Реферат по предмету "Психология"


Я-концепция как социально-психологический феномен

--PAGE_BREAK--

Глава 2. Я — концепция как социально — психологический феномен

2.1 Феноменологический подход к пониманию «Я-концепции»

Психология «Я — концепции» как одна из социально-психологических схем личности в целом опирается на положения феноменологического подхода или гуманистической психологии и в незначительной степени психоанализа.

Как уже отмечалось, «Я — концепция» — это сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. «Я — концепция» личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.

Феноменалистический подход в психологии (его иногда называют перцептивным или гуманистическим) в понимании человека исходит из впечатлений субъекта, а не из позиций внешнего наблюдателя, то есть как индивид воспринимает самого себя, какое влияние на поведение индивида оказывают его потребности, чувства, ценности, убеждения, только ему присущее восприятие окружающей обстановки. Поведение зависит от тех значений, которые в восприятии индивида проясняют его собственный прошлый и настоящий опыт. Согласно этому направлению, индивид не может изменить сами события, но может изменить свое восприятие этих событий и их интерпретацию. Именно это является задачей психотерапии: она не снимает проблему, но позволяет человеку, испытывающему психологические затруднения, взглянуть на себя по-новому и более эффективно справиться с той или инеи ситуацией.

Центральным понятием феноменалистического подхода является восприятие, то есть процессы отбора, организации и интерпретации воспринимаемых явлений, приводящие к возникновению у индивида целостной картины психологического окружения. Это окружение называют по-разному: перцептивное поле, психологическое поле, феноменологическое поле или жизненное пространство. Но, в конце концов, дело не в терминологии. В сущности, речь идет об индивидуальных значениях, которые формируются в сознании каждого человека и, так или иначе, определяют его поведение. По мнению сторонников феноменалистического подхода, поведение человека можно понять, лишь встав на его точку зрения. Не явление само по себе, а уникальное восприятие индивидом этого явления рассматривается перцептивными психологами как подлинная реальность.

Итак, ведущий принцип феноменалистической психологии заключается в том, что поведение рассматривается как результат восприятия индивидом ситуации в данный момент. Восприятие, разумеется, отличается от того, что физически существует вовне. Тем не менее, что человек воспринимает, это является для него единственной реальностью, посредством которой он может управлять своим поведением. Феноменалистический подход к поведению, которое неразрывно связано с Я-концепцией, объясняет поведение индивида, исходя из его субъективного поля восприятия, а не на основе аналитических категорий, заданных наблюдателем.

Например, ваше восприятие школьной действительности будет сильно различаться в зависимости от того, какого вы мнения о себе как об преподаватели или ученике. В зависимости от Я-концепции ученика экзамен может восприниматься им как положительный стимул или как нечто угрожающее, а первая парта в классной комнате — либо как место «под носом у учителя», либо как место, откуда лучше всего слышны его объяснения. Эта селективность (выборочность) восприятия также укрепляет перцептивную установку и тем самым затрудняет возможность изменить ее.


2.2 Основные положения феноменологического подхода
Феноменологический подход к поведению (гуманистическая психология), в котором теория «Я – концепции» стала связующим ин-тегративным принципом, понимает поведение на языке феноменального поля субъекта — субъективно воспринимаемая и осознаваемая реальность индивида, а не аналитические категории, созданные внешним наблюдателем. В целом, теория Я — концепции, разработанная в рамках феноменологического подхода, сводится к следующим положениям:

1.                 Поведение есть продукт восприятий индивида, которые по своей природе феноменологичная психологическая реальность индивида — это не объективная реальность как таковая, а продукт его субъективных восприятий в момент поведения.

2.                 Центральной, интегрирующей точкой феноменального поля является Я — концепция, вокруг которой организуются все субъективные восприятия индивида.

3.                 Я — концепция является одновременно и продуктом восприятий, и совокупностью представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.

4.                 С формированием Я — концепции поведение в целом начинает регулироваться ею.

5.                 Я — концепция относительно согласованна во времени и ситуативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность.

6.                 Потребность в положительном отношении к себе от других людей возникает параллельно с формированием Я — концепции. Потребность в положительном отношении к себе самому (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми.

7.                 Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и Я — концепцией используются различные защитные стратегии.

8.                 Существует одно главное мотивационное побуждение человека — потребность в поддержании и повышении ценности своей Я – концепции.

Таким образом, феноменологическое направление теории личности выдвигает идею о том, что именно субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Другими словами, каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Представители этого направления отрицают идею о том, что мир существует сам по себе как неизменная действительность для всех. Они утверждают, что объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени.

Другой важный аспект — идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Они свободны в решении, какой должна быть их жизнь. Самоопределение является существенной частью человека. Оно приводит к заключению, что люди ответственны за то, что они собой представляют.

И наконец, люди по своей природе добры и обладают стремлением к совершенству: реализации внутренних возможностей и личностного потенциала. Это четко отражает позитивный и оптимистический взгляд феноменологического подхода на человечество.

Концепции и положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее ярко выражены в работах Карла Роджерса.
2.3 Теория Карла Роджерса

С точки зрения психологии как науки, Я-концепция является определяющей в подходе американского психолога и психотерапевта Карла Роджерса (1902-1987). Фактически, конструкт «Я» является столь неотъемлемой частью роджерсовской теории личности и психотерапии, что некоторые психоаналитики определяют ее как «теорию Я».

Феноменологическая теория К. Роджерса акцентирует внимание на том, что поведение человека можно понимать через его субъективное (феноменальное) восприятие и познание действительности.

Объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Суть феноменологического направления в том, что люди способны сами определять свою судьбу. Это рассуждение приводит в конечном итоге к заключению, что люди ответственны за то, что они собой представляют.

Развитие Я-концепции по К. Роджерс

В отличие от таких теоретиков, как Фрейд, Адлер и Эриксон, Роджерс не создавал специальную схему критических стадий, через которые проходят люди (преодолевая психологический стресс) в процессе формирования Я-концепции. Он сосредоточивался на том, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества и детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя.

Изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно, будь то ощущения тела или внешние стимулы, такие как движение игрушек, подвешенных над кроваткой. Младенец не сознает себя как отдельное сущее, поэтому он не делает различий между тем, что есть «мое» и что – «не мое». Следовательно, для новорожденного Я не существует.

Роджерс выдвинул теорию, что когда Я только формируется, оно регулируется исключительно организмическим оценочным процессом. Иначе говоря, младенец оценивает каждое новое переживание с позиции того, способствует оно или препятствует его врожденной тенденции к актуализации. Например, голод, жажда, холод, боль и неожиданный громкий шум оцениваются негативно, так как мешают поддержанию биологической целостности. Пища, вода, безопасность и любовь оцениваются позитивно, так как они способствуют росту и развитию организма. В некотором смысле организмический оценочный процесс является контролирующей системой, которая способствует правильному удовлетворению потребностей младенца. Младенец оценивает свои переживания в соответствии с тем, нравятся они ему или не нравятся. Такое оценивание проистекает из его спонтанной реакции на непосредственные переживания.

Структура Я впоследствии формируется через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими (например, родители, братья и сестры). Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной (точка зрения Роджерса близка к взглядам Кули и Мида). Следовательно, в значительной степени содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации.

Самоактуализация

Как отмечалось ранее, отличительной чертой феноменологического подхода к теории личности является тезис о том, что люди изначально добры и обладают стремлением к совершенству, а значит, естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации (отличия друг от друга), автономности и зрелости.

Изучая природу человека, К. Роджерс пришел к выводу, что сущность человеческой природы ориентирована на движение вперед, к определенным целям, конструктивна и реалистична. По мнению Роджерс, Фрейд нарисовал картину человека, в глубине души иррационального, несоциализированного, разрушительного по отношению к собственному Я и к другим. Роджерс вполне допускает, что индивид может иногда проявлять себя подобным образом, но в это время он действует как невротик, а не как здоровый человек. Когда человек ощущает психологическую свободу, он открыт опыту и может действовать в позитивной, доверительной и конструктивной манере.

Наряду с точкой зрения о позитивной природе человека, К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все человеческое поведение вдохновляется и регулируется неким мотивом, который он назвал тенденцией актуализации (сохранить и развить себя), максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.

Тенденция актуализации человека берет свое начало в физиологических процессах организма — это не психологическая тенденция, а биологический факт. С одной стороны, нацелена на снижение напряжения, на сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя, а с другой — на повышение напряженности, так как поведение индивидуума мотивировано его потребностью развиваться и улучшаться. Наиболее важным аспектом этой тенденции, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации (сделать себя таким, как ты хочешь). Роджерс так определял тенденцию самоактуализации: «Это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью».

Потребность в позитивном внимании

По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании, которая универсальна, развивается как осознание возникновения «себя», она всепроникающа и устойчива.Поскольку Роджерс склоняется к тому, что эта потребность возникает в процессе социализации индивида, то ее можно рассматривать и с точки зрения самоактуализации личности.

Потребность в позитивном внимании к себе –приобретенная потребность, которая появляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности к позитивному вниманию. Как будто структура Я стала для самой себя «значимым социальным другим». Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках. Следовательно, человек вряд ли поведет себя не в соответствии с Я-концепцией, так как это не будет удовлетворять потребность в позитивном внимании к себе.

Психологическая дезадаптация

Поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе. Так возникает рассогласование между Я и реальным опытом, иными словами, развивается психологическая дезадаптация.

Дезадаптацию следует понимать как результат попыток оградить сложившуюся Я-концепцию от угрозы столкновения с таким опытом, который с ней не согласуется. Это приводит к селективности и искажениям в восприятии или к игнорированию опыта в форме неверной его интерпретации.

Рассматривая понятие идеального Я, Роджерс полагает, что благодаря психотерапевтическому воздействию восприятие идеального Я становится более реалистичным и Я начинает больше гармонировать с идеалом. Таким образом, можно считать, что личностная дисгармония характеризуется существованием нереалистического собственного идеала и/или несоответствием между Я-концепцией и идеальным Я.

Главная проблема в подходе Роджерса к пониманию Я-концепции связана с использованием индивидом механизмов психологической защиты, необходимых для того, чтобы преодолеть диссонанс между непосредственным его опытом и Я-концепцией. Реагируя на состояние такого диссонанса как на угрозу, возникающую вследствие переживаний, противоречащих Я-концепции, индивид использует один из двух защитных механизмов — искажение или отрицание. Первое используется для того, чтобы изменить личностную значимость переживания; второе как бы устраняет сам факт наличия переживания.

Клиентцентрированная терапия

К. Роджерс использует терапию, центрированную на клиенте, как метод, направленный на модификацию состояния Я-концепции с целью устранения диссонанса между нею и непосредственными переживаниями индивида. В результате невротический синдром у него устраняется и достигается состояние психологической адаптации.

Часто причины такого несоответствия между Я-концепцией и реальными чувствами следует искать в ранних периодах жизни. Нередко условием родительской любви и хорошего отношения является отказ ребенка от своих истинных чувств. Если он действительно злится на мать, то он — плохой мальчик, человек недостойный. В воспитании детей Роджерс считает важным не требовать от них, чтобы в качестве условия родительского расположения они отказывались от своих подлинных чувств или искажали их, хотя родители и вправе требовать от детей подавления открытого выражения этих чувств. Ребенку следует не отказываться от них, а быть сдержанным в их проявлении. Это в значительной степени помогает избежать дезадаптации впоследствии.

Карл Роджерс особо подчёркивал эффективность клиентцентрированной терапии в игровом взаимодействии с проблемными детьми. В работе по данной области, согласно позиции автора, вербальная коммуникация нередко сведена к минимуму, а иногда, полное её отсутствие. Самым важный момент — групповая терапия (кстати она даёт хороший эффект не только при работе с проблемными детьми, но и со взрослыми). Эффект её заключается в наблюдении за действиями партнёра как за наглядным близким примером.


Глава 3. Социальная идентичность

3.1 Социальная идентичность как часть «Я-концепции»

Понятие «идентичность» первоначально появилось в психиатрии в контексте изучения феномена «кризиса идентичности», описывавшего состояние психических больных, потерявших представления о самих себе и последовательности событий своей жизни. Американский психоаналитик Эрик Эриксон перенес его в психологию развития, показав, что кризис идентичности является нормальным явлением развития человека. Проблематика Я-концепции рассматривается Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, о которой подробнее в следующей главе.

Если же говорить о социальной идентичности, то это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».

Например, когда людей просят рассказать о себе, задают им вопрос: «Кто вы?», то в ответах они нередко относят себя к той или иной группе, категории, общности. В подобных случаях речь идет о социальной идентичности индивида. Это важная часть Я-концепции, которая основана на его принадлежности к какой-либо социальной группе вместе с присущими данной группе нормами и ценностями. В качестве примеров можно назвать семью, какую-либо организацию, религиозную или этническую группу, любое другое сообщество, укрепляющее значимые аспекты собственного Я.

Люди не только относят себя к определенным группам, но также рассматривают других как членов тех же самых групп или как членов других групп. Отсюда идет подразделение остальных людей на категории «мы» и «они». «Мы» — это люди, принадлежащие к группам, членство в которых является важным для нас. «Они» — это все остальные, это чужаки, не относящиеся к «нашим» группам. Группы, входящие для нас в категорию «мы», составляют часть нашей социальной идентичности.

В ходе повседневной жизни индивид обычно сравнивает свои личные достижения в какой-либо сфере с достижениями других. При этом люди также сравнивают успехи «своих» групп с успехами групп «чужих». Когда кто-то из «своих» добивается крупного успеха, то все остальные члены этой общности, даже не игравшие никакой роли в этом успехе, также испытывают чувство гордости и даже личного удовлетворения достижением некоторых из нас. Например, известно какой эмоциональный подъем испытывают люди в стране, национальная сборная которой выигрывает Кубок мира по футболу. Такое явление, когда люди греются в лучах чужой славы, способствует повышению индивидуальной самооценки, потому что социальная идентичность этих людей в данной сфере составляет интегральную часть их Я-концепции. Люди очень стремятся к тому, чтобы косвенным образом разделить успех членов «своей» группы, особенно после личных неудач. Вот почему правительства некоторых стран склонны порой затевать «маленькую победоносную войну», чтобы отвлечь своих граждан от их тяжелого экономического положения.

Итак, люди охотно разделяют успехи членов «своей» группы. Что же происходит, когда те, с кем мы идентифицируем себя, терпят неудачу? Здесь отмечаются два типа реакций. Во-первых, поскольку люди имеют тенденцию переоценивать качество выполнения какой-либо деятельности членами «своей» группы по сравнению с «чужими», то часто для них наступает время признать неудачу вполне обоснованной. Во-вторых, в случаях когда поражение настигает членов «своей» группы, этому находится оправдание. Вспомните, как в спорте после проигрыша «своей» команды болельщики часто оправдывают это неблагоприятными ситуационными факторами, например, ошибками судьи или его несправедливостью. Защищая «свою» команду, болельщики защищают свою самооценку.

Важнейшие положения теории социальной идентичностиформулируются в виде следующих постулатов:

1. Социальная идентичность складывается из тех аспектов образа «Я», которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп;

2. Индивиды стремятся к сохранению или повышению своей самооценки, т.е. стремятся к положительному образу себя;

3. Социальные группы и членство в них связаны с сопутствующей им положительной или отрицательной оценкой, существующей в обществе, следовательно, социальная идентичность может быть положительной или отрицательной.

4. Оценка собственной группы индивидом определяется взаимоотношениями с некоторыми другими группами через социальное срав-нение ценностно значимых качеств и характеристик. Сравнение, результатом которого становится положительное отличие своей группы от чужой, порождает высокий престиж, отрицательное — низкий.

Особой разновидностью социальной идентичности является этническая идентичность — индивидуальное чувство личной идентификации с определенной этнической группой. Этническая идентичность является состоянием сознания, и ее приобретение часто требует значительных ментальных усилий.

Поскольку этническая самоидентификация является важным компонентом Я-концепции, следует отметить те признаки, которые воспринимаются индивидами как главные при определении национальности человека. Данные отечественных исследований (Старовойтова, 1978; Сикевич, 1994) показывают, что этническая самоидентификация достаточно вариабильна и обусловлена определенными факторами.

Место проживания на своей этнической территории или в иноэтнической среде. Если в первом случае больший вес придается происхождению (национальность родителей), то во втором случае яснее осознается этнокультурная общность.

Возраст. Молодежь в большей мере ориентирована на выбор национальности «по желанию самого человека» и меньше — на происхождение.

Уровень образования. С ростом образования возрастает ориентация на выбор национальности «по желанию», а не определение ее по происхождению. Характерно также, что если лица с низким уровнем образования обращают внимание на явные черты этнического сходства и различия (язык, внешность), то более образованные люди выделяют неявные, но существенные черты (характер и особенности поведения).

Социальная идентичность является важным компонентом Я- концепции, так как влияет на самооценку индивида, описывает его принадлежность к какой-либо социальной группе вместе с присущими данной группе нормами и ценностями. Впервые детально понятие идентичности было представлено в работах эго-психолога Э.Эриксона.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.