Реферат по предмету "Культура и искусство"


Декоративный витраж

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Один из наиболее древнихи поныне развивающихся видов художественного творчества – прикладноетворчество.
Актуальность прикладноговида деятельности состоит в том, что оно осуществляется в предметах быта,созданных по законам красоты. Это вещи, сделанные не только как полезные, но икак прекрасные, имеющие свой стиль и свой художественный образ, которыйвыражает их назначение несет обобщенную информацию о типе жизни имиросозерцании народа и эпохи. Эстетическое воздействие прикладного искусстваповседневно, ежечасно, ежеминутно. Вещи, окружающие и обслуживающие нас,создающие наш быт и уют, могут подниматься до вершин искусства.
Прикладное творчествонационально само по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек,верований народа и непосредственно приближено к его производственнойдеятельности, к его быту.
Произведения декоративно-прикладного искусства отражают культурный уровень народа той или иной эпохи.Оно не только помогает людям жить, но и формирует их вкусы: обостряетхудожественное зрение, воспитывает чувство цвета, учит понимать замыселпроизведения, его образность [7,89].
Первую и главнуюособенность декоративно-прикладного искусства отражает само название – этоискусство носит прикладной характер. В отличие от станковых, произведениядекоративно- прикладного искусства, как правило, не утрачивают связи сутилитарной функцией и полностью выявляют свое художественно-образноесодержание лишь во взаимодействие с окружающей обстановкой.
В древности произведенияприкладного искусства – это предметы роскоши (Древний Египет), красивые иудобные вещи (Древняя Греция), вещи, отличающиеся строгим вкусом (Рим эпохиреспублики). Средневековый аскетизм наложил печать на прикладное искусство, придавему чисто конструктивный, рационалистически-суровый, утилитарный характер. Вболее поздний период развития феодального общества для прикладных вещейстановится характерным сочетание украшений и конструкции. На мебель, костюм идругие произведения прикладного искусства стали переноситьсявертикально-стрельчатые линии и формы архитектуры, вещи богаче орнаментируются.В эпоху Возрождения важное значение обретает единство функции и красоты. Вещидолгое время обладают прелестью индивидуальной неповторимости. Это уникальныепроизведения, сохраняющие обаяние таланта и всей личности творца – художника,ремесленника [3].
Развитие производства вновое время все более стирает отпечаток индивидуальности творца с произведений,созданных заводским способом. Но вот в промышленность приходит художник, иначинается бурное развитие дизайна.
Художественное начало вприкладном искусстве прямо связано с целесообразностью и выразительностью формыпредмета, особенности композиции во многом обусловлены техническими ихудожественными возможностями материала и целевым назначением вещи [5]. Накомпозицию предметов, изделий декоративно-прикладного искусства влияютматериальная основа (ткань, металл, керамика, дерево, кожа и т.д.), рисунок,цвет. В композицию включаются орнамент, различные узоры на тканях, подносах, вкружевах, игрушках. В орнаменте может быть использован любой предмет вупрощенном, плоском виде. Цветовая условность в декоративно- прикладномискусстве проявляется в трактовке цвета – насыщенности, количестве ярких красок,интенсивных или сближенных по тону.
Декоративное искусство –особая форма познания и осмысления действительности. Она эмоциональновоздействует на человека, развивает его интеллект, формирует его чувства, учитвидеть и познавать мир.
Цель курсового проекта:теоретически исследовать проблему приобщения детей к декоративно-прикладномуискусству; выявить возможности освоения детьми техники облегченного витража вусловиях кружковой работы.
Задачи:
1. На основе анализа педагогической, психологической и методическойлитературы по проблеме исследования раскрыть сущность ключевых понятий;декоративно-прикладное искусство, техника облегченного витража.
2. Описать технологию способов изготовления витражей;
3. Разработать методические рекомендации для педагогов дополнительногообразования по обучению детей технике облегченного витража.

Термин«декоративность» широко используется в изобразительном и декоративно-прикладномискусстве, в архитектуре и дизайне, в вопросах эстетической организацииокружающей среды и формирования гармонической личности.
Декоративность – этоформа выражения красоты синтезированного мира, через отношение части и целого;это связь с окружающей пространственной средой, не натуральное, а условноеотображение ее, наполненное метаморфическим смыслом.
Декоративность трактуетсятакже как прием художественно – образного мышления, характерной чертой которогоявляется создание особой композиционной модели. Декоративность как прием служитдля выявления внутренней согласованности произведения, соразмерности иупорядоченности всех его деталей и форм и применяется не только в декоративно –прикладном искусстве, но и во всех пространственно – временных искусствах [11].
В XIXв. Станковые формы были, безусловно,преобладающими в живописи и потому живопись изображения монументальные идекоративные также несли на себе отпечаток станковизма. Теперь на широкую ногувыходят монументальные произведения. В области композиции, рисунка и цвета имсоответствуют, как преобладающая тенденция, лаконические, экспрессивные и влучшем смысле слова декоративные решения.
Витраж как один изпрекраснейших образов монументального искусства всегда восхищал человечество.История витража и витражного искусства уходит своими корнями во времена раннегосредневековья. Витражи, выполненные по библейским сюжетам, украшали готическиесоборы Западной Европы, при храмах работали витражные мастерские, а в них –витражных дел мастера. И до сегодняшнего дня величественная красота этиххудожественных витражей заставляет испытывать чувство восторга. Так сложилосьисторически, что витражное искусство является элитарным, а значит –дорогостоящим. Ведь витраж, собранный рукой мастера, всегда эксклюзивен, таккак существует в единственном экземпляре [10].
Витражи – (от франц. vitrage – застекленные окна или стекляннаядверь, перегородка) – картины или орнаментальные композиции, выполненные изстекла или из другого материала, пропускающего свет, и как заполнение оконных,реже дверных проемов. Отражая в своих изображениях характер и назначениесооружения, и дополняя его художественный образ, давая многоцветные световыеэффекты (благодаря проходящему сквозь них свету), витражи могут игратьзначительную роль в композиции интерьера. Витражи изготавливаются различнымиспособами (обычно по эскизу или картону, созданного художником). Первоначальновитражи делались из кусков стекла разных цветов, вырезанных соответственнорисунку и скрепленных между собой свинцовым переплетом; позднее появилисьвитражи как живопись по стеклу. В современной технике витража применяются такжеразличные механические способы нанесения изображения. Очень большое значениеимели витражи (главным образом с изображениями религиозных сцен) в церковныхсооружениях средневековья. Изолируя посетителей храма от внешнего мира исоздавая искусственное по цвету, приглушенное освещение внутреннегопространства, витражи завершали религиозно-мистический образ интерьера храма. Всвязи с тем, что многие витражи приносились в дар соборам ремесленными цехами,в отдельных случаях, вопреки господствующей идеологии церкви, встречаютсявитражи с реалистичными бытовыми сюжетами, отражающих труд ремесленников икрестьян. Таковы некоторые витражи Франции (собор в Шартре), на которыхизображены сапожники за работой; мастера, вычерчивающие план здания; каменщики,возводящие здания; высекающие статуи и др.
Высокого художественногоуровня витражи достигли в готических соборах XIII, XIV ичастично XVвв. Интересны витражи собора в Бурже(XIIIв.), искусно использован свет вреставрированных витражах собора Парижской Богоматери, для которых характерныяркие орнаментальные построения из множества мелких пластинок цветного стекла всочетании с бесцветным стеклом. Выделяются также витражи Швейцарии, Италии(Миланского собора и др.), Польши (витраж костела Марии в Кракове). Из витражейрусских художников следует упомянуть работы учеников петербургской Академиихудожеств II-ой половины XIXв. – А.Ф.Перница в Исаакиевском соборе, в Гатчине и вПетергофе, и В.Д.Сверчкова – в Эрмитаже, в кремлевских теремах и в Оружейнойпалате.
Средневековый мастерпонимал искусство как подражание природе. Широчайший круг своих новыхвпечатлений от соприкосновений с ней он воплощал в растительном орнаменте,воспроизводя в рельефах капителей, миниатюрных рукописях, росписях, рисункахвитражей всевозможные побеги и цветы. Изображения растений имели символическийсмысл: лилия олицетворяла невинность, яблоня – первородный грех, роза –Богоматерь, виноградная лоза с гроздьями – Святую церковь. В средние векаЗападная Европа начинала знакомиться со многими новыми ввозимыми растениями,например, перцем и табаком, прибывшими из Китая, картофелем – из Перу и Чили,Каучуковым деревом и арахисом из Бразилии. Эти диковинки стали культивироватьсяв садах и замках наряду с лекарственными, ароматическими растениями, фруктовымидеревьями. И, как следствие, они появились в орнаментах [1].
Особое внимание приукрашении интерьера уделялось цвету. Декоративные эффекты привносились за счетвитражей, мозаик пола парадных помещений и кулуаров, шпалер, раскрашенноймелкой пластики. Цвет эмоционально организовывал архитектурное пространство,несколько суровая и торжественная сдержанность приобретала более динамичныйхарактер, пронизывалась идеей движения [6].
Витражи, вначалепреобладавшие в культовых постройках, постепенно получили распространение и вжилых. Техника их изготовления была известна с VIII века. Расписанные красной, синей, желтой итемно-коричневой красками, кусочки соединялись с помощью свинцовых креплений ивставлялись в деревянную или железную раму окна, превращаясь в органичноеажурное продолжение стенного декора. При солнечном свете витражи рождаличудесное свечение внутри помещения, а вечером, напротив, выглядели яркими лишьснаружи. Сеть гнутых и спаянных свинцовых перемычек разнообразного рисунка(сюжетного или орнаментального) создавала интересный графический эффект настенах. Витражи, с их изысканной цветовой гаммой, игрой света и тени делалисредневековой интерьер загадочным, полным волшебства[1,117. Готический декорстановится от века к веку все более утонченным и вычурным. В период пламенеющейготики в нем возобладали формы извивающихся языков пламени. Готический орнаменттоже наделен особой экспрессией: растения кажутся ползущими и извивающимися поплоскости, утратившими свой первоначальный облик и смысл. Витраж обогатилсятехникой гризайли – росписи черной или серой краской по дымчатому илизеленоватому стеклу, сваренному в определенных печах. Кусочки стеклапо-прежнему скрепляются свинцовыми перемычками по подготовительному рисунку изаключаются в раму. При таком способе обработки рисунок терял в цветности, нообретал больший графизм, оживая в лучах солнечного света.
Главное достоинствовитража в том, что он смотрится на просвет, сохраняя максимальную интенсивностьцвета и создавая ощущения праздничности, нарядности. Малейшее изменениеосвещения – и колорит витража тоже меняется, обретая все новые нюансы:приподнятость, сказочность, загадочность. В одном из окон Третьяковской галереиможно увидеть замечательный витраж, изображающий всадника. Автор его – великийрусский художник Михаил Врубель [11,107].
Произведения этого видаискусства, украшающие помещение создавались в Древней Руси. Их тематикавключила героические, аллегорические, пейзажные и другие сюжеты, отражавшиесвое время и выполняющие определенный социальный заказ. Многие из них, преждевсего связанные с народным фольклором, в любовно выполненном национальноморнаменте, по сей день не потеряли своего исторического и художественногозначения [4].
Для современногоискусства характерно слияние познавательной и чисто художественной сторонтворчества.
Для историческогоразвития тематики и композиции витражей характерен переход от сложныхповествовательных циклов на религиозные сюжеты к отдельным эпизодам, отстатичных схематичных мозаичных изображений к развитому рисунку и все болеемелкому и сложному узорчатому орнаменту, от схематичной двухцветной палитры(красный и синий) к полихромии. В эпоху капитализма, и особенно в егоимпериалистическую фазу искусство витража пришло в упадок. Попытки возрождения витражав общественных зданиях во второй половине XIX в., например, на Всемирной выставке в 1867г., вПариже (где витражная живопись была представлена 54 художниками разных стран)оказались малоуспешными. Формы витража мельчали. В архитектуре и мебели стилямодерн применялись декоративные витражи с характерным вычурным изломанныморнаментом, в сочетании с толстым непрозрачным стеклом [15].
В XX веке техника витража сталазначительно разнообразнее. Витражи из прозрачных пластмасс, из стеколскрепляются не свинцом, а наклеиваются на прозрачную основу – стеклянную илипластмассовую. Сверху такой набор прижимается вторым листом прозрачногоматериала, и получался так называемый пакетный витраж.
В нашей стране наибольшеераспространение получила впервые широко разработанная художниками Литвы техникавитража из толстого сколотого или литого стекла, скрепляемого цементом. Новаятехника укрупнила рисунок витража, придала ему большую обобщенность идекоративность.
В современной архитектуревитраж обрел новую жизнь и все чаще встречается в различных типах зданий. Этосвязано не только с расцветом монументального искусства в последние годы, но ис переходом на новую технику пакетного витража, монтируемого в металлическихпереплетах, витража на цементной связке, витража с применением пластмасс [15,55-56].
Значительные работы повозрождению и развитию искусства витража велись в СССР. Советский витражприобретает новую, насыщенную пафосом социалистического строительства тематикуи новые реалистические образы. В жизнеутверждающем реалистическом планевыполнен живописью по стеклу витраж в Московском доме пионеров. Витражипавильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939г.) демонстрировалииспользование национального орнамента советских республик и применение новой техники.Интересны витражи в санатории Министерства путей сообщения СССР в Кисловодске(«Вид кавказских гор с Эльбрусом», 1936г., художник М.В.Егоров), витражи,выполненные для Всесоюзной строительной выставки («Строительство завода наУрале» и «Восстановление Донбасса», 1945г., художник И.М.Рабинович) и витраж вГосударственном хореографическом училище в Москве («Танцы народов СССР»,1958г., художник Е.С.Жигалкина).
На высоком уровне техникаизготовления витражей стояла в Латвии. С большим успехом работали в областивитража латышские мастера, создавая произведения на темы латышских народныхпесен, истории города Риги. Наряду с этим в Латвии возрождается искусствокамерного витража. Он применяется в виде экранов на окнах, в виде небольшихинтерьерных перегородок, ширм.
Применялись Витражи всооружениях Ташкента и других городов советских республик. Витражные композициивключены в план архитектурного оформления станций Московского метрополитена,павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, высотного зданияМосковского университета. Подготовка специальных художественных кадров –ведется в Московском институте прикладного и декоративного искусства.
Сегодня производствовитражей шагнуло далеко вперед в технологическом смысле, увеличилисьвозможности производства витражного стекла, расширилась цветовая палитра,усовершенствовались инструменты, и способы обработки стекла. В техникуизготовления витража введены разнообразные новые методы стекловарения, окраскистекла, крепления (помимо металлического крепления стекол, применяетсясклейка). Используется пластмасса в сочетании со стеклом и самостоятельно.Наряду с живописью, гравированием и гранением практикуются химические(травление), и новые механические (варио-флекс, пескоструйный аппарат) способынанесения изображения. [1,202].
Увеличилисьхудожественные возможности применения витража. С течением времени расширилосьчисло витражных техник и вариантов исполнения витража. Хотя по-прежнемуактуален классический витраж, где стеклянные детали скрепляются свинцом,латунным или медным профилем.
В настоящее время намизвестно очень мало умельцев этого ремесла, такие народные мастера, как ЭммаСедман, Клара Элизабет Френклиш – Англия, Виктор Бурцев, М. Бондаренко, Н.Филатов несут свой вклад в развитие этого творчества.
Эмма Седман – автормножества дизайнерских проектов по витражной росписи мелких интерьерных форм:сосудов, бутылок, ваз, оконного стекла, автор создания витражных композиций истеклянных дверей.
Творчество мастеров мыхотим передать детям. Лучше всего это достигается в системе дополнительногообразования, только в системе дополнительного образования, как нигде больше,можно реализовать все эти цели. Существует масса кружков народных промыслов.
Мы предлагаем реализоватьот простого к сложному. Сначала – музей и мастерские, затем – образцы готовыхизделий, материалы – свое творчество.
Настоящийпрофессиональный витраж для новичков дело почти недоступное, потому что при егоизготовлении применяется цветное стекло, которое скрепляется свинцово-оловяннойжилкой особенного профиля, которую прокатывают на предназначенном для этогостанке. Сделать витраж из цветного стекла своими руками непросто. Для этогонужно терпение, определенные способности, навыки, необходимые инструменты,приспособления и материалы.
Существуют три основныхспособа изготовления декоративных витражей:
I способ – витраж из цветных стеколпредставляет собой мозаику, составные части которой расположены свинцом так,что образуют картины или сочетание геометрических фигур.
II способ – здесь употребляется обычноепрозрачное стекло, на которое эмалевыми красками наносят рисунок. Затем краскиобжигают, и они со стеклом составляют одно целое. Однако, эмалевая живопись настекле менее эффективна.
III способ – используется обычноепрозрачное стекло. Декоративность достигается расположением свинцовых полос,соединяющих отрезки [11].
С помощьюхудожников-витражистов удалось выработать упрощенный, вполне приемлемый длякружка вариант. Упрощение относится только к технологии, но не к художественнымдостоинствам витража – тут все зависит от способностей и вкуса.
Начинать нужно с эскиза вцвете. Размер и форма витража всегда зависят от того места, куда его установят.Когда эскиз будет готов, рисуют весь узор карандашом в натуральную величину налисте бумаги и нумеруют каждый элемент. Это рабочий рисунок. Затем переносятрисунок с помощью копирки на лист картона или плотной бумаги и разрезают наотдельные части, предварительно пронумеровав их точно так же, как на первомлисте. Каждая из этих частей будет служить шаблоном. Следует уменьшить краяшаблонов на толщину металла, из которого изготовляют жилку, скрепляющуюотдельные части витража. Чтобы избежать грубых ошибок при выборе цвета следуетознакомиться с некоторыми правилами цветовой грамоты. Все цвета можно условноразделить на «теплые» и «холодные».
К «теплым» относятся те,где преобладает желтый цвет – это красный, оранжевый, все оттенки желтого.
«Холодными» называютцвета, в которых главенствует голубой: зеленый, синий, фиолетовый. Красный,желтый и синий цвета являются основными. Смешивая их в разных пропорциях, можнополучить любой цвет, существующий в природе. В композициях лучше использовать«дополнительные» цвета: красный – зеленый; синий – оранжевый; желтый –фиолетовый.
Стекло берут самоеобыкновенное – оконное. Стеклорезом вырезают каждую деталь витража и окрашиваюткерамическими красками, руководствуясь эскизом. Керамические краски выпускают вготовом виде и разводят водой. Краску наносят на стекло распылителем илипоролоновым тампоном тонким прозрачным слоем. Окрашенное стекло обжигают вмуфельной печи при температуре 500 градусов Цельсия, тогда краска приобретаетпрочность и долговечность.
Можно взять обычныемасляные краски, правда, результат будет хуже. Обжиг в этом случае не нужен.
Соединительная жилка впростейшем варианте делается из белой жести, но лучше взять тонкий листовойсвинец – не толще 3 мм. Жесть или свинец нарезают полосками, изгибают этиполоски так, чтобы в сечении они приняли форму «П», каждый кусочек стеклаобрамляют жилкой. Окантовать всю деталь цельной жилкой нелегко, поэтому лучшеотсечь от каждой грани соответствующий отрезок жилки, а в углах спаять. Потомдетали накладывают на рабочий рисунок – номера помогут разобраться, какуюдеталь куда приложить – и жилки пропаивают сначала с одной стороны витража,потом с другой. Паять надо осторожно, чтобы от нагрева не лопнуло обрамленноежилкой стекло. Переворачивать витраж, пока он весь не спаян, тоже нужно состорожностью, лучше с помощниками [2].
Пленочный псевдовитражили фальшвитраж (рядом со сложными технологиями настоящих витражей) получилширокое распространение в силу своей относительно невысокой себестоимости.Фальшвитраж делается на листовом стекле или же на легком акриловом стеклеметодом наклейки на него специальных цветных лавсановых пленок и свинцовогопрофиля, которые придают цвет и фактуру.
Мозаичные – собираются изцветных стекол и обычно имеют вид геометрического орнамента или ковровогоузора. Живописные витражи компонуются из цветных стекол с росписьюкерамическими красками и с последующим обжигом деталей. Применяются такжевитражи из монолитных стекол с росписью спекающимися красками, гравированные, схимически травлеными деталями, трехслойные витражи из оргстекла.
Как шаблон для рисованиявитража хорошо использовать «солнышкины» картинки-раскраски. Они очень простые,что и требуется для создания витражей с детьми.
Сейчас продаютсявитражные краски. Ими нужно рисовать не на бумаге, а на файле, в которыйпредварительно вложен рисунок. Обводят этот рисунок по контуру черной краской,когда высохнет – закрашивают цветными красками, которые после высыханиястановятся прозрачными, дают время высохнуть (12 часов). Высыхая, краскиобразуют пленку. Аккуратно снимают с файла готовый рисунок-пленку. Такиерисунки легко клеятся и снимаются со стекол, зеркал и других гладкихповерхностей. Очень красиво смотрятся как со стороны улицы, так и со стороныкомнаты.
Очень просты в применениикраски, которые продаются сейчас в магазинах «Художник», они выполнены наводной основе и предназначены для декоративно-оформительских работ иприкладного творчества по стеклу. Рисунок переводят на стекло, а можно укрепитьрисунок на плоскости, положить стекло сверху, укрепить его (чтобы нескользило). Перед началом работы стекло тщательно обезжиривают и высушивают. Порисунку непосредственно на стекло наносят контур, высушивают его не менее двухчасов, а еще лучше оставить на сутки. Затем заполняют рисунок готовыми купотреблению красками по стеклу. Краски сушат на горизонтальной поверхности дополного высыхания. И все – витраж готов [13]!
В моей практическойработе я сделала несколько декоративных панно в технике ложного витража состилизованными изображениями в своей национальной цветовой гамме, характернымдля которой является использование классических цветоконтрастных сочетанийжелтого и синего, красного и зеленого с добавлением ярких цветов. Работывыполнены на оконном стекле витражными красками.
Мечеть Кул Шариф (темаглавного панно) – самая большая в Европе. Этот архитектурный комплекс,строительство которого осуществлялось в рамках подготовки к казанскомумиллениуму, не имеет прямого аналога в современной мировой градостроительнойпрактике. Это купольное здание с четырьмя минаретами по углам символическивоссоздает разрушенную много веков назад аль-Кабир города Булгар, древнийсимвол поволжского Ислама. Образ легендарной мечети оказался настолько сильнымв памяти татарского народа, что почти по происшествии пяти столетий она вновьбыла воссоздана.
Небезызвестный князьАндрей Курбский, еще задолго до того, как бежал от Грозного царя в Литву ивступил с ним оттуда в бесподобную перебранку «по почте», писал, что за стенамиКазанского кремля возвышались «пять прекрасных мечетей». Воевода вполне успелрассмотреть их все, пока командовал осаждавшими татарскую столицу московитами.Рассерженный упорным сопротивлением казанцев, Иван IV велел снести ее тут жепосле удачного штурма города. Золоченые главы мечети, по преданию, надвенадцати подводах увезли в Москву. Возможно, кстати, именно это документальноне подтвержденное сообщение породило другой миф: якобы собор ВасилияБлаженного, возведенный в честь покорения Казани, несет в себе зашифрованныйобраз погибшей мечети. Восемь глав московского храма, дескать, повторяют восемьминаретов Кул-Шарифа, а девятый как символ победы господствует над ними.Возможно, доля истины здесь есть, во всяком случае, зодчий Постник Бармаодновременно работал тогда и на Красной площади, и в Казани, где возводил новыестены кремля. Жил в вечной дороге между столицами… Кстати, мечеть Кул Шариф внастоящее время претендует на звание «Семь чудес России».
Практическая работа. Дляданного проекта была выбрана техника живописного витража, осуществляемого постеклу специальными витражными красками и составами. Начинают работу ссоставления линейного эскиза композиции, которая затем подкладывается подстекло. Характерной особенностью эскизов для витражей является то, что любой ихэлемент (как и в настоящих витражах) должен иметь замкнутый контур. По просвечивающимлиниям композиции на стекле наносится контур-резерв, который может иметь позамыслу художника любой выбранный им цвет. После высыхания нанесенного контураотдельные фрагменты изображения заполняются витражной краской или витражнойпленкой соответствующего эскизу цвета. Цветовой строй витража задается позаконам построения декоративной композиции, участвовать должно не более 3-4цветов.
Для выполнения в техникеживописного витража была выбрана композиция иллюстративного характера на темурусских народных сказок, хорошо знакомых детям. Это сказка «Теремок».
Изображение в композициистилизовано, носит условно-плоскостной характер. Изображение разных животных,участвующих в композиции выполнено в одной стилистики условного профильногоизображения. Сказочный характер персонажей подчеркивается тем, что все онистоят на двух ногах, носят одежду (лиса в сарафане, медведь в штанах), могутвыполнять действия, свойственные человеку – держать «в руках» разные предметы,стрелять, готовить пищу. И живут сказочные звери не в норках, а в избушках, каклюди.
В цветовом решениикомпозиции участвует ограниченное количество цветов, базовым цветоконтрастнымсочетанием является пара цветов «синий-оранжевый». В качестве контура былвыбран черный цвет, обобщающий и объединяющий, придающий завершенность всейкомпозиции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
прикладнойтворчество витраж
1.  Беда Г.Б. /Основы изобразительной грамоты/ М., 1963. – 268с.
2. Большая советская энциклопедия /гл. ред. Б.А.Введенский. II издание. Государственное научное издательство «БольшаяСоветская Энциклопедия». – 967с.
3. Бондаренко М. / Витраж своими руками [текст] // Наука и жизнь. 1997. — №7. – с. 42.
4. Витражи: эволюция технологии и образа. [электронный ресурс.]//21.07.2000.
5. Волков Н.Н. /Композиция в живописи/ М., Искусство 1977. 205с.
6. Волков Н.Н. /Цвет в живописи/ М., Искусство 1965. 195с.
7. Дополнительное образование детей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений /под. ред. О.Е.Лебедева. – М., ВЛАДОС, 2000. — 302 с.
8. Зверева Н. /Модный витраж своими руками [текст]// Salon interior. 1997. — №3. – 28с.
9. Климов О.Н. /Витраж – просто [текст]// Salon interior. 1997. — № 4. – 14с.
10. Константиновский В. /Учить прекрасному. М., 1999. 57с.
11. Кушелевская Т.А. /Кружок «Витраж» [Электронный ресурс]// 23.12.06.

12. Куцакова Л. /Своими руками/ М., Просвещение. 1989. – 225 с.
13. Лонгинова З. /Своими руками/ М., Просвещение. 1983. – 126 с.
14. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М., «Пассим».1994. – 96 с.
15. Пономарев Я. А. /Психология творчества/ М., 1977. – 207с.
16. Прекрасное – своими руками.,/ сост. С.С.Газарян. М., Детская Литература.1979. – 43с.
17. Седман Э. Роспись по стеклу: Практическое руководство /Пер. с англ. –М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008. – 104с.
18. Стокс Л.Л. /Живопись на стекле. М., Искусство 1999. 47с.
19. Умелые ручки. Витраж своими руками. «Солнышко». [Электронный ресурс]//5.02.2003.
20.  Хисамиев А. /Витражи на дачной веранде [текст]// Наука и жизнь. 2004. — № 9. – 56 с.
21. Энциклопедический словарь юного художника. /сост. Н.И.Платонова,В.Д.Синюков. – М., Педагогика, 1983. – 108с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.