Реферат по предмету "Государство и право"


Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения

Министерство Юстиции РоссийскойФедерации
Государственное образовательноеУчреждение Высшего Профессионального Образования
«Российская Правовая Академия МинистерстваЮстиции Российской Федерации»
Кафедра Уголовно-Правовых дисциплин
Курсовая работа
по дисциплине: Уголовное право
На тему: Уголовная ответственность занарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Калуга
2007

План
Введение
1. Понятие и общая характеристикадорожно-транспортных преступлений
2. Форма вины в дорожно-транспортныхпреступлениях
3. Уголовная ответственность засовершение дорожно-транспортных преступлений
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Тема моей курсовой работы– «Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения иэксплуатации транспортных средств».
С начала автомобилизацииРоссии проблема объективной квалификации преступлений связанных с транспортнымисредствами является особенно актуальной. Далеко не секрет, что в преступлениях,в которых нарушаются правила дорожного движения и правила эксплуатациитранспортных средств ежегодно получают ранения разной степени тяжести погибаетогромное количество человек.
Ученые-юристы уже болееполувека направляют свои усилия на выявление подлинных причиндорожно-транспортных и других преступлений связанных с техническимиустройствами различного назначения.
Цель моей работы:провести анализ статьи уголовного кодекса № 264 «Нарушение правил дорожногодвижения и эксплуатации транспортных средств».
Задачи: 1. Дать понятие ихарактеристику дорожно-транспортным преступлениям;
2. Проанализировать формывины в данных преступлениях;
3. Проанализироватьоснования уголовной ответственности в данных преступлениях.
1. Понятие и общаяхарактеристика дорожно-транспортных преступлений
Дорожно-транспортнымпреступлением является: «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваемлибо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения илиэксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинениетяжкого вреда здоровью человека…».
Состав большинства данныхпреступлений материальный, преступление окончено с момента наступленияобщественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровьючеловека или смерти.
В зависимости от общественнойопасности совершённого деяния, преступления, предусмотренные данной статьёй,могут быть преступлениями средней тяжести, тяжкими преступлениями.
Преступление может бытьсовершено действием, к примеру, водитель не удостоверившись в том, что проезжаячасть в месте пешеходного перехода свободна от пешеходов выехал на неё и,своими действиями, причинил пешеходу (либо нескольким) тяжкий вред здоровью илисмерть.
В юридической науке вкачестве объекта преступления выступает безопасность дорожного движения иэксплуатации транспортных средств. Под безопасность дорожного движенияпонимается состояние процесса, отражающее степень защищенности его участниковот дорожно-транспортных происшествий и их последствий. А под эксплуатациейтранспортных средств деятельность, которая направлена на обеспечениенадлежащего технического состояния, технической исправности транспортногосредства[1],как совокупность условий по обеспечению транспортной безопасности.
Предметом данныхпреступлений признаётся автомобиль, трамвай или другое механическоетранспортное средство. Под «Механическим транспортным средством» понимаетсялюбое транспортное средство кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.нарушение правил дорожного движения на двух- трёхколёсном транспортномсредстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объёмом не более 50кубических сантиметров и имеющим максимальную скорость на более 50 километров вчас, не подпадают под действие данной статьи Уголовного кодекса России.
Лицо, управляющеетранспортным средством может нести ответственность по статье № 264 только еслинаступившие общественно-опасные последствия наступили в следствии нарушения имправил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, в иныхслучаях преступления будут квалифицироваться по другим статьям Уголовногокодекса России.
Объективная сторонаданных преступлений выражается: в нарушении правил дорожного движения илиэксплуатации транспортных средств; в наступлении тяжкого вреда здоровьючеловека; в причинной связи между деянием и наступившими вредными последствиями.
Под дорожным движениемпонимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессеперемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых впределах дорог[2].Это сложная социально-техническая система, включающая пешеходов, пассажиров иразличные транспортные средства, движение подчиняется определённым принципам,нарушение которых влияет на квалификацию данных преступлений:
1.    Приоритет жизни и здоровья граждан,участвующих в дорожном движении;
2.    Приоритет ответственности государстваза обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью гражданучаствующих в нём;
3.    соблюдение интересов граждан приобеспечении дорожного движения[3].
Нарушение правил эксплуатациитранспортных средств заключается в не обеспечении надлежащего техническогосостояния, технической исправности транспортного средства, нарушении правилперевозки пассажиров или груза. Перечень неисправностей и условий, при которыхзапрещается эксплуатировать транспортные средства, находится в приложении кправилам дорожного движения.
Дорожно-транспортныепреступления могут выражаться в виде:
1. Столкновение — происшествие, при которомдвижущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижнымсоставом железных дорог.
К этому виду относятся столкновения с внезапноостановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движенияили из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железныхдорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
2. Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось
3. Наезд на стоящеетранспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортноесредство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп илиполуприцеп
4. Наезд на препятствие — происшествие, при которомтранспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста,столб, дерево, ограждение и т.д.).
5. Наезд на пешехода — происшествие, при которомтранспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущеесятранспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которыхпешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета(доски, контейнеры, трос и т.п.).
6. Наезд на велосипедиста — происшествие, прикотором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулсяна движущееся транспортное средство.
7. Наезд на гужевой транспорт — происшествие, прикотором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки,транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки,транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.К этому виду также относится наезд на животное.
8. Падение пассажира — происшествие, при которомпроизошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне(кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого измененияскорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено кдругому виду ДТП.
9. Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падениеперевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета начеловека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, неявляющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившеесяпрепятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др[4].
Итак: Дорожно-транспортными,являются преступления средней тяжести и тяжкими совершенные действием. Объектомпреступления выступает безопасность дорожного движения и эксплуатациитранспортных средств. Объективная сторона: в нарушении правил дорожногодвижения или эксплуатации транспортных средств; наступлении тяжкого вредаздоровью человека; причинная связь между деянием и наступившими вреднымипоследствиями.  2. Форма вины в дорожно-транспортныхпреступленияхВуголовном праве Российской Федерации форма вины характеризуется какопределённое соотношение (сочетание) элементов сознания и воли совершающегопреступления лица, которое характеризует его отношение к деянию. Предусматриваетсядве формы вины – умысел и неосторожность. Умысел делится на прямой и косвенный,а неосторожность на легкомыслие и небрежность.
Ещё в середине прошлоговека при расследовании дорожно-транспортных преступлений привлекало вниманиеследующее обстоятельство: при умышленном нарушении правил дорожного движения необнаруживалось умысла в достижении такой цели, как гибель или ранение человека.Поскольку нарушение правил рассматривалось как противоправное действие, агибель или травмирование человека – как последствие, то вопрос был решёнпросто: в дорожно-транспортном преступлении возможны две формы вины – умысел поотношению к действию и неосторожность к последствию. Так зародилась концепция«Двойной» вины. С тех пор и до наших дней поиск решения проблемы идёт по путивыдвижения различных вариантов комбинирования умысла и неосторожности в виде«Смешанной», «Умышленно-неумышленной» форм вины, не существующих вдействительности.[5]
Современный Уголовныйкодекс Российской Федерации предусматривает в статье №264 в качестве формы вины– неосторожность. Здесь прослеживается неосторожное отношение к наступившимпоследствиям.
Форма вины в совершениипреступления определяется по характеру психического отношения виновного к своимпротивоправным действиям. В дорожно-транспортных преступлениях, совершаемымводителем, противоправным действием служит нарушение правил дорожного движения,создающее аварийную обстановку, которая заключает в себе угрозу ударатранспортного средства, лишённого надлежащего управления
Примером легкомыслияявляется случай, когда лицо, нарушая правила дорожного движения илиэксплуатации транспортных средств, предвидит возможность причинения тяжкоговреда здоровью человека, но без достаточных к тому оснований самонадеяннорассчитывает на их предотвращение. Когда водитель автомобиля, подъезжающего набольшой скорости к перекрёстку, где должен уступить дорогу другому автомобилю,в нарушении правил дорожного движения этого не делает, надеясь успеть проехатьперед ним, становится виновником дорожно-транспортного происшествия, в котороймогут наступить тяжкие последствия здоровью или смерь участников движения.
А небрежность,разновидность вины, при которой лицо не предвидит общественно опасныхпоследствий своего деяния ни как неизбежных, ни как реально или даже абстрактновозможных.[6]При необходимой внимательности, в этом случае, можно избежать происшествия. Например: Водитель автомобиля пренебрегая ограничением скорости в зимнее время непредполагал, что на его пути будет обледенелый участок и что он может попасть вдорожно-транспортное происшествие, хотя мог это предположить т.к. время года ипогодные условия способствуют ухудшению дорожной обстановки и соблюдатьскоростной режим.
Что касается умысла вдорожно-транспортных преступлениях, то он может быть прямым и косвенным, толькоэти деяния же не будут подпадать под статью №264.
Выявляя умысел водителя всовершении дорожно-транспортного преступления, следует обращать внимание нанекоторые особенности его поведения и положения:
1.        Очевидностьнарушения правил дорожного движения;
2.        Сравнительнаябезопасность нарушитель, защищенного массой и мощностью управляемого имавтомобиля;
3.        созданиенеожиданной помехи движению другого менее массивного автомобиля, заставляющееего водителя избежать столкновения, не думая о последствиях;
4.        сохранениевозможности управлять автомобилем и скрыться с места преступления, даже еслистолкновение произошло.
Водитель может нарушатьправила дорожного движения с прямыми косвенным умыслом, имея цель созданияаварийной обстановки, содержащей угрозу столкновения, опасную для других лиц. Напримерводитель умышленно создает (или допускает возможность создания) аварийнуюобстановку, направляя своё транспортное средство на другое или пешехода с целью(или без неё) причинения тяжкого вреда здоровью человека или смерти. В этихслучаях преступления будут квалифицироваться как «Преступления против жизни издоровья» (Глава 16 Уголовного кодекса Российской Федерации.).
Субъектом преступленияявляется лицо, достигшее на момент его совершения 16 лет и управляющеетранспортным средством. Им признается как профессиональный водитель, так и лицоне умеющее права управления транспортным средством. В случае, когдапреступление совершается с участием учебного автомобиля, виновным будетсчитаться лицо обучающее вождению, потому что у него есть дублирующие органыуправления, с помощью которых он должен был предотвратить наступлениеобщественно опасных последствий.
Итак:Дорожно-транспортных преступлениях возможно лишь причинение тяжкого вреда здоровьюили смерти по неосторожности. Преступления, в которых тяжкий вред здоровью илисмерть причиняется при помощи транспортных средств умышленно, будутквалифицироваться как преступления против жизни и здоровья.
Субъект – лицо, достигшеевозраста 16 лет и управляющее транспортным средством. 3. Уголовная ответственность засовершение дорожно-транспортных преступлений
Уголовная ответственность– это сложное социально-правовое последствие совершения преступления, котороевключает четыре элемента:
1.  Основанную на нормах уголовногозакона и вытекающую из факта совершения преступления обязанность лица датьотчёт в содеянном перед государством в лице его уполномоченных органов;
2.  Выраженную в судебном приговореотрицательную оценку (осуждение, признание преступным) совершённого деяния ипорицание (выражение упрёка) лица, совершившего это деяние;
3.  Назначенное виновному наказание илииную меру уголовно-правового характера;
4.  Судимость как специфическое правовоепоследствие осуждения с отбыванием назначенного наказания.[7]Дорожно-транспортноепреступление характеризуется признаками, связанными с жизнью и здоровьемпотерпевшего, обстановкой на месте совершения преступления, личностьюпреступника.
Ответственность по статье264 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает только за нарушение такихправил, которые обеспечивают безопасность движения, и том случае, еслидопущенные нарушения повлекли за собой вредные последствия, предусмотренные взаконе. Если водитель действовал в соответствии с правилами, он не может бытьпривлечён к уголовной ответственности, какие бы тяжкие последствия ненаступили. К примеру Бюллетень Верховного Суда РСФСР за 1967 год приводитпример как раз этого: «Гражданин Б. управляя автомобилем ЗиЛ – 585 допустилнаезд на пешехода Р., который вылезая из кабины автомобиля рассыпал картошку иполез её собирать. Как раз в этом момент водитель Б. начал движение и задавилгражданина Р. В данной ситуации:
1. Водитель не видел и немог видеть, что у него под колесом окажется пешеход;
2. Водитель не нарушал ниодного из правил дорожного движения.
В итоге уголовное делобыло закрыто за отсутствием состава преступления.
Если имеет местонесчастный случай, водитель транспортного средства не может нестиответственность, если им не нарушались правила дорожного движения.
Также грубая неосторожностьпотерпевшего (пешехода) является основанием освобождения водителя от уголовнойответственности. Так гражданка М. управляя личным автомобилем допустила наездна пешехода О, который переходил дорогу на запрещающий сигнал светофора. В судезаведенное на неё уголовное дело было прекращается за отсутствием в еёдействиях состава преступления.
Интересен и тот факт, чтоответственности по статье № 264 подлежит лицо непосредственно управляющеетранспортным средством и допускающее нарушение правил дорожного движения. ТакБюллетень Верховного Суда РФ за 1999 год приводит пример, что находящийся вкабине автомобиля с заглушенным двигателем и включенной передачей заднего ходачеловек попытался завести двигатель, чтобы в салоне стало теплее. Но он непредполагал, что после поворота ключа в замке зажигания автомобиль проедетнесколько метров и допустит наезд на стоящих сзади переходов, которым причинити смерть. Данное преступление квалифицировалось как «Убийство по неосторожности»,а не как «Преступное нарушение правил дорожного движения или эксплуатациитранспортных средств» (статья №264УКРФ).
Итак: За нарушение правилдорожного движения или эксплуатации транспортных средств уголовнаяответственность наступает если:
1.        Лицо, достигшеевозраста 16 лет;
2.        Имело местонарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств понеосторожности;
3.        Наступилиобщественно опасные последствия в виде тяжкого вреде здоровью потерпевшего илисмерть последнего.
4.        Имеется причинноследственная связь между деянием и наступившими общественно опасныепоследствиями.
Заключение
Мною была проведенаработа по изучению статьи №264 Уголовного кодекса Российской Федерации. Врезультате анализа я пришёл к следующим выводам:
1. Дорожно-транспортными,являются преступления средней тяжести и тяжкими совершенные действием. Объектомпреступления выступает безопасность дорожного движения и эксплуатациитранспортных средств. Объективная сторона: в нарушении правил дорожногодвижения или эксплуатации транспортных средств; наступлении тяжкого вредаздоровью человека; причинная связь между деянием и наступившими вреднымипоследствиями.
2. Дорожно-транспортныхпреступлениях возможно лишь причинение тяжкого вреда здоровью или смерти понеосторожности. Преступления, в которых тяжкий вред здоровью или смертьпричиняется при помощи транспортных средств умышленно, будут квалифицироватьсякак преступления против жизни и здоровья.
3. Субъект – лицодостигшее возраста 16 лет и управляющее транспортным средством.
4. За нарушение правилдорожного движения или эксплуатации транспортных средств уголовнаяответственность наступает если:
— Лицо достигшее возраста16 лет;
— Имело место нарушениеправил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств понеосторожности;
— Наступили общественноопасные последствия в виде тяжкого вреде здоровью потерпевшего или смертьпоследнего.
— Имеется причинноследственная связь между деянием и наступившими общественно опасные последствиями.
Список использованнойлитературы
1.   Правила дорожного движения.«Русьавтокнига». 2007.
2.   Письмо Министерства Внутренних делРоссийской Федерации от 18 июня 2003 года № 13/ц – 72 «О направленииметодических рекомендаций».
3.   Приказ Министерства Внутренних дел Российской Федерации от18 июня 1996 г. N 328 «О мерах по реализации постановления правительстваРоссийской Федерации от 29 Июня 1995 Г.» N 647.
4.   Приказ Министерства Внутренних дел Российской Федерацииот20 апреля 1999 года № 297 «Об утверждении наставления по работедорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожногодвижения Министерства Внутренних дел Российской Федерации».
5.   Уголовный кодекс Российской Федерации, М., 2006.
6.   Комментарий к правилам Дорожного движения. СПб., 2006.
7.   Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации.Особенная часть. М., 2006.
8. Расследование дорожно-транспортныхпроисшествий. Вопросы безопасности дорожного движения: Справочно-методическое пособие.Под. ред. В.А. Алфёрова и В.А. Фёдорова. М., 1998.
9. В.В. Лукьянов. Состав и квалификация ДТП. М. 2003.
10.      Рарог А.И. Уголовное право России. Учебник. М. 2004.
11.      «За рулем», №3, 2007 год.
12.      «За рулём», №5, 2006 год.
13.      «Российская Юстиция», №12, 2006.
14.      «Уголовное право», №8, 2006.

Приложение 1
 
Таблица 1 — Число дорожно-транспортныхпроисшествий за 2006 год[8]Регион Российской Федерации число погибших в 2006 году Российская Федерация 229140 Центральный ФО 66405 г. Москва 14850 Северо-Западный ФО 25689 Южный ФО 24526 Приволжский ФО 45928 Уральский ФО 23149 Сибирский ФО 30482 Дальневосточный ФО 12129
Приложение 2Таблица 2 — Число погибшихи раненых в дорожно-транспортныхпроисшествиях за 2006 год[9]Регион Российской Федерации Погибло Ранено Российская Федерация 32742 285362 Центральный ФО 9553 82369 г. Москва 1184 17104 Северо-Западный ФО 3227 31385 Южный ФО 4743 30429 Приволжский ФО 6465 56897 Уральский ФО 2677 29810 Сибирский ФО 4365 37964 Дальневосточный ФО 1610 15517


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Судебная экспертиза на примере рассмотрения гражданского дела об ав
Реферат Кольца Ньютона 2
Реферат Внешняя политика России в XVI веке
Реферат Советское национально-государственное строительство накануне и в годы Великой Отечественной войны
Реферат 5. Дополнительное образование
Реферат Мне голос был. Он звал утешно
Реферат Организация гостиницы длительного проживания
Реферат Кадровый потенциал организации: проблемы формирования и развития
Реферат Наука и общество с позиций теории самоорганизации
Реферат Принципы организации и функционирования интеллектуальных систем
Реферат Валютная политика как основной элемент валютной системы
Реферат Вирішення задач по аналітичній хімії
Реферат по Логистике 5
Реферат Кинематический, динамический и силовой анализ КШМ и ДВС
Реферат Становление системного мышления в первой половине ХХ века