МеждународныйНезависимый Университет Республики МолдоваКонтрольная работа поэкономической географии на тему
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА ИРЛАНДИЯ
Выполнил
студент первого курса
группы EF-12
Масютин Максим
Проверил
Теодор Дубовка
Кишинэу 2003 г.
TOC o «1-3» h z u
Контрольная работа поэкономической географии на тему PAGEREF _Toc63870384 h 1
Географическое положениетерритории PAGEREF _Toc63870385 h 3
Природные условия и ресурсытерритории PAGEREF _Toc63870386 h 3
Рельеф PAGEREF _Toc63870387 h 4
Геологическое строение иполезные ископаемые PAGEREF _Toc63870388 h 4
Климат PAGEREF _Toc63870389 h 5
Внутренние воды PAGEREF _Toc63870390 h 5
Почвы и растительность,Животный мир PAGEREF _Toc63870391 h 5
Охраняемые территории иПриродные районы PAGEREF _Toc63870392 h 5
Промышленность PAGEREF _Toc63870393 h 6
Сельское хозяйство PAGEREF _Toc63870394 h 7
Молочная продукция PAGEREF _Toc63870395 h 7
Образ «зеленой и чистой»страны PAGEREF _Toc63870396 h 8
Демография села PAGEREF _Toc63870397 h 8
Транспорт PAGEREF _Toc63870398 h 9
Автомобильный транспорт PAGEREF _Toc63870399 h 9
Авиационный транспорт PAGEREF _Toc63870400 h 10
Перспективы PAGEREF _Toc63870401 h 10
Вывод PAGEREF _Toc63870402 h 11
Использованная литература PAGEREF _Toc63870403 h 12
Географическое положение территории
5/6острова Ирландия, это крупный остров на западе Британского архипелага, отделенот о.Великобритания проливом Св. Георга, Ирландским морем и Северным проливом. Географическиекоординаты: 53 гр. с.ш, 8 гр. з.д. Находится на краю шельфа, расчлененногоглубокими подводными долинами на севере, западе и юге; на востоке акваториимелководны. Ирландия расположена наважных морских и воздушных путях из Европы в Северную Америку.
Ирландия наиболее вытянута с северо-востока на юго-запад,протяженность в этом направлении 486 км. Общая площадь 84 423 кв. км, из нихнезависимая Ирландская Республика занимает 70 280 кв. км, а Северная Ирландия,входящая в состав Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии,– 14 138 кв. км. Наименьшее расстояние между Ирландией и Великобританией – 21км – по прямой от мыса Торр-Хед близ Балликасла до Малл-оф-Кинтайр в Шотландии.Из общей площади 70 280 кв. км, вода занимает 1 390 кв. км, а суша, соответственно68 890 кв.км. Длина береговой линии – 1 448 км. Восточные берегапреимущественно низкие, выровненные, южные — мелкобухтовые, с многочисленнымискалистыми мысами, западные — риасовые, интенсивно изрезанные глубоковдающимися заливами (Бантри, Кенмэр-Ривер, Дингл и др.).Природные условия и ресурсы территории
Основными природными ресурсамиявляются: цинк, свинец, природный газ, медь, тяжёлый шпат, гипс, известняк,доломит, торф.Рельеф
Более 1/2 территории Ирландии (в центре и на севере) занятоЦентральной низменностью (высота 40-100 м) с возвышающимися над ней холмами игрядами, сложенной главным образом песчаниками и известняками, перекрытымиморенными отложениями. В известняках — воронки, впадины, пещеры и другие формыкарстового рельефа, подземные реки и озёра. В окраинных районах — глубокорасчленённые кряжи низкогорий и среднегорий с древними поверхностямивыравнивания. На юго-западе — самые высокие в Ирландии горы Керри (г.Каррантуилл, 1041 м).Геологическое строение и полезные ископаемые
Из полезных ископаемых имеются крупные запасы торфа; вверхнепалеозойских впадинах — небольшие месторождения каменного угля (графстваКилкенни и Карлоу); в центральной части Ирландии — постмагматическоесвинцово-цинковое месторождение (Шелли-Силвермайнс); в районе Авоки — медно-пиритовое месторождение; в каменноугольных известняках — пластовыефосфориты. Запасы разведанного природного газа — 9.911 миллиардов кубическихметров (2002г.)Климат
Климат умеренный океанический; преобладает неустойчиваяциклональная погода с частыми дождями, туманами, ветрами. Зима мягкая, безморозная,средняя температура января 5-8 С; лето прохладное, облачное, средняятемпература июля 14-16 С. Годовая сумма осадков от 700-800 мм. на В. до1000-1500 мм на западе, в горах более 2000 мм; максимум осадков зимой.Внутренние воды
Благодаря сильному переувлажнению сформировалась густая сетьрек, а также озёр и болот. Реки полноводны весь год, не замерзают, используютсядля судоходства и выработки электроэнергии. Наиболее значительная — р. Шаннон,пересекающая большую часть Ирландии с востока на запад. Озёра имеютпреимущественно тектонико-ледниковое или карстовое происхождение котловин (наЦентральной низменности). Самые крупные озёра — Лох-Корриб, Лох-Маск, Лох-Ри.Почвы и растительность, Животный мир
Преобладают торфяниковые и вересковые пустоши, луга;торфяниковые пустоши приурочены к кислым торфяно-болотным почвам, слагаются изпушицы, черники, осоки, сфагнума. На песчаных почвах (нередко с плотнымортштейновым горизонтом) распространены вересковые пустоши с господствомобыкновенного и, на юге, европейского вереска. Под лугами развиты кислыеподзолистые и лугово-подзолистые почвы. Луга широко используются для выпасаскота. Леса (из дуба, сосны, берёзы) занимают менее 1% территории.Животный мир Ирландии и близлежащих материковых районовЗападной Европы сходен. Видовой состав обеднён в результате островной изоляции,а также развития скотоводства, приведшего к интенсивному истреблению дикихживотных.Охраняемые территории и Природные районы
Наиболее известны природные парки Бурн-Винсент и Феникс,заповедник Карра.Центральная низменность со слегкавсхолмлённой закарстованной поверхностью, обилием озёр, болот, луговой иверещатниковой растительностью. Западное побережье с сильно изрезаннойбереговой линией, расчленённым низкогорным рельефом, влажным климатом,господством верещатников. Восточное побережье слабо расчленённое, счередованием среднегорий и небольших равнин, с отдельными массивамишироколиста, и хвойных лесов. Южное гористое побережье с наиболее мягкимклиматом, резко расчленёнными склонами гор, обилием коротких рек.Промышленность
Ирландия – маленькая, развитая страна, нацеленная на внешнююторговлю. Ирландия самая зависимая от торговли страна в мире: по данным за2002г, в миллиардах долларов США, экспорт составил 86.6, импорт 48.6, а ВВП118.5, таким образом, сумма экспорта и импорта составляют 114% от ВВП. Ростэкономики в 1995-2002г составил 8% в год, рост промышленного производства в2002г составил 6%. Сельское хозяйство, будучи раньше самым важным секторомэкономики, теперь cогромным отрывом отстает от промышленности, которая дает 38%ВВП, 80% экспорта и занимает 28% рабочей силы. Обще население Ирландиисоставляет 3 924 140 человек (июль 2003г), рабочей силы 1.8 миллиона (2001г).Безработица в 2002г составляла 4.3%. Основнымивидами производимых товаров являются ткани, одежда, химикаты, фармацевтическиепрепараты, станки, транспортное оборудование, электроника, стекло и хрусталь.Ирландия производит 23.53 миллиарда кВт/ч электроэнергии (2001г), из нихтепловые электростанции производят 95.9%, гидроэлектростанции 2.3%, прочие1.8%, атомные 0%.
В 70-х годах ХХ века Ирландия была самым бедным государствомЕС, с высоким уровнем эмиграции. В 90-х годах низкие налоговые ставки, экономическаястабильность, высокий уровень всеобщего образования при самой низкой в ЕСстоимости рабочей силы, а также грамотная политика руководства страны,привлекли большое количество иностранных компаний (транснациональныхкорпораций), которые разместили свои производства в Ирландии для выпускастанков, транспортного оборудования, электроники программного обеспечения.Выпускаемая продукция предназначается в основном для экспорта – Ирландияслишком маленькая и небогатая страна, чтобы ее внутренний рынок представлялинтерес для ТНК. Кроме производства промышленных товаров, многие ТНК занимаютсяв Ирландии производством услуг. KорпорацияMicrosoftэкспортировала в 2000г из Ирландии программного обеспеченияна сумму 1 млрд Ирландских фунтов (1.269 млрд. Евро). К 2000г средняя зарплата в Ирландииприблизилась с среднему для ЕС уровню (программист в 2000г. получал от 20 до 50тыс.(и выше) ирландских фунтов в год (25-63 тыс. Евро)), поэтому ТНК сталипостепенно переносить производства электроники и оборудования из Ирландии встраны с более дешевой рабочей силой, в основном в страны Восточной Европы,такие как Чехия, Польша, и.т.д.
Ирландия в скором будущем может стать самой дорогой странойЕврозоны, свидетельствуют данные доклада, обнародованного агентством Forfas. В2002 году Ирландия занимала второе место в зоне евро по уровню потребительскихцен; лидировала Финляндия. Однако в ближайшем будущем Ирландия может занятьпервое место: в настоящее время цены в стране превышают средний уровень поеврозоне примерно на 12%.
Однако для сферы услуг с большой добавочной стоимостью,таких как производство и внедрение программного обеспечения, Ирландия до сихпор остается привлекательное для ТНК, из-за выгодных налоговых условий, хотя в2001-02 годах в темпы развития экономики, особенно в области экспорта высокихтехнологий, замедлились в два раза на фоне глобального экономического спада.
Положительным для развития промышленности является то, что выходцыиз Ирландии, занимавшие высокие посты в компаниях США и Великобритании, призаключении международных торговых сделок, зачастую, по патриотическимсоображениям, отдавали предпочтение ирландским партнерам, что сыгралоположительную роль в развитии Ирландии в 90-х годах.Сельское хозяйство
В Ирландии, как в любой развитойпостиндустриальной стране, роль сельского хозяйства невелика – на долю этойотрасли в 2002г приходилось 5% ВВП, в этой сфере было занято 8% рабочей силы.Основными видами производимой сельскохозяйственной продукции являются врастениеводстве: турнепс, сахарная свекла, пшеница, овес, ячмень, картофель; вживотноводстве: мясо, молоко, сыр, шерсть. Растениеводство в значительнойстепени обслуживает нужды животноводства.Молочная продукция
Ирландия имеет давнюю и успешнуюисторию производителя высококачественной молочной продукции. Молочная продукциястала одной из основных в сельскохозяйственной отрасли, с оборотом свыше 2.5 млрд.Евро в 2001г, в ее производстве было занято свыше 9 000 человек для выпускаготовой продукции и 27 000 молочных фермеров. Толчком для развития отраслистало вступление Ирландии в ЕС в 1973г. Молочная продукция Ирландии давно ориентированана экспорт. В Великобританию в 2002г поставлялось 30.5% всей молочнойпродукции, в другие страны ЕС 37.2%, в Северную Америку – 15%. В странах СНГИрландская молочная продукция почти не известна. В Россию и Китай поставляется всего0.1%. Всемирно известной маркой является “Kerrygold”. Основными конкурентами Ирландии в этой отраслиявляются Дания, Нидерланды и Новая Зеландия.
В 1992г оборот в производстве молочной продукции составлял2.231 млрд. Евро, что составляло 5.57% ВВП, а в 2000г оборот составил 2.530 млрд.Евро, что составляло 2.46% ВВП. Уменьшение доли молочной продукции в ВВПобусловлено не снижением объемов производства этой продукции, а быстрым ростомв других сферах экономики, значительно опередивший рост производства молочнойпродукции. ВВП всего госуарства в 1992г составлял 40.034 млрд. Евро, а в 2000 –102.910 млрд. Евро. Рост ВВП в этот период составил 95%, а рост производствамолочной продукции – 16%.Образ «зеленой и чистой» страны
Ирландия обладает серьезной международной репутацией«зеленой и чистой страны», что создает положительной имидж для ирландскихмолочных продуктов, особенно в сочетании с природными пастбищами.
Сектор производства молочной продукции Ирландии имеет давнююизвестность на международном рынке как изготовитель товара высокого качества.Учитывая возросшее в последнее время внимание к вопросу о безопасности пищи,этот имидж является очень существенным преимуществом в продаже Ирландскоймолочной продукции. Этот имидж поддерживается такими производителями, как Teagasc, FSAIи BordBia. Эти организацииприложили немало усилий в создании прочного имиджа «зеленой и чистой» Ирландии,акцентируя внимание на чистые и природные элементы молочной продукции.
Однако конкуренты из других стран ставят сам имидж «зеленойи чистой» Ирландии под вопрос. Хотя у некоторых ирландских производителей естьуспех в продвижении своих торговых марок, особенно «Kerrygold» в Германии, где «зеленых ичистый» образ обладает значительной востребованностью, не всегда этот образправильно используется для демонстрации преимущества над конкурентами. Большиеинвестиции требуются в то, чтобы создать новые торговые марки и усилитьсуществующие. Пока ирландская индустрия продолжает продавать большое количествоготовой продукции по низким ценам, вместо того, чтобы создать и укрепить маркидорогих продуктов, чтобы использовать этот имидж для повышения нормы прибыли.Демография села
Одной из наиболее серьезных проблем развития сельскихместностей Ирландии была депопуляция. ВИрландии в 1981-1991 гг. с началом экономического спада и ростом иммиграции, атакже оттоком сельского населения в города, число районов с сокращающейсячисленностью сельского населения значительно увеличилось. Наименее доступныеболотистые и возвышенные территории в центральной части страны, а такжепериферийные сельские районы на северо-западе и юго-востоке Ирландии продолжалитерять население. Результаты последней переписи населения 1991 г. отразили тофакт, что относительно стабильная динамика сельского населения в конце 1980-хгг. сменилась ускоренной сельской депопуляцией в 1981-1991 гг. В этот период из155 сельских районов в 75,5% сокращалась численность населения, по сравнению с29% в 1971-1981 гг. Пространственное развитие депопуляции в Ирландии быловызвано общим ухудшением социально-экономической ситуации и временнымсвертыванием государственных программ развития сельской местности. Одной изпричин этому послужило введение ограничений на производствосельскохозяйственной продукции, что наиболее серьезно ударило пожизнеспособности традиционного молочного хозяйства западных районов страны (этоотразилось и на динамике сельского населения в этих районах). Другой причинойвременного прекращения государственной помощи сельским районам послужилареформа структурных фондов ЕС, предназначенных на развитие депрессивных районовСообщества, в результате чего объемы финансовой помощи Ирландии сократились.
С 1991 года динамика сельского населения Ирландии сталаиной: постоянная убыль сменилась приростом. Рост общего благосостояния страны в90-х годах спровоцировал возврат бывших эмигрантов на родину. Так какбольшинство эмигрантов уезжали из сельских районов Ирландии, многие из вновьприбывших поселенцев возвращались именно в сельскую местность страны. Транспорт
В Ирландии 3 312 км железных дорог, из них 1 947 кмширококолейных, 1 365 узкоколейных (используется для транспортировки торфак электростанциям) (2002г), 92 500автодорог (из них 115км автомагистралей, 5 457 км. с грунтовым покрытием)(1999г). Водных путей — 700 км (1998г). Трубопроводов природного газа 7592 км. Порты и пристани: Arklow, Cork, Drogheda, Dublin,Foynes, Galway, Limerick, NewRoss, Waterford. Торговый флот – 26 кораблей,включая несколько иностранных судов, зарегистрированных под Ирландским флагомдля удобства, в том числе два немецких (2002г). Аэропортов с твердой полосой –16, из них один с длиной полосы более 3 047 м.Автомобильный транспорт
Из-за левостороннего движения по дорогам Ирландии,иностранные водители и пешеходы должны проявлять особую осторожность. Туристы,ведущие автомобиль по неверной стороне дороги совершают по нескольку аварийежегодно. Дорожные условия в основном нормальные, но при съезде с основных трасс,дороги становятся узкими (обычно по полосе в каждую сторону) и петляющими.Дороги намного опаснее летом и по выходным из-за увеличения потока машин. Таккак страна переходит на метрическую систему, большая часть дорожных указателейразмечена и в милях (черная надпись на белом фоне) и в километрах (бело-зеленыеуказатели). Одна миля в Ирландии равна 1609 м. Надписи на дорожных знаках надвух языках — английском и ирландском.
Стоимость проезда в такси умеренная, но доступность зависитот времени суток. Автобусный сервис в городах в основном хорошего качества, номногие автобусы перегружены и часто опаздывают. Авиационный транспорт
Между крупными населенными пунктами существуют воздушныесообщения. Из Дублина самолеты летают в аэропорты Корк (Cork), Шаннон(Shannon), Голуэй (Galway), Нок (Knock), Слайго (Sligo), Каррикфинн(Carrickfinn), и Керри (Kerry). Несколько компаний также организовываютчартерные авиарейсы в любое место, в Ирландии и Великобритании.
Авиакомпания Aer Arann круглогодично осуществляет воздушныеперевозки на острова Аран. Из аэропортов Кейслиэн (Caislean), Инверин(Inverin), Коннимэрэ (Connemara), графство Голуэй (Galway).
Aer Lingus — национальный авиаперевозчик Ирландии. Компанияоснована в апреле 1936 г. Ее основным акционером является правительствоИрландии (95%). Aer Lingus выполняет регулярные и чартерные авиаперевозки.
Авиакомпания-дискаунтер Ryanair отличается самыми низкимиценами на авиаперевозки. В 2004 году авиакомпания Ryanair рассчитываетперевезти 30 миллионов пассажиров, тем самым, обогнав авиакомпании Lufthansa иBritish Airways.Перспективы
Если в начале 80-х годов Ирландия была самой бедной странойЕС, то бурный рост экономики в 90-х вывел государство на передовые рубежи. В2004 г. Ирландия может стать самой дорогой страной Европы. Если раньше странапривлекала иностранных инвесторов дешевой рабочей силой, то теперь инвесторывынуждены переносить производства с страны Восточной Европы из-за высокогоуровня зарплаты в Ирландии. Ввиду дорогого рынка рабочей силы Ирландия уже неможет конкурировать с Восточнй Европой и странами Востока в производствеобычной продукции. Поэтому, чтобы продолжать рост экономики, Ирландия должнапродолжать использовать свои сильные стороны для создания новыхвысокотехнологичных продуктов с большой нормой прибыли. Сильными сторонамиИрландии являются:
· Высокий уровень образования. Образованиев Ирландии не носит чисто академический характер, имеют распространение«кампусы» — симбиоз студенческих городков, университетов и производственныхфирм, где студенты во время обучения работают в реальных коммерческих фирмах.Многие выпускники открывают собственные предприятия. В стране имеютсягосударственные инвестиционные фонды, вкладывающие деньги в начинающие компаниивзамен на 10% последующей прибыли фирмы.
· Отличная недорогая связь Интернет по всейстране. Этому способствовал отказ государства от регулирования секторасвязи в 1996г.
· Стабильность политического курса. Сколькобы партий не приходило к власти, каждая новая партия продолжает политикустарой. Это поднимает имидж стабильности страны на международном уровне,улучшает инвестиционный климат.
· Низкие налоги.10% налог с прибыли длякомпаний при продаже продуктов, произведенных в Ирландии.
· Развитый сектор высоких технологий.Особую роль в этом секторе играет программное обеспечение. В 2000г оборот этогосектора составил 11% ВВП, в программных компаниях работает 30000 человек.
· Поддержка государства сектора высокихтехнологий. Национальный план развития 2000-2006г предусматривает 3 млрд.Евро инвестиций в этот сектор. Существуют государственные агентства (EnterpriesIreland, IndustrialDevelopmentAgency), ответственные заразвитие местных фирм.
· Сильная Ирландская диаспора. Многовыходцев из Ирландии работает в Великобритании и США, и предпочитают Ирландскиекомпании при совершении международных сделок.Вывод
Перспективными для Ирландии являются новые, дорогие продуктыс большой нормой прибыли. В сфере сельского хозяйства, Ирландия должнапробивать дорогу на международном рынке новым дорогим товаром с большой нормойприбыли, таким как дорогие деликатесные сыры. В сфере промышленности и услуг перспективнымидля Ирландии являются разработка программного обеспечения, проектированиеаппаратных комплексов, микросхем (то, в чем Ирландия и так сильна), а такженовые технологии, такие как квантовая механика, вычисление ДНК, молекулярнаянанотехнология, биоинформатика.Использованная литератураDepartment of Communications, Marine and Natural Resources (http://www.dcmnr.gov.ie/), 2003. Энциклопедия «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru/), 2003. «Большая Российская энциклопедия» (http://encycl.yandex.ru/), 2001. “The High-Tech Industry in Ireland”, Prospectus, 2001. Strategic Development Plan for the Irish Dairy Processing Sector, Prospectus, 2003. Современные проблемы развития сельских районов Ирландии и России, Шубин С.В. (http://kazaks.chat.ru/shubin.htm), 1999 Travel Information for Ireland, Consular Information Sheet, U.S. Department of State, (http://travel.state.gov/ireland.html), 2003. The World Factbook, CIA (http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/ei.html), 2003. Новости TRAVE.LRU: “Пассажиропоток Ryanair вырос на 50%“ http://www.travel.ru/news/2003/04/24/16961.html Новости TRAVE.LRU: “Ирландия может стать самой дорогой страной Еврозоны” (http://www.travel.ru/news/2003/07/03/17865.html) Technology Foresight Ireland, Forfas, 2000 (http://www.forfas.ie/icsti/statements/tforesight/ict/)