Реферат по предмету "Биология"


Естествознание в контексте человеческой культуры

Федеральное государственное образовательное учреждение


высшего профессионального образования


«Калининградский Государственный Технический Университет»


Кафедра физики


Реферат по дисциплине


«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»


Естествознание в контексте человеческой культуры


Работу выполнил:


студент группы 07зБУ Алёшкина А.А.


Работу проверил:


Сулейманов Р.Х.


Калининград


2007


Содержание


1 Определение науки и ее место в духовной культуре


2 Естественные, гуманитарные и технические науки, их структура и проблематика


3 Естествознание и техногенная цивилизация


4 Иерархия уровней культуры. Естественная и гуманитарная культуры


5 Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре


Список используемой литературы



1 Определение науки и её место в духовной культуре


Наука – это компонент духовной культуры, поэтому все процессы, которые происходят во всей системе культуры, отражаются и на науке.


Любая наука является важнейшим элементом духовной культуры людей. Человек, являясь живым существом и продуктом природы, создаёт внутри природы искусственный мир культуры. Человек существует в природе, взаимодействует с ней как живой организм, но при этом он удваивает внешний мир, вырабатывая знания о нём, создавая образы, модели.


Культура воплощается в предметных результатах деятельности человека, в методах и способах существования, в различных формах поведения и разнообразных знаниях об окружающем нас мире.


Человек, при помощи мысли не только овладевает природой, но и преобразует, "очеловечивает" ее, создает вторую природу - культуру, цивилизацию, науку, тот сложный мир в котором мы живем, действуем, мыслим.


Можно утверждать, что принципиальной особенностью естественной культуры является то, что она открывает естественный мир, природу, которая представляет собой самодостаточную систему.


Человек, при помощи мысли не только овладевает природой, но и преобразует, "очеловечивает" ее, создает вторую природу - культуру, цивилизацию, науку, тот сложный мир, в котором мы живем, действуем, мыслим.


В историческом процессе существует определённый уровень развития общества и человека. Его познавательные и творческие способности, а также его воздействие и взаимоотношение с окружающей природой определяется состоянием их культуры.


В переводе с латинского «культура» означает «возделывание, образование, воспитание, развитие». А в широком смысле слова – культура – это все то, что создано человеком. Наука является одной из отраслей или разделов культуры. Если в древности важное место в системе культуры занимала мистика, в античности – мифология, а в средневековье – религия, то можно утверждать, что в современном обществе в ней доминирует влияние науки.


Наука – это сфера человеческой деятельности, которая представляет собой рациональный способ познания мира. В ней вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности, которые основаны на эмпирической проверке и математическом доказательстве.


Наука отличается от культуры и от других форм общественного сознания следующим:


- от искусства отличается своей рациональностью, которое не останавливается на уровне образов, а доводит до уровня теории. Искусство представляет собой одну из форм общественного сознания, которая отражает действительность в художественных образах;


- от религии тем, что разум и опора в науке имеет большее значение на чувствительную реальность, чем вера. В науке преобладает разум, но в ней также имеют место и интуиция, особенно при формировании гипотез, и вера в познавательные возможности разума. Наука может существовать с религией, так как внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в религии – преимущественно на внечувственное (вера), в науке – на эмпирическую реальность. В отличие от научного мировоззрения, религиозное мировоззрение выражается в общении со сверхъестественным при помощи молитв, святынь, таинств, символов. Таким образом, религиозное мировоззрение выражается в общении с «божеством». Оно основано на молитвенном и жертвенном отношении к сверхъестественному, признание которого всегда скрыто в глубинах мировых религий;


- от мифологии тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а формулирует законы развития природы. Миф возникает на разных этапах истории развития человечества как сказание, повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.д.) были попыткой объяснить различные явления природы и общества.


- от идеологии тем, что её истины общезначимы, и они не зависят от интересов определенных слоев общества;


- от философии тем, что её выводы допускают эмпирическую проверку;


- от техники тем, что наука нацелена не на использование полученных знаний, а на само познание мира;


-от мистики тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию. Мистика возникла как элемент тайных образов религиозных обществ Запада и Древнего Востока. Главное в этих образах – это общение человека с богом или другим таинственным существом. Такое общение, согласно мистике, достигается через озарение, откровение, экстаз и т.д.


Как многофункциональное явление наука представляет собой:


1) отрасль культуры;


2) определённую систему организованности (вузы, университеты, академии, издания, научные общества, лаборатории, институты);


3) способ познания мира.


Результатами научных исследований являются теории, гипотезы, модели, эмпирические обобщения. Все эти понятия можно объединить одним словом «концепции», то есть системы взглядов, то или иное понимание явлений, процессов или единый определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.


2 Естественные, гуманитарные и технические науки, их структура и проблематика


Определяя место естествознания в современной культуре, необходимо отметить, что современная наука имеет сложную организацию. Все многочисленные дисциплины объединяются как комплексы наук – естественных, гуманитарных, технических и др.


Естествознанием называют систему научных знаний о природе. К естественным наукам относят такие предметы как: химию, физику, биологию, физиологию, геологию, механику, электротехнику и др.


Физика (греч. ta physika - от physis - природа) – это наука о природе, которая изучает простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира. По изучаемым объектам физика подразделяется на: физику элементарных частиц, атомных ядер, атомов, молекул, твердого тела, плазмы и т.д.


К основным разделам теоретической физики относятся: механика, электродинамика, термодинамика, оптика, статистическая физика, теория относительности, квантовая механика, квантовая теория поля.


Физика начала развиваться еще до н. э. В XVII веке создается классическая механика, в которую внёс свой вклад И. Ньютон. К концу XIX века было в основном завершено формирование классической физики.


В начале XX века в физике происходит революция, она становится квантовой и свои преобразования в неё внесли такие учёные как - М.Планк, Э.Резерфорд, Н.Бор.


В 20-е гг. была разработана квантовая механика - последовательная теория движения микрочастиц. Одновременно появилось новое учение о пространстве и времени - теория относительности А. Эйнштейна, физика делается релятивистской.


Во второй половине XX века происходит дальнейшее существенное преобразование физики, связанное с познанием структуры атомного ядра, свойств элементарных частиц, конденсированных сред. Физика стала источником новых идей, преобразовавших современную технику: ядерная энергетика (Н. В. Курчатов), квантовая электроника (Н. Г. Басов, А. М. Прохоров и Ч. Таунс), микроэлектроника, радиолокация и другие возникли и развились в результате достижений физики.


Физика – одна из наиболее развитых и древних наук, которая определяет развитие естествознания. Физика знакомит нас с наиболее общими законами природы, которые управляют течением процессов в окружающем нас мире и во Вселенной в целом. Затем расширение круга исследуемых явлений привело к её разделению; постепенно стали появляться новые науки о природе, например, электротехника, механика, статистическая физика, термодинамика и т.д. Физики вовсе не изучают природу непосредственно, они не занимаются явлениями природы. Физик-экспериментатор, ставя эксперимент, смотрит на движение каких-то стрелок, изучает фотографии треков каких-то частиц, и тому подобное. Физик-теоретик что-то пишет на бумаге, делает какие-то вычисления, приходит к каким-то выводам о результатах тех или иных экспериментов. Вот непосредственно чем занимаются физики.


Прежде чем ставить эксперимент или производить какие-то вычисления, человек создает в своем уме некую модель тех явлений, которые он хочет изучить, исследовать. Анализируя модель, физик делает вывод, каким должен быть результат эксперимента. Он ожидает, что если собрать такой-то прибор, то стрелки будут показывать то-то и то-то. Он собирает такой прибор, ставит эксперимент и убеждается, что стрелки ведут себя нужным образом. Он с удовлетворением говорит, что его модель достаточно точно отражает исследуемое явление. Аналогично, теоретик, имея запас некоторых законов природы, - или придумывая новый закон, - делает из него выводы и смотрит, согласуются ли эти выводы с тем, что получает экспериментатор. Именно так работают физики. Таким образом, основное в деятельности естествоиспытателей - это исследование окружающего мира, через его моделирование.


Химия – наука, изучающая превращение веществ, которые сопровождаются изменением их состава и строения. Современная химия – это настолько обширная область естествознания, что многие её разделы представляют собой самостоятельные, хотя тесно взаимосвязанные научные дисциплины.


Биология – это совокупность наук о живой природе, о многообразии вымерших и сейчас населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой.


Геология – это наука, которая изучает специфику планетного вещества Земли. Таким образом, можно сказать о том, что к XIX веку сложилась совокупность наук о природе, которая стала называться такой наукой как – современное естествознание.


Наиболее тесно к естественным наукам всегда примыкали гуманитарные науки, которые занимались исследованием явлений духовной жизни общества. Гуманитарные науки – это системы знаний, предметом которых выступают духовные ценности общества. К ним могут относиться такие общественные науки как: история, философия, право, политэкономия, филология и т.д. Науки, которые относятся к естественным и гуманитарным группам, равноправны между собой, поскольку каждая решает свои задачи. Эти две группы наук имеют как исходные черты, так и отличия в используемых методах, объектах. Различия в объектах исследований естественных и гуманитарных наук долгое время приводили к отрицанию значения тех или иных методов естествознания для гуманитарных культур. Но в последние годы ученые-гуманитарии стали применять в своих исследованиях методы естествознания. Таким образом, противостояние сменяется взаимопониманием и взаимоиспользованием методов культур.


Специфика естественнонаучной культуры состоит в том, что знания о природе постоянно совершенствуются, отличаются высокой степенью объективности. Представляет собой наиболее достоверный слой массива человеческого знания, которое имеет большое значение для существования человека и общества. И помимо этого, это глубоко специализированные знания. Значение гуманитарной культуры состоит в том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к определённой социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знаний об объекте и оценке полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в том что, во-первых, они имеют единые корни, которые выражены в потребностях интересах человека и человечества в создании оптимальных условий для саморазвития и совершенствования, во-вторых, происходит информационный обмен современными технологиями: использование математического аппарата, компьютерных технологий в искусстве, затем гуманитарная культура влияет на определение приоритетов в развитии естественнонаучных знаний, формирует теорию познания. Также эта взаимосвязь выражается в том, что эти две науки взаимообусловливают друг друга в своём развитии, они также представляют собой разные части разветвлённого научного знания и выражают единство познания человеком природы и общества.


Технические науки — комплекс наук, которые исследуют явления, важные для развития техники, или её саму (изучает техносферу). Огромный вклад в развитие технических наук сделали великие инженеры древности: Архимед, Герон, Папп Леонардо да Винчи, Витрувий. Одними из первых технических наук стали механика, которая долгое время существовала в тени физики, и архитектура. С начала индустриальной революции появилась необходимость академического изучения техники и технологий. Одним из первых образовательных учреждений в области технических наук стала Политехническая школа Гаспара Монжа, основанная в 1794. Началась сциентизация инженерного знания. В XIX веке появилась электротехника, а в XX веке — радиотехника, космонавтика, робототехника и так далее.


Технические науки занимают промежуточное положение, так как техника является продуктом человеческого духа и не встречается в природе но, тем не менее, она подчиняется тем же объективным закономерностям, что и естественные объекты. К ней относятся такие предметы как:


Механика – это наука о движении и силах, которые вызывают движение. В узком смысле – это техническая наука, выделившаяся из прикладной физики. Предельными случаями механики являются небесная механика (механика движения небесных тел и гравитации) и квантовая механика (механика элементарных частиц и других малых тел).


Электротехника – это техническая наука, которая изучает получение, распределение, преобразование и использование электрической энергии.


Ядерная энергия – это энергия, получаемая при делении ядер и используемая для совершения полезной работы.


Развитие не только технической науки, но и всех остальных привело к научно-технической революции, в результате чего сама наука в целом стала производительной силой и большими успехами стала покорять природу и самого человека как часть природы.


Она вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии (атомная), новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации и информации и т.д.


Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что в данный момент наука в целом стала представлять собой не только средство решения проблем человеческого существования, но и часть культуры, которая содержит определённую совокупность знаний об окружающем нас мире.


3
Естествознание и техногенная цивилизация


Естествознание – весьма разветвленная область современной науки, его непосредственным объектом изучения является природа.


Естествознание – это и продукт цивилизации, и условие её развития. С помощью науки человек развивает материальное производство, совершенствует общественные отношения, воспитывает и обучает новые поколения людей, лечит свое тело. Прогресс естествознания и техники значительно изменяет образ жизни и благосостояние человека, совершенствует условия быта людей. Благодаря знанию законов природы человек может изменить и приспособить природные вещи и процессы так, чтобы они удовлетворяли его потребностям.


Естествознание – один из важнейших двигателей общественного прогресса. Будучи основным фактором материального производства, естествознание выступает мощной революционируюшей силой. Великие научные открытия всегда оказывали колоссальное воздействие на судьбы человеческой истории. Такими открытиями были, например, открытия в XVII в. законов механики, которые позволили создать всю машинную технологию цивилизации. Открытие в XIXвеке электромагнитного поля и создание электротехники, радиотехники, а затем и радиоэлектроники и т.д.


Естествознание – это совокупность наук о природе, которые изучают мир в естественном состоянии. Это обширная область человеческих знаний о природе: разнообразных природных явлениях, объектах, и закономерностях их существования и развития в целом.


Научное познание – это историческая деятельность, которая развивается по мере совершенствования не только целей, но и средств познания. Многие явления научно не объяснены и остаются для нас загадочными не потому, что они в принципы непознаваемы, а потому, что пока не сформировались средства и методы, способы их познания.


Проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться без анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. В целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.


Раньше не всегда, и не во всех культурах наука занимала такое высокое место в шкале ценностных приоритетов. В этой связи возникает вопрос об особенностях цивилизационного развития, который стимулировал широкое применение в человеческой деятельности научных знаний.


В развитии человечества, после того как оно преодолело стадию варварства и дикости, существовало множество цивилизаций - конкретных видов общества, каждое из которых имело свою самобытную историю.


Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой истории. Долгое время эта история протекала как взаимодействие традиционных обществ. Только в XV-ХVII столетиях в европейском регионе сформировался особый тип развития, который связан с появлением техногенных обществ, их последующей экспансией на остальной мир и изменением под их влиянием традиционных обществ. Некоторые из этих традиционных обществ были просто-напросто поглощены техногенной цивилизацией; затем, пройдя через этапы модернизации, они превращались в типичные техногенные общества. Другие, испытав на себе прививки западной технологии и культуры, тем не менее, сохраняли многие традиционные черты, которые потом превратились в своего рода гибридные образования.


Техногенная
цивилизация - это особый тип социального развития и особый тип цивилизации. Определяющие признаки этой цивилизации, в известной степени, противоположны характеристикам традиционных обществ. Когда техногенная цивилизация сформировалась в относительно зрелом виде, то темп социальных изменений стал возрастать с огромной скоростью. Можно сказать, что экстенсивное развитие истории здесь заменяется интенсивным; пространственное существование - временным. Резервы роста черпаются уже не за счет расширения культурных зон, а за счет перестройки самих оснований прежних способов жизнедеятельности и формирования принципиально новых возможностей. Самое главное и действительно важное событие – это всемирно-историческое изменение, которое связанно с переходом от традиционного общества к
техногенной цивилизации и состоит оно в возникновении новой системы ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность и вообще новое.
Техногенная цивилизация началась задолго до компьютеров, и даже задолго до паровой машины. Её преддверием можно назвать развитие античной культуры, прежде всего культуры полисной, которая подарила человечеству два великих изобретения - демократию и теоретическую науку, первым образцом которой была Евклидова геометрия. Эти два открытия - в сфере регуляции социальных связей и в способе познания мира - стали важными предпосылками для будущего, принципиально нового типа цивилизационного прогресса.


Вторым и очень важным событием стало европейское Средневековье с особым пониманием человека, созданного по образу и подобию Бога. С культом человекобога и культом любви человека к Христу, с культом человеческого разума, который способен понять и постигнуть тайну божественного творения, расшифровать те письмена, которые Бог заложил в мир, когда он его создавал. Это обстоятельство необходимо отметить особо: целью познания как раз и считалась расшифровка Божьего промысла, плана божественного творения, который реализовался в мире.


Затем в эпоху Ренессанса происходит восстановление многих достижений античной традиции, но при этом утверждается и идея богоподобности человеческого разума. И вот с этого момента закладывается культурная матрица техногенной цивилизации, которая начинает свое собственное развитие в XVII веке. Она проходит три стадии: сначала - прединдустриальную, потом - индустриальную и, наконец - постиндустриальную. Важнейшей основой её жизнедеятельности становится, прежде всего, развитие техники, технологии, причем не только путем стихийно протекающих новшеств в сфере самого производства, но и за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы. Так возникает тип развития, который основан на ускоряющемся изменении природной среды, предметного мира, в котором живет человек. Изменение этого мира приводит к активным изменениям социальных связей людей. В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет способы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результате возникает четко выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее. Для культуры техногенных обществ характерно представление о необратимом историческом времени, которое течёт от прошлого через настоящее в будущее.


Техногенная цивилизация существует уже чуть более 300 лет, но она оказалась чрезвычайно динамичной, подвижной и очень агрессивной: она подавляет, подчиняет себе, переворачивает, буквально поглощает традиционные общества и их культуры - это мы видим повсюду, и сегодня этот процесс идет по всему миру.


Техногенная цивилизация в самом своем существовании определена как общество, которое постоянно изменяет свои основания. Поэтому в её культуре активно поддерживается и ценится постоянная генерация новых образцов, идей, концепций. Лишь некоторые из них могут реализовываться в сегодняшней действительности, а остальные вырастают как возможные программы будущей жизнедеятельности, которые адресованы будущим поколениям. В культуре техногенных обществ всегда можно обнаружить идеи и ценностные ориентации, альтернативные преобладающим ценностям. Но в реальной жизнедеятельности общества они могут не играть определяющей роли, оставаясь как бы на периферии общественного сознания и не приводя в движение массы людей. Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была преобладающей в культуре техногенной цивилизации на всех этапах её истории, вплоть до нашего времени. Эта идея была важнейшей составляющей того "генетического кода", который определял само существование и эволюцию техногенных обществ.



4 Иерархия уровней культуры. Естественная и гуманитарная культуры


Уровни культуры организованы иерархически: существуют общие места большей или меньшей значимости, при этом одни культуры зависят от других.


Так можно выстроить обычную иерархическую цепочку таких культур, как: естественных, гуманитарных, технических и т.д.


Человек обладает знанием об окружающей среде, о самом себе и собственных произведениях. Обычно принято разделять всю имеющуюся научную информацию на два больших раздела – на гуманитарную, которая включает в себя знания о человеке, обществе и духовной жизни людей и на естественно-научную, в которой объединяют знания об окружающей природе. Впервые разделение науки на гуманитарные, т.е. науке об обществе, культуре, и естественно-научные, т.е. науки о природе, было введено в Баденской школе неокантианства. В сфере гуманитарных наук предметом исследований являются события, субъекты, для естественных наук предметом исследования являются объекты, вещи природы.


Исходя из выше сказанного, различия между естественно-научными и гуманитарными знаниями заключаются в том, что естественно-научные знания основаны на разделении объекта, т.е. природу, которую познает человек и субъекта, т.е. самого человека. В природе действуют объективные, стихийные и независимые от человека процессы, а в обществе в целом ничего не совершается без сознавательных целей, интересов и мотиваций.


5 Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре


Универсальный эволюционизм – это одно из духовных явлений. В общем виде, идея универсального эволюционизма представляет собой комплекс общенаучных, специально научных и философских обобщений, конкретизирующих принципы развития и всеобщей связи. В концепции универсального эволюционизма изучаются различные уровни природного мира, как целостной системы.


Особенность концепции универсального эволюционизма состоит в том, что она формулируется на языке ряда конкретных наук и использует междисциплинарный подход. Поэтому, по степени охвата проблем и обобщений, выходит далеко за рамки этих наук.


Концепция универсального эволюционизма основывается на фундаментальных положениях современной науки, которые образуют её основное научно-теоретическое ядро. Очевидно, что в этом отношении теоретические основания универсального эволюционизма будут уточняться по мере развития естественных и гуманитарных наук.


Необходимо отметить, что идея универсального эволюционизма имеет конкретно-историческую социальную природу. Это своеобразное духовное явление времени, имеющее вполне определённые исторические предпосылки. В мировоззренческом качестве современный эволюционизм в полной мере обнаруживает свою историческую обусловленность и уникальность.


Мировоззренческий феномен универсального эволюционизма состоит не только в том, что здесь получают осмысление проблемы развития, времени, случайности, всеобщей связи. Особое внимание уделяется переходным фазам развития, применяется целый ряд методов и междисциплинарный подход к проблемам. Феномен универсального эволюционизма состоит в том, что он пронизан гуманистическими представлениями. От естественнонаучных понятий и принципов осуществляется переход к этическим, нравственным категориям, таким как ответственность, свобода, идеал, вера, смысл и др. В универсальном эволюционизме онтологические представления тесно переплетаются с этическими представлениями. Универсальный эволюционизм представляет собой органическое слияние науки и этики в единую научно-теоретическую концепцию, которая даёт представление о мире как о целостности, позволяет мыслить законы бытия в их единстве.


Возникновение идеи универсального эволюционизма и превращение её в научную концепцию, представляет собой самостоятельную область научного и философского поиска, познания и творчества, имеющую духовные основы в отечественной науке и философии.



Список используемой литературы


1. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: «ИНФРА-М», 1998.


2. Панченко А. И. Философия, физика, микромир. – М.: Наука, 1968 .


3. Ахундов М. Д., Баженов Л. Б. Физика на пути к единству. – М.: Знание, 1985. (Новое в жизни, науке и технике. сер. “Физика”, № 6, 1985).


4. Философия и методология науки. // Под ред. В.И.Купцова. - М.: Аспект Пресс, 1996.


5. Кожевников Н. М., Краснодембский Е. Г., Ляпцев А. В., Тульверт В. Ф. Концепции современного естествознания.– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.


6. Аистов И.А., Голиков П.А., Зайцев В.В. «Концепции современного естествознания» СПб.: Питер, 2005.


7. Волькенштейн М.В. Перекрестки науки. - М.: Наука, 1972 .


8. Философский энциклопедический словарь. – М.: “ИНФРА-М”, 1998.


9. Лапицкий В. В. Наука в системе культуры. - Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1994 .



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.