этаконцепция более прогрессивная и отражает новый этап эволюции всех составляющихпроизводственной (материальной) инфраструктуры, объективно подготавливая иподводя управление ими к логистической идее. Здесь объективные предпосылкиактуальности и целесообразности логистического подхода выступают следствиемглобальных интеграционных тенденций в мировой экономике и постепеннойпереориентации на рынок потребителей. Начиная с 60-х гг. XX в. во всехэкономически развитых странах сбыт как содержательная часть производственнойинфраструктуры, а также организация транспортных, информационных и финансовыхпотоков становится функцией единой службы. Последняя реализует сквозные функцииуправления и регулирования (распределения) материальных потоков нафирме-производителе, начиная с момента поступления материалов на склад и вплотьдо выхода этого потока за пределы предприятия в виде готовой продукции. Темсамым объединяются под единое управление ранее независимые процессы –снабженческо-заготовительные, погрузочно-разгрузочные,транспортно-экспедиционные и таможенно-складские, регулирование запасов ипрочие виды деятельности, которые по существу создают и направляют все движениематериальных ценностей с ориентацией на конечную цель фирмы.
Согласновторой концепции она может трактоваться как научная организация управленияинфраструктурными потоковыми процессами путем их интеграции и рационализации(оптимизации) с целью более полного и своевременного обеспечения производствафирмы и реализации выпускаемой продукции с наименьшими издержками.
Слабоеместо этой концепции – исключение из состава материальных и товарных потоков,подлежащих интеграции и оптимизации по общему критерию, самого материальногопроизводства, где единый материальный поток наиболее глубоко преобразуется(создается потенциальная потребительная стоимость).
Ограниченностьрассмотренной концепции в значительной степени связана с достаточнораспространенной сбытовой концепцией маркетинга, согласно которой материальноепроизводство остается наиболее приоритетной и доминирующей стадиейвоспроизводственного процесса; на нее работают все другие инфраструктурныезвенья, следовательно, и зависят от его требований.
Болеепоследовательной разновидностью указанной концепции, отвечающей полнойпереориентации на рынок потребителя, его потребности и нужды (что соответствуетнаиболее прогрессивной маркетинговой концепции социально-ответственного илисоциально-этичного маркетинга), является сквозная организационно-аналитическаяоптимизация всей совокупности материальных и товарных потоков с позиций единогоцелого, равно как и самих потоковых процессов. Не принципиально, осуществляетсяли движение и преобразование этих потоков в границах одной фирмы-собственникалибо силами нескольких сопряженных экономически и юридически независимыхпроизводственно-коммерческих субъектов, но являющихся по сути звеньями общегоматериального (товарного) потока отраслевого и межотраслевоговоспроизводственного процесса, вплоть до создания конечного продукта, егораспределения и потребления. Это различие приобретает актуальность припроектировании и создании соответственно микро-, мета (мезо-) имакрологистических систем.
В рамках такой общей концепции логистики парадоксальной выглядит классификация(деление) ее по функциональному признаку на заготовительную, производственную,транспортную, складскую, распределительную и другие виды логистики. Постадийноедробление потока перечеркивает основную суть идеи логистики – целостностьохвата и оптимизации единых потоковых процессов. Такое условное делениеоправдано, если предполагает сделать предметом логистики:
–оптимальную организацию самих потоков, в результате которой устанавливаютсяграницы структурно-функциональных подразделений (например, степеньцелесообразности покупки, производства, складирования, транспортировкиразличными видами транспорта сырья, комплектующих изделий, оборудования);
–решение специфических локальных логистических задач внутри функциональных подразделений,в первую очередь, по подготовке к реализации оптимальных решенийраспорядительного логистического центра.
Такойподход угрожает подменить с помощью логистики традиционную и достаточносодержательную деятельность других профессий и соответствующих наук поэкономике и организации материально-технического обеспечения производства иторговли, транспорта, складского хозяйства, сбыта; это требует либо отказа оттакого деления логистики как особой методологии, на которую никакая другаядисциплина не претендует, либо предусматривает необходимость четкого разделениязадач и функций в рамках указанных подразделений, чтобы обоснованно отличатьлогистику в производстве, в снабжении, в транспорте и складском деле, в областиуправления информацией, финансами от традиционной научно-практическойдеятельности в этих сферах экономики и организации соответствующихподразделений. В противном случае логистика претендует на замещение этихприкладных экономических наук, следовательно, признает их несостоятельными. Залогистикой в рамках рассмотренных подразделений следует закрепить следующиезадачи:
–формирование информации о ресурсных возможностях этих подразделений и другихограничениях при использовании тактической (оперативной) логистики и информациио расширении этих потенциальных возможностей и устранении ряда ограничений прииспользовании стратегической логистики;
–создание и развитие логистических систем в указанных подразделениях помодульному принципу управления с достаточной самостоятельностью модулей и агрегированныхблоков. Это обеспечит сочетание централизованного управления (логистики) сцентрализованной деятельностью внутри этих блоков, характерной для традиционныхпотоков и операций;
–определение комплекса предпосылок в виде конструктивной программы мероприятийдля реализации оптимальных решений логистического центра.
Рассмотренныевыше концепции органично связывают теорию, методологию, объект и предметлогистики с определенными видами деятельности, ограниченной материальными,товарными и сопутствующими им информационными и финансовыми потоками.
Появлениеновой современной (третьей) концепции логистики как научной организацииуправления любыми потоковыми процессами в любой сфере человеческойдеятельности, имеющими пространственно-временную последовательность, охватываети военные операции, медицину и здравоохранение, и туризм, спорт, июриспруденцию, банковские услуги – путем их рационализации (оптимизации) радиулучшения конечных результатов этих видов деятельности.
Этаконцепция логистики предпочтительнее, поскольку обладает следующимипреимуществами научного и практического характера:
–не отменяет научно продуктивную вторую концепцию, а рассматривает ее какчастный случай экономической логистики, могущей иметь свои «специализации»,образованные не по стадиям движения и преобразования единого материальногопотока, а по сферам ее применения, например, промышленная логистика,строительная логистика, финансовая, банковская, региональная логистика,логистика народнохозяйственных комплексов. Каждая из этих сфер экономическойдеятельности имеет свои логистические цепи, сети, проблемные ситуации,постановку, моделирование и методы решения своих специфических задач;
–возможность использования новых логистических форм и методов, актуальных ихарактерных для пространственно-временных потоковых процессов в различных видахдеятельности, взаимно обогащающих логистический арсенал;
–отпадает необходимость подменять логистикой содержательную деятельностьобъектов логистизации, сохраняя за логистикой глобальную интеграцию ирационализацию всей совокупности пространственно-временных процессов,существенно не затрагивая их содержательную сторону.
Третьяконцепция может потребовать разграничения своего объекта, предмета, методологиии аппарата исследования с другими научными дисциплинами, например,экономической кибернетикой, применением экономико-математических моделей иметодов в управлении народным хозяйством, информатикой, теорией управления.
Отечественнаяпрактика использования логистики в области нересурсоемких услуг подтверждаетправомерность последней логистической концепции. В этой области современныйэтап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы,представляющей собой совокупность информационной инфраструктуры и субъектов, осуществляющихформирование, распространение и использование информации, а также системырегулирования возникающих при этом общественных отношений.
Существующиеконцепции логистики, их анализ и оценка ее воздействия на масштабы ирезультативность применения в национальной экономике тесно связаны с проблемойлогистизации отечественных структур [10].

Списокиспользованной литературы
 
1. otherreferats./emodel/00009473_1.html
2. www.prodexima.ru/index.php?page=Article&num=5
3. www.logist.com.ua/logistic/supply/supply_service.htm
4. moscowheatmovie.com/?p=19
5. citforum.fast.net.ua/book/erpsys/erpsys_c.shtml
6. www.skladik.info/page36.html
7. examen.od.ua/logistic/page125.html
8. www.gruzoperevozki.goldfuture.ru/article2.html
9. www.startlogistic.ru/metod/operation/
10.www.m-economy.ru/art.php3?artid=23945


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.