Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Уч т текущих обязательств и расчетов

--PAGE_BREAK--Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; при удержании из заработной платы полученной ранее подотчетной суммы или суммы, по которой не представлен авансовый отчет:
Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей. При условии невозможности взыскания остатка неизрасходованных подотчетных сумм из заработной платы:
Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». По истечении срока исковой давности сумма невозмещенного материального ущерба списывается на убытки организации:
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»
К-т сч. 73, субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
Рассмотренный выше порядок документального оформления операций по расчетам с подотчетными лицами в значительной мере связан с формированием информации, необходимой не только для учета и расходования подотчетных сумм, но и информации, используемой для целей налогообложения и для предотвращения финансовых потерь в виде штрафных санкций за несоблюдение установленного порядка использования наличных денежных средств через подотчетных лиц.
Таким образом, для учета расчетов с подотчетными лицами используется счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами», по дебету которого отражаются остаток задолженности за подотчетным лицом и выдача денежных средств под отчет работникам организации, по кредиту – остаток невозмещенных организацией расходов, произведенных подотчетными лицами, а также списание задолженности подотчетных лиц в связи с использованием подотчетных сумм на приобретение материальных ценностей, оплату хозяйственных, командировочных и других производственных расходов.
Группировка хозяйственных операций по данному счету может быть представлена следующим образом.
По дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» отражаются бухгалтерской записью:
Д-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
К-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банке». Выдача подотчетных сумм работникам организации из кассы, с расчетных и других счетов в банках:
Д-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
К-т сч. 55 «Специальные счета в банке»; «Валютные счета»; возмещение перерасхода работникам организации из кассы, с расчетных и других счетов в банках:
По кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в корреспонденции с дебетом различных счетов отражаются следующие операции: оплата подотчетными лицами расходов, связанных с приобретением оборудования к установке, расходов, относимых к капитальным вложениям:
Д-т счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 41 «Товары»
К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; расходов на приобретение материальных ценностей:
 Д-т счетов 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 41 «Товары»
К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; оплата подотчетными лицами услуг сторонних организаций, стоимость которых включается в состав расходов по обычным видам деятельности:
Д-т счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажи»
К-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; возврат неиспользованных подотчетных сумм подотчетными лицами:
Д-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банке»
К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; оплата подотчетными лицами расходов, возмещаемых контрагентами в соответствии с договором:
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; оплата подотчетными лицами прочих операционных или внереализационных расходов:
Д-т сч. 91, субсчет 2 «Прочие расходы»
К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Синтетический и аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведется в ведомости по каждому подотчетному лицу с отражением суммы образования задолженности по полученному из кассы организации авансу, а также суммы списания данной задолженности по мере представления авансового отчета и отнесения этих расходов на счета затрат или материально-производственных запасов в зависимости от назначения и характера использования подотчетных сумм. Выходные данные ведомости по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» используются при составлении Главной книги по счетам синтетического учета, бухгалтерского баланса и отчетности организации.
1.2 Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками
Обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками возникают между организациями по сделкам, оформленным договорами купли-продажи, к которым относится и договор поставки. По содержанию указанные договоры должны соответствовать требованиям, сформулированным статьями 455, 506 и другими ГК РФ. Отметим, что для формирования учетной информации особое значение имеют сведения о поставках: наименование товара, его количество, цена, формы расчетов, сроки поставки и ее оплаты, условия транспортировки, момент перехода права собственности на приобретенные товары, материалы и другое имущество от продавца к покупателю.
Для учета расчетов за поступившие материалы, товары, выполненные работы и услуги предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», по дебету, которого отражаются суммы исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги, а также выданные авансы в корреспонденции со счетами учета денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др.), по кредиту – образование задолженности перед другими юридическими лицами в корреспонденции с дебетом счетов материально-производственных запасов (10 «Материалы») и соответствующих затрат (20 «Основное производство», 44 «Издержки обращения» и др.) [5].
Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчетные документы (счета, счета-фактуры) и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты о выполнении работ и услуг и др.).
Основными реквизитами счета-фактуры являются: номер документа и дата его составления, сведения о поставщике (наименование поставщика товаров, его юридический адрес, соответствующий учредительным документам, идентификационный номер и др.), сведения о грузоотправителе с указанием полного почтового адреса, если поставщик и грузоотправитель не являются одним и тем же юридическим лицом; сведения о покупателе товаров (наименование покупателя, его юридический адрес, идентификационный номер и др.); сведения об условиях поставки, включая транспортировку груза, формы расчетов за поставку (в безналичном порядке, расчеты наличными через кассу, расчеты векселями, в порядке обменных операций, предварительной оплаты и т. д.); сведения о реализованных товарах, работах и услугах (наименование товаров, их технические параметры, типы, размеры, номера моделей; единица измерения, количество, цена товара по договору за единицу измерения без НДС и с учетом НДС, стоимость товара, включая НДС, и стоимость товара без НДС).
Не менее важным обстоятельством образования задолженности у организации перед поставщиками считается момент перехода права собственности на приобретаемое имущество от поставщика к покупателю. В соответствии с установленным порядком учетные данные о продаже продукции формируются по моменту ее отчуждения, т. е. «по отгрузке», что означает переход права собственности на отгруженную продукцию к покупателю. Согласно принципу имущественной обособленности, предусмотренному ПБУ/1 «Учетная политика организации», имущество, находящееся в собственности организации, должно быть отражено в ее балансе. Из этого следует, что обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками должны быть отражены организацией в следующих случаях: при поступлении непосредственно на склад организации товарно-материальных ценностей или приемке оказанных услуг и выполненных работ в соответствии с документами поставщика; при поступлении материалов и оприходовании их без расчетных документов поставщика на их оплату, т. е. имеет место неотфактурованная поставка; при оплате расчетных документов поставщика за материалы, которые до конца месяца не поступили в организацию и находятся в пути или на ответственном хранении у поставщика.
Погашение обязательств по расчетам с поставщиками оформляется бухгалтерской записью:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках».
По дебету счета 60 отражаются и выданные авансы, которые представляют собой предварительные платежи по сделкам, вытекающие из условий расчетов между участниками договоров. Учет выданных авансов осуществляется обособленно в отдельных регистрах аналитического учета с целью получения информации о расчетах с конкретными поставщиками и контроля за их состояниями. Суммы выданных авансов перечисляются по платежному поручению с расчетного и других счетов в банках. Эти операции оформляются бухгалтерской записью:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.
Перечисленные авансы поставщикам и подрядчикам учитываются по дебету этого счета до тех пор, пока не будут полностью выполнены и документально оформлены поставка материально-производственных запасов или объем предусмотренных договором работ и услуг. За полученные товары и выполненные работы, подтвержденные документально, возникает задолженность перед поставщиками и подрядчиками, которая уменьшается на сумму ранее выданных авансов.
При невыполнении договора поставки неиспользованные средства авансов возвращаются поставщиком на расчетный счет покупателя. Такая операция оформляется платежным поручением, в котором обязательно должно быть указано основание (номер и дата платежного поручения, по которому зафиксировано получение аванса, а также договора). Возврат поставщиком неиспользованной суммы авансов оформляется бухгалтерской записью:
Д-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные».
Аналитическая информация по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (авансы выданные) формируется по каждому дебитору исходя из суммы перечисленного аванса, а также сумм в уменьшение задолженности по расчетным документам поставщика.
В соответствии с действующими правилами отражения расчетов и порядком списания кредиторской задолженности возникает необходимость организации аналитического учета задолженности поставщикам в зависимости от сроков ее погашения, в частности, по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил или не оплаченным в срок. Кроме того, аналитическая информация формируется в зависимости от используемых форм расчетов, которые необходимы для контроля и взаимоувязки с данными синтетического учета.
Различные по своему характеру факты хозяйственной деятельности, в результате которых возникают и прекращаются обязательства организации перед различными юридическими лицами за поступившие материально-производственные запасы и принятые услуги и работы, можно сгруппировать следующим образом.
По кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются бухгалтерской записью: задолженность организации перед поставщиками за приобретенные оборудование к установке, основные средства, другие внеоборотные активы, а также за материальные ценности, поступившие в организацию, Д-т счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 41 «Товары» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; задолженность организации согласно расчетным документам поставщиков и подрядчиков за принятые работы, услуги, стоимость которых включается в состав расходов по обычным видам деятельности:
Д-т счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажи»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; задолженность организации перед поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, работы и услуги, полученные обособленными структурными подразделениями:
Д-т сч. 79 «Внутрихозяйственные расходы»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; задолженность организации перед поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, работы и услуги, расчетные документы по которым не поступили, а также за выявленные излишки товарно-материальных ценностей в процессе их приемки:
Д-т сч. 10 «Материалы», 41 «Товары»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; возврат ранее уплаченных поставщикам и подрядчикам сумм по расчетным документам и выданных авансов в случае недопоставки продукции:
Д-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банке»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; расчеты по претензиям к поставщикам, подрядчикам, транспортным организациям, возникшие из-за несоответствия качеств, материальных ценностей, установленных стандартами или условиями договоров, а также из-за арифметических ошибок, несоответствия цен и тарифов в расчетных документах величинам, установленным договорами:
Д-т сч. 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; суммы установленных недостач от потери и порчи материальных ценностей в пределах установленных договором величин
Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в условиях автоматизированной технологии обработки информации осуществляется параллельно с аналитическим в ведомостях. Указанные регистры используются для составления оборотных ведомостей по счетам, на основе которых производятся записи в Главную книгу[6].
Расчеты с покупателями и заказчиками. Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков является следствием выполнения договорных обязательств организациями в результате совершения сделки, по окончании которой продавец получает право требования на платеж.
Для учета расчетов с покупателями предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». По данному счету формируется информация о задолженности покупателей и заказчиков за проданные (отгруженные) товары, работы, услуги, основные средства и прочее имущество, право собственности на которое перешло к покупателям согласно договорам купли-продажи или договорам поставки. По этому счету отражаются также суммы полученных авансов и предварительной оплаты от контрагентов.
При отгрузке продукции покупателям и предъявлении им расчетных документов (счетов-фактур, транспортных накладных и др.) в учете поставщика показывается образование дебиторской задолженности в сумме стоимости проданной (отгруженной) продукции по продажным ценам, включая НДС, причитающийся к получению от покупателей. В этом случае данные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т сч. 90 «Продажи».
Факт свершения сделки по продаже продукции вызывает необходимость отражения суммы задолженности перед бюджетом по НДС, исчисленному исходя из стоимости проданной продукции. Бели учетной политикой организации предусматривается учет выручки в целях налогообложения «по отгрузке», то задолженность перед бюджетом по НДС отражается бухгалтерской записью:
Д-т сч. 90 «Продажи»
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Если организации ведут учет выручки в целях налогообложения «по оплате» в соответствии с учетной политикой, то для отражения задолженности перед бюджетом по НДС, согласно действующему законодательству применяется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с бюджетом по неоплаченным счетам». Порядок отражения вариантов учета НДС, обусловленных различиями в учетной политике организаций, для целей налогообложения («по отгрузке» или «по оплате») подробно излагается в гл. 9 «Учет выпуска готовой продукции и ее продажи».
    продолжение
--PAGE_BREAK--Оплата расчетных документов за отгруженную продукцию покупателями и заказчиками, что подтверждается поступлением денежных средств на расчетные счета организации, уменьшает дебиторскую задолженность и отражается бухгалтерской записью:
Д-т сч. 51 «Расчетные счета»
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; операции по продаже имущества организации:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчёт 1 «Прочие доходы».
При обработке расчетных документов, предъявляемых покупателям за проданную продукцию, и документов об оплате составляется ведомость по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», представляющую регистр бухгалтерского учета, совмещающий синтетический и аналитический учет. Полученные выходные данные по этому счету используются для контроля за состоянием дебиторской задолженности и составления сводной ведомости об остатках по счетам синтетического учета, необходимой для заполнения баланса и других форм бухгалтерской отчетности.
Авансовые платежи, полученные организациями-поставщиками от покупателей в соответствии с условиями расчетов по договору поставки материально-производственных запасов или выполнения каких-либо работ и услуг, отражаются по кредиту счета 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным». Перечисление покупателем по платежному поручению суммы авансовых платежей оформляется бухгалтерской записью:
Д-т счетов 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках»
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты по авансам полученным».
Кредиторская задолженность, отражаемая по счету 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным», является объектом налогообложения при исчислении НДС согласно нормам действующего законодательства. В бухгалтерском учете полученные авансы рассматриваются только как источник имущества организации, появление которого связано с последующим исполнением сделки, предусмотренной договором. Налоговый аспект данной хозяйственной операции заключается в признании факта вовлечения денежных средств в оборот организации в качестве составной части сделки по договору, стоимость которой принимается в сумме облагаемого оборота по НДС. В учете независимо от различных аспектов толкования сущности произведенных хозяйственных операций должна быть сформирована информация о возникновении кредиторской задолженности и суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет в связи с получением авансовых платежей.
Начисление НДС, причитающегося взносу в бюджет с полученной суммы авансов от покупателей и заказчиков, отражается бухгалтерской записью:
Д-т сч. 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным»
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Авансовые платежи, полученные от покупателей и заказчиков, учитываются на счете 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным» до момента отгрузки продукции либо выполнения работ и услуг в соответствии с договором и предъявления расчетных документов на оплату отгруженной продукции, а также других документов (транспортных накладных), подтверждающих факт свершения сделки.
Схема учетных записей по зачету авансов полученных определяется тем, какой вариант учета продажи продукции для целей налогообложения предусмотрен учетной политикой организации.
Так, при отражении продажи продукции «по отгрузке» в учете и для целей налогообложения полученных авансов дается бухгалтерская запись:
Д-т сч. 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным»
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; при учете продажи продукции для целей налогообложения «по оплате» при окончательном расчете с покупателями:
Д-т сч. 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным»
К-т сч. 90, субсчет 1 «Выручка»; при окончательном расчете с покупателями и заказчиками по мере завершения сделок, связанных с продажей основных средств или прочих активов:
Д-т сч. 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным»
К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».
Одновременно с зачетом авансов полученных осуществляется восстановительная запись по счетам на сумму НДС, начисленную ранее от авансовых платежей, перечисленных покупателями и заказчиками:
Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»
К-т сч. 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным».
Аналитический учет авансов полученных ведется по каждому кредитору с указанием суммы, сроков возникновения и погашения кредиторской задолженности.
Синтетический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», как правило, совмещается с аналитическим учетом, особенно в условиях автоматизированной обработки учетной информации. Тем не менее, независимо от способа обработки первичных документов в регистрах бухгалтерского учета должна быть систематизирована и накоплена информация о хозяйственных операциях в хронологической последовательности и в разрезе корреспондирующих счетов. Выходные данные ведомости об оборотах и остатках по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» используются при составлении сводной ведомости по счетам синтетического учета, необходимой для составления баланса организации и других форм отчетности.
Формы расчетов определяются участниками сделки и регламентируются договором, соответственно этому формируется информация о состоянии расчетов с покупателями и заказчиками.
1.3 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
Операции, связанные с расчетами по имущественному и личному страхованию, с расчетами по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации и другими, отражаются на активно-пассивном счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». К этому счету могут быть открыты субсчета: 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», 2 «Расчеты по претензиям» и другие субсчета.
Рассмотрим порядок учета расчетов по имущественному и личному страхованию.
Страхование, согласно ГК РФ, может осуществляться в добровольной и обязательной формах. Добровольное страхование оформляется договором между организацией (страхователем) и страховщиком, в котором определяются условия страхования[7]. Перечень договоров страхования, расходы по которым включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) ограничен и не может быть расширен. К ним относятся договоры страхования: средств транспорта, имущества, гражданской ответственности организаций-перевозчиков, добровольное медицинское страхование, гражданской ответственности организаций — источников повышенной опасности, профессиональной ответственности; от несчастных случаев и болезней по договорам, заключенным организацией в пользу своих работников, по договорам с негосударственными пенсионными фондами.
Начисленные суммы страховых платежей согласно договору о добровольном страховании отражаются по кредиту счета 76, субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», в корреспонденции с дебетом счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»; 91, субсчет 2 «Прочие расходы».
Перечисление страховых взносов организации отражается на основании выписки по расчетным и специальным счетам в банках с прилагаемыми к ним платежными поручениями бухгалтерской записью:
Д-т сч. 76, субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»
К-т счетов 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.
При наступлении страхового случая, подтвержденного документами страховщика о размере причиненного ущерба, организация-страхователь отражает по учетным данным потери и порчу основных средств, материально-производственных запасов и другого имущества организации бухгалтерской записью:
Д-т сч. 76, субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»
К-т счетов 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные»; суммы страховых возмещений, полученных организацией от страховщика в соответствии с договором страхования:
Д-т счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках»
К-т сч. 76, субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»; суммы потерь от страховых случаев, не компенсируемых страховыми возмещениями, относятся на финансовые результаты организации:
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»; субсчет «Прочие расходы»
К-т сч. 76, субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию».
Аналитический учет по счету 76, субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», должен обеспечить формирование информации по отдельным страховщикам и договорам, с указанием даты возникновения обязательств по ним и даты их погашения, а также суммам страховых возмещений, полученных организацией при наступлении страховых случаев.
В процессе совершения сделок возможны факты неисполнения договорных обязательств одним из контрагентов. В этом случае одна из сторон предъявляет претензии другой, нарушившей условия договора. Претензия должна быть составлена в письменной форме в двух экземплярах, один из которых остается у организации, предъявившей претензию, второй передается контрагенту, ответственному за нарушение условий договора. В претензии конкретизируются факт нарушения договорных обязательств и в связи с этим соответствующие требования по возмещению потерь и расходов организации, исходя из документов, подтверждающих размер потерь и расходов. Такими документами являются копии квитанций, счетов-фактур, платежных документов, актов и др. Только после признания претензии другим участником сделки или судом ее сумма отражается в учете по дебету счета 76, субсчет-2 «Расчеты по претензиям».
Претензии организации, предъявленные к поставщикам и подрядчикам, транспортным организациям в результате выявленных арифметических ошибок, несоответствия цен и тарифов в расчетных документах величинам, предусмотренным договорами, после отражения полученных товарно-материальных ценностей и услуг по счетам синтетического учета, оформляются бухгалтерской записью:
Д-т сч, 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
К-т счетов 10 «Материалы», 20 «Основное производство, 41 «Товары» и др.
Если ошибки в расчетных документах поставщиков выявлены после их акцепта, но до оприходования материалов или составления акта приемки работ, то претензии к поставщикам, подрядчикам и другим организациям отражаются бухгалтерской записью:
Д-т сч. 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Аналогичные записи делаются по претензиям, связанным с выявлением недостач груза сверх допустимых договором норм. Претензии предъявляются покупателем и при получении товара ненадлежащего качества (технические неисправности, дефекты внешнего вида и т. д.) или ненадлежащего ассортимента. Так, при получении товаров, не соответствующих ассортименту, определенному в договоре, покупатель вправе: отказаться от всех товаров и принять их на ответственное хранение; оприходовать товары, соответствующие согласованному ассортименту; потребовать замены товаров ненадлежащего ассортимента. Предъявленные покупателем и признанные поставщиками и подрядчиками претензии отражаются бухгалтерской записью:
Д-т сч. 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; при принятии на ответственное хранение товаров, по которым предъявлена претензия Д-т сч. 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»; претензии, предъявленные поставщиками и подрядчиками в связи с использованием материалов ненадлежащего качества в производстве, в результате чего зафиксированы брак и простои:
Д-т сч. 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
К-т счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве»; претензии организаций, предъявленные кредитным организациям по ошибочно списанным суммам:
Д-т сч. 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
К-т счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»; суммы претензий (штрафов, пеней, неустоек) в размерах, признанных контрагентами или решениями суда, взыскиваемые с поставщиков, подрядчиков, покупателей, транспортных организаций и других организаций за нарушение условий договора:
Д-т сч. 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
К-т сч. 91, субсчет 1 «Прочие доходы»; при этом сумма дохода облагается налогом на добавленную стоимость, который отражается до погашения дебиторской задолженности:
Д-т сч. 91, субсчет 1 «Прочие доходы»
К-т сч. 76, субсчет «Расчеты по неоплаченному НДС»; при получении денежных средств по предъявленным претензиям – в соответствии с выписками по счетам денежных средств:
Д-т сч. 51 «Расчетные счета», 55, субсчет 2 «Аккредитивы» и др.
К-т сч. 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям»; одновременно отражаются расчеты с бюджетом по НДС – Д-т сч. 76, субсчет «Расчеты по неоплаченному НДС» К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Аналитический учет по счету 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям», строится так, чтобы получить информацию по каждой претензии (даты ее предъявления, принятия на учет и погашения дебиторской задолженности), а также суммы задолженности по каждому дебитору.
Учет списания дебиторской и кредиторской задолженности. Одной из важнейших предпосылок обеспечения реальности статей баланса, включающих дебиторскую и кредиторскую задолженность, является подтверждение полноты отражения этих сумм в учете, а также своевременность списания просроченной задолженности. С этой целью организации ежегодно проводят инвентаризацию расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, подотчетными лицами, другими дебиторами и кредиторами. Итоговые данные инвентаризации дают возможность выявить суммы дебиторской и кредиторской задолженности с истекшими сроками их погашения, списание которых производится за счет финансовых результатов. В этой связи отметим, что своевременность и соблюдение порядка списания просроченной дебиторской и кредиторской задолженности позволяют организациям правильно определить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Рассмотрим установленный порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности в соответствии с действующими нормативными актами.
Дебиторская задолженность в зависимости от возможностей ее истребования (возврата) организацией-кредитором подразделяется на истребованную и неистребованную. Исходя из этого деления применяется различный порядок списания дебиторской задолженности.
Истребованной дебиторской задолженностью считается та, по которой организация-кредитор предпринимает определенные действия с целью выполнения организацией-должником обязательств по расчетам. К таким действиям урегулирования отношений с организацией-дебитором относятся: досудебный порядок урегулирования споров, в случаях, если он предусматривался Федеральным законом для данной категории споров или договоров (предприятия железнодорожного, автомобильного и водного транспорта), а также предъявление иска в арбитражный суд с приложением документов, подтверждающих уплату государственной пошлины; направление копий искового заявления и приложенных к нему документов. Из этого следует, что предъявление иска является обязательным условием истребования дебиторской задолженности.
Истребованная дебиторская задолженность списывается по истечении срока исковой давности по приказу руководителя организации на финансовые результаты или за счет резервов сомнительных долгов.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года. В течение указанного срока законодательством предусматривается защита права по иску лица, право которого нарушено. Срок исковой давности определяется с момента окончания срока исполнения обязательств. По обязательствам, по которым не установлена дата их исполнения, срок исковой давности наступает с того момента, когда у кредитора возникает право предъявить требования об исполнении обязательств. При этом законодательством предусмотрено, что сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашениями сторон.
Истребованная дебиторская задолженность отражается организацией-кредитором бухгалтерской записью:
Д-т сч. 91, субсчет 2 «Прочие доходы»
К-т счетов 60, субсчет «Расчеты по авансам выданным», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Дебиторская задолженность организации, не погашенная в сроки, установленные договорами и не обеспеченная соответствующими гарантиями, считается сомнительным долгом. Безнадежным долгом считается долг, нереальный для взыскания, по которому истек установленный срок исковой давности либо в соответствии с ГК РФ обязательство по нему прекращено из-за невозможности его исполнения. Действующими нормативными актами предусматривается право организации создавать резерв по сомнительным долгам, возникшим в результате невыполненных обязательств по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги. Величина резерва определяется по каждому долгу в зависимости от платежеспособности должника и оценки вероятности полного или частичного погашения долга. Кроме того, обязательным условием создания резерва по сомнительным долгам является истребование дебиторской задолженности в установленном порядке[8].
    продолжение
--PAGE_BREAK--Образование резерва по сомнительным долгам отражается в учете бухгалтерской записью:
Д-т сч. 91, субсчет 2 «Прочие расходы»
К-т сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам»; списание в течение года просроченной дебиторской задолженности, безнадежной к получению за счет резервов по сомнительным долгам, Д-т сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам»; списание в течении года просроченной дебиторской задолженности, безнадёжной к получению за счёт резервов по сомнительным долгам:
Д-т счёта 63 «Резервы по сомнительным долгам»
К-т счетов 60, субсчет «Расчеты по авансам выданным», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Создание и использование резерва по сомнительным долгам связано с конкретным должником, поэтому и аналитический учет по данному счету ведется по каждому должнику. Образование резерва по сомнительным долгам определяется учетной политикой организации. Неистребованные суммы резерва по сомнительным долгам до конца отчетного года, следующего за годом его создания, присоединяются к прибыли, что отражается бухгалтерской записью:
Д-т сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам»
К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».
Если у организации-кредитора есть документы, подтверждающие нереальность взыскания дебиторской задолженности, то она относится на финансовые результаты до истечения срока исковой давности. Подобная ситуация, в частности, возможна в связи с ликвидацией юридического лица (организации-должника). В этом случае положениями ГК РФ (ст. 419) обязательства по расчетам прекращены, а документом, на основе которого устанавливается нереальность получения долга, является запись о ликвидации юридического лица в Едином государственном реестре, что оформляется справкой налоговой инспекции, на учете в которой состоит организация-дебитор.
Подходы к формированию резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете различаются, что делает необходимым внесение некоторых дополнений в учетную информацию, если она используется для целей налогообложения[9]. НК РФ предусматривает зависимость суммы резерва от срока возникновения обязательства. Резерв по сомнительным долгам создается в случае истечения срока платежа более чем на 90 дней в сумме полной задолженности организаций-дебиторов. Если погашение обязательства просрочено в интервале от 45 дней до 90 дней, то резерв образуется в размере 50% суммы дебиторской задолженности. Если срок погашения обязательства не превышает 45 дней, то резерв по сомнительным долгам не создается. Кроме перечисленных выше ограничений устанавливается НК РФ предельная сумма резервов по сомнительным долгам. Общая сумма резервов по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки продаж, полученной за отчетный период (первый квартал, полугодие, 9 месяцев, год). Сумма отчислений в резерв в налоговом учете включается в состав внереализационных расходов в последний день отчетного квартала.
На основе результатов инвентаризации кредиторской задолженности на конец отчетного периода организация имеет право списать выявленную кредиторскую задолженность, включая депонентские суммы, по которой истек срок исковой давности. Данная операция проводится на основе приказа руководителя организации и оформляется записью: Д-т сч. 76 «Прочие дебиторы и кредиторы» К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».
Целями изучения теоретических основ в данной главе, являлось обобщение сведений о состоянии расчётов организации с юридическими и физическими лицами и отражение этих расчётов в синтетическом и аналитическом учёте; раскрытия состава дебиторской и кредиторской задолженности и действующих правил её учёта. В следующей части курсовой работы будет отражён графический и практический материал, а специальные подразделы работы раскроют организационно-правовую форму предприятия, его основные экономические показатели, объектом рассмотрения является Лермонтовское муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал».

2. ОСОБЕННОСТИ УЧЁТА ТЕКУЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСЧЁТОВ НА МУП «ГОРВОДОКАНАЛ»
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажа» и 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы предъявленных расчетных документов, аккредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. На оказанные услуги или отгрузку товара выписывается «Акт выполненных работ» предоставленный в «приложении 2». В свою очередь на каждый акт выписывается «Счёт — фактура» для начисления НДС отражённая в «приложении 4», подлежащий уплате в бюджет. Покупателю счет-фактура необходим для возмещения сумм НДС. Бланк счета-фактуры может быть изготовлен типографическим способом или самостоятельно с помощью компьютера. Если в процессе изготовления изменяется внешняя форма счета-фактуры, то при этом должны быть сохранны количество строк и граф и последовательность их расположения. В счете-фактуре должны быть указанны: порядковый номер и дата выписки; наименование, адрес, ИНН налогоплательщика и покупателя; количество и наименование поставляемой продукции; цена; налоговая ставка и др. реквизиты. Счет-фактура составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается покупателю не позднее 10 дней со дня отгрузки продукции или получения аванса. Второй остается у организации продувшей эту продукцию. Регистрация составленных счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по мере реализации продукции.
Книга продаж и книга покупок «приложение 8/9» должны быть прошнурованы, их страницы пронумерованы и скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения книги осуществляется руководителем предприятия или уполномоченным им лицом. Книга продаж хранится соответственно у поставщика и покупателя в течение полных 5 лет с даты последней записи.
Отражения расчетов с покупателями в системе учетных регистров предоставлен в «приложении 1» «Анализа счёта 62.1» и «Оборотно – сальдовой ведомости по счёту 62.1». Сальдо на конец периода расчётов с покупателями за декабрь 2007 г. составило в размере 1,858,427,62 руб.
Обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками возникают между организациями по сделкам, оформленным договорами купли-продажи. Например, приобретен бензин, согласно договору, для заправки транспорта предприятия: Д-т счёта 20 «Основное производство» К-т счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Поступило молоко для работников предприятия: Д-т счёта 25 «Общепроизводственные расходы» К-т счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Анализ воды; Вывоз мусора: Д-т счёта 26 «Общехозяйственные расходы» К-т счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Согласно «приложению 3» «Оборотно-сальдовой ведомости» по счёту 60.1 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)» МУП «Горводоканал» за декабрь 2007 г. произвёл оплату в размере 21,428656,91 руб.
Показатели оборачиваемости кредиторской задолженности, в том числе поставщиками и подрядчиками МУП «Горводоканал» в период 2005г. – 2007 г. отображён на графике рис.2.

Рис. 2 Показатели оборачиваемости кредиторской задолженности
Предоставление льгот потребителям воды (инвалидам, репрессированным, бывшим узникам, ветеранам), отражается на счёте 76.5 «Прочие расчёты с разными дебиторами и кредиторами» показано в «приложении 5». Например, начислено населению за потреблённую воду и стоки:
Д-т счёта 90.1 «Выручка»
К-т счёта 76.5 «Прочие расчёты с разными дебиторами и кредиторами». МУП «Горводоканал» за декабрь месяц 2007 г. предоставил населению льгот в размере 6,896,936,95 руб.
Для учета кредиторской задолженности действующим планом счетов предусматриваются счета: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (по авансам полученным), 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Прокладка сетей канализации:
Д-т счёта 50 «Касса»
К-т счёта 62.2 «Расчёты по авансам полученным». На основании бухгалтерских записей анализа счёта 62.2 «Расчёты по авансам полученным» показанного в «приложении 6», кредиторская задолженность МУП «Горводоканал» за декабрь месяц составляет 456,682,21 руб.
Доля кредиторской задолженности в общем объеме краткосрочных обязательств показан на рис. 1.
\s
Рис. 1 Доля кредиторской задолженности в общем объеме краткосрочных обязательств.
Для учета дебиторской задолженности действующим планом счетов предусматриваются счета: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (по авансам выданным), 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Расчеты с подотчетными лицами означают расчеты между организацией и ее работниками, обусловленные авансовой выдачей им наличных денежных средств на оплату хозяйственных, командировочных и других расходов[10]. Правила выдачи наличных денежных средств под отчет сотрудникам организации регламентируются Порядком ведения кассовых операций. Как показано в «приложении 7» на 01.01.2008г. дебиторская задолженность МУП «Горводоканала» в сумме 183,513,33 руб.
Списание дебиторской задолженности МУП «Горводоканал» производит сразу на финансовый результат, учетной политикой не предусмотрено создание резервов сомнительных долгов. Поэтому с целью равномерного списание задолженности с истекшим сроком исковой давности можно предложить формирование резерва. В связи с тем, что на предприятии не производится инвентаризация обязательств предприятия, то создание резерва будет способствовать осуществлению необходимых проверок расчетов, так как создание резерва предусматривает постоянное наблюдение его созданием и движением.
2.1 Характеристика предприятия
МУП «Горводоканал» является самостоятельным хозяйствующим субъектом основанным на праве хозяйственного ведения. Предприятие является юридическим лицом, правовое положение которого определяется законодательством РФ. Предприятие имеет самостоятельный баланс, вправе открывать счета (расчетные, валютные) на территории РФ и за ее пределами. Предприятие вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде. Предприятие самостоятельно распоряжается имеющимся у него имуществом и отвечает по своим обязательствам в пределах этого имущества, на которое по существующим законам может быть обращено взыскание.
Целями деятельности предприятия является извлечение прибыли[11]. Для достижения цели предприятие осуществляет следующие виды деятельности: добыча, транспортировка и реализация воды хозяйственно-питьевого и технологического назначения потребителям на территории города Лермонтова; прием, отвод и очистка хозяйственно-бытовых стоков принимаемых от населения, промышленных предприятий и организаций; обеспечение бесперебойной и безопасной эксплуатации систем водоснабжения и очистных сооружений; развитие и усовершенствование систем водоснабжения, канализации и очистки хозяйственно-бытовых стоков; осуществление постоянного контроля за рациональным использованием добываемой воды; определение потребности в питьевой воде и организация отвода хозяйственно-бытовых стоков; проектирование и выдача технических условий на подключение к инженерным сетям, находящихся на балансе предприятия; капитальному ремонту оборудования, транспорта, инженерных сетей и сооружений на них; деятельность по перевозке грузов транспортом, принадлежащим МУП «Горводоканал»; деятельность предприятия не ограничивается вышеназванными видами. Предприятие имеет гражданские права и несет обязанности необходимые для осуществления всех видов деятельности, не запрещенных Федеральным законодательством.
Для осуществления лицензируемых видов деятельности предприятие получает лицензию в установленном законодательством порядке.
Основными видами деятельности МУП «Горводоканал» являются водоснабжение и водоотведение. Предприятие оказывает также другие виды услуг, которые приведены в таблице 1 – услуги, предоставляемые населению «Горвододоканалом».
Таблица 1 –
Услуги, предоставляемые населению «Горвододоканалом».
Особое внимание уделяется изучению состояния, динамики и структуры основных средств, так они занимают большой удельный вес в долгосрочных активах предприятия.

Таблица 2 –
Состав и структура основных фондов МУП «Горводоканал»
Виды фондов
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Изменение 2005г. 2007г.
тыс. руб.
% к итогу
тыс. руб.
% к итогу
тыс. руб.
% к итогу
тыс. руб.
%
Здания
10000
9,77
10073
9,68
10552
10,03
552
0,26
Сооружения
90028
87,98
91401
87,84
91836
87,34
1808
-0,64
Машины и оборудование
1972
1,93
2262
2,17
2369
2,25
397
0,32
Транспортные средства
323
0,32
323
0,31
353
0,34
30
0,02
Другие виды основных средств




43
0,04


Всего основных средств из них
102323
100
104059
100
105153
100
2830

производственные основные средства
61208
59,82
68258
65,6
69352
65,95
8144
6,13
непроизводственные основные средства
41115
40,18
35801
34,4
35801
34,05
-5314
-6,13
Из таблицы 2. видно, что за период сумма основного капитала увеличилась на 2,77% или на 2830 тыс. руб., если в 2005 году сумма основных средств составила 102323 тыс. руб., то в 2007 году 105153 тыс. руб. Как видно из таблицы 2., в МУП «Горводоканал» обеспеченность основными средствами в 2007 году по сравнению с 2005 году возросла. Существенной причиной изменений является переоценка основных средств. Положительной тенденцией является опережающий рост производственных фондов в сравнении с непроизводственными фондами. В 2007 году по сравнению с 2005 годом возросла доля производственных средств на 6,13% и соответственно уменьшилась доля непроизводственных фондов. Из данной таблицы 2 видно также, что наибольший удельный вес в основных средствах занимают сооружения. На их долю в 2005 году приходилось 87,98%, а 2006 году 87,3%. Увеличилась в 2006 году по сравнению с 2005 годом доля машин и оборудования, транспортных средств соответственно на 0,32% и 0,02%, что является положительной тенденцией.
Таблица 3 –
Основные показатели деятельности МУП «Горводоканал»
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оценивание параметров и проверка гипотез о нормальном распределении
Реферат Швеция
Реферат Организация оплаты труда в торговле.
Реферат Разработка комплекса маркетинга маркетинга в гостиничном предприятии
Реферат Образование в России
Реферат Teddy Roosevetl Essay Research Paper Theodore Roosevelt
Реферат Выявление профессионально важных качеств специалистов системы человек-техника
Реферат Глобальные прблемы человечества
Реферат Формирование экологического сознания в процессе изучения ест.-научн. дисциплин в курсе неполной средней школы
Реферат Расчет перископической антенны радиорелейной станции прямой видимости
Реферат Методы численного моделирования МДП-структур
Реферат Архитектурно-градостроительное наследие южного урала 18. 00. 01 теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
Реферат Видатні постаті американського менеджменту
Реферат Чарльз Бэббидж
Реферат Розстріляне відродження