Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Драматургическое творчество М. Метерлинка ("Синяя птица")

Содержание
 
Введение
1.  Мировоззрение М. Метерлинка
2.  Символика «Синей птицы»
3.  «Одухотворение» мира в пьесе «Синяя птица»
4.  Тема поиска в пьесе «Синяя птица»
5.  «Тильтиль и митиль»
Заключение
Литература

Введение
 
Морис Метерлинк. Его символистская поэтика выражала протест против приземленности натурализма. Пьесы «Сестра Беатриса» (1900), «Монна Ванна» (1902), «Синяя птица» (1908). Ноб. пр. (1911)." Заключительная абракадабра означает «всего лишь» Нобелевскую премию 1911 года. Для сравнения: Иван Алексеевич Бунин — Нобелевский лауреат 1933 года, хотя родился всего на 8 лет позднее. А вот из «Малой Энциклопедии» 1937 года: "… М. — один из создателей символич. драмы, дающей «трагическое в повседневности»". Он написал множество драм, среди первых: «Слепые» (1890), «Непрошеная гостья», «Пеллеас и Мелисанда», «Там внутри» (1894), позднее написаны «Ариана и Синяя борода», «Сестра Беатриса», «Чудо св. Антония» (1903), «Синяя птица» (1908); сборники этюдов «Сокровища смиренных» (1896), «Мудрость и судьба». А это разгадка замалчивания в той же «Малой...»: «После Мировой войны (первой) М. примыкает к наиболее реакционной буржуазии (в 1995 следует читать: передовой интеллигенции). Собрание сочинений, 4 тт., П., 1915.» Эпоха замалчивания закончилась тем, что в автобиографической справке к изданной в 1992 году книге Максимилиана Волошина «Путник по вселенным» Метерлинк назван… французским (?) поэтом, драматургом, прозаиком. Передо мной чудом сохранившиеся в нашей семье, местами неразрезанные (как в Пушкинские времена) тетрадки, оставшиеся от четырех томов выше- упомянутого Собрания 1915 года. Вот оглавление IV тома: «Мария Магдалина», пьеса; «Чудо святого Антония», сатирическая легенда, сборники этюдов: «Двойной сад», «Разум цветов», «Смерть». Названия этюдов чрезвычайно современны: «Всеобщая подача голосов», «Женский портрет», «Боги войны», «Наша социальная обязанность», «Вопросы, на которые нет ответа». Вот фраза, касающаяся книги «Мудрость и судьба», из статьи о Метерлинке в словаре Брокгауза и Эфрона: "… на самом превосходном языке… умеренный стоицизм, как условие счастья". Метерлинк ведет по нехоженым тропинкам к сияющей вершине чистого разума, так что и при чтении перевода (кстати прекрасного с точки зрения русского языка) с непривычки может закружиться голова. Приходится только пожалеть, что много поколений интеллигенции не были знакомы с таким литературным феноменом.

1. МировоззрениеМ. Метерлинка
 
Самый известный писательБельгии, а также самый известный представитель символистской драматургии.Наиболее яркая особенность его творчества – это двоемирие. За видимой земнойжизнью скрывается нечто невидимое, неведомое и страшное. Метерлинк прежде всегомистик.
С его точки зрения, жизньчеловека трагична в принципе, трагедия заключена не в каких-то катастрофах,видимых ужасах, несчастьях, а в ежедневном обыденном существовании человека, всамом факте существования отдельного человека, обречённого на смерть. Метерлинквпервые поднял проблему человеческого существования, которую очень подробнобудет рассматривать экзистенциализм – философское и литературное направление 20века. Сам факт существования отдельного человека, отдельного, единичного «я»странен, непостижим и потому страшен. Как это возможно, что существую «я»,который является центром вселенной, который видит этот мир, без которого мир быне существовал, и как возможно, что существуют многочисленные другие «я»,которые тоже считают себя центрами вселенной, а кто такой для них «я», простонекий говорящий и движущийся объект?
Наконец, как этовозможно, что меня когда-нибудь не станет, кто же станет видеть этот мир –другой, но другой, это не «я»? Как это возможно – смерть, что это – несуществование,зачем тогда была жизнь?
Человек всегда одинок, онвсегда находится один на один с Непостижимым, со смертью, вечностью и т. д.Главная задача человека – забыть об этом, всё, что человек делает в жизни –только для того, чтобы забыть о своей смерти, не думать о ней, не думать и ожизни, о её смысле и бессмысленности. Поэтому все события, борьба, страстичеловеческой жизни – это нечто второстепенное, это ширма, шторка, заслонка, закоторую прячется человек от самого себя. Но неизбежно наступает моментодиноких, грустных раздумий, момент молчания, бездействия, человек наедине самс собой, со своей смертью – это самое страшное: одинокий человек, молча сидящийв своей тёмной комнате. Всё это Метерлинк описал в своей теоретической книге«Сокровище смиренных», главу из которой «Трагедия каждого дня» вы можетепрочитать в хрестоматии. Поэтика. В пьесах Метерлинка огромную роль играютпаузы, молчание, разнообразные звуки, которые слышны лишь в тишине – шорохи,шелесты и т. д. Пытаясь уйти от этой тишины, герои Метерлинка заводят самыеглупые, бессмысленные разговоры, люди часто говорят просто для того, чтобычто-нибудь говорить, чтобы не молчать. Эти бессвязные диалоги должны датьощущение абсурдности, бессмысленности и ужаса человеческого существования. Засловами нужно уловить что-то более значительное, поэтому в пьесах Метерлинкабольшую роль играет подтекст, как и у Чехова.
Наиболее пессимистичныранние пьесы 1890-х годов. «Слепые» (1890) – несколько слепых мужчин и женщинсидят в лесу и ждут проводника, который куда-то ушёл, они живут в приюте дляслепых и вот вышли на прогулку. Проводника всё нет, тревога слепых нарастает,они ведут друг с другом разговоры, чтобы заглушить эту тревогу и чувствополнейшего одиночества, которое их охватывает в тишине, в тишине они полностьютеряют связь с миром. Чувство полнейшегоодиночества, которое их охватывает в тишине, в тишине они полностью теряютсвязь с миром. Они говорят о своём одиночестве, о том, что не понимают, чтотакое мир, что такое они сами. В конце концов их охватывает ужас: их бросили,они в панике начинают шарить руками вокруг, и один из них натыкается наостывший труп проводника – старого священника, который, оказывается, умер и всёвремя сидел между ними, пока они его ждали. Затем они слышат чьи-то странныешаги, среди них есть один зрячий ребёнок, увидев кого-то он отчаянно кричит отстраха: пришёл кто-то страшный, видимо, это Смерть.
Слепые –это символ современного человечества, ослепшего, то есть потерявшего ориентиры,цели, смыслы, потерявшего религиозную веру (недаром их умерший проводник –священник). И теперь человечество способно только брести наугад, но в результатеего ожидает гибель.
Наиболееинтересная пьеса Метерлинка «Там, внутри» (1894), она очень короткая, есть вхрестоматии. Два героя стоят перед домом, смотрят в окно на то, что происходиттам, внутри, разговаривают и не решаются войти. Дело в том, что им порученосообщить обитателям дома страшную весть: их дочь внезапно утопилась. Там заокном ничего не подозревают, занимаются повседневными делами, смеются, а этидвое должны войти и всё это разрушить. И для них эти повседневные дела заокном, в доме приобретают необыкновенный интерес и значительность. Ситуацияярко передаёт трагизм человеческой жизни. Трагедия может постучаться в домкаждому в любую минуту, ибо мы не знаем, что у людей даже самых нам близких тамвнутри, в душе. Утонувшая девушка была очень скрытной, никто не знал, что у неёна душе, никто даже и подумать не мог, что она способна на такое. Когда один изстоящих заходит в дом, у окна собирается полдеревни посмотреть на реакциюродителей.
Болеепоздние пьесы Метерлинка более оптимистичны. Самая известная среди них «Синяяптица» (1908). Произведение во многом очень наивное, по-детски оптимистическое,но одновременно мудрое. Ярчайшим образом в ней проявилась идея двоемирия.Главные герои – мальчик Тильтиль и девочка Митиль – отправляются на поискисиней птицы для больной соседской девочки. Синяя птица – символ счастья. Стараясоседка оборачивается феей и даёт им шапочку с волшебным алмазом, которыйпомогает видеть скрытую сущность, душу всех явлений, предметов и существ. Онивидят ожившие души собаки, кошки, хлеба, воды, света и т. д. Все вместепутешествуют по иным мирам. Не буду говорить обо всех мирах, где они побывали,только о самых интересных.
1) Сначалаони попадают в Страну воспоминаний, где обитают их умершие дедушка и бабушка.Оказывается, умершие всего лишь спят, но просыпаются и радуются, как толькоживущие о них вспоминают. Почаще вспоминайте о тех, кто умер.
2)Кладбище. Там произошло нечто неожиданное. Тильтиль повернул волшебный алмаз иждал, что из могил выйдут души мертвецов, но из раскрытых могил поднялисьбукеты цветов. Оказывается, в могилах никого нет. Мёртвых нет, ибо люди, ихдуши бессмертны.
3)Сады блаженств. Блаженства – живые существа, их два вида. Плохие, толстые,грубые – Блаженство быть богатым, пьяным, ничего не знать и т. д. ЕстьБлаженство, о котором детям знать ещё рано. Хорошие блаженства – Радость бытьдобрым, справедливым и т. д. Главная радость – Радость материнской любви,появляется в виде мамы Тильтиль и Митиль, но только она наряднее, красивее,моложе. Они хотят, чтобы она была всегда такой и на земле. А она им говорит,что она всегда такая, но только внутри, в душе: надо научиться видеть сквозьобыденную внешность внутреннюю красоту. И это важнейшая идея пьесы.
4)Царство будущего – там живут дети ожидающие своего рождения на земле. С каждымднём они становятся всё моложе, уменьшаются, чем меньше ребёнок, тем ближе датаего рождения. Возвратившись домой и проснувшись утром (а всё их путешествиедлилось одну земную ночь), они видят всё в новом свете, всё им кажетсянеобычным, красивым, значительным, они знают, что у всего есть скрытая живаядуша, везде скрывается тайна. Синей птицы они так и не нашли, зато вдругобнаружилось, что синяя птица – это их домашний синий дрозд, но в конце онулетает от них, потому что они и люди вообще не научились быть достаточнодобрыми и любить, чтобы быть счастливыми. Значит, счастье в любви и доброте. В 1918 г. Метерлинк написал продолжение «Синей птицы» – «Обручение». О том, как 16-летний Тильтиль ищетсебе невесту. Фея собирает 6 девушек, которые нравятся ему, и все ониотправляются в страну предков и страну детей, чтобы его предки и его детивыбрали ему лучшую жену. Идея следующая: человек существует не сам по себе, онзвено огромной цепочки жизни, он связан с предками и потомками, несёт передними ответственность. Рождаясь, человек приходит в мир, обустроенный предками, пользуетсявсем, что создали другие и должен быть благодарен им. С другой стороны он несётответственность и за благополучие детей и вообще потомков, должен передать имэстафету жизни. И вот эта ответственность перед предками и потомками и есть тотстержень жизни, который не даёт человеку упасть, сбиться с пути и погибнуть.Такова идея пьесы.
В 1911 г. Метерлинк получил нобелевскую премию.
 
2. Символика„Синей птицы“
К началу XX века Метерлинк вышел за пределысимволизма и стал одним из создателей бельгийской прогрессивно-романтической иреалистической драмы.[1] В 1908 году писательсоздает одно из центральных своих произведений – «Синюю птицу». Эта феерия,рассказывающая о путешествии детей дровосека, сопровождаемых душами предметов иявлений, в поисках птицы, способной принести счастье людям, наполнена символамии аллегориями.
Перед тем,как приступить непосредственно к анализу символов в пьесе Метерлинка следуетобратить внимание на русский перевод ее названия. У нас феерию знают как «Синююптицу», однако как раз с точки зрения символичности цвета, такое наименованиеневерно. Вот, что пишет об этом Александр Блок: «Совсем не педантизм с моейстороны – придираться к слову синий ипередавать словом голубойфранцузское слово Bleu; по-французскиbleu значит и синий и голубой, так же какBlau по-немецки; но дело в том, что запьесой-сказкой Метерлинка лежит длинная литературная традиция. Метерлинк оченьмного занимался немцем Новалисом; он переводил его и как бы заново открыл дляфранцузов, тесно связан его имя с символизмом; Метерлинк — один из тех, кому мыобязаны установлением тесной литературной связи между ранними романтикаминачала века и символистами конца века. Новалис— ранний романтик, один из технемногих, у кого начало романтизма можно наблюдать в чистом виде, неосложненном позднейшими наслоениями; он еще не сошел с первоначального пути, –и главное произведение его есть неоконченный роман о Голубом Цветке. Унас твердо установился обычай называть этот волшебный сказочный цветок именноголубым, а не синим, значит, нет никакой причины называть метерлинковскую птицусиней, а не голубой. Называя ее синей, мы порываем с традицией; но ведьвсякое слово традиционно, оно многозначно, символично, оно имеет глубокиекорни; последние тайны нашего сознания заложены именно в корнях языка; потомунам, художникам, нужно бережно относиться к слову; легко растерзать слухчуткого читателя или театрального зрителя, сразу навязав ему ряд ложныхассоциаций. Будем верны слову голубой во всем тексте пьесы; потому чтоцветок голубой, небо голубое, лунный свет – голубой, волшебное царство –(голубое или лазурное – у Тургенева) и дымка, в которую закутана всяметерлинковская сказка и всякая сказка, говорящая о недостижимом — голубая, ане синяя.[2]
Для началаследует сказать, что в пьесе присутствуют не только символические образы, но иаллегорические, которые не следует путать. В реферате я расскажу как о первых,так и о вторых.
Первую в сказке символическую деталь мы наблюдаем в самом начале, еще до того, как дети проснулись. В комнате таинственно изменяется сила свет: «Сцена некоторое время погружена во мрак, потом сквозь щели ставен начинает пробиваться постепенно усиливающийся свет. Лампа на столе зажигается сама собой». Данное действие символизирует понятие «видеть в истинном свете». В том свете, в котором Тильтиль и Митиль увидят мир после того, как повернется алмаз на шапочке. В том свете, в котором любой человек может увидеть мир, посмотрев на него с чистым сердцем. В этой сцене знакомое нам противоречие слепоты и зрения выступает наружу, переходит из глубинного философского подтекста в драматический сюжет. Именно этот мотив проходит линией через все произведение, является центральным. В связи с этим интересно мнение И. Д. Шкунаевой. Она пишет, что в пьесе Метерлинка присутствует два различных типа превращений. Одно из них, близкое к сказочному, состоит в возвращении явлений к самим себе. Волшебный алмаз Тильтиля не изменяет окружающий мир, а приводит в соответствие знак и сущность. Для этого надо только «открыть глаза», ибо знак несомненно выражает сущность, она легко прочитывается зрячими глазами. Преображение людей, явлений и предметов – следствие открытого взгляда Тильтиля на мир. Широко распространенные народные, сохранившие всю свою метафорическую образность выражения – «видеть в истинном свете» и «смотреть на мир открытыми глазами» — стали основой драматического действия этой пьесы. Однако что же требуется для того, чтобы глаза действительно раскрылись и мир предстал таким, какой он есть, а не каким он кажется плохому зрению? Обратим внимание на механизм действия волшебного алмаза. И здесь мы находим символ: традиционное прикосновение волшебной палочки к предмету стало у Метерлинка прикосновением алмаза к «особой шишке» на голове Тильтиля. Изменяется сознание героя – и тогда окружающий его мир преобразуется по законам сказки.[3] «Большой алмаз, он возвращает зрение».
Также центральнымисимволами пьесы можно назвать образы самих детей и их родственников-бедняков.Они являлись типичными представителями бельгийского, да и вообще, европейскогообщества. В начале пьесы, во дворце феи, Тильтиль и Митиль переодеваются вкостюмы персонажей сказок, популярных в народе. Именно в силу своей обыденностикак залога всеобщности они оказались символом человечества. Тут же надо сказатьи о том, почему Метерлинк выбрал в качестве главных героев именно детей.Исследователь Л.Г. Андреев считает, что не могло быть случайностью то, чтодетям надлежало отправиться в поиски синей птицы, искать счастье в смысл жизни.Как тут не вспомнить о воспетой Метерлинком простоте, о тех преимуществахнаивного, непосредственного мировосприятия, о которых он много раз писал,Тильтиль и Митиль для Метерлинка – это не только дети, пережившиенеобыкновенные приключения, но и тот ключ, с помощью которого можно открытьврата истины и врата рая.[4]
Другиеперсонажи феерии также символичны. Среди всех стоит выделить кошку. Тилеттасимволизирует зло, предательство, лицемерие. Коварный и опасный для детейнедруг – такова ее неожиданная сущность, ее загадочная идея. Кошка дружит сНочью: обе они охраняют тайны жизни. Она и со смертью накоротке; ее старинныедрузья — Несчастья. Это она, по секрету от души Света, приводит детей в лес нарастерзание деревьям и животным. И вот что важно: дети не видят Кошку в«истинном свете», они не видят ее так, как видят других своих спутников. Митильлюбит Тилетту и защищает ее от нападений Тило. Кошка – единственный изпутешественников, чья свободная под лучами алмаза душа не совместилась со своимвидимым обликом. Хлеб, Огонь, Молоко, Сахар, Вода и Собака не таили в себеничего чужеродного, были прямым доказательством тождества видимости и сущности.Идея не противоречила явлению, она только раскрывала и развивала его невидимые(«молчаливые») возможности. Так Хлеб символизирует трусость, соглашательство. Внем есть отрицательные мещанские качества. Сахар слащав, комплименты, делаемыеим, идут не от чистого сердца, его манера общаться театральна. Возможно, онсимволизирует людей из высшего общества, близких к власти, старающихся всяческиугодить правителям, лишь бы «усидеть» на хорошей должности. Однако и у Хлеба, иу Сахара есть положительные черты. Они бескорыстно сопровождают детей. Притом,Хлеб еще и несет клетку, а Сахар отламывает свои пальцы-леденцы и дает ихМитиль, так редко кушающей сладости в обычной жизни. Пес воплощаетисключительно положительные стороны характера. Он предан, готов пойти насмерть, спасая детей. Однако хозяева не до конца понимают этого. Они постоянноделаю псу замечания, гонят прочь даже тогда, когда он пытается рассказать имправду о предательстве кошки. А в лесу Тильтиль даже согласился на предложениедеревьев связать Тило.
Стоитобратить особое внимание на центрального персонажа пьесы – Душу Света. Заметим,что в «Синей Птице» среди путешественников одна лишь Душа Света – образаллегорический. Но ведь Душа Света — исключение. Это не просто спутник детей,это их «предводительница»; им в ее фигуре олицетворяется символ света —поводыря невидящих. Остальные аллегорические персонажи пьесы встречаются детямна их пути к Синей Птице: каждый из них в наивно-обнаженной форме несет своюмораль — вернее, свою часть общей морали,— каждый преподносит свой особыйконкретный урок. Встречи с этими персонажами образуют этапы духовного и душевноговоспитания детей: Ночь и Время, Блаженства, самые тучные из которыхсимволизируют богатство, собственность, жадность, и Радости, символизирующиеобыденную жизнь простых честных людей, Призраки и Болезни учат Тильтиля и Митильлибо в форме прямого словесного назидания, либо собственным молчаливымпримером, либо, создавая поучительные для детей ситуации, из которых можноизвлечь житейский урок.[5] Душа Света движетвнутреннее действие пьесы, так как, повинуясь фее, ведет детей от этапа к этапуих пути. Ее задачи в том, чтобы разматывать клубок событий, переходящих изодного времени в другое, меняющих пространство. Но роль поводыря и в том, чтобывселять надежду, не дать угаснуть вере.
Особо следуетсказать о роли времени в феерии, о его символике. Лицом к лицу мы встречаемся сним в одной из последних картин феерии, однако и ранее оно то и дело напомяяалонам о себе. Впрочем, не только в далеком Царстве Будущего, но и в первойкартине пьесы — в хижине дровосека — перед нами уже появляется олицетворенноевремя: «прекрасные дамы», танцующие под звуки прелестной музыки, – это«свободные» и «зримые» часы Жизни Тильтиля.
Сон исновидение — это внешнее, объективное, и внутреннее, субъективное время «путешествия»детей. В сновидении, с помощью памяти и воображения, символически воссозданокачество времени как особой категории реальности — единство и непрерывность егопотока. О том, что настоящее содержит в себе и прошлое и будущее, и что его«состав» и есть состав» самой личности, Метерлинк много пишет в своих философскихэтюдах начала века. Диалектическая взаимосвязь трех сторон времени осуществляетсяв телесном, душевном и духовном бытии человека: эту мысль Метерлиик стремитсядоказать и на страницах своей философской прозы и с помощью поэтических образови символов «Синей Птицы».[6]
Наконец следует сказать о главном символе феерии – о самой Синей птице. В пьесе говорится, что синяя птица нужна героям «для того, чтобы стать счастливыми в будущем»… Здесь символ птицы пересекается с образом времени, с Царством будущего. Александр Блок высказывает интересную версию, почему символом счастья стала именно птица. «Птица всегда улетает, ее не поймать. Что еще улетает, как птица? Улетает счастье. Птица — символ счастья; а о счастье, как известно, давно уже не принято разговаривать; взрослые люди разговаривают о деле, об устроении жизни на положительных началах; но о счастье, о чуде и тому подобных вещах не разговаривают никогда; это даже довольно неприлично; ведь счастье улетает, как птица; и неприятно взрослым людям гоняться за постоянно улетающей Птицей и пробовать насыпать ей соли на хвост. Другое дело — ребенку; дети могут забавляться этим; с них ведь не спрашивается серьезности и приличий».[7] Тут же можно сделать вывод, что дети также символизируют надежду на будущее счастье. Хотя они так и не нашли птицу во время путешествия, а горлица в конце улетела, они не отчаиваются и собираются продолжать поиски синей птицы, то есть – счастья.
 
3. «Одухотворение» мира в пьесе «Синяя птица»
метерлинкпьеса синяя птица
Героифилософской пьесы-сказки «Синяя птица» — это образы-символы, которые воплощаютгосподствующие на земле силы. Это человек, растения, животные, стихии Света,Огня и Воды, Души, Хлеба, Молока, Часов — все то, из чего состоит человеческиймир. Оказывается, человек живет на земле, не замечая вокруг никого и ничего,кроме таких, как сам. Ей кажется, что лишь он наделена душой, и все тайны мираим разгаданы. Но это не так. С помощью волшебного камня, который открываетистинное зрение, Тильтиль и Митиль, герои пьесы, видят мир таким, которым онявляется в действительности, — одухотворенным, прекрасным (а иногда —страшным), преисполненным тайн, еще неизведанных человечеством. В этом мирепрошлое, настоящее и будущее находятся рядом и пронизывают друг друга: Тильтильи Митиль встречают и своих давно умерших родных, и еще не рожденного брата.Оказывается, человек отвечает не только за себя, но и за всех своих предков ипотомков, потому что весь его род — единственное целое, одна бесконечная линия.
Драматургделает своими героями именно детей, ведь их сознание еще гибкое, они наиболеевосприимчивы к тайнам мира, близки к природе. Они умеют искренне любить ирадоваться, их еще не затронули несчастье и пороки, которые появляются в пьесев образах Толстых Блаженств (например, Блаженство Быть Богатым, БлаженствоНичего Не Делать и др.)
СозданнаяМетерлинком космогоническая объединяет все силы и законы земли: от ночныхужасов и войн к самой светлой сущности земли — Материнской любви,Справедливости, Радости Понимать; дети попадают к своим предкам и потомкам, вподземное царство Ночи и на вершины мира, встречают Души растений и животных.Они узнают, что в мире существует большое количество сил, которые помогают им,или наоборот — обиженные на людей и стремятся отомстить им (как, например, душитех деревьев и животных, которых человек уничтожает).
Метерлинкдает в пьесе оптимистичную картину будущего: те дети, которые ожидают в ЦарствеБудущего своего рождения, вскоре принесут на землю прекрасные машины, цветы иплоды, победят болезни, несправедливость и даже саму смерть. Однако и передтеми, которые живут на земле, появилось очень важное задание: Тильтиль и Митильдолжны найти Синюю птицу — птицу счастья — и принести его на землю. Для этогоони познают мир. Но этот мир и души, которые населяют его, — внутри самихлюдей. Действие пьесы начинается и завершается в родном доме детей. Путешествиевнутрь себя происходило во сне, но, проснувшись, Тильтиль и Митиль не забываютвсего, что с ними случилось, и теперь по-новому смотрят на окружающий мир: какпредусматривала Душа Света, их взгляд на вещи изменился, и теперь им кажется,что лишь они проснулись, а остальные люди — спят, не видя всю красоту иблагодать мира.
«Одухотворяет»в пьесе мир, окружающий человека мир, Метерлинк показывает, что людямнеобходимо «проснуться», посмотреть вокруг и увидеть всю красоту земли,ценность человеческой любви и доброты, необходимость жить в мире со своимисоседями по земли и познавать мир, не разрушая его.
Посмотреть вокруг иувидеть всю красоту земли, ценность человеческой любви и доброты, необходимостьжить в мире со своими соседями по земли и познавать мир, не разрушая его.

4. Темапоиска в пьесе «Синяя птица»
МорисМетерлинк и Эмиль Верхарн — первые среди бельгийских писателей, которые сталиклассикой мировой литературы. Будучи бельгийцами, эти авторы писали нафранцузском языке. Французский язык и вся французская литература сыграли оченьважную роль в формировании бельгийской литературы. Именно благодаря этомубельгийские писатели смогли достичь высокого уровня мировых литературныхстандартов, не теряя при этом свою самобытность. Это же позволило бельгийскойлитературе влиться в поток мировой литературы, занять в ней свое очень важноеместо. Морис Метерлинк вошел в историю литературы как символист. Этомуспособствовала и особенная атмосфера детства, которая привила ему особенный«мистический» взгляд на жизнь. Символизм — искусство, которое намекает наиррациональную сущность бытия. Метерлинк создал цикл символистских пьес,которые получили обобщенное название «театр смерти». Для этих пьес являетсяхарактерным присутствие Неизвестного — оно и является «главным героем» «театрасмерти». Неизвестный руководит всем, его намерения таинственные — это фатумнаясила, которая властвует над человеком. Метерлинк достигает поражающего эффектаприсутствия Неизвестного на сцене своего театра. Действие в его пьесах почтивсегда происходит в условном месте — это может быть лес или комната старогозамка. Человек в «театре смерти» остается один на один с Неизвестным, оначувствует ужас перед ним.
Всимволистском цикле произведений Метерлинка, к которому принадлежат пьесы«Принцесса Мален», «Непрошеная», «Слепые», именно образ Неизвестного являетсясквозным. В своих поздних драмах Метерлинк пошел дальше: символизм здесьпереплетается с романтизмом, как в пьесе «Синяя птица» (1905). Здесь персонажии место действия тоже условны, но основа пьесы — романтичный сюжет о поискахСиней птицы. Метерлинк вводит в свое произведение даже социальные ноты: детькрестьян-дровосеков в канун Рождества смотрят на праздник в богатом доменапротив, они не могут себе позволить такое веселье. В ходе развитиясценического действия появляется очень важный мотив «преодоления слепоты»:необходимо просто посмотреть на все другими глазами — и жалкий домик дровосекакажется прекрасным дворцом. Потому что настоящий праздник — это не наряд, неигрушки, не дорогие подарки, настоящий праздник — это способность чувствоватьсвято внутри себя. Важным персонажем пьесы является сказочная Фея — именно онадолжна «снять» пелену неведения из глаз главных героев, Тильтиля и Митиля, онаже отправляет их на поиски волшебной Синей птицы. Поиски эти важны сами посебе, независимо от их результата. Путь, который проходять дети, изменяет их.Путь этот лежит через символические места: «Страну воспоминаний», где героивстречают своих умерших родственников; «Дворец ночи», где они встречаются сповелителькой тьмы; «Лес», где дети общаются с разными духами деревьев. Конечнымпунктом их путешествия является та же хижина дровосека, которая, правда, оченьизменилась — все вокруг стало новым, радостным, веселым. Это превращениесвязано прежде всего с внутренними изменениями самих героев, которые случилисьблагодаря путешествию.
Превращениесвязано прежде всего с внутренними изменениями самих героев, которые случилисьблагодаря путешествию. Символической синей птицей становится теперь простаягорлица Тильтиля, которая жила в клетке в хижине дровосека. Тильтиль дарует еебольной девочке, которая теперь не внучка сказочной Феи, а внучка обычнойсоседки. В последний момент птица улетает, и пьеса заканчивается обещаниемТильтиля найти его. Следовательно, поиски Синей птицы будут продолжены, потомучто состояние поиска — это нормальное состояние души человека.
Такимобразом, тема поиска и связанная с ней тема путешествия — основные в пьесе М.Метерлинка «Синяя птица». В результате поиска душа человека изменяется, поискявляется главной целью путешествия. Внутренняя очистка — наибольшая награда заэтот поиск.
5.«Тильтиль и Митиль»
ТИЛЬТИЛЬИ МИТИЛЬ (фр. Tiltill, Mitill) — герои феерии М. Метерлинка «Синяя птица»(1905), маленький мальчик в костюме Мальчика-с-Пальчика, его младшая сестричкав платье Красной Шапочки. Через костюмы героев Перро автор стремится привлечьвнимание к сказочной стихии пьесы. Образ ребенка довольно частое явление вдраматургии Метерлинка. Причем, как правило, это символ, который имеет, понаблюдению Б.И. Зингермана, два значения: символ неведения, безвинного, беспомощногострадания и образ чистых надежд, обращенных в будущее, к счастливым, неродившимся еще поколениям. Вместе с тем Т. и М. вполне живые дети, безнарочитой символической окраски. Они, как и многие их сверстники, радуютсяподаркам, ждут праздников, особенно Рождества, любят сладости и игры. Но ихотец всего лишь бедный дровосек, поэтому Т. и М. только в мечтах съедают по«четырежды двенадцать» пирожных, не забыв при этом поделиться друг с другом.Они действительно очень милые, добрые, общительные и хорошо воспитанные дети.Однажды под Рождество явилась к ним фея и отправила их в путешествие поудивительным местам. То ли это происходило в мечтах, то ли во сне, а можетбыть, и на самом деле случилось, но по настоянию этой странной феи и с еечудодейственным алмазом в руках Т. и М. пошли искать Синюю птицу, котораядолжна помочь выздороветь заболевшей внучке феи. Они побывали в волшебном мире,где действуют не предметы и вещества, а их души — душа Сахара, душа Воды, душаЧасов и т.д. Они посетили Страну воспоминаний, где встретились со своимиБабушкой, Дедушкой, умершими в детстве братиками и сестричками, побеседовали сЛазоревыми детьми из Царства Будущего. Но Синей птицы так и не нашли. И это неудивительно: во всех этих чудесных местах Синей птицы — символа счастья — бытьне могло. Эта диковинная птица всегда находится рядом. Главное — вовремяразглядеть ее. Т., не раздумывая, отдает свою горлицу, которая давно уже живетв клетке у него в комнате, больной соседской девочке, и горлица становитсясиней. Подарив счастье ближнему, Т. и сам начинает все видеть по-другому —более красивым, новым, значительным. Горлица, став синей, вырывается из рукдевочки-соседки и улетает. «Ничего, не плачь, я ее поймаю», — успокаиваетдевочку Т. Он обращается к зрителям (или читателям): «…если кто-нибудь из васее найдет, то пусть принесет нам — она нам нужна, чтобы стать счастливыми вбудущем…» Несомненно, что и сам Т. постарается сдержать обещание и вместе сосвоей сестрой вновь отправится в поход за Синей птицей. Герои вернулись изсвоего дивного путешествия повзрослевшими и помудревшими. Они поняли, чтосчастье — не в обладании Синей птицей, а в ее поиске. В знаменитой постановке«Синей птицы», осуществленной в Художественном театре К.С. Станиславским и Л.А.Сулержицким (1909), первыми исполнителями ролей Т. и М. были С.В. Халютина иА.Г. Коонен. Лит.: Шкунаева И. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней.М., 1973; Зингерман Б. Очерки истории драмы XX века. М., 1979.

Заключение
В «Синей птице» предельно наглядны основные мотивы творчества Метерлинка:это, например, развенчание примитивных радостей низшего, сугубо материальногопорядка («Тучные блаженства») в сопоставлении с неотъемлемыми духовнымиценностями человеческой натуры, конкретизируемыми как «Радость быть справедливым»,«Радость быть добрым», «Радость завершенной работы», «Радость мыслить»,«Радость созерцать прекрасное» и т. д., вплоть до «Радостей, которых людиеще не узнали».
Сущность пьесы, значение для нее народной, фольклорной традицииискусства, ее глубинный пафос, присущий и творчеству Метерлинка в целом, лучшевсего охарактеризовал Блок: «Только сказка умеет с легкостью стирать чертумежду обычным и необычным, и в этом вся соль пьесы...» И далее: «… счастьянет, счастье всегда улетает как птица, говорит сказка; и сейчас же та же сказкаговорит нам другое: счастье есть, счастье всегда с нами, только не бойтесь егоискать. И за этой двойной истиной, неуловимой, как сама Голубая птица,трепещется поэзия, волнуется по ветру ее праздничный флаг, бьется ее вечно юноесердце».

Литература
 
1.  Сто лет бельгийской литературы. М.: Издательство Московского университета, 1967;
2.  Блок А.А. О «Голубой птице» Метерлинка, 1920 г. // Морис Метерлинк в России Серебряного века, М.: Рудомино, 2001;
3.  История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века/Под. ред. проф. Л.Г. Андреева. М.: Высш. Школа, 1978;
4.  Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. Очерки. М.: Искусство, 1973.
5.  Энциклопедия символизма: живопись, графика и скульптура. Ж. Кассу. М,1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.