Реферат по предмету "Государство и право"


Системный анализ института государства

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.1 Понятие государства
1.2 Причины происхождения государства
1.3 значение термина «государство»
1.4 Исторические рубежи в развитиигосударства
1.5 Определение понятия термина«государство»
2. Признаки государства
2.1 Наличие публичной власти
2.2 Административно-территориальнаяорганизация страны
2.3 Государственный суверенитет
2.4 Дополнительные признаки,характерные для государства
Заключение
Список литературы

Введение
 
Всякоенаучное познание предполагает существенное наличие того, что исследуется, и то,как исследуется.
Ответна вопрос — что исследуется — раскрывает природу предмета науки, а ответ навопрос — как проводится исследование — раскрывает ее метод.
Каждаянаука имеет свой предмет исследования, под которым понимается конкретный кругпроблем, изучаемая данной наукой сторона объективной действительности.
Предметнауки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная частьокружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наукимеет в объекте свой предмет, свою проблематику. Другими словами, предмет наукиесть то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.
Длятеории государства и права в качестве объекта выступают государство и право,которые в то же время исследуются и другими науками (как юридическими, так и неюридическими — философией, политологией, экономикой, социологией и т.п.).
Вкачестве предмета теории государства и права выступает наиболее общаязакономерность возникновения, развития и функционирования государства и права.Закономерность есть объективная, необходимая, существенная, устойчивая,повторяющаяся связь общего характера между определенными явлениями. Отсюдапредметом теории государства и права будут выступать основныегосударственно-правовые закономерности.
Исследованиепредмета теории государства и права предполагает характеристику государства иправа, как в статике, так и в динамике, анализ взаимосвязей данных институтов сдругими социальными явлениями.
Ктому же словосочетание «наиболее общие закономерности» означает, чтоданная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретногогосударства и права, а государственности и права вообще, т.е. их наиболее общиепризнаки, присущие государству и праву любого общества. Теория государства иправа изучает в обобщенном виде все государства и все правовые системы,независимо от их временных и пространственных характеристик. Поэтому в нейсконцентрированы существенные достижения научной мысли о государстве и праве,все теоретически значимое о данных социальных институтах.
Особенностьюпредмета теории государства и права является и то, что государство и правоисследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты.
Задачамиданной работы являются выделение понятия такого термина, как «государство», атакже на базе изучения работ различных авторов выстроить основные признаки,присущие государству, независимо от его формы, момента существования и пр.
Длярассмотрения этого вопроса необходимо понять, что государство и право два явления,которые в своем взаимодействии существуют неразрывно друг с другом, но в своемсодержании, организации, историческом движении, формах – достаточносамостоятельные явления.
 

1.  Понятие государства
 
Государствозанимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. Похарактеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.
Государствопо отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общихдел (обеспечивает порядок и общественную безопасность), а по отношению кпротивникам господствующего класса — нередко как орудие подавления и насилия.
Хронологическиерамки общества и государства также не совпадают: первое возникло раньше и имеетболее богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное развивающимсяобществом государство приобретает по отношению к нему относительнуюсамостоятельность. При этом степень самостоятельности государства постоянноменяется и зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.
Споявлением государства начинается сложная и противоречивая история еговзаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющаясистема государство должно выполнять функции в интересах большинства граждан,разрешать возникающие между ними противоречия, преодолевать кризисные ситуации.Вместе с тем иногда государство может играть и деструктивную роль — возвышатьсянад создавшим его обществом, превращаться из «слуги» в«хозяина» и т.п.
Воздействиеобщества на государство принято считать прямой связью, а воздействиегосударства на общество — обратной. Многогранное обратное воздействие развитогогосударства на общество — ключевая, но недостаточно изученная проблема, главноев которой — соотношение между сознательным государственно-правовымрегулированием социально-экономической жизни и стихийным рыночнымсаморегулированием (В.М. Корельский).

 
1.1 Происхождениегосударства
Учитывая,что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо в целях наиболееполного познания государственно-правовых институтов дать характеристикусоциальной власти и норм, существовавших в первобытном обществе. Начальнымэтапом этого процесса был первобытнообщинный строй, охватывающий огромныйотрезок времени от появления на Земле человека до становления первых классовыхобществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновенияупорядоченной письменности.
Первобытнообщинныйстрой был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в историичеловечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, ибо во вновьобнаруживаемых костных останках наших далеких предков большинство специалистоввидит то предчеловека, то человека. В зависимости от этой оценки преобладающеемнение меняется. В современный период одни ученые считают, что древнейшийчеловек (а тем самым и первобытное, дикое общество) возник около 1 — 1,5 млн.лет назад, другие исследователи относят его появление к более позднему времени.Верхняя же грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 — 6 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первыегосударства сложились на рубеже IV и III тысячелетий до н.э., в Америке — в Iтысячелетии н.э., в других частях земного шара — еще позднее (В.П. Алексеев,А.И. Першиц).
Любоеобщество представляет собой своего рода целостный социальный организм(систему), который отличается той или иной степенью организованности,урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует,что для каждого общества характерны определенная система управления (социальнаявласть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил(социальных норм).
Кактолько появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении. Каждыйотдельный член общества имел собственные интересы, без согласования которыхобщество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающимличностным регулятором. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности,прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы наобщее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальнойвыгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом). Такоесоединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществеправил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечиваланазванные нормы.
Дляпервобытнообщинного строя были характерны следующие черты:
─  наличие лишь примитивных орудий инеспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей,одеждой, жилищем. Но, даже работая совместно, коллективно, люди не моглипроизвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишковпродуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения набедных и богатых; экономически все были равны;
─  экономическое равенство обусловливалои политическое равенство. Все взрослое население рода — и мужчины, и женщины — имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного сдеятельностью рода.
Общественная(социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладаласледующими главными чертами. Эта власть:
1)базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род(родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемомукровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался впериод, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная наколлективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качествехозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общеготрудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии,племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль вжизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться –«первобытнообщинный строй», а его социальная организация — родоплеменной.Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода,выражала его волю и базировалась на кровных связях;
2)была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии,на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);
3)опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;
4)осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и егопредставителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями,жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельностипервобытного общества.
Такимобразом, появлялись первые предпосылки появления государства как политическойструктуры особого рода возникшей на определенном этапе общественного развития ипредставляющей собой центральный институт власти в политической системеконкретного общества.
Вопросо происхождении государства является дискуссионным. О причинах возникновениягосударства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила);договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека);органической (биологические факторы); материалистической(социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы)и т.д.
Вкаждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты, отражающиедействительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и свои слабыестороны, за которые их можно критиковать.
Разложение первобытногообщества с его родовой организацией и становление государственной власти вразличных исторических условиях имели свои специфические особенности.Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мирашел разными путями. И для раскрытия его возникновения рассмотрим причинырождения государства.
1.2 Причинывозникновения государства
Государствопоявляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенногообособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у нихуправленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий подвоздействием ряда факторов, важнейшие из которых:
—развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда вцелях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этогоспециального органа — государства;
—возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов иэксплуатации (марксизм). В ходе исторического развития по мере стиранияклассовых противоположностей и демократизации общества государство все болеестановится надклассовой, общенациональной организацией;
—завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияниезавоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его неследует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;
—демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человеческого рода.Имеется в виду, прежде всего рост численности и плотности населения, переходнародов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения иупорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребностьобщностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей;
—психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Гоббс)сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страхперед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другиеже (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению осоздании специального органа — государства, способного лучше обеспечить правалюдей, чем традиционные формы общежития.
Контрактныетеории государства подтверждаются некоторыми реальными фактами. Так, например,договорная система княжения существовала в Древнем Новгороде, где сприглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполнениекоторого могло повлечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории«общественного договора» создавалось американское государство — США. И все же,несмотря на эти и некоторые другие исторические факты, реальное государствовозникло не в результате добровольной передачи индивидам части своих правспециально созданному для защиты граждан и общества органу, а в ходедлительного естественноисторического развития общества;
—антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организациикоренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Еще Аристотельутверждал, что человек как существо в высшей степени коллективное можетсуществовать только в рамках определенных форм общежития. Государство, подобносемье и селению, «есть естественная форма общежития»[1].Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью прававносит в жизнь людей справедливые, нравственные начала. Идеи Аристотеляиспользуют современные естественноисторические концепции государства, которыерассматривают его как органически присущую человечеству на определенной стадииразвития форму общежития, без которой общество обречено на деградацию и распад.Некоторые сторонники антропологического объяснения сущности государстваутверждают, что в его основе лежит не только социальная природа человека, но иего прирожденное несовершенство, проявляющееся в невозможности индивидуальногосуществования, а также в агрессивности и конфликтности.
Внаучной литературе отмечаются и некоторые другие факторы, влияющие наобразование государств и их особенности: географическое положение, наличие илиотсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д.Многочисленные исследования показали, что государство возникает и развиваетсяпод воздействием целого ряда факторов, среди которых едва ли можно выделитькакой-нибудь один в качестве определяющего.
1.3 Значениетермина «государство»
 
Центральныминститутом политической системы является государство. В его деятельностиконцентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычноупотребляется в двух значениях.В широком смысле государство понимаетсякак общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти ипроживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политическиорганизованному народу. В этом значении говорят, например, о российском,американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.
Примернодо XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества.Для обозначения государства использовались многие конкретные термины:«полития», «княжество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия»,«правление» и др. Одним из первых от традиции широкого значения государстваотошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти надчеловеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» изанялся исследованием реальной организации государства.
Четкоеразграничение государства и общества было обосновано в контрактных (договорных)теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителямилиберализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но иисторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально всвободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного ииного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своейбезопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган —государство. В современной науке государство в узком смысле понимается какорганизация, система учреждений, обладающие верховной властью на определеннойтерритории. Оно существует наряду с другими политическими организациями:партиями, профсоюзами и т.п.
1.4 Историческиерубежи в развитии государства
Существуяна протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитиемвсего общества, частью которого оно является. С точки зрения особенностейвзаимоотношений государства и личности, воплощения в государственном устройстверациональности, принципов свободы и прав человека, в развитии государства можновыделить два глобальных этапа:традиционный и конституционный, а такжепромежуточные стадии, причудливо сочетающие черты традиционных иконституционных государств, например тоталитарная государственность.
Традиционныегосударства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаеви норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально неограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, непризнавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощениемтакого государства являлись монархии. Некоторые авторы, принимая во вниманиеглубокие отличия конституционных и неконституционных государств, предлагают всоответствии с античной традицией, различающей государство и деспотию, называтьгосударством лишь «организацию публичной власти, производную от гражданскогообщества и так или иначе ему подконтрольную»[2].Хотя такая трактовка не учитывает разные типы государств и не разделяетсябольшинством ученых, она обоснованно указывает на принципиальную границу,отделяющую современные конституционные государства от государств, по типусвоего устройства и функционирования связанных с прошлым.
Конституционноегосударство является объектом сознательного человеческого формирования,управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивнымвоздействием все проявления жизнедеятельности человека — его экономическую,культурную, религиозную и политическую активность и ограничивается лишьвыполнением функций, делегированных гражданами и не нарушающих свободуличности.
Вцелом конституционный этап в развитии государства связан с его подчиненностьюобществу и гражданам, с юридической очерченностью полномочий и сферыгосударственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государстваи созданием институциональных и иных гарантий прав человека. Одним словом, онсвязан с появлением конституции.
1.5 Определение,понятие термина «государство»
Дать определениегосударства, которое бы отражало все грани этого сложного общественного явления,практически не удавалось никому, хотя такие попытки предпринимались многимивыдающимися философами, политиками, юристами, как в древности, так и в нашидни. Из истории политической мысли известны сотни понятий и определенийгосударства.
Вполитико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия«государство». Его определяют и как государство – это «сообщество равных людейдля достижения возможно лучшей жизни» (Аристотель); «общественный союзсвободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредствомпредоставления исключительного права принуждения только органам государства»(Н. Коркунов); и как «естественно возникшую организацию властвования,предназначенную для охраны определенного правопорядка» (Л. Гумилович); и как «союзчленов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципесправедливости, под соответствующей ему верховной властью» (Л. Тихомиров); икак «союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределахопределенной территории» (Е. Трубецкой); и как «союз людей, организованный наначалах права, объединенный господством над единой территорией и подчинениемединой власти» (И. Ильин).
Общимво всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали вкачестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшиехарактеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету онипонимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах однойтерритории.
Впринципе это верный подход. Необходимо только помнить, что далеко не любоегосударство и далеко не всегда в своей политике воплощает волю (интересы) всегонарода, большинства граждан. Как правило, бывает наоборот. Оно обеспечиваетинтересы преимущественно лишь каких-то классов, слоев, элит, национальностей ит.п., что важно учитывать при рассмотрении сущности данного конкретногогосударства.
Выработанные политическоймыслью многочисленные понятия и определения государства позволяют сделатьследующие значимые выводы:
1)  государство – это продукт жизнедеятельностиобщества в целом;
2)  государство существует не в любомобществе, но только в том, в котором есть развитая и противоречивая структурана всех уровнях (экономика, собственность, формы сознания, личность, и др.);
3)  общество, в котором есть государство,- это государственно-организованное общество; для такого общества государство –это форма его существования;
4)  на теоретическом, познавательномуровне государство и общество не совпадают друг с другом;
5)  при любом определении государстваречь идет и об определенных властных институтах, государственном аппарате,системе властных государственных органов, в деятельности которых занятыспецифические социальные группы;
6)  развитые, сложные, противоречивыеобъективные потребности общества в государстве определяют и само назначение,функции, цели, задачи, деятельность государства; при этом не существенно идетречь – достижение «лучшей жизни», «общей пользы», «общего блага» или жесамоорганизации, самоуправления общества с помощью государства.
Проблема формулировки ивыбора понятия государства связана с еще одним познавательным моментом. Помимопредельно общего понятия государства вообще, можно и нужно давать, например,понятие национально-конкретного государства, рабовладельческого, фашистского,теократического. Таким образом, складывается широкая система понятийгосударства различного уровня обобщенности, которое позволяют увидетьособенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств.Это верно и в том случае, когда формулируется понятие государства вообще. Важнотолько помнить, что все эти многочисленные понятия и определения государства неплод умозрительных конструкций, но определенный теоретический, научный аналогопыта реальной государственной практики.
Внастоящей работе преимущественно рассматривается правовое государство —реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежитстремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью,мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободуи основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своихдействиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности иподчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властьюопределяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которыене могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобынарод мог контролировать государство, и оно не превратилось в этакогоЛевиафана, чудовище, господствующее над обществом, существует разделениевластей: законодательной, исполнительной и судебной. Независимый суд призванзащищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равноймере на всех граждан, государственные и общественные институты.
Данные выводы позволяютсформулировать такое определение государства: государство – это особаяполитическая организация, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратомподавления и управления и придающая своим велениям обязательную силу длянаселения всей страны.
В свете вышесказанногорассмотрим в следующей главе признаки государства.
государствополитический власть суверенитет

2. Признакигосударства
Признакилюбой вещи являются свойствами данной вещи, образующими её качественную, а не количественнуюсторону. Признак вещи не может существовать вне и помимо самой вещи. Онипомогают более наглядно, предметно-вещественно, осязаемо раскрытьсодержательную, сущность и функциональную стороны вещи. Эти общиеметодологические положения вполне применимы к государству.
Традиционнов юридической литературе чаще всего выделяют следующие признаки государства –публичная власть, административно-территориальная организация населения,суверенитет. Эти признаки нередко включаются и в содержание самих понятий илиопределений государства.
 
2.1Наличие публичной власти
Публичнаявласть представляет собой совокупность аппаратов подавления (отрядоввооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органовзаконодательной и исполнительной власти), которые выступают носителямигосударственного суверенитета.
Публичнаявласть как признак раскрывает государство, прежде всего, как институциональнуюсистему, совокупность институтов власти, государственный аппарат,государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военныхорганов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя испециальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые наматериально-финансовой основе осуществляют профессионально властную,управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иныевиды деятельности.
Публичнаявласть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства иобщества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятиягосударства, как политической формы, способа организации общества в целом.Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных,управляющих и управляемых.
Делениеобщества в связи с публичной властью на властвующих и властных, управляющих иуправляемых не следует рассматривать как недостаток, дефект, от которыхнеобходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы пониматьгосударство только как добро или зло. И теоретически и практически онраскрывает, насколько сложным, неоднозначным и противоречивым и дажетрагическим, может быть соотношение государства и общества. Общество можетиспытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того,отношение общества к власти может принять самые радикальные революционныеформы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство,публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда не сумеетотделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения отсвоей социальной основы.
Публичнаявласть как признак государства называется публичной по следующим основаниям:
─  она являетсяпредметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественныхпотребностей в государстве;
─  она выступает и действует всегда(даже на официальном уровне – монарх, президент, парламент, даже в случаеошибки) от имени общества, народа нации;
─  по своему назначению, целям, задачам,функциям она действует, призвана действовать в интересах общества;
─  она открыта и доступна обществу в тойили иной форме (политические партии, избирательные системы, общественныеорганизации, общественные движения вплоть до революционных выступлений,восстаний и др.).
Всвоем содержании, институциональном составе, структуре и системегосударственного аппарата, соотношении государственных органов, принципах иорганизации их деятельности публичная власть зависит от степени развитостигосударства и общества в целом, их исторического типа, цивилизационнойпринадлежности, конкретной стадии их исторического движения.
Такимобразом, публичная власть представляет собой совокупность аппаратов подавления(отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органовзаконодательной и исполнительной власти), которые выступают носителямигосударственного суверенитета.
2.2Административно-территориальная организация страны
Административно-территориальнаяорганизация населения как признак государства, прежде всего, раскрываетвзаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, население (общество),территория. Данный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было(большим или малым, сильным или слаборазвитым), всегда существует ифункционирует в определенных территориально-пространственных и социальных(население, общество, нация, народ) границах. Что касается территории, то напримере России её понятие раскрывается в ч. 1 ст. 67 Конституции России:«Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов,внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними».Следует обратить внимание, что Конституция РФ, фиксируя составные частигосударственной территории Российской Федерации, не включает в ее состав недра.«Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых КонституцияРФ не упоминает», — пишет И.С. Яценко[3].Тем не менее, как верно указывает М.В. Баглай, по сложившемуся обычаю дотехнически доступной глубины они тоже входят в понятие государственнойтерритории[4].Федеральный закон о недрах от 21 февраля 1992 г. в ст. 1.2 «Собственность на недра» устанавливает, что недра в границах территории Российской Федерации, включаяподземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые,энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью[5].Кроме того, Федеральным законом от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальномшельфе Российской Федерации», а также Федеральным законом от 17.12.1998 № 191-ФЗ«Об исключительной экономической зоне РФ» разъяснены понятие и пределы континентальногошельфа РФ, который «включает в себя морское дно и недра подводных районов,находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всемпротяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешнейграницы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка являетсяпродолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себяповерхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определениеконтинентального шельфа применяется также ко всем островам РоссийскойФедерации. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя границатерриториального моря».
Чтодо исключительной экономической зоны РФ, то это – «морской район, находящийсяза пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, сособым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом,международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всемостровам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны дляподдержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственнойдеятельности. Внутренней границей исключительной экономической зоны являетсявнешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительнойэкономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий,от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотреномеждународными договорами Российской Федерации».
Извсего вышесказанного следует, почему нет мирового государства, мировойпубличной власти (мирового правительства).
Дляобщества свойственны разнообразные, разносодержательные, равнозначимыеотношения и связи – экономические, имущественные, религиозные, нравственные,психо-эмоциональные, ценностные, кровнородственные и др. Собственно, эти связии отношения и делают общество обществом. Если же в обществе есть государство,то к данным отношениям с необходимостью добавляются властеотношения,государственные управленческие отношения, административно-территориальныесвязи. Данный признак (конечно, не только он) естественно и не случайнопорождает такие институты и явления, как «гражданство», «действие государства иего законов в пространстве и по кругу лиц»,. Государство наряду с иными видамисоциальных связей выполняет функцию своего рода политико-правовой скрепыобщества, его формы, способа организации жизнедеятельности и существованияобщества.
Такимобразом, можно сделать следующий вывод: распространение государственной власти,только на население, проживающее в рамках определенной страны, неизбежно влечетеё деление на административно-территориальные единицы (края, области, округа ит.д.). Смысл такого деления заключается в наилучшей (оптимальной) организациигосударственной власти управления на занимаемой территории. В отличие отцивилизованного в первобытном обществе подчиненность людей власти зависела отих принадлежности к тому или иному роду, племени, семье, то есть основываласьна кровнородственных связях.

 
2.3Государственный суверенитет
Суверенитет,как признак государства, означает верховенство и независимость государства,государственной власти внутри и вне общества, на территории на которойвозникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другиминостранным государствам.
Какполитико-правовое явление суверенитет свойственен государству в целом, но неотдельным его институтам, должностным лицам, представителям, например, монарху,президенту, правительству, судье, и т.д.
Государственныйсуверенитет – независимость государственной власти от всякой другой власти(политической и идеологической) внутри страны и вне её, выраженная в еёисключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все своидела.
Государственныйсуверенитет – основа силы государства, его способности эффективно осуществлятьсвои функции. В то же время суверенитет не может быть основой для антиправовыхдействий для произвола. Например, для того чтобы присвоить себе «право войны»,для одностороннего произвольного прекращения существующих правовых отношений, вкоторых участвует государство.
Государственныйсуверенитет имеет две стороны:
─  внутреннюю сторону – исключительное,монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страныв пределах всей государственной территории;
─  внешнюю сторону – самостоятельность инезависимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства вовнутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев,предусмотренных международным правом. Когда соответствующие действиясовершаются в строго правовом порядке (например, по решению международногоюрисдикционного органа при защите прав человека, введение миротворческих вооруженныхсил по решению ООН в соответствии с её Уставом).
Государственныйсуверенитет как особенность (свойство) государственной власти следует отличатьот народного и национального суверенитета.
Народныйсуверенитет – само содержание демократии, основа народовластия, право народасамому, своей волей определять свою судьбу. Аналогичное значение имеет понятиенационального суверенитета: это право наций и народностей на то, самостоятельнорешать вопросы своей жизни, право на свое национальное самоопределение.
Суверенитетгосударства стремиться быть абсолютным, т.е. неограниченным. Однако в реальнойжизни он ограничивается факторами различного свойства – внешними, внутренними,объективными, субъективными. Среди них можно назвать мировую системугосударств, военный захват всей территории или части территории государствадругими государствами, объективные экономические законы, нравственный идуховный мир человека.
2.4Дополнительные признаки, характерные государству
Вкачестве признаков государства в юридической литературе называются такженалоги, займы, иногда — даже право и государственный язык. Несомненно, именногосударство устанавливает, взимает налоги, формирует или изменяет налоговуюсистему. Однако, налоги по своей природе, прежде всего, экономический, аточнее, социально-экономический институт, который возникает в результатедействий сложнейших социально-экономических механизмов и процессов. Здесь женаряду с налогами возникают и такие институты как «деньги», «прибыль»,«проценты», «заработная плата» и т.п. С такого рода оговорками налоги можносчитать одним из признаков государства. Однако, немаловажным остается тот факт,что система налогов, податей, займов выступает основной доходной частью бюджеталюбого государства, они необходимы для проведения определенной политики исодержания государственного аппарата, людей, хоть и не производящихматериальных ценностей, но занятых управленческой деятельностью.
Чтокасается права, то оно возникает в силу одних и тех же субъективных причин ипотребностей одновременно с государством. В своем взаимодействии они образуютединое целое – «государство – право», существуя и функционируя в этомвзаимодействии неразрывно друг от друга. Все же это не означает, чтогосударство и право являются друг для друга признаком, причиной своеговозникновения. Теоретические конструкции «государство ничто без права» или«право ничто без государства» крайне упрощенно толкуют проблему. Все-такигосударство и право – не отрицая их теснейшего и необходимейшего взаимодействия– в своем содержании, организации, историческом движении, формах – достаточносамостоятельные явления. Тот же факт, что бытие одного явления невозможно бездругого явления, еще не означает, что они представляют друг друга. Например,государство невозможно во всех смыслах без общества, экономики, природнойокружающей среды. Но при этом ни общество, ни экономическую систему, ни воздух,ни солнце нельзя считать признаками государства. Другой вопрос о монополиигосударства на правотворческую деятельность.
Примерното же самое можно сказать и о понимании государственного языка как признакагосударства. Язык, как средство коммуникации, знаковая система, инструментмышления и передачи информации рождается долгим историческим опытом (в томчисле и государственно-правовым) данного общества, народа, независимо отвозникновения государства. Он развивается по свойственным ему логике изакономерностям, испытывая при этом на себе воздействие и со стороны общества,государства. Государство «разговаривает» с обществом, личностью, общественнымиинститутами на том языке, который объективно сложился и функционирует в данномобществе, народе. Государственный язык – теоретико-практически,политико-юридически важное, значительное, но самостоятельное понятие.
Всвоем предметно-вещественном, организационном содержании признакисуществовавших и существующих государств, естественно, неодинаковы. Известныразличные варианты института монархии, парламента, правительства, судебнойсистемы, полицейской системы, армии (истории известны примеры отсутствия армии,например Швейцария не имеет постоянно действующей армии),административно-территориальной единицы, налоговой системы (история знаетслучаи отсутствия налогов вообще).
Государствосуществует в обществе всегда в единственном числе. Его трудно и даже невозможноспутать с другими политическими и неполитическими институтами (партии,профсоюзы, церковь и др.) данного общества. Это верно и в той ситуации, когдакакой-либо государственный орган образно называют «государством в государстве».Поэтому еще раз подчеркнем мысль о том, что признаки, прежде всего, показывают,раскрывают содержательные, сущностные, институционные стороны государства.
Кроменазванных признаков в теории выделяют формальные атрибуты, символикугосударства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Символы государствапризваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либок государству. Как показывает историческая практика многих государств, в томчисле и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходитв силу различных причин и обстоятельств – мировоззренческих, идеологических,политических, религиозных, национальных, военных, и др. Атрибуты, символика,конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения,предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

Заключение
Слова «государство»,«публичная власть», «суверенитет», наверное, слышали многие, но в чемзаключается сущность этих юридических понятий и каковы их основные признаки,знают далеко не все.
Нередко понятие«государство» отождествляется с понятием «страна», то есть выступает какполитико-географическое образование (Россия – государство, занимающее 1/7 частьсуши). Авторы многих публикаций, используя термин «государство», имеют в видуобщество, — например, когда пишут, что Великобритания – промышленно-развитоегосударство, а страны Тропической Африки – экономически отсталые государства.
Однако надо понимать, чтотакая дисциплина как «Теория государства и права» рассматривает государство,прежде всего, как организацию политической власти, существующую в определеннойстране. Кроме того, понятие государства неразрывно связано, по меньшей мере, сдвумя методологически очень важными обстоятельствами.
Первое. Государство – этовсегда итог, результат социально-духовного, политического, культурного,психоэмоционального творчества людей, общества. Оно представляет собойматериально-предметное воплощение соответствующих общественных потребностей.Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным всегда. Оно –меняющийся и противоречивый внутренне реальный факт исторического движенияобщества. Государство может и реально переживает, например, такие фазы в своемсуществовании как становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградация,упадок. Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом илиотносительно независимо от общества. В связи с этим может меняться не толькосубъективная оценочная, ситуативная характеристика государства, но и само егопонятие. Другими словами, невозможно сформулировать понятие государстваодинаково успешно «подходящее» и объясняющее государства в различные эпохи,формации и цивилизации его существования.
Второе. В процессепознания нельзя смешивать понятие (или определение) и понимание государства. Одноиз назначений определения государства состоит в том, чтобы выделить государствоиз окружающего мира вещей, форм, институтов в различных сферах жизни общества ичеловека. Определение государства лежит в самом начале познания государства.
Государство- это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическимукладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичнойвласти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальнойжизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает поотношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннююлогику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась напротяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов.Таким образом, «государство — самодостаточная система, обладающая собственнойприродой, сущностью, формой» (И.Ф. Ракитская).

Списоклитературы:
1.  Конституция РФ (принята всенароднымголосованием 12.12.1993)
2.  Федеральный закон от 17.12.1998 N191-ФЗ (ред. от 04.11.2006) «Об исключительной экономической зоне РФ» (принятГД ФС РФ 18.11.1998)
3.  Федеральный закон от 30.11.1995 N187-ФЗ (ред. от 04.11.2006) «О континентальном шельфе РФ» (принят ГД ФС РФ25.10.1995)
4.  Закон РФ от 21 февраля 1992 г. (в ред. от 1995 г. с послед. изм. и доп.) «О недрах» // ВВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834; СЗ РФ.1995. N 10. Ст. 823.
5.  Анненкова В.Г. «История государства иправа», 2006, №3 «Территория государства как дефиниция конституционной теории ипрактики»
6.  Баглай М.В. Конституционное правоРоссийской Федерации. М., 1998. С. 296.
7.  Клименко С.В. Чичерин А.Л. Основыгосударства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М.:Издательство «Зерцало»,2000. — 427с., с.5-7.
8.  Матузов Н.И., Малько А.В. «Теориягосударства и права: Учебник» «Юристъ», 2004 СПС «Консультант плюс».
9.  Четвернин В.А. Концепция советского правовогогосударства //Право и власть. М., 1990. С. 129—131.
10.  Яценко И.С. Конституционное правоРоссийской Федерации. М., 2003. С. 260.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.