Содержание
Введение
Глава 1. Видысмертной казни
1.1 Практикуемыев современном мире виды современной казни
1.1.1 Расстрел
1.1.2 Повешение
1.1.3 Побиениекамнями
1.1.4 Смертельнаяинъекция
1.1.5 Электрическийстул
1.1.6 Обезглавливание
1.1.7 Газоваякамера
1.2 Историческиевиды смертной казни
1.2.1 Килевание
1.2.2 Дьявольскийветер
1.2.3 Железнаядева
1.2.4 Посажениена кол
1.2.5 Повешениеза ребро
1.2.6 Гаррота
1.2.7 Замуровывание
1.2.8 Погребениезаживо
1.2.9 Сожжение
1.2.10 Распятие
1.2.11 Колесование
1.2.12 Четвертование
1.2.13 Гильотина
Глава 2. Смертнаяказнь в различных странах
2.1 ВВеликобритании
2.2 ВоФранции
2.3 ВГермании
2.4 Вдругих западноевропейских странах
2.5 США
2.6 БлижнийВосток и Азия
Глава 3.Отношениемировых религий к смертной казни
3.1 Иудаизм
3.2 Христианство
3.3 Ислам
3.4 Буддизм
Глава 4. Смертнаяказнь в истории России: 1398-1999гг.
Заключение
Литература
Введение
Смертная казнь — это один из наиболее древних видовнаказания. Изначально она возникла в ходе реализации принципа талиона: «око заоко, зуб за зуб». Согласно данному принципу, справедливым наказанием запричинение смерти другому человеку являлась смертная казнь. Кроме того, своюроль сыграл и существовавший во многих обществах обычай кровной мести, которыйбыла призвана заменить смертная казнь, осуществляемая от лица государства.
Несмотря на то, что в дальнейшем для большинствадеяний принцип талиона был заменён выплатой денежного штрафа в пользупотерпевшего, смертная казнь сохранялась в большинстве государств.
Среди умнейших людей планеты уже долгие годы идут спорыпо поводу того, имеет ли право на существование такое уголовное наказание, каксмертная казнь. Видимо, эти споры будут продолжаться. Если несколько вековназад лишь отдельные мыслители высказывались за ее отмену, то ныне противсмертной казни выступают многие люди и правозащитные организации, в том числе вРоссии, целые государства и международные сообщества.
Сторонники сохранения смертной казни ссылаются нарост преступности и на необходимость восстановления с помощью казни такназываемой «социальной справедливости». Сторонники ее отмены на основаниинаучных исследований доказывают, что смертная казнь фактически не сдерживаетпреступности, что ее применение является нарушением права человека на жизнь, асуществование ожесточает нравы общества в целом, что людей, вершащих даже самыетяжкие преступления, возможно обезвредить, не лишая жизни (например, путемпожизненного лишения свободы), что судебные ошибки, состоящие в необоснованномосуждении человека на казнь, не поддаются исправлению, и пока еще количествогосударств, сохраняющих смертную казнь превышает число стран, отказавшихся отее применения, тем не менее последних становится в мире все больше.
Начался процесс отказа от нее и в странах СНГ(например, отменена смертная казнь в Грузии, собирается отменить ее в ближайшеевремя Украина. Россия при вступлении ее в 1996 г. в Совет Европы взяла на себяобязательства: с момента вступления прекратить исполнение смертной казни и втечение трех лет отказаться от нее вообще.
«Несмотря на то, что о смертной казни написанонемало, в теоретической разработке этой проблемы еще имеются белые пятна». Чтоже такое смертная казнь? Сущность любого наказания — кара. ПрофессорН.А.Стручков определял кару как «комплекс установленных закономправоограничений, конкретно выражающихся при применении того или иногонаказания». Все исследователи данного вида наказания отмечают, что смертнаяказнь вызывает страдания. Но страдания преступника уже не нужны обществу, таккак смертная казнь не ставит своей задачей исправить его, в чем-то убедить,что-то ему доказать. Общество вычеркивает его из числа своих членов, онперестает существовать.
Возникает еще один важный вопрос, связанный с целяминаказания: хочет ли общество просто лишить человека жизни, обезопасить себя исвоих граждан от новых преступлений с его стороны, либо оно хочет воздать емуза содеянное, отомстить за причиненное зло, вызвать дополнительные страдания,то есть покарать в прямом смысле этого слова?
Согласно п.1. ст.59 УК РФ «Смертная казнь какисключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкиепреступления, посягающие на жизнь». Комментируемая статья УК основана на ст.20Конституции РФ, в соответствии с которой смертная казнь «впредь до ее отменыможет устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной мерынаказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставленииобвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжныхзаседателей».
В Особенной части УК РФ смертная казньпредусматривается за преступления, предусмотренные ст.ст.105, ч.2 (убийство приотягчающих обстоятельствах), 277 (посягательство на жизнь государственного илиобщественного деятеля), 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющегоправосудие или предварительное расследование), 317 (посягательство на жизньсотрудника правоохранительного органа) и 357 (геноцид). Все они являютсяразновидностью особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь.
Изложенное позволяет сформулировать признакисмертной казни как вида уголовного наказания.
Смертная казнь является самым суровым наказанием — осужденный лишается самого ценного блага человека — жизни.
Как и всякое наказание, она является принуждением,применяется независимо и, как правило, вопреки желанию осужденного.
Она применяется от имени государства. Это значит,что государство своей властью санкционирует приговор, выносимый от его именинадлежаще уполномоченным судом.
Она может быть назначена только за преступление, тоесть за деяние, предусмотренное в Уголовном кодексе.
Она может назначаться лицу, признанному виновным всовершении преступления.
Смертная казнь может устанавливаться «впредь до ееотмены». Это дает основание сформулировать еще один признак смертной казни иутверждать, что данное наказание в нашем законодательстве — временная мера.
И еще такие признаки, как достаточно редкоеприменение смертной, особенно в последнее десятилетие, и широкое применениепомилования осужденных к этой мере наказания. Последние два признака смертнойказни связаны с целями, которые преследует это наказание.Как и любое другоенаказание, смертная казнь направлена на достижение цели частной превенции. Онадолжна не допустить совершения новых преступлений самим осужденным. Поэтомуосужденный надежно изолируется до исполнения приговора. Вопрос о возможностисовершения новых преступлений после исполнения приговора по понятным причинамне стоит. Физическое уничтожение осужденного снимает саму постановку вопроса одостижении такой цели. И, наконец, последний признак смертной казни — ееисключительной меры наказания. Такая характеристика смертной казнипредставляется обоснованной всеми теми признаками, о которых шла речь выше.
Исключительность смертной казни определяется тем,что она является временной мерой, но самым суровым наказанием. Назначается заочень узкий круг наиболее тяжких умышленных преступлений, применяетсядостаточно редко, еще реже приводится в исполнение вследствие помилованиявесьма значительной части осужденных. Но всегда ли так было?
Глава 1. Виды смертной казни
Существует деление смертной казни на квалифицированнуюи неквалифицированную. При квалифицированной смертной казни за разныепреступления могут назначаться разные её виды, при неквалифицированной —законодательство предусматривает один вид смертной казни для всех преступлений,за которые может быть вынесен смертный приговор.
1.1 Практикуемые в современном мире виды смертной казни
1.1.1 Расстрел — вид смертной казни, при которомумерщвление достигается с помощью огнестрельного оружия.
Существуют две основных формы расстрела:
Расстрел стрелковым подразделением стоящего передним человека в грудь и голову со среднего расстояния.
В этом случае обычно приговорённого к смертиприставляют к стене или привязывают к столбу. Часто ему предоставляется выборотносительно завязывания глаз. Официальные расстрелы проводятся несколькимистрелками, которые, как правило, исполняют эту процедуру не добровольно, а лишьиз неизбежности повиновения приказу. К тому же иногда для облегчения совестисмешивают боевые патроны с холостыми. Таким образом никто из стрелков не знает,был ли именно он тем, кто произвёл смертельный выстрел. Залп производится покоманде офицера или иного лица, руководящего расстрелом (реже — самогоприговорённого). Отказ стрелка от выстрела или стрельба явно мимо цели являетсянарушением воинской дисциплины. В случае, если после залпа приговорённыйостается жив, офицер или военный полицейский добивает его выстрелом в голову изпистолета. Такой способ казни для военнослужащего считается почётным посравнению, например, с повешением, поскольку приговорённый не находится вунизительной позе и может встретить смерть с открытыми глазами, смело глядя влица расстреливающих его солдат. В то же время этот способ является оченьпрактичным, практически не требует приготовлений к казни (в отличие от того жеповешения) и применим в условиях военного времени. Поэтому он в равной степенииспользовался как для офицерского состава, так и для простых солдат, дезертирови гражданского населения. Кроме того, расстрел нарушителя воинской дисциплиныперед строем сослуживцев приговорённого или других военнослужащих служитукреплению дисциплины и предотвращает повторение нарушения. Существует«полевой» вариант такого расстрела, когда требуется быстро казнитьчеловека без суда и следствия. В этом случае инициатором расстрела отдаётсяприказ одному или нескольким стрелкам, приговорённого ставят к какой-нибудьстене или иной поверхности и стреляют в него, пока приговорённый не умрёт.
Расстрел производится, как правило, из ружей иливинтовок, реже из другого ручного огнестрельного оружия. Количество стрелковобычно от 4 до 12, но может быть разным, по ситуации. Большое количествострелков связано с тем, что до появления автоматического оружие оружие,находившееся на вооружении армии, могло стрелять лишь одиночными выстрелами:благодаря залпу подразделения создавалась необходимая для смерти приговорённогоплотность огня. С появлением в массовом вооружении военнослужащих автоматов ипистолетов-пулемётов аналогичный способ расстрела уже не требует подразделения,а может быть осуществлён одним или несколькими стрелками.
Выстрел в затылок, производимый с близкогорасстояния одним исполнителем.
Исполнитель может вызываться добровольно либо посвоей воле выполнять эти обязанности на постоянной (совмещая с основнойслужбой) основе. Но в большинстве случаев исполнитель также, как и в предыдущемслучае исполняет приказ, от которого вряд ли может отказаться. В то же времятакой исполнитель является не профессиональным палачом, а военнослужащим илислужащим системы исполнения наказаний, имеющим иные основные обязанности (темболее, что во многих государствах исполнение наказания в форме смертной казни — достаточно редкое событие, чтобы у палача была работа на постоянной основе).Однако в истории практиковали и массовые расстрелы упомянутым способом, которыезанимали несколько часов или даже дней, не только по причине большогоколичества приговорённых, но и перегрева оружия (касается пистолетов, нерассчитанных на многократные выстрелы в течение нескольких часов). Для удобствапроизводства казни приговорённого могли поставить на колени (исполнителюудобнее приставить ему к голове пистолет и осуществить выстрел). Такой способказни практиковался и в неожиданный для приговорённого момент: когдаприговорённого ведут по коридору, а сзади его конвоир или другой исполнительвынимает оружие и стреляет в затылок (приговорённый обычно знает, что онприговорён к расстрелу, но не знает, что исполнение произойдёт именно в данныймомент времени). Существует «полевой» вариант такого расстрела,отличающийся от ранее упомянутого только тем, что приговорённого не ставят кстене или иной поверхности, а стреляют ему в затылок в любом удобном для этогоместе.
Расстрел производится, как правило, из пистолета,реже — другого ручного огнестрельного оружия. Такой способ расстрела считаетсяболее надёжным (выстрел производится в голову, вероятность промаха равна нулю)и по этой же причине более гуманным, нежели расстрел стрелковым подразделением(ранение в голову практически в упор обычно вызывает немедленную смерть, тогдакак после залпа стрелкового подразделения можно получить многократные ранениятела, но выжить непосредственно после залпа).
К другим формамрасстрела относится, например, расстрел из пулемёта, практиковавшийся вТаиланде с 1934 по 2001 гг. Пулеметы использовались, в частности, при массовыхрасстрелах. В XIX веке для той же цели использовались митральезы(1) (приподавлении Парижской коммуны), еще ранее — пушки, заряженные картечью(например, во время Французской революции, восстания Пугачева). В Индии ВеликиеМоголы применяли для своих солдат форму расстрела, называющуюся дьявольскимветром. Это расстрел из пушки, когда казнимый привязывается к её дулу, послечего из орудия производится выстрел (тело при этом, естественно, разрывает начасти). Этот же метод использовался англичанами при подавлении восстания сипаевв 1858 г.
В древностипрактиковался расстрел из луков. Таким образом был казнен один из полководцевАлександра Македонского, Филота, обвиненный в заговоре. По христианскомупреданию, так же был казнён святой Себастьян. Эта же казнь упоминается в Словео полку Игореве, где половецкие ханы обсуждают бегство Игоря и судьбу егооставшегося в плену сына Всеволода: «аже соколъ къ гнезду летитъ — соколичаростреляевъ своими злачеными стрелами».
1.1.2Повешение — вид смертной казни, механическая асфиксия(2), заключающаяся вудушении петлёй под воздействием тяжести тела, для чего другой её конецзакрепляется неподвижно
В большинстве случаевсмерть повешенного наступает вовсе не от удушения, а от сдавливания сонных артерий,подающих кровь мозгу. При лишении опоры, повешенный теряет сознание черезнесколько секунд (что сокращает агонию), а спустя несколько минут можнофиксировать биологическую смерть из-за необратимых повреждений коры головногомозга. Сердечная деятельность продолжается некоторое время после остановкидыхания. Со второй половины XIX века во многих странах при смертной казниприменяется тип повешения, при котором тело осуждённого не просто лишаетсяопоры и повисает на верёвке, а падает с большой высоты (несколько метров) черезлюк. В таком случае смерть наступает не от асфиксии через несколько минут, а отразрыва шейных позвонков и спинного мозга практически мгновенно.
1.1.3Побиение камня́ми (лат. lapidatio — лапидация) — вид смертной казни, знакомыйещё древним иудеям и грекам
После соответствующего решения уполномоченногоюридического органа (царя или суда) собиралась толпа граждан, убивавшихвиновного бросанием в него тяжёлых камней.
1.1.4 Cмертельная инъекция
Способ осуществления смертной казни, заключающийся ввведении в организм приговорённого раствора ядов или сильнодействующих веществ.С целью ограничения физических страданий приговорённого также одновременноможет вводиться и обезболивающее.
Способ. Приговорённый фиксируется на специальном кресле,ему вводятся в вены иглы, присоединённые к капельницам (обычно двум, длянадёжности). Через них казнимому делается внутривенная инъекция так называемого«техасского коктейля» — набора из трёх препаратов, разработанного врачом СтенлиДойчем. Последовательно вводятся:
пентотал натрия (sodium pentothal) — используетсядля анестезии и наркоза — не менее 5 г.
павулон (pancuronium bromide) — парализуетдыхательную мускулатуру
хлорид калия (potassium chloride) — приводит костановке сердца.
Смерть наступает в течение нескольких минут.Существует специальная машина для ввода препаратов, но в большинстве штатовпредпочитают вводить растворы вручную, полагая это более надёжным.
После наступления смерти проводится аутопсия(1),затем тело либо выдаётся родственникам казнённого, либо производится егозахоронение за государственный счёт.
При условии правильного проведения и соблюдениядозировки препаратов казнь с помощью смертельной инъекции оказывается быстрой ибезболезненной. По нормам количество пентотала натрия, вводимого при казни,должно составлять 5 г (для анестезии при хирургических операциях вводится100—150 мг); от такой дозы болевые ощущения полностью утрачиваются и казнимыйпогружается в глубокий сон.
После того, как в ряде штатов начались судебныепроцессы против применения смертельной инъекции, инициаторы которых утверждали,что использование описанного набора веществ приводит к неоправданнойболезненности процедуры, были предприняты попытки заменить препарат,используемый при казни. Так, в штате Огайо решением суда штата «техасскийкоктейль» был заменён на смертельную дозу барбитуратов (используемых, вчастности, в ветеринарии для усыпления животных).
Критика.
По мнению критиков данного метода казни, смертельнаяинъекция создаёт лишь видимость гуманного способа умерщвления, не являясьтаковым в действительности. По некоторым данным, на практике дозировкипрепаратов нередко нарушаются. Изучение записей о результатах вскрытияказнённых в нескольких штатах США показало, что концентрация обезболивающихвеществ в крови у них ниже, чем необходимо для хирургической операции, а внекоторых случаях настолько низка, что казнимые могли оставаться в полномсознании. Между тем, при отсутствии обезболивания введение павулона и хлоридакалия вызывает удушье и сильнейшие боли. Кроме того, квалификация персонала,делающего инъекции, часто недостаточна для того, чтобы уверенно и быстро ввестииглы в вены. Известны случаи, когда казнь затягивалась на десятки минут, аказнимый оказывался буквально исколот из-за того, что исполнителям не удавалосьнайти подходящую для инъекции вену. Запрет на смертельные инъекции во Флоридебыл введён после того, как при казни Анхеля Диаса ему не попали в вену и ввелирастворы в мышцу, в результате чего до наступления смерти прошло более получаса.
Эти и другие факты привели к постановке вопроса отом, чтобы введение растворов при казни делали профессиональные медики. Однакоправилами Американской медицинской ассоциации принимать участие в проведениисмертной казни им запрещено под страхом лишения диплома и лицензии.
1.1.5 Электри́ческий стул (англ. electricchair)
Приспособление, с помощью которого в некоторыхштатах США приводятся в исполнение смертные приговоры. Для умерщвленияприговорённого используется электрический ток, пропускаемый через его тело.Теоретически казнь на электрическом стуле является безболезненной, заисключением случаев отказа оборудования. Электрический стул представляет собойкресло из диэлектрического материала с подлокотниками и высокой спинкой,оборудованное ремнями для жёсткой фиксации приговорённого. Руки крепятся наподлокотниках, ноги — в специальных зажимах ножек. Также к стулу прилагаетсяспециальный шлем. Электрические контакты подведены к местам крепления лодыжек ик шлему. В состав технического обеспечения входит повышающий трансформатор. Вовремя исполнения казни на контакты подаётся переменное напряжение порядка 2700В, система ограничения тока поддерживает ток через тело осуждённого порядка 5А. (Приведённые параметры характеризуют электрический стул, использовавшийся вштате Массачусетс, согласно описанию из раздела Ссылки.) Ток и напряжениеограничены, чтобы осуждённый не загорелся во время казни.
1.1.6 Обезгла́вливание (от слова глава, голова)
Физическое отделение головы живого существа от тела.Обезглавливание может быть умышленным, это — забой сельскохозяйственной птицы,декапитация экспериментальных животных, убийство, или исполнение смертнойказни; совершается при помощи специального инструмента — гильотины илирубяще-режущих орудий — топора, меча, ножа. Неумышленное обезглавливание можетпроизойти в результате взрыва, автомобильной аварии и других несчастныхслучаев. Самоубийство через обезглавливание хоть и редко, но встречается: в2003 году британец лишил себя головы при помощи собственноручно построеннойгильотины. Обезглавливание безусловно приводит к смерти мозга, в результатерезко прогрессирующей ишемии. Смерть мозга наступает в течение нескольких минутпосле отделения головы от тела.
1.1.7 Га́зовая ка́мера
Помещение, предназначенное для умерщвления людейпутём отравления ядовитым или удушающим газом.
1.2 Исторические виды смертной казни
1.2.1 Килева́ние
В эпоху парусных судов наказание, заключавшееся впротаскивании человека при помощи подкильных концов с борта на борт под днищемкорабля. Часто килевание приводило к смерти наказуемого.
Осуждённого поднимали на рею, опускали вниз головойв воду и протягивали верёвкой под килем на другую сторону корабля. Килеваниепроизводилось один раз, два раза или три раза, в зависимости от проступка. Еслипреступник не захлёбывался, то существовала большая опасность того, что онокажется настолько изрезан бентосом, наросшим на борта корабля, что вскореумрёт от кровотечения.
1.2.2 Дьявольский ветер (англ. Devil wind[1]
Также встречается вариант англ. Blowing from guns —буквально «Развеивание пушками») — название типа смертной казни, заключавшегосяв привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неёсквозь тело жертвы (как ядром, так и «холостым» зарядом пороха).
1.2.3 Желе́зная де́ва (англ. Iron maiden)
Орудие смертной казни или пыток эпохи Средневековья,представлявшее собой сделанный из железа шкаф в виде женщины, одетой в костюмгорожанки XVI века. Предполагается, что поставив туда осужденного, шкафзакрывали, причём острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняяповерхность груди и рук «железной девы», вонзались в его тело; затем, послесмерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казнённого сбрасывалось вводу и уносилось течением.
1.2.4 Посаже́ние на́ кол
Вид смертной казни, при которой приговорённогонасаживали на вертикальный заострённый кол. В большинстве случаев жертвунасаживали на кол на земле, в горизонтальном положении, а потом колустанавливали вертикально. Иногда жертву насаживали на уже поставленный кол.
1.2.5 Пове́шение за ребро́
Вид смертной казни, при которой приговоренномувонзали в бок железный крюк на веревке или цепи, цепляли его за ребро и затемвешали. Мучения осужденного в этом случае могли длиться очень долго; поройказнимые умирали от жажды. Часто руки жертве связывали, чтобы оставленный безприсмотра повешенный не мог самостоятельно сняться с крюка и бежать.
В России эта форма смертной казни была узаконенаинструкцией для искоренения разбойников 24 декабря 1719 г. в качестве наказаниядля «вящих воров и разбойников». Но применялась она и раньше, например привзятии Соловецкого монастыря в 1676 г.; она употреблялась и Стенькой Разиным ибыла обычной казнью у запорожцев.
В последний раз в России повешение за реброприменялось во время восстания Пугачёва, когда в некоторых деревнях дляострастки крестьян правительственные войска ставили «глаголь для повешения заребро» (то есть виселицу в форме буквы Г, «глаголь»).
В кинофильме «Тарас Бульба» по мотивам романа Н. В.Гоголя таким образом казнят сына Тараса — Остапа.
Во время Второй Мировой войны подобные казнипрактиковались гестапо и войсками СС. Также практиковалось повешение зачелюсть.
1.2.6Гарро́та (исп. garrote, dar garrote — закручивание, затягивание; казнить)
Испанский способ казни через удушение. Первоначальногаррота представляла собой петлю с палкой, при помощи которой палач умертвлялжертву. С течением времени она трансформировалась в металлический обруч,приводившийся в движение винтом с рычагом сзади. Перед казнью осуждённыйпривязывался к стулу либо столбу; на голову ему надевался мешок. Послеисполнения приговора мешок снимали, чтобы зрители могли видеть лицо жертвы.
Позднее гаррота совершенствовалась. Так, появиласькаталонская гаррота, где винт был снабжён остриём, которое при поворотепостепенно ввинчивалось в шею осуждённого и дробило ему шейные позвонки.Вопреки сложившемуся мнению, такое приспособление было «гуманнее», так какжертва умирала быстрее.
1.2.7 Замуровывание
Вид смертной казни, при которой человека помещали встроящуюся стену или окружали глухими стенами со всех сторон, после чего тотумирал от голодного истощения или обезвоживания. Это отличает её от погребениязаживо, где человек умирал от удушья.
Замуровывание упоминается в легендах, фольклоре илитературе. Часто этот вид казни упоминается в финских легендах, например, одевушке, которой несправедливо вменили государственную измену. Её замуровали встене замка Олафсборг, у которой, по легенде, выросла рябина с белыми, как еёневинность, цветами и красными, как кровь, ягодами.
На Балканах получило распространение поверье, чтокрепость или мост будут стоять долго, если внутрь замуровать живого человека(чаще всего невесту или молодую жену одного из строителей). На самом деле наБалканах проводилось лишь символическое «замуровывание тени» молодой девушки(длина тени измерялась шнуром, отрезок которого и замуровывался в основаниестроения)
1.2.8 Погребе́ние за́живо
Способ смертной казни, убийства или пытки, а такжевозможный результат несчастного случая (например, при обрушении зданий, аварияхв шахтах и т. п.), когда живой человек оказывается погребён под слоем земли,обломков и т.п. Кроме того, возможно ошибочное погребение заживо (похороныживого человека, ошибочно считаемого мёртвым — к примеру, находящегося всостоянии летаргического сна). Страх быть погребённым заживо является одной израспространённых человеческих фобий(1). По российскому законодательствупогребение заживо квалифицируется как убийство с особой жестокостью.
1.2.9 Сожже́ние
Вид смертной казни, при котором приговорённогозаживо публично сжигали на заранее приготовленном костре. В Византии сожжениепроизводили, помещая человека внутрь полого медного бака и разжигая огоньснаружи.
Наряду с замуровыванием и заточением, сожжениешироко применялось, так как, по изложению католической церкви, с одной стороныпроисходило без «пролития крови», а с другой стороны пламя считалось средством«очищения» и могло спасти душу. Особенно часто сожжению подлежали еретики,«ведьмы» и мужчины, обвинённые в мужеложстве.
Начало практики сожжения еретиков на костре былоположено в Византии. Анна Комнина подробно описывает в «Алексиаде» аутодафебогомила Василия в 1025 году, говоря про императора, отправившего еретика намучения, что тот принял решение «новое, необычное по своему характеру,неслыханное по своей смелости».
Наибольшую «популярность» сожжение приобрело в концеСредневековья и в эпоху Просвещения. Хуан Антонио Льоренте в книге «Историяиспанской инквизиции» пишет, что в Испании в 1540—1700 годах Святой инквизициейбыло сожжено 31 700 человек, без учета её колоний.
Церковь оправдывала правомерность применения казниеретиков через сожжение на костре словами апостола Иоанна: «Пребудьте во Мне, иЯ в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе:так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне,и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Ктоне пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветвисобирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин 15:4.6).
1.2.10 Распятие
Осуждённому на смерть прибивали гвоздями илидеревяными кольями руки и ноги к концам креста или фиксировали конечности припомощи верёвок. Гвозди или колья при этом вбивали не в ладони, а в запястья,так как вбитые в ладони гвозди не удерживали тело на кресте, под тяжестьюказнимого гвозди прорезают ткани конечностей и казнимый может упасть с креста.
Крест использовался деревянный, как правило,Т-образный, существовали и другие его формы. Иногда в центре крестаприкреплялся небольшой выступ, на который распятый мог опереться ногами. Затемкрест закрепляли вертикально на всеобщее обозрение. Часто самому распятиюпредшествовала позорная процессия, в ходе которой осуждённый должен был неститак называемый патибулум, деревянный брус, который потом служил горизонтальнойперекладиной креста.
Исследователи обращают внимание на то, чтоизображения Распятия, даже канонические, не соответствуют тому, как проводиликазнь на самом деле. Осужденный нес на спине только перекладину креста. Поприбытии на место осуждённого укладывали на землю и деревянными кольями (а негвоздями) приколачивали руки к концам перекладины, которую затем с помощьюверевок подтягивали на вершину заранее вкопанного в землю столба. При этом ногиосужденного либо оставались на земле, либо опирались на небольшую подставку.Ноги подгибались, тело свисало вниз, а руки, разведенные в стороны приобреталивид буквы «V».
1.2.11 Колесова́ние
Распространённый в Античности и Средневековье видсмертной казни. Приговорённому к колесованию железным ломом или колесом ломаливсе крупные кости тела, затем его привязывали к большому колесу, иустанавливали колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, смотря нанебо, и умирал так от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страданияумирающего усугубляли клевавшие его птицы. Иногда вместо колеса использовалипросто деревянную раму или крест из брёвен.
1.2.13 Четвертова́ние
Вид смертной казни. Как видно из названия, телоосужденного делится на четыре части (или более). После казни части телавыставляются на публичное обозрение отдельно (иногда разносятся по четырёмзаставам, воротам города и т. п.). Четвертование перестали практиковать в концеXVIII — начале XIX века.
1.2.14 Гильоти́на
Механизм для приведения в исполнение смертной казничерез отсечение головы. Казнь с использованием гильотины часто называетсягильотинированием. Главной деталью гильотины для отрубания головы являетсятяжёлый (40—100 кг) косой нож (жаргонное название — «барашек»), свободно движущийсявдоль вертикальных направляющих. Нож поднимали на высоту 2—3 метра и удерживаливерёвкой. Голову гильотинируемого помещали в специальное углубление у основаниямеханизма и закрепляли сверху деревянной планкой с выемкой, после чего верёвка,удерживающая нож, отпускалась, и он падал с большой скоростью на шею жертвы.
Глава 2. Смертная казнь в различных странах
2.1 В Великобритании
В средневековой Англии вешали за самые мелкие кражи,причем в больших количествах. Только в лондонском районе Тайберн (место казнидля простолюдинов) в царствование Эдуарда VI ежегодно в среднем казнили 560человек. За дисциплинарные проступки в войсках и на флоте вешали на рее; зафальшивомонетничество варили в кипятке или в масле (вплоть до XVII века). Крометого, применялись уродования вроде урезания носа, ушей, языка. В целом поприговору суда смертью карались 123 состава преступления.
Повешение за воровство было отменено в началецарствования Виктории, однако, эта смертная казнь по-прежнему применялась ксовершившим убийство, если только убийце не удавалось доказать своюневменяемость. Такой порядок сохранялся на протяжении ещё 130 лет.
Последняя публичная казнь в Англии состоялась 26 мая1868 года: перед Ньюгейтом был повешен Майкл Барретт, ирландский террорист. Задве недели до того состоялась последняя публичная казнь в Шотландии. Однако,непубличные казни просуществовали ещё очень долго: так, вешать продолжали ипосле Второй мировой войны.
2.2 Во Франции
Во Франции при старом режиме цареубийц казнили черезчетвертование. Также было широко распространено колесование, повешение за реброи прочие мучительные наказания, особо рьяно употреблявшиеся против гугенотов ибунтарей в царствование Людовика XIV. В 1792 году была введена гильотина, и впоследующем большинство смертных казней, кроме как по приговору военного суда(в этом случае был обычен расстрел), проводились через гильотинирование (вУголовном кодексе Франции 1810 года статья 12 гласит, что «всякомуприговорённому к смерти отсекается голова»). Уже 21 января 1793 года нагильотине был казнён Людовик XVI.
Эта машина не была оригинальным изобретением ни д-раГийотена, предложившего ввести её в качестве орудия смертной казни, ни егоучителя, д-ра Луи; похожая машина употреблялась до того в Шотландии, гденазывалось «шотландской девой». Во Франции её также называли Девой или дажеЛесом Правосудия.
Гильотина не была отменена последующим строем ввидучрезвычайного её удобства. Казнь исполнялась долгое время только публично: вприговоре об осуждённом говорилось, что ему «отсекут голову на публичном местеименем французского народа» (il aura la tête tranchée sur uneplace publique au nom du peuple français). Соблюдались и средневековыеритуалы. Так, в последнее утро осуждённому объявляли: «Мужайтесь (следуетфамилия)! Час искупления настал» (Du courage… l’heure de l’expiation estvenue), после чего спрашивали, не угодно ли ему папиросу, рюмку рома.
Отдельной статьёй французского уголовного закона шлоотцеубийство (peine des parricides), за которое также приговаривали к смертнойказни. При этом перед казнью применялся позорящий ритуал, когда на осуждённыхнадевали красные рубахи и заставляли идти на казнь босиком, после чего наэшафоте, перед исполнением смертного приговора, им отсекалась кисть правой руки(формально этот ритуал был отменён лишь в 1930-е годы). Известно, чтоФукье-Тенвиль, верховный судья времён якобинского террора, повелел одеть вкрасные рубахи 53 человека, казнённых якобы за покушение на Робеспьера (делобыло сфабрикованным).
В XIX—XX веках публичные казни происходили набульварах или около тюрем, где всегда собиралась большая толпа. В 1932 годуперед тюрьмой Санте был казнён Павел Горгулов, русский эмигрант, авторпроизведений, которые подписывал Павел Бред, за убийство президента республикиПоля Думера. Через семь лет, 17 июня 1939 года, в 4 часа 50 минут, в Версале набульваре отсекли голову Эжену Вейдману, убийце семи человек. Это была последняяпубличная казнь во Франции; из-за непристойного волнения толпы и скандалов спрессой было велено впредь устраивать казни в условиях тюрьмы. Таким образом,видимо, действие «Постороннего» Альбера Камю, где публичная казнь устраиваетсяв Алжире, происходит раньше 1939 года.
По приговору военного суда во Франции смертная казньосуществлялась не на гильотине, а через расстрел; так, расстреляны были маршалМишель Ней (1815), Пьер Лаваль и другие подсудимые процессов 1945—1946 годов,организатор покушения на Шарля де Голля член ОАС полковник французской армииЖан Бастьен-Тири (1963).
Последняя казнь через отсечение головы гильотинойпроизошла в Марселе, в правление Жискар д’Эстена, 10 сентября 1977 года (всегоза его семилетний срок — 1974—1981 — было казнено только три человека).Казнённого, тунисского происхождения, звали Хамида Джандуби; он похитил и убилсвою бывшую сожительницу, которую ранее понуждал к занятиям проституцией, аперед смертью долго пытал. Это была последняя казнь не только во Франции, но иво всей Западной Европе. Франсуа Миттеран, вскоре после вступления в должностьв 1981 году, ввёл полный мораторий на смертную казнь, которому был присвоенстатус закона.
20 февраля 2007 года Франция ввела конституционныйзапрет на смертную казнь (за данную поправку в 66-ю статью конституциипроголосовали 828 депутатов Национальной ассамблеи и сенаторов, против — всего26. Франция, таким образом, стала последней из стран ЕС, на уровне конституциизапретивших применение смертной казни.
2.3 В Германии
В государствах Германии традиционно отсекали голову(как, например, Карлу Занду), причём орудием обезглавливания часто служил нетопор, а меч. Помимо этого в средневековье существовали и другие казни. Так,наибольшие ужасы охоты на ведьм (казнь через сожжение и проч.) были не вИспании, а в Германии XVII века, причём протестанты ничем не уступаликатоликам. Казнь через сожжение применялась также за фальшивомонетчество иподжог. За супружескую измену четвертовали. При этом для женщин, совершившихсупружескую измену, а также для матерей, убивших своего ребёнка, былапредусмотрена особая высшая мера: утопление.
Существовали и другие виды смертной казни(колесование, погребение заживо, посажение на кол и т. д.). Нередко перед самойвысшей мерой применялись пытки и иные увечащие наказания.
В XX веке, уже при Гитлере, была введена смертнаяказнь через повешение (март 1933 года) и гильотину (нем. Fallbeil — начало 1934года). Маринус ван дер Люббе и Юлиус Фучик были казнены на гильотине. Участникинеудачного заговора против Гитлера 20 июля 1944 года были повешены не наобычных верёвках, а на тугих струнах, что усиливало мучения. В армии применялсярасстрел. Газовая камера, самое знаменитое средство массового уничтожения,применялась в основном в концентрационных лагерях (имеются в виду не тольколагеря для других народов, но и лагеря для немцев — противников существующегорежима). Всех осуждённых к смерти нацистских преступников в Нюрнберге повесили,причём Кейтелю, Йодлю и Герингу было отказано в замене повешения расстрелом,чего они добивались, как военнослужащие. Последующие Нюрнбергские процессывынесли ещё несколько смертных приговоров, часть из которых были приведены висполнение (также через повешение).
Смертная казнь на территории ФРГ и Западного Берлинабыла отменена в 1949 году (хотя некоторые из нюрнбергских казней были приведеныв исполнение в 1951 году, это было лишь правосудие США, осуществившееся натерритории Германии). В ГДР смертная казнь была отменена в 1987 году (до 1966года употреблялась гильотина, заменённая в том году расстрелом).
2.4 В других западноевропейских странах
В Австро-Венгрии вешали, но лишь тех, кто достиг 21года. Из-за этого Гаврило Принцип, убивший эрцгерцога Франца-Фердинанда и егожену, что послужило поводом к началу Первой мировой войны, и Габрилович,бросивший бомбу, получили 20-летнее заключение, а троих их товарищей, бомб небросавших, никого не убивших, но достигших возраста в 21 год, повесили 3февраля 1915 года.
В Испании во времена Средневековья смертная казньбыла обычным делом. Наиболее известна практика её применения против еретиков ипрочих неугодных католической церкви людей, хотя исторические данныепоказывают, что светские суды выносили смертные приговоры несравнимо чаще.Известен мучительный способ казни, просуществовавший до второй половины XXвека: испанская гаррота, разновидность удавки, прошедшей путь от простойверёвочной петли до металлического обруча, затягиваемого на шее жертвы. В 1975году король Хуан Карлос I отменил смертную казнь — это было одним из первых егораспоряжений при вступлении на престол.
В Португалии смертную казнь полностью отменили в1867 году — это была первая страна в Европе, пошедшая на такую меру.
В Швейцарии смертная казнь существовала лишь внекоторых кантонах. Так, Случевский видел в Женеве казнь на гильотине,послужившую предметом известного стихотворения. Но когда в 1898 году анархистЛуккени убил австрийскую императрицу Елизавету, смертной казни уже по закону небыло, поэтому он получил пожизненное заключение. По законодательству,допускавшему применение смертной казни в то время, когда граничащие соШвейцарией страны находились в состоянии войны, к шпионящим на швейцарскойтерритории гражданам могла применяться смертная казнь (то есть фактически онабыла узаконена в военное время для лиц, совершивших государственныепреступления). Таким образом, в годы Второй мировой войны к смертной казни былиприговорены 12 граждан Германии, 11 из которых были казнены.
В Белоруссии
Сегодня Белоруссия — единственная страна в Европе,где применяется смертная казнь.
Смертная казнь назначается за 12 категорийпреступлений в мирное время и 2 — в военное время.
В списке категорий преступлений, караемых смертнойказнью в Белоруссии, «развязывание, либо ведение агрессивной войны» (ст. 122,ч.2 Уголовного кодекса Белоруссии), «убийство представителя иностранногогосударства, международной организации с целью провокации международныхосложнений или войны» (ст. 124, ч.2), «международный терроризм» (ст. 126),«геноцид» (ст. 127), «преступления против безопасности человечества» (ст. 128),«умышленное лишение жизни при отягчающих обстоятельствах» (ст. 139, ч.2),«терроризм» (ст. 289, ч. 3), «террористические акты» (ст. 359), «измена,сопряжённая с убийством» (ст. 356, ч.2), «заговор с целью захватагосударственной власти» (ст. 357, ч.3), «диверсия» (ст. 360, ч.2), «убийствоработника милиции» (ст. 362), «применение оружия массового уничтожения» (ст.134), «убийство лица в ходе нарушения законов и обычаев войны» (ст. 135, ч.3).В Белоруссии почти все смертные приговоры были вынесены за «умышленное лишениежизни при отягчающих обстоятельствах».
В 2005 году к смертной казни были приговорены 2человека, в 2006 — 9 человек. Осуществляется путём расстрела в следственномизоляторе (СИЗО № 1) города Минска.
В Венгрии практиковалась смертная казнь черезповешение. Таким образом был казнен Имре Надь и многие другие «фашистскиемятежники» восстания 1956 года. Отменена в 1990 году.
2.5 В США
В Соединённых Штатах культура вообще и культураказни в частности заимствованы из метрополии. В старое время там были столь жежестокие законы, как в Англии; были драконовские «Синие законы Коннектикута», окоторых пишет Марк Твен, полагавшие казнь за многие составы. Позже «ученики»заметно обогнали «учителей». В Англии не было такого огромного бесправногонаселения, как негры и индейцы; меж тем в США негров вешали, по крайней мере наЮге, повсеместно (суд Линча имеет огромное количество жертв даже в XX веке: в1901 году было подвергнуто линчеванию 130 человек), индейцев часто казниликаратели, мстившие, впрочем, за вырезание белого населения. 26 декабря 1862года, во время гражданской войны, в штате Миннесота, принадлежавшем северянам,были на одной виселице повешены тридцать восемь индейцев. На Диком Западе в тоже время действовали шерифы, казнившие по своему усмотрению (подчассобственноручно). Смертная казнь применялась в США также по политическим причинампротив социалистов, коммунистов, анархистов.
В конце XIX века был изобретён электрический стул,впервые применённый в 1890 году и вскоре вошедший во всеобщее употребление, такчто во многих штатах он вытеснил повешение. Леон Чолгош, безумный анархист, убившийпрезидента Мак-Кинли в Буффало, был пятидесятым преступником, которого казнили(29 октября 1901 года) в штате Нью-Йорк на этом приспособлении.
В 1913 году прошло шумное дело Лео Франка: наосновании сомнительных доказательств осуждённый был приговорён к смертнойказни, затем помилован, похищен и повешен группой видных граждан.
Газовую камеру ввели ещё раньше, чем в Германии, аименно в 1924 году, но она не получила такого широкого распространения.
С 1960-х годов правозащитники повели борьбу сосмертной казнью. В 1972 году суд Джорджии, по делу «Фурман против Джорджии»,признал смертную казнь мучительной, а следовательно, противоречащейКонституции. Вследствие этого одиннадцать лет (с 1967 по 1979 год) во всехштатах никого не казнили. В 1976 году Верховный суд нашёл казнь, являющуюся«вполне конституционной» (речь об электрическом стуле). Она была возвращена втех 38 штатах, где не была отменена ранее, а также на федеральном уровне.Первым американцем, казнённым после этого решения, был Джон Спенкелинк (штатФлорида, 25 мая 1979 года).
В настоящее время законы различных штатовпредусматривают пять способов смертной казни:
-Повешение
-Расстрел
-Электрический стул
-Газовая камера
-Смертельная инъекция
Однако в последнее время (с начала XXI века)подавляющее большинство казней осуществляется путём смертельной инъекции.Изредка применяется также электрический стул. 18 июня 2010 года в штате Ютавпервые за долгое время был применён расстрел: был расстрелян Ронни Ли Гарднер,выбравший этот способ казни самостоятельно. Прочие методы не применялись сконца XX века. Они сохранились лишь в законах небольшого числа штатов, причёмво всех этих штатах применяется и смертельная инъекция, а использованиеальтернативных методов во многих случаях ограничено различными условиями(например, право выбрать их использование имеют лишь осуждённые, совершившиепреступление или получившие смертный приговор до определённой даты). До 8февраля 2008 года Небраска являлась единственным штатом, применяющим смертнуюказнь и не использующим инъекцию (единственным методом являлся здесьэлектрический стул; 8 февраля Верховный суд Небраски постановил, что этот методявляется «жестоким и необычным наказанием», запрещённым конституцией США;исполнение смертных приговоров было приостановлено до утверждения нового методаказни).
Традиции смертной казни в штатах США обычно включаютправо осуждённого на последний ужин (англ. Last meal) — еду, приготовляемую занесколько часов до казни в соответствии с его просьбой (с определённымиограничениями) и право на последнее слово непосредственно перед исполнениемприговора. При казни обычно присутствуют свидетели. Количество и состав лиц,имеющих право присутствовать при казни, различаются в разных штатах, но, какправило, такое право имеют родственники осуждённого и его жертв, адвокаты,священник.
В 2009 году число приговорённых к смертной казнипреступников в США было равно 106. Это самое низкое число со временивосстановления смертной казни как высшей меры наказания в 1976 году. Самоебольшое число смертных приговоров было в 1994 году: 328.
2.6 Ближний Восток и Азия.
На Ближнем Востоке имеют место средства казни,использующиеся с древних времён: побивание камнями, отсечение головы мечом иповешение. Во времена Османской империи было распространено посажение на кол(неизвестно, собственно ли это турецкая казнь или унаследованная от Византии),перешедшее к соседним православным народам, в том числе в Россию (в 1614 годубыл посажен на кол Заруцкий, а в 1718 году майор Глебов) и Румынию (господарьВалахии Влад III Дракула, известный как герой романа Брэма Стокера, предпочиталименно этот способ, за что и прозывался Цепешем, то есть «посаживающим накол»). В республиканской Турции (то есть в Турции наших дней) до отменысмертной казни в 2002 году существовало только повешение, причём эта меранаказания перестала действовать сразу после запрета; так, Оджалану,первоначально приговорённому к казни, приговор был заменён на пожизненноезаключение.
В Израиле смертная казнь является высшей меройнаказания для очень ограниченного числа преступлений, в том числе для военныхпреступников, предателей, разжигателей войны и учредителей геноцида. За времясуществования государства казнены два человека: 30 июня 1948 года расстрелянкапитан Армии обороны Израиля Меир Тувианский по обвинению в предательстве(позднее полностью реабилитирован), а в 1962 году был повешен бывший сотрудникгестапо Адольф Эйхман.
В Иране и Афганистане смертная казнь вполнеобыкновенна, и в XX веке немало руководителей этих государств кончило жизнь нависелице, в том числе Наджибулла (повешен талибами в 1996 году на автокране).
В Ираке смертная казнь практикуется до сих пор. В2006 году были казнены через повешение Саддам Хусейн и ряд его ближайшихсоратников.
В Саудовской Аравии и в настоящее время применяетсятакой средневековый вид смертной казни, как отсечение головы. Существуют дажецелые династии палачей, передающие своё искусство по наследству.
В Китае наших дней широко употребляется расстрел,которому подвергаются содержатели публичных домов, нечистые на руку чиновники,диссиденты и пр., причем особо массовые казни бывают перед Новым годом. При МаоЦзэдуне часто отсекали голову; при старых императорах использовался такойэкзотический вид смертной казни, как «смерть от тысячи порезов». В средневековомКитае были распространены и более экзотические и мучительные виды казней, как,например, казнь с использованием бамбука, гнилой лодки, котла с известью и др.
В государствах Юго-Восточной Азии (в Сингапуре,Малайзии и пр.) вешают за хранение наркотиков, в том числе и иностранныхграждан.
В Японии существует смертная казнь через повешение.Многие участники секты «Аум Синрикё» были к ней приговорены, однако обисполнении этих приговоров неизвестно. Есть она и в Южной Корее, где, вчастности, к ней был приговорен бывший президент республики Чон Ду Хван (позжепомилованный). В Северной Корее помимо этого вида казни также применяютрасстрел.
Глава 3. Отношение мировых религий к смертной казни
В Библии, как и в законодательстве других древнихнародов, смертная казнь нередко служит наказанием за тяжкое преступление.Имеются указания на необходимость смертной казни за такие виды преступлений,как: несоблюдение субботы, богохульство, убийство, прелюбодеяние (супружескаяизмена), гомосексуализм, скотоложество, изнасилование, оскорбление или избиениеотца или матери, похищение людей.
Библия упоминает три способа смертной казни —побиение камнями, сожжение и повешение.
3.1 В иудаизме
Талмуд упоминает четыре формы смертной казни, ккоторой приговаривает суд (арба митот бет-дин): побитие камнями, сожжение,казнь мечом и удушение.
В отношении смертной казни библейская заповедьлюбить ближнего как самого себя (Лев.19:18) интерпретируется законоучителямиТалмуда как предписание казнить приговорённого преступника наиболее гуманнымспособом. Согласно этому подходу, смертная казнь должна быть подобна тому, какотнимает у человека жизнь сам Бог, то есть не калеча тело.
Есть основания полагать, что талмудические дискуссиио смертной казни, её видах и способах носят преимущественно теоретическийхарактер, подобно обсуждению вопросов, связанных с храмовыми жертвоприношениямив то время, когда Храма уже давно не существовало. Аналогия между обсуждениемразличных видов смертной казни и дискуссиями о жертвоприношениях прямо приводитсяв самом Талмуде.
Приговор не приводили в исполнение в тот же день,чтобы увеличить возможность новых, благоприятных свидетельств. Даже когдаосуждённого вели на казнь, существовала готовность в любую минуту остановитьшествие. Сам осуждённый имел право остановить шествие четыре или пять раз ипотребовать, чтобы его отвели в суд, так как он вспомнил новое обстоятельство.На пути к месту казни глашатай обращался к возможным свидетелям на улицах.Перед казнью осуждённого призывали к выражению раскаяния.
Законоучители Талмуда постановили, что с разрушениемХрама Синедрион утратил право приговаривать к смертной казни.
3.2 В христианстве
В Основах социальной концепции Русской православнойцеркви сказано:
Особая мера наказания — смертная казнь —признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость её отмены нет ни вСвященном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследииПравославной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долгпечалования перед светской властью об осуждённых на казнь, прося для нихмилости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияниевоспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, вРоссии с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко.Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью —именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговорённых к высшей меренаказания.
Отмена смертной казни даёт больше возможностей дляпастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому жеочевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательногозначения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства внароде. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или неосуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегдапредпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственныхвластей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменениисмертной казни должен решаться обществом свободно, с учётом состояния в нёмпреступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображенийохраны жизни благонамеренных членов общества.
В Основах учения Русской православной церкви одостоинстве, свободе и правах человека сказано:
Признавая, что смертная казнь была приемлема вветхозаветные времена, а указаний на необходимость её отмены «нет ни вСвященном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследииПравославной Церкви», нельзя не вспомнить о том, что «Церковь часто принималана себя долг печалования об осуждённых на казнь, прося для них милости исмягчения наказания» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви,IX.3). Защищая человеческую жизнь, Церковь, вне зависимости от отношения обществак смертной казни, призвана исполнять этот долг печалования.
3.3 В исламе
В Коране говорится о том, чтобы верующие страшилисьАллаха, который в наказаниях очень строг. Согласно законам Шариата лица,совершившие умышленное убийство, педофилы, замужние женщины и женатые мужчины,совершившие прелюбодеяние, должны быть казнены. За неумышленное убийствосмертная казнь не применяется и может быть назначена материальная компенсациясемье убитого. Более того, родственники убитого могут простить убийцу взамен материальнойкомпенсации и суд заменяет смертную казнь иным видом наказания.
3.4 В буддизме
В соответствии с первой из пяти основных заповедейбуддизма, причинение вреда другим живым существам неприемлемо.
Однако, на практике уголовное (равно как и гражданскоеи т. п.) правосудие целиком остаётся на усмотрении светской власти.
Глава 4. Смертная казнь в истории России: 1398 –1999 гг.
Впервые в истории русского государства смертнаяказнь законодательно была закреплена в 1398 году в Двинской уставной грамоте,юридически оформившей вхождение Двинской земли в состав Московскогогосударства. В ней предусматривалось назначение смертной казни только в одномслучае — за кражу, совершенную в третий раз. Небезынтересно заметить, чтоДвинская уставная грамота не устанавливает смертной казни за убийство.
Псковская судная грамота 1467 года значительнорасширяет случаи применения смертной казни по сравнению с Двинской уставнойграмотой: за воровство в церкви, конокрадство, государственную измену, поджоги,кражу, совершенную в посаде в третий раз. Опять же в этом законодательственичего не говорится о смертной казни за убийство.
Какие цели преследовала власть, устанавливая вуказанных выше законах смертную казнь? Представляется, что на этой мере вплотьдо конца XV века лежал отпечаток обычая кровной мести. Став официальнымгосударственным установлением, смертная казнь преследовала прежде всего цельвозмездия, а также неразрывно связанную с ним цель устрашения. Вместе с темнапрашивается мысль о том, что с образованием и развитием государственности наРуси верховная власть проявляла определенную заботу о жизни, собственности иправах имущих, а также и о своей собственной безопасности.
Но среди представителей верховной власти были ипротивники смертной казни. Всем хорошо известна заповедь Владимира Мономаха:«Не убивайте, не повелевайте убивать, даже если кто и будет виновен в чьей-либосмерти». И тем не менее, к смертной казни прибегали многие правители Руси вXIII и XIV вв: князья Дмитрий, Изяслав и др.
Судебник 1497 года расширил сферу применениясмертной казни по сравнению с Двинской и Псковской грамотами, а Судебник 1550года, принятый при Иване IV, установил смертную казнь уже за многиепреступления: за первую кражу, если вор пойман с поличным или в процессе пыткипризнался в содеянном, за вторую кражу и мошенничество, за разбой, душегубство,ябедничество, за убийство господина, государственную измену, церковную кражу,поджог. Смертная казнь по Судебнику 1550 года за перечисленные преступлениядолжна назначаться «без всякой пощады».
При Иване Грозном смертная казнь приняла невиданныйдо того на Руси размах. «Москва цепенела в страхе», — писал Н.М.Карамзин.Массовые казни осуществлялись в Москве на Лобном месте. К осужденнымприменялись чудовищные пытки, ставшие своего рода символом тирании царя ИванаГрозного.
Но если сравнивать количество казней, совершаемых вРоссии того периода, с количеством казней на Западе в XVI веке, то можноубедиться в том, что Европа своей жестокостью значительно опережала Россию. Иоаннуправлял государством с 1538 г. по 1584 г., почти 46 лет. За это время былоказнено 3-4 тысячи человек, то есть меньше 100 человек в год, включая уголовныхпреступников. А например, в Германии при Карле V было казнено около 100 000человек, при Генрихе VIII было повешено 70 000 упрямых нищих «при общейчисленности населения» 4,5 млн. человек. При Елизавете I в Англии было казнено19 000 человек.
Смертная казнь была довольно широко представлена иподробно регламентирована в Уложении 1649 года, принятом при царе АлексееМихайловиче. Дореволюционный криминалист профессор А.Ф.Кис-тяковский утверждал,что смертная казнь предусмотрена Уложением в 54 случаях, а другой видныйотечественный криминалист профессор Н.Д.Сергеевский установил 64 случая.
Уложение 1649 года предусматривало 5 видовисполнения смертной казни. К обыкновенной относилось отсечение головы,повешение и утопление, а к квалифицированной — сожжение, закапывание в землю поплечо, посажение на кол, залитие горла расплавленным свинцом и др. Последнееприменялось исключительно к фальшивомонетчикам. В 1672 году этот вид казни былзаменен отсечением обеих ног и левой руки преступника. Четвертованиеприменялось за оскорбление государя, за покушение на его жизнь, иногда заизмену, а также за самозванство. Колесование получило широкое распространение свведением Воинского устава Петра I. Посажение на кол, как и четвертование,применялось преимущественно к бунтовщикам и «воровским изменникам».
Трудно точно установить число казненных в России вовторой половине XVII и первой половине XVIII века. По свидетельствусовременников, при Алексее Михайловиче было казнено в течение нескольких лет 7000 человек, причем бывали случаи, когда число казней в один день достигали150. При Петре I число казненных считали сотнями, и бывали случаи, когда втечение месяца подвергали казни более 1 000 человек. В 1698 году только за одинмесяц было казнено 1166 человек.
«Ужасы смертной казни не производили какого-либопотрясающего впечатления, не вызывали протеста и отвращения, — писал русский дореволюционныйкриминалист профессор А.А.Пионтковский, — на палача не смотрели с презрением.Его роль как исполнителя закона признавалась почетной, и бывали случаи, когда вкачестве палачей выступали лица из «общества», занимающие то или иное видноеслужебное положение» .
Отличавшая особенной набожностью дочь ПетраЕлизавета Петровна, давшая обет во все свое царствование никого не лишатьжизни, лишь формально исключила смертную казнь, ибо она осталась взамаскированном виде — в форме засечения кнутом, плетьми, батогами, розгами.
В эпоху царствования Екатерины II появляются новыеидеи о наказании вообще, так и о смертной казни в частности. Эти идеи получиливоплощение в екатерининском Наказе 1767 года. Создавая это произведение,Екатерина как бы отдавала дань уважения Вольтеру, Дидро, Монтескье, широкоиспользуя произведения западноевропейских просветителей. Цель наказания, помнению Екатерины, не в том, «чтоб мучить тварь чувствами одаренную… чтобвоспрепятствовать виноватому, чтоб отвратить граждан от соделания подобныхпреступлений».
Первым русским профессором-юристом, в чьих трудахполучили выражение политико-правовые взгляды просветителей второй половиныXVIIII был С.Е.Десницкий (1740-1789), чья книга «Слово о причинах смертныхказней по делам криминальным» занимает не последнее место среди егомногочисленных работ. В ней он выступает ярым противником смертной казни.Другие прогрессивные деятели — А.Н.Радищев и его товарищ и соученик Ф.В.Ушаковтакже были противниками смертной казни. В книге «Смертная казнь, нужна ли иполезна ли в государстве, то есть в обществе людей, законами управляемом?»Ф.В.Ушаков писал: «… смертная казнь удивляет, но не исправляет, она окрепляет,но не трогает».
Но в этот период были и иные взгляды. Во главерешительных противников Проекта Уголовного уложения 1824 года, в системунаказаний которого включалась смертная казнь, оказался адмирал граф Н.С.Морд-винов. Он считал, что применение смертной казни не может способствоватьсокращению преступности, что «следует поставить самую высшую казнь, какие вразряде наказаний исчислены, кроме смертной казни», и что гораздо болеедейственными наказаниями являются лишение свободы, прав гражданства и каторжныеработы. До него никто в первой четверти XIX века с такой убедительностью ирешительностью не выступал против этого наказания. Мнения Мордвинова былирассмотрены Государственным Советом, а его доводы признаны убедительными, ипроект Уложения 1813 года не был одобрен.
Кроме Мордвинова, ярыми противниками смертной казнибыли русский юрист И.В.Лопухин, декабристы П.И.Пестель и Н.И.Тургенев, позжевыдающиеся революционные демократы — А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, писательИ.С.Тургенев. Как известно, П.И.Пестель по приговору Верховного уголовного судабыл казнен вместе с другими декабристами 13 июля 1826 года. Член Верховногоуголовного суда, судившего декабристов, — граф Н.С. Мордвинов, принес апелляциюна приговор, считая его незаконным. Николай I, хотя и оставил апелляциюМордвинова без внимания, тем не менее утвердил только 5 смертных приговоров,остальным приговоренным смертная казнь была заменена каторгой. Официально вэпоху Николая I было казнено 40 человек, однако тысячи гибли в результатевнесудебного произвола властей. Известна резолюция Николая I на приговоре осмертной казни — «виновных прогнать сквозь тысячу 12 раз. Слава Богу, смертнойказни у нас не бывало и не мне ее вводить», хотя хорошо известно, что дажефизически сильный человек не может выдержать такого наказания.
Отмена крепостного права и реформы 60-х годов немогли удовлетворить передовые общественные круги. Судебная реформа 1864 годанесла на себе печать крепостнических влияний. Произвол и насилие царя припроведении политических процессов. А ведь смертная казнь предусматриваласьименно за государственные преступления. Всего с 1866 по 1895 годы на 226политических процессах в России суду были преданы 1342 человека, вынесено 137смертных приговоров, из которых были приведены в исполнение 44, а 93 замененывечной или (реже) срочной каторгой.
После подавления революции 1905 года, в периодразгула столыпинской реакции смертная казнь применялась в невиданных ранееразмерах. Один из крупнейших государственных деятелей того периода графС.Ю.Витте, сам отправлявший на виселицу многих революционеров, так оценивалкарательную политику столыпинской эпохи: «Никто столько не казнили самымбезобразным образом, как он, Столыпин, никто так не оплевал закон, как он,никто не уничтожал так… Столыпин казнит за грабеж лавки, за кражу 6 рублей,просто по недоразумению… Можно быть сторонником смертной казни, ностолыпинский режим уничтожил смертную казнь и обратил этот вид наказания впростое убийство».
Наконец, раздались решительные протесты противсмертной казни, точнее против массовых применений смертной казни. Протестовалирабочие, крестьяне, интеллигенция, протестовал Второй съезд отечественныхпсихиатров, Пироговское общество врачей, московское хирургическое общество.Летом 1908 года появилось воззвание об учреждении в России «Лиги борьбы противсмертной казни». Естественно, что Особым присутствием в Москве и ПетербургеЛиге было отказано в регистрации по тем мотивам, что такая организация можетугрожать общественному спокойствию и безопасности. Несмотря на решительныепротесты общественности и обоснованные мнения ученых, смертная казнь в Россииотменена не была.
Прогрессивные общественные деятели дореволюционнойРоссии категорически и безоговорочно отрицали смертную казнь. Это можнообъяснить разными причинами, но одной их них несомненно является то факт, что вподавляющем большинстве случаев царские суды выносили смертные приговоры исходяиз политических соображений — бунтовщикам, борцам против режима, установленныхмонархией порядков, участникам политических кружков, профессиональнымреволюционерам, то есть лучшей части передовой русской интеллигенции. Такойвывод можно сделать, внимательно прочитав список приговоренных к смертной казниза период с 1826 по 1906 год, приведенный в историческом обзоре книги «Смертнаяказнь: за и против».
Смертные казни в России продолжались до Февральскойреволюции. Временное правительство приняло постановление от 12 марта 1917 годао повсеместной отмене смертной казни. Но уже 12 июля 1917 года смертная казньбыла восстановлена на фронте за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю,сдачу в плен, уход с поля боя и за др. воинские преступления. 28 сентября 1917года Временное правительство приостановило применение смертной казни «доособого распоряжения». Но вскоре произошла Октябрьская революция и применениесмертной казни не только возобновилось, но и резко возросло. Казнисанкционировались судом и без суда. За 9 месяцев (июнь 1918 — февраль 1919 г.)по приговорам ВЧК было расстреляно на территории 23 губерний 5496 человек, втом числе около 800 уголовных преступников. К началу 1920 года политическаяобстановка в стране меняется. Однако в том же 1920 году революционнымитрибуналами к смертной казни было приговорено 6541 человек.
Принято считать, что в условиях становлениясоветского уголовного права применение смертной казни явилось вынужденноймерой. Однако, круг деяний, при совершении которых допускалось применениерасстрела, в УК РСФСР 1926 г., как и 1922 г., был весьма широк:контрреволюционная деятельность, бандитизм, фальшивомонетничество, должностныепреступления, присвоение или растрата денег, ценностей, разбой и др. Расстрел,таким образом, рассматривался как мера, применение которой вынуждалосьусловиями классовой борьбы, и поэтому критика смертной казни объявляласьлиберально-гуманитарным лицемерием.
И.Пыхалов в своей статье приводит полный текст самогоизвестного из опубликованных документов, содержащих сводные данные порепрессиям в годы правления И.В.Сталиным. Речь идет о докладной запискегенерального прокурора СССР Р.Руденко, министра внутренних дел С. Круглова иминистра юстиции К. Горшенина на имя секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева от 1февраля 1954 года. В ней, в частности, говорится, что за время с 1921 года законтрреволюционные преступления было осуждено 3 777 380 чел., в том числеприговоренных к высшей мере наказания (ВМН) — 642 980чел.
В Основах уголовного законодательства СССР 1958 г.четко выражено и закреплено серьезное сужение сферы применения смертной казни — за измену Родине, шпионаж, диверсию, террористический акт, бандитизм,умышленное убийство, а в военное время или боевой обстановке — и за особотяжкое преступления.
Таким образом, несмотря на то, что на протяжениисемидесяти с лишним лет существования Советского государства неоднократноподчеркивался «временный» и «исключительный» характер смертной казни, последняяпродолжала «украшать» санкции 33 статей УК РСФСР и уголовных кодексов другихсоюзных республик. Другими словами, исключение из правила превратилось в самоправило. Каждому, внимательно прочитавшему Уголовный кодекс 1986 года, смертнаяказнь покажется уже не исключительной, а весьма распространенной меройнаказания: она предусмотрена за 7 общеуголовных, 10 государственных, 16воинских преступлений в военное время и за 2 — в мирное.
Сегодня согласно п. 2 ст. 20 Конституции РФ:
Смертная казнь впредь до её отмены можетустанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания заособо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права нарассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
После вступления в силу с 1 января 1997 года новогоУголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) взамен Уголовного кодекса 1960года в России значительно сокращён перечень преступлений, видом наказания закоторые могла быть назначена смертная казнь. На данный момент казнь может бытьприменена только к лицам мужского пола, женщины освобождены от данного виданаказания, как и от пожизненного заключения. Согласно п. 1 ст. 59 УК РФсмертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена толькоза особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.
Единственным видом смертной казни в России являетсярасстрел.
16 апреля 1996 года Россией был подписан Протокол №6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительноотмены смертной казни (Россия обязана была подписать этот документ в течениеодного года после принятия в Совет Европы, которое состоялось в 1996 году).
16 мая 1996 года президентом России Борисом Ельцинымбыл издан Указ № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связис вхождением России в Совет Европы».
Последняя смертная казнь в России была приведена висполнение 2 сентября 1996 года.
2 февраля 1999 года Конституционный суд России вынесПостановление № 3-П, в котором признал неконституционным возможность вынесениясмертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны.
Указом Президента РФ от 3 июня 1999 года № 698 былипомилованы 703 осуждённых к смертной казни, то есть все, кто на тот момент былиприговорены.
С 1 января 2010 года суды присяжных должны былиначать действовать в последнем субъекте федерации, где их до сих пор не было —в Чеченской Республике. В связи с этим Верховный суд РФ обратился с запросом овозможности применения смертной казни с этого момента в Конституционный суд. 19ноября 2009 года Конституционный суд РФ своим определением № 1344-О-Р «Оразъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного СудаРоссийской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П» признал невозможностьназначения смертной казни в связи с обязательствами по протоколу № 6.
Заключение
История применения смертной казни в нашей стране запоследние десятилетия свидетельствует о принципиальном изменении подхода нашегозаконодательства к этой мере наказания. В течение последнего десятилетиясмертная казнь применяется практически только к осужденным за умышленныеубийства при отягчающих обстоятельствах. Новый подход к смертной казнинаметился с начала 90-х годов. Законом от 5 декабря 1991 года это наказаниебыло исключено из санкций составов преступлений в виде хищения в особо крупныхразмерах, нарушения правил о валютных операциях, взяточничества, в 1994 году — за фальшивомонетничество. Конституция России разрешает применять смертную казньтолько за особо тяжкие преступления против жизни.
Тенденция постепенного сокращения применениясмертной казни в нашей стране налицо. Нужно ли искусственно ускорять ееразвитие? Распоряжение Президента Российской Федерации от 13 февраля 1996 года«О первоочередных мероприятиях, связанных с вступлением Российской Федерации вСовет Европы» показывает, что уголовное законодательство России развивается внаправлении ограничения смертной казни (к несовершеннолетним, пожилым, людям,беременным женщинам и женщинам вообще, к душевнобольным). Вступление России вСовет Европы будет содействовать дальнейшему движению в этом направлении.
С 1 января 1997 года вступил в действие новыйУголовный кодекс Российской Федерации. Прежний УК РСФСР (1960 г.), несмотря навнесенные в него поправки, в том числе и самые последние, безнадежно устарел.Особенная часть УК 1960 года начиналась с главного преступления «с изменыРодине» и других преступлений, а за ними помещались нормы о преступленияхпротив социалистической собственности (упраздненные в 1994г.) и уже потом нормыоб ответственности за убийство. Практически во всем мире Особенная часть УКоткрывается статьей об ответственности за убийство как самое опасноепреступление из всех возможных преступлений. На 1-е место в новом УК РФ такжепоставлена задача уголовно-правовой охраны прав и свобод человека и гражданина,а уже потом — общества и государства.
Новизной отличается Особенная часть УК 1997 года.Срок лишения свободы увеличивается и за «однократное» совершение особо тяжкихпреступлений — до 20 лет (вместо прежних 15 лет). Предусматривается ипожизненное лишение свободы как альтернатива смертной казни. Список же самих«расстрельных» статей приведен в соответствии с Конституцией РФ, разрешающейсмертную казнь устанавливать лишь за совершение особо тяжких преступлений,посягающих на жизнь.
По мере проникновения в глубь этой неразрешимойвеками проблемы — применение смертной казни как исключительной меры наказания,осознавая ее сложность и неоднозначность, соглашаясь с одним автором и мысленнополемизируя с другим, вырабатываешь собственное отношение к этому вопросу.
Сегодня в России меняется многое: органы власти,реформируется судебная система, законы. Но гуманизм и демократию нельзяустановить, пусть даже и в законодательном порядке. В этом процессе должныучаствовать сами люди, каждый из которых, утверждая свое собственноедостоинство и защищая свои права, вносит тем самым вклад в укреплениеправопорядка. Общество должно само выстрадать отказ от смертной казни, статьдостаточно сильным. Этот процесс долгий и трудный.
Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека.Неотъемлемое, то есть такое право, которое нельзя отнять ни при каких условиях.Преступник имел возможность выбора, он сделал выбор и должен нести за этоответственность. Но есть и другая вина — за пределами уголовно-правовыхотношений, но она существует объективно. Общество не создало атмосферы, вкоторой невозможны преступления. Конечно, все это не может и не должно бытьоснованием для освобождения преступника от ответственности. «Но отказ отсмертной казни — та цена, которую общество должно заплатить за свою вину (и засвою беду), в том, что член общества преступил суровый запрет. Смертная казньесть один из самых ужасных видов убийства, потому что она есть холодное,расчетливое, сознательное, принципиальное убийство, — убийство без всякого аффекта,без всякой страсти; убийство ради убийства».
Накануне III тысячелетия все мы оказались переднепреложным фактом истории человечества: в пресловутом «казнить нельзяпомиловать» запятая так и не обрела постоянного места, отражая весьма непростыеобщественные противоречия. И как тут не вспомнить известное выражениеизвестного русского юриста А.Ф.Кони: «Это вечный вопрос — einige ewige Frageуголовного права — смертная казнь
Литература
КонституцияРоссийской Федерации. М., 1993.
Уголовный кодексРоссийской Федерации. – М., 1997.
Комментарий кУголовному кодексу Российской Федерации /Под ред. проф.А.В.Наумова. – М.:Юристъ, 1996.
Афиногенов С.Смертная казнь: три года отсрочки // Российская Федерация. — 1996. — N 16. — С.51-52.
Лешо И.Я.Смертная казнь в США / Вестник Московского университета. Сер.11: Право. — 1990.- N4. — C.50 — 58.
Михлин А.С.Понятие смертной казни //Государство и право. — 1995. — N10. — С.103-111.
Михлин А.С.После вступления России в Совет Европы отмена смертной казни? // РоссийскаяФедерация. — 1996. — N 5. — С.44-45.
Наумов А. НовыйУК России — отражение происходящих реформ // Власть. — 1997. — N 2. — С. 15-21.
Преступление инаказание в Российской Федерации: Популярный комментарий к УК РПФ/Ответ.ред.проф.А.Л.Цветинович, А.С.Горе-лик. – М.: Изд-во БЕК, 1997.
Смертная казнь:за и против /Под ред. С.Г.Келвиной — М., 1989. — 528с.
Уголовное право:Учеб.пособие. – М., 1997.
Целесообразностьили необходимость? // Новый мир. — 1989.- N 11. — С.262-267.
Якубов А.Е.Гуманизм и смертная казнь // Вестник Московского университета: Право. Сер.11-1990. — N 4. — C.41 – 49.