Мы знаем, что некоторые упущения развития в определенном возрасте не наверстываются впоследствии. Например, известно, что реальные «Маугли» не смогли стать людьми в социальном смысле. Музыкой или спортом нужно начать заниматься до какого-то возраста, иначе высоких результатов не будет. Однако все эти данные касаются определенных навыков, умений, но есть ведь еще очень чувствительная сфера человеческой личности - его душевная жизнь, и эта сфера часто остается без внимания. Не вызывает сомнения, что упущения в этой сфере еще более значимы.
Приведем еще один пример. В Калининградском зоопарке возникла проблема размножения редкого карликового бегемота. Когда, наконец, самка забеременела, роды оказались тяжелыми, и она умерла. Бегемотика, который оказался женского пола, выкормили. Но когда молодая самка в свою очередь родила, она убила своего детеныша. Также было и со следующим. В конце концов, детеныша у нее забрали, и искусственно выкормили. Но ее потомки потеряли способность материнства. Они также уничтожают своих детей. Напрашиваются страшные аналогии. Не упускаем ли мы в душевном развитии наших детей что-то, что невосстановимо?
Профессор Н. Непомнящая (2001), характеризуя личность человека, выделяет сущностные свойства человека, а также базовые основания личности. Такой двоякий подход к личности человека обусловлен тем, что сущностные свойства человека характеризуют внутренний мир человека, а базовые основания личности «направлены» вовне.
В статье (Янушкявичене, 2005) сформулированы главные задачи духовного воспитания каждого возрастного периода человека. Выполнение этих задач приводит к правильному устроению личностных качеств человека. Но, аналогично описанию личности Непомнящей, нужно еще охарактеризовать, как эти качества проявляются вовне. Мы рассмотрим возраст становления личности (примерно до 21 года).
Также, как и Непомнящая, будем пытаться выстроить систему базовых оснований личности, хотя эта система будет несколько отличаться от описанной упомянутым автором.
2. Возраст до трех лет. Чем младше ребенок, тем глубже запечатлевает он то, что видит вокруг. Поэтому главной задачей этого нежного возраста является запечатление любви. До трех лет ребенок очень сильно связан с матерью, и не случайно матери дана Богом такая удивительная и уникальная способность любить своего ребенка.
Анализ поведения детей, с рождения живущих в детских домах, и лишенных сокровища материнской любви, выявил очень тяжелые факты (Дубровина, Рузская,1990). «Ребенок первого года жизни, воспитывающийся в семье, представляет собой самое жизнерадостное и счастливое существо в мире. Он максимально открыт людям, доверчив и доброжелателен, всегда готов к общению. Его бесконечно радует все вокруг, все вызывает интерес и любопытство: люди, игрушки, животные, происходящие события; свои чувства малыш выражает незамедлительно и бурно. Иная картина наблюдается в домах ребенка. Уже в первом полугодии жизни весь облик малыша отличает его от ровесников, воспитывающихся в семье. Это гораздо более спокойное, недокучливое и некапризное существо. Хотя ребенок и выражает радость при обращении взрослого или при виде игрушек, его нельзя назвать счастливым. Большую часть времени бодрствования малыш проводит в безучастном созерцании потолка, сося палец или игрушку. Время от времени он оживляется, увидев взрослого или встретившись взглядом с другим ребенком, но быстро отвлекается и вновь застывает в неподвижности, глядя в одну точку. Малыш слабо интересуется окружающим, не может найти себе увлекательное занятие, мало радуется, молчалив и пассивен. Даже капризничая, он выражает не столько протест, сколько отчаяние».
А.В.Мудрик писал, что «можно с уверенностью говорить о том, что в ответ на эмоционально окрашенные обращения к ребенку у него развиваются соответствующие отклики, происходит первоначальное превращение природных задатков в человеческие способности - к эмоциональному контакту, к со-радованию и со-печалованию».
Результатом запечатления любви является вырабатывание базового доверия к миру, о котором говорит ряд психологов, например, Э.Эриксон, Г.С. Абрамова, М.В. Осорина.
Так вот, первым базовым основанием личности мы назовем базовое доверие к миру. Заметим, что профессор Непомнящая выделяла как одно из базовых оснований личности отношение человека к другим людям.
3. Дошкольное детство (от 3 до 6 лет). Главной задачей в духовном воспитании дошкольника является воспитание привычки к делам милосердия. Это понимается как воспитание привычки к труду ради других. Именно в этом возрасте ребенок должен привыкнуть трудиться по нужде, т. е. не для себя, а для других.
Воспитание привычки к труду соответствует русским культурным традициям. С пяти лет девочки начинали шить себе приданое, а мальчики помогали отцам в их нелегкой работе. Замечено, что выполнение даже элементарных работ по домашнему хозяйству обеспечивает ребёнку заслуженную радость. Именно в 3-6-летнем возрасте дети проявляют инициативу, пытаясь помочь взрослым в их трудах. Слободчиков и Исаев (2000) пишут: «Уже в четыре года обычно отмечается повышенная нежность, любовь сочувствие, желание быть помощником для родителей». Если же инициатива не будет поддержана, она практически никогда уже не повторится.
Сформулированная главная задача соответствует формированию второго базового основания личности - ценностной ориентации.
Каждый родитель может вспомнить, как ребенок неуклюже пытался ему помогать в дошкольном возрасте. Конечно, такая «помощь» для родителя оборачивается дополнительной потерей времени. Но если все-таки ребенка не оттолкнули, если он с взрослым делал нужные дела и для кого-то трудился, это дает ему должную ценностную ориентацию. Дошкольный возраст - это возраст, в котором происходит первичная ориентация всей жизни: что будет главным - служить или потреблять? Если ребенка в этом возрасте только развлекали (по принципу: детям - счастливое детство), вырастет еще один представитель «Пепси» поколения, если же он почувствовал как важно и радостно трудиться для другого, «служение» будет главным направляющим вектором в его жизни.
Н. Непомнящая предлагает говорить не о ценностной ориентации, а о ценностности, относя последнюю к сферам деятельности, личностных отношений, сознания и познания. При этом она считает, что понятие ценностной ориентации относится больше к внешним для человека объектам, а ценностность, чтобы развитие человека было гармоничным, должна затрагивать все перечисленные сферы. С нашей точки зрения ценностную ориентацию можно разделить на два основных направления: направленность на потребление (на удовольствия) и направленность на служение. Так определенная ценностная ориентация также должна проявляться в перечисленных сферах: деятельности, личностных отношений, сознания и познания. В этом плане ценностность и ценностная ориентация сближаются. Непомнящая пишет о том, что ценностность является базовым основанием личности. Кроме того, она говорит о том, что ценностность можно рассматривать как «ядро» личности, ибо ценностность создает основу для связывания и единства разнообразных отношений, в которых реально функционирует человек, и определяет направленность данной личности. Далее Непомнящая пишет: «Многочисленные исследования привели к выводу о том, что ценностность как устойчивое и определяющее личностное основание складывается в 6 - 7 лет и сохраняется в дальнейшем вплоть до взрослого возраста». Рассмотрим этот вопрос подробнее.
На наш взгляд, ценностность слишком глубокая характеристика личности человека, чтобы сложиться «в одночасье». Весь возраст от 3 до 6 лет формирует ценностную ориентацию, а в возрасте 6-7 лет происходит лишь фиксация того, что сформировалось ранее.
Как уже указывалось, еще одним вариантом педагогического воздействия на ребенка дошкольного возраста является развитие его способностей. Однако серьезный анализ развития личности ребенка показывает, что такая редукция в становлении личности сильно обедняет последнюю. Например, одним из важных достижений дошкольного возраста должно стать преодоление эгоцентризма. Если же мама, папа, бабушки и дедушки «посменно работают», чтобы обеспечить своевременное появление ребенка на фигурном катании, уроке рисования и т. д., то это никак не способствует выполнению сформулированной выше задачи. Разрушение эгоцентризма возможно тогда, когда ребенок, трудясь вместе со взрослым запечатлевает служение другим, и потом берет его как главное направление жизни. Таким образом, главная психическая задача этого возраста становится выполненной. Так духовное замечательно согласуется с психическим.
Не только духовная, но и социальная потребность этого возраста направлена на то, чтобы выработать ценностную ориентацию. Многие авторы писали о потребности детей этого возраста в игре, и психологи называют игровую деятельность ведущей в дошкольный период. Игра позволяет в доступной для детей форме освоить сложный мир человеческих отношений. И вот итогом этого сложнейшего освоения должно стать осознание своего места, своей направленности в них. В играх ребенок воспроизводит реальный взрослый мир, который он видит вокруг. Если взрослые, живущие рядом, несли подвиг служения другим, и в этом служении ребенку нашлось его собственное место, ребенок сначала будет воспроизводить это в своих играх, а как итог этого возраста выносит соответствующую ценностную ориентацию в своей душе.
Непомнящая пишет также о том, что «в процессе становления «Я - образа» большую роль играет идентификация себя с лицом, являющимся носителям качеств, соответствующих реализации того или иного внешнего содержания». Поэтому, заботясь о том, чтобы дать детям нужную ценностную ориентацию, очень важно рассказывать им о святых, а также о героях нашей истории и литературы. 5 - 6 летние дети, играя, отождествляют себя с различными персонажами. Хорошо, если они отождествят себя с Александром Невским или с Ильей Муромцем, а не с уродливым Покемоном или Гарри Потером.
Итогом дошкольного возраста является осознание ребенком себя как субъекта переживаний. Это приводит к тому, что впитанная в этом возрасте направленность жизни становится источником активности в деятельности ребенка.
При этом профессор Непомнящая пишет: «Тип ценностности, оформляющийся в период 6 - 7 лет, оказывается устойчивым индивидуальным образованием, которое на фоне возрастных особенностей (а иногда и вопреки им), во-первых, сохраняется в дальнейшем, даже и во взрослом состоянии и, во-вторых (как и другие базовые основания личности), является универсальным, т. е. действует в разных сферах функционирования субъекта».
4. Младший школьный возраст (от семи до десяти лет). Рассмотрим теперь следующий этап жизни ребенка - младший школьный возраст (от семи до десяти лет). Главной задачей духовного развития в этом возрасте является ученичество. Ученичество в дальнейшей жизни должно развернуться в способ общения с людьми: мы должны быть готовы учиться у каждого встреченного нами человека, ведь каждый человек несет в себе какое-то уникальное, свойственное лишь ему качество и знание. Ученичество соответствует формированию третьего базового основания личности - творческой способности личности. Заметим, что это базовое основание личности выделяла и профессор Непомнящая.
С.Л. Рубинштейн (1997) писал, что потенциальная бесконечность позволяет человеку и в процессе присвоения, и в процессе функционирования выходить за пределы знаемого, усвоенного, в том числе и за пределы самого себя, создавать новое, творить. Интересный пример понимания творчества приводит Непомнящая. Известная переводчица Н. Л. Тауберг так описывала творческий процесс. «Между переводимым текстом и моим переводом возникает какая-то промежуточная область, где, с одной стороны, автор, его стиль, характер, манера, содержание и проч., с другой стороны - я, мое понимание, если хотите, моя личность как бы сливаются и образуют третье - одно целое».
Н. И. Непомнящая пишет: «Ценностность неограниченности, неконечности представлений о себе, отношения к себе, к своему «Я», потребность в изменении себя являются главным условием развития способности выхода за пределы привычных, ограниченных, т.е. конечных представлений и знаний о внешнем мире, основой личностного приятия нового, творческого отношения к любому делу, саморазвития». Эта способность ощутить возможность преодоления собственных границ дана ребенку именно в младшем школьном возрасте.
Настоящее ученичество дает первый опыт сотворчества. Г. С. Батищев (1997) писал о том, что вся человеческая деятельность многоуровнева. Нижний план бытия ребенка осваивает на уроке новые знания, а более высокий план бытия может прикоснуться к творчеству. И тут очень многое зависит от учителя. В процессе познания может образоваться между учеником и учителем та область, о которой писала Тауберг и обучение может питаться из этого источника, быть сотворчеством. Об этом же писал и Бахтин (1979): «Идея - ...это не субъективное индивидуально-психологическое образование «с постоянным местопребыванием» в голове человека; нет идея интериндивидуальна и интерсубъективна, сфера ее бытия не индивидуальное сознание, а диалогическое общение между сознаниями».
Для ребенка естественно учиться в этом возрасте, а в своей глубинной сущности учение и есть изменение себя самого. Это желание может быть поддержано учителем, если учитель радуется каждому достижению ученика и верит в то, что все, что пока не получается, может быть осилено потом, а может быть и задавлено. Задавливает учительский ярлык неспособности, задавливают способных учительские похвалы и оценки (в таких случаях ребенок от ученичества, от творчества переходит к поискам похвал и наград). Очень много значит способность учителя определить ту область, в которой ученик, действительно, талантлив. Рубинштейн (1997) писал, что педагог должен ставить вопрос не о том каков ребенок есть, а о том, «каким он может стать?». Усвоенное ученичество дает ребенку творческое отношение к жизни.
5. Подростковый возраст (примерно с 11 до 15-16 лет). Следующим этапом является подростковый возраст (примерно с 11 до 15-16 лет). Многие известные педагоги свидетельствуют о трудностях подросткового возраста. Но есть и примеры, опровергающие это правило. Например, Детско-юношеский центр под руководством о. Бориса Ничипорова не переживает подростковый кризис. Достигая подросткового возраста, дети из него не уходят. Особых трудностей в работе с подростками нет и в Ковалёвском детском доме, которым руководит о. Андрей Воронин. В этом детском доме воспитываются почти сорок мальчиков в возрасте от трёх до 18 лет, и вот уже несколько лет отец Андрей водит своих воспитанников в серьёзные походы. Ребята плавают на катамаранах, ходят в зимние многодневные походы, осваивают навыки скалолазания и спуска в глубокие пещеры. В 2001 г. семеро воспитанников детского дома покорили Эльбрус.
Можно предположить, что в этих объединениях подростков учтены их интересы. По Выготскому это: доминанта дали, доминанта усилия, доминанта романтизма.
Однако, интересы - это не все. Есть что-то более глубокое, что нужно подросткам. У Г. Гессе в его книге «Паломничество в страну Востока» описано, как некое Братство идет на Восток. И именно в этом пути и реализуется идея Братства. Те, кто ходил в походы, знают, как походы и пережитые вместе трудности объединяют людей. Это-то объединение и нужно подросткам. И там, где нет объединения вокруг светлого дела, подростки объединяются в банды, в шайки, в дворовые компании.
Подросток нуждается в деятельности «вместе», и можно сказать, что главной задачей этого возраста является опытное познание Братства всех людей.
Там где существует Братство, проблем с подростковым возрастом не возникает. Такое Братство, например, реализуется в Детско-юношеском центре протоиерея Бориса Ничипорова. В таком Братстве взрослый становится не «авторитетом», а «лидером», и существует тонкая грань между этими понятиями. Лидер обладает авторитетом, но не в силу своего положения, а в силу личностных качеств. Он - тот, кто разделяет жизнь подростков, кто придумает, чем заниматься, у кого самый тяжелый рюкзак, с которым интересно, и на которого можно положиться. Хорошо об этом писал отец Борис: «Учитель - духовник, лидер подлинного педагогического Братства, его всегда любят дети. Потому что он сам малое дитя. Он приходит в дом Братства и дети бегут к нему на встречу. Он наивный романтик. Он взрослый ребенок» (2002).
Осознание общности всех людей формирует четвертое базовое основания личности - чувство долга. Чувство долга в некоторой степени связано с выделением профессором Непомнящей деятельности, как одного из базовых оснований личности.
До подросткового возраста деятельность ребенка определялась авторитетом (Янушкявичене, 2004) (родителями, педагогом). Подросток в своих действиях ориентируется на социум. Его поступки определяются тем, что он считает должным для себя соответствовать тому социуму, которому он принадлежит. Впервые появляется чувство долга как осознание собственной ответственности за других.
Психологическим критерием перехода к подростничеству является осознание себя человеком, перешагнувшим границы детства. Осознание личной ответственности, напрямую связанной с чувством долга - важнейшая воспитательная задача в общении взрослого и подростка. «Если ты не маленький, отвечай за всю ту сферу, в которой считаешь себя взрослым».
6. Юность (с 15-16 до 20 лет). Заканчивается в основных чертах становление личности в юности, примерными границами которой можно указать возраст с 15-16 до 20 лет. Для быстро развивающихся детей в 15-16, для других позже наступает период сомнения в существующих нравственных ценностях. Это время - время перехода подростка в свою новую пору, пору юности. Подросток вдруг отвергает все и сомневается во всем, отвергает, чтобы сделать свой собственный уникальный выбор системы ценностной иерархии. Можно сказать, что главная задача этого возраста - выбор Пути.
Прот. Василий Зеньковский (1993) пишет о юности: «Это пора выбора пути жизни и составления планов, по преимуществу пора свободы и творческой независимости, пора грандиозных замыслов, ярких утопий, героических решений... Как часто именно в эту... пору в живом и горячем порыве отдает себя юность на всю жизнь на какой-либо подвиг и остается свободно верной всю жизнь свою ему... В юности достигает полноты субъективного и объективного своего созревания дар свободы».
Однако существует возможность и другого выбора. По мнению Зеньковского: «Возможно даже, что юность в горении сердца и в чистом энтузиазме отдаст себя разрушению религии в мире...». Также может быть сделан выбор жизни, направленной на потребление и на материальную выгоду и т. д. Осуществление выбора таинственно в своей сути, и происходит в самой глубине сущности человека. Об этом хорошо писал протоиерей Борис Ничипоров (2002).
Путь разделяется на два основных направления: путь веры в Бога, и путь отрицания Его. Конечно, каждый из этих путей дробится на множество «дорог», но главное общее направление определяется указанными векторами. Соответствующий выбор определяет мировоззрение человека, которое можно назвать еще одним базовым основанием личности. Некоторое соответствие существует с определением Непомнящей сознания, как базового основания личности.
Список литературы
Абрамова Г.С. (1999) Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. Екатеринбург
Батищев Г. С. (1997) Введение в диалектику творчества. С.-Петербург
Бахтин М. М. (1979) Проблемы поэтики Достоевского. Москва
Дубровина И., Рузская А.Г. (1990) Психическое развитие воспитанников детского дома. Москва
Зеньковский Василий, прот., проф. (1993) Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Москва Ковалёвский детский дом.
Непомнящая Н.И. (2001) Психодиагностика личности. Москва
Ничипоров Борис, прот. (2002) Времена и сроки. Москва
Рубинштейн С.Л. (1997) Человек и мир. Москва
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. (2000) Психология развития человека. Москва
Янушкявичене О.Л. О возрастных особенностях детей и методике преподавания основ православной культуры (2004) //Образование, № 9, Москва
Янушкявичене О.Л. «Что есть человек, что Ты помнишь его», или главная задача каждого возрастного периода жизни человека (2005) // Материалы Ежегодной Богословской конференции ПСТБИ. Москва
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru
Дата добавления: 11.09.2013
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Политические воззрения Сперанского М.М. |
Реферат | Философия по И.А. Ильину |
Реферат | Философия постмодернизма |
Реферат | Философия сознания и познания |
Реферат | Социальные факторы потребительского поведения |
Реферат | Выращивание, переработка и хранение пшеницы |
Реферат | Философия эпохи Возрождения о мире и человеке |
Реферат | Философия эпохи Просвещения во Франции |
Реферат | Проблема свободы и ответственности человека |
Реферат | Философия средневековья VI-XIV в. |
Реферат | Философия, ее предмет и метод |
Реферат | Философия, ее предмет и основные функции |
Реферат | Философская культура эпохи Возрождения |
Реферат | Архангельская область |
Реферат | Способы изменения конституционного текста |