Реферат по предмету "Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство"


Фирма, как единица рыночной экономики

Введение

Рыночная экономика, котораяоснована на экономической свободе хозяйствующих субъектов независимо от формысобственности их экономического привлечения к рациональному хозяйствованию, взначительной степени позволяет обществу реализовать сильные стороны товарногопроизводства и рынка в интересах социально-экономического прогресса.
Она создает оптимальную (хотяи не абсолютно наилучшую в экономическом и социальном плане) системупривлечения к эффективному, инициативному и ответственному экономическомуповедению. В рыночной экономике последнее если и навязывается, то прежде всегоэкономическими методами. Люди и коллективы ориентируются на собственныеинтересы и силы, а за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают.Это заставляет бдительно относится к ресурсам, инициативной, активной,находчивой экономической деятельности.
Одновременно с этим рыночнаяэкономика является довольно жесткой в социальном плане, она не допускаетуравниловки и сдерживания, исключает возможность равного распределения доходови богатства общества, и поэтому характеризуется хронической социальнойнестабильностью.
Рыночной экономике свойственнонерациональное использование ресурсов, ярким проявлением которого являютсяэкономические кризисы с их разорительным влиянием на созданные обществомпроизводственные силы, увеличением неполного использования производственныхмощностей и безработицы. Но обеспечить более достойный жизненный уровень всемчленам общества без перехода к социально ориентированному рынку, как признает сейчасбольшинство экономистов и практиков в Украине, невозможно.
Дорога к социальноориентированной рыночной экономике непростая и болезненная, она предусматриваетразрешение комплекса кардинальных проблем:
1)Овладение разными формамисобственности и хозяйствования, обеспечение их экономической равноправности,разгосударствления экономики;
2)Обеспечение структурнойперестройки экономики и преодоление ее дефицитного характера;
3)Оздоровлениефинансово-кредитной и денежной инфраструктуры, преодоление инфляционных процессов;
4)Постепенный отход отзатратной модели ценообразования “освобождения цен на основную часть продукциипромышленности, сельского хозяйства, сферы услуг;
5)Демонополизация сферыобращения, кредитного обслуживания предприятий и населения, научногообеспечения экономики;
6) Переустройствонационального рынка как части мирового хозяйства;
7)Преодоление нерыночнойориентации системы образования и профессиональной подготовки. По даннымсоциологических исследований, к работе в условиях рынка в Украине пока чтоготовы не больше 5% руководителе     испециалистов экономических служб предприятий.
Социальное рыночное хозяйствов обязательном порядке предусматривает действенные меры государственногорегулирования экономики. И хотя об эффективности этих мер, степенивмешательства государства в экономику и о его необходимости вообще продолжаютспорить экономисты, [Кредисов А., Бодров В., Леоненко П. “Сущность, структура ипринципы организации социального рыночного хозяйства”, “Экономика Украины”, №4,1993 г., с. 38-47; Мочерный С. “К какой системе двигаться?”, “ЭкономикаУкраины”, №6, 1993 г., с. 14-24.] на практике этот вопрос однозначноположительно решен в большинстве стран цивилизованного рынка.
Одновременно с решением данныхвопросов необходимо предусмотреть и подготовить систему мер, направленных назащиту населения, особенно той его части, которая получает низкие доходы.
Однако,несмотряна все сложности,заметенпрогрессв продвиженииУкраинык рынку: сформирована законодательная база, созданаинфраструктура рынка, после глубокого экономического кризиса наметился подъемуровня производства и реального роста доходов.
1. Сущность исоциально-экономические формы предприятия. Трудовой коллектив предприятия.Целевые установки фирмы.
Предприятие занимаетцентральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичноезвено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальныйдоход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процессвоспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.
От успеха отдельныхпредприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта,социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности вматериальных и духовных благах населения страны.
Предприятие каксамостоятельная хозяйственная единица владеет правами юридического лица, тоесть оно имеет право свободного распоряжения имуществом, получать кредит,входить в договорные отношения с другими предприятиями. Оно имеет свободныйрасчетный счет в банке, где находятся денежные средства, которые используютсядля расчетов с другими предприятиями, на зарплату.
Принято считать,что оптимальными являются такие размеры, которые обеспечивают наиболееблагоприятные условия для использования достижений науки и техники приминимальных издержках производства и при этом достигается эффективноепроизводство высококачественной продукции.
Предприятиепредставляет собой такую форму организации хозяйства, при которойиндивидуальный потребитель и производитель взаимодействуют посредством рынка сцелью решения трех основных экономических проблем: что, как и для когопроизводить.
При этом никто изпредпринимателей и организаций сознательно решением этой триады экономическихпроблем не занят (каждый решает в стихии рынка на индивидуальном уровне).
В рыночной системевсе имеет цену. Различные виды человеческого труда также имеют цену —уровень зарплаты, тариф на услуги. Рыночная экономика для неосознаннойкоординации людей и предприятий через систему цен и рынков. Если взять всеразнообразные рынки, то получим широкую систему, стихийно обеспечивающуюравновесие цен и производства путем проб и ошибок.
По средствамсогласования между покупателями и продавцами (спроса и предложения) на каждомиз этих рынков рыночная экономика решает одновременно все три проблемы:
1) что производить?— определяется каждодневно голосованиемпосредством денег (путем выбора покупателем товара и его покупки);
2) как производить?— определяется конкуренцией междупроизводителями (каждый стремится использовать новейшие технологии, выигратьценовую конкуренцию и увеличить прибыль, снизить издержки производства);
3) для когопроизводить? —определяется соотношением спроса и предложения на рынках, факторамипроизводства (рабочая сила и средства производства).
Эти рынкиопределяют уровень зарплаты, ренты, процента и прибыли, то есть источников, изкоторых складываются доходы. Производитель устанавливает свои цены, перемещаясвой капитал в отрасли с высокой прибылью и оставляя нерентабельноепроизводство товара. Все это и определяет, что производить. Прибыль здесь —решающий фактор функционирования рыночного хозяйства.
В соответствии сформами собственности на Украине могут действовать предприятия следующих видов:
1)    индивидуальные, основанныена личной собственности и на его труде (без найма);
2)    семейные, основанные насобственности и труде граждан одной семьи, проживающих совместно;
3)    частное предприятие, основанноена собственности отдельного гражданина с правом найма рабочей силы;
4)    коллективное, основанное насобственности трудового коллектива, кооператива или другого уставного общества;
5)    государственное или коммунальное,основанное на собственности административно-территориальных единиц;
6)    государственное предприятие,основанное на республиканской (общегосударственной) собственности;
7)    совместное, основанное на базеобъединения имущества разных форм собственности (смешанная формасобственности).
В зависимости отобъемов производства, количества рабочих предприятие может быть малым, средним,крупным. Малые предприятия —численностью до 200 работающих (в промышленности и строительстве), до 50человек (В других отраслях производственной сферы), до 100 человек (в науке),до 25 человек (непроизводственная сфера), до 15 человек (розничная торговля).

Предприятия имеютправо объединять свою производственную, научную и коммерческую деятельность исоздавать следующие объединения:
1)      ассоциация —договорное объединение, созданное в целях постоянной координации хозяйственнойдеятельности; ассоциация не имеет права вмешиваться в производственнуюдеятельность любого из ее участников;
2)      корпорация —юридически независимая фирма, собственность которой распределена междуучастниками, несущими ограниченную ответственность в соответствии с ихвкладами. Особенность корпорации в том, что она представляет собойсамостоятельную реально существующую единицу, проводящую собственную политику,а не просто совокупность собственников;(1, стр.46)
3)      консорциум —временное уставное объединение промышленного и банковского капитала длядостижения общей цели;
4)      концерн —уставное объединение предприятий промышленности, научных организаций,транспорта, банков, торговли и др. на основе полной зависимости от одного илигруппы предпринимателей.
Каждое предприятие для решения задач, связанных спроизводством и реализацией товаров и оказанием услуг, должно бытьукомплектовано определенным количеством людей, способных выполнять эти работы.Занятые общественным трудом на предприятии работники, инженеры и служащиеобразуют трудовые коллективы этих предприятий. В политико-экономическомпонимании трудовой коллектив —это совокупный работник предприятия и одновременно субъект экономическихотношений, который осуществляет общую деятельность в государственных,коллективных, кооперативных, частных предприятиях, направленную на удовлетворениекак личных, так и коллективных, общественных потребностей.
Трудовой коллектив является сложной организационной исоциально-экономической структурой, в которую входят работники цехов, бригад идругих подразделений предприятия. Для координации, согласованности между нимисоздается соответствующая система управления.
Переход откомандно-административной системы управления к экономическим методам на всехуровнях требует широкой демократизации всей системы хозяйственной деятельности,осуществления управления через интересы, всестороннюю активизацию работников —членов трудового коллектива. Поэтому большое значение имеет внедрение напредприятии самоуправления.
Идея самоуправлениятрудовых коллективов связана с необходимостью демократизировать систему управленияпроизводственным процессом на предприятии. Пока трудовой коллектив не имеетдостаточных полномочий собственника, он лишь выступает в роли хозяина, небудучи им реально. И он не станет им, пока не будут аннулированы все акты,которые закрепляют отчуждение работника от средств производства.
Целевые установкифирмы. Получение максимальной прибыли — это конечнаяцель любой коммерческой деятельности. Эта цель достигается через определения иреализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегическогопорядка. Ими являются:

-            увеличение объема продаж;
-            достижение более высоких темпов роста;
-            увеличение доли рынка;
-            увеличение прибыли по отношению квложенному капиталу;
-            увеличение дохода на акцию компании(если это акционерная компания);
-            увеличение рыночной стоимости акций(если это открытое акционерное общество);
-            изменение структуры капитала.

Характер данныхцелевых установок предприятия определен состоянием экономики в целом,тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится деятельностьфирмы, а также стадией цикла жизни самого предприятия.
Конечно, отдельныебизнесмены не следуют этому принципу, имея иные мотивы предпринимательства. Нонаука построенная на предположении о максимизации прибыли, и не утверждает, чтоприбыль является единственных фактором, влияющим на действия фирмы (3,стр.104).
Существует теория жизненных циклов предприятий, согласнокоторой выделяется три стадии этого цикла:

Первая стадия:
Характеризуется активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей и захват рынков.
Вторая стадия:
Рост курсов акций и прибыли, увеличения доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей, по сравнению с сокращением издержек, отходит на второй план.
 
Третья стадия:
Происходит снижение объемов продаж, а вместе с ним и сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), то есть продолжение его операций в течение определенного периода времени, зачастую не сколько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.

Любое предприятие,фирма, организация состоит из их внутренних элементов. К основным элементамвнутренней среды организации относятся:
-      миссияорганизации
-      цели
-      деловаястратегия
-      люди
-      структура
-      ресурсы
-      технологии.

 Ниже представлена схема взаимодействия этихэлементов:

Из схемы мы видим,что все эти элементы взаимосвязаны и если произойдет изменение одного из этих,то это повлечет и изменение других.
Всякая организацияимеет свое предназначение, т.е. это можно выразить как Миссия организации. Моепредприятие стремится производить такую продукцию, которая была бы доступнавсем слоям населения, удовлетворяла бы все запросы и была бывысококачественной.
Для достижениясвоей миссии любая организация должна ставить определенные цели, которые бырегулировали ее деятельность. Эти цели должны быть общими как для управленческого,так и для исполнительного состава.

Система ценностейфирмы. Создание ценностей- есть основополагающая функция предприятия. Процесс создания ценностейпредставляет собой удовлетворение групповых или индивидуальных потребностей, врезультате чего предприятие добивается общественного признания своейдеятельности. Процветающее предприятие — это предприятие получающее устойчивуюприбыль от своей деятельности. Владельцы (либо акционеры) предприятиязаинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и такимиспользованием собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценностьпринадлежащей им собственности (дивиденды, акции). Персонал и поставщикизаинтересованы в стабильности предприятия, долгосрочных с ним отношений, атакже в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей же высшую ценностьпредставляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.
Общественноепризнание, в свою очередь, дает предприятию возможность расширять производство,наращивать объемы продаж и услуг, и в конечном итоге увеличивать свою прибыль.
Основнымрабочим инструментом в реализации целевых функций предприятия, являетсярыночная стратегия, в рамках которой реализуется конкурентные преимуществапредприятия. В международной теории и практике бизнеса различают три основныхвида рыночной стратегии предприятия.
Руководствопредприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентныепреимущества и выбрать одну из стратегий поведения на рынке.
После того какрыночная стратегия проведена, следующим инструментом реализации целевой функциипредприятия, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, являетсяпланирование, направленное на достижение целей предприятия.


I этап планирования
Анализ внешней среды, то есть политическая и экономическая ситуация в стране, анализ отрасли (темпы роста. Цикличность, финансовые характеристики), анализ рынка (тактика продаж, реклама, цены), анализ спроса (изменяемость, длительность, устойчивость), анализ ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).

II этап планирования
Оценка потенциальных возможностей предприятия. Это позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведение на рынке, обеспечение принятия грамотных решений.

III этап планирования
Выбор вариантов развития предприятия (составление бизнес-плана: описание товаров и услуг, производственный (организационный) план, маркетинговый и финансовый планы).


2. Внутрихозяйственная структура предприятия и оборот егопроизводственных фондов.

Главнаязадача предприятия —удовлетворять в чем-либо общественной потребности данного региона, получая приэтом прибыль, за счет которой и удовлетворяются социальные и экономическиеинтересы данного коллектива и собственника имущества предприятия.
Каждоепредприятие, фирма, объединение независимо от форм собственности действует наоснове хозяйственного (коммерческого) расчета. Принципы хозрасчета:
1)   самофинансирование;
2)   самообеспечение;
3)   материальнаязаинтересованность;
4)   экономическаяответственность;
5)   свободахозяйственной деятельности;
6)   конкуренциямежду товаропроизводителями, контроль за их хозяйственной деятельностью.
Коммерческийрасчет —это экономическая категория товарного производства, которая отражает сложнуюсистему экономических отношений, возникающих в процессе использования средствпроизводства, реализации продукции, при распределении и использованииполученного дохода, прибыли.
Переходк рыночным отношениям хозяйствования обостряет проблему поиска путей повышениястабильности работы предприятий. Наиболее важным стабилизирующим и одновременнос этим мало изученным фактором является создание внутрихозяйственной(относительно предприятия) инфраструктуры, отвечающей современным требованиям,которые выдвигаются к условиям и характеру труда, взаимосвязи интересовотдельных работников и коллективов, социально-психологической обстановке.Недостаточное уделение внимания этим требованиям как при создании новых, так ив процессе организации функционирования действующих предприятий приводит ктому, что оснащение предприятий высокопроизводительным оборудованием частохарактеризуется низкой экономической эффективностью.
Анализопыта работы процветающих фирм в развитых странах приводит к выводу, что ихстабильно высокие результаты определяются обеспечением взаимодействиятехнологических, организационных и социальных элементов производства, котороедостигается благодаря реализации новой концепции развития экономики. Основуэтой концепции составляет ориентация управления на человека, в отличие отприменяемых долгое время методов, при которых главными объектами управлениябыли комплексы машин и технологические процессы.
Интеграциятехнологических, организационных и социальных процессов достигается путем созданиявнутрихозяйственной социальной инфраструктуры, основу которой составляет наборфакторов, формирующихся в результате выполнения комплекса социальныхтребований. По своей экономической природе структура предприятия представляетсобой составную часть производственных сил общества, которая исполняет функцииобеспечения условий эффективного развития данной производственной системы.
Сцелью обеспечения эффективного функционирования объективных и субъективныхфакторов производства (способов производства и рабочей силы) две составныечасти внутрихозяйственной структуры предприятия следует рассматривать отдельно:собственно производственную (призванную обеспечить условия для нормальногофункционирования объективных факторов) и социальную. Последняя представляетсобой часть средств производства, условий труда и быта, способных обеспечитьрациональную организацию трудовой деятельности, повышения профессиональногоуровня работников, охрану и укрепление их здоровья, удовлетворенность трудом иего результатами, возможность работать с полной отдачей.
Какизвестно, в любом процессе производства независимо от его общественной формыберут участие материальные и личные факторы производства —средства производства и люди.
Сматериально-технической стороны производственные фонды предприятияхарактеризуются определенной структурой. Так, производственные фондыразделяются на производительные и фонды обращения, на основные и оборотныефонды, на денежную, производительную т товарную части, а основные фонды —на активную и пассивную части и т.д. Материально-техническая структурапредприятия различна в зависимости от отрасли, технического прогресса иявляется важным показателем развития производительных сил общества.
Социально-экономическаяприрода предприятия определяется формой собственности на производственныефонды. Собственность может быть государственной, коммунальной, частной,коллективной, смешанной, акционерной. Исходя из этого, производственнымифондами следует считать вещественные и личные факторы производства, которые находятсяв собственности или распоряжении предприятия и служат материальной основой егопроизводственной деятельности.
Производственныефонды находятся в постоянном движении. Они проходят три стадии, меняют триформы —денежную, производительную и товарную —и в каждой из них выполняют соответствующую функцию.
Перваястадия кругооборота лежит в превращении денежных фондов в производительные, тоесть в средства производства и производственный персонал. Эта стадия лежит вкупле средств производства и найме работников и происходит на рынке.
Втораястадия кругооборота производственных фондов лежит в превращениипроизводительных фондов в готовую продукцию, товар. Эта стадия происходит всфере производства. На стадии кругооборота производственные фонды функционируютв производительной форме, то есть в виде средств производства и производителей.
Третьястадия кругооборота производственных фондов лежит в превращении товара вденьги. Она происходит в сфере обслуживания. На третей стадии производительныефонды переходят в форму товара. От товара, купленного на первой стадии, этоттовар отличается как своей натуральной формой, так и стоимостью, так как онвключает, кроме стоимости рабочей силы и стоимости потраченных средствпроизводства, еще и дополнительную стоимость.
Кругооборотомпроизводственных фондов называется их движение, в процессе которого онипроходят три стадии, три формы и в каждой их них выполняют соответствующуюфункцию.

 
 
 
 
 
 
 
 
3. Виды предприятий. Малые предприятия и их роль вэкономическом прогрессе.
ВУкраине в процессе разгосударствления экономики самой важнойсоциально-экономической целью является передача значительной частигосударственной собственности трудовым коллективам. Это основной путьпреодоления отчуждения трудящихся от собственности на средства производства ирезультатов труда, от самого процесса труда, от управления производством, отэкономической власти и т.д.
ЗаконамиУкраины определены три основных вида предприятий: государственное, коллективноеи индивидуальное. При этом последняя группа имеет возможность созданияиндивидуального, семейного и частного предприятия.
Еслиболее широко рассмотреть данный вопрос, то можно выделить следующие видыпредприятий:
1. Арендные и коллективные.
Аренда— первичный механизм разгосударствлениясобственности, средство образования и умножения коллективной собственности.
Всоответствии с договором государство может передавать на 10-15 лет в аренду засоответствующую плату во временное пользование и владение трудовому коллективупредприятия, производственные фонды и оборотные средства. В арендномпредприятии учредителем его становится трудовой коллектив, которыйрегистрируется как организация арендаторов, то есть как самостоятельноеюридическое лицо.
Аренда— разновидность хозяйственного расчета,при этом арендатор предприятия имеет право самостоятельно распределятьхозяйственный расчетный доход, использовать его на развитие производства,социальные нужды и оплату труда по своему усмотрению (аренда —форма хозяйствования, а не вид собственности). Аренда —это фиксированная арендодателем величина, установленная плата арендатором наопределенный период.
Арендныйколлектив стремится улучшать и развивать производство. Он имеет большесамостоятельности по сравнению с арендным предприятием.
2. Акционерные товарищества.
 Товарищество или компания означает ассоциациюнескольких собственников, совместно управляющих предприятием. Созданиеассоциаций представляет собой способ объединения индивидуальных возможностей иресурсов с целью создать более мощную и конкурентоспособную фирму.(1. стр. 46)
Всоциально ориентированной рыночной экономике акционерная собственность можетвыполнять следующие функции:
-            она позволяет расширять источникинакопления за счет денежных средств населения путем купли-продажи акций;
-            акционерное предпринимательствосодействует демократизации управлением предприятием, содействует созданиюматериально-технической базы, усилению заинтересованности работающих в лучшемиспользовании средств производства, рабочего времени;
-            устраняет диспропорцию в экономикемежду спросом и предложением, между группой А и В;
-            более эффективно регулируетсяколичество денег, а также эта форма содействует развитию товарно-денежныхотношений.
НаУкраине существуют такие виды акционерных товариществ: акционерные товариществаоткрытого типа, г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.