Реферат по предмету "Иностранные языки"


Образ художника в романе МБулгакова Мастер и Маргарита

Тема художникав романе М. Булгакова«Мастер и Маргарита»
«Из всехписателей 20-х— 30-х гг. XXвека, наверное, Михаил Булгаковв наибольшеймере сохраняетсяв российс­комобщественномсознании. Сохраняетсяне столькосвоей биографией, из которойвспоминаютобычно егописьма Ста­линуи единственныйтелефонныйразговор стираном, сколь­косвоими гениальнымипроизведениями, главное изкото­рых —»Мастер и Маргарита".Каждому следующемупоколе­ниючитателей романоткрываетсяновыми гранями.Вспом­ним хотябы «осетринувторой свежести», и придет на умпечальнаямысль, что вечнов России всевторой свежести, все, кромелитературы.Булгаков этокак раз блестящедока­зал", —вот так в несколькихсловах БорисСоколов, извест­ныйисследовательтворчестваБулгакова, сумел показать, ка­кой вкладвнес писательв русскую имировую литера­туру.
Слово «мастер»не случайновынесено Булгако­вымв заглавие егознаменитогоромана «Мастери Маргарита».Он действительноявляется однойиз цент­ральныхфигур булгаковскогопроизведения.Мастер— историк, сделавшийсяписателем.Мастер — человекталантливый, но крайненепрактичный, наивный, робкийв житейскихделах. Он написалгениальныйроман о ПонтииПилате и наивноверил, что романэтот будеткому-то нужен, что его будутпечатать ичитать простопотому, что этохороший роман.При этом в своёдело, в свойроман он вкладываетвсю душу, и когдаоказывается, что труд егоникому не нужен, за исключениемодной лишьМаргариты, чтоон вызываетлишь озлоблениеи нападки критиков, для Мастеражизнь теряетвсякий смысл.
Мастер — во многом автобиографический герой. Его возраств момент действияромана («человекпримерно трид­цативосьми лет»)— это в точностивозраст Булгаковав мае 1929 года.Газетная кампанияпротив Мастераи его романао Понтии Пилатенапоминаетгазетную кампаниюпротив Булгаковаи его повести«Роковые яйца», пьес «Дни Турбиных»,«Бег», «Зойкинаквартира»,«Багровыйостров» и роман«Белая гвардия».
СудьбаМастера складываетсяпод воздействиемразнонаправленныхмогущественныхсил, каждая изкоторых пытаетсяувлечь его засобой. Божественнойволей ему дарованписательскийталант, которыйде­лает безвестногосотрудникамузея Мастером.Рабо­тая надсвоим произведениемо «жестокомпятом прокуратореИудеи всадникеПонтийскомПилате», Мастертем самым выполняетзавет Бога. Ноживет он в мире, где злые, пошлые, скудоумныеничтоже­ствапришли к власти, где, по великолепномуопределениюБулгакова,«чего ни хватишься, ничего нет».В этом миребожественныйдар Мастераоказывает­сяпод запретомкак нечто оченьопасное. Мастер— человек, несозданный длятой жестокойборьбы, на которуюего обрекаетобщество. Онне понимает, что, став писателем, он тем самымпревращаетсяв конкуренталатунских-берлиозов, бездарей идемагогов, захвативших“литературнуюниву” и считающихеё своей законнойкормушкой, своей вотчиной.Они бездарныи потому ненавидятвсякого талантливогоконкурента.Они приспособленцыи подлецы, ипотому у нихстрашную злобувызывает человеквнутреннесвободный, человек, которыйговорит толькото, что думает.И они стараютсяего уничтожить.Это вполнеестественнои не может бытьиначе, но Мастерэтого не понимает.Он к этому неготов. Ненавистьи злоба этихлюдей его угнетает.К этому прибавляетсяощущениебезысходности, ненужностиего дела, егоромана. И Мастеротчаялся, сломался.
Однако Мастербыл единственнымв Москве человеком, который выбралверный творческийпуть. Он решилслужить великому, божественномуискусству, онне стал писатьна заказ, о том, «что можно».Но его неприспособленностьи слабость немогли не сказатьсяна его идеалах.Неудивительно, что Мастер, ощутив безысходностьи свою ненужность, по собственнойволе приходитв клинику длядушевнобольных.
“У меня большенет никакихмечтаний ивдохновениятоже нет, — говоритон Воланду, —ничто менявокруг не интересует, кроме неё, менясломали, мнескучно, и я хочув подвал”. “Аваш роман, Пилат?”— “Он мне ненавистен, этот роман, яслишком многоиспытал из-занего”.
Но возникаетвопрос: мог лиглавный геройпоступитьпо-другому? Безусловно, мог. Мастер могпродолжитьсвою борьбуили же, если онсам отверг свойроман, мог найтидругую цельв жизни. Егопоступок лишьусилил душевныестрадания иего самого, иМаргариты. Онвозненавидели роман, и себясамого.
Булгаков несоглашаетсяс выбором Мастераи считает, чтоего герой незаслужил света.Но все-такипосле встречис Воландомавтор дает шанссвоему героюзавершить делосвоей жизнисловами: «Свободен! Свободен! Онждет тебя!»
На примересудьбы МастераБулгаков всвоем романепомещает важнейшиедля него мысли, суж­дения иразмышленияо месте художника, творче­скойличности вобществе, вмире, о еговзаимо­отношенияхс властью исвоей совестью.Булгаков приходитк выводу о том, что художникне должен лгатьни себе, ни другимлюдям. Художник, который лжет, не в ладу сосвоей совестью, теряет всякоепра­во на творчество.
В связи с этимфигура Мастерав романе неодноз­начна: он остаетсявнутренне веренсебе, но в тоже время у негонет сил творитьна земле, лживосогла­шаясьили настойчивосопротивляясьсуществующейобщественнойморали, еготворчестволишено комп­ромиссов, поэтому он «незаслужил света, но заслу­жилпокой». И именноВоланд и егосвита восстанав­ливаютсправедливостьпо отношениюк Мастеру, делаяего рукописи«негорящими», что означает, по мысли самогоБулгакова, чтотолько истинноетвор­чествобессмертно!

Для писем:
katerina-post@yandex.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.