Реферат по предмету "Социология"


Предмет, структура социологии права

--PAGE_BREAK--
8.               
Значение понятия «право» в социологии.

Субъективное и объективное право. Даже первое поверхностное наблюдение позволяет прийти к выводу, что слово «право» используется в настоящее время в двух различных смыслах: субъективном и объективном. Принято считать, что субъективное право связано с индивидом или коллективом, выполняя по отношению к ним ту или иную функцию. Публичное и частное право. Одно из важнейших делений — это деление на публичное и частное право. К публичному праву относятся нормы, которыми руко­водствуются государства в своих взаимоотношениях (международное право) или которыми регламентиру­ются отношения между индивидами и объединяющими их коллективами (конституционное, административное право и т.д.). К частному праву относятся нормы, регу­лирующие взаимодействие личных интересов, напри­мер, гражданское или коммерческое право. Для социолога право — это прежде всего социальный феномен. С точки зрения социологии мы предлагаем следующее определение права: право — это совокуп­ность обязательных для исполнения норм, определя­ющих социальные отношения, установленные группой для принадлежащих к ней индивидов в любой данный момент времени. В этом определении мы выделяем три элемента, тре­бующие пояснения: 1. Речь идет об общеобязательных нормах. 2. Эти нормы устанавливаются социальной группой. 3. Эти нормы изменчивы. Понятие «обязанности». Вне всякого сомнения, по­нятие обязанности является фундаментальным элемен­том права. На первый взгляд, это может показаться парадоксальным, ведь слово «право» ассоциируется у людей преимущественно с идеей возможности, свобо­ды, то есть с понятиями, противоположными принуждению.
9.               
Социальные факторы изменения правовых норм и правовой системы.

Наблюдения убедительно показывают, что право под­вергается непрерывным изменениям. Эта истина дли­тельное время оставалась незамеченной. Дело в том, что на протяжении веков юристов интересовало только право их собственной страны и заботили только нормы, господствовавшие в их эпоху. Лишь недавно в програм­мах, методах и умах нашли отражение историческая точка зрения и сравнительный подход. Достаточно провести сравнение с юридическими системами прошлого, чтобы заметить удивительное разнообразие правовых норм, существующих на земном шаре. Греческие со­фисты и Монтень уже видели эту проблему. В конеч­ном итоге был сделан вывод, что нет такого правового принципа, который был бы универсальным и вечным Принципы, лежащие в основе естественного права, не могут служить доказательством обратного. Разумеет­ся, везде и всегда людям предписывается «жить чест­но», «отдавать каждому должное» и т.д, но это лишь самые общие нравственные нормы, которые не в состо­янии учитывать право, поскольку разные социальные группы по-разному понимают честность. За неимени­ем лучшего некоторые приверженцы естественного права изобрели понятие, которое назвали «естествен­ным правом с переменным содержанием» и которое, по правде говоря, содержит противоречие, поскольку в нем делается попытка осуществить невозможное — соединить идею незыблемого права с его изменяющи­мися элементами. Даже уголовное право подвержено постоянным изменениям. Ни один человеческий посту­пок не является сам по себе правомерным или пре­ступным. Преступления, кажущиеся нам ужасными, в некоторых социальных группах дозволены, а другие, например, нарушение определенных табу, которое у некоторых древних народов сурово наказывалось, ос­тавляют нас безразличными.
10.          
Право и другие нормативные системы.

Право и миф. Наиболее древней нормативной сис­темой является миф. В совокупности с ритуалом миф представляет собой исторически первую мировоззрен­ческую парадигму, содержащую и передающую из поколения в поколение принятые обществом нормы поведения и взаимоотношений. Миф играет настолько важную роль в жизни архаических культур, что его мож­но определить как драматическое повествование, струк­турирующее всю жизнь общества.  Право и религия. Религия также представляет со­бой нормативную систему. Ее специфическими черта­ми являются следующие: религиозным нормам припи­сывается происхождение от сверхъестественного нача­ла, Бога; они доводятся до сведения людей через осо­бых избранных свыше лиц, получивших откровение, — пророков, или посредников между сакральным и профанным мирами; религиозные нормы абсолютны, они не допускают альтернатив или разночтений, и наруша­ющий их человек не подлежит оправданию; они не до­пускают также сомнений и опровержений, действуя как императивы; они предписывают определенные модели социального поведения на основе особого состояния души — веры.  Право и мораль. Различие между правом и мора­лью тоньше, поскольку и то и другое находится в одной и той же плоскости, правда, мораль, даже та, которую принято называть «социальной», имеет гораздо менее выраженный социальный характер, чем право. Ее ис­тинной областью является индивидуальное сознание, тогда как предписания права имеют непременно кол­лективный характер и касаются в равной степени как социальной группы, так и заинтересованного лица. Натуральные обязательства. Мораль и право слиш­ком близки друг к другу, чтобы между ними не суще­ствовало промежуточной зоны. Мораль прежде всего — это огромный резервуар, из которого черпает право. По мере его усовершенствования требования права становятся все более настоятельными и из обыкновен­ных обязанностей превращаются в обязанности юри­дические. Хотя и реже, но имеет место и обратный процесс; существуют правовые нормы, которые перестают подкрепляться юридическими санкциями и опи­раются лишь на сознательность. Противоречия между правом и моралью. Тесные связи между моралью и правом могут в некоторых слу­чаях порождать конфликты. Может, в частности, слу­читься, что та или иная норма, установленная в право­вом поле, будет отвергаться членами сообщества из моральных побуждений.
11.          
Социология права и юриспруденция.

В со­временных правовых обществах роль судьи, казалось бы, должна сводиться к тому, чтобы, руководствуясь готовым законом, вывести из него решение примени­тельно к конкретному случаю. Однако, если поразмыс­лить, все выглядит не так просто. Такая теория пред­полагает, что законодатель наперед ответил на все воп­росы, стоящие перед судьей. Но ведь очевидно, что за­конодатель не в состоянии предвидеть все многочис­ленные и сложнейшие проблемы, выдвигаемые соци­альной жизнью. К тому же надо принять во внимание, что правовые институты имеют по существу динамич­ный характер. Текст же закона строг или, по крайней мере, обладает минимальной гибкостью. Таким образом, он по определению не способен отвечать новым по­требностям общества, которое находится в постоянном движении. В крайнем случае закон, противоречащий тре­бованиям изменившегося общества, перестает действо­вать и негласно отменяется обычаем. Однако обязанность судьи опираться на букву закона в определенных случаях приводила к тому, что суды практически вводили новое право, хотя при этом создавалась видимость формально­го применения только существующих законов. В том, что касается права собственности, они сыграли правотвор­ческую роль, которую часто сравнивали с ролью претора в Риме, и поэтому сейчас говорят о преторской функции юриспруденции. Эта роль состоит в том, чтобы прида­вать текстам законов то расширительное, то ограничи­тельное толкование, но в любом случае толкование, от­личное от обычного смысла закона, вложенного в него первоначально законодателем, поскольку этот обычный смысл больше не подходит к новым условиям. Эта работа по интерпретации заслуживает того, чтобы мы на ней немного остановились. Судья по уголовным делам имеет возможность отка­зать в возбуждении дела или закрыть следствие. В виде редкого исключения он может использовать аргумен­тацию по аналогии. Что касается гражданского права, то здесь недостаточность или неясность закона не явля­ется основанием отказа в судебном разбирательстве, но ставит сложную проблему его толкования.
12.          
Понятие социальной структуры.

Понятие «структура» означает «строить» или «соединять». Общество — это система реальных от­ношений, в которые вступают люди в своей повседнев­ной деятельности. Как правило, они не взаимодейству­ют друг с другом случайным или произвольным обра­зом. Их отношения характеризуются социальной упо­рядоченностью. Такая упорядоченность — переплете­ние взаимоотношений людей в повторяющихся и ус­тойчивых формах — называется социальной струк­турой. Она находит свое выражение в системе соци­альных позиций и распределении в ней людей. Понятие «социальной структуры» выражает идею, что люди формируют социальные отношения, которые не произвольны и случайны, но обладают некоторой ре­гулярностью и постоянством. Социальная жизнь не аморфна, но дифференцирована на социальные груп­пы, позиции и институты, которые взаимозависимы или функционально взаимосвязаны. Взаимосвязанные ха­рактеристики человеческих групп, хотя и образуются социальными действиями индивидуумов, не являются прямым следствием их желаний и намерений; напро­тив, индивидуальные предпочтения формируются и ог­раничиваются социальной средой. Иными словами, понятие социальной структуры подразумевает, что люди не полностью свободны и автономны в выборе своих действий, но ограничены социальным миром, в котором они живут, и социальными отношениями, в которые они вступают друг с другом.
13.          
Социальная норма.

Социальные нормы — это всеобщие постоянно дей­ствующие предписания, регламентирующие челове­
ческое поведение, которые прямо или косвенно ориен­
тируют индивидов на распространенные в данном обществе ценностные представления и предполага­
ют их практическую реализацию. Нормы призваны
регулировать поведение людей в различных ситуа­
циях. Они формируют социальные ожидания по от­
ношению к индивидуальному поведению каждого чле­на общества и поддерживаются санкциями. Нормы всегда связаны с ценностными представлениями, су­ществующими в сознании людей. Речь идет не о лич­ных, субъективных ценностных представлениях, а о таких, которые имеют всеобщее значение в обществе или социальной группе. Такие представления восприни­маются индивидом как нечто объективно существующее независимо от воли конкретных людей. Важнейшей характеристикой социальных норм яв­ляется их всеобщность, общепризнанность.  1.         Права человека. Это наиболее общие правовые нормы, составляющие глубинный слой права, содержащий его «гены», «ДНК» и являющиеся основой позитивного права, исходящего от государства. 2.       Принципы права — основные идеи, начала, руководящие положения, выражающие сущность права. 3. Нормы, принятые на референдуме («референдумное право»), относятся к нормам позитивного пра­ва и регулируют наиболее важные принципиальные вопросы жизни страны, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена совершенно определенно и непосредственно, без возможных изменений и тем более искажений, допускаемых иногда парламентом — представительным органом народа. 4. Нормы, изданные государством, или централизованные (государственные) нормы, разрабатываются и принимаются государственными органами. 5. Корпоративные нормы. На современном этапе раз­витые страны отказались от сословного деления обще­ства и от корпоративных норм в прежнем понимании это­го слова, а именно как норм отдельных слоев общества. Корпоративные нормы развитого права — это прави­ла поведения, разрабатываемые в организациях (кор­порациях) и распространяющиеся на их коллективы. 6. Договорные нормы формулируются граждана­ми, организациями для урегулирования вопросов, по которым закон молчит либо даст субъектам права воз­можность определиться самостоятельно. Договорное со­глашение и содержащиеся в нем договорные нормы обя­зательны для сторон, его заключивших, а также для суда, который, возможно, будет рассматривать спор между участниками договора.
14.          
Социальные роли.

Под «социальной ролью» понимается определенный набор моделей поведения и ожиданий, определяемых специальными нормами, обращенными от соответ­ствующей группы (или нескольких групп) к облада­телю определенных социальных позиций. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специ­альных норм дает в итоге регулярное и потому пред­сказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию интеракция. Под «социальной ролью» следует понимать обуслов­ленный ситуацией, актуализированный в ее существенных моментах, заученный способ поведения, который известен обществу и признан им. Такой способ поведения становится присущ индивиду после того как он его выучил и перенял. Актуализируя опре­деленное поведение, индивид соответствует типизиро­ванным ожиданиям, которые обращены к нему как но­сителю социальной позиции в ситуациях определенного типа. Понятие «способ поведения» отражает тот факт, что роль представляет собой совокупность связанных друг с другом и переживаемых в единстве элементов поведения. Во втором определении понятия социальной роли не исключается, что часть ролевых ожиданий обладает нор­мативным характером, следовательно, также гаранти­руется санкциями. Однако здесь налицо динамичный характер ролевой игры. Часть ожиданий остается от­крытой: ожидается, что носитель роли как-то справля­ется со своими ролевыми обязанностями. Это проявля­ется в конкретных ситуациях. Конечно, на основе таких ситуаций возникают новые привычки, а в конце концов и обычаи, из которых образуются новые возможности ориентации для партнеров по интеракции. Из испы­танных временем обычаев возникают прочные нормы.
15.          
Социальные группы.

Человек — не просто социальное существо. Его свое­образие заключается в том, что в силу своей природы он стремится к отношениям в маленьких, обозримых группах. Он не только вырастает в семье, но и пытает­ся искать связи с малыми группами в течение всей дальнейшей жизни. Если последнее ему не удается, это наносит серьезный ущерб его личности. Ощущение при­надлежности к большой массе людей или включение в крупную организацию не компенсируют ему этого не­достатка. Когда стремительные социальные изменения или возросшая социальная мобильность вырываютлюдей из связей в малых группах, это приводит к дезинтеграционным явлениям, к отчуждению, аномалиям, увеличению числа психических заболеваний и т.д.Не все социальные структуры обладают характером групп. В разговорной речи и в специальной литературе по социологии слово «группа» выступает в самых раз­ных значениях. Только за одним из этих значений мож­но закрепить понятие «социальная группа». Например, с точки зрения статистики, члены профессиональной группы не образуют социальной группы. О социальной группе можно говорить в том случае, если работники образуют профсоюз и общность профессионального положения дает основание для формирования группы.Прежде всего нужно упомянуть две категории групп, которые не считаются «социальными группами». Это: а) статистические группы (например, группа с оди­наковым доходом, возрастная группа, профессиональ­ная группа). б) референтные группы. Мы оцениваем себя и зада­ем направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом контексте. Но поскольку все люди принадлежат к множеству различ­ных групп, каждая из которых в определенном смысле представляет собой уникальную субкультуру или кон­тркультуру, стандарты, которыми мы пользуемся для оценки и организации нашего поведения, также разли­чаются. Референтные группы — это социальные еди­ницы, на которые индивид ориентируется в оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий.


16. СИ-устойчивый комплекс норм, правил, симво­лов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему
ролей и статусов, с помощью которых удовлетво­
ряются основные жизненные и социальные потребно­
сти. Каждый институт выстраивается вокруг стандарт­ного решения определенного набора проблем. Инсти­тут семьи строится вокруг проблем воспроизводства рода, социализации и материального обеспечения де­тей; экономические институты — производства и реа­лизации товаров и услуг; политические институты — защиты граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты — усиления социальной соли­дарности и согласия; институты образования — пере­дачи культурного наследия из поколения в поколение. Праву свойственны все общие черты социальных ин­ститутов: наличие определенных функций, иерархии, нормативной стороны и культурно-идеологических сим­волов. Рассмотрим частные особенности права как со­циального института. Право — важнейший фактор со­циального порядка. Оно обеспечивает социальную ста­бильность, предохраняя индивидов и общество в целом от различных проявлений деструктивного и антисоци­ального поведения. Право выступает гарантом стабиль­ности и предсказуемости в общественных отношениях. Нормы права регулируют все важнейшие стороны об­щественной жизни, контролируют работу государствен­ных учреждений и организаций. Как нормативное об­разование право участвует в формировании структу­ры общества, контролируя пределы допустимого в де­ятельности индивидов и государства. Право тесно связано с политической жизнью обще­ства, выступая как инструмент политики. Наконец, право выступает составной частью ценностной систе­мы общества, отражая и воплощая ценности, харак­терные для этого общества.Функции права:Интегративная. -право обеспечивает существование и сохранение в обществе объединяющего и полностью пронизывающего его порядка. Регулятивная -Право регулирует все происходящие в обществе процессы, выполняя роль универсального социального регулятора. Охранительная -направленная на защиту индивидов, групп и организаций от возможных нарушений их прав и ущемления
интересов. Эта функция выполняется правом посредством наложения запретов на определенные действия и поступки, подпадающие под категорию противоправных. Коммуникативная— -право, как и все другие социальные институты, вписано в единое информационное пространство, каковым является общество. Социализирующая. -Для того чтобы социальная интеграция сохранялась и оставалась стабильной, необходимо, чтобыподрастающеепоколение глубоко усвоило социальные ценности и нормы, содержание которых ориентирует на поддержание социального порядка.
17.Об­щество — это объединение людей, имеющее закреп­ленную совместную территорию, общие культурные Ценности, социальные и правовые нормы, характери­зующееся осознанной социокультурной идентичнос­тью (самопричислением) своих членов. Исторические типы обществ: Общества охотников и собирателей — самая ран­няя форма организованной социальной жизни. Основой для большинства взаимоотношений являются родственные связи по крови или браку. В таких обществах еще нет частной собственно­сти, постоянной армии, политической и правовой сис­темы, а также письменности.Огороднические общества.Примерно 10 тыс. лет назад люди научились выращивать растения, которые служили им пищей. Более эф­фективные хозяйства позволяют получать излишки — товары и услуги сверх тех, что необходимы для выжива­ния. Эти излишки становятся фундаментом для социаль­ной стратификации; специализации некоторых экономи­ческих, политических, правовых и религиозных ролей; воз­никновения более сложных форм культурной и социаль­ной структуры.Аграрные общества. Изобретение плуга 5—6 тыс лет назад стало началом революции в сельском хозяйстве и возникновения аграрных обществ. Развивается письменность. Возникли писаные кодексы законов: законы Хаммурапи, зако­ны Солона, законы XIIтаблиц, римское право и т.д. Постоянный прогресс в производственной и военной сферах способствовал значительному усилению госу­дарственной власти, расширению подконтрольной ей территории и возникновению крупных городов. Порож­дения аграрных обществ — египетские пирамиды, до­роги и акведуки Древнего Рима, мировые религии, ве­ликие философские учения, светские (римское) и рели­гиозные (иудаизм, ислам) правовые системы.Индустриальные общества. Около 250 лет назад про­мышленная революция породила индустриальные обще­ства, производственные и экономические системы кото­рых базировались на машинной технике. Правовая сис­тема этих обществ отличается большой сложностью и выступает в качестве одной из ветвей власти.Постиндустриальное обществоПраво претерпе­вает глубокую трансформацию, обусловленную влия­нием различных социокультурных контекстов, плюра­лизма мнений. Право понимается как культурно обус­ловленная дискурсивная форма, основанная на отри­цании предсуществующей системы ценностей как сво­его рода метанормы, иерархически превосходящей дру­гие нормы и лежащей в фундаменте позитивного пра­ва. Релятивизируются критерии рациональности и ис­тинности, различные культуры и общества оспаривают контроль над системой норм, каждая из социальныхгрупп населения видит и оценивает право и закон со своей собственной точки зрения. Типы социальных и правовых структур.Элементарная социальная структура, В структу­ре такого типа главным принципом, регулирующим со­циальные отношения, выступают родственные узы. В та­ких обществах отношения внутри группы регулируют­ся правом, а вне группы — силой. Осуществление пра­восудия, таким образом, ограничивается пределами группы. Полу элементарная -Здесь уже намечается дифференциация родственной власти и политической. Помимо правовых отношений, суще­ствующих внутри родственных групп, возникают вне­шние связи и отношения, которые, как правило, явля­ются продолжением внутригрупповых связей. Напри­мер, заключаются брачные союзы .В таких обще­ствах существует только два источника права: миф и обычай. Полу сложная -политическая и родственная власть четко разделены между собой. Здесь одновременно со­существуют три источника права (миф, обычай, закон). Отсюда вытекает тройная организация судебной сис­темы: семейное правосудие, общественное (или межсе­мейное) правосудие, правосудие политической властиСложная -существует в некоторых традиционных обществах, но все-таки ее типичным примером являются запад­ные общества начиная с античных городов-государств, где государственный закон выступает основным источ­ником права.
18. Правосознание — это определенный качественный уровень знания права, понимания его необходимости и его участие во внутренней мотивации поступков и действий. Человек с высоко­развитым правосознанием, с одной стороны, сознает свои обя­занности перед обществом и другими людьми, а с другой — понимает свои права как личности, обладающей ценностью и достоинством, и не допускает их нарушения. Умение и готов-вость отстаивать свои права составляет важную характеристигражданина правового общества. Формирование правосознания происходит под влия­нием исторического опыта общества, а также собствен­ного социального опыта различных индивидов и групп. Правосознание имеет определенную структуру, состоя­щую из двух уровней — обыденного и теоретического. Обыденное правосознание, присущее большинству людей, включает отрывочные представления о праве, зачастую неверные, отягощенные предрассудками. Теоретический уровень образует научное знание о праве и его сущности, о происхождении права, о законности и правопорядке, правовом государстве и юридической ответственности. На этом уровне правосознание представляет собой цело­стную систему взглядов на природу права.Обыденное правосознание формируется в процессе повседневной жизни людей, их общения между собой, участия в судебных процессах, взаимоотношений с пра­воохранительными органами. Для обыденного право­сознания характерно доминирование моральной оцен­ки правовых норм.компоненты правосоз­нания: знание о праве как регуляторе общественных отношений, представление о собственных правах и сво­бодах, отношение к правовым явлениям и к праву в целом, оценка своего правового положения, действую­щего законодательства и возможности правовой актив­ности.
19.ПП-вид социального поведения личности по отношению к существующим в обществе пра­вовым нормам. Под правомерным поведением понимается поведе­ние, согласующееся с существующими в обществе пра­вовыми нормами. Неправомерное же поведение, наобо­рот, определяется как противоречащее принятым нормам права.Правовое поведение, относящееся к категории правомерного, подразделяется на три вида. Прежде всего, речь идет об объективно-правомерном поведении. Оно имеет место тогда, когда личность соблюдает право­вые нормы в силу внутреннего убеждения, то есть ис­кренне считает их необходимыми и разумными. О ситу­ационно-правомерном поведении можно говорить, ког­да субъект, хотя и соблюдает правовые нормы, но де­лает это не по убеждению, а ситуативно, в зависимости от обстоятельств (например, в обстановке усиленного социального контроля, когда велика вероятность, что неправомерное поведение будет незамедлительно на­казано, или когда правомерное поведение более выгод­но). Законопослушное поведение проявляется в тех слу­чаях, когда интересы личности расходятся с содержа­нием правовых норм, но она их соблюдает.В свою очередь, неправомерное поведение подраз­деляется на ситуативно-случайное — когда правонару­шение совершено непреднамеренно, вызвано стечени­ем обстоятельств или влиянием аффекта, и обуслов­ленное — когда оно совершено намеренно и осознанно. Основной отличительный признак правового пове­дения состоит в его связанности с нормами права: не подверженное правовому регулированию поведение не может быть правовым. Правомерное поведение пре­дусматривается разрешающими нормами, а неправо­мерное — запрещающими.К общим признакам, объединяющим между собой оба вида правового поведения, можно отнести следую­щие. Во-первых, это социальная значимость любого правового поведения. Правовым может быть только такое поведение личности, которое обладает социаль­ной значимостью — экономической, политической или гражданской. Правовым можно называть только со­знательное, осуществляемое психически вменяемым взрослым человеком поведение. Третий признак составляет регламентированность правового поведения имеющимися юридическими до­кументами: законами, законодательными актами, по­становлениями и указами. Правовое поведение граждан непосредственно кон­тролируется государством в лице правоохранительных органов. В правовом поведении можно выделить объектив­ную и субъективную сторону. Его субъективная сторо­на — это степень и характер осознания субъектом сво­их действий и мотивов. Объективную его сторону со­ставляет соответствие правового поведения субъекта нормам права.Мотивы правового поведения.Это внутреннее убеждение в правильности и справедливости требований пра­вовых норм; наличие у индивида собственной потреб­ности в соблюдении законов; осознание социальной не­обходимости соблюдения законов; сознательное подчи­нение требованиям закона; сознание собственных прав; осознанная защита групповых интересов; боязнь юри­дической ответственности; следование традиции; стрем­ление к пассивному подчинению государству и его тре­бованиям. Поступки и действия, совершаемые с внут­ренней убежденностью в соответствии этих поступков нормам права, можно считать высшей формой право­вого поведения.
20.С теоретико-аналитической точки зрения понятие «гражданского общества» выступает как «агрегированное понятие, обозначающее специфи­ческую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, социальных институтов и социальных ценностей, главными субъектами которой являются: гражданин со своими правами и гражданские (неполи­тические и негосударственные) организации, ассоциации, объединения, общественные движения и граждан­ские институты.1 В нормативном смысле понятие «граж­данского общества» представляет собой нормативную концепцию, способствующую мотивации к определен­ному содержанию социальной, гражданской и полити­ческой активности. Именно этот смысл понятия «граж­данское общество» и будет нас интересовать далее, поскольку правовое поведени珐представляет собой как раз проявление такой активности. С идеально-типологической точки зрения граждан­ское общество — это своего рода социальное простран­ство, в котором люди взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от госу­дарства индивидов. Основа гражданского общества — Цивилизованный, самодеятельный полноправный инди­вид. Следовательно, формирование гражданского общества неразрывно связано с развитием идеи индивидуальной свободы, признания самоценности каждой отдельно взятой личности. Именно личность с системой сформировавшихся правовых представлений и пред­почтений является реальным субъектом правовой куль­туры и правового поведения. Именно в личностную культуру человека вписаны культурные традиции пра­ва и политики, неразрывно связанные с другими сфе­рами культуры общества. Еще Гегель обратил внимание на то, что в качестве основополагающего элемента гражданского общества выступает отдельная конкретная личность. По его мне­нию, в гражданском обществе каждый индивид явля­ется целью для самого себя. Обязательным признаком гражданского общества является приоритет интересов человека, гражданина над интересами государства. Такое общество ориенти­руется на права, свободы и интересы человека и граж­данина в своей деятельности, провозглашая их преиму­щество по отношению к другим материальным ценнос­тям. Предполагается, что именно такой подход и при­зван служить барьером на пути всевластия государ­ства его органов и должностных лиц, препятствовать поглощению государством общества, как это происхо­дило в условиях тоталитарных режимов. В граждан­ском обществе заложены новые формы взаимоотноше­ния индивида и государства, которые, с одной стороны, предполагают тесное взаимодействие друг с другом, с другой — разграничение сфер деятельности, которое выражается формулой «авторитет власти — суверени­тет личности». Гражданское общество признает, что есть извест­ная сфера самоуправления и самоопределения личнос­ти, в которую государство не имеет права вторгать­ся, — суверенитет личности. Это буквально означает, что не государство дарует права человеку, а человек сам сознательно и ответственно пользуется совокупно­стью неотчуждаемых прав и свобод, данных ему обще­ством. В основе суверенитета личности, несомненно, лежит право распоряжаться своей жизнью и судьбой по собственному усмотрению. Без суверенитета не мо­жет быть и свободной раскрепощенной экономически и политически личности, он является главной опорой и стержнем правового поведения. Суверенитет личности складывается из совокупно­сти личных, социальных, политических и других прав человека. Личные права и свободы не случайно стоят на первом месте. Они обеспечивают автономию лично­сти, приоритет индивидуальных, внутренних ориенти­ров ее развития, самоопределения личности и призва­ны защищать человека от давления и подавления из­вне, особенно со стороны государства. Проблема суверенитета личности — это прежде всего проблема ее самореализации.
21.Социализация — это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и явля­ется своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы ак­тивности. Функциональное значение такого «отесыва­ющего» формирования способностей, навыков и зна­ний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание. Агенты социализации: Семья. Школа ,окружение свер­стников, СМИ,работа. Под правовой социализацией понимается процесс освоения личностью стандартов нор­мативного, правомерного поведения. Правовая социа­лизация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности. Она имеет исторически обусловленный характер. Как известно, каждому конкретному обществу присущи свой тип го­сударственного устройства, свое представление о пра­ве, свои правила и способы участия индивидов в делах общества. Правовая социализация заключается в ус­воении индивидом этих норм и правил социального су­ществования в данном обществе. Можно выделить три вида правовой социализации — социализацию посредством научения, социализацию пу­тем передачи опыта и «символическую социализацию».

Социализация посредством научения заключается в приобретении элементарных правовых знаний и ус­воении соответствующих норм. Социализация на соб­ственном и чужом опыте происходит в результате ос­мысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей. Сим­волическая социализация основывается на собственныхабстрактных представлениях человека о праве, госу­дарстве, стране, нации. Политическое и правовое воспитание — важная часть системы социализации индивида. Правовое вос­питание осуществляется путем целенаправленной пра­вовой пропаганды, просвещения и обучения. От каче­ства правового воспитания во многом зависит уровень развития личности. Безусловно, для усвоения право­вых знаний необходимы и собственные усилия, то есть самовоспитание. Долгое время в науке господствовало представление о правовом воспитании и самовоспита­нии как непрерывном процессе накопления знаний о праве. Недостаток этого подхода состоит в том, что не уделяется должного внимания формированию общей и правовой культуры. Правовая культура ориентирована на развитие по­литического и правового сознания граждан, воздействуя на человека сразу в нескольких направлениях. Во-пер­вых, она способствует социализации индивида, форми­руя у него способность играть определенные социальные роли, соответствовать принятым в обществе образцам поведения. Тем самым социализация формирует лич­ность человека и приспосабливает его к жизни в обще­стве. Во-вторых, правовая культура влияет на уста­новление индивидом определенной системы ценностей. Третье направление влияния правовой культуры за­ключается в выработке навыков, привычек и стереоти­пов правового поведения. В процессе правовой социализации происходит по­степенная интеграция личности в широкий социальный контекст, переход ее к полноценному участию в функ­ционировании гражданского общества и государства. Однако в ходе социализации могут возникать и иска­жения, деформации, которые приводят впоследствии к появлению у индивида криминальных наклонностей, правового нигилизма, асоциального и антигосударствен­ного поведения.
22.под социальным контролем понимается осо­бый механизм социальной регуляции поведения людей
и поддержания общественного порядка. Кроме того, социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания конформно­го поведения своих членов в рамках предписанных норми санкций. В его функционировании можно выделить две стороны: нормативную, которая сводится к дей­ствию ценностно-нормативных регуляторов человечес­кого поведения, и институциональную, которая пред­ставлена существованием в обществе системы субъек­тов социального контроля (специальных институтов, в функции которых входит регуляция поведения людей с помощью санкций). Функция социального конт­роля заключается в том, чтобы минимизировать рас­хождения между социальными ожиданиями и факти­ческим поведением индивидов. Фактически эта важ­нейшая социальная функция, которую в обществе вы­полняет институт контроля, расщепляется на три от­дельные социальные функции: регулятивную — контроль является важнейшим фактором социальной ре릭уляции на всех уровнях жизни общества; охранительную — социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. К таким безусловно значимым для современного общества ценностям относятся: человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личностистабилизирующую — социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и темсамым способствует неизменности социального порядка. Давление на личность:Политико-юридическая система,Общественная мораль, обычаи, нравы, ,Профессиональная система, Неформальные требования,  Семья и частная жизнь
23.Одна из главнейших функций права — регулирова­ние социальных отношений. Правовое регулирование определяется как воздействие на социальное поведе­ние индивидов, общественные отношения, социальные процессы, системы, придающее им социально необхо­димое, желаемое состояние, определяемое правовой нормой. Регулирование осуществляется на основе пра­вила (нормы), которое может спонтанно формировать­ся в самоорганизующейся системе. Способы социального регулирования поведения лю­дей можно по характеру свести в три основные груп­пы: побуждения, понуждения, принуждения.

Побуждение — метод социального регулирования, обращенный к психологической сфере (чувствам, при­вычкам, эмоциям) человека, убеждающий в полезнос­ти, выгодности определенного поведения, распределении тех или иных социальных ролей. Акцент делается на авторитете, а не на насилии. Понуждение — метод ре­гулирования, основанный главным образом на матери­альном стимулировании (поощрении, вознаграждении или лишении соответствующих имущественных благ, привилегий), когда та или иная выгода определяет желаемое поведение. Наконец, принуждение — это способ воздействия, когда социально необходимое или желае­мое поведение достигается с применением насилия, т.е. лицам, отклоняющимся от установленных правил по­ведения, причиняются физические или психические страдания. Такой метод регулирования основывается на возможности (угрозе) государственного или обще­ственного принуждения, а в случае необходимости и реализации этой угрозы. Важное место в социальном регулировании занима­ют структуры и способы контроля за результатами воз­действия на общественные отношения и процессы. В ка­честве контролирующих инстанций могут выступать высшие государственные органы законодательной или исполнительной власти, общественные организации, средства массовой информации, специализированные контрольные организации (например, налоговая инспек­ция, аудиторские организации, институт уполномочен­ного по правам человека и т.д.). Социальное регулирование может осуществляться в правовых (отдельные законы, кодексы), моральных (кодексы чести, этика предпринимательства), эстети­ческих (мода, стиль), организационно-технических(пра-вила безопасности, стандарты), централизованных (ди­рективы, программы) формах. Рассмотрим систему социальных регуляторов и место права в этой системе. В ней прежде всего можно выделить нормативные и ненормативные регуляторы. К нормативным регулято­рам относятся правовой, моральный, религиозный, юридико-технический и нормативно-технический, груп­повой (корпоративный) регуляторы и деловой обычай (деловое обыкновение). Разновидностью правового ре­гулятора являются правовой обычай («обычное пра­во»), прецедент, доктрина (в некоторых странах). Сово­купность нормативных регуляторов образует соци­альную нормативно-регулятивную систему, оказываю­щую воздействие на поведение индивидов в обществе.

К ненормативной регулятивной системе относится ценностный, директивный и информационный регуля­торы, а также такой своеобразный регулятор, как со­циальный институт предсказаний. Ценностный регуля­тор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценно­стей, социально-психологических установок, стерео­типов, штампов. Он проявляется как в культуре различ­ных этно-национальных общностей, среди отдельных социальных, профессиональных, половозрастных групп, так и всего общества в целом. Директивный регулятор наиболее широко применял­ся в управлении социальными процессами политичес­ким руководством социалистических государств; общая директива определяла решение важной социально-экономической задачи.

Информационным регулятором социальных процес­сов может выступать определенная информация, рас­пространяемая СМИ и которая может оказывать боль­шое психологическое воздействие на индивидов. Социальный институт предсказаний выступал в каче­стве регулятора еще с глубокой древности (институт про­рочества, мантики и т.п.). В настоящее время он исполь­зуется в выборных технологиях, всяких предварительных рейтингах и опросах, чтобы убедить избирателей в «пре­допределенной» победе того или иного кандидата.  Право, во всяком случае, на формальном уровне, одинаково защищает и оберегает интересы всех членов общества. Поэтому оно выступает в роли регулятора всей социальной системы в целом.  Ограничить граждан в правах, по мнению опрошенных, можно: а)   соблюдая приоритет интересов государства; б)        в интересах других людей; в)      в интересах следственных органов; г)     в случае военных действий; д)       в борьбе со стихийными бедствиями.
24.Девиантным поведением называется по­веденческое отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудитель­ное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реак­цию. Таким образом, это оценочное определение, нала­гаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряются в одних обществах и недо­пустимы в других. Определение поведения как девиант -ного зависит от времени, места и группы людей. Пример. Общительность, современная одежда и откры­тое лицо европейской женщины недопустимы во мно­гих традиционных мусульманских странах.Общество само решает, считать или не считать какое-то поведение девиантным.  Рассмотрим четыре наиболее распространенных со­циологических подхода к проблеме девиации: теорию аномии, теорию культурного переноса, теорию конф­ликта и теорию стигматизации. Теория аномии. Э. Дюркгейм утверждал, что деви-антное поведение играет функциональную роль в об­ществе, поскольку наказание девианта способствует осознанию границ того, что считается допустимым по­ведением, и выполняет роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества. Дюркгейму принадлежит понятие «аномии» — общественного состояния, которое харак­теризуется разложением системы ценностей, обуслов­ленным кризисом всего общества, его социальных ин­ститутов, противоречием между провозглашенными це­лями и невозможностью их реализации для большин­ства. Когда общество находится в состоянии аномии, люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами. В периоды быст­рых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими норма­ми. Прежние нормы уже не представляются подходя­щими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиантного поведения.Мертон выделил пять типовых реакций на дилемму цели — средства, четыре из которых пред­ставляют собой девиантные адаптации к условиям ано­мии. Инновация наблюдается, когда индивиды твердо при­держиваются культурно установленных целей, но отвер­гают одобренные обществом средства к их достижению. Такие люди способны торговать наркотиками, подделы­вать чеки, мошенничать, присваивать чужое имущество, воровать, участвовать в кражах со взломом и в разбой­ных ограблениях или заниматься проституцией, вымога­тельством и покупать символы успеха. Ритуализм имеет место, когда члены общества от­вергают культурные цели или принижают их значи­мость, но при этом механически используют одобрен­ные обществом средства достижения таких целей. На­пример, цели организации перестают быть важными для многих ревностных бюрократов, однако последние культивируют средства в качестве самоцели, фетиши­зируя инструкции и бумажную волокиту. Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают как культурные цели, так и признанные средства их Достижения, ничего не предлагая взамен. Например, алкоголики, наркоманы, бродяги и опустившиеся люди становятся изгоями в собственном обществе; «они жи­вут в обществе, но не принадлежат к нему». Бунт заключается в том, что бунтари отвергают и культурные цели общества, и средства их достижения, но при этом выдвигают на их место новые нормы. Та­кие индивиды порывают со своим социальным окруже­нием и включаются в новые группы с новыми идеоло­гиями, например, пополняют радикальные обществен­ные движения. Типы индивидуальной адаптации Мертона характе­ризуют ролевое поведение, а не типы личности. Чело­век может изменять свою позицию и переходить от од­ного типа адаптации к другому. Теория культурного переноса. Ряд социологов под­черкивает сходство между способом выработки деви-антного поведения и способом выработки любого дру­гого стиля поведения. Одним из первых к такому выво­ду пришел Габриэль Тард, еще в конце XIXвека сфор­мулировавший теорию подражания для объяснения де-виантного поведения. Тард утверждал, что преступни­ки, как и «порядочные» люди, подражают поведению тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан они подражают поведению преступников. Иначе говоря, молодые люди становятся правона­рушителями, потому что общаются и заводят дружбу с теми подростками, у которых криминальные модели по­ведения уже укоренились. Эдвин Г Сазерленд разработал теорию дифферен­циальной ассоциации, которая базируется на идеях сим­волического интеракционизма и подчеркивает роль со­циального взаимодействия в процессе формирования взглядов и поступков людей. Согласно Сазерленду,индивиды становятся правонарушителями, потому что попадают в окружение, следующее девиантным моде­лям, мотивировкам и методам. Такие индивиды могут научиться употреблять и доставать запрещенные нар­котические средства или воровать, а потом сбывать кра­деное. Чем раньше начнутся контакты индивида с кри­миногенным окружением, чем чаще, интенсивнее и дли­тельнее будут эти контакты, тем выше вероятность того, что такой индивид тоже станет правонарушителем. Но в этом процессе задействовано не одно простое подража­ние. Девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения; очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды. Теория конфликта. Сторонники теории культурно­го переноса подчеркивают, что для индивидов, принад­лежащих к разным субкультурам, характерны несколь­ко различающиеся модели поведения, поскольку про­цесс их социализации базируется на различных тради­циях. Приверженцы теории конфликта согласны с этим положением, но пытаются ответить на вопрос: какая социальная группа сумеет выразить свои принципы в законах общества и заставить членов общества подчи­няться этим законам? Поскольку институциональный порядок вызывает столкновение интересов основных групп — классов, полов, расовых и этнических групп, организаций бизнеса, профсоюзов и т.п., — возникает еще один вопрос: кто получает львиную долю преиму­ществ от конкретной социальной системы? Или други­ми словами: почему структура общества дает преиму­щества одним социальным группам, а другие группы остаются в невыгодном положении и даже клеймятся как преступающие закон? Теория стигматизации. Сторонники теории стиг­матизации (от греч. 8т1^то — клеймо) взяли за основу главную идею конфликтологии, согласно которой инди­виды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоит у власти, имеют возможность выра­жать свои взгляды и принципы в нормах, управляющих институциональной жизнью, и с успехом навеши­вают отрицательные ярлыки на нарушителей этих норм. Их интересует процесс, в результате которого отдель­ные индивиды получают клеймо девиантов и начинают рассматривать свое поведение как девиантное.
25.Подходы криминологии и социологии в исследовании преступлений различны. Для кри­минологии характерно исследование преступности как суммы деяний, запрещенных законом конкретного государства и совер­шенных на конкретной территории в определенное время и при определенных условиях. Однако социологическое исследование феномена преступности предполагает и анализ социальных при­чин и мотивирующих факторов преступления, и изучение соци­ально-типологической специфики личности преступника, крими­нальной субкультуры как питательной среды для формирова­ния всевозможныхновых девиаций, проблемы наказания за пре­ступление как социального явления. Специфика социологического подхода к девиациям, в отличие от криминологического или правоведческого, заключается в его принципиальной многомерности, предполагающей способность выйти за рамки плоско­стного осмысления феномена правонарушения в тер­минах «законопослушность — правонарушение» и под­няться к объемному, более богатому смыслами виде­нию его как социальной девиации в дюркгеймовском понимании этого слова, то есть как поведенческой дис­функции амбивалентного характера. Поскольку социология права рассматривает живые социальные отношения, возникающие вокруг норм пра­ва, она изучает не только юридические преступления, но и фактические. Фактические преступления — это насильственные деяния, обрекающие людей на смерть, материальные лишения и физические страдания, одна­ко не зафиксированные законодательно в качестве пре­ступлений.  Социология рассматривает преступность сквозь при­зму социального поведения, то есть как специфическое криминальное поведение, принимающее форму профес­сиональной преступности. Под профессиональной преступностью понимается со­вершение преступлений с целью извлечения средств к существованию, получения постоянного дополнительно­го или основного дохода. Профессиональная преступ­ность — это относительно замкнутая социально опасная подсистема, имеющая определенные признаки и харак­теристики, способная к самовоспроизводству криминаль­ной деятельности. Среди основных признаков професси­ональной преступности можно назвать следующие:

1.       Совершение преступлений является одним из основных или основным способом добычи средств к существованию. 2. Совершение преступлений преступниками-профессионалами включает в себя предварительную подготовку, обучение, владение профессиональными навыками. 3. У профессиональных преступников имеются специальные, заранее подготовленные и опробованные приспособления, облегчающие совершение противоправных деяний. 4. Профессиональным преступникам знакомы специальные приемы и способы совершения преступлений. 5. Профессиональный преступник выбирает преступную карьеру в качестве жизненной цели. 6. Среди представителей профессиональной преступности существует четкая иерархическая внутриклановая градация. 7. У профессиональных преступников есть свойственный им преступный сленг, жаргон. 8. Представители профессионального криминалитета объединяются по профессиональному, корпоративному признаку. 9.  Профессиональной преступности свойственны традиции, обычаи, преступный фольклор и другие элементы преступной субкультуры.

10.  Профессиональные преступники способны передавать навыки, способы и приемы совершения противоправных деяний начинающим преступникам, готовить криминальную смену.

11.  У них наличествуют строго определенные модели посткриминального поведения, а также чувство престижа, гордости своей криминальной профессией и иные подобные компенсаторные явления психологии профессиональных преступников.
26.Социология права анализирует все области его при­менения, в том числе и уголовное наказание. В исследо­вании наказания социологию права интересуют такие вопросы, как соразмерность меры наказания и состава преступления, анализ оснований для наказания, иссле­дование карательной деятельности государства. Суще­ствует специальная наука о наказании — пенология. Основы науки о наказании были заложены итальян­ским исследователем Чезаре Беккариа. В работе «О преступлениях и наказаниях», вышедшей в 1764 году, он критикует неоправданную жестокость в примене­нии наказаний и приводит в пример средневековые порядки. Средневековое правосудие основными целя­ми наказания считало предотвращение рецидивного поведения преступника и устрашение остальных граж­дан, Для устрашения казни проводились в публичных местах при большом стечении народа. Сами казни были очень жестокими, даже варварскими.  Социологической проблемой также является при­менение пыток со стороны карательных органов. В со­временном обществе формально пытки и телесные на­казания отменены, но фактически они существуют, осо­бенно в азиатских, африканских и латиноамериканских странах. По мнению исследователя форм пыток дат­ского врача Инги Генефке, цель пытки состоит в том, чтобы держать людей в постоянном страхе. В России не являются редкостью избиения и пытки в местах за­ключения. Само содержание в переполненном след­ственном изоляторе является своеобразной формой пытки. Наиболее распространенной формой пытки в местах заключения и отделениях милиции является из­биение с нанесением ударов по почкам, животу и пахо­вой области. Поэтому применение пыток недопусти­мо, согласно международному законодательству.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.