Реферат по предмету "Экономика"


Коммерческая деятельность транспортного предприятия

Содержание
Введение
1. Организациякоммерческой деятельности современного транспортного предприятия
1.1 Общая характеристика предприятия
1.2 Особенности конкуренции на рынкетранспортных услуг
1.3 Роль маркетинга в коммерческойдеятельности транспортного предприятия
2. Экономическая и коммерческая оценкаКавказских электромеханических мастерских
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансово-экономической икоммерческой работы предприятия
3.Мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности КДЭММ
3.1 Совершенствование организационной структуры управления предприятием
3.2 Мероприятия по продвижению продукции Кавказских дорожныхэлектромеханических мастерских на рынок Краснодарского края
4.Безопасность и экологичность решений проекта
4.1 Охрана труда
4.2 Охрана окружающей среды
Заключение
Списокиспользованных источников 
Введение
Основной целью любого предприятия в условиях рыночной экономики являетсясохранение и расширение своих позиций на рынке или его сегменте, рост или, покрайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентациина максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступаетобеспечение высокой конкурентоспособности работ и услуг предприятия, внедрениепринципов маркетинга, гибкая тарифная политика.
Транспортные железнодорожные предприятия, кроме основной перевозочнойработы, осуществляют подсобно-вспомогательную деятельность. К ней относитсяизготовление запасных частей и отдельных видов инвентаря и оборудования,погрузочно-разгрузочные работы, транспортно-экспедиционные операции, выполнениестроительно-монтажных и некоторых видов ремонтных работ. Частично такаядеятельность осуществляется специализированными предприятиями или обособленнымиструктурными подразделениями. В целом развитие подсобно-вспомогательнойдеятельности позволяет предприятиям получать дополнительные доходы, улучшатьтехническое состояние фондов, не допускать ухода квалифицированных кадров.
Объектом исследования дипломного проекта является Кавказскиеэлектромеханические мастерские.
Базой данного проекта послужили данные экономической, бухгалтерскойотчетности одного из структурных подразделений железнодорожного транспорта –Кавказских дорожных электромеханических мастерских. Основным видом деятельностиданного предприятия является изготовление продукции, конструкций, узлов,деталей для хозяйства электроснабжения предприятий Дороги и других предприятий ОАО«РЖД».
На основе проведенного в проекте анализа производственно-хозяйственнойдеятельности за отчетный период (2004-2006г.) определены мероприятия подальнейшему развитию подсобно-вспомогательной деятельности мастерских.
Целью дипломного проекта являет определение направлений внедрения иразвития коммерческой деятельности на предприятии транспорта на основе анализаего внутренней и внешней среды.
Предметом исследования является производственно-хозяйственнаядеятельность Кавказских электромеханических мастерских.
В процессе работы над дипломным проектом были использованы работыроссийских и зарубежных авторов: Романова А. Н., Гарина В. М., Галабурда В. Г.,Котлера Ф., Кретова И., Голубкова Е.П.

1. Организация коммерческойдеятельности современного транспортного предприятия
 
1.1 Понятиеэффективности коммерческой деятельности
 
Известно, что ресурсы предприятия итребования рентабельной работы в определенной степени ограничиваютманеврирование, как ассортиментом товаров, так и ценами на них. Но именноориентация на спрос покупателей и его активное формирование должны определятьиспользование имеющихся ресурсов. Отсюда успешная реализация товаров, котораяобеспечивает эффективность работы предприятия.
Коммерческая работа — это деятельностьпредприятия, направленная на решение особого комплекса задач. Изучениепроцессов их реализации — важный элемент оперативного исследования на уровнепредприятия и региона.
Мы рассматриваем потребителя в качестверавноправного участника коммерческой деятельности. Основными участникамикоммерческой деятельности являются не только предпринимательские структуры, нои потребители (участие которых в лимитно — распределительной экономике былослабым). Это утверждение основано на том, что для предпринимателей важнейшимфактором при заключении сделок является доход (экономическая выгода), а дляпотребителей выгодой является нужный ему товар (услуга), если он в большей степениудовлетворяет его потребности (потребительские интересы). Потребитель являетсяне пассивным покупателем, а полноправным участником коммерческой деятельности,ее регулятором. Таким образом, важнейшей категорией субъектов деловых отношениймежду поставщиками товаров и розничным звеном является потребитель.
Потребитель, реализуя свои интересы,оказывает определяющее влияние на поведение предпринимателей на рынке призаключении сделок, выборе сегмента рынка, организации сбыта и продажи товаров,формировании ассортиментной, ценовой политики.
/>
Рисунок 1.1 — Комплекс задачкоммерческой деятельности на рынке товаров и услуг[1]
Свобода предпринимательства возродилипредприимчивость, индивидуальную коллективную инициативу, материальную иморальную заинтересованность работников. Сейчас предприятия сами решаютхозяйственные вопросы, осуществляют более выгодные сделки, что способствуетповышению их доходности. Изменился характер хозяйственных взаимоотношений сдругими субъектами инфраструктуры рынка на основе сочетания интересовпредприятия и территорий.
Для углубленного исследования влияниякоммерческой работы на результаты деятельности предприятий нами былапредпринята попытка разработать систему основных составляющих ее оценки,которая могла быть использована в качестве самооценки коммерческой работыкаждым предприятием. Такая система поможет территориальным и хозяйственныморганам определять направления совершенствования управления коммерческойдеятельностью.
Коммерческая работа на следующей схемепредставлена четырьмя блоками, характеризующими вид коммерческой деятельности,и показателями, оценивающими ее эффективность.
Первый блок в системе оценкикоммерческой деятельности – «Ассортимент товаров и его формирование» — состоитиз четырех показателей, которые подробно рассмотрены нами при оценке широты иглубины ассортимента. Коэффициент обновления ассортимента свидетельствует оразвитии и характере хозяйственных связей, как с отечественными, так изарубежными партнерами, а также работе предприятий по обновлению ассортимента.Коэффициент устойчивости ассортимента характеризует видовой состав предлагаемыхтоваров в товарной группе (подгруппе). Этот блок особенно важен для оценкиработы предприятий, реализующих товары предусмотренного ассортиментногоперечня.
Данный информационный блок мы предлагаемдополнить расчетами устойчивости (стабильности) ассортимента, что позволитсудить об отсутствии (наличии) перебоев в продаже отдельных товаров.
Второй блок показателей – «Планированиетоварного предложения и обеспечение товарами» — состоит из восьми показателей,отражающих планируемый рост реализации товаров и услуг предприятий, изменение вего структуре на основе товарного предложения, объем планируемого валовогодохода, товарных запасов, товарооборачиваемость, качество товара. Этипоказатели составляют основу планов по производству, выбора поставщиков,определения условий поставки, ассортимента, сроков, партионности поставки, цени расчетов с поставщиками и т.д. Чем выше индексы этих показателей, темэффективнее хозяйственные связи. Здесь значение имеют долгосрочность, степеньпостоянства хозяйственных связей и особенно выполнение договорных обязательств.
Таблица 1.1 — Система показателей оценкикоммерческой работы предприятийНаправление коммерческой деятельности Показатель эффективности коммерческой работы Ассортимент товаров и его формирование
Широта ассортимента
Глубина ассортимента
Коэффициент обновления ассортимента
Коэффициент устойчивости ассортимента Планирование товарного предложения и обеспечение товарами
Индекс роста товарооборота
Прирост (сокращение) времени обращения товаров
Степень соответствия товарных запасов нормативу
Индекс выполнения плана производства
Степень выполнения договорных обязательств поставщиками
Ритмичность поступления товаров по ассортименту
Коэффициент допустимого уровня качества товаров
Индекс валового дохода Формирование и стимулирование спроса
Соответствие объема и структуры товарного предложения объему и структуре покупательского спроса
Степень обновления ассортимента
Коэффициент завершенности покупки
Объем и структура неудовлетворенного спроса
Рентабельность рекламных мероприятий Экономическая эффективность коммерческой деятельности
Прирост валового дохода от коммерческих операций
Прирост прибыли от коммерческой деятельности
Соотношение доходов и расходов по закупке и реализации товаров
Так как один и тот же товар фигурирует вкоммерческих сделках, то существенного увеличения совокупного товарооборота ненаблюдается. Вместе с тем с развитием конкуренции на потребительском рынкепоявилась реальная возможность у предприятий выбора выгодных поставщиковматериалов.
Результативность хозяйственных связейкак важнейшего направления коммерческой деятельности во многом определяетправильность выбора поставщика и форм осуществления сделок. Количествопоставщиков, частота завоза товаров, по нашим наблюдениям, мощностипредприятия, ассортиментного профиля которые являются определяющей приформировании ассортимента и объемов производства и реализации. С увеличениемскладской площади увеличивается частота завоза материалов, а, следовательно, ипроизводство. Экономнее расходуются в целом средства предприятия.
Наибольшая результативность коммерческойдеятельности наблюдается на крупных предприятиях различных форм собственности иобъясняется наличием долговременных хозяйственных связей с крупнымипоставщиками. Это обеспечивает высокую информированность специалистов этойгруппы предприятий о рыночной ситуации на текущий момент и ее перспективах.Мелкие и средние предприятия, лишенные такой возможности, в своей деятельностиопираются чаще всего на нерегулярные, случайные связи. Основными поставщикамитоваров для них являются различного рода посредники, что не только осложняетфактический учет производства и реализации, но и приводит к существенному роступотребительских цен и практически полному отсутствию контроля качества товара.
Увеличение доли частного сектораобусловили стихийность в организации рынка в целом, что привело к нежеланию ипоставщиков, и продавцов работать с издержкоемкими товарами первойнеобходимости. Просчеты и ошибки в деятельности субъектов рынка усугубляется иотсутствием регионального информационного банка данных о конъюнктуре рынка.Отсутствие единой товарной политики снижает эффективность коммерческойдеятельности работников предприятия по различным ее направлениям.
Третий блок – «Формирование истимулирование спроса». Эту группу показателей целесообразно использовать приоценке соответствия объема и структуры спроса товарному предложению.Предлагаемые показатели рассчитываются по предприятию, исходя из ассортимента,его широты, данных о спросе населения и факторов, влияющих на степеньзавершенности покупок.
Это направление коммерческойдеятельности неразрывно связано с блоками, характеризующими планированиетоварного предложения и формирование ассортимента товаров. Именно в результатепредложения товаров потребителю формируется спрос, а в результате анализаспроса населения осуществляется закупка товаров и определяется ассортиментная иценовая политика. В этом блоке важное место занимает рекламная работапроизводственных предприятий.
Характеристика рекламы, сделаннаяэкспертами, отражает недостаточное внимание, уделяемое этому направлениюкоммерческой деятельности. Реклама не оказывает достаточного стимулирующегодействия на объем реализации товаров для того, чтобы окупить расходы на ееорганизацию.
Четвертый блок – «Экономическаяэффективность коммерческой деятельности» — характеризует результативностьуправления коммерческой работы, как конкретного предприятия, так и совокупностипредприятий на определенной территории. Эти показатели завершают и обобщаютоценку коммерческой деятельности.
На предприятии коммерческая деятельностьнепосредственно влияет и на его экономические результаты, и на социальнуюэффективность производства в целом. Как нами уже рассматривалось, экономическаяи социальная эффективность находятся в тесной взаимосвязи. Экономическуюэффективность коммерческой деятельности следует оценивать по экономическимрезультатам, характеризующим работу предприятия в целом: обобщающимэкономическим показателям (объем производства и реализации, издержки, прибыль,цены); показателям использования ресурсов (выработка, реализация); качествутоваров.
Исследование каждого направленияэффективности составляет специфическую область. Составляющие эффективностиуправления во многом зависят от организации коммерческой деятельности и еерезультатов, так как при осуществлении коммерческих операций формируются объемпроизводства и реализации, доходы предприятия, ассортимент товаров, проверяетсяих качество.
Анализируя влияние коммерческойдеятельности на экономические результаты, можно сделать вывод, чторентабельность выше у тех предприятий, которые имеют широкий ассортименттоваров, высокую объем реализации, четкие хозяйственные связи, улучшают работус клиентами.
Оценка эффективности коммерческойдеятельности предприятий, по подобной методике, может осуществляться как наоснове экспертных оценок, так и силами самих предприятий. Такая работанеобходима при планировании хозяйственной деятельности, выявлении причинневыполнения плановых заданий, изыскании резервов повышения эффективностиработы предприятий, определении стратегии его развития. Оценка коммерческойдеятельности дает представление об адаптации предприятия к рыночным условиям,позволяет не только выработать стратегию и тактику поведения предприятий, но иповысить эффективность управления ими на уровне территории. Ее применениепозволит хозяйствующим субъектам определить слабые и сильные стороныдеятельности предприятия и сконцентрировать все условия на направлениях,являющихся наиболее перспективными и доходными.
 
1.2 Особенностиконкуренции на рынке транспортных услуг
Целью проведения исследований позицииорганизации в конкурентной борьбе и конкурентоспособности ее отдельныхпродуктов является сбор и анализ информации, необходимой для выбораконкурентных стратегий. Выбор последних определяется результатами исследованийследующих двух кругов проблем. Во-первых, необходимо установитьпривлекательность данной отрасли в долгосрочной перспективе. Во-вторых,необходимо определить конкурентные позиции организации и ее продуктов посравнению с другими организациями данной отрасли.
Зачастую вопросы определения позиции вконкурентной борьбе рассматриваются только с точки решения второго кругапроблем. Хотя, безусловно, прежде всего, требуется определиться вообще сперспективами данного бизнеса, то есть рассмотреть первый круг проблем.
М. Портер выделил пять конкурентных сил,определяющих привлекательность отрасли и позиции данной организации вконкурентной борьбе в этой отрасли, а именно:
— появление новых конкурентов;
— угроза замены данного продукта новымипродуктами;
— сила позиции поставщиков;
— сила позиции покупателей;
— конкуренция среди производителей всамой отрасли.
Существует понятие «барьер входа вотрасль», высоту которого следует учитывать как организациям, находящимсявнутри отрасли (для них чем выше барьер, тем лучше), так и организациям,которые предполагают осуществить выход в новую отрасль (для них чем он ниже,тем лучше). Высота барьера определяется следующими факторами:
1. экономикой масштабов. Обычноорганизации, впервые появившиеся на рынке, начинают деятельность по сбытунового продукта в масштабах существенно меньших, нежели его традиционныепроизводители. Поэтому их производственно-сбытовые издержки выше, чтообусловливает при примерном равенстве рыночных цен получение меньшей прибыли, аможет быть и убытки. Готова ли организация, ради освоения нового бизнеса, пойтина это?
2. привычностью марки товара.Потребители конкретных товаров ориентированы на приобретение товаровопределенных марок. Новым производителям необходимо свою марку сделатьпопулярной среди потребителей. Зачастую это очень сложная задача.
3. фиксированными затратами, связаннымис входом в новую отрасль (следование новым стандартам, требованиям дизайна идр.).
4. затратами на новые основные фонды,которые во многих случаях требуется создавать для выпуска нового продукта.
5. доступом к системе товародвижения.Традиционные производители данной отрасли могут создать барьеры для новыхпроизводителей на пути их проникновения в функционирующие сбытовые сети. В этомслучае новым товаропроизводителям придется создавать свои каналы сбыта, чтотребует высоких затрат.
6. доступом к отраслевой системеснабжения. В данной области существуют те же барьеры, что и в случае с системойтовародвижения.
7. отсутствием опыта производстваданного вида продукта, вследствие чего себестоимость продукта в общем случаевыше, чем у традиционных производителей данной отрасли.
8. возможными ответными действиямипредприятий отрасли, направленными на защиту своих интересов. Например, отказ впродаже необходимых патентов, лоббирование в правительстве и местных структурахвласти своих интересов, в результате чего традиционные производители могутиметь налоговые и другие льготы, а доступ на рынок новых товаропроизводителейбудет затруднен.
Что касается угрозы замены данногопродукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов,удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе принципиально новыхидей. Сила позиции поставщиков во многом определяется типом рынка, на которомдействуют поставщики и предприятия отрасли. Если это рынок поставщиков, когдаони диктуют свои условия предприятиям отрасли, то последние находятся в менеевыигрышной позиции по сравнению со случаем, когда они доминируют на рынке(рынок потребителей).
Сила позиции поставщиков определяетсяследующими факторами.
1. разнообразием и высоким качествомпоставляемых продуктов и предоставляемых услуг;
2. наличием возможности сменыпоставщиков;
3. величиной затрат переключенияпотребителей на использование продукции других поставщиков, обусловленных необходимостьюиспользовать новую технологию и оборудование, решать организационные и другиевопросы;
4. величиной объемов продукции,закупаемой у поставщиков. Большие объемы закупки сырья, материалов,комплектующих, всего необходимого для ведения производства делают поставщиковболее зависимыми от предприятий, осуществляющих масштабные закупки.
Сила позиции покупателей, как и впредыдущем случае, во многом определяется типом рынка, на котором действуютпредприятия отрасли и покупатели их продукции. Имеются в виду рынкипроизводителя и покупателя, соответственно.
Сила позиции покупателей определяется впервую очередь следующими факторами:
— возможностью переключиться наиспользование других продуктов;
— затратами, связанными с этимпереключением;
— объемом закупаемых продуктов.
Рассмотренные выше четыре группыфакторов определяют привлекательность отрасли и целесообразность вести в нейбизнес. Поскольку эти факторы влияют на цены, издержки, инвестиции, то ониобусловливают уровень прибыльности организаций данной отрасли.
Исследования, проведенные в указанныхнаправлениях, дадут фирме возможность выявить конкурентный «климат»,интенсивность соперничества и тип конкурентного преимущества, которым владееткаждый из конкурентов.
Для каждого рынка должны быть идентифицированынаиболее опасные (приоритетные) конкуренты.
Можно выделить следующие типыконкурентов:
1. подобные по всем аспектампроизводственно-сбытовой деятельности (производят те же самые продукты,используют ту же технологию, ведут коммерческую деятельность на тех же целевыхрынках);
2. подобные по общим направлениямпроизводственно-сбытовой деятельности (производят те же самые продукты, нопродают их на других рыночных сегментах);
3. удовлетворяющие те же потребности, норазличными средствами — например, авиакомпании и железнодорожные компании,осуществляющие перевозки между двумя городами;
4. полностью различные, конкурирующие запривлечение средств потребителей — например, туристические агентства и продавцылегковых автомобилей (на что потратить деньги — на отдых или приобретениеавтомобиля?).
Учитывая эту информацию, руководствоорганизации должно решить, с кем действительно конкурирует данная организация.
Первый шаг в установлении приоритетныхконкурентов обычно осуществляется исходя из определенных концепций. Так взависимости от своей роли в конкурентной борьбе все организации могут бытьразделены на четыре группы: рыночный лидер, рыночный претендент, последовательи организация, нашедшая рыночную нишу.
В том случае, когда в отрасли существуетмного организаций-конкурентов, отслеживание деятельности всех этих организацийможет представлять достаточно трудоемкую, а зачастую и ненужную задачу. Поэтомувозникает необходимость сужения круга исследуемых конкурентов или, говорядругими словами, выявления приоритетных конкурентов. Исходя из вышеизложенного,приоритетными конкурентами для лидера являются другие лидеры и некоторыепретенденты, для претендентов — другие претенденты и некоторые лидеры.Очевидно, что лидеры и претенденты, с одной стороны, и компании, нашедшие нишу,с другой стороны, находятся в разных «весовых категориях» и их интересызначимым образом на рынке не пересекаются.
Другая концепция выделения приоритетныхконкурентов основана на разделении выпускаемых продуктов на продукты даннойгруппы и на продукты-заменители.
Выявив главных конкурентов, далее обычнозадаются вопросами: «Что они ищут на конкретном рынке?», «Что определяет ихповедение»? Иными словами, речь идет о целях рыночной деятельности конкурентов(получение высокой прибыли, увеличение показателя рыночной доли, обеспечениетехнологического лидерства или лидерства в сфере послепродажного сервиса ит.п.).
Дальнейшая конкретизация группыприоритетных конкурентов продолжается по критерию сходства используемых имирыночных стратегий — скажем, по качеству и цене. Обычно конкуренты,принадлежащие к одной стратегической группе, придерживаются одинаковых илисхожих стратегий. Очевидно, что сильнее конкурируют между собой компании,выпускающие сходные по качеству продукты, реализуемые по близким ценам.Сказанное не означает, что различные стратегические группы не конкурируют другс другом.
Исследования для выделенной группыприоритетных конкурентов можно рекомендовать проводить в следующихнаправлениях:
1         исследованиеконкурентоспособности продуктов;
2         исследованиеконкурентоспособности (сравнительной эффективности) маркетинговой деятельности;
3         изучениеконкурентоспособности организации в целом.

/>
Рисунок 1.2 — Характеристики длявыявления стратегических групп конкурентов[2]
Очевидно, что эти три направления неявляются изолированными — каждое последующее в качестве составной частивключает предыдущее исследование. Так, изучение конкурентоспособности продуктаявляется составной частью исследования конкурентоспособности маркетинговойдеятельности, а последнее входит составной частью в изучениеконкурентоспособности организации в целом.
Рынок транспортных услуг находится встадии формирования. Характер и динамика переходных процессов инеопределенность их протекания напрямую зависят от структуры рынка. Натранспортном рынке взаимодействуют два субъекта: транспортная система и ееклиенты. Транспортная система представлена всеми видами транспорта,представляющими транспортные услуги в виде предложения в соответствии симеющимся потенциалом. Клиенты – предприятия, учреждения, организации, фирмы ит.д. формируют спрос на транспортные услуги в соответствии со своимитребованиями и платежеспособностью. Соотношение между спросом и предложениемформирует уровень тарифов и сборов на транспортные услуги. Неуравновешенностьспроса и предложения на транспортном рынке вызвана конкуренцией междуразличными видами транспорта. В такой ситуации спрос будет переходить с одноговида транспорта на другой в соответствии с уровнем тарифов и сборов и качествомтранспортного обслуживания. На спрос и предложение на транспортном рынке влияютценовые и неценовые факторы. Повышение качества транспортного обслуживаниятребует привлечения инвестиций и дополнительных расходов, что неминуемоприводит к росту тарифов. Избыточное предложение транспортных услуг вызываетснижение уровня тарифов, повышение конкуренции за выживание и приспособление кболее низким тарифам.
Конкуренция на транспортном рынке вновых условиях хозяйствования приобретает качественно новые черты. Развиваетсячастное предпринимательство на автомобильном рынке, повышаются требования ккачеству перевозочного процесса и др. Конкуренция на внутреннем транспортномрынке существует как в городском, так и пригородном и в междугороднемсообщениях. Она проявляется в борьбе за клиентуру, высокую прибыль, новыетехнологии, высокое качество перевозок, быстроту и надежность перемещениягрузов.
Товарный обмен между участникамирыночных отношений устанавливается и постоянно поддерживается с помощьютранспорта. Потребность в качественном транспортном обслуживании тем выше, чембольше конкуренция на рынке товаров. Под качеством транспортного обслуживанияпо пассажирским перевозкам традиционно подразумевают полноту, скорость,своевременность, безопасность перевозок, а также комплексность, доступность икультуру обслуживания потребителей транспортных услуг. Качественноетранспортное обслуживание основывается на определении потребностей и запросовразличных групп клиентов; предоставлении транспортных услуг, которые необходимыклиентам, способных удовлетворить их потребности; установлении тарифов исборов, приемлемых для клиентов и обеспечивающих прибыль транспортномупредприятию; определении наиболее выгодных и удобных направлений доставкипассажиров; установлении способов и форм активного влияния на рыноктранспортных услуг, увеличение спроса. В случае следования данным положениямтранспортное предприятие будет знать нужды и потребности клиентов, аследовательно, удовлетворять их более эффективно по сравнению с конкурентами. Врезультате прибыль будет обеспечена не за счет навязывания клиентам имеющихсяуслуг, а за счет удовлетворения их потребностей. Этим самым и достигаетсясбалансированность интересов клиента и транспортной организации.
Взаимодействие и конкурентныепреимущества различных видов транспорта в единой транспортной системеопределяются объективными экономическими особенностями их эффективногоприменения. Специфика каждого вида транспорта, его технические итехнологические особенности предопределяют области их функционирования на рынкетранспортных услуг, где каждый вид транспорта имеет сферу безальтернативного иконкурентного развития.
Железнодорожный транспорт общегопользования не имеет экономической альтернативы при освоениизначительных по объему стабильных потоков массовых и контейнеризованных грузовна средние и дальние расстояния. В сегменте пассажирских перевозокжелезнодорожный транспорт конкурирует на коротких и средних — с автомобильным.
Комплексное развитие транспортнойинфраструктуры является важнейшим условием формирования единой транспортнойсистемы страны
Развитие транспортной инфраструктурыосуществляется в увязке с перспективными планами и сценариями развитияпроизводительных сил.
В условиях конкуренции на транспортномрынке коммерческий успех зависит от наличия современных технологий доставкигрузов и пассажиров, выгодных для клиентов. В конечном счете, клиентзаинтересован в выполнении транспортных услуг, удовлетворяющих его потребности.Развитие транспортных услуг должно ориентироваться на запросы клиентов и ихпотребности, а не на собственные текущие возможности транспортных организаций.Важный резерв повышения конкурентоспособности – увеличение объема перевозокмеждународного транзита, что является весьма выгодным как для транспортнойотрасли, так и для государства в целом.
В современных условиях хозяйствованияуровень конкурентоспособности транспорта можно повысить за счет расширенияспектра предоставляемых услуг, повышения надежности и качества обслуживания идр.
Резюмируя можно отметить, чтоконкурентоспособность понятие неоднозначное, многофакторное и в качестве задачивторой главы дипломной работы рассмотрим каким образом можно конкретноетранспортное предприятие применяет все ресурсы конкурентоспособности в своейдеятельности.
1.3 Роль маркетинга вкоммерческой деятельности транспортного предприятия
 
Коммерческаядеятельность тесно связана с маркетинговой деятельностью любого, в том числе итранспортного предприятия. Мы будем рассматривать маркетинговую деятельностькак одну из главных составляющих коммерческой деятельности.
Из многочисленныхформулировок сущности маркетинга можно выделить следующие две. В широком смыслемаркетинг — это социально-управленческий процесс, посредством которогоиндивидуумы или группы людей путем создания продуктов и их обмена получают то,в чем они нуждаются. Под продуктами здесь понимаются и товары, и услуги.Широкий смысл формулировки подразумевает деятельность как коммерческих, так инекоммерческих организаций. В этом определении отсутствует целевая установка наприбыль.
В более узкомпредпринимательском смысле маркетинг определяется как система организации иуправления деятельностью предприятий компаний и фирм по производству и сбытутоваров и оказанию услуг на основе комплексного изучения рынка и запросовпотребителей, планирования соответствующего ассортимента и объема выпускаемыхтоваров и услуг, определения цен, распределения продуктов между выбраннымисегментами рынка и стимулирования их сбыта в целях создания наилучшихэкономических условий реализации субъектам рынка.
Основополагающимицелями маркетинга в коммерческой деятельности являются:
-         достижениесогласия между производителями и потребителями товаров и услуг;
-         формированиеи стимулирование спроса;
-         обеспечениеобоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы предприятия;
-         расширениеобъема продаж, рыночной доли и прибыли.
Основные принципымаркетинга можно сформулировать следующим образом:
1         ориентацияпроизводства товаров и услуг на интересы потребителей;
2         ориентациядеятельности предприятия прежде всего на конечный, а не промежуточный,результат (как правило, это прибыль);
3         постоянноеобновление производимой продукции, повышение ее качества на основе достиженийНТП;
4         гибкоереагирование производства и сбыта на требования рынка, его максимальноеприспособление к структуре спроса, исходя не из сиюминутной выгоды, а издолгосрочной перспективы;
5         информированиепотенциальных потребителей и воздействие на них с помощью рекламы и другихсредств стимулирования сбыта.
Следует учитывать, чтопотребители часто недостаточно хорошо знают, чего они хотят, известно только,что они хотят как можно лучше решить свои проблемы. Поэтому главной и первойзадачей маркетинга является понять, чего желают потребители. Затем необходимовыявить потребительские предпочтения и платежеспособный спрос, обеспечитьадресное производство товаров и услуг, установить цены, информировать о нихпокупателей и удовлетворить их желания.
Таким образом, современнаяконцепция маркетинга состоит в том, чтобы вся деятельность предприятия(научно-техническая, производственная, сбытовая, коммерческая и др.)основывалась на хорошем знании потребительского спроса и его изменений вперспективе. Более того одной из задач маркетинга является выявлениенеудовлетворенного спроса, как потенциального рынка.
При применении напредприятии маркетинговых принципов акцент принятия хозяйственных решенийсмещается от производственных звеньев к маркетинговым структурам, чувствующихпульс рынка. Служба маркетинга становится мозговым центром, источником нетолько рыночной информации, но и формирования производственной,научно-технической и финансовой политики предприятия.
На таком предприятииобычновторым лицом после руководителя (директора) являетсякоммерческийдиректор (экономист, маркетолог), а третьим — технический директор (на нашихпредприятиях это главный инженер, который обычно является вторым лицомуправления). Основу деятельности маркетинговых структур предприятия составляютразработка товаров, исследования рынка, ценообразование, налаживаниекоммуникаций, организация распределения, реклама и развертывание службысервиса.
Изложенные выше цели,задачи и принципы маркетинга позволяют сформулировать структуру основныхнаправлений его деятельности:
-         комплексноеизучение рынка, запросов и нужд потребителей, определение емкости рынка;
-         анализсобственных ресурсов и возможностей конкурентов;
-         выборцелевых сегментов рынка, планирование производства ассортимента товаров и услуги разработка маркетинговой стратегии (программы);
-         изучениеконкурентоспособности товаров и услуг и разработка товарной политики;
-         анализиздержек и разработка ценовой политики;
-         обоснованиебезубыточности, целевой прибыли и разработка бюджета организации;
-         определениеэффективных методов продвижения товаров и услуг на рынке и разработка сбытовой(дистрибьютерной) политики;
-         разработкакоммуникационной политики, включая рекламную деятельность, системустимулирования и преференций (льгот);
-         формированиеили совершенствование структур маркетинговых служб;
-         управлениемаркетингом, контроль и оценка его эффективности.
Как видно, маркетингохватывает практически всю систему управления производством и сбытом(реализацией) продукции и услуг предприятия и является по существу своеобразнымхозяйственным механизмом рыночной экономики, который можно применитьпрактически на любых предприятиях и в отраслях. При этом, если снять с негоидеологические наслоения, убрать «монопольность» рынка и приписываемых ему экономическихи управленческих понятий, которые существует давно и самостоятельно, то в целомочевидны его основные преимущества — системность, эффективность и адресностьпроизводства товаров и услуг, обеспечение наилучшего выбора способаудовлетворения потребностей, максимально возможное повышение качества жизни.Поэтому нужно взять все полезное из концепции маркетинга и трансформировать еедля эффективного управления в различных сферах деятельности отечественнойэкономики, в том числе и на транспорте.
Экономическийсмысл использования маркетинга в коммерческой деятельности состоит в ускоренииотдачи от производственных фондов предприятий, повышении мобильностипроизводства, уровня конкурентоспособности создаваемых технологий и товаров,обеспечении продвижения на рынки, и, особенно, на те из них, где может бытьдостигнут максимальный коммерческий успех.
То есть, маркетинг призванспособствовать созданию и поддержке запаса конкурентной устойчивостипредприятия.
Сегодня специфика товародвижениявынуждает большинство предприятий прилагать значительные усилия для сбытапроизведенной за предшествующий период продукции. То есть, по сути, — к поискуплатежеспособного покупателя и продажи ему не нашедшего сбыта товара.
Очевидно, что уже в обозримом будущем,они столкнутся с необходимостью переориентации со сбытовой деятельности намаркетинговую. При этом на первый план выдвинутся такие проблемы, как оценкапроизводственно-ресурсных и сбытовых возможностей предприятия; анализ егофинансово-экономического положения; развитие товарного ассортимента;диагностика и учет производственных мощностей, материально-технической базы инаучно-технического потенциала.
Отдача от маркетинга на предприятии вполном объеме невозможна без функционирования соответствующей службы. Посколькув состав этой службы входят подразделения предприятия, занимающиеся качеством исервисом продукции, то конкурентоспособность товара, а, в конечном итоге, иконкурентоспособность фирмы, находится в прямой зависимости от степени ееразвитости и полномочий.
Служба маркетинга должна иметь статускоординирующего, планирующего и контролирующего органа, а ее деятельность — удовлетворять следующим основным требованиям: компетентность, инициатива,мобильность, контактность, адаптивность, относительная простота, соответствиемасштабам реализации и ассортименту, числу и характеру рынков сбыта. Эта службадолжна решать, когда следует модернизировать изделия, чтобы не нести возросшиерасходы по рекламе и реализации устаревшего товара и не снижать цену на него(т.е. определять оптимальную «рыночную новизну» товара); планироватьтовародвижение, в т.ч. сбытовых операций, и постоянно наблюдать за состоянием иперспективами развития рынка в области интересов своего предприятия, а такжеуправлять соотношением «спрос-предложение» на товарных рынках.
Для успешной деятельности службемаркетинга должны быть делегированы в рамках ее компетенции определенные права(полномочия):
-         составлятьпроект программы деятельности предприятия;
-         координироватьи корректировать производственно-сбытовую деятельность и системутовародвижения, исходя из требований рынка;
-         требоватьсогласования со службой маркетинга всех решений, Которые могут привести кизменению положения предприятия на рынке, поколебать его престиж или изменитьимидж;
-         контролироватьвыполнение маркетинговых мероприятий.
Единых рецептов по использованию четкоопределенных оргструктур управления маркетингом не существует. Обычно дажеоднотипные предприятия применяют различные оргструктуры.
Организационная структура маркетинговойдеятельности на предприятии может быть определена как конструкция организации,на основе которой осуществляется управление маркетингом, иными словами — этосовокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники,занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.
Следует также отметить, что небольшиеорганизации, разрабатывающие новые продукты в быстро меняющихся условияхиспользуют гибкие децентрализованные структуры. Крупные организации,действующие на более стабильных рынках, в целях обеспечения большей интеграциичасто используют более централизованные структуры. При этом одним из основныхпринципов организации управления маркетингом в крупных организациях являетсямаксимальное приближение мест принятия маркетинговых решений к подразделениям,где занимаются практическим маркетингом (где что-то производят и сбывают).Поэтому для крупной организации в высших эшелонах управления (в штаб-квартирах)вообще какие-либо маркетинговые подразделения могут отсутствовать.
Любая организационная структурауправления маркетингом должна строится на основе следующих размерностей:функции, географические зоны деятельности, продукты (товары) и потребительскиерынки.
Система маркетинговойдеятельности предприятия включает:
-         анализокружающей (внешней) среды маркетинга;
-         маркетинговыеисследования рынка;
-         анализвнутренней среды предприятия;
-         сегментированиерынка и выбор целевых сегментов рынка;
-         разработкаплана (программы или комплекса) маркетинга предприятия;
-         планированиеассортимента товаров и услуг;
-         планированиецены и разработка ценовой политики;
-         планированиесбыта, формирование спроса и стимулирование сбыта, реклама и продвижение услугна рынке;
-         организацияуправления маркетингом.
Деятельностьмаркетинговых органов начинается с анализа внешней и внутренней средымаркетинга. Внешняя среда маркетинга характеризует факторы и силы, внешние поотношению к организации, которые влияют на ее возможности устанавливать иподдерживать успешное сотрудничество с потребителями. Это такие неконтролируемыеорганизацией факторы и силы как поставщики, посредники, клиенты, конкуренты,банки, правительственные органы, СМИ, а также политические, правовые,научно-технические, природные, культурные, социально-экономические и другиефакторы. Успешность управления маркетингом в значительной мере зависит отумения учитывать все эти факторы и силы, приспособить деятельность организациик условиям функционирования внешней среды.
Внутренняя средамаркетинга включает все контролируемые организацией факторы, непосредственнопредставляющие ее производственно-экономическую структуру управления. Этомощности, продукты, кадры, цены, места продаж, система управления и т.п.
Следует подчеркнуть,что под продуктом в маркетинге понимают все, что можно предложить на рынке дляприобретения, использования или потребления с целью удовлетворения определенныхпотребностей. Это физические предметы, услуги, люди, предприятия, видыдеятельности, идеи. Как только продукт поступил на рынок, он становитсятоваром.
На рисунке представленаструктура и последовательность разработки плана маркетинга предприятия.Необходимо обратить внимание, что при подготовке этого плана следует четкоустановить конкретные цели предприятия и цели маркетинговой деятельности. Этицели формулируют руководители предприятия не в общем виде, а с установкойконкретных уровней производства, продаж, доходов, прибыли, рентабельности.Одновременно с этим срабатывается стратегия предстоящей маркетинговойдеятельности на основе анализа рыночных возможностей.

/> 

Рисунок 1.3 — Схемамаркетинговой деятельности предприятия
Выбранная маркетинговаястратегия предприятия является основой для разработки товарной, ценовой,сбытовой, коммуникационной и кадровой политики, обоснованна бюджетаорганизации, эффективности ее работы и конкурентоспособности продукции,разработки мер контроля за выполнением маркетинговой программы.
Разработанная программамаркетинга является важной частью бизнес-плана предприятия и основой дляразвертывания системы продвижения товаров и услуг на рынке, реализациикомплекса мер по формированию спроса и стимулированию сбыта продукции потребителям.
Для этого осуществляется целый комплексмаркетинговых мероприятий по выбору каналов товародвижения, системыраспределения продукции и позицирования товаров, рекламы, скидок, неценовыхпреференций (льгот) и т.п. При этом процесс реализации товаров и услуг долженбыть весьма динамичным и взаимоувязанным с производством через систему обратнойсвязи с тем, чтобы своевременно учесть меняющиеся требования и запросыпотребителей, конъюнктуру рынка с целью обеспечения финансово-экономическойэффективности деятельности предприятия.
В условиях рыночных отношений иконкуренции на транспортном рынке существенно возрастает влияние уровнякачества транспортного обслуживания пользователей на успешную деятельность тогоили иного вида транспорта. Качество транспортной услуги — это совокупностьсвойств и признаков характеризующих ее назначение, особенности, полезность испособность удовлетворять определенные потребности пользователей в перемещении.
Поскольку перевозка(поездка) является одной из первоочередных потребностей жизнедеятельностичеловека, то при выборе факторов «качество-цена» качество транспортногообслуживания в большинстве случаев выходит на первое место. Поэтомумаркетинговым органам транспорта при анализе его рыночных возможностей оченьважно знать потребительскую оценку качества транспортной услуги своегопредприятия.
Следует учитывать также, что болеенизкая цена перевозки может быть воспринята пользователями как признак низкогокачества транспортного обслуживания. Разработка транспортной услуги на уровнезамысла, реального исполнения и подкрепления требует от работников транспортатщательного изучения своих клиентов, чтобы знать все особенности комплексногоподхода пользователей к той проблеме, которую они решают с помощью перевозок.При этом важно знать и возможности конкурентов по оказанию качественныхтранспортных услуг.
Таким образом в современных условиях,чтобы добиться успеха транспортные предприятия должны разработать гибкуюмаркетинговую систему управления качеством транспортного обслуживания, правильнооценивать эти мероприятия и их влияние на конечный результат деятельности взависимости от конкурентной обстановки на транспортном рынке. Однако прежденеобходимо установить основные показатели качества транспортного обслуживания,определяющие характерные свойства и признаки транспортной продукции.
Для характеристики пассажирскихперевозок основными показателями качества транспортного обслуживания являются:
-         регулярностьи своевременность или ритмичность и равномерность перевозок;
-         комплексностьи полнота транспортного обслуживания;
-         безопасностьдвижения транспорта;
-         экологичностьперевозок;
-         безопасностьпоездок пассажиров;
-         комфортабельность,комплексность и культура транспортного обслуживания;
-         удобстворасписания движения транспортных средств.
Основные принципы практической работы поповышению качества транспортного обслуживания заключается в следующем:
1         качествотранспортного обслуживания клиентуры должно быть постоянной, непрерывнойработой всех работников транспортного предприятия;
2         главнойзаботой должно стать не только контроль за качеством перевозок, но и постоянноесовершенствование тех аспектов транспортного производства, от которых качествозависит;
3         поставщикитехнических средств и подвижного состава, необходимых для транспортного производства,должны стать реальными партнерами транспортных предприятий в обеспечениикачества перевозок;
4         работапо улучшению качества транспортных услуг должна проводиться на всех уровнях и вовсех подразделениях, включая ремонтный сервис, а ответственность занекачественные перевозки должна ложиться на всех причастных работников и равноймере. Таким образом, необходимо более полно использовать все имеющиесявозможности и осуществлять практические действия во всем, что касается качестваперевозок, в том числе проводить перестройку методов управления и организацииработы транспортных предприятий, внедрение нового управленческого мышленияработников, направленное на повышение качества транспортного обслуживаниягрузовладельцев и пассажиров.

2.Анализ экономической и коммерческой деятельности КДЭММ
 
2.1 Общаяхарактеристика предприятия
Кавказские дорожные электромеханические мастерские(КДЭММ) являются структурным подразделением Северо-Кавказской железной дорогиФилиала ОАО «РЖД».
КДЭММ создано в целях обеспечения устойчивогоэлектроснабжения тяги поездов и не тяговых потребителей железнодорожноготранспорта при безусловном выполнении требований безопасности движения поездов,а также энергоснабжения нетранспортных и бытовых потребителей. КДЭММ изготавливаети производит ремонт оборудования, узлов и конструкций устройствэлектроснабжения, находящихся на балансе дистанций электроснабжения,предприятий дороги, а также выполняет заказы по договорам для ОАО «РЖД», другихжелезных дорог, нетранспортных потребителей и граждан.
Для достижения обеспечения безопасности движения инадежного электроснабжения тяги поездов, выполнение работ, производствапродукции, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей, впервую очередь для предприятий дороги структурное подразделение Филиала осуществляетследующие основные виды деятельности:
— изготовление конструкций, узлов, деталей дляхозяйства электроснабжения дороги и сети дорог;
-ремонт оборудования для предприятий дороги, другихюридических лиц и населения;
-ведение подсобно-вспомогательной деятельности;
-оказание услуг населению (ремонт электродвигателей,изготовление дверных, оконных блоков, резка металла, изготовление металлическихконструкций)
Структура предприятия включает административныйкорпус, в подчинении которого находятся ремонтно-транспортный цех (РТЦ),электромашинный цех, деревообрабатывающий цех (ДОЦ), механический цех.
В состав РТЦ входят: котельная, склад, аккумуляторная,электрики.
В состав ДОЦ входят: цех пропитки и сушки, пилорама.
В состав механического цеха входят: участок оснастки,маляры, кузница и сварочная.
Предприятие имеет право:
1 по согласованию со службой электроснабженияпланировать и осуществлять хозяйственную деятельность, исходя из ежегоднойпотребности и перспективы развития дороги, спроса на работы и услугипредприятий нетранспортной сферы, а так же необходимости обеспеченияпроизводственного и социального развития предприятия, повышения личных доходовего работников;
2в соответствии с законодательством РФ пользоватьсяоборудованием, транспортными средствами и иным имуществом, закрепленным дорогойза предприятием КДЭММ;
3приобретать по доверенности дороги необходимыематериально-технические ресурсы у ГП «Севкавжелдорснаб», непосредственно упроизводителей, на биржах, ярмарках, аукционах по ценам, не превышающимрекомендуемые ОАО «РЖД»;
4принимать по трудовому договору (контракту) иувольнять работников, привлекать специалистов, а также коллективы, необходимыедля выполнения договорных обязательств предприятия в соответствии сустановленным дорогой порядком;
5устанавливать систему премирования работниковпредприятия из средств соответствующего фонда, формируемого в установленномдорогой порядке;
6по доверенности дороги принимать участие варбитражном, третейском судах, суде общей юрисдикции, подписывать претензии ииски;
7заключать хозяйственные договоры, осуществлятьрасчеты с поставщиками, заказчиками и субподрядными организациями;
8сдавать в аренду недвижимое имущество в установленномпорядке по согласованию со службой электроснабжения;
9осуществлять иные действия, направленные на повышениеэффективности хозяйственной деятельности предприятия, обеспечение безопасныхусловий труда и социально-бытовых нужд его работников в соответствии стребованиями законодательства РФ, условиями Отраслевого тарифного соглашения ОАО«РЖД» и коллективного договора дороги.
Предприятие обязано:
-использовать закрепленное за ним имущество ивыделенные средства исключительно в соответствии с положением;
-выполнять обязательства и поручения, вытекающие иззаконодательства Российской Федерации, нормативных правовых и иных актов РФ ОАО «РЖД», дороги, заключенныхдоговоров, принятых обязательств, обеспечивая при этом безусловное их выполнение;
-обеспечивать гарантированный законодательством РФминимальный размер оплаты труда, безопасные условия труда, меры социальнойзащиты работников и нести ответственность в установленном законодательствомРоссийской Федерации порядке за ущерб, причиненный их здоровью итрудоспособности;
-обеспечивать режим секретности и осуществлениенеобходимых мероприятий по защите служебных сведений от разглашения, а такжепроведение работ по мобилизационной подготовке и гражданской обороне.
Управление предприятием КДЭММ осуществляется всоответствии с законодательством Российской Федерации, уставом дороги иположением.
На рисунке 2.1 показана структура управления«Кавказских дорожных электромеханических мастерских»
Предприятие возглавляет начальник. Назначениеначальника на должность и освобождение от должности производится начальникомдороги по представлению начальника службы электроснабжения. Компетенция иусловия деятельности начальника определяются в Контракте, заключаемом сначальником дороги. Начальник действует на основании доверенности, выданнойначальником дороги, и на основании Положения. Начальник несет персональнуюответственность за деятельность предприятия и действует на основе единоначалия./> /> /> /> /> /> /> /> />

Рисунок 2.1 – Структура управления КДЭММ
Работники предприятия КДЭММ имеют права, выполняютобязанности, пользуются льготами и несут ответственность в соответствии сзаконодательством о труде Российской Федерации, Отраслевым тарифным соглашениемОАО «РЖД», коллективным договором дорога и иными нормативными правовыми актами,действующими в отношении работников предприятий железнодорожного транспорта.Трудовой коллектив предприятия составляют все работники, участвующие своимтрудом в его деятельности на основе трудового договора (контракта).
2.2 Финансово-экономическая деятельность предприятия
Эффективность коммерческой деятельности предприятия вомногом зависит от его финансовых и экономических показателей. В таблице 2.1представлена структура эксплуатационных расходов предприятия по элементамзатрат.
Таблица 2.1 — Структура эксплуатационныхрасходов по элементам затратЭлементы затрат Структура эксплуатационных расходов, % Затраты на оплату труда 32,4 Материальные затраты 45,4 В т.ч. материалы 28,6 Топливо 2,2 Электроэнергия 2,3 Прочие материальные затраты 12,3 Амортизация основных средств 3,3 Прочие затраты и отчисления на социальные нужды 18,9 Всего затрат без НИОКР 100,0
Каквидно из таблицы 2.1, более половины всех эксплуатационных расходов предприятиясоставляют материальные и затраты на оплату труда. На долю социальных расходовприходится 18,9%.
Навеличину эксплуатационных расходов оказывают влияние объем перевозок,техническая оснащенность транспорта, внедрение прогрессивных технологий,интенсивность использования и обновления технических средств, повышениекачества и мотивации труда, нормирование ресурсов и затрат и многие другиефакторы.
Расходыпо отдельным видам работ, производственным операциям или по несколькимоднородным операциям объединяются в соответствующие статьи расходов. Каждойстатье присвоен определенный номер и установлен измеритель, в соответствии скоторым определяется величина расходов данной статьи. Эксплуатационные расходыделятся на две группы: основные, непосредственно связанные с выполнениемпроизводственного процесса (82,2%), и общехозяйственные (17,8%) – пообслуживанию производства. Основные расходы подразделяются на основныеспецифические для каждого хозяйства и расходы, общие для всех отраслейхозяйства железных дорог, удельный вес которых составляет 24,6% в расходахтранспорта. В общехозяйственные входят две группы затрат: расходы безсодержания аппарата управления и расходы по содержанию аппарата управления.
Основныерасходы, специфические для каждого хозяйства, имеют отдельную нумерацию статей.По основным расходам, общим для всех отраслей хозяйства, и общехозяйственнымрасходам установлена единая нумерация статей.
Реструктуризацияотрасли, переход на двухзвенную систему управления, укрупнение железных дорог,образование дирекций по обслуживанию пассажиров требуют выделения расходов посодержанию инфраструктуры железных дорог.
Дляпланирования расходов важное значение имеет их учет по отдельным видам работ.По этому признаку расходы делятся на прямые и косвенные (распределяемые).
Втаблице 2.2 представлена динамика реализации продукции анализируемогопредприятия.

Таблица2.2 – Реализация продукции КДЭММ, тысяч рублейПоказатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. Факт Факт 2005 г., к 2004 г. процент Факт 2006 г., к 2004 г. процент Выпуск товарной продукции 39352 33212 84 35340 89 Удельный вес в общей величине реализации 100 100 - 100 - В том числе передача продукции по внутрихозяйственному обороту 26273 30871 117 32445 123 Удельный вес в общей величине реализации, % 67 93 - 92 - От производственно-вспомогательной деятельности 13079 2341 18 2895 22 Удельный вес в общей величине реализации, % 33 7 - 8 -
Каквидно из таблицы, в 2005 году произошло резкое снижение реализации по производственно-вспомогательной деятельности на 82% или на 10738 тысяч рублей, что связано снаполнением рынка лестницами из стеклопластика (Украина, Воскресенск), которыеиспользуются при работах на сетях постоянного и переменного тока. На данномпредприятии данный вид продукции производится из древесины обработаннойспециальной пропиткой, что является в условиях повышения цен на пиломатериалыне целесообразным, так как использование стеклопластика в производстве данноговида продукции на 8 % менее затратно, а также продукция из данного материалакачественнее и срок её эксплуатации на 20 % дольше при равных прочих условияхэксплуатации. Однако 2006 году происходит некоторое увеличение реализациипродукции и услуг по подсобно-вспомогательной деятельности по сравнению с 2005годом на 24% или на 554 тысячи рублей.
/>
Рисунок 2.2 — Динамика реализации продукции
/>
Рисунок 2.3 — Динамика реализациитоварной продукции предприятием, проценты
Как видно из рисунка, в 2006 годупроисходит некоторое повышение реализации продукции за счёт ремонта электродвигателейсторонним потребителям.
Кавказские дорожные электромеханическиемастерские выполняют работы по всей железной дороге, выпускают продукциюметаллоконструкции и другие конструкции для службы электроснабжения сети дорогОАО «РЖД», а также реализуют продукцию от подсобно-вспомогательнойдеятельности, ведения исходя из спроса на работы и услуги предприятийнетранспортной сферы.
Основными видами продукции для данногопредприятия являются металлоконструкции для контактной сети, вышки изоляционныесъемные постоянного и переменного тока, а так же устройства по обивке гололеда.
В таблице 2.3 представлен основнойассортимент изделий, производимых предприятием, а также основные заказчикиданной продукции.
Таблица 2.3 – Номенклатура продукции и услугНаименование изделия Заказчик 1 2 Капитальный ремонт электродвигателей СКЖД, сторонние потребители Лейтер переменного тока Дирекция железных дорог, сторонние потребители Лейтер постоянного тока Дирекция железных дорог, сторонние потребители Колеса Дороги МОГ-7 ДЖД Лестницы, оконные и дверные блоки, резка металла, изготовление металлоконструкций ЭЧ- 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11, сторонние потребители Струна однозвенная ЭМП-666, ЭЧ- 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 Струны двухзвенная ЭМП-666, ЭЧ-1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 Струны трехзвенные ЭМП-666, ЭЧ-1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 Траверса двухцепная
ЭЧ- 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
ЭЧ-1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 Траверса одноцепная Траверса волноотвода Тележка инструментальная Узел крепления фиксатора ЭЧ- 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 Жесткие распорки Крестовые накладки Болт крюковой с леммой Кронштейн НР-1-П Кронштейн НР-Ш-1У Кронштейн НС-1-П Кронштейн НС-Ш-1У Фиксаторы Зажим пластинчатый Траверса металлическая Анкерная оттяжка Хомут
Из данной таблицы видно, что основнымипотребителями продукции и услуг КДЭММ являются предприятия структуры ОАО «РЖД», поэтому целесообразно развиватьнаправление по расширению перечня заказчиков, в лице сторонних организация, таккак в условиях реформирования железнодорожных дорог и укрупнения предприятий иподразделения существует вероятность сокращения некоторых структурных единиц, атак как основополагающим критерием при данном развороте событий являютсяэкономические показатели деятельности предприятия и в условиях сокращенияобъемов работ получаемых со стороны предприятий ОАО «РЖД» актуально развитиенаправлений и объемов работ оказываемых сторонним организациям.
Основными показателями по труду изаработной плате является план по труд, разрабатываемый КДЭММ и утверждаемыйвышестоящими структурами и подразделениями. Основным направление плана по труду,является задание вышестоящих подразделений по росту производительности труда, посредствам лимита численности рабочих и служащих, фонда заработной платы, атакже морально-материальной заинтересованности рабочих и служащих в повышениитрудовых показателей и тем самым финансово-экономического состояния предприятиии отрасли в целом.
В таблице 2.4 представлены трудовыепоказатели
Таблица 2.4 – Трудовые показателиПоказатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. Факт Факт 2005 г., к 2004 г. процент Факт 2006 г., к 2004 г. процент 1 2 3 4 5 6 Численность персонала, человек, в том числе 103 103 100 100 97 Руководители 9 9 100 9 100 Специалисты 13 13 100 15 115 Рабочие 81 81 100 76 93,8 Фонд оплаты труда, тыс. руб. 12308 11918 96,8 13657 111 Среднемесячная заработная плата, рубли 9958 9642 96,8 11380 114 Производительность труда, тыс.руб./чел 372 359 96 306 82
Анализ трудовых показателей деятельностиКДЭММ показывает, что в 2006 году численность персонала уменьшилась на 3единицы, что связано с сокращением штата предприятия. Сокращение фонда оплатытруда в 2005 году на 3,6% связано с недостаточным финансированием, однако в2006 наблюдается рост фонда оплаты труда на 14,6%, данное увеличение связанно спериодическим индексирование зарплаты в целом по отрасли. В 2005 году наблюдаетсяснижение уровня производительности труда на 4%, основным фактором повлиявшем насокращение показателя является снижение объемов производства, в 2006 г. увеличениепоказатели произошло за счет незначительного роста заказов со стороны ОАО «РЖД»и также повышение эффективности и объемов подсобно-вспомогательнойдеятельности, суммарный рост составил 15%, а также за счет сокращение штатарабочих мест. Одним из показателей характеризующим эффективность работы рабочихи служащих предприятия является темп роста производительности труда исреднемесячной заработной платы, для наглядности построим график взаимосвязироста производительности труда и заработной платы на рисунке 2.3.

/>
Рисунок 2.3– Темп роста среднемесячной заработнойплаты и производительности труда, проценты
Как видно из диаграммы, на протяжении анализируемогопериода наблюдается сокращение производительности труда в 2006 году посравнению с 2004 годом на 18%, которое объясняется снижением объемапроизводства товаров и услуг; повышение среднемесячной заработной платы на 14%в 2006 г. связано с её индексацией.
Одним из основных показателей характеризующих эффективную деятельностьпредприятия является рациональное использование финансовых средств, а также ихминимизация, для оценки состояния расходования средств проведем анализ динамикрасходов предприятия по элементам затрат на основе данных представленных втаблице 2.5.
Таблица 2.5 – Динамика расходовпредприятия по элементам затрат, тысяч рублейНаименование показателя 2004г 2005г 2006г Факт Факт 2005г, к 2004г процент Факт 2006г, к 2005г процент
Расходы, всего, в т.ч.
Фонд оплаты труда
Отчисления на соц.нужды
Материалы
Топливо
Электроэнергия
Прочие материальные затраты
Амортизация
Прочие затраты
37898
12308
3831
10858
829
883
4576
1227
3386
32542
11918
3026
9062
740
807
4141
1628
1220
85
96,8
79
83
89
91
90
133
36
38736
13657
3418
13696
1038
756
2669
1943
1559
119
114,5
113
151
140
94
64
119
128
Как видно из таблицы, расходыпредприятия в 2005 году снизились на 15% за счет недостаточного финансирования,в результате чего у предприятия было недостаточно средств для приобретенияматериалов, топлива, электроэнергии, а также за счет сокращения объемовпроизводства. В 2006 году расходы возросли на 19 % за счет роста заказов состороны ОАО «РЖД» и увеличения спроса сторонних потребителей к товарам и услугампредлагаемых КДЭММ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Безналичный денежный оборот: формы и принципы организации
Реферат Банковская система. Регулирование экономики
Реферат Влияние оценочной деятельности учителя на формирование учебно познавательной мотивации младших школьников
Реферат «Ярославль красоты неописанной, всюду Волга и всюду история …»
Реферат Прокуратура и отрасли прокурорского надзора
Реферат 1. Предмет и задачи химии. Место химии в системе естественных наук
Реферат Муніципальні асоціації в Україні
Реферат билеты по обществознанию
Реферат Законодательное регулирование деятельности предприятий и предпринимательства /Украина/
Реферат Особенности семейного воспитания ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания
Реферат Автоматизована система "Облік паспортних даних"
Реферат О сути субстанции
Реферат Рэкет как элемент организованной преступности и его роль в развитии предпринимательства в России
Реферат The Ransom Of Red Chiefby Laura Galindez
Реферат Характеристика некоторых непродовольственных товаров