Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит формирования финансовых результатов деятельности организации

Кафедра: Бухгалтерскогоучета, аудита, финансов и кредита
Курсовая работа
по дисциплине: «Аудит»
Тема: «Аудит формированияфинансовых результатов деятельности организации»

Вологда 2010

Содержание
 
Введение
1. Актуальные проблемы аудита формирования финансовыхрезультатов
2. Экономическая характеристикаФирмы «Студент»
3. Планирование аудита
4. Аудит финансовых результатовфирмы «Студент»
5. Рекомендации по результатам аудита
Выводы и предложения
Список используемой литературы
Приложения

Введение
В последниегоды в практике российского бухгалтерского учета происходят довольно серьезныеизменения, связанные с перестройкой всей национальной учетной системы иприведением её к требованиям международных стандартов учета. Так, например,кардинально изменен подход к формированию доходов и расходов организации дляцелей бухгалтерского учета, значительные изменения внесены в составбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, бухгалтерский учет практическиполностью отделен от налогового.
Первые шаги вобласти реформирования бухгалтерского учета показывают их неоднозначноевосприятие большинством практиков. Во многом это связано с отрицательнымвлиянием на происходящее неблагоприятной ситуации в области платежногообращения, налоговых взаимоотношений с государством.
В условияхперехода к рыночным отношениям в деятельности предприятия финансовые результатыстали занимать одно из ведущих направлений, как в области учета, так и прианализе и аудите деятельности предприятия.
Проблемамиаудита финансовых результатов в отечественной практике занимаются многиеученые. Среди них такие, как Безруких П.С., Патров В.В., Никифорова Н.А.,Подольский В.И., Волкова В.М., Донцова Л.В., Овсейчук М.Ф. и другие.
Эти авторыдают свое понимание проблем аудита и анализа финансовых результатов, и ихмнения зачастую весьма противоречивы. Важным направлением исследования аудита ианализа финансовых результатов является изучение зарубежного опыта и попыткаадаптации элементов зарубежных методик на отечественных предприятиях. Всевышеуказанные факторы обуславливают важность и актуальность темы курсовойработы.
Целью работыявляется обобщение отечественного и зарубежного опыта аудита финансовыхрезультатов, разработка для Фирмы «Студент» основ методики аудита, составлениепрограммы аудита и рекомендаций в области исследования.
Длядостижения цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
— изучение литературы по вопросам формированияи использования финансовой информации, существующих методик аудита изарубежного опыта повышения аналитичности их информационной базы;
— проанализированы методические вопросы формированияфинансовых результатов от продаж товаров (работ и услуг);
— определены задачи информационного обеспеченияаудита финансовых результатов;
— формулировка выводов и предложений посовершенствованию действующей практики аудита продаж, а также разработкарекомендаций по улучшению деятельности исследуемого предприятия.
Объектом исследования курсовой работы является деятельностьФирмы «Студент».
Для написания курсовой работы была использованаметодическая, научная и учебная литература, нормативные документы,законодательные акты, статьи периодической печати, а также данные учета иотчетности Фирмы «Студент».

1. Актуальные проблемы аудита формированияфинансовых результатовОсвоение рыночных отношений в России вызываетнеобходимость дальнейшего совершенствования аудита, разработки отраслевыхметодик аудиторских проверок с учетом особенностей деятельности различныхотраслей.В связи с реформами в экономике страны растутпотребности в получении достоверной и полной информации о финансовом иимущественном положении организаций. Такие сведения необходимы как внутреннимпользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности — руководителям,учредителям, собственникам имущества организации, так и внешним — инвесторам,кредиторам, заказчикам. Наиболее перспективным направлением, призваннымудовлетворить эти потребности, является такая система финансового контроля, какаудит. Она позволит совместно с системой государственного контроля обеспечитьнеобходимой и достоверной информацией пользователей финансовой (бухгалтерской)отчетности. Решение данной задачи становится тем болееактуальным, что отсутствуют методические рекомендации по проведение аудитапродаж и их результата для ряда деятельностей. Разработанные к настоящемувремени нормативные и законодательные документы не отражают спецификибухгалтерского учета строительных организаций. В этой связи необходимоотметить, что руководители и специалисты в области бухгалтерского учетаиспытывают острую потребность в аудиторских услугах. Связано это не только стребованиями законодательства об обязательном аудите, но и с постоянноменяющейся системой бухгалтерского учета и налогообложения, а также с желаниемсобственника контролировать финансовую ситуацию организации. В настоящее время назрела острая необходимостьв проведении исследования, направленного на разработку методики аудитафинансовых результатов от реализации работ и услуг с целью максимальногосокращения времени проверки и повышения ее качества.Теоретической и методологической основойисследования послужили научные труды российских и зарубежных ученых-экономистовпо проблемам развития и становления аудита, нормативные и законодательные акты,регламентирующие аудиторскую деятельность, организацию бухгалтерского учета исоставление финансовой (бухгалтерской) отчетности в РФ, приказы, инструкции,письма. Вопросы организации аудита рассматривались в трудах ведущих ученых ипрактиков России в области бухгалтерского учета, анализа и аудита: БычковойСМ., Гутцайта Е.М., Камышанова П.И., Ковалева О.В., Константинова Ю.П., ОвсийчукМ.Ф., Подольского В.И., Ремизова Н.А., Степанова И.С., Соколова П.А., СкобарыВ.В., Суйца В.П., Терехова А.А., Шеремета А.Д. и других.В условиях перехода к рыночным отношениямкачественное изменение претерпевают экономические рычаги управления, в томчисле учет, контроль, анализ и аудит.
Важную роль врешении возникающих проблем призвана сыграть рационализация информационногообеспечения, т.к. в сложившихся условиях хозяйствования предприятия испытываютвсё большую потребность в получении всесторонней информации о финансовых ихозяйственных процессах. В связи с этим наблюдается рост популярностиразличного рода систем управленческой информации, основу для которых составляютданные, формируемые в процессе бухгалтерского учета. Так, на Западе для удовлетворенияразнообразных информационных потребностей обычно создают управленческуюинформационную систему, которая состоит из взаимоувязанных подсистем, выдающихинформацию, необходимую для управления фирмой. При этом бухгалтерскаяподсистема является наиболее важной, так как она играет ведущую роль вуправлении потоком экономической информации и направлении её во всеподразделения фирмы, а также заинтересованным лицам вне фирмы. В нашей странеразделение бухгалтерии на финансовую и управленческую, а, соответственно, иделение информации на используемую в целях управления и традиционно формируемуюв бухгалтерии, не распространено. В соответствии с определением Американскогоинститута присяжных бухгалтеров функция учета заключена в следующем:“обеспечить количественную информацию, главным образом финансового характера, охозяйственных субъектах в целях использования этой информации для принятияуправленческих решений” [2].
Финансовыйрезультат представляет собой прирост (или уменьшение) стоимости собственного капиталаорганизации, образовавшийся в процессе ее предпринимательской деятельности заотчетный период.
С точкизрения бухгалтерского учета конечный финансовый результат деятельностипредприятия – это разность между доходами и расходами. Этот показатель важнейшийв деятельности предприятия и характеризует уровень его успеха или неуспеха.
Финансовыерезультаты деятельности предприятия определяются, прежде всего, качественнымипоказателями выпускаемой предприятием продукции, уровнем спроса на даннуюпродукцию, поскольку, как правило, основную массу в составе финансовыхрезультатов составляет прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг).
Финансовыйрезультат деятельности предприятия служит своего рода показателем значимостиданного предприятия в народном хозяйстве. В рыночных условиях хозяйствованиялюбое предприятие заинтересованно в получении положительного результата отсвоей деятельности, поскольку благодаря величине этого показателя предприятиеспособно расширять свою мощность, материально заинтересовывать персонал,работающий на данном предприятии, выплачивать дивиденды акционерам и т.д.
Конечныйфинансовый результат деятельности предприятий является предметом исследованиямногих авторов. Их понимание сущности этого понятия далеко неоднозначно.
Так,например, Козлова Е.П., Парашутин Н.В. считают, что сводным (интегрирующим)показателем, характеризующим финансовый результат деятельности предприятия,является балансовая (валовая) прибыль или убыток.
КамышановП.И. считает, что конечный финансовый результат деятельности предприятиявыражается в показателе прибыли и убытка.
Подводя итогвышесказанному, хотелось бы отметить, что взгляды специалистов на проблемуопределения экономической сущности понятия финансовый результат разнообразны.Следует напомнить, что в современных условиях перехода России к рыночнымотношениям проблема определения сущности различных показателей, относящихся кфинансовым результатам деятельности предприятия, весьма актуальна. Ведьзачастую даже в нормативных актах, регулирующих бухгалтерский учет иналогообложение, даются различные трактовки одного и того же понятия. Например,приходится часто сталкиваться с мнением, что чистая прибыль и прибыль,остающаяся в распоряжении предприятия, это одно и то же. Но это совсем не так.
В целях нашейработы нас интересует прибыль. Прибыль (доход) от основной деятельностисоответствует прибыли от реализации продукции, работ, услуг, отражаетфинансовый результат деятельности, ради которой создано предприятие. Прибыль отпрочих доходов и расходов.
Значительноеколичество показателей, характеризующих финансовые результаты деятельностипредприятия, создают методические трудности для их системного рассмотрения.Различия в назначении показателей затрудняют выбор каждым участником товарногообмена тех из них, которые в наибольшей степени удовлетворяют его потребности винформации о реальном состоянии данного предприятия. Например, администрациюпредприятия интересует масса полученной прибыли и ее структура, а такжефакторы, воздействующие на ее величину. Налоговая инспекция заинтересована вполучении достоверной информации обо всех слагаемых балансовой прибыли и т.д.
В зарубежнойпрактике прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую.
Бухгалтерскаяприбыль представляет собой общую выручку или валовой доход фирмы за вычетомвнешних издержек.
Экономическаяприбыль – это общая выручка за вычетом всех издержек. В практике зарубежныхфирм бухгалтерский подход и бухгалтерская прибыль применяются для распределениядоходов и налогообложения. Для выбора технической и экономической политикиприменяются экономический подход и экономическая прибыль.
Как вотечественной, так и в зарубежной практике используется разнообразная финансоваяинформация для аудита. Рассмотрим особенности отечественной и зарубежной системинформации, используемых в процессе анализа и аудита финансовых результатов.
Формируемаяна основе данных бухгалтерского учета финансовая информация позволяет болееполно охарактеризовать финансовые результаты деятельности предприятия.
Однако дляудовлетворения информационных потребностей бухгалтерская информация должнапредставлять собой не просто набор более или менее интересных и важных сведенийиз области хозяйственной жизни, а целостную систему экономических показателей,полезных для принятия эффективных решений. Основной формой представленияфинансовой информации, в условиях рыночной экономики, на уровне предприятияявляется бухгалтерская отчетность.
Создатели“Энциклопедии общего аудита” считают, что “отчетность представляет собойсистему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организацииза отчетный период ” [2,3].
Финансоваяотчетность предприятия используется при аудите продаж и их финансовыхрезультатов, показатели которых имеют важное значение для различных групппользователей.
Рыночнаяэкономика значительно изменила круг пользователей бухгалтерской отчетности.Традиционно выделяется две группы пользователей (в нашей стране):
1) внешниепользователи;
2) внутренниепользователи.
К внешнимпользователям относятся лица, которые находятся за пределами предприятия, ноимеют заинтересованность в результатах его деятельности. Это инвесторы,поставщики, кредиторы, различные коммерческие контрагенты, правительство,общественность и другие заинтересованные лица.
К внутреннимпользователям относятся лица, непосредственно работающие в данной организации.Это администрация, рабочие, служащие.
Всоответствии с данной классификацией выделяют внутренний и внешний аудит.Обобщим информацию о данной классификации в таблице.
Таблица1.2
Пользователи финансовойотчетности, виды аудитаПользователи Виды аудита
1. Внешние – лица, находящиеся за пределами предприятия, имеющие заинтересованность в результатах его деятельности:
1.1. Поставщики.
1.2. Инвесторы.
1.3. Кредиторы.
1.4. Правительство и др. 1. Внешний–проводится полностью независимым от предприятия аудитором или аудиторской фирмой.
2. Внутренние – лица, непосредственно работающие на данном предприятии:
2.1. Администрация
2.2. Руководство
2.3. Служащие и рабочие 2. Внутренний – проводится внутренними службами предприятия.
В международной практике всех пользователей,потенциально заинтересованных в получении финансовой информации, делят на тригруппы:
1) лица, непосредственно занимающиеся бизнесом вданной фирме (администрация предприятия, персонал, служащие);
2) лица, которые находятся за пределамипредприятия, но имеют прямую финансовую заинтересованность в данном бизнесе(кредиторы, инвесторы, поставщики и т.п.);
3) лица, имеющие косвенную финансовуюзаинтересованность в данном бизнесе (государственные и налоговые органы,аудиторы, юристы, профсоюзы).
По мнению Б.И. Нидлза, Х. Андерсена, Д.В.Колдуэлла и других американских ученых – экономистов в современных условияхбухгалтерский учет не является “целью в себе”. “Напротив, он выполняет роль информационнойсистемы, которая оценивает, обрабатывает и передает финансовую информацию обопределенном экономическом объекте тем, кому она необходима. Эта информациядает возможность пользователям принимать обоснованные решения при управлениихозяйственной деятельностью фирмы”.
Оценка финансовых результатов деятельностипредприятия и использование ее в процессе принятия управленческих решений впрактике отечественных предприятий все больше стала ориентироваться на методы,используемые в зарубежной практике. Об этом свидетельствует изменение состава исодержания бухгалтерской отчетности, расширение круга ее пользователей,внедрение в практику отечественного анализа системы коэффициентов, используемыхпри оценке зарубежных предприятий.
Таким образом, в условиях становления рынка иразвития новых направлений в области бухгалтерского учета и аудита в Россиивозникает необходимость более глубокого изучения особенностей учета, аудита,используемых в практике стран с развитой рыночной экономикой.
Большую ценность для анализа и аудитапредставляет включаемая в финансовую отчетность дополнительная информация, подкоторой понимаются различные комментарии, справки таблицы, дополнительныепоказатели, позволяющие лучше понять и более объективно оценить результатыдеятельности компании, отраженные в основных формах отчетности.
В специализированной литературе последних летиздания понятие аудита определяется как проверка, ревизия, анализ хозяйственнойдеятельности. В некоторых источниках, излагающих иностранный опыт, аудит необходимопонимать как комплексно-экономический анализ. Аудит – осуществляемая надоговорных началах проверка независимых аудитором или аудиторской организациейправильности ведения бухгалтерского учета достоверности и полноты финансовойотчетности и ее соответствия на предприятии (любой формы собственности)требованиям действующего законодательства.
На наш взгляд, приведенное определение учитываетэволюцию аудита, подчеркивает его необходимость, указывает на роль аудита,позволяющего определить действительное финансовое состояние предприятия и датьрекомендации по его улучшению, разработать его финансовую стратегию, а такжеотражает консалтинговую сторону аудита.
Выделяется внешний и внутренний аудит.
Внешний аудит– проверка со стороны аудиторской фирмой или отдельным аудитором, полностьюнезависимым от проверяемого предприятия. Внутренний аудит – проверка,осуществляемая самими работниками предприятия. Необходимо отметить, что внешнийи внутренний аудит продаж и их финансовых результатов дополняют друг друга.
В соответствии с Постановлением ПравительстваРФ “Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономическихсубъектов, по которым бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежитобязательной ежегодной аудиторской проверке” обязательному аудиту подлежат:
1. по организационно-правовой форме –акционерные общества открытого типа;
2. по виду деятельности экономического субъекта– банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и обществавзаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты(инвестиционные фонды, холдинговые компании), внебюджетные фонды, источникомобразования которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательныеотчисления, производимые как юридическими, так и физическими лицами (Пенсионныйфонд, фонд социального страхования и др.), благотворительные и иные фонды,источником образования которых являются добровольные отчисления граждан(негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и др.);
3. по источникам финансирования уставногокапитала – если в уставном капитале есть доля иностранного инвестора;
4. по финансовым показателям деятельности –экономические субъекты (за исключением государственных и муниципальных) приналичии одного из следующих финансовых показателей:
-выручка от реализации продукции (работ, услуг)за год превышает 500000 минимальных размеров оплаты труда, установленнойзаконодательством;
— сумма активов баланса превышает на конец года200000 минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством РФ.
Аудит финансовых результатов деятельностипредприятия весьма обширен.
Программа аудита продаж и их финансовыхрезультатов от обычных видов включает в себя следующие моменты:
1) проверка наличия приказа по учетной политикес указанием метода определения выручки от реализации продукции;
2) проверка правильности определения и законностиотражения фактической прибыли от реализации продукции на счетах бухгалтерскогоучета;
3) проверка правильности отражения сделок побартеру;
4) проверка правильности отражения прибыли, полученнойот покупателей продукции в виде финансовой помощи, краткосрочных кредитов илипополнения фондов специального назначения;
5) проверка правильности отражения выручки от реализациипродукции при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
6) проверка правильности отражения в учете коммерческихрасходов;
7) проверка правильности отражения в учете выручкиот реализации продукции подсобных обслуживающих хозяйств;
8) проверка законности и обоснованностисоздания резервов по сомнительным долгам;
9) проверка правильности определения предприятиемпредполагаемой выручки от реализации продукции и прибыли для исчисленияавансовых платежей. При проведении аудита финансовых результатов от обычныхвидов деятельности важное значение имеет аудит себестоимости реализованнойпродукции.
При аудите себестоимость реализованнойпродукции проверяется правильность отнесения на себестоимость:
1) стоимости материально-производственных запасов(материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.д.);
2) затрат на оплату труда;
3) отчислений на социальные нужды;
4) амортизации основных фондов;
5) прочих затрат.
В состав прочих затрат входят: оплата процентовза пользование кредитами банков, амортизация нематериальных активов, командировочныерасходы, затраты на ремонт основных фондов, плата за землю и другие затраты,предусмотренные Положением о составе затрат.
Рассмотрим направления аудиторской проверки однойиз составляющих прочих затрат – командировочных расходов. В целях наиболее эффективнойорганизации аудиторской проверки, на наш взгляд, необходимо применениетематических тестов в процессе проверок.
Аналогичные тесты можно составить и для другихнаправлений аудита
Аудит продаж и их финансовых результатовпредприятия предполагает достижение следующих целей:
1) установление достоверности финансовогорезультата;
2) проверка корреспонденция (отражениехозяйственных операция на бухгалтерских счетах);
3) правильность формирования себестоимостипродукции;
4) правильность составления бухгалтерскихдокументов по участку аудита;
5) правильность составления отчетности,обеспечение сопоставимости показателей отчетности.
При проведении аудита используются различныеспособы и приемы анализа. Одной из важных функций аудитора являетсяпредоставление консультационных услуг проверяемому им предприятию. Проверкафинансовых результатов, оказание консультационных услуг немыслимы безтщательного анализа финансовых показателей. Поэтому каждый аудитор должен знатьтехнологию проведения финансового анализа предприятия, уметь делать на егооснове необходимые выводы.
Обобщая выше сказанное можно сделать вывод, чтоаудит доходов, расходов и формирования финансовых результатов на каждомпредприятии будет отличаться, и зависит это от вида деятельности организации.Однако есть и общие направления – выявление недостоверных результатов, помощь висправлении ошибок, анализ деятельности.

2. Экономическая характеристика Фирмы«Студент»
Для того чтобы провести аудиторскую проверкуаудитору необходимо получить сначала информацию об объекте исследования.Экономическую, правовую и организационною информацию можно получить изучредительных документов, приказов и отчетности организации.
Фирма «Студент» – коммерческая организация,является юридическим лицом и имеет обособленное имущество, отраженное на егосамостоятельном балансе, правовая форма ООО. Форма собственности – частная. Фирма«Студент» имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые дляосуществления любых видов деятельности, не запрещенных Федеральным законом.
Основная деятельность организации оптоваяторговля канцелярскими товарами. Ассортимент организации разнообразен.Завоевание рынка продаж очень сложная задача для любой организации. За довольнонебольшой срок существования Фирма «Студент», по нашему мнению, достигла неплохих результатов. Фирма имеет большой рынок сбыта товаров – это предприятия иорганизации расположенные в Вологодской и Архангельской областях (рис.1). Фирмаимеет постоянных клиентов, с которыми работает на протяжении нескольких лет предоставляяим особый порядок отгрузки товаров и расчетов.
Бухгалтерский учет в организации осуществляется всоответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996года № 129 – ФЗ. Бухгалтерский учет ведется на основании приказа по учетнойполитике № 1 от 03.01.03. После утверждения учетной политики руководителем организацииона приобретет статус юридического документа. Бухгалтерский учет ведется сприменением ЭВМ, используется бухгалтерская программа 1С Предприятие, версия7.7., релиз 4.6. Цель данной организации – получение максимально высокогодохода.

/>
Рис. 1. Рынок сбыта товаров
Бухгалтерия организации обеспечивает обработкудокументов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и наих основе – составление отчетности. Своевременное получение учетной информациио финансово – хозяйственной деятельности организации позволяет руководителюоперативно воздействовать на процесс реализации, принимать соответствующие мерыдля повышения экономических показателей работы организации. Экономическиепоказатели организации представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Экономические показатели 2007-2009гг.Показатели 2007г. 2008г. 2009г. изменение изменение к 2007г. изменение, к 2008г. абсол. отн., % абсол. отн., % абсол. отн., % Численность (человек) 6 7 1 16,7 11 5 83,3 4 57,1 Выручка от реализации, тыс. руб. 2518 2610 92 3,7 3455 937 37,2 845 32,4 Производитель-ность труда, тыс. руб. 419,7 372,8 -46,9 -11,2 314,1 -105,6 -25,2 -58,7 -15,7
Из анализа таблицы 2.1. мы видим, чтоувеличиваются два показателя: среднесписочная численность работниковорганизации и выручка от продажи товаров, работ, услуг. Для организацииторговли привлечение новых работников является не всегда положительнымрезультатом. Это можно увидеть на нашем примере производительность труда сталаниже: 2007г. — 419,7 тыс. руб., 2008г. – 372,8 тыс. руб., 2009г. – 314,1 тыс.руб. Происходит уменьшение цепных и базисных темпов прироста. Однако еслисопоставить процентные соотношения темпа роста выручки и темпа ростасреднесписочной численности, мы увидим, что увеличение идетпрямопропорционально.
При списании материальных расходов используетсяметод оценки по средней себестоимости. При амортизации основных средствиспользуется линейный способ. Организация определяет доходы и расходы вбухгалтерском и налоговом учете методом начисления. Для целей налогообложениявыручка от реализации товаров, оказании услуг определяется по моменту отгрузки.
Общую оценку структуры имущества организации иего источников можно дать по данным баланса. Из всех форм бухгалтерскойотчетности важнейшей является бухгалтерский баланс. Бухгалтерский балансхарактеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состояниюна отчетную дату. Один из создателей балансоведения Н.А. Блатов рекомендовалисследовать структуру и динамику финансового состояния предприятия при помощисравнительного аналитического баланса. Сравнительный аналитический баланс можнополучить из исходного баланса путем уплотнения отдельных статей и дополненияего показателями структуры, а также расчетами динамики. Бухгалтерские балансы фирмыза 2007-2009 гг. представлены в приложении. Непосредственно из аналитическогобаланса, можно получить ряд важнейших характеристик финансового состоянияорганизации (табл. 2.2.).

Таблица 2.2
Показатели финансового состояния за 2006-2009гг.
Показатели
год Общая стоимость активов организации Стоимость иммобилизованных средств Стоимость мобильных средств Стоимость материальных оборотных средств Величина собственного капитала организации Величина заемного капитала Величина собственных средств в обороте Рабочий капитал 2006, тыс. руб. 231 4 227 143 90 141 86 86 2007 тыс. руб. 179 1 178 112 129 50 128 128 темп роста, % 77,49 25 78,41 78,32 143,33 35,46 148,84 148,84 темп прироста, % -22,51 -75 -21,59 -21,68 43,33 -64,54 48,84 48,84 2008 тыс. руб. 333 333 174 192 141 192 192 темп роста, % 186,03 187,08 155,36 148,84 282 150 150 темп прироста, % 86,03 -100 87,08 55,36 48,84 182 50 50 2009 тыс. руб. 388 388 91 314 74 314 314 темп роста, % 116,52 116,52 52,3 163,54 52,48 163,54 163,54 темп прироста, % 16,52 16,52 -47,7 63,54 -47,52 63,54 63,54
По мнению Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровойаналитический баланс полезен тем, что сводит воедино и систематизирует терасчеты, которые обычно осуществляет аналитик при ознакомлении с балансом. Этотбаланс фактически включает показатели как горизонтального, так и вертикальногоанализа. Преимущество аналитического баланса отмечают также в своем учебномпособии «Финансовый анализ» Селезнева Н.Н. и Ионова А.Ф. Объединение однородныхстатей в группы повышает его наглядность и позволяет сравнивать с балансамидругих организаций. Как мы видим из таблицы 2.2. с 2006г. до 2009г. по всемпоказателям предприятия наметился устойчивый рост. Анализируя приведенныеданные можно сделать вывод, что менее успешным для организации был 2007г.Активы организации снизились в 2007г. на 52 тыс. руб., или на 22,51%, но произошлои снижение заемного капитала, что является положительным моментом. За период 2007-2008гг.активы организации возросли на 154 тыс. руб., что составляет 86,03%. Данноеувеличение произошло за счет прироста оборотных активов – на 155 тыс. руб. илина 87,08%. Однако следует отметить, что внеоборотные активы организацииснизились на 100%, что составляет в общей доле активов 0,56%. В 2009г. приростоборотных активов составил 16,52%, что соответствует общему приросту активоворганизации, так как основной капитал не изменился. За период 2006-2007гг.вложений в основной капитал у предприятия не было. За анализируемый периодвложения были только в мобильные средства. В сравнительном балансе можноувидеть, что материальные оборотные средства к концу 2008г. увеличились на 62тыс. руб., а денежные средства 67 тыс. руб. по сравнению с 2007г., а посравнению с 2006г. материальные средства увеличились на 31 тыс. руб., аденежные средства увеличились на 45 тыс. руб. За 2009г. материальные оборотныесредства снизились по отношению к 2008г. на 47,7%, а денежные средстваувеличились на 126 тыс. руб. (113,5%).
В целом следует отметить, что структурасовокупных активов характеризуется в организации оборотными средствами, которыесоставляют 2006г. 98,27%. 2007г. 99,44%, а в 2008г. и 2009г. 100%. Относительно2006г. увеличение их составило 161 тыс. руб.
Пассивная часть баланса характеризуетсяпреобладающим удельным весом собственных источников средств. Причем их доля вобщем объеме за 2007г. увеличилась на 39 тыс. руб., за 2008г. на 63 тыс. руб.,за 2009г. на 121 тыс. руб. Доля собственных средств в обороте за 2007г.возросла на 50%, за 2008г. — 49,61%, за 2009г. – 62,69%. Это положительнохарактеризует деятельность организации.
Структура заемных средств в течение рассматриваемыхнами периодов претерпела ряд изменений. Доля кредиторской задолженностипоставщикам и другим кредиторам за 2007г. снизилась на 91 тыс. руб., на конец 2008г. возросла на 91тыс. руб., а на 01 января 2008г. составила 73 тыс. руб., по сравнению с 2008г.снизилась на 68 тыс. руб. или на 48,23%.
Кредиторской задолженности за товары, работы,услуги перед поставщиками и подрядчиками в 2006 году не было, а в 2007 годуданная задолженность составляет 1 тыс. руб., что в общей задолженности 2%, в 2008г.– 71 тыс. руб. (50,35%), в 2009 году задолженности нет. Можно сделать вывод,что организация по отношению к своим поставщикам и подрядчикам ведет себядобросовестно. Своевременный расчет за товары также имеет положительный моментдля налогообложения вычет по налогу на добавленную стоимость у предприятиявыше. Однако хочется также обратить внимание на то, что предприятие неучитывает того, что кредиторская задолженность предприятия по расчетам затовары, работы, услуги является дешевым источником покрытия потребностипредприятия в оборотных средствах. В статье прочие кредиторы отражаются суммыавансов, поступившие от покупателей и заказчиков. В приведенных расчетах мывидим, что сумма задолженности перед покупателями и заказчиками из года в годснижается. Это свидетельствует о том, что предприятие своевременно поставляеттовары и предоставляет услуги заказчикам. Такое положение на рынке создаетпреимущество перед конкурентами, возрастает имидж предприятия, повышается конкурентоспособность.
В целом можно сказать, что балансы соответствуютпризнакам «хорошего» баланса:
1) валюта баланса в конце отчетного периодаувеличивается по сравнению с началом периода – 2006г. — 231 тыс. руб., 2007г. –180 тыс. руб., 2008г. – 333 тыс. руб., 2009г. – 388 тыс. руб.;
2) темпы прироста оборотных активов должны бытьвыше, чем темпы прироста внеоборотных активов;
3) собственный капитал организации долженпревышать заемный и темпы его роста должны быть выше, чем темпы роста заемногокапитала;
4) темпы прироста дебиторской задолженности и кредиторскойзадолженности должны быть примерно;
5) доля собственных средств в оборотных активахдолжна быть более 10%;
6) в балансе должны отсутствовать статьи«Непокрытый убыток».
Финансовый результат деятельности организациивыражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период.Способность фирмы обеспечить неуклонный рост собственного капитала может бытьоценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важныепоказатели финансовых результатов деятельности организации представлены в форме№2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.
Показатели финансовых результатов составляютоснову экономического развития предприятия и укрепления его финансовыхотношений со всеми участниками коммерческого дела. Анализ каждого слагаемогоприбыли предприятия позволяет выбрать наиболее важные направления активизациидеятельности организации. В ходе анализа рассчитывают следующие показатели:
1.Абсолютноеотклонение:
±∆П=П1-П0, (2.4.)
где П0– прибыль базисного периода
П1– прибыль отчетного периода
∆П – изменение прибыли.
2.Темп роста =П1/П0 х 100%.(2.5.)
3. Уровень каждого показателя относительновыручки от продажи (%)
Пi /В0х 100%. (2.6.)
4.Изменение структуры:
±У= УП1 — УП0; (2.7.)
(уровень отчетного периода – уровень базисногопериода).
Хочется отметить также, что третий расчетпроизводят и относительно суммы брутто-прибыли и относительно прибыли доналогообложения.
Из приведенных расчетов видно, что выручка отпродажи товаров и оказании услуг относительно 2006г. возрастает, за исключением2007г., причины снижения выручки были изложены выше. Уровень себестоимости проданныхтоваров по отношению к выручке практически не изменяется и находится висследуемом нами периоде в диапазоне 73,5 — 78,4%. Особенно следует отметить, чтоуровень себестоимости в выручке 2008 и 2009 годов одинаковы 74,1% и 74,2%. Этосвидетельствует о том, что стоимость покупных товаров стала ниже, значит,предприятие получило более выгодные контракты на приобретение.
Коммерческие расходы в фирме с каждым годомвозрастают. Данное увеличение связано с увеличение персонала предприятия, ЕСН,возрастает стоимость аренды и стоимость предоставления услуг связи, а такжерекламных расходов. Однако на прибыль от продаж данное увеличение не оказываетотрицательного воздействия, она увеличивается. Следует отметить снижениеоперационных расходов организации, однако в общей структуре прибыли этотпоказателей не играет большой роли. Налог на прибыль, как и любой другой налог,– «это безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в формеотчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения илиоперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечениядеятельности государства и (или) муниципальных образований». Любое предприятиестремится снизить свои налоговые платежи. В данной организации из форм №2видно, что налог на прибыль к 2009г. возрастает. Относительно выручки от продажуровень налога на прибыль и иных аналогичных платежей находится в пределах0,77% — 1,16%. Чистая прибыль организации возрастает с каждым годом, а это свидетельствуето стабильном финансовом положении организации, хотя ни одна организация незастрахована от форс-мажорных обстоятельств. Доля чистой прибыль в обществебыла направлена на формирование резервного капитала, выплату материальнойпомощи работникам, покрытие убытков прошлых лет.
Обобщая проведенный нами анализ, можно сделатьследующие выводы:
— основные финансовые показатели предприятияподвержены устойчивому росту;
— прибыль организации возрастает;
— однако следует обратить внимание на увеличениедебиторской задолженности;
— фирме следует провести более детальный анализкредиторской задолженности, ее структуры и темпов роста.
3. Планирование аудита
Даннаяорганизация не подлежит обязательному аудиту. Поэтому аудиторская проверка ворганизации не проводилась. Аудиторская организация при проведении аудитадолжна составить письмо обязательство на проведение проверки и осуществитьопределенные процедуры.
Аудиторскаяпроверка ограничена во времени. Для обеспечения качества работы необходимопланировать процесс проверки, для чего необходимо разработать и документальнооформить программу аудита, в которой указывают:
1.Цельаудита.
Цель аудитапродаж и их финансовых результатов – проверка правильности формированияфинансового результата от обычного вида деятельности, выявление недочетов вбухгалтерской и финансовой работе предприятия, а также внесение конкретныхпредложений по устранению имеющихся недостатков и недопущению их в дальнейшем.
2.Основныеучастки работы предприятия и разделы учета, подлежащие проверке:
а) проверкапервичных документов;
б) проверкасинтетического и аналитического учета;
в) проверкасебестоимости;
г) проверкарасходов, отнесенных на финансовый результат;
д) проверкаформирования финансового результата.
3.Характерпроверки (метод):
а) сплошная;
б)выборочная;
в) визуальная
и т.д.
По каждомупроверяемому участку нужно определить характер проверки. Например, проверкапервичных документов может быть выборочной, а проверка синтетического ианалитического учета – сплошная.
4.Закреплениеобязанностей за членами бригады
5.Предполагаемая продолжительность проверки и сроки ее начала и окончания.
Программааудиторской проверки представляется руководству проверяемого предприятия дляознакомления и согласования содержания объекта и этапов проверки. По просьберуководства в программу могут вноситься изменения и дополнения. Также,программа может быть скорректирована с учетом организации и эффективностивнутреннего контроля на предприятии.
Аудиторскаяпроверка в среднем должна продолжаться от двух до четырех недель. Еепродолжительность зависит от объема проверки, количества аудиторов,квалификации специалистов, состояния и качества ведения бухгалтерского учета.Временными правилами установлено, что длительность аудиторской проверки недолжна превышать более двух месяцев.
Важноезначение приобретает выработка стратегии проверки с учетом специфическихособенностей каждого экономического субъекта.
Стадияпроверки предусматривает:
1) сборинформации для составления программы проверки;
2) изучениесобранной информации;
3)предварительную оценку аудиторского риска;
4)определение глубины, существенности и продолжительности проверки по счетам.
Стратегияиногда формируется в виде плана проверки. Цель плана проверки:
предварительноопределить объем и характер необходимых тестов;
определитьзатраты времени по их проведению;
иметьдоказательства обоснованности выполнения аудита и качества его проведения уданного клиента.
Большое значениепри планировании аудиторской проверки имеют рабочие документы аудитора. Ходаудиторской проверки и ее результаты должны быть документально оформлены.Зарубежные аудиторские фирмы, к решению вопросов ведения рабочих документоваудитора, подходят индивидуально. Такие документы являются конфиденциальными иметодика их ведения составляет коммерческую тайну аудиторской фирмы.
РабочиеСостав и количество аудиторских документов определяется аудитором в каждомконкретном случае, при этом решающее значение имеет цель составления рабочихдокументов, а именно:
планированиеаудиторской проверки;
документальноеподтверждение выполненных аудитором процедур, работ;
сборматериалов по проверке финансовой отчетности с последующим их обобщением;
составлениеаудиторского отчета и подготовка заключения о финансовой отчетности;
осуществлениетекущего контроля самим аудитором, за ходом выполнения аудита в соответствии спланом и программой;
обеспечениеюридической обоснованности в проведении аудита и его законности;
контрольрабочего времени аудитора и обоснованность оплаты его труда;
контролькачества проведенной проверки;
документарноеоформление установленного или определенного самим аудитором аудиторского рискас указанием его величины и др.
4. Аудит финансовых результатов фирмы«Студент»
Приаудиторской проверке составляется план проверки и программа. На протяжении всейаудиторской проверки аудитор пользуется информацией, которая содержится вдокументах бухгалтерского учета и отчетности. В связи с этим, проверкаправильности постановки и состояния бухгалтерского учета, является одной изосновных задач.
Кдокументам бухгалтерского учета и отчетности, которыми пользуется аудитор,относятся:
Главнаякнига.
Журналы-ордера.
Оборотныеведомости по синтетическим и аналитическим счетам.
Накопительныеи группировочные ведомости.
Карточкианалитического учета, материальных ценностей и расчета.
Лицевыесчета.
Расчетно-платежныеведомости по заработной плате.
Отчетыкассира.
Первичныедокументы и справки, послужившие основанием совершения записи в учетныерегистры хозяйственных операций.
Основнойобъем информации о финансово-хозяйственной деятельности содержится в балансепредприятия на определенную отчетную дату. Поэтому именно эти данные долженподтвердить аудитор и нотариально отразить в аудиторском заключении. Так какпоказатели баланса и других форм бухгалтерской отчетности заполняются наосновании данных главной книги и других форм синтетического учета, аудитордолжен проверить взаимоувязку показателей к этим. При установлении расхожденияпоказателей по данным синтетического учета, необходимо проверить расхождения поаналитическим счетам. Аудитор также проверяет наличие взаимоувязкианалитического и синтетического учета по бухгалтерским счетам на начало и конецотчетного периода.
Предприятиезаинтересовано в получении прибыли. А значит товары (работы, услуги) должны дойтидо конечных потребителей. В обществе поиском клиентов, представлениеминформации об ассортименте и качестве товаров (работ, услуг) занимаютсяменеджеры. Каждый менеджер имеет свою базу клиентов, оформляет им заказы,удовлетворяет их запросы.
В ходеаудиторской проверки правильности учета отгрузки и реализации продукции ирасходов, связанных со сбытом продукции (коммерческих расходов) должно бытьподтверждено, что:
— операции попродаже надлежащим образом санкционированы;
— на счетах бухгалтерскогоучета отражены все реально совершенные сделки по продаже;
— продажасвоевременно отражена на соответствующих счетах учета;
— стоимостнаяоценка операций по продаже правильно определена;
— суммыпродажи правильно классифицированы;
— суммыдебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции (работ, услуг)правильно отражены на соответствующих счетах.
Аналитические процедуры проверки предполагают сопоставление данных о продаже за месяц с:
данными других месяцев и всего цикла продажи;
ежемесячными прогнозами объемов продажи;
данными за соответствующий период прошлых лет.
Операции по продаже надлежащим образом санкционированы. Необходимо проверить соблюдение политики экономического субъекта в отношении предоставления кредитов покупателям, процедур доставки и ценообразования при выполнении ежедневных операций. Аудиторская проверка проводится путем сравнения фактических цен по различным видам продукции, условий оплаты транспортных расходов или доставки, указанных в счетах, с данными соответствующих документов, утвержденных руководством. Фактические цены и условия доставки можно узнать из счетов — фактур или товарно — транспортных накладных. Эти показатели могут быть сопоставлены с утвержденными прайс — листами, номенклатурой цен, иными документами, определяющими порядок и условия реализации.
Если продажные цены или условия продажи продукции определяются индивидуально для каждого заказчика, то необходимо удостовериться в том, что они были надлежащим образом санкционированы уполномоченным на это сотрудником экономического субъекта (например, начальником отдела продаж).
В случае, если продажи базируются на выполнении нескольких крупных договоров, сумма и описание фактически доставленных товаров или оказанных услуг должны быть связаны с условиями этих соглашений. Устанавливая цены на товары, предприятие пытается привлечь к себе как можно больше покупателей. При этом при различных сделках цена на товар может быть различной. Когда цены, которые предприятие установило для сделки, отклоняются от рыночных более чем на 20 процентов, у фирмы могут возникнуть проблемы с налоговой инспекцией. К настоящему моменту арбитражная практика по этой проблеме складывается в пользу налогоплательщиков – слишком запутанной является статья 40. Тем не менее, чиновники до сих пор регулярно судятся с организациями по поводу рыночных цен.
При аудитепродаж данный аспект обязателен для проверки. При аудиторской проверки продаж фирмы«Студент» обнаружено, что цены для некоторых клиентов отличаются более чем на20%. Поэтому аудитору необходимо дать рекомендации для более грамотногооформления скидок.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово –хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина РФ от 31октября 2000 г. №94н для отражения расчетов с покупателями и заказчиками предусмотренсчет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
За время работы на рынке Вологодской области у организациипоявились постоянные клиенты, которые приобретают товары на протяжении несколькихлет. В связи с тем, что в учетной политики фирмы зафиксирован метод учета «поотгрузке», право собственности на товары покупателям предоставляется в моментотгрузки товаров, оказания услуг и предоставления товарных документов.Задолженность покупателя (заказчика) отражается независимо от того, получены отнего деньги за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги) или нет.
Рассмотрим, как операции по расчетам спокупателями и заказчиками отражаются в бухгалтерском учете.
Пример. Фирма получила заказ на отгрузку канцтоваров.Первый этап работы с покупателем — формирование заказа. Чтобы клиенту былоудобно определиться с заказом помогает менеджер организации. На заказвыписывается счет. При отгрузке товаров выписывается товарная накладная и счет– фактура. Товарная накладная содержит сведения о покупателе и поставщике,номер накладной, дату выписки, наименование товара, единицы измерения, цену заодну единицу, общую стоимость количества отгруженного товара без НДС, ставкуналога на добавленную стоимость, сумму налога, общую сумму. Подписываютнакладную лица, утвержденные приказом руководителя, а также бухгалтер. Одинэкземпляр товарной накладной передается покупателю, а второй вместе сдоверенностью и счет — фактурой возвращается в организацию. Переченьреквизитов, которые должен содержать счет – фактура приведен в пунктах 5 и 6статьи 169 Налогового кодекса РФ. Подписывает счет – фактуру директор ибухгалтер, с расшифровкой подписей. Из приведенного примера видно, что отгрузкатоваров осуществлена без предварительной оплаты, записи, которые были сделаныбухгалтером в учете приведены в таблице 4.1. Выставленный счет – фактурунеобходимо зарегистрировать в журнале учета, выставленных счетов — фактур иотразить в книге продаж. При этом, в приведенном примере, в графе “оплата”записи были совершены дополнительно, так как на момент регистрации в книгепокупок товар не оплачен. Датой оплаты товара будет поступление денежных средствна расчетный счет организации.
Таблица4.1
Журнал хозяйственных операций по учету расчетов спокупателями с последующей оплатойЧисло Д К Операция Документ Сумма (руб.) 18.02.04 62.1 90.1
Отгружены товары покупателю.
Выручка Накладная 8018,17 18.02.04 90.2 41.4
Отгружено со склада.
Списана себестоимость товаров Накладная 5977,99 18.02.04 90.3 68.2 Начислен НДС Счет – фактура 1223,11 24.02.04 51 62.1 Поступления от покупателей. Оплата задолженности Выписка банка 8018,17
Таким образом, мы видим, что нарушений по учетурасчетов не обнаружено. В настоящее время большинство предприятий прежде, чемпроизвести отгрузку товаров (продукции) или оказать услуги требуют предварительнойоплаты. В договор включают условие, что продукция будет отгружена, только послеполучения предоплаты, причем предоплата может быть как частичной(обговаривается с клиентом процент от общей стоимости или определенная сумма),так и стопроцентной. Полученный аванс является гарантией того, что покупательвыполнит свои обязательства по договору.
Если в счет предстоящей поставки материальныхценностей (выполнения работ, оказания услуг) покупатель перечислил аванс, онотражается на счете 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным».
Для проверки аналитического учета бухгалтер используетакт сверки расчетов. Аудитор может воспользоваться данным документом дляпроверки оплаты товаров. Если при сверке обнаружиться расхождение, то вбухгалтерский учет необходимо внести изменения. Но перед внесением измененийнеобходимо проверить первичные документы, провести встречную проверку. Дляисправления ошибок можно воспользоваться несколькими способами.
Пример. В бухгалтерском учете фирмы аудитором обнаруженаошибка в выписке документов. На одну и туже сумму выписано два документа:выписана товарная накладная №635 сумма 615,46 руб., в этот же день был выписанакт на оказание услуг на эту же сумму. Аудитор предлагает внести бухгалтеру фирмыисправления бухгалтерских проводок способом красного сторно (табл. 4.2).
Таблица4.2
Журнал операций при обнаружении ошибокЧисло Д К Операция Документ Сумма (руб.) 16.11.05 62.1 90.1 Оказаны услуги заказчику Накладная 615,46 16.11.05 90.3 68.2 Начислен НДС Счет – фактура, журнал регистрации счет – фактур, книга продаж 93,88 16.11.05 62.1 90.1 Оказаны услуги заказчику Акт 615,46 16.11.05 62.1 90.1 Оказаны услуги заказчику Накладная 615,46 16.11.05 51 62.1 Поступили денежные средства от покупателя 615,00
На счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки по продаже. При проведении этого теста необходимо обратить внимание на возможность возникновения двух видов ошибок:
данные по реально совершенным операциям не отражены в учете;
на счетах отражены фиктивные операции.
Подобные ошибки могут приводить соответственно к занижению или завышению стоимости активов и сумм продажи. Проверка полноты и достоверности отражения сумм продажи на счетах бухгалтерского учета является частью проверки эффективности системы внутреннего контроля.
При проверке достоверности отражения сумм от продажи продукции, товаров следует выборочно сверить ряд записей в регистрах учета продаж с данными первичных документов (товарно-транспортных накладных и т.д.), а также с документами, свидетельствующими о приеме отгруженной продукции, для подтверждения того, что товары были действительно доставлены, и право собственности на них перешло от продавца к покупателю. В дополнение к этому необходимо также проверить условия поставки для точного определения момента перехода права собственности.
Проверка полноты учета продаж может быть эффективно осуществлена путем выборочной сверки данных товарно-транспортных накладных (или заменяющих их документов) отдела продаж со счетами — фактурами и данными бухгалтерского учета. При проведении этой проверки аудитор должен быть уверен, что все товарно-транспортные накладные собраны и надлежащим образом хранятся в отделе продаж. Это можно сделать путем анализа порядковой нумерации этих документов.
При проверке достоверности данных исходным пунктом является регистр учета продажи. На основе данных этого регистра делается выборка номеров счетов, которые затем сверяются с товарно-транспортными накладными и заказами на покупку, полученными от заказчиков (покупателей). Относительно фирмы «Студент» можно сделать вывод, что накладные хранятся в надлежащем порядке, однако в фирме не созданы резервные копии по хранению регистров налогового учета.
При проверке полноты учета, напротив, исходным пунктом служат товарно-транспортные накладные. Делается выборка товарно-транспортных накладных, данные которых сверяются с данными счетов — фактур и регистра учета продажи.
Своевременность отражения продажи. Счета на продажу должны выставляться и данные о реализации учитываться своевременно, т.е. по мере совершения операции (отгрузки) с отнесением к соответствующим периодам. Это предотвращает риск случайных пропусков данных в учете. При проверке своевременности учета продажи, как правило, сопоставляются даты, указанные в товарно-транспортных накладных, с датами соответствующих счетов — фактур, датами записей по счетам учета реализации и дебиторской задолженности. Значительные расхождения в датах свидетельствуют о потенциальных проблемах своевременности учета реализации. Правильная стоимостная оценка операций по продажам. Точный расчет суммы продаж влияет на правильное выставление счетов — фактур за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги и последующее отражение этих данных в бухгалтерских регистрах.
Проверка правильности оценки продажи включает пересчет данных учета для выявления возможных математических ошибок. Как правило, подсчитываются итоговые суммы счетов — фактур либо осуществляется проверка контрольных документов, подготовленных самостоятельно.
Суммы продажи правильно классифицированы. Помимо полного и достоверного учета данных о проданной продукции (выполненных работах, оказанных услугах), важно также, чтобы эти данные были правильно классифицированы в Отчете о прибылях и убытках. В ходе проверки классификации операций необходимо на основании первичных документов определить правильность корреспонденции счетов в регистре учета продажи и правильность разноски по Главной книге.
При проверки формирования выручки следует обратить внимание на счет 90 «Продажи». К счету 90 должны быть открыты субсчета:
90/1 – «Выручка»
90/2 – «Себестоимость продаж»
90/9 – «Прибыль/убыток от продаж»
Если организация является плательщиком НДС и других налогов, то должны быть открыты соответствующие субсчета:
90/3 – «Налог на добавленную стоимость»
90/4 – «Акцизы»
90/5 – «Экспортные пошлины».
Относительно объекта исследования можно сделать вывод, что отражение хозяйственных операция на счетах учета осуществляется правильно. Особо следует отметить, что при отгрузке канц. Товаров используется два вида НДС 18% и 10%. Нарушений обнаружено не было.
Следует обратить внимание на порядок отражения реализации товаров на счете 90. Выручка отражается записью
Д-т 62 К-т 90/1
Одновременно с отражением выручки списывается себестоимость
проданных товаров (доход от продажи которых учтен по кредиту субсчета 90/1)
Д-т 90/2 К-т 41
Сразу после отражения в учете выручки и списания себестоимости начислены налоги, являющиеся составной частью цены (НДС). Они отражаются проводкой
Д-т 90/3 К-т 68.
По итогам каждого месяца определяется финансовый результат от продаж:
Если финансовый результат положителен, то заключительными оборотами месяца прибыль списывается
Д-т 90/9 К-т 99
Если финансовый результат отрицателен, то убыток списывается
Д-т 99 К-т 90/9
На конец каждого месяца счет 90 сальдо не имеет. Однако все субсчета счета 90 в течение года сальдо иметь могут, и их величина будет увеличиваться, начиная с января отчетного года. При этом субсчет 90/1 в течение года может иметь только кредитовое сальдо. А субсчета 90/2, 90/3, – только дебетовое сальдо. Субсчет 90/9 может иметь как дебетовое сальдо (прибыль), так и кредитовое сальдо (убыток). В конце года все субсчета, открытые к счету 90 должны быть закрыты: — Кредитовое сальдо субсчета 90/1 закрывают проводкой: Д-т 90/1 К-т 90/9 — Дебетовые сальдо субсчетов 90/2, 90/3,, закрывают проводками: Д-т 90/9 К-т 90/2 (90/3).
Аудитору следует учитывать, что право собственности на товар, передаваемый по бартерному договору, переходит от продавца к покупателю только после того, как получено имущество передаваемое взамен. До этого момента товар, переданный покупателю по бартерному договору, учитывается на счете 45 «Товары отгруженные». Выручку от реализации продукции или товаров по товарообменному договору следует отразить в бухгалтерском учете (Д-т сч. 62, К-т сч. 90/1) одновременно после исполнения обязательств передачи соответствующих товаров обеими сторонами. При аудите фирмы «Студент» таких операций не обнаружено.
При аудите операций по реализации продукции необходимо обратить внимание на учет расходов, связанных со сбытом продукции. Они учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».
Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.
В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.
По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца). В ООО «Фирма «Студент» таких расходов нет, однако при налоговой проверке может возникнуть вопрос о том, как фирма доставляет товары на свой склад.
Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и статьям расходов.
Деятельностьторгового предприятия в наибольшей степени зависит от объема его продаж ииздержек обращения. Основную функцию при этом играет маркетинговая политикаорганизации, производительность труда (для торгового предприятия – деятельностьотдела сбыта и менеджеров). Анализ производительности труда и объематоварооборота представлен в таблице 4.3.
Таблица4.3
Анализ производительноститруда и товарооборотаПоказатель 2007 г 2008 г Абс. откл. Относ. откл. 2009г. Абс. откл. Относ. откл. Численность, чел. 9,00 7,00 -2,00 77,78 9,00 2,00 128,57 Производительность труда, руб. 282871,60 359651,16 76779,55 127,14 290039,94 -69611,22 80,64 Товарооборот, руб. 2545844,43 2517558,09 -28286,34 98,89 2610359,42 92801,33 103,69
Анализтаблицы показывает, что производительность труда в 2008 году падает. Но еслисравнивать с 2007 годом производительность стала выше. Оцениваяпроизводительность труда торговой фирмы, необходимо в сравнении стоварооборотом и численностью. Так в 20089 году производительность самаявысокая, численность на 2 человека ниже, в товарооборот по сравнению с 2007годом упал на 28 286,34 руб. Таким образом можно сделать вывод, чтоуменьшение численности персонала приводит к увеличению производительности, ноне всегда к увеличению товарооборота.
Оцениваядеятельность торговой организации необходимо остановится на издержках обращения,так как они занимают не последнее место в формировании дохода. Статьи издержекобращения или как в тороговой организации принято их классифицировать – расходына продажу представлены в таблице 4.4.
Таблица4.4
Оценка издержек обращенияСтатьи 2007 г. 2008 г. Откл. Абсол. Откл. Относит. 2009 г. Откл. Абсол. К 2007 г. Откл. Относит. К 2007г. З/плата 177304,53 145651,41 -31653,12 82,15 207636,53 61985,12 142,56 Есн 66416,93 51953,22 -14463,71 78,22 74079,90 22126,68 142,59 Аренда, реклама 268551,83 254694,54 -13857,29 94,84 291090,93 36396,39 114,29 Командировачные расходы 19870,92 2480,10 -17390,82 12,48 -2480,10 0,00 Матераилы 6094,05 5365,58 -728,47 88,05 2627,06 -2738,52 48,96 Амортизация и списание ОС 7244,49 2897,16 -4347,33 39,99 7681,81 4784,65 265,15 Итого 545482,75 463042,01 -82440,74 84,89 583116,23 120094,22 125,93
Оцениваяприведенные расчеты можно сделать вывод, что к концу 2008 года коммерческиерасходы возрастают. Наибольший процент отклонения от 2007 г. составило увеличение амортизации и списание ОС ( в настоящий момент на расходы можносписывать ОС до 20 000 руб., ПБУ 6/01). Однако, если анализировать суммы,то наибольшую часть составляет арендные платежи и рекламные расходы, второеместо занимает заработная плата. Прочие расходы – командировочные расходы исписание материалов занимают последнее место.
Заработнаяплата работников – это один из стимулов повышения производительности труда. В 2007году происходит снижение суммы заработной платы, такое положение естественно,когда увольняются сотрудники или уходят в отпуска (декретный, уход за детьми).Если сравнивать период 2008 и 2006 годов, можно отметить, что при одинаковомколичестве сотрудников увеличение заработной платы составило около 30 000руб., что является положительным моментом в деятельности организации.
Повышение илипонижение уровня заработной платы естественно ведет за собой понижение илиповышение суммы единого социального налога. В настоящее время проводитсяобширная работа по легализации заработной платы и уплате ЕСН. От страховыхначислений зависти будущая пенсия сотрудника.
Суммыдебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции правильно отражены.Полнота отражения данных о продаже в регистре учета расчетов с покупателями и заказчикамиимеет важное значение, поскольку влияет на возможность экономического субъекта контролироватьоплату непогашенной дебиторской задолженности.
Во многих случаях разноска данных на счетах учета дебиторской задолженности в Главной книге основывается не на данных регистра учета продажи, а на данных журналов — ордеров по учету дебиторской задолженности, которые включают не только сведения о выставленных за период счетах, но и информацию о полученных платежах. В этом случае необходимо проверить, что сумма выставленных счетов, указанная в журналах — ордерах по учету дебиторской задолженности, соответствует сумме продаж по регистру учета продажи. Кроме того, необходимо удостовериться, что данные журналов — ордеров по счетам учета расчетов с покупателями и заказчиками надлежащим образом разнесены по соответствующим счетам Главной книги.
К счетуоткрыты субсчета:
91.1«Прочие доходы»;
91.2«Прочие расходы»;
91.9«Сальдо прочих доходов и расходов».
На субсчете91.1 «Прочие доходы» учитываются поступления активов, признаваемыепрочими доходами (за исключением чрезвычайных). Аналитический учет ведется покаждой операции, по которой формируются прочие доходы (субконто «Прочиедоходы и расходы», только обороты). Каждая операция — элемент справочника«Прочие доходы и расходы)»).
На субсчете91.2 «Прочие расходы» учитываются прочие расходы (за исключениемчрезвычайных). Аналитический учет ведется по каждой операции, по которойформируются прочие расходы (субконто «Прочие доходы и расходы»,только обороты). Каждая операция — элемент справочника «Прочие доходы ирасходы)»).
Субсчет 91.9«Сальдо прочих доходов и расходов» предназначен для выявления сальдопрочих доходов и расходов за отчетный месяц. Аналитический учет на субсчете неведется.
Счет 99«Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации оформировании конечного финансового результата деятельности организации вотчетном году. К счету 99 «Прибыли и убытки» открыты следующиесубсчета:
99.1«Прибыли и убытки»,
99.2«Налог на прибыль».
Счет 84«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» предназначен дляобобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли илинепокрытого убытка организации.
К счетуоткрыты субсчета:
84.1«Прибыль, подлежащая распределению»,
84.2«Убыток, подлежащий покрытию»,
84.3«Нераспределенная прибыль в обращении»,
84.4«Нераспределенная прибыль использованная».
Относительнообъекта исследования можно отметить следующие позиции по учету на сч. 99:
— приполучении прибыли начисляется налог на прибыль ежеквартально;
— суммаприбыли списывается на сч.99
Относительносч.84 можно выделить две операции:
— созданиерезервного фонда согласно устава организации;
— выплатаматериальной помощи.
5. Рекомендации по результатам аудита
аудитфинансовый результат продажа
В ходе проведенной аудиторской проверки продажи финансового результата фирмы «Студент» установлено, что при первичном учетерасчетов с покупателями организацией применяются унифицированные формыдокументов (накладная, счет – фактура, справка и т.д.), первичные документы отпоставщиков принимаются к учету после проверки бухгалтером. Однако следуетотметить, что в организации отсутствует хронологическая регистрация документов.Для более рациональной организации документооборота на предприятии, по нашемумнению, необходимо ввести регистрацию входящих и исходящих документов. Даннаярегистрация может помочь в решении спорных моментов при расчетах не только спокупателями и поставщиками, но и с налоговыми органами, органамиисполнительной власти. Согласно правилам ведения журналов учета полученных ивыставленных счетов – фактур, книг покупок и книг продаж счет – фактуры подшиваютсяв журналы, книги покупок и продаж в организации заполняются автоматически. Но всвязи с тем, что поступление денежных средств и расчеты с поставщиками иногдапроизводятся после выписки первичных документов следует напомнить бухгалтеру,что необходимо внимательно отслеживать поступление и оплату денежных средств затовары (услуги) и вносить дату расчетов в сформированные книги продаж ипокупок.
Работа на предприятии со многими клиентами ипоставщиками ведется без заключения договоров. Сокращение бумажных документовявляется плюсом для работы бухгалтера. Однако такое положение вещей являетсяотрицательным моментом при выяснении обстоятельств недопоставки товара,поставка с задержкой, брака, в регулировании платежей.
Аудитором обнаружено, что ООО «Новация» напротяжении двух лет имело задолженность перед фирмой за поставленные товары, однакопретензия в адрес дебитора не была составлена, а задолженность отражается каккраткосрочная, что является нарушением. Совет аудитора – составить претензию иотправить ее в адрес должника, внести исправления в отчетность и регистрыбухгалтерского учета.
Необходимо внести коррективы при установлениицен на товары. Если цены отклоняются от рыночных более чем на 20 процентов, уфирмы могут возникнуть проблемы с налоговой инспекцией. Статьей 40 НК РФпредоставлено инспекторам право доначислить налоги и насчитать пени исходя изрыночных цен. Поэтому для избегания данного прецедента фирме необходимо вдоговорах описывать все условия сделки, так как пункт 9 статьи 40 НК РФ гласит,что инспекторы, проверяя цены предприятий, обязаны учитывать все условиясделок.
Для целей анализа и правильной оценкифинансового состояния организации следует постоянно изучать показателиоборачиваемости дебиторской задолженности. Это возможно только на основеежемесячного аналитического учета расчетов с потребителями и заказчиками,поставщиками и подрядчиками по срокам образования дебиторской и кредиторскойзадолженности, например, до 1 месяца, от 1 до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от6 месяцев до 1 года. Такой аналитический учет позволит получить четкую картинусостояния расчетов с контрагентами, выявить суммы просроченной задолженности.Несписание просроченной кредиторской задолженности может привести к занижениюналоговой базы и наложению штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога ипени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей ставкирефинансирования ЦБ РФ. Для систематизации учета дебиторской и кредиторскойзадолженности в организации следует завести картотеку напоминаний, ежеквартальныхинвентаризаций состояния расчетов с контрагентами. Так как сейчас такаяинвентаризация проводится только по приказу руководителя. Поэтому в учетнуюполитику организации необходимо внести дополнение, инвентаризация расчетовпроводится один раз в квартал, перед составлением отчетности и в случаяхпредусмотренных законодательством РФ.
 

Выводыи предложения
В условияхперехода России к рыночным отношениям проблема определения сущности различныхпоказателей, относящихся к финансовым результатам деятельности предприятия,весьма актуальна. Обобщение информации о доходах и расходах, связанных собычными видами деятельности организации, происходит на счете 90 «Продажи».Следует обратить внимание на то, что этот счет закрывается ежемесячно и сальдона отчетную дату не имеет.
Формируемаяна основе данных бухгалтерского учета финансовая информация позволяет болееполно охарактеризовать финансовые результаты деятельности предприятия.
При ознакомлениис экономической характеристикой организации выявлено, что происходит увеличениевыручки от продажи товаров и оказании услуг: 2007г. — 2518 тыс. руб., 2610 тыс.руб. – 2008г., 2009г. – 3455 тыс. руб. Уровень себестоимости проданных товаровпо отношению к выручке практически не изменяется и находится в исследуемом намипериоде в диапазоне 73,5 — 78,4%. Это свидетельствует о том, у организациизаключены выгодные контракты на поставку товаров. В 2009г. прирост оборотныхактивов составил 16,52%, что соответствует и общему приросту активов организации.Прибыль организации возрастает на протяжении всех отчетных периодов и в 2009г.ее размер составил 304 тыс. руб. Однако, фирме следует обратить внимание наувеличение дебиторской задолженности, а также провести более детальный анализкредиторской задолженности и ее темпов роста. Сумма дебиторской задолженности с2006г. по 2009г. возросла на 42 тыс. руб., что составляет 233,33%. За 2007г.увеличение составило 4 тыс. руб., за период 2007-2008гг. 26 тыс. руб., за 2009г.12тыс. руб. Кредиторской задолженности за товары, работы, услуги передпоставщиками и подрядчиками в 2006 году не было, а в 2007 году даннаязадолженность составляет 1 тыс. руб., что в общей задолженности 2%, в 2008г. –71 тыс. руб. (50,35%), в 2009 году задолженности нет.
В ООО «Фирма«Студент» для организации бухгалтерского учета используется бухгалтерскаяпрограмма 1С Предприятие, версия 7.7. При использовании средств вычислительнойтехники экономится огромное количество времени необходимое для рутинныхопераций и бухгалтер может больше времени уделять аналитической работе. Однакои при машинной обработке могут быть допущены ошибки, которые были обнаруженыпри проведении аудита.
В целяхнаиболее эффективной организации аудиторской проверки в рамках работы составленапрограмма аудиторской проверки продаж и их финансовых результатов, представлентематический тест для проведения проверок командировочных расходов, на основекоторого можно разработать тесты для проверки других участков, влияющих нафинансовый результата от продаж. При проведении аудиторской проверки напредприятии выявлены некоторые нарушения, исправление которых отражено в рамкахработы. Аудиторская проверка заканчивается составлением отчета аудитора иаудиторским заключением. Поэтому мы считаем, что логическим завершением нашейработы является составление аудиторского заключения по результатам аудитапродаж и их финансовых результатов в ООО «Фирма «Студент».

Список используемой литературы
Нормативные акты:
1. Налоговый кодекс РФ.- Режим доступа: http//www.garweb.ru/project/mns
2. Об утверждении унифицированных формпервичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатовинвентаризации: Постановление Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88. — Режим доступа: http//www.garant.ru
3. План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственнойдеятельности организаций, утвержденный приказом Минфина РФ от 31 октября 2000г.№94н. Информационный экономико-правовой бюллетень «Фетида». Выпуск 34
4. Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетностьорганизации” ПБУ 4/99. Утверждено приказом Министерства Финансов РоссийскойФедерации от 06.07.99г. № 43н//Финансовая газета. — 1999. — №45. — С.1-4.
5. Положение по бухгалтерскому учету “Доходы организации” ПБУ9/99. Утверждено приказом Министерства Финансов Российской Федерации от06.05.99г. № 32н//Российская газета. -1999. — №147. — С.5-6.
6. Положение по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ10/99. Утверждено приказом Министерства Финансов Российской Федерации от06.05.99г. № 33н//Российская газета. — 1999. — №147. — С.5-6.
Учебная литература:
7. Бычкова С.М. Практический аудит / С.М. Бычкова, Т.Ю.Фомина; под ред. С.М. Бычковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2009.– 176 с. – (Настольная книга специалиста).
8. Воронцов, Л.Д. Новые проблемы со скидками и способы ихизбежать/ Л.Д. Воронцов// Главбух. – 2009. — №4 – С. 22-26
9. Донцова, Л.В Анализ финансовой отчетности: Учебноепособие/Л.В. Донцова, Н.А Никифорва. — М.: «Дело и Сервис», 2006. — 336 с.
10.  КовалеваО.В., Бухгалтерский учет и аудит бухгалтерской отчетности коммерческихпредприятий./ О.В. Ковалева, Ростов н/д: Феникс, 2005. 512 с.
11.  Колос,Н.Н. Оптимизируем расчеты с партнерами в конце года/ Н.Н. Колос, Е.О.Потемина// Главбух. – 2008. — №23 – С. 58-62
12.  Кондраков,Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие/ Н.П. Кондраков. – М.: ИНФРА – М, 2005.– 635 с.
13.  ПошерстникН.В. Бухгалтерский учет: Учебно-практическое пособие. – СПб.: Питер, 2007. –416 с.: ил. – ( Серия «Мастера бухгалтерского учета»).
14.  Разгулин,С.В. Контроль за ценами сделок. Статья 40 Налогового кодекса РФ/С.В. Разгулин,А.М. Губко, Е.М. Макарова// Главбух. – 2006. — №23 – С. 62-68
15.  Савицкая,Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. — Минск: «ООО Новое знамя», 2004. — 704 с.
16.  Селезнева,Н.Н. Финансовый анализ: учеб. пособие/ Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. – М.: ЮНИТИ– ДАНА, 2004. – 479 с.
17.  Стандартыаудиторской деятельности. 34 федеральных правила. Текст с изменениями идополнениями на 2009г. Коллектив авторов, изд-во «Эксмо», 2009. – 437 с.
18.  ШереметА.Д. Аудит: Учебник / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2006 г. – 448 с.
Электронные ресурсы:
19.  Аудит формирования финансовыхрезультатов. Режим доступа: biznesmenov.net/article/a-108.html

Аудиторское заключение
 
Аудит продаж и ихфинансовых результатов
Директору ООО «Фирмы«Студент»
Нами, аудиторскойгруппой, в соответствии со специальным аудиторским заданием, полученным отучредителя ООО «Фирмы «Студент», проведена проверка финансового результатаупомянутой организации за 2009 г.
Ответственностьза достоверность документов, подтверждающих совершенные операции по продажам, предоставленныхдля проверки, несет руководство организации.
В мою обязанностьвходило выражение мнения о состоянии данного участка деятельности организации,основанное на результатах проверки.
Работа проводиласьв соответствии с российскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобреннымиКомиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
В соответствиис вышеназванными правилами (стандартами) была спланирована и проведена проверкасогласно специальному аудиторскому заданию с целью получения достаточногоуровня уверенности в том, что состав продаж и общая сумма финансовогорезультата не содержат существенных искажений. Также в проверку входила оценкасоблюдения организацией принципов ведения бухгалтерского учета, оценканалогового учета организации.
Мы считаем, чтопроведенная проверка является достаточным основанием для формирования мнения.
В ходе аудиторскойпроверки были рассмотрены используемые бухгалтерские принципы, оценки существенныхстатей, сделанные руководством компании, и представление финансовых отчетов вцелом.
По нашему мнению,финансовые отчеты во всех существенных аспектах практически точно отражают положениеорганизации в 2005 году г. в соответствии с общепринятыми бухгалтерскимипринципами, в деятельности организации не обнаружено налоговых нарушений.
Руководительаудиторской организации
(аудитор,работающий самостоятельно)
Аудитор
[Дата]


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы отбора, изучения, оценки и подготовки кадров государственной службы
Реферат Развитие американского кинематографа
Реферат Савецкая Беларусь ва ўмовах новай эканамічнай палітыкі
Реферат Адлер Альфред
Реферат Предмет, структура социологии права
Реферат 11. 06. 2009 итар-тасс новости (енл-2)
Реферат Транспортные аварии и катастрофы
Реферат Коммерческое право Молдовы
Реферат Трансмісія ВАЗ-2104
Реферат 137 90 Допустимі рівні вмісту радіонуклідів Cs та Sr у харчових продуктах та питній воді
Реферат Аналіз виконання бюджету Снятинського району за 2008 рік
Реферат Транспортные тарифы. Нетрадионные виды транспорта
Реферат Транспортно–дорожные условия организации движения
Реферат Транспортна галузь України проблеми і перспективи
Реферат Транспортное обеспечение внешней торговли основные понятия и определения