Реферат по предмету "Психология"


Юридическая психология и место в ней психологической культуры юриста

Содержание
Юридическая психология и место в ней психологическойкультуры юриста
Личность, ее виды и структура
Понятие психики и психического склада личности
Конфликты в юридической практике и стили их решения
Юридическая психология и место в нейпсихологической культуры юриста
В познании тайн природы,человека и всех видов его деятельности проявляется его психика. Пониманиезакономерностей психики человека позволяет эффективно организовать деятельностьлюдей, их общение и взаимоотношения. Психическое состояние человека изучаетпсихология (от греч. «psyche» — душа, «logos» — понятие,учение). Издревле существовало верование в то, что человек состоит из плоти (тела)и бесплотной «души». Постепенно накапливались знания о психикечеловека — сначала опытные (эмпирические), затем — научные. В процессенакопления этих знаний сложилась психология как наука, которая стала одной изважнейших учебных дисциплин.
Психология — наука об общихзакономерностях психических процессов и своеобразии их протекания в зависимостиот условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.Психология изучает общие психические взаимодействия человека со средой, о том,каким образом внешнее воздействие переходит во внутреннее (психическое) отражениеи становится регулятором деятельности человека. Различают общую и прикладнуюпсихологию.
Общая психология — наука,изучающая общие закономерности и механизмы психической деятельности человека,его душевной жизни.
Прикладная психология — наука,изучающая общие закономерности и механизмы психической деятельности человека,ее своеобразия в конкретных условиях практической работы.
Потребность использованияпсихологических знаний в различных областях практики вызвала развитиеразнообразных прикладных отраслей психологии: возрастная, педагогическая,инженерная, управленческая, космическая, военная, социальная, психология труда,искусства, спорта и др. На стыке психологии и юридических наук возникласудебная психология (наука, представляющая собой систему психологическихзнаний, используемых судьей при выполнении своих функций), затем — юридическаяпсихология.
Социальная психология — наука,изучающая социально-психологические закономерности поведения и деятельностилюдей, объединенных в социальные группы (трудовой коллектив, орган государства,формальные и неформальные объединения и др.). Она изучает коллективнуюпсихологию, явления индивидуальной психологии в их комплексе, межличностнуюпсихологию, т. е наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияютдруг на друга и как относятся друг к другу. Знание социальной психологии — важнейшееусловие постижения юридической психологии, поскольку в ее центре находитсяизучение человеческого общения. Общение — это взаимодействие двух и более людей,состоящее в обмене информацией. В деловом общении (коммуникация) предметом общенияявляется дело, а содержанием — воздействие на партнера.
Юридическая психология поспецифике исследуемых проблем и практической направленности неразрывно связанас юридической наукой и юридической практикой. Однако юридическая психология — прикладнаяотрасль психологии, а не юридической науки и юридической практики. Юридическаяпсихология базируется на общей психологии, на той ее составляющей, котораяименуется социальной психологией. По сути юридическая психология являетсячастью социальной психологии. Это не только не умаляет ее значения для юриспруденции,а еще в большей степени подчеркивает ее своеобразные черты, которые обусловленыспецификой человеческой деятельности в правовом поле государства, в сфереправового регулирования.
Юридическая (правовая) психология- наука, изучающая закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферуотношений, регулируемых правом («человек-право»). В центревниманияэтой науки находятся психологические проблемы согласования человека иправа как элементов одной системы.
Психическое состояние,особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля и др.протекают по общепсихологическим и психофизическим законам. Юридическаяпсихология призвана увидеть эти состояния, исследовать их правовое значение впроцессе рассмотрения юридического дела с целью снижения возможности нарушенияправовых норм путем психологического исправления этих состояний.
Задачей юридической (правовой) психологииявляется научное соединение юридических и психологических знаний, постижение психолого-юридическойсущности фундаментальных категорий права, раскрытие психических состоянийразличных субъектов правоотношения в конкретных ситуациях правоприменительной иправоохранительной деятельности, содействие пониманию юристами сущности поведениячеловека.
Психологическая культура юристазанимает центральное место в юридической (правовой) психологии и входит всистему знаний юридической деонтологии. Профессиональная компетентность юристав значительной степени определяется его личностным потенциалом, т.е. системойпсихологических факторов, которые можно объединить общим понятиемпсихологической культуры. Судья и следователь, прокурор и адвокат,администратор и воспитатель исправительных колоний, нотариус и юрисконсульт,инспектор уголовного розыска и криминалист-эксперт должны быть вооруженыпсихологическими знаниями, позволяющими правильно ориентироваться в сложных изапутанных правовых отношениях и конфликтах, в которых им приходитсяразбираться. К раскрытию и расследованию преступлений имеет самоенепосредственное отношение психологическая наука, изучающая такие процессы какощущение и восприятие, запоминание и мышление, чувства и воля, свойстваличности с индивидуальными особенностями, темперамент, характер и т.п.
Не секрет, что в условиях ростапреступности в таких его опасных формах, как организованная преступность,заказные убийства, убийства на сексуальной почве и др., юристу иногда сложновыполнить современные требования гуманизации процесса расследования и судебногорассмотрения уголовных дел. С одной стороны, он обязан повысить эффективность своейдеятельности, с другой — усилить охрану и защиту прав и интересов граждан впроцессе привлечения их к уголовной ответственности.
Овладение психологическойкультурой (системой психологических факторов-направлений) облегчает юристурешение этой задачи и выполнение главных требований, которые предъявляются кего профессиональной деятельности:
обеспечить защиту интересовотдельных лиц и организаций от преступных посягательств;
соблюсти права и законныеинтересы граждан и коллективов, а также этические нормы.
Напр., юридическая психологияработника правоохранительной системы может быть представлена в такихнаправлениях:
профессиографическое — определяетпсихологическую структуру личности и деятельности прокурора, следователя, судьии других работников правоохранительных органов, и на их основе разрабатываетрекомендации в области профессионального отбора и ориентации, профессиональногообучения и воспитания, расстановки кадров, психодиагностики, психокоррекции (психоисправления)и предупреждения профессиональной деформации. Основная задача этого направления- определить рациональные соотношения между структурой личности и требованиями,которые предъявляются к этой личности правоохранительной деятельностью;
следственно-психологическое — представляетсобой систему психологических рекомендаций и методов, направленных на болееэффективное раскрытие преступлений — всесторонне и полное. Исследуютсяпсихологические закономерности раскрытия и расследования отдельных видовпреступлений (убийства, сложные однократные хищения, изнасилования и др.), атакже психология отдельных следственных действий: допроса, осмотра места происшествия,обыска, опознания и многих других. На основе выявленных закономерностейразрабатываются психологические рекомендации, направленные на быстрейшеераскрытие сложных преступлений, их высококачественное расследование, а такжеповышение эффективности, культуры и гуманизации таких следственных действий,как допрос, осмотр места происшествия и др.;
использование психолога вкачестве специалиста-консультанта и эксперта — в процессе раскрытияпреступлений, их расследований и рассмотрения в судебном заседании уголовныхдел о совершенных преступлениях (напр., определение структуры преступной группы,лидера, психологических характеристик всех участников группы и соответствующих рекомендаций;определение эмоционального состояния обвиняемого в момент проступка — по деламоб убийствах; исследование личности и состояния потерпевшей, в особенностинесовершеннолетней — по делам об изнасилованиях и др.).
Не все указанные направленияюридической психологии являются предметом изучения юридической деонтологии. Ксфере изучения юридической деонтологии относится лишь то, что касается психологическойкультуры юриста.
Психологическая культура юриставключает: комплекс психологических знаний, в том числе психологию личности идеятельности, психологию юридического труда, психологические характеристикиотдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональныхситуациях в процессе общения, при решении конфликтов и т.п.
Юридическая психология имеетопределенную структуру: психология юридического труда, психология гражданскогоправового регулирования, криминальная психология, судебная психология, исправительно-трудоваяпсихология и др. Специалисты в области юридической психологии предлагаютширокие наборы ее отраслей. Наиболее устоявшимися в научной среде считаютсякриминальная психология, судебная психология и исправительно-трудовая психология.Каждая из них основывается на психологической культуре юриста-профессионала,поскольку имеет дело с личностью. Именно этой стороной юридической психологииона обогащает юридическую деонтологию и этой стороной соотносится с ней какцелое и часть.
Криминальная психология — наука,изучающая психические закономерности, связанные с формированием преступнойустановки личности и групп правонарушителей, образованием их преступногоумысла, подготовкой и совершением преступления, созданием преступного стереотипаповедения.
Судебная психология — наука,изучающая основы раскрытия и расследования преступлений,судебно-психологической экспертизы и психологических аспектов судебногопроцесса. Психологию предварительного следствия и психологию судебногоразбирательства выделяют как самостоятельные разделы юридической психологии.
Исправительно-трудовая (пенитенциарная)психология — наука, исследующая специфику перевоспитания и исправления лиц, совершившихпреступления и отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях,приобщения их к трудовой деятельности и к нормальному существованию внормальной социальной среде, динамику личности осужденного, факторы, влияющиена перевоспитание, структуру коллектива осужденных.
Психология юридического труда — наука,изучающая закономерности и явления психической жизни юристов, связанные с применениемправовых норм и участием в юридической деятельности. Иначе: психологияюридического труда рассматривает психологические особенности отражения юристомправовых явлений в процессе юридической деятельности.
Криминальная, судебная, исправительно-трудоваяпсихология представлены в юридической психологии лишь в той мере, в какой ониимеют отношение к психологической культуре юриста. Психология юридическоготруда имеет непосредственный выход на предмет юридической деонтологии.
Основная задача юридическойпсихологии — выявление рациональных соотношений между личностью юриста итребованиями, которые ей предъявляются профессией. Такая же задача изученияпсихологической культуры юриста.
Юридическая психология (вместе сней и психологическая культура юриста) тесно связана с управленческойпсихологией.
Управленческая психология — наука,изучающая психологический механизм управления системами, в которых человекуотведено основное место.
Связь юридической психологии с управленческойпсихологией наблюдается в том, что она изучает психологические закономерностидля их наиболее успешного использования юристом – должностным лицом в процессеобщения и принятии правильного решения. Вместе с тем задача юридическойпсихологии состоит и в обобщении средств формирования направления психическойдеятельности всех ее участников.
Предмет юридической психологии — психологические особенности состава субъектов юридической практики разного уровня:
юриста как должностного лица (лидера),обладающего властными полномочиями, в соответствии с которыми он обязан создатьоптимальный режим для эффективного рассмотрения юридического дела;
лиц, непосредственнозаинтересованных в результатах юридического дела: истца, ответчика, заявителя,обвиняемого, подсудимого;
лиц, имеющих отношение кюридическому делу: адвокат, свидетель, эксперт-криминалист и др.
Психологическая культура юристаявляется лишь одной составной, но существенной частью предмета юридическойпсихологии, ее ядром, можно сказать ее главным срезом.
Для юриста (лидера) главнымявляется знание собственных психических возможностей, психических возможностейсвоих подчиненных и умение постичь психический состав других участниковюридического дела с тем, чтобы создать оптимальный режим для эффективногорассмотрения юридического дела и принятия правильного решения.
Методологической основойюридической психологии, в том числе и психологии юридического труда (а также психологическойкультуры юриста), является системно-структурный анализ процесса деятельности вего взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм.
Методы юридической психологии (ониже являются методами изучения психологической культуры юриста):
наблюдение;
самонаблюдение;
тестирование;
анкетирование;
интервьюирование;
естественный эксперимент;
лабораторный эксперимент и др.
Для изучения конкретнойпсихологической проблемы используется соответствующая методика приемов и правил.
Наша задача — изучение неюридической психологии (это отдельная учебная дисциплина), а психологическойкультуры юриста. Выполнение этой задачи невозможно без постижения основ общейпсихологии и общей теории юридической психологии (прежде всего психологииюридического труда), которые тесно связаны с юридической деонтологией. Этимобъясняется то внимание, которое уделено им.
Личность, ее виды и структура
С позиции юридическойдеонтологии исходным началом в постижении структуры психики человека являетсяуяснение общей характеристики личности.
Личность — социально-психологическийоблик человека, проявляющийся в устойчивом сочетании его индивидуальныхпсихических свойств и системы социально-значимых качеств, мере овладениясоциальными ценностями и способностью к реализации этих ценностей.
Естественная природа человекатакова, что он живет в обществе. Но то, что человек живет в данном обществе, ане в каком-то другом, от его естественной природы не зависит. Различие обществ –продукт культуры. Социальный характер человека повсюду однозначен. Общества, государства,их культуры повсюду различны. Свойства природы человека — универсальны.
Часто встречаются термины«личность»,«индивид», «индивидуальность»,«человек». Казалосьбы, это одно и то же, но только на первый взгляд. Термин «индивид» подчеркивает,что человеческая особь как единое целое, обладающее только ей присущимиприродными психическими и физическими качествами, отличается от других таких жеособей. Индивид — это отдельный представитель биологического рода homo sapiens.В биологической организации человека, в его природе заложены возможностибудущего его психическогоразвития. Но человеческий индивид становится человекомтолько благодаря социальной наследственности — освоению опыта предшествующихпоколений: системы общественных отношений, материальной и духовной культуры,знаний, традиций и т.п. Становление человеческого индивида как личностипроисходит только в конкретных общественных условиях. Требования обществаопределяют модели его поведения, критерии оценки этого поведения и др.
При употреблении термина «личность»акцент делается на индивиде как части социума, общества, участнике социальнойдеятельности, природные данные которого реализуются и приобретают определенноевыражение в процессе общения с другими людьми. Личность — это социальноекачество человека, это индивид, включенный в общественные отношения.
Различают такие виды личности:
социализированные — приспособленныек условиям своего социального бытия;
десоциализированные — отклоняющиесяот основных социальных требований;
психически аномальные (психопаты,невротики, лица с задержками психического развития).
Социализованная личностьобладает личностной индивидуальностью (автономией).
Термин «индивидуальность»употребляютдля того, чтобы подчеркнуть наличие у человека системы качеств врожденного (природного)и приобретенного (социального) свойства, которые характеризуют его каксформировавшуюся неповторимую, своеобразную личность. Индивидуальность личностисоставляет неповторимое сочетание психических особенностей. Понятие личностисвязано с понятием индивидуальности — с творческим преломлением в индивидесоциальных качеств, с неповторимой системой отношений человека к объективнойреальности и с индивидуальными способностями социального взаимодействия. Личностьнаходится в состоянии непрерывного развития, самоусовершенствования исамореализации, обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести,чести, достоинства. Она решительна и настойчива в достижении объективнозначимых целей, способна корректировать свое поведение. Источником своих удач инеудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложныхусловиях она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск.Обладая развитым чувством самоуважения, личность в состоянии посмотреть на себясо стороны. Ядро такой личности находится в тесной связи с ее высшимпсихическим качеством — духовностью, внутренней приверженностью к нравственномудолгу, преданности человеческим ценностям.
Личностью может быть толькочеловек, но не каждый человек (новорожденный не может быть личностью). В термин«человек»вкладывается более широкое содержание, чем в понятие«личность». Человек- это категория общего свойства, включающая в себя и понятие индивид, и понятиеличность.
В структуре личности можновыделить следующие элементы:
биологические (характеризуютвнутренний — нервно-психический механизм человеческой организации);
социальные (характеризуютприобретенный социальный опыт личности, степень ее включаемости в различныевиды общественных отношений).
В юридическом смысле человек каксубъект права отождествляется с понятием «личность». Личность — эточеловек как член общества и как носитель индивидуального начала.
Главное в юридическом понятииличности — это социальная ценность человека, благодаря которой он признаетсясубъектом различных прав, свобод и обязанностей.
Формирование личностиюриста-профессионала — это сложный процесс превращения требований современногозаконодательства, определенных ведомственных установлений в убеждения,привычки, личностные качества, навыки и умения соответственно его специализации.Понятие психики и психического склада личности
Психика — форма субъективногоотражения объективного мира в идеальных образах, на основе которых регулируетсявзаимодействие человека с этим миром.
Психика человека развивается какрезультат его практического взаимодействия с внешним миром. Благодаря психикепроисходит регуляция поведения человека, его приспособляемость к внешней среде,которая вызывает соответствующие потребности человека и заставляет его производитьопределенные действия. В психике человека представлены и упорядочены события прошлого,настоящего и возможного будущего.
В сложное содержание психикиличности входят, прежде всего, идеальные образы объективно существующих явлений.Психические образы — информационные модели объективного мира, используемые человекомдля своей жизнедеятельности. Эти образы возникают у разных людей по-разному,что зависит от приобретенного опыта, знаний, потребностей, интересов,психического состояния и др. Кроме психических образов содержание психикивключает и внеобразные компоненты — ценностные ориентации личности, смыслы изначения явлений, умственной работы.
Человек как личность — этоцелостность, характеризующаяся такими свойствами: общими (родовыми), особенными(типовыми), единичными (индивидуальными). Его психика проявляется в трех видахпсихических явлений:
психические процессы (ни одинпсихический процесс не может протекать более или менее долго);
психические состояния (протекаютдольше, чем психические процессы);
психические свойства (наиболеестойкие, но способны изменяться).
Эти психические явления тесносвязаны между собой и в совокупности дают представление о складе психикиличности, в том числе о психическом складе личности юриста.
Личность юриста (судьи, следователя,прокурора, нотариуса, адвоката и др.) отличается сложностью и многогранностью. Онаскладывается и формируется в основном в результате взаимодействия многих факторов,но главным и определяющим является личность человека, избравшего определеннуюспециальность в качестве одной из главных жизненных целей.
Итак, склад психики личностиюриста, как и любой личности, — это психические процессы, психическиесостояния, психические свойства, образующие синтез интеллектуальных, волевых иэмоциональных свойств, которые приобретают различное сочетание и уровень вразных ситуациях.
Представим психические явленияна схеме (при ее составлении использован труд: М.И. Еникеев. Основы общей июридической психологии. М., 1996, с.47):
Психические процессы актыпсихической деятельности, формирующие образы тех условий, в которыхосуществляется эта деятельность, ориентирующие и регулирующие ее (совокупностьпознавательных процессов — ощущение, восприятие, мышление, воображение, память;эмоциональных; волевых). Психические состояния текущие особенности психическойдеятельности, зависимые от условий этой деятельности и личных особенностейчеловека (мотивационные — желания, стремления, интересы, влечения, страсти; эмоциональные– эмоциональный тон ощущений, конфликтные эмоциональные состояния и др.; волевые- инициативность, целеустремленность, решительность, настойчивость; состояние организованностисознания — различная степень внимательности).
Психические свойства типичныедля данного человека особенности его психики (темперамент — сангвиники, холерики,флегматики, меланхолики; направленность — соподчиненная система потребностей и устойчивых мотивов поведения, ценностных ориентаций и установок;характер — обобщенные способы поведения, как выражение определенного типа приспособленияк окружающей среде; способности – психофизологические возможности,проявляющиеся в конкретных видах деятельности)
Конфликты в юридической практике и стили их решения
Конфликты возникают в любойсфере человеческой деятельности. Разумеется, юридическая практика не свободнаот конфликтных ситуаций в коллективе (группе) — между руководителем иподчиненными, между членами группы. Изучение конфликтов и путей их решенияотносится к сфере науки конфликтологии.
Зарождение конфликтологииприходится на ранние этапы развития языка и связано с представлением оконфликте как противоборстве, противостоянии между людьми («мы» — «они»). Уже тогда высказывались различные суждения о причинахконфликтов и возможностей их преодоления, осуждались беспорядок, хаос, войны,вражда.
Проблемой поведения человека вконфликтной ситуации занимались ученые всех столетий.
Те из них (В. Паретто, Г. Моска,Ж. Сорель, Ф. Оппенгеймер, А. Бентли), которые заострили внимание нанеобходимости научного изучения конфликтов и недоразумений в обществе, считаликонфликт нормальным социальным явлением, поскольку человеческой природе иобщественным отношениям свойственны биологические, психологические, социальныеи другие факторы, порождающие разнообразные конфликтные ситуации.
Разумеется, конфликт нельзясводить только к фактору разрушения. Его функции могут быть и позитивными: созданиесоциально-правовых групп; возникновение способов регулирования конфликтныхотношений (норм, институтов, организаций); привнесение в общество здоровогодуха соперничества и конкуренции; конфликт как источник изменений ипреобразований; конфликт как способ проявления противоположных взглядов иподходов; конфликт как школа формирования консенсуса и компромисса. Благодаряконфликту четче распознаются фигуры тех или иных должностных лиц, руководителей.Необходимо сознательное отношение к конфликту, изучение закономерностей егоразвития и решения, превращения их из стихийных процессов протекания вкоординируемый, контролируемый процесс.
Учеными дано немалорекомендаций, касающихся различных аспектов поведения человека в конфликтныхситуациях, выбора средств решения конфликтов, а также управления ими. Разработанымодели поведения человека в конфликтной ситуации с точки зрения егосоответствия психологическим стандартам.
В литературе имеется рядопределений термина «конфликт»:
психологическое противоборствосторон;
противоречие между людьмивследствие решения каких-то проблем;
столкновение противоположныхинтересов и целей;
противоречие, связанное с эмоциональнымипереживаниями и др.
Каждое из этих определений имеетв своем основании понятие «столкновение», которое детализируется взависимости от содержания процесса столкновения.
Конфликт в юридической практике- столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом целей,интересов и способов их достижения, препятствующее их практическомуосуществлению и связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Конфликты можно классифицироватьна различные виды по определенным критериям.
Конфликты по количественномуохвату участников:
внутриличностный конфликт — междуродственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя;
межличностный конфликт — междуруководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками;
межгрупповой конфликт — междуразличными группировками: организациями или группами одного либо неодинаковогостатуса.
Группа — это объединение людейпо одному или нескольким признакам, носитель коллективного сознания, созданногоее ценностями и нормами.
Различают такие виды конфликтовв группе (коллективе):
по горизонтали — между рядовымисотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу;
по вертикали — между людьминаходящимися в подчинении друг другу;
смешанные — между сторонами погоризонтали и по вертикали.
Наиболее распространеннымиявляются вертикальные и смешанные.
Конфликты по причинам, которыеих вызвали, могут быть обусловлены:
трудовым процессом;
психологическими особенностямивзаимоотношений членов коллектива, их симпатиями и антипатиями, этническимиразличиями, действиями руководителя и др.;
личностными качествами членовколлектива, различиями их правовой, этической, психологической (некоммуникабельностью,агрессивностью, неумением контролировать эмоции и др.) культуры и т.д.
Конфликты по значению для группы(коллектива):
1. конструктивные (позитивные) — затрагивают принципиальные вопросы юридической деятельности, предотвращаютзастой в профессиональной работе, стимулируют активность, способствуютконсолидации ее членов и выводят группу (коллектив) на более высокий иэффективный уровень профессиональной работы в случае разрешения конфликтныхситуаций;
2. деструктивные (негативные) — являютсярезультатом ошибочного понимания правовой реальности, резкого расхождениявзглядов и интересов членов коллектива, постановки волюнтаристских целейруководителя; обладают разрушительными последствиями, подрывают групповуюсплоченность, блокируют профессиональную работу группы юристов-практиков илирезко снижают ее эффективность.
Конфликт в своем развитиипроходит такие стадии:
стадия вызревания потенциальногоконфликта формирование противоречивых интересов, принципов, норм, которые ещене осознаются сторонами. Эту стадию также квалифицируют как возникновениеобъективной конфликтной ситуации;
стадия перерастанияпотенциального конфликта в реальный осознание участниками конфликта своих верно(адекватно понятый конфликт) или ложно (неадекватно понятый конфликт) понятыхинтересов, принципов, норм. Ее также называют стадией объективной конфликтнойситуации;
стадия конфликтных действий обострениеэмоционального фона протекания конфликтов. На этой стадии стороны сталкиваютсяс правовой действительностью, которая уточняет их первоначальные представления(образы конфликтной ситуации) и способствует разрешению конфликта либопрекращению конфликтных действий;
стадия снятия или разрешенияконфликта
осуществляется за счетпреобразования конфликтной ситуации или вследствие изменения представлений (образовконфликтной ситуации), имеющихся у сторон.
Образы конфликтной ситуации — идеальныекартины, имеющиеся у каждого из участников конфликта, включая представления осамих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях) и о среде — группе (коллективе),где складываются конфликтные отношения.
Структура конфликта, как и структуралюбого явления, состоит из элементов:
объект конфликтной ситуации: трудностиорганизационного либо профессионально-правового характера, особенности оплатытруда, специфика деловых и личных отношений конфликтующих сторон;
субъекты конфликтной ситуации: стороныконфликта — его участники — оппоненты (личность, группа, организация);
цели, субъективные мотивыучастников конфликтной ситуации: основные установки юристов-специалистов нарешение юридического дела, не совпадающие с конфликтующей стороной; их мотивыдействовать так, а не иначе, обусловленные спецификой их взглядов, убеждений,интересов — материальных и духовных;
непосредственный повод (случай,провокация) и подлинные причины (нередко скрытые) конфликтной ситуации.
Важно вовремя распознать назревающийконфликт и предотвратить его. Чтобы предотвратить конфликтную ситуацию,необходимо устранить хотя бы один из элементов структуры конфликта.
Руководитель должен уметьраспознавать конфликтную личность по таким качествам:
неадекватная (завышенная или заниженная)оценка своих возможностей и способностей, которая, как правило, противоречитадекватной оценке окружающих;
стремление лидировать во что быто ни стало, не учитывая обстоятельств;
консерватизм мышления инежелание преодолеть устаревшие взгляды и традиции;
излишняя принципиальность ипрямолинейность в суждениях и оценках, постоянное стремление высказать (свою) правдув глаза;
сочетание эмоций, проявляющихсяв тревожности, агрессивности, раздражительности, упрямстве.
Конструктивное решение конфликтапредполагает наличие следующих факторов:
1. адекватное восприятиеконфликта — умение без личных пристрастий и антипатий оценить намерения идействия свои собственные и противоположной стороны;
2. открытое общение — честноевысказывание своей позиции, готовность к обсуждению объекта конфликта и ксовместному нахождению пути выхода из конфликтной ситуации;
3. стремление конфликтующихсторон создать атмосферу взаимного доверия и сотрудничества.
Имеется несколько определенныхстилей поведения при конфликтных ситуациях, т.е. стилей решения конфликтов.
Стиль решения конфликтов — этота мера, в рамках которой одна из сторон стремиться удовлетворить собственныеинтересы при пассивном (или активном) действии и интересы другой стороны присовместном (или индивидуальном) действии.
Представим основные стилирешения конфликтов (в соответствии с сеткой Томаса — Килменна):
Стиль
конкуренции
(активное отстаивание собственной позиции)
Стиль
сотрудничества
(поиск путей совместного решения проблемы, удовлетворяющего обе стороны)
Активные
действия
Стиль компромисса (поискрешения, основанного на взаимных уступках)
Стиль
уклонения
(стремление уклониться от участия в конфликте)
Стиль
приспособления
(восстановление нормальной рабочей атмосферы путем совместного действия
с другой стороной)
Пассивные
действия
/>
Индивидуальные
действия
Совместные
действия
Стиль конкуренции (соперничества)- возможен для профессионала-юриста, обладающего сильной волей, авторитетом,властью, уверенного в правильности своего решения (в том числе непопулярного) инастаивающего на нем. Этот стиль неприемлем для коллектива или личности, скоторыми руководитель находится в доверительных и личных отношениях: он можетвызвать только чувство отчуждения. Нецелесообразно использование этого стиляюристом, который не обладает властью и имеет точку зрения, не совпадающую смнением начальника.
Стиль сотрудничества — возможендля профессионала-юриста, который активно отстаивает свои интересы, нопринимает во внимание интересы другой стороны, пытаясь с ней сотрудничать. Этотстиль требует длительной работы, умения излагать суть своих интересов,выслушивать другую сторону, сдерживать свои эмоции. Использование этого стиляполезно для обоих сторон, особенно если у них длительные, прочные ивзаимозависимые отношения, Этот стиль способен удовлетворить интересы всехсторон (интегрировать их точки зрения, обогатиться совместным опытом) и усилитьвовлечение сотрудников в совместную профессиональную деятельность.
Стиль уклонения — возможен прирассмотрении проблемы, не очень важной для какой-то стороны и она уклоняется отразрешения конфликта, не отстаивает свои права, не желает тратить силы иэнергию на выработку решения (трудный день, нет власти для благоприятного длявас решения проблемы, осознание невозможности и нежелания решать вопрос в своюпользу, незначительность источника разногласий для траты на него сил,стремление получить дополнительную информацию прежде чем принять решение и др.).Этот стиль можно применять в случаях, когда одна из сторон: а) обладает большейвластью; б) понимает, что не права; г) считает, что не следует продолжатьконтакты.
Стиль приспособления — применимтогда, когда сторонам важнее не разрешение конфликта, а восстановление согласияи спокойствия в коллективе. Тогда ради добрых отношений с коллегами однасторона поступается своей точкой зрения, особенно если осознает, что: а) у неенедостаточно власти либо шансов одержать победу в конфликтной ситуации; б) правдана другой стороне.
Стиль компромисса — возможен пристремлении сторон урегулировать разногласия при взаимных уступках, частичномудовлетворении стремлений друг друга. Этот стиль применим, когда сторонытремятся к одной и той же цели (напр., занять одну и ту же должность или один итот же кабинет), но понимают, что одновременно для них это невыполнимо и кто-тодолжен уступить. При этом обе стороны обладают одинаковой властью и имеют равносильные аргументы в свою пользу. Однако сторона, для которой удовлетворениеданного желания не столь принципиально, согласна на временное компромиссноерешение, позволяющее что-то получить. Последнее, как известно, лучше, чем всепотерять.
Стиль компромисса занимаетсрединное положение между стилями руководства и является наиболее применимым. Однаконе следует его считать удобным на все случаи. Каждый из названных стилейрешения конфликта может эффективно использоваться в определенных ситуациях. Надолишь научиться стратегически правильно выбирать один из них, который наиболееподходит для конкретных обстоятельств, не осложняет ситуацию и не сильнонарушает ваш внутренний комфорт, дает возможность избежать стресс.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Связь автоускорения при радикальной полимеризации метилметакрилата в массе со структурными изменениями полимеризующейся системы
Реферат Мито в Україні Система оподаткування в Великобританії
Реферат Інформаційно-аналітична довідка за результатами проведення серпневих нарад
Реферат Особенности правового статуса индивидуального предпринимательства
Реферат Зеленая птичка
Реферат Battle Of New Orleans Essay Research Paper
Реферат Человек и биосфера
Реферат Патология щитовидной железы и беременность
Реферат Унитаризм, федерация, конфедерация
Реферат Основы электротехники
Реферат История науки и проблема ее рациональной реконструкции
Реферат Концептуальные основы единой системы государственного кадрового обеспечения сферы информатизации
Реферат Ballad Of Birmingham Essay Research Paper The
Реферат Аграрный эксперт
Реферат «Проблемы задолженности развивающихся стран»