Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Разработка алгоритма управления и плана мероприятий по выводу предприятия из кризиса

Оглавление

Введение_________________________________________________3

1. Глава _________________________________________________4

1.1. Основные положения по разработке плана финансового оздоровления предприятия__________________________________4
1.2. Особенности мероприятий плана финансового оздоровления в процессе реализации процедур признания предприятия банкротом________________________________________________7
1.3. Требования, предъявляемые к разработке и реализации плана финансового оздоровления_________________________________12

2. Глава_________________________________________________14

2.1.Анализ финансового состояния организации_______________14

2.2. Выявление проблем и разработка алгоритма антикризисного управления_______________________________________________19

2.3. Экспресс-анализ финансового состояния организации после проведенных мер по антикризисному управлению______________22

Заключение______________________________________________26

Список использованных источников_______________________ 27
Введение

В период рыночных реформ большая часть российских предприятий оказалась в тяжелом экономическом положении. Это связано не только с общей ситуацией в стране, но и со слабостью финансового управления на предприятиях. Отсутствие навыков адекватной оценки собственного финансового состояния, анализа финансовых последствий принимаемых решений поставили многие из них на грань банкротства. Так что знание методов финансового анализа, умение разработать план оздоровления предприятия стали необходимой предпосылкой эффективного управления организацией.
Предотвратить кризис, обеспечить продолжительное процветание предприятия – чрезвычайно важная задача. Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая антикризисным управлением.В условиях переходной экономики, которая характеризуется нестабильностью и большими рисками любое предприятие может неожиданно столкнуться с кризисом, поэтому тема антикризисного управления особенно актуальна сегодня в России.1

Под кризисной ситуацией понимается процесс неравномерного развития экономики и отдельных ее составляющих, колебание объемов производства и сбыта, возникновение значительных спадов производства. Кризисная ситуация свойственна рыночной экономике, которая тесно увязана с определенным характером жизненного цикла предприятия.

Целью данной курсовой работы является разработка алгоритма управления и плана мероприятий по выводу предприятия из кризиса.

К задачам курсовой работы можно отнести:

анализ структуры баланса, его актива и пассива;

провести экспресс-анализ финансового состояния предприятия;

разработать алгоритм управления предприятием, включая разработку плана мероприятий по выводу фирмы из кризиса;

согласно разработанным действиям внести изменения в прогнозный баланс предприятия и провести финансовый анализ по этому балансу.



Глава1
1.1. Основные положения по разработке плана финансового оздоровления предприятия
На протяжении достаточно продолжительного периода времени под бизнес-планом понимали программу, содержащую информацию, необходимую для создания бизнеса и получения прибыли в случае исполнения этой программы, либо программу по реализации инвестиционного проекта на вполне благополучном (финансово устойчивом) предприятии. В 90-х годах прошлого века, бизнес-план получил и несколько иную информационную направленность. Бизнес-план стал рассматриваться как документ, содержащий план реализации мероприятий основными задачами, которого стало повышение конкурентных преимуществ предприятий и финансовое оздоровление неплатежеспособных или слабо платежеспособных предприятий.
Бизнес-план – это документ, определяющий основные тенденции деятельности предприятия и систему планомерно организованных мероприятий, направленных на реализацию поставленных целей.
В свою очередь, план финансового оздоровления представляет собой описание различных стратегий финансового оздоровления. Он позволяет определить основные направления работ и их ожидаемую общую эффективность.2
Пользователями бизнес-плана финансового оздоровления могут быть следующие категории субъектов:
1) сами предприятия, имеющие реальные убытки и/или предприятия, относящиеся к разряду неплатежеспособных;
2) кредиторы или инвесторы.
В том случае если бизнес-план составляется для первой категории, то в нем следует зафиксировать результаты кризисного периода и отразить действия, которые должны быть проведены с целью финансового оздоровления, например, план маркетинга, производственные планы либо графики работ и т. д.
Если пользователями бизнес-плана является вторая категория субъектов, то в этом случае бизнес-план должен содержать информацию привлекательную при выборе объектов инвестирования или кредитования (соответственно инвесторами либо кредиторами).
План финансового оздоровления рекомендуется разрабатывать с учетом Типовой структуры программы финансового оздоровления неплатежеспособных организаций, приложения 2 к приказу Минэкономики России № 497 и приказу Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству № 136 от 19.11.99 г., распоряжения ФСДН от 05.12.94 г. № 98-р «Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления»3.
В данных нормативных документах обозначены основные разделы плана финансового оздоровления. Однако некоторые его разделы могут быть удалены или, напротив, добавлены новые в связи со спецификой, масштабами и деятельностью предприятия. Кроме этого, в отличие от бизнес-плана создания предприятия в план финансового оздоровления несостоятельного предприятия могут входить один либо несколько бизнес-планов по отдельным нововведениям или по отдельным вновь создаваемым производственным бизнес-единицам.
План финансового оздоровления – эффективный инструмент планирования финансово-экономических, технических и управленческих мероприятий по реформированию несостоятельного предприятия в соответствии с потребностями рынка. Его основными целями являются восстановление платежеспособности и повышение конкурентных преимуществ предприятия-должника (данное определение плана финансового оздоровления относится в основном к несостоятельному предприятию, находящемуся в арбитражном процессе. Однако почти все положения по формированию этого плана справедливы и для предприятий, не находящихся в арбитражном процессе).4
План финансового оздоровления выполняет следующие функции:
– используется для разработки и реализации плана по восстановлению платежеспособности и конкурентных преимуществ на рынке;
– является инструментом, при помощи которого кредиторы, инвесторы и другие пользователи плана могут оценить текущее и будущее финансовое состояние предприятия, достоверность и обоснованность планируемых мероприятий, а также проконтролировать процесс его реализации;
– является основным документом, необходимым для привлечения инвестиций в производство;
– позволяет создать имидж стабильного предприятия на основе рекламного материала, предполагаемых мероприятий по финансовому оздоровлению несостоятельного предприятия;
– обеспечивает вовлечение всего персонала предприятия в согласованные действия по его реформированию, что служит дополнительной гарантией эффективности этих действий.
Перечисленные выше функции плана финансового оздоровления предприятия не исчерпывают всего их перечня, однако свидетельствуют о важности этого документа и его значительной роли в реформировании несостоятельных предприятий и оздоровлении экономики страны.5

Анализ финансовой отчетности при оценке бизнеса
Сколько денег предприятие заработало или потеряло за определенный период (например, месяц или год), показано в отчете о финансовых результатах.

Финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль или убыток от различных видов деятельности.
Существует следующая классификация поступлений и выбытий денежных средств:
Следует помнить, что за рубежом учет выручки от реализации проводится по отгрузке, то есть при переходе прав собственности от продавца к покупателю.
Еще одно важное отличие западной методики ведения бухгалтерского учета от российской – ступенчатый принцип формирования финансовых результатов.
Покажем формирование финансовых результатов на условном примере:
Полезную информацию для оценки бизнеса можно найти в отчете о движении денежных средств или платежном календаре.
Отчет, в котором указывается входящая и исходящая денежная наличность компании, называется Отчетом о движении денежных средств. Например, товары могут продаваться в кредит. Поступления от продажи показываются в отчетах за этот месяц, но реальных денежных средств еще нет.6
В оценке бизнеса денежные потоки принято рассчитывать косвенным методом, в основе которого – учет факторов, увеличивающих или уменьшающих денежную наличность.

Самое простое определение денежного потока – это чистая прибыль плюс сумма амортизации.
1.2. Особенности мероприятий плана финансового оздоровления в процессе реализации процедур признания предприятия-должника банкротом
Исследуя сферы применения плана финансового оздоровления в антикризисном управлении, следует отметить, что он может разрабатываться на этапах как досудебной санации, так и наблюдения финансового оздоровления и внешнего управления, т. е. в рамках процедуры признания предприятия-должника банкротом. И если цель планов, разработанных на разных этапах антикризисного управления, одна – восстановление платежеспособности предприятия и повышение его конкурентоспособности, то содержание планов финансового оздоровления на этих этапах антикризисного управления различно.
На этапе досудебной санации собственник предприятия в случае финансовых проблем, в соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)», обязан применять превентивные меры по предупреждению его банкротства, которые могут быть сформулированы в плане финансового оздоровления и связаны в основном с санированием (оказанием финансовой помощи) предприятия кредиторами или другими инвесторами на определенных условиях. На данном этапе меры по финансовому оздоровлению, как правило, не отличаются от решений, принимаемых руководителем на нормально функционирующем и платежеспособном предприятии и предполагают:
1) оформление правоустанавливающих документов на объекты недвижимости и их оценка;
2) получение финансовой поддержки от инвесторов, в том числе от государства (санация);
3) привлечение инвестиций, в том числе путем эмиссии ценных бумаг;
4) поиск новых видов деятельности, новой продукции и рынков сбыта;
5) свертывание нерентабельных производств;
6) сдачу в аренду неиспользованных зданий, помещений и земельных участков;
7) продажу излишних основных средств, в том числе оборудования, непроизводственных основных средств, объектов незавершенного строительства;
8) снижение себестоимости продукции и услуг;
9) повышение качества продукции (услуг);
10) совершенствование системы управления предприятием;
11) переподготовку персонала.
Если финансовые проблемы на предприятии являются временными и могут быть устранены, то реализация указанных выше мер позволит финансово оздоровить предприятие и нормализовать кредиторскую задолженность. Если меры, принятые на первом этапе, не дали положительного результата, вступает в силу второй этап – наблюдение.7
На этапе «наблюдение» временный управляющий в соответствии с Законом обязан провести анализ финансового состояния предприятия и дать предложения по восстановлению его платежеспособности.
Согласно Закону целью анализа финансового состояния предприятия-должника на данном этапе являются определение достаточности принадлежащего предприятию-должнику имущества для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также определение возможности или невозможности восстановления платежеспособности предприятия-должника.
Учитывая, что данные, получаемые в результате наблюдения, будут использоваться арбитражным судом для принятия решения о дальнейшей судьбе предприятия, эти предложения должны быть глубоко аргументированы, обоснованы и представлены в виде документа, отражающего финансовое состояние предприятия. Действия руководства предприятия по восстановлению платежеспособности предприятия и сроки мероприятий по финансовому оздоровлению лучше всего изложить в форме плана финансового оздоровления предприятия.
На этапе «наблюдения» план может включать8: меры, которые были изложены выше; дополнительные мероприятия по финансовому оздоровлению несостоятельного предприятия:
1) реорганизацию предприятия (в форме слияния, выделения или присоединения) при условии заключения мирового соглашения;
2) акционирование предприятия;
3) продажу неэффективных пакетов акций и долей в уставных капиталах других предприятий;
4) перепрофилирование предприятия;
5) оптимизацию численности персонала в соответствии с реальной производственной программой и др.
На втором этапе процедуры признания предприятия-должника банкротом (финансовое оздоровление) в соответствии с Законом орган управления должника должен разработать и реализовать план финансового оздоровления и график погашения кредиторской задолженности. План и график должны быть одобрены кредиторами и утверждены арбитражным судом. На данном этапе административный управляющий призван контролировать ход выполнения перечисленных документов и информировать об этом кредиторов и арбитражный суд.
На третьем этапе «внешнее управление» Законом арбитражному управляющему предписана разработка плана внешнего управления предприятием, вторая часть которого – план финансового оздоровления несостоятельного предприятия. Утверждение этого плана внешнего управления имеет важные правовые последствия для арбитражного управляющего и дальнейшей судьбы предприятия. Если план утверждается собранием кредиторов, то внешний управляющий продолжает работать в своей должности и реализует этот план. В случае если план не утвержден, то появляется основание для снятия арбитражного управляющего с должности и его замены, а также стагнации кризисного состояния предприятия на неопределенное время.
Платежеспособность несостоятельного предприятия за период внешнего управления считается восстановленной, если отсутствуют признаки несостоятельности, т. е. предприятие-должник к концу периода внешнего управления приобретает способность:
– удовлетворять требования кредиторов с учетом процентов, начисленных за период моратория;
– исполнять обязанности по уплате обязательных платежей в течение срока не менее чем три месяца;
– вносить текущие платежи по налогам, коммунальным услугам, заработной плате и пр.
Для погашения кредиторской задолженности с пенями и штрафами, а также процентами, которые начисляются в период внешнего управления на «замороженную» задолженность, предприятию-должнику предоставляется шесть месяцев после периода внешнего управления.
Итак, перед внешним управляющим стоят две главные задачи:
1) организовать деятельность несостоятельного предприятия таким образом, чтобы иметь возможность рассчитываться с кредиторами, бюджетом и внебюджетными фондами по текущим платежам (за весь период внешнего управления);
2) аккумулировать на счете предприятия денежные средства, необходимые для того, чтобы в течение шести месяцев после окончания срока внешнего управления рассчитаться с кредиторской задолженностью (в том числе обязательной кредиторской задолженностью), имевшейся на момент введения внешнего управления.

Необходимость решения перечисленных выше задач обусловливает состав и содержание плана финансового оздоровления на этапе внешнего управления, в который могут включаться все мероприятия, сформулированные выше для первых трех этапов антикризисного управления – досудебной санации, финансового оздоровления и наблюдения.9

Кроме того, дополнительно возможна реализация следующих мероприятий по реформированию предприятия:
1) инвентаризация имущества и обязательств;
2) аудиторская проверка;
3) формирование новой команды управленцев;
4) финансовый анализ, выявление и контроль действующих (в том числе скрытых) финансовых потоков;
5) внедрение на несостоятельном предприятии системы маркетинга;
6) разработка и реализация оптимального производственного плана в соответствии с результатами маркетинговых исследований;
7) выпуск новой продукции (услуг), пользующейся спросом на рынке;
8) реструктурирование предприятия в соответствии с новой производственной программой (без применения реорганизационных процедур);
9) создание новой системы управления предприятием;
10) реструктурирование дебиторской и кредиторской задолженности предприятия;
11) пересмотр действующих арендных договоров;
12) поиск новых источников инвестиций;
13) внедрение системы финансового управления на предприятии (в том числе подсистем оптимального налогового планирования и экономии текущих затрат предприятия);
14) замещение активов;
15) продажа предприятия.
Реализация вышеуказанных мероприятий позволяет внешнему управляющему обеспечивать оплату текущих издержек предприятия и накапливать денежные средства для покрытия кредиторской задолженности.

Срок, в течение которого планируется осуществлять данные мероприятия, как правило, составляет 18 месяцев. Он определяется в основном периодом внешнего управления, на который суд назначает внешнего управляющего. Для крупных предприятий сроки могут быть увеличены.
1.3. Требования, предъявляемые к разработке и реализации плана финансового оздоровления
При составлении и реализации плана финансового оздоровления необходимо руководствоваться принципами, которые представляют собой совокупность основных требований, предъявляемых к разработке и реализации плана.10
1. Целевой характер разработки и реализации плана финансового оздоровления. При разработке и реализации плана необходимо помнить о главной цели, стоящей перед управляющим. Например, в период внешнего управления предприятием главная цель деятельности внешнего управляющего – восстановление платежеспособности предприятия. Этот принцип предполагает, что все планируемые мероприятия по финансовому оздоровлению и деятельность по их реализации должны быть направлены на восстановление платежеспособности предприятия-должника, а не иные другие цели.
2. Принцип адекватности. Он означает максимальное приближение планируемых мероприятий к реальным социально-экономическим и финансовым условиям функционирования предприятия-должника. Для реализации данного принципа проводится глубокий анализ финансового и технико-экономического состояния предприятия, его финансовых потоков и на этой основе выбираются вышеприведенные мероприятия по финансовому оздоровлению. Иногда для восстановления платежеспособности достаточно скорректировать прежнюю маркетинговую политику предприятия.
3. Системный подход к разработке плана. Этот принцип предполагает рассмотрение предприятия-должника как сложную социально-экономическую систему, имеющую различные подсистемы деятельности: юридические, социальные, финансовые, технические, экономические и пр. Поэтому при разработке плана необходимо предусмотреть мероприятия, оздоравливаюшие отдельные подсистемы предприятия-должника.
4. Структурный принцип. Он предполагает наличие в плане не менее трех обязательных разделов. Это разделы, характеризующие текущее и будущее состояние предприятия, и раздел, в котором формулируются мероприятия по финансовому оздоровлению, необходимые для достижения планируемого будущего состояния предприятия.
5. Содержательный принцип. План финансового оздоровления должен быть обоснованным и достоверным, логично и ясно изложенным.

6. Командный принцип разработки и реализации. Предполагает, что разработка и реализация плана должны осуществляться командой профессиональных консультантов вместе с руководителями предприятия-должника. Только в этом случае произойдет реальное финансовое оздоровление предприятия.
Естественно, что при выборе проектов наряду с оценкой окупаемости в расчет принимается и ряд условий, обеспечивающих надежность реализации бизнес-плана, его социальную правомерность, экологическую чистоту и вероятные приоритеты предприятия, его инвесторов, региональных и федеральных органов власти.

Окончательно принятый бизнес-план финансового оздоровления оформляется в виде единого документа и приложений к нему. Бизнес-план финансового оздоровления для внутреннего пользования должен включать четкое описание ожидаемых проблем, трудностей и способов их разрешения. Бизнес-план для совместного ознакомления может быть и закрытым.
Глава 2.

2.1.Анализ финансового состояния организации

Для анализа структуры баланса организации воспользуемся сравнительно-аналитическим балансом организации (табл.1).11
Таблица 1. Сравнительный аналитический баланс предприятия

Абсолютные величины, тыс.руб.

Относительные величины, %

АКТИВ

На начало отчетного
года

На конец отчетного
года

Изменение,
(+/-)

На начало отчетного
года

На конец отчетного
года

Изменение,



В % к
величине на

начало года

В % к
изменению

итога баланса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ









1.1. Нематериальные активы

109

230

121

0,05

0,11

0,06

111,01

-1,39

1.2. Основные средства

46563

51422

4859

21,91

25,24

3,33

10,44

-55,49

1.3.Незавершенное строительство

63052

73676

10624

29,67

36,16

6,49

16,85

-121,33

1.4. Долгосрочные финансовые вложения

79

85

6

0,04

0,04

0

7,59

-0,07

1.5. Прочие внеоборотные активы

409

404

-5

0,19

0,20

0,01

-1,22

0,06

ИТОГО по разделу I

110212

125817

15605

51,87

61,76

9,89

14,16

-178,22

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ









2.1. Запасы

74084

57701

-16383

34,87

28,32

-6,55

-22,11

187,11

2.2. Налог на добавленную стоимость

4877

2677

-2200






2.3. Долгосрочная дебиторская задолженность









-

28

28

-

0,01

0,01

-

-0,32









2.4. Краткосрочная дебиторская задолженность









19127

10898

-8229

9,00

5,35

-3,65

-43,02

93,98









2.5. Денежные средства и их эквиваленты

4184

6607

2423

1,97

3,24

1,27

57,91

-27,67

2.6. Прочие оборотные активы









ИТОГО по разделу II

102272

77911

-24361

48,13

38,24

-9,89

-23,82

278,22

ИТОГО стоимость имущества

212484

203728

-8756

100,00

100,00

0,00

-4,12

100,00

Продолжение таблицы 1.

1


2

3

4

5

6

7

8

9

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ









3.1. Уставный капитал

4135

4060

-75

1,95

1,99

0,05

-1,81

0,86

3.2. Добавочный капитал

89603

87815

-1788

42,17

43,10

0,93

-2,00

20,42

3.3. Резервный капитал

280

609

329

0,13

0,30

0,17

17,50

-3,76

3.4. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

57503

42582

-14921

27,07

20,90

-6,16

25,95

170,41

ИТОГО по разделу III

151521

135066

-16455

71,31

66,30

-5,01

-10,86

187,93

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА









4.1. Займы и кредиты









4.2. Отложенные налоговые обязательства









4.3. Прочие долгосрочные обязательства









ИТОГО по разделу IV









V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА









5.1.Краткосрочные кредиты и займы

16291

23771

7480

7,67

11,67

4.00

45,91

-85,43

5.2. Кредиторская задолженность

42443

34988

-8455

20,45

17,17

-3,28

-19,46

96,56

5.3. Прочие краткосрочные обязательства









1218

9892

8674

0,57

4,86

-4,29

712,15

-99,06

5.4. Прочие краткосрочные пассивы

11

11

0

0,01

0,01

0

0

0

ИТОГО по разделу V

60963

68662

7699

28,69

33,70

5,01

12,63

-87,93

Итого заемных средств:









а) упрощенный вариант

60963

68662

7699

28,69

33,70

5,01

12,63

-87,93

б) уточненный вариант

60952

68651

7699

28,69

33,70

5,01

12,63

-87,93

ИТОГО совокупный капитал

212484

203728

-8756

100,00

100,00

0

-4,12

100,00

Величина собственных средств в обороте:









а) упрощенный вариант

41309

9249

-32060

19,45

4,54

-14,91

-77,61

366,15

б) уточненный вариант

41320

9260

-32060

19,45

4,55

-14,90

-77,59

366,15

Вывод: Имущество организации снизилось на 8756 тыс. руб. или на 4,12%. В то же время темп снижения доходы за период уменьшились на 92144 тыс. руб. или на 21,99%, что позволяет говорить о снижении эффективности использования имущества в отчетном периоде. Снижение имущества связано исключительно с уменьшением оборотных активов на 24361 тыс.руб. или на 23,82%. Вместе с тем внеоборотные активы возросли на 15605 тыс. руб. или на 14,16%. Рост внеоборотных активов связан с увеличением нематериальных активов на 121 тыс. руб. или на 111,01%. Основные средства предприятия возросли на 4859 тыс. руб. или на 10,44%. Данный рост связан в основном с ростом активной части основных средств: машин, оборудования, транспортных средств и др. видов. В отчетном периоде также возросла стоимость зданий и сооружений на 10624 тыс. руб. или на 16,85%, что скорее всего связано с их реконструкцией или модернизацией. Часть средств были извлечены из хозяйственного оборота и не приносила доходов в связи с тем, что было осуществлено капитальное строительство. Незначительно возросли долгосрочные финансовые вложения на 6 тыс. руб. или на 7,59%. Данный рост может быть связан с вложениями организации в государственные ценные бумаги или ценные бумаги других организаций. Вместе с тем изменение имущества организации связано с уменьшением оборотных активов на 24361 тыс. руб. или на 23,82%. Данное уменьшение связано с уменьшением величины запасов на 16383 тыс. руб. или на 22,11%. Причинами изменения запасов стали уменьшение остатков сырья, материалов, товаров отгруженных, расходов будущих периодов. Доля запасов снизилась на 6,55%… Также произошло уменьшение краткосрочной дебиторской задолженности на 8229 тыс. руб. или на 43,02%. Данное изменение может быть связано с уменьшением задолженности учредителей организации по вкладам в уставный капитал, переплаты по налогам и сборам в бюджет, уменьшением задолженности работников организации по предоставленным займам за счет средств организации, по возмещению материального ущерба. В отчетном периоде произошло увеличение денежных средств и их эквивалентов на 2433 тыс. руб. или на 57,91%. Данное увеличение может быть связано либо с увеличением краткосрочных финансовых вложений (инвестиций организации в ценные бумаги других организаций, предоставление краткосрочных займов) либо с увеличением денежных средств.

Анализируя пассив баланса можно сказать об общей тенденции к уменьшению статей баланса – добавочного капитала, что связано с переоценкой основных фондов, уменьшением кредиторской задолженности, уменьшением заемных средств. Анализ пассива баланса за отчетный период показал уменьшение пассивного капитала предприятия на 8756 тыс. руб. или на 4,12 %. Данное изменение связано с уменьшением уставного капитала на 75 тыс. руб. или на 1,81%. Уменьшение уставного капитала связано с уменьшением доли нераспределенной прибыли на 14921 тыс. руб. или на 25,95%. Уменьшение нераспределенной прибыли может быть связано с уплатой налогов и других платежей в бюджет. Краткосрочные обязательства предприятия выросли на 7699 тыс.руб. (+12,63%) за отчетный период. Данное изменение вызвано: ростом краткосрочных кредитов и займов на 7480 тыс.руб. (+45,91%). Данный рост может быть связан с получением краткосрочных кредитов и займов организацией в банке или у инвесторов. Также уменьшилась доля кредиторской задолженности на 8455 тыс. руб. или на 19,46%. Что может быть связано с уменьшением задолженности перед персоналом организации, перед государственными внебюджетными фондами, перед поставщиками и подрядчиками. Это изменение может быть связано с увеличением задолженности перед поставщиками и подрядчиками

2.2. Выявление проблем и разработка алгоритма антикризисного управления

Для того, чтобы разработать программу мероприятий, структурируем для начала проблемы, выявленные в ходе анализа.12

К основным проблемам данного предприятия необходимо отнести:

1. нехватка наиболее ликвидных активов (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения) и быстро реализуемых активов (дебиторская задолженность)

2. переизбыток медленно реализуемых активов (запасы и затраты)

3. большая величина краткосрочных обязательств организации (кредиторской задолженности), а именно, повышенные обязательства перед поставщиками, персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами

4. как следствие первых четырех проблем – неудовлетворительная структура баланса и несоответствие нормативным значениям всех показателей ликвидности и финансовой устойчивости

Таким образом, мы можем выделить «больные статьи» баланса организации:

— денежные средства (260) и краткосрочные финансовые вложения (250)

— запасы (210)

— кредиторская задолженность (620)

Исходя из этих «больных» статей мы и попытаемся разработать пути выхода из кризиса данной организации. Воспользуемся механизмом финансовой стабилизации.

Механизм финансовой стабилизации включает в себя три этапа. Поскольку наше предприятие вошло в V группу предприятий, то первостепенную важность имеет первый этап финансовой стабилизации. На первом этапе осуществляется устранение неплатежеспособности.

Для этого мы предлагаем выполнить следующие мероприятия:

1) перераспределить средства оборотных активов:

— распродать на 10000 тыс. руб. часть запасов предприятии, в результате чего увеличатся денежные средства организации;

— высвободить денежные средства за счет продажи объектов незавершенного строительства на сумму 10000тыс. руб.

2) изменить структура актива:

— продажа части основных средств на 15000 тыс. руб. увеличит оборотные средства организации

3) изменить структуру пассива:

— получение долгосрочного бюджетного кредита поможет сократить кредиторскую задолженность на 1000 тыс. руб. (в т.ч., по расчетам с поставщиками, персоналом и бюджетом) за счет увеличения долгосрочных пассивов

4) выделить часть нераспределенной прибыли в сумме 5000 тыс. руб. на погашение краткосрочных обязательств.

5) получение кредита в банке поможет осуществить краткосрочные финансовые вложения (инвестиции) на сумму 1000 тыс. руб.
В результате этих мероприятий мы изменим структуру баланса, в результате чего она станет удовлетворительной.13 Все вышеперечисленные мероприятия и обусловленные ими изменения в балансе представлены в таблице 6.
Таблица 6.

Мероприятия по устранению неплатежеспособности предприятия и обусловленные ими изменения

мероприятие

Номера строк

Значение строки на конец года

изменение

Значение строки в прогнозном балансе

1. Продажа запасов

210(-)

260 (+)

57701

6607

10000

10000

47701

16607

2. продажа основных средств

120 (-)

260 (+)

51422

6607

15000

15000

36422

31607

3. продажа объектов незавершенного строительства

130 (-)

260 (+)

73767

6607

10000

10000

63676

41607

4. получение долгосрочного бюджетного кредита

510 (+)

620 (-)

0

34988


1000

1000


1000

33988


5. погашение долгов за счет нераспределенной прибыли

470 (-)

630 (+)

260 (-)

620 (-)


42582

9892

6607

34988


5000

5000

5000

6000


37582

14892

36607

28988

9. получение кредита в банке

510 (+)

250 (+)

0

0

1000

1000

1000

1000

Эти мероприятия помогут укрепить финансовое положение данного предприятия на рынке.
2.3. Экспресс-анализ финансового состояния организации после проведенных мер по антикризисному управлению
Итак, посмотрим, в первую очередь, как изменили свое значение основные коэффициенты ликвидности после предложенных мероприятий по выходу из кризиса. Для этого рассчитаем группы ликвидности и группы срочности по прогнозному балансу14 (см. табл. 7).

Таблица 7.

Анализ ликвидности бухгалтерского баланса

АКТИВ

Значение, тыс.руб.

ПАССИВ

Значение, тыс.руб.

Платежный
излишек / недостаток

на начало
периода

на конец
периода

на начало
периода

на конец
периода

на начало
периода

на конец
периода

А1: наиболее ликвидные
активы

4184

37607

П1: наиболее срочные
обязательства

43443

28988

-39259

8619

А2: быстрореализуемые
активы

19127

10898

П2: краткосрочные пассивы



17509

38672

1618

-27774

А3: медленнореализуемые активы

78961

47710

П3: долгосрочные пассивы



11

11

78950

47699

А4:

110212

100817

П4:

151521

130066

-41309

-29249

Таким образом, мы видим, что теперь в организации присутствует платежный избыток наиболее ликвидных активов, и недостаток быстрореализуемых активов, что связано с получением кредита.
Расчет и оценка основных коэффициентов ликвидности, приведены в таблице 8.

Таблица 8.

Основные финансовые коэффициенты ликвидности бухгалтерского баланса.

Коэффициент

Значение

Изменение

Нормативное

значение

на начало
периода

на конец
периода

К-т абсолютной ликвидности, L1

0,07

0,5

1,99

≥2

К-т промежуточного
покрытия, L2

0,38

0,7

2,02

≥1,5

К-т обеспеченности собственными оборотными средствами, L6

0,40

0,3

0,3

≥0,1

Коэффициенты абсолютной и быстрой ликвидности показывают нам, что структура баланса является удовлетворительной. Краткосрочные обязательства могут быть покрыты с помощью наиболее ликвидных и быстро реализуемых активов.

После анализа ликвидности, необходимо провести анализ финансовой устойчивости организации.

Для экспресс-анализа нам необходимо рассчитать и оценить два основных относительных показателя (финансовых коэффициентов) финансовой устойчивости. В таблице 9 приведены основные коэффициенты рыночной устойчивости.
Таблица 9.

Оценка рыночной устойчивости предприятия


Наименование показателя

Значение, тыс.руб.

Изменение показателя

Норматив

на начало
периода

на конец
периода

U2

К-т финансовой независимости

(К-т автономии)

0,71

0,70

-0,11

≥0,5

U5

К-т обеспеченности запасов
собственными оборотными средствами

0,56

0,6

0,94

1

Снижение коэффициента финансовой независимости можно объяснить привлечением больших кредитов для погашения краткосрочных обязательств. В данном случае, это нормальное явление. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственным капиталом имеет показывает, что все свои запасы предприятие может обеспечить само, а привлекаемые кредиты направить сугубо на погашение краткосрочных обязательств.

Таким образом, мы видим, что коэффициенты финансовой устойчивости также имеют вполне ожидаемую и положительную динамику.15

На основе сделанного экспресс-анализа проведем классификацию предприятия по критериям оценки финансового состояния (см. табл.10).

Таблица 10.

Критерии оценки финансового состояния

показатели

Значение

Класс предприятия

Количество баллов

1. Коэффициент обеспеченности
собственными оборотными средствами

0,3

III

9

2. Коэффициент абсолютной
ликвидности

0,5

I

20

3. Коэффициент быстрой
ликвидности (промежуточного
покрытия)

0,7

IV

9

4. Коэф. финансовой
независимости, U2

0,7

I

17

5/>. Коэффициент

обеспеченности
запасов и затрат собственным
капиталом, U5

0,6

V

3

Итого:

-

III

58

Таким образом, мы видим, что наше предприятие попало в третий класс предприятий. В этот класс входят предприятия проблемные, но нормально функционирующие, а это значит, что задачу минимум мы выполнили.

Заключение
В данной курсовой работе рассматривается важность анализа хозяйственной деятельности предприятия и антикризисного менеджмента. Основной целью анализа хозяйственной деятельности является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре актива и пассива, в расчётах с дебиторами и кредиторами.

На основе проведенного анализа финансовой деятельности предприятия были сделаны следующие выводы: анализ финансового состояния предприятия показал, что предприятие находится на грани банкротства, коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости сильно отличаются от их нормативных значений. Все обусловило необходимость разработки мероприятий по финансовой стабилизации предприятия, основными мероприятиями по выходу из кризиса стали: изменение структуры актива и пассива, перераспределение оборотных средств предприятия и другие мероприятия, в результате чего структура баланса стала более или менее удовлетворительной. Сократились запасы и затраты предприятия; в свою очередь, увеличились его наиболее ликвидные активы. По результатам расчетов коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости организация вошла в третий класс предприятий, в класс нормально функционирующих предприятий.
Список использованных источников

1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 27.09.02 № 127-ФЗ

2. Ковалев А.П. Диагностика банкротства. — М.: Финстатинформ, 2007.

3. Основы маркетинга /Под ред. Е.П. Голубкова. — М.: ФИНПРЕСС, 2009.

4. Уткин Э.А. Антикризисное управление. — М.: ЭКМОС, 2007.

5. Уткин Э.А. Планирование и организация предпринимательской деятельности. — М.: ЭКМОС, 2008.

6. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. — М.: Инфра-М, 2009.

7. Свиридов А.К. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти // Проблемы теории и практики управления. — 2009. — № 4.

8. Айвазян З.А., Кириченко В.В. Антикризисное управление: сущность стабилизационной программы // Эксперт. – 2010 — №8

9. www.bankrotstvo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.