Реферат по предмету "Государство и право"


Государственное регулирование и регламентация коммерческой деятельности

Федеральное агентство пообразованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Тольяттинскийгосударственный университет сервиса
Факультет заочного исокращенных сроков обучения
Представительство в г.Ульяновске
Кафедра: «Экономика, организация и коммерческаядеятельность»/>/> Контрольнаяработа
по дисциплине «ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
на тему: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯКОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Выполнил: студент
группы  КоУЗ-2
Зеленцов А.Е.
Проверил: ассистент Рябова Е.В.
Ульяновск, 2007

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
1.   ЗНАЧЕНИЕИ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…
2.   ЗАЩИТАПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ…
3.   ЗАЩИТАПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ИМ ТОВАРОВ И ОКАЗАНИИ СВЯЗАННЫХ С ЭТИМ УСЛУГ.
4.   ОТВЕТСТВЕННОСТЬЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАДЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…

ВВЕДЕНИЕ
Государственноерегулирование коммерческой деятель­ности представляет собой комплексосуществляемых законо­дательными, исполнительными и судебными органами влас­тимер, направленных на создание предпосылок эффектив­ного развития торговли.
Регулирование торговли вусловиях рыночной экономики необходимо прежде всего для обеспечениябезопасности и качества товаров и услуг, защиты прав потребителей, повы­шениякачества их обслуживания, а также для увеличения поступления в государственныйбюджет денежных средств от товарооборота.
Основными методамигосударственного регулирования коммерческой деятельности являются:
·         развитие и совершенствованиенормативно-правового обеспечения торговли;
·         лицензирование отдельных видовторговой деятельно­сти;
·         сертификация товаров;
·         поддержка отечественныхтоваропроизводителей в сфе­ре торговой деятельности;
·         поддержка социально значимых видовторговой деятель­ности;
·         государственный контроль надсоблюдением торговыми организациями требований нормативных правовых актов.

1.        ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность предприятийторговли регламентируется Гражданским кодексом РФ и другими законами.
Так, Федеральныйзакон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населе­ния»регулирует отношения, возникающиев области обеспе­чения санитарно-эпидемиологического благополучия населе­ниякак одного из основных условий реализации предусмот­ренных Конституцией РФ правграждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Законом, в частности,установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица всоответствии с осу­ществляемой ими деятельностью обязаны:
·         выполнять требования санитарногозаконодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпиде­миологическихзаключений осуществляющих государствен­ный санитарно-эпидемиологический надзордолжностных лиц;
·         разрабатывать и проводитьсанитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
·         обеспечивать безопасность дляздоровья человека выпол­няемых работ и оказываемых услуг, а также продукции про­изводственно-техническогоназначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при ихпроизводстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
·         осуществлять производственныйконтроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований ииспытаний, за соблюдением санитарных правил и проведениемсанитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполненииработ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении иреализации продукции;
·         осуществлять гигиеническоеобучение работников.
Федеральный закон от2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевыхпродуктов»регули­рует отношения в области обеспечения качествапищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека. Им, в част­ности,установлены требования к обеспечению качества и безо­пасности пищевых продуктовпри их перевозках, хранении, фасовке, упаковке и реализации, а также требованияк ра­ботникам, деятельность которых связана с изготовлением и оборотом пищевыхпродуктов, оказанием услуг в сфере роз­ничной торговли ими.
Федеральным закономот 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»регулируютсяотношения, возникающие при:
·         разработке, принятии, применении иисполнении обяза­тельных требований к продукции, процессам производства,эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
·         разработке, принятии, применении иисполнении на доб­ровольной основе требований к продукции, процессам про­изводства,эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работили оказанию услуг;
·         оценке соответствия.
Этим законом определены:
·         содержание, применение, порядокразработки и приня­тия общих и специальных технических регламентов — доку­ментов(например, федеральных законов), устанавливающих обязательные для применения иисполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в томчисле зданиям, строениям и сооружениям, процессам про­изводства, эксплуатации,хранения, перевозки, реализации и утилизации);
·         цели и принципы стандартизации,правила разработки и утверждения национальных стандартов и стандартоворганизаций;
·         цели и принципы подтверждениясоответствия (в форме добровольной и обязательной сертификации, а такжедекларирования соответствия).
Федеральный закон от8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «Олицензировании отдельных видов деятельности»регу­лируетотношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти,органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическимилицами и ин­дивидуальными предпринимателями в связи с осуществлениемлицензирования отдельных видов деятельности. Законом уста­новлен переченьлицензируемых видов деятельности, т. е. ви­дов деятельности, на осуществлениекоторых юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям требуется по­лучениеспециального разрешения.
Федеральным закономот 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «Оприменении контрольно-кассовой техники при осу­ществлении наличных денежныхрасчетов и (или) рас­четов с использованием платежных карт»установленаобязанность для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющихпродажу товаров, выполнение ра­бот или оказание услуг на территории РоссийскойФедера­ции, применять включенную в Государственный реестр кон­трольно-кассовуютехнику при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов сиспользованием платеж­ных карт. Этим же законом определены виды деятельности,для которых такие расчеты могут производиться без приме­нения соответствующейтехники.
Федеральный закон от18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «Орекламе»регулирует отношения, возникающие в про­цессепроизводства, размещения и распространения рек­ламы на рынках товаров, работ,услуг Российской Феде­рации. Его целями являются защита от недобросовестнойконкуренции в области рекламы, предотвращение и пре­сечение ненадлежащейрекламы, способной ввести потре­бителей рекламы в заблуждение или нанести вредздоро­вью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либовред чести, достоинству или де­ловой репутации указанных лиц, а такжепосягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.
Закон РФ от 7февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»регулируетотношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями,продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг),устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг)надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получениеинформации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (испол­нителях,продавцах), просвещение, государственную и об­щественную защиту их интересов, атакже определяет ме­ханизм реализации этих прав.
Кроме перечисленных вышезаконов, в сфере торгов­ли применяются другие нормативные правовые акты (пра­вила,стандарты и пр.).
2.        ЗАЩИТА ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Порядок проведения мероприятий по контролю, осуществ­ляемыхорганами государственного контроля (надзора), рег­ламентируется Федеральнымзаконом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц ииндивиду­альных предпринимателей при проведении государствен­ного контроля(надзора)». В нем установлены права юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей при прове­дении государственного контроля(надзора), меры по защите их прав и законных интересов, обязанности органовгосудар­ственного контроля (надзора) и их должностных лиц при про­ведениимероприятий по контролю.
Основными принципами защиты прав юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей при проведении госу­дарственного контроля(надзора) являются:
·         презумпция добросовестности юридического лица или индивидуальногопредпринимателя;
·         соблюдение международных договоров Российской Фе­дерации;
·         открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателейнормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнениекоторых проверяется при проведении государственного кон­троля (надзора);
·         установление обязательных требований федеральными законами ипринятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
·         проведение мероприятий по контролю уполномоченны­ми должностнымилицами органов государственного контро­ля (надзора);
·         соответствие предмета проводимого мероприятия по контролюкомпетенции органа государственного контроля (надзора);
·         периодичность и оперативность проведения мероприя­тия поконтролю, предусматривающего полное и максималь­но быстрое проведение его втечение установленного срока;
·         учет мероприятий по контролю, проводимых органамигосударственного контроля (надзора);
·         возможность обжалования действий (бездействия) долж­ностных лицорганов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведениямероприятий по контро­лю, установленный настоящим Федеральным законом, ины­мифедеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовымиактами;
·         признание в порядке, установленном федеральным законодательством,недействующими (полностью или частич­но) нормативных правовых актов,устанавливающих обяза­тельные требования, соблюдение которых подлежит провер­ке,если они не соответствуют федеральным законам;
·         устранение в полном объеме органами государственного контроля(надзора) допущенных нарушений в случае при­знания судом жалобы юридическоголица или индивидуаль­ного предпринимателя обоснованной;
·         ответственность органов государственного контроля (надзора) и ихдолжностных лиц при проведении государственно­го контроля (надзора) занарушение законодательства Рос­сийской Федераций;
·         недопустимость взимания органами государственного контроля(надзора) платы с юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей запроведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходоворганов государственного контроля (надзора) на осуществле­ние исследований(испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательныхтребований;
·         недопустимость непосредственного получения органамигосударственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных сюридических лиц и (или) индивидуальных предпри­нимателей в результатепроведения мероприятий по контролю.
Порядок проведения мероприятий по контролю. Мероп­риятияпо контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органовгосударственного контроля (надзора). В них указываются:
·         номер и дата распоряжения (приказа) о проведении ме­роприятия поконтролю;
·         наименование органа государственного контроля (над­зора);
·         фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного напроведение мероприятия по контролю;
·         наименование юридического лица или фамилия, имя, отчествоиндивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие поконтролю;
·         цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
·         правовые основания проведения мероприятия по конт­ролю, в томчисле нормативные правовые акты, обязатель­ные требования которых подлежатпроверке;
·         дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия поконтролю либо его заверенная печатью копия предъявляет­ся должностным лицом,осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностномулицу юри­дического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно сослужебным удостоверением.
Мероприятие по контролю может проводиться только темдолжностным лицом (лицами), которое указано в распоря­жении (приказе) опроведении мероприятия по контролю.
Продолжительность мероприятия по контролю не долж­напревышать один месяц. В исключительных случаях, свя­занных с необходимостьюпроведения специальных исследо­ваний (испытаний), экспертиз со значительнымобъемом ме­роприятий по контролю, на основании мотивированного предложениядолжностного лица, осуществляющего мероп­риятие по контролю, руководителеморгана государственно­го контроля (надзора) или его заместителем срокпроведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на одинмесяц.
В целях проверки выполнения юридическими лицами ииндивидуальными предпринимателями обязательных требо­ваний органомгосударственного контроля (надзора) в преде­лах своей компетенции проводятся плановыемероприятия по контролю. В отношении одного юридического лица илииндивидуального предпринимателя каждым органом государ­ственного контроля(надзора) плановое мероприятие по кон­тролю может быть проведено не более чемодин раз в два года. При этом плановое мероприятие по контролю малогопредприятия может быть проведено не ранее чем через три года с момента егогосударственной регистрации.
Внеплановой проверке, предметом которой является кон­трольисполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежитдеятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя привыявлении в результате планового мероприятия по контролю наруше­нийобязательных требований. Внеплановые мероприятия по контролю проводятсяорганами государственного конт­роля (надзора) также в других, предусмотренныхзаконом, случаях.
При проведении мероприятий по контролю должност­ные лицаорганов государственного контроля (надзора) не вправе:
·         проверять выполнение обязательных требований, не относящихся ккомпетенции органа государственного кон­троля (надзора), от имени которогодействуют должност­ные лица;
·         осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведениимероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридическихлиц или индиви­дуальных предпринимателей либо их представителей;
·         требовать представление документов, информации, об­разцов (проб)продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и неотносятся к предмету про­верки, а также изымать оригиналы документов, относящих­сяк предмету проверки;
·         требовать образцы (пробы) продукции для проведения ихисследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов(проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы,установлен­ные государственными стандартами или иными нормативны­мидокументами;
·         распространять информацию, составляющую охраняе­мую законом тайнуи полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключениемслучаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
·         превышать установленные сроки проведения мероприя­тий поконтролю.
Порядок составления актов. По результатам мероприя­тия поконтролю должностным лицом (лицами) органа го­сударственного контроля(надзора), осуществляющим про­верку, составляется акт установленной формы вдвух эк­земплярах.
В акте указываются:
·         дата, время и место составления акта;
·         наименование органа государственного контроля (над­зора);
·         дата и номер распоряжения, на основании которого про­веденомероприятие по контролю;
·         фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), прово­дившегомероприятие по контролю;
·         наименование проверяемого юридического лица или фа­милия, имя,отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должностьпредставителя юриди­ческого лица или представителя индивидуального предпри­нимателя,присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;
·         дата, время и место проведения мероприятия по конт­ролю;
·         сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе овыявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагаетсяответственность за соверше­ние этих нарушений;
·         сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актомпредставителя юридического лица или индивидуаль­ного предпринимателя, а такжелиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи илиотказ от подписи;
·         подпись должностного лица (лиц), осуществившего ме­роприятие поконтролю.
К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) про­дукции,обследовании объектов окружающей среды, прото­колы (заключения) проведенныхисследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органовгосудар­ственного контроля (надзора), работников, на которых воз­лагаетсяответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или ихкопии, связанные с ре­зультатами мероприятия по контролю.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручаетсяруководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальномупредпринимателю или их представителям под расписку либо направляетсяпосредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается кэкземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного кон­троля(надзора).
В случае выявления в результате мероприятия по конт­ролюадминистративного правонарушения должностным ли­цом органа государственногоконтроля (надзора) составляет­ся протокол в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации об административных правонаруше­ниях, идаются предписания об устранении выявленных на­рушений.
Учет мероприятий по контролю. Юридические лица и индивидуальныепредприниматели ведут журнал учета ме­роприятий по контролю. В нем должностнымлицом органа государственного контроля (надзора) производится запись опроведенном мероприятии по контролю, содержащая све­дения о наименовании органагосударственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия покон­тролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предме­те мероприятия поконтролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административныхправо­нарушениях и о выданных предписаниях, а также указы­ваются фамилия, имя,отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю,и его (их) под­пись. Журнал должен быть прошит, пронумерован и удос­товеренпечатью юридического лица или индивидуального предпринимателя. При отсутствиижурнала учета мероп­риятий по контролю в акте, составляемом по результатампроведенного мероприятия по контролю, делается соот­ветствующая запись.
Меры по устранению выявленных недостатков. При вы­явлениив результате проведения мероприятия по контро­лю нарушений юридическим лицомили индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лицаорганов государственного контроля (надзора) в пре­делах полномочий,предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры поконтро­лю над устранением выявленных нарушений, их предуп­реждением,предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающейсреде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, кответственности.
Если при проведении мероприятия по контролю будетустановлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью,окружающей среде и имуществу потребителей, орган государственного контроля(надзора) обязандовести до сведения потребителей информацию об опас­ном товаре (работе,услуге), о способах предотвращения возможного вреда, принять меры к недопущениюпричинения вреда, в том числе путем приостановленияпроизводства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыватовара с рынка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,с последующим возмещением затрат за счет виновного лица.
Орган государственного контроля (надзора) может обра­щатьсяв суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований(испытаний) и экспертиз, в результа­те которых выявлены нарушения обязательныхтребований.
Обязанности лиц, осуществляющих контроль. Должност­ныелица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий поконтролю обязаны:
·         своевременно и в полной мере исполнять предоставлен­ные всоответствии с законодательством Российской Феде­рации полномочия попредупреждению, выявлению и пресе­чению нарушений обязательных требований;
·         соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законныеинтересы юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей;
·         проводить мероприятия по контролю на основании и в строгомсоответствии с распоряжениями органов государствен­ного контроля (надзора) опроведении мероприятий по контролю в порядке, установленном законом;
·         посещать объекты (территории и помещения) юридичес­ких лиц ииндивидуальных предпринимателей в целях про­дления мероприятия по контролютолько во время испол­нения служебных обязанностей при предъявлении служебногоудостоверения и распоряжения органов государствен­ного контроля (надзора) опроведении мероприятия по кон­тролю;
·         не препятствовать представителям юридического лица илииндивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю,давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
·         предоставлять должностным лицам юридического лица илииндивидуальным предпринимателям либо их представи­телям, присутствующим припроведении мероприятия по кон­тролю, относящуюся к предмету проверкинеобходимую ин­формацию;
·         знакомить должностных лиц юридического лица или ин­дивидуальногопредпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;
·         при определении мер, принимаемых по фактам выяв­ленных нарушений,учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальнойопасности для жиз­ни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а так­же недопускать необоснованные ограничения прав и закон­ных интересов граждан,юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей;
·         доказывать законность своих действий при их обжалова­нииюридическими лицами и индивидуальными предприни­мателями в порядке,установленном законодательством Рос­сийской Федерации.
 Права юридических лиц и индивидуальных предприни­мателей.Должностные лица и представители юридического лица и индивидуальныепредприниматели и их представите­ли при проведении мероприятий по контролюимеют право:
·         непосредственно присутствовать при проведении мероп­риятий поконтролю, давать объяснения по вопросам, отно­сящимся к предмету проверки;
·         получать информацию, предоставление которой предус­мотренонастоящим Федеральным законом и иными норма­тивными правовыми актами;
·         знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать вактах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также сотдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля(надзора);
·         обжаловать действия (бездействие) должностных лиц ор­гановгосударственного контроля (надзора) в административ­ном и (или) судебномпорядке в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.
Юридические лица и индивидуальные предпринимателиобеспечивают по требованию органа государственного конт­роля (надзора)присутствие своих должностных лиц, ответ­ственных за организацию и проведениемероприятий по вы­полнению обязательных требований, или своих />

3.   ЗАЩИТА ПРАВПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ИМ ТОВАРОВ И ОКАЗАНИИ СВЯЗАННЫХ С ЭТИМ УСЛУГ
Отношения в области защиты прав потребителей регули­руютсяГражданским кодексом Российской Федерации и фе­деральными законами, а такжепринимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Специальным законом, регламентирующим отношения,возникающие между потребителями и изготовителями, ис­полнителями, продавцамипри продаже товаров, выполне­нии работ и оказании услуг, является ЗаконРФ «О защите прав потребителей».
В преамбуле закона даются определения основным исполь­зуемымв нем понятиям.
Потребитель — гражданин, имеющий намерение зака­затьили приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары(работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, несвязан­ных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Изготовитель — организация независимо от ее органи­зационно-правовойформы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары дляреализации потре­бителям.
Исполнитель — организация независимо от ееорганиза­ционно-правовой формы, а также индивидуальный предпри­ниматель,выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Продавец — организация независимо от ееорганизацион­но-правовой формы, а также индивидуальный предпринима­тель,реализующие товары потребителям по договору куп­ли-продажи.
Уполномоченная изготовителем (продавцом) организация илиуполномоченный изготовителем (продавцом) индивиду­альный предприниматель —организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация,созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продав­цом), в томчисле иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющиеопределенные функции на осно­вании договора с изготовителем (продавцом) иуполномочен­ные им на принятие и удовлетворение требований потреби­телей вотношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель,зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий опреде­ленныефункции на основании договора с изготовителем (про­давцом), в том числе синостранным изготовителем (иност­ранным продавцом), и уполномоченный им напринятие и удовлетворение требований потребителей в отношении това­раненадлежащего качества.
Импортер — организация, независимо от организацион­но-правовойформы, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для егопоследующей реа­лизации на территории Российской Федерации.
Недостаток товара (услуги) — несоответствие товара(услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо вустановленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар(услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец былпоставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и(или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Существенный недостаток товара (услуги) —неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен безнесоразмерных затрат времени, или выявляет­ся неоднократно, или проявляется вновь после егоустране­ния, или другие подобные недостатки.
Безопасность товара (услуги) — безопасность товара(работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей средыпри обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а такжебе­зопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
Общие положения закона. В соответствии с требованиямиГражданского кодекса и Закона РФ «О защите прав потреби­телей» продавецобязан передать потребителю товар, каче­ство которого соответствует договору, апри отсутствии в договоре условий о качестве товара — передать товар, пригодныйдля целей, для которых товар такого рода обычно используется.
В том случае, когда продавец при заключении договора былпоставлен потребителем в известность о конкретных це­лях приобретения, онобязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии сэтими целями.
Если законами или в установленном ими порядке предус­мотреныобязательные требования к товару, потребителю должен быть передан товар,соответствующий этим требова­ниям.
При продаже товара по образцу или описанию продавец обязанпередать потребителю товар, который им соответствует.
Законом предусмотрены права и обязанности изготовителя(продавца) устанавливатьсрок службы, срок годности товара и гарантийный срок на товар.
Срок службы изготовитель вправе устанавливать нато­вар, предназначенный для длительного использования. Это период, в течениекоторого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможностьиспользования товара по назначению и нести ответственность за существенные недо­статки,имеющиеся в нем.
В некоторых случаях установление срока службы являет­сяобязанностью изготовителя. Это правило действует в от­ношении товаров, а такжекомплектующих изделий (дета­лей, узлов, агрегатов), которые по истеченииопределенно­го периода могут представлять опасность для жизни, здоро­вьяпотребителя, причинить вред его имуществу или окру­жающей среде.
Срок службы может измеряться либо единицами времени(часами, месяцами, годами и др.), либо иными единицами измерения (километрами,циклами и др.) исходя из функцио­нального назначения товара.
Изготовитель обязан обеспечить возможность использова­ниятовара в течение его срока службы. Для этой цели он обеспечивает ремонт итехническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые иремонтные организа­ции в необходимых для ремонта и технического обслужива­нияобъеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара ипосле снятия его с производства в те­чение срока службы товара, а приотсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товарапотребителю.
Срок годности — это период, по истечении которогото­вар считается непригодным для использования по назначе­нию. Онустанавливается на пищевые продукты, парфюмер­но-косметические товары,медикаменты, товары бытовой химии и т. п.
Продажа товара по истечении установленного срока год­ностизапрещается. Также запрещается продавать товары, на которые должен бытьустановлен срок годности, но он не установлен.
Изготовитель вправе устанавливать на товар гарантий­ныйсрок — период, в течение которого в случае обнаруже­ния в товаре недостаткаизготовитель, продавец, уполномо­ченная организация или уполномоченныйиндивидуальный предприниматель либо импортер обязаны удовлетворить ус­тановленныедействующим законодательством требования потребителя (например, о замене товарас недостатком на товар надлежащего качества).
Изготовитель вправе принять дополнительное обязатель­ствов отношении недостатков товара, обнаруженных по ис­течении установленного имгарантийного срока. При этом он сам определяет содержание дополнительногообязательства, срок его действия и порядок осуществления потребителем прав понему.
Если изготовителем гарантийный срок на товар установ­ленне был, то это может сделать продавец. Он же вправе принять на себя дополнительноеобязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечениигарантий­ного срока, установленного изготовителем. Содержание до­полнительногообязательства продавца, срок его действия и порядок осуществления потребителемправ по нему опреде­ляются договором между потребителем и продавцом.
Права потребителя, установленные законом. Потребительимеет право на безопасность товара. Это означает, что то­вар при обычныхусловиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен бытьбезопасен для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а так­же непричинять вреда имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечиватьбезопасность товара, являют­ся обязательными и устанавливаются законом или вустанов­ленном им порядке.
Изготовитель обязан обеспечить безопасность товара в те­чениеустановленного для него срока службы или срока год­ности. Если же изготовительне установил на товар срок служ­бы, он обязан обеспечить безопасность товара втечение де­сяти лет со дня передачи его потребителю.
Если для безопасного использования товара, его хране­ния,транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила,изготовитель обязан указать эти пра­вила в сопроводительной документации натовар, этикетке, маркировкой или иным способом. Продавец обязан довестиуказанные правила до сведения потребителя.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу по­требителявследствие необеспечения безопасности товара, подлежит возмещению в порядке,предусмотренном законом.
Если в отношении товаров установлены обязательные тре­бования,обеспечивающие их безопасность для жизни, здо­ровья потребителя, окружающейсреды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие то­варовуказанным требованиям подлежит обязательному под­тверждению в порядке,предусмотренном действующим за­конодательством. Продажа товара, в том числеимпортного, без информации об обязательном подтверждении его соот­ветствияуказанным требованиям, не допускается.
В случаях, когда выявляется, что при соблюдении потре­бителемустановленных правил использования, хранения или транспортировки товара онпричиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя,окружаю­щей среде, изготовитель или продавец обязаны незамедли­тельноприостановить его производство (реализацию) до ус­транения причин вреда, а внеобходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву отпотребителя (потребителей). Если причины вреда устранить невозможно,изготовитель обязан снять такой товар с производства. При невыполнении им этойобязанности уполномоченный федераль­ный орган исполнительной власти по контролю(надзору) в области защиты прав потребителей принимает меры по от­зыву такоготовара с внутреннего рынка или от потребите­лей в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации. Убытки, причиненные потребителю в связис от­зывом товара, подлежат возмещению изготовителем в пол­ном объеме.
Закон закрепил право потребителей на необходимую и до­стовернуюинформацию об изготовителе, продавце, товарах.
Такая информация в наглядной и доступной форме долж­надоводиться до сведения потребителей при заключении договоров купли –продажи     на русском языке и дополнительно, по усмотрению изготовителя(продавца), на государственных языках субъектов Российской  Федерациии родных языках народов Российской Федерации
Информация об изготовителе (продавце) должна содер­жать:
·         фирменное наименование или наименование;
·         место его нахождения (адрес);
·         режим работы;
·         номер и срок действия лицензии, информацию о выдав­шем ее органе(если вид осуществляемой продавцом или из­готовителем деятельности подлежитлицензированию).
Если изготовителем или продавцом является индивидуаль­ныйпредприниматель, то он должен дополнительно предоставить информацию огосударственной регистрации и наиме­новании зарегистрировавшего его органа.
При осуществлении торговли вне постоянного места на­хожденияпродавца (например, на ярмарках, с лотков и т. п.) вся указанная информациятакже должна быть доведена до сведения потребителя.
Информация о товаpax (услугах) обязательно должна исключать в себя:
·         наименование технического регламента или иное обо­значение,установленное законодательством Российской Федерации о техническомрегулировании и свидетельствую­щее об обязательном подтверждении соответствиятовара;
·         сведения об основных потребительских свойствах това­ров (услуг),а в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименованиеиспользованных в про­цессе изготовления продуктов питания пищевых добавок,биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питаниякомпонентов, полученных с применением генноинженерно-модифицированныхорганизмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и храненияпродуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате иместе изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведенияо противопока­заниях для их применения при отдельных заболеваниях. Переченьтоваров (услуг), информация о которых должна со­держать противопоказания для ихприменения при отдель­ных заболеваниях, утверждается Правительством Российс­койФедерации;
·         цену в рублях и условия приобретения товаров (услуг);
·         гарантийный срок, если он установлен;
·         правила и условия эффективного и безопасного исполь­зования товаров(услуг);
·         срок службы или срок годности товаров, а также сведе­ния онеобходимых действиях потребителя по истечении ука­занных сроков и возможныхпоследствиях при невыполнении таких действий, если товары по истеченииуказанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имуществапотребителя или становятся непригодными для использова­ния по назначению;
·         адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование)изготовителя (продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуальногопредпринимателя, импортера);
·         информацию об обязательном подтверждении соответ­ствия товаров(услуг), если они подлежат такому подтверж­дению;
·         информацию о правилах продажи товаров (оказания ус­луг).
Если приобретаемый товар был в употреблении или в немустранялся недостаток, то информация об этом представля­ется потребителюобязательно.
Вся перечисленная выше информация доводится до све­денияпотребителей в технической документации, прилагае­мой к товарам, на этикетках,маркировкой или иным спосо­бом, принятым для отдельных видов товаров.Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров предос­тавляетсяв порядке и способами, которые установлены законодательством РоссийскойФедерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номередокумента, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и оборганизации, его выдавшей.
Если потребителю не была предоставлена возможностьнезамедлительно получить при заключении договора инфор­мацию о товаре, онвправе потребовать от продавца возме­щения убытков, причиненных необоснованнымуклонением от заключения договора, а если договор уже заключен, то в разумныйсрок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товарсуммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора товардолжен быть возвращен потребителем продавцу.
В случае, когда непредоставление информации или пре­доставлениенеполной и недостоверной информации о то­варе привело к возникновению в немнедостатков (напри­мер, из-за неправильной эксплуатации электробытовогоприбора, вызванной отсутствием инструкции на русском языке), потребитель вправепредъявить продавцу те же требования, что и в отношении товаров ненадлежащегокачества.
Если из-за отсутствия информации о товаре или предос­тавленияненадлежащей информации будет причинен вред жизни, здоровью и имуществупотребителя, он вправе требовать от продавца возмещения вреда в полном объеме.
Последствия продажи товаров ненадлежащего качества. Всоответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» потребитель,которому продан товар ненадлежащего каче­ства, если оно не было оговоренопродавцом, вправе по своему выбору потребовать:
·         безвозмездного устранения недостатков товара или воз­мещениярасходов на их исправление потребителем или тре­тьим лицом;
·         соразмерного уменьшения покупной цены;
·         замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
·         замены на такой же товар другой марки (модели, арти­кула) ссоответствующим перерасчетом покупной цены.
Вместо предъявления этих требований потребитель впра­веотказаться от исполнения договора купли-продажи и по­требовать возвратауплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счетпотребитель должен воз­вратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полноговозмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащегокачества.
В отношении технически сложных и дорогостоящих това­ровтребования потребителя об их замене на товары анало­гичной марки (модели,артикула), а также о замене на та­кие же товары другой марки (модели, артикула)с соответ­ствующим перерасчетом покупной цены подлежат удовлет­ворению в случаеобнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложныхтоваров утверждает­ся Правительством Российской Федерации.
Все перечисленные выше требования предъявляются по­требителемпродавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальномупредпринимателю.
Требования о безвозмездном устранении недостатков то­вараили возмещении расходов на их исправление, а также о замене на товараналогичной марки (модели, артикула) по­требитель вправе предъявитьизготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальномупредпри­нимателю, импортеру. Вместо предъявления этих требова­ний он имеетправо возвратить изготовителю товар ненадле­жащего качества и потребоватьвозврата уплаченной за него суммы.
В случае обнаружения недостатков товара, свойства ко­торогоне позволяют устранить их, потребитель по своему выбору вправе потребовать отпродавца (уполномоченной орга­низации или уполномоченного индивидуальногопредприни­мателя) замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула)или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующимперерасчетом покупной цены, соразмерного уменьшения покупной цены либоотказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возвратауплаченной за товар денежной суммы, а от изготовителя (уполномоченнойорганизации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера)замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) или возвратауплаченной за него денежной суммы.
Отсутствие у потребителя кассового или товарного чекалибо иного документа, удостоверяющего факт и условия по­купки товара, неявляется основанием для отказа в удовлет­ворении его требований.
Продавец, изготовитель, уполномоченная организация(уполномоченный индивидуальный предприниматель) или импортер обязаны принять употребителя товар ненадлежа­щего качества и в случае необходимости провестипроверку сто качества. Потребитель вправе участвовать в такой про­верке. Вслучае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец,изготовитель, уполномоченная организация уполномоченный индивидуальныйпредприниматель) или импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.Право потребителя — оспорить заключение такой эксперти­зы в судебном порядке.
Если в результате проведенной экспертизы будет уста­новлено,что недостатки в товаре возникли вследствие об­стоятельств, за которые неотвечает продавец или изготовитель (например, из-за нарушений потребителемправил ис­пользования, хранения или транспортировки товара), потре­бительобязан возместить расходы на проведение эксперти­зы, а также связанные с еепроведением расходы на хране­ние и транспортировку товара.
Сроки предъявления потребителем требований в отно­шениинедостатков товаров. Требования в отношении недостатков товаров потребительвправе предъявить продавцу изготовителю, уполномоченной организации илиуполномо­ченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), гели недостаткибыли обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
Гарантийный срок товара, а также срок его службы ис­числяютсясо дня передачи товара потребителю. Если день продажи товара установитьневозможно, эти сроки исчисля­ются со дня изготовления товара.
Срок годности товара определяется периодом, исчисляе­мымсо дня изготовления товара, в течение которого он при­годен к использованию,или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Если иное не установлено договором, то гарантийные срокина комплектующие изделия и составные части това­ра считаются равнымигарантийному сроку на основное из­делие.
Если товар нуждается в сборке, установке или подклю­чении,то гарантийный срок исчисляется со дня его сборки, установки или подключения, апри невозможности установ­ления этих сроков — с момента заключения договоракупли-продажи.
Для товаров сезонного назначения (одежда, меховые из­делия,обувь и др.) гарантийный срок исчисляется с момен­та наступлениясоответствующего сезона. Периоды продол­жительности соответствующих сезоновустанавливаются субъектами Российской Федерации исходя из климатичес­кихусловий.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантий­ныйсрок составляет менее двух лет и недостатки товара об­наружены потребителем поистечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправепредъявить ука­занные выше требования продавцу или изготовителю, если докажет,что недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим доэтого момента.
Если гарантийный срок или срок годности на товар неустановлен, то связанные с недостатками товара требования могут бытьпредъявлены потребителем при условии, что они обнаружены в разумный срок, но впределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительныесроки не установлены законом или договором. Однако следует учесть, что продавец(изготовитель, уполномоченная органи­зация или уполномоченный индивидуальныйпредпринима­тель, импортер) отвечает за недостатки товара, на который неустановлен гарантийный срок, лишь в том случае, если потребитель докажет, чтонедостатки товара возникли до того, как он был передан ему или по причинам,возникшим до этого момента.
В соответствии с установленными Законом правилами, доставкакрупногабаритного товара и товара, весящего бо­лее 5 кг, для ремонта, уценки,замены и их возврат потреби­телю осуществляются силами и за счет того, комупредъяв­лено соответствующее требование. Если же потребитель сам осуществляетдоставку и возврат таких товаров, то продавец (изготовитель, уполномоченнаяорганизация или уполномо­ченный индивидуальный предприниматель, импортер) обя­занбудет возместить ему связанные с этим расходы.
Сроки удовлетворения изготовителем или продавцом тре­бованийпотребителя. Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устраненыизготовителем (продавцом, уполно­моченной организацией или уполномоченныминдивидуаль­ным предпринимателем, импортером) незамедлительно, если иной срокустранения недостатков товара не определен со­глашением сторон в письменнойформе.
В этом случае гарантийный срок на товар продлевается напериод, в течение которого он не использовался. При ус­транении недостатковтовара посредством замены комплек­тующего изделия или составной части основногоизделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новое комплек­тующееизделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный сроктой же продолжительнос­ти, что и на замененное комплектующее изделие или со­ставнуючасть основного изделия, если иное не предусмот­рено договором, и гарантийныйсрок исчисляется со дня вы­дачи потребителю этого товара по окончании ремонта.
При ремонте товара длительного пользования изготови­тель,продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальныйпредприниматель обязаны по просьбе потребителя в трехдневный срок безвозмезднопре­доставить ему на период ремонта аналогичный товар, обеспе­чив доставку засвой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которыхутверждается Правительством Российской Федерации.
Требование потребителя о замене товара ненадлежащегокачества должно быть удовлетворено продавцом (изготови­телем, уполномоченнойорганизацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) всемиднев­ный срок, а при необходимости дополнительной проверки ка­чества товара— в течение 20 дней со дня предъявления ука­занного требования. При отсутствиинеобходимого товара за­мена должна быть произведена в течение месяца со дняпредъявления потребителем указанного требования, а в рай­онах Крайнего Севера идругих районах сезонного завоза то­варов — в срок, необходимый для очереднойдоставки соот­ветствующего товара в эти районы.
Товар ненадлежащего качества должен быть заменен нановый, т. е. не бывший в употреблении товар.
При замене товара гарантийный срок исчисляется заново содня передачи товара потребителю.
Если для замены товара требуется более семи дней, то, каки в случае ремонта товара, потребитель вправе требо­вать предоставления ему напериод замены аналогичного то­вара длительного пользования.
В течение 10 дней со дня предъявления подлежат удов­летворениюпродавцом (изготовителем, уполномоченной орга­низацией или уполномоченныминдивидуальным предприни­мателем, импортером) следующие требования потребителя:
·         о соразмерном уменьшении покупной цены товара;
·         о возмещении расходов на исправление недостатков то­варапотребителем или третьим лицом;
·         о возврате уплаченной за товар денежной суммы;
·         о возмещении убытков, причиненных потребителю вслед­ствие продажитовара ненадлежащего качества.
Ответственность изготовителя или продавца за просрочкувыполнения требований потребителя. Законом РФ «О защите правпотребителей» установлено, что за просрочку выполнения требований обустранении недостатков товара, о замене товара ненадлежащего качества, осоразмерном уменьшении покупной цены, о возмещении расходов на исправлениенедостатков, о возврате уплаченной за товар денежной суммы, о возмещенииубытков, причиненных потре­бителю вследствие продажи товара ненадлежащегокачества, а также за невыполнение или задержку выполнения требованияпотребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товарапродавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченныйиндивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения,уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размереодного процента цены товара.
Цена товара определяется исходя из его цены,существовавшей в том месте, в котором должно было быть удовлетво­ренотребование потребителя, в день добровольного удовлетворения такого требованияили в день вынесения судебного решения, если требование не было удовлетворенодобровольно.
Порядок расчетов с потребителем в случае приобретенияим товара ненадлежащего качества. Расчеты с потребителем в случаеприобретения им товара ненадлежащего качества производятся в следующем порядке:
·         при замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичноймарки (модели, артикула) перерасчет цены товара не производится;
·         при замене товара на такой же товар другой марки (модели,артикула), если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара,предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; если жеона выше цены предоставленного взамен товара, разница в ценах выплачи­ваетсяпотребителю. Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент егозамены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом, ценазаменяемого то вара и цена передаваемого взамен товара определяются на моментвынесения судом решения о замене товара;
·         при предъявлении потребителем требования о соразмер­номуменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на моментпредъявления требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено,на момент вы­несения судом решения о соразмерном уменьшении покуп­ной цены;
·         при возврате товара ненадлежащего качества потреби­тель вправетребовать возмещения разницы между ценой то­вара, установленной договором, иценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого тре­бованияили, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.
В случае возврата товара ненадлежащего качества, про­данногов кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размерепогашенного ко дню воз­врата указанного товара кредита, а также возмещается пла­таза предоставление кредита.
Право потребителя на обмен товара надлежащего каче­ства.Закон РФ «О защите прав потребителей» предоставляет потребителям правона обмен непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичныйтовар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если он не подошел поформе, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комп­лектации.
Такой обмен производится в течение четырнадцати дней, несчитая дня покупки товара, если он не был в употребле­нии, сохранены еготоварный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а такжеимеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплатууказанного товара документ[1].Перечень товаров, не подлежацих обмену по указанным основаниям, утверждаетсяПра­вительством Российской Федерации.
В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже на деньобращения потребителя к продавцу, потребитель впра­ве- отказаться от исполнения договоракупли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денеж­ной суммы. Такое требованиеподлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
По соглашению потребителя с продавцом обмен товара можетбыть предусмотрен при поступлении аналогичного то­вара в продажу, о чемпродавец обязан незамедлительно сообщить потребителю.
Особенности дистанционной продажи товаров. Закономустановлено, что договор розничной купли-продажи может быть заключен наосновании ознакомления потребителя с пред­ложенным продавцом описанием товара,содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фото­снимках,по телевидению, по радио, через Интернет или иными способами, исключающимивозможность непосред­ственного ознакомления потребителя с товаром либо его об­разцомпри заключении такого договора. Это так называемый дистанционный способпродажи товара.
В таких случаях продавец до заключения договора обя­занпредоставить потребителю информацию об основных по­требительских свойствахтовара, об адресе (месте нахож­дения) продавца, о месте изготовления товара, ополном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изго­товителя), о цене иоб условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности игарантий­ном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течениекоторого действует предложение о заключении договора.
Потребителю в момент доставки товара должна быть вписьменной форме предоставлена информация о товаре, а также информация опорядке и сроках возврата товара.
При дистанционном способе продажи товара потребительвправе отказаться от него в любое время до его передачи, а после передачитовара — в течение семи дней. Однако по­требитель не может отказаться от товаранадлежащего каче­ства, имеющего индивидуально-определенные свойства, еслиуказанный товар может быть использован исключительно приобретающим егопотребителем.
Если информация о порядке и сроках возврата товаранадлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставкитовара, потребитель вправе отка­заться от товара в течение трех месяцев смомента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в слу­чае,если сохранены его товарный вид, потребительские свой­ства, а также документ,подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие употребителя доку­мента, подтверждающего факт и условия покупки товара, нелишает его возможности ссылаться на другие доказатель­ства приобретения товарау данного продавца.
При отказе потребителя от товара продавец должен воз­вратитьему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходовпродавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем черездесять дней со дня предъявления потребителем соответству­ющего требования.
Последствия продажи товара ненадлежащего качествадистанционным способом установлены положениями рассмат­риваемого закона и былиописаны ранее.
Помимо рассмотренных выше вопросов Закон РФ «О за­щитеправ потребителей» регулирует вопросы защиты прав потребителей привыполнении работ (оказании услуг) и со­держит ряд других положений. Им, вчастности, установ­лены права потребителей на просвещение в области защи­ты ихправ, на государственную и общественную защиту их интересов, а также определенмеханизм реализации этих прав.

4.        ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАДЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ
Одним из методов государственного контроля в торговлепишется надзор за выполнением законов и установленных правил, а в случае ихнарушения — применение санкций в пределах компетенции проверяющего органа.
В настоящее время федеральным органом исполнитель­нойвласти, осуществляющим функции по контролю и над­зору в сфере обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителейи по­требительского рынка, является Федеральная служба по надзору в сферезащиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Онанаходится в ведении Министерства здравоохранения и социального развитияРоссийкой Федерации.
Служба осуществляет свою деятельность непосредственно ичерез свои территориальные органы во взаимодействии другими федеральнымиорганами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектовРоссийской Фе­дерации, органами местного самоуправления, общественны­миобъединениями и иными организациями.
Основными полномочиями Роспотребнадзора, в частности,Являются:
·         государственный санитарно-эпидемиологический надзор насоблюдением санитарного законодательства;
·         государственный контроль над соблюдением законов и иныхнормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в областизащиты прав потреби­телей;
·         контроль над соблюдением правил продажи отдельных предусмотренныхзаконодательством видов товаров, выпол­нения работ, оказания услуг;
·         осуществление в установленном порядке проверки деятельностиюридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнениютребований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерациив об­ласти защиты прав потребителей, правил продажи отдель­ных видов товаров;
·         организация приема граждан, обеспечение своевремен­ного и полногорассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направлениезаявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
В целях реализации указанных полномочий Федеральнаяслужба имеет право:
·         организовывать проведение необходимых исследований, испытаний,экспертиз, анализов и оценок, в том числе на­учных исследований по вопросамосуществления надзора в установленной сфере деятельности;
·         давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам,отнесенным к компетенции службы;
·         запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решенийпо отнесенным к компетенции службы вопросам;
·         привлекать в установленном порядке для проработки вопросовустановленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых испециалистов;
·         пресекать факты нарушения законодательства Российс­кой Федерациив установленной сфере деятельности, а так­же применять предусмотренныезаконодательством Россий­ской Федерации меры ограничительного, предупредительно­гои профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидациюпоследствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требова­нийв установленной сфере деятельности;
·         осуществлять контроль над деятельностью территори­альных органовслужбы и подведомственных организаций;
·         создавать совещательные и экспертные органы (советы, ко­миссии,группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
·         разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцыформенной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношенияформенной одежды.
При этом служба не вправе осуществлять в установлен­нойсфере деятельности нормативно-правовое регулирова­ние, кроме случаев,устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями ПравительстваРоссийской Федерации, а также оказание платных услуг.
За нарушения действующего законодательства в сфереторговли установлены различные виды административной и уголовнойответственности.
Например, Кодексом РФ об административных пра­вонарушенияхустановлена ответственность за различные административныеправонарушения в области предприни­мательской деятельности, в том числесвязанной с торгов­лей.
Некоторые незаконные действия в сфере экономическойдеятельности относятся к уголовным преступлениям и под­лежат более строгомунаказанию.
К таким преступлениям в соответствии с Уголовным ко­дексомРФ (УК РФ) отнесены:
·         незаконное предпринимательство, т. е. осуществлениепредпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правилрегистрации, а также представление в орган, осуществляющий государственнуюрегистрацию юри­дических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения,либо осуществление предпринимательской деятель­ности без специальногоразрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно,или с на­рушением условий лицензирования, если это деяние причи­нило крупныйущерб гражданам, организациям или государ­ству либо сопряжено с извлечениемдохода в крупном раз­мере;
·         производство, приобретение, хранение, перевозка в це­лях сбытаили сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательноймаркировке марками акциз­ного сбора, специальными марками или знакамисоответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном или особо крупномразмере;
·         незаконное использование чужого товарного знака, знакаобслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с нимиобозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно илипричинило крупный ущерб;
·         заведомо ложная реклама, т. е. использование в рекла­ме заведомоложной информации относительно товаров, ра­бот или услуг, а также ихизготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстнойзаинтересованности и причинившее значительный ущерб;
·         обман потребителей путем обмеривания, обвешивания, обсчета,введения в заблуждение относительно потребитель­ских свойств или качестватовара (услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющихреализацию товаров или оказывающих услуги населению, а равно граж­данами,зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли(услуг), если эти дея­ния совершены в значительном размере или крупном разме­ре(обманом потребителей в значительном размере призна­ется обман, причинивший имущерб в сумме, превышающей одну десятую часть минимального размера оплатытруда, а в крупном размере — в сумме не менее одного минимально­го размераоплаты труда).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Памбухчиянц О. В.Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник. — 2-е изд.,перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. —648 с.
2.  Абчук В.А. Коммерция: Учеб. / Европ. ин-тэкспертов. — СПб: Йзд-во Михайлова В.А., 2002. — 475 с.
3.  Басовский Л.Е. Менеджмент: Учеб. пособ.для эконом, спец. вузов / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 216 с.
4.  Дашков А.Н. Коммерция и технологияторговли: Учебник для вузов / 3-е изд., перераб. и допол. — М.: Маркетинг,2003. — 596 с.
5.  Коммерческая деятельность предприятия: стратегия,организация, управление: Учеб. пособие / В.К. Козлов, С.А. Уваров, Н.В.Яковлева, А.И. Петрик; под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. — СПб.:Политехника, 2002. -322 с.
6.  Манько А.В. Коммерция: Учеб-метод,пособие/А.В. Манько. ~ М.: Финансы и статистика, 2004. — 256 с.
7.  Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность:Учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 248 с.
8.  Осипова Л.В. Основы коммерческойдеятельности: Учеб. пособие для экон. спец. вузов / Л.В. Осипова, И.М. Синяева.- 2-е изд., перераб и допол. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 623 с.
9.  Организация производства и управлениепредприятием: Учеб. / Под ред. О.Г. Гуровца. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 528 с.
10.     Экономика иорганизация деятельности торгового предприятия: Учеб. для вузов / под общ. ред.Соломатина. — М.: ИНФРА-М, 2003. -295 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мусульманская правовая система
Реферат Метод А.Ф. Смирнова для определения критических нагрузок в стержневых системах
Реферат Стилистический анализ черт модернистского романа С. Вулф "Миссис Дэллоуэй"
Реферат Вторая тихоокеанская война
Реферат Гефсиманское моление в свете христологии преподобного Максима Исповедника
Реферат Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования в различных экономических
Реферат Ислам и искусство
Реферат Великое княжество Познанское
Реферат Экология города Камышлова
Реферат Каноничность иконы
Реферат Рослини й вітаміни
Реферат Формирование налоговой базы по налогу на прибыль организаций действующий механизм и проблемы
Реферат Авиатур: Мечты сбываются женева монтре – шамони межев – куршевель стоимость 1275 у е
Реферат Экономическая реформа 1993 г.
Реферат Муниципальная СЛУЖБА задачи, функции, оценка эффективности