Реферат по предмету "Культура и искусство"


Типология культуры



РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология»

по теме: «Типология культуры»

Оглавление

Введение

1.Элитарная и массовая культура

2.Информационная культура как часть современной культуры

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Под массовым обществом обычно понимают социальную структуру, в которой человек становится обезличенной единицей массы людей, нивелируется, выступает безликим элементом социальной машины. Потребности человека подгоняются под нормы этой машины. «Массовым в философии культуры называется такое общество, - пишет П.С. Гуревич, - в котором производство и потребление приобретают стандартизированный характер, политика определяется стихийными реакциями населения, а культура утрачивает уникальность и тиражируется для всех» [1, c.315]. Подобный подход имеет место и в культурологи: термин массовая культура давно и хорошо известен любому человеку, даже далекому от гуманитарного знания, и этот термин несет негативную смысловую окраску. Хотя термин «массовая культура» получил широкое распространение, более или менее однозначного его понимания ныне не существует. В одном случае этот термин употребляется в негативном значении, как обозначающий эрзац-культуру, возникшую под воздействием американизации мировой культуры, в другом - как какой-то низший слой культуры, имеющей рыночный характер, в третьем под массовой культурой понимают развлекательную культуру, так называемую ныне поп-культуру, в четвертом - как антикультуру, противопоставляющую себя традиционной культуре,

Актуальность избранной мною темы определяется тем, что я не согласен с критической трактовкой массовой культуры, широко применяемой сейчас меньшинством, избравшим своей специальностью исследование или потребление элитарной культуры. По моему мнению, зачастую трудно разделить принадлежность культурного феномена к той или иной культуре.

Целью настоящей работы выявление существующих типов культуры и принципа, положенного в основу их типологии.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:

· рассмотреть традиционно выделяемые типы, виды и формы культуры, их значение в современной культурной среде, роль в эволюции культуры;

· определить особенности информационной культуры как нового и прогрессивного вида культуры.

Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются основные типологические разновидности культуры, в третьем дается обзор особенностей информационной культуры, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны первоисточники по теме работы.

1.Элитарная и массовая культура

Процессы, происходящие в обществе, вызывают коренные преобразования в структуре и содержании современной культуры. Структура культуры эпохи информатизации усложняется. Она, с одной стороны, включает в себя элементы предшествующей культуры, а с другой, порождает ее новые области.

Что касается элитарной и народной культур, то они возникли еще в давние времена, когда умственный труд отделялся от физического и культура распространялась среди индивидов, находящихся на различных социальных ступенях, имеющих неодинаковый уровень образования и культурного развития.

Носителями элитарной культуры являются такие социальные группы, которые обладают некоторым уникальным социально-значимым ресурсом (властью, определенным интеллектуальным потенциалом). Более того, эти социальные группы, получившие название элит, способны реализовать свой потенциал и обеспечить не только хранение, но и воспроизводство своего ресурса из поколения в поколение. Любая элита обладает определенными специфическими признаками: поведением, внешней атрибутикой и даже своеобразием языка. При этом элита обладает определенным социальным статусом. Так, от нее в большей степени, чем от остальной части населения зависит настоящее и будущее общества. По мере существенных изменений в обществе сменяются и элиты, старые элиты заменяются новыми. Элиты поддерживают определенный духовный климат.

Предметом забот элит являются не только наука и религия, но и идеология. Для других слоев общества элита является образцом для подражания, выполняя в обществе символическую роль, роль флага или гимна. Обладая коллективным комплексом превосходства, элита воспринимает культуру как нечто свойственное только ей, как результат отдельных взглядов творческой деятельности своих членов. Именно поэтому в прошлое время элитарная культура оберегала себя от масс, обладала определенной замкнутостью. Хорошим примером такой замкнутости является общение российского дворянства, особенно XVIII века, между собой не на русском, а на французском языке. В отличие от прошлого времени в настоящем «высшая», элитарная культура теряет ту свою былую замкнутость, когда она не выходила за пределы тех или иных салонов, привилегированных клубов, собраний, т.е. сравнительно узкого круга лиц. Благодаря развитию средств коммуникации ценности элитарной культуры стали достоянием широких народных масс. Всему населению стали доступны концерты с выступлениями всемирно известных исполнителей, кино, выставки и музеи.

Изменяется и традиционная народная культура. Ее содержание обновляется, пополняется новыми элементами. Традиционное содержание народной культуры испытывает веяния времени. Рождаются новые народные песни, а старые песни поются по-новому, в новой аранжировке, новыми исполнителями, в новом оформлении и в ином темпе.

Постепенно возникают новые сегменты культуры эпохи информатизации, получившие название субкультур. Приставка суб- обозначает противостояние этих сегментов культуры ценностям нормативной (элитарной и народной) культур. Под субкультурами понимают те социальные преобразования, которые отличаются от преобладающей и нормативной культуры по некоторым культурным признакам: обычаям, нормам, ценностным ориентациям, стилю поведения. Формирование субкультур, их наличие в обществе, как правило, вызвано возникшими в обществе потребностями в дифференциации духовной жизни, в выработке новых форм поведения и деятельности, которые адекватны новым социальным условиям.

Конечно, субкультуры существовали и раньше. С началом разделения труда, социальной стратификации в человеческих коллективах, появлением первых городских поселений возникла и соответствующая дифференциация культуры. Эта дифференциация определялась различием социальных функций различных групп людей и связана с их образом жизни, материальными средствами и социальными благами, а также существующей идеологией. Такие дифференцированные сегменты общей культуры того или иного исторического сообщества стали называть субкультурами. Можно говорить о субкультуре сельских производителей, которая была ориентирована на производство средств обеспечения физического (витального) существования людей. Субкультура городских производителей соответствует социальному образу жизни людей. Внутри элитарной культуры выделяются субкультуры, ориентированные на производство и идеологическое обоснование социального порядка и на выражение интересов отдельных «каст» (офицеров, купцов и т.д.).

В процессе информатизации общества все эти субкультуры претерпевают столь существенные метаморфозы, что это приводит к возникновению принципиально новых субкультур - молодежной, компьютерной, криминальной и др. Э. Тоффлер, исследовавший проблему субкультур, пишет об «обилии субкультур», о том, что общество ныне не является культурным целым, а являет собой совокупность разнообразных субкультур, которые подчас живут короткой жизнью (как, к примеру, субкультура хиппи). Он отмечает, что рождению субкультур способствует усиливающаяся специализация труда, поэтому «по мере того как специализация продолжается, по мере того как исследования захватывают новые области и все больше углубляются в них, по мере того как экономика продолжает создавать новые технологии и службы, количество субкультур будет продолжать увеличиваться». В итоге культура эпохи информатизации представляет собой сложную иерархию субкультур, которые быстро изменяются, отличаются большим разнообразием, имеют свой язык, свои понятия и символику. Представители различных субкультур носят другую одежду и украшения (цветные пиджаки и золотые цепи на шеях «новых русских»), поют другие песни, читают (если читают) другие книги. В целом субкультуры представляют собой системы культурных специфических особенностей, характерных для некоторых социальных групп - возрастных, профессиональных, региональных и других.

В современных обществах элитарное, традиционное и массовое составляющие пересекаются между собой, представляют собой взаимопроникающие элементы культуры, которые зачастую не могут существовать друг без друга. Образчики высокой культуры подчас преподносятся в форме популярной культуры. Возникает культура среднего уровня - так называемая мидкультура.

В эпоху информатизации исчезает былое различие между материальной и духовной культурами. Это особенно характерно для компьютерной культуры, где материальные и духовные компоненты настолько органически слиты воедино, что это даже находит отражение в терминологии. Так, к примеру, «информатика» - термин, обозначающий и информационную технику, и науку об информации.

Все эти процессы, происходящие в структуре современной культуры, позволяют констатировать наличие не только дифференциации культуры информационной эпохи на отдельные сегменты - субкультуры, но и существование интеграционных процессов в структуре, развитии и функционировании этой культуры. Это, в свою очередь, свидетельствует о диалектически противоречивом характере тех эволюционных процессов, которые происходят в лоне культуры эпохи информатизации общества.

Многообразие структуры современной культуры еще не исчерпывается выделением элитарной, народной и субкультур. Возможны и другие «структурные срезы» культуры. Так, правомерно выделение области культуры, которая состоит из ценностей и идей, регулирующих жизнедеятельность людей. Она характеризует культуру как систему критериев общественного поведения людей. Другая область культуры объединяет социальные институты, которые обеспечивают функционирование этих ценностей и идей в обществе. Она характеризует культуру как систему социального контроля над ними. Последняя область культуры включает в себя не только систему образования, но и средства массовой коммуникации и информации.

Наконец, в структуре современной культуры возможно выделение обыденной культуры, которая осваивается человеком в процессе его общей социологизации в сфере переживания, и специализированной культуры, освоение которой требует специального (профессионального) образования. К этой специализированной культуре можно с известным основанием отнести принципиально новую, которая формируется в процессе информатизации общества и приобретает все большую значимость в жизнедеятельности индивидов и общества в целом - так называемую информационную культуру. Эта культура зарождается еще в индустриальном обществе, однако она является существенной частью культуры эпохи информатизации и вместе с тем важнейшим феноменом информатизации общества.

Вывод:

Так называемая массовая культура занимает промежуточное положение между народной и элитарной культурами. Начало ее формирования совпадает с появлением массового общества в эпоху индустриализма. Дальнейшее свое развитие она получает в процессе перехода к информационному обществу.

2.Информационная культура как часть современной культуры

Прежде всего, следует сказать, что в культуре эпохи информатизации можно выделить три уровня. Один их них выражается в обычаях и традициях. Он представляет собой как бы «осколок» прошлых культур. Второй уровень определяют сегменты культуры, которые обеспечивают возможности воспроизводства существующих в эпоху информатизации форм жизнедеятельности. Наконец, выделяется третий уровень культуры, который задает программу будущих форм деятельности людей. Именно этот последний уровень культуры в условиях современности получает мощный стимул своего развития, поскольку люди все чаще задумываются о будущем и их деятельность приобретает прогностический характер. Это обстоятельство связано с появлением новых наукоемких технологий, новых форм деятельности и усилением их творческого характера, изменениями в профессиональной и социальной структурах общества, с ускорением темпов общественного и научно-технического развития. В этих условиях резкое разграничение между «высокой» (элитарной) и традиционной (народной) культурой исчезает, чему в немалой степени способствует формирование массовой культуры.

Информационная культура - это важный элемент культуры эпохи информатизации. Это название не только соответствует названию формирующегося нового общества, но оно, как мы покажем далее, в большей степени, чем другие, выражает сущность и содержание этой новой культуры.

Представляя собой, важнейший сегмент культуры эпохи информатизации, информационная культура вместе с тем как бы пронизывает все остальные культурные фрагменты, функционирование которых в наше время невозможно вне зависимости от информационной культуры. Этим и определяется важность анализа информационной культуры. Что же представляет собой информационная культура?

Информационную культуру следует понимать, прежде всего, как часть общей культуры, один из важнейших аспектов культурной деятельности вообще. Она имеет черты, общие для всей культуры: находится в неразрывной связи с социальной природой человека, является продуктом человеческой деятельности, результатом активного отношения людей к природе, обществу и друг к другу. Одновременно информационная культура выступает в качестве необходимого и эффективного фактора освоения человеком культурной реальности, всего того культурного потенциала общества, который накопило человечество в процессе своего многовекового исторического пути. Поэтому не следует ограничивать область функционирования информационной культуры лишь сферой компьютеризации или информационной техники вообще. В действительности эта сфера гораздо более широкая и охватывает процессы научной деятельности, образования, управления природными и социальными процессами, сферу быта, досуга и т.д. По мере информатизации общества эта сфера расширяется, процесс выступает в качестве объективно необходимого для развития общества.

В этом плане можно согласиться с А.И. Ракитовым, который пишет, что «информатизация культуры, т.е. экипировка всех культурных процессов современной информационной технологией является уже не пожеланием, а объективной внутренней исторической необходимостью. Исторический процесс в целом приобретает новую качественную определенность»[5, с.167].

Однако, понимая информационную культуру как часть общей культуры, следует иметь ввиду, что эта часть весьма специфична. Под информационной культурой следует понимать, прежде всего, область культуры, связанную с функционированием информатизации в обществе и формированием информационных качеств личности. Это, с одной стороны, определенный уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве и способствовать информационному взаимодействию. Это новый тип мышления, который формируется в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы. Вместе с тем это новый тип общения, дающий возможность свободного выбора личности в информационном пространстве. С другой стороны, информационная культура представляет собой информационную деятельность, качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации.

Вывод:

Благодаря высокой степени информатизации современной культуры в ней стираются грани между разными отраслями культуры и существенно расширяется доступ к направлениям культуры, ранее считавшимся элитарными. Поэтому современную массовую культуру нельзя трактовать как однозначно негативное явление, напротив, необходимо находить и поощрять такие направления, которые сближают элитарную и массовую культуру.

Заключение

Следует отметить, что информационная культура на сегодня еще является в основном показателем не общей культуры в ее социотехническом аспекте, а профессиональной культуры. Умение работать с информационной техникой часто сочетается, в лучшем случае, со знанием информатики, математики и английского языка - т.е. тех областей знания, которые обеспечивают практическое взаимодействие человека с техническими средствами получения и выдачи информации. Однако, рассматривая информационную культуру более широко, следует сказать, что общие методы представления знаний и умений не следует искать лишь в околокомпьютерной ситуации. Реальная область применения информационной культуры гораздо шире, ее содержание гораздо богаче.

Отметим, что современная информационная культура - продукт многовековой эволюции человечества, их знаний и деятельности. Ее история начинается тогда, когда много тысячелетий назад у людей формальное отношение к сигналу ситуации, свойственное животному миру, сменилось на содержательное. Человек стал понимать содержание сигнала, что послужило основой для развития специфического средства общения - языка, вначале в виде звука, слова, а затем в виде других средств - письменности, документов и т.д. о чем у нас уже шла речь. Сейчас человек обладает многообразными средствами передачи информации. Однако они представляют собой органическое единство и вместе с тем продукт исторического развития.

Список использованной литературы

1. Гуревич П. С. Человек и культура М.: «Дрофа», 1998г.

2. Ерасов Б.С.Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - 384 с.

3. Культурология. Курс лекций под ред. А.А. Радугина - М. Изд. “Центр” 1998.

4. Культурология /Под ред. А. Н. Марковой М., 1998г.

5. Негодаев И.А. Информатизация культуры. - ЗАО «Книга», 2003. - 320 с.

6. Культурология /Под ред. А. Н. Марковой - М., 1998г.

7. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: «Гардарики», 1997.-344с.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.