Реферат по предмету "Экономика"


Статистико-экономический анализ себестоимости продукции ООО "Маруся"

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Кафедраэкономических дисциплин
Статистико-экономическийанализ себестоимости продукции
ООО«Маруся»
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине: Статистика
поспециальности «Финансы и кредит»
ведущийпреподаватель: ст. преподаватель
Студентгруппы
заочной формыобучения
Кокина Т.В.
Барнаул 2008

Содержание
Введение
1. Теоретические основы статистикисебестоимости продукции
1.1 Понятие и экономическоесодержание себестоимости
1.2 Классификация затрат, формирующихсебестоимость.
1.3 Система показателей себестоимостипродукции.
2. Статистико-экономический анализсебестоимости продукции.      
2.1 Характеристика структуры затратна производство продукции.
2.2 Индексы себестоимости товарнойпродукции.
3. Снижение себестоимости как фактор социально– экономического развития предприятия.
Заключение.
Список используемой литературы.

Введение
Внастоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок иэкономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при дефиците товаров нестояла острая проблема реализации продукции, то сегодня можно сказать, что онасуществует. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растетконкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. Вконкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию илиуслугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а резервулучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимость. [5;4].
Большинство коммерческихпредприятий, прежде чем начать свое производство, в качестве основной целиставят получение прибыли. Прибыль предприятия во многом зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Ценапродукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Подвоздействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободнойконкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителяили покупателя — она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты,формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться взависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровнятехники, организации производства и других факторов. Естественно, чем выше затраты, темниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями существует обратнаяфункциональная связь. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижениязатрат, которые он может привести в действие при умелом управлении.
Изучение себестоимостипродукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли ирентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимостьпродукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, ихдостижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется дляисчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основныхфакторов формирования прибыли, является одной из основных частей хозяйственнойдеятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления.Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателямихозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение. [4;3].
Анализируя данные учета и отчетности, статистика решает вэтой области следующие основные задачи:
1. изучает структуру себестоимости по видам затрат и выявляетвлияние изменений структуры затрат на динамику себестоимости;
2. анализирует факторы, влияющие на динамику себестоимости;
3. выявляет резервы дальнейшего снижения себестоимости иповышения экономической эффективности производства.
Но для того, чтобы решатьпоставленные выше задачи статистики себестоимости необходимо иметь четкоезнание теоретического и практического содержания себестоимости какэкономической категории и как инструмента, средства, инструменты воздействия нарезультаты хозяйственной деятельности. [6;2].
Успех фирмы зависит отформирования себестоимости по нескольким причинам:
1)        затраты напроизводство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливойи конкурентоспособной продажной цены;
2)        информация осебестоимости продукции лежит в основе прогнозирования и управленияпроизводством и затратами;
3)        знание себестоимостинеобходимо для определения рентабельности отдельных видов продукции ипроизводства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществлениявнутрипроизводственного хозрасчета.
В себестоимости продукцииотражаются достижения и недостатки в любой области хозяйственной деятельностипредприятия. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с большимобъемом производства и непрерывным его ростом, так как при этом снижение одногоиз элементов затрат себестоимости приводит к росту конкурентоспособности ирентабельности продукции
Целью данной курсовой работы являетсяопределение резервов снижения себестоимости продукции на предприятии на основестатистико-экономического анализа показателей себестоимости и использованиистатистических методов в их исчислении. Выявление возможностей повышенияэффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов впроцессе производства и сбыта продукции должно опираться на комплексный анализработы предприятия: изучение технического и организационного уровняпроизводства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырьяи материалов, рабочей силы, хозяйственных связей. [15;6]
В процессе работы был использованиндексный метод, проведен факторный анализ себестоимости продукции, анализсебестоимости по калькуляционным статьям, анализ затрат на 1 рубль товарнойпродукции.
Объектомнаблюдения для темы «Статистико-экономический анализ себестоимости продукции» быловыбрано общество с ограниченной ответственностью «Маруся». Мясокомбинатвыпускает большой ассортимент продукции, объемы затрат производимые в процессеработы предприятия огромны, а это подчеркивает значение и важность изученияэтой темы на его примере.
Объектомисследования является статистико-экономичеслий анализ себестоимости продукции.Предметом исследования является изучение структуры себестоимости по видамзатрат и выявления изменения структуры себестоимости, характеристика динамикисебестоимости продукции, исследование факторов определяющих уровень и динамикусебестоимости, выявление возможности ее снижения.

1. Теоретическиеосновы статистики себестоимости продукции/> 1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости
В процессе хозяйственной деятельностипредприятие осуществляет издержки (материальные, трудовые, финансовые). Издержкипредприятия состоят из всей суммы расходов на производство продукции и еереализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называютсясебестоимостью и включаются в стоимость продукта. Таким образом, себестоимость являетсячастью цены товара,причем она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от измененияусловий производства и реализации продукции. Себестоимость входит в число особо значимыхпоказателей эффективности хозяйственной деятельности. Онапредставляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служитосновой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости. Если не известна себестоимость то, как можно определитьприбыль? Или для формирования отпускной цены разве можно обойтись безсебестоимости? Себестоимость показывает, во что обходится предприятиювыпускаемая им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции иликакую «накрутку» сделать сверх себестоимости, то есть она является основойценообразования. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, тоимеет место расширенное производство. Если в процессе реализации продукцияменьше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство. Без преувеличения этот показатель наиболее чутко реагирует наситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных видовизделий и в целых отраслях. [8;20].
В экономическойлитературе часто встречается определение, которое достаточно кратко и ясновыражает понятие себестоимости:
Себестоимость — это выраженные встоимостной форме текущие затраты предприятия на производство и реализациюпродукции (работ,услуг).
В Положении о составе затрат по производству и реализации продукции(работ, услуг), утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992г.№ 552, себестоимость определяется как стоимостная оценка используемых впроцессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, топлива,материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затратна её производство и реализацию.
При планировании, учете икалькулировании себестоимости продукции предприятие имеет право суммировать всебестоимость также и иные произведенные им расходы и платежи, непосредственноне связанные с производством и реализацией продукции. Эти расходы«законодатель» позволил относить на себестоимость, и которые в дальнейшемявляются составной частью формируемой цены товара, т.е. будут компенсированыпредприятию потребителем его продукции. [7;204].
Условно себестоимостьвыпускаемой предприятием продукции можно рассматривать с экономических июридических позиций. В экономическом ракурсе себестоимость продукции представляеткак стоимостное выражение любых издержек на ее производство и реализацию,именуемые затратами. В юридическом разрезе себестоимость произведенныхпредприятием расходов нужно учитывать только тогда когда это дозволяетзаконодательство.
Какэкономическая категория себестоимость продукциивыполняет ряд важнейших функций:
1.   Учет и контроль всех затрат на выпуски реализацию продукции;
2.   База для формирования оптовой цены напродукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
3.   Экономическое обоснованиецелесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническоеперевооружение и расширение действующего предприятия;
4.   Определение оптимальных размеровпредприятия;
5.   Экономическое обоснование и принятиелюбых управленческих решений и др.
Себестоимостьпродукции является не только важнейшей экономической категорией, но икачественным показателем, так как она характеризует уровень использования всехресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжениипредприятия. В себестоимость входят затраты, связанные:
—   непосредственно с производством(сырье, материалы, приобретенные изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия ит.д.);
—   с обслуживаниемпроизводственного процесса и его управлением;
—   с оплатой труда и отчислениямив фонд социальнойзащиты, а такжеплатежи по имущественному страхованию;
—   с затратами на ремонтосновных производственных фондов;
—   с амортизационнымиотчислениями на полное восстановление (реновацию) основных фондов;
—   с расходами на реализациюпродукции.
Причем следует отметить, что все компоненты учитываются по фактическим затратам,независимо от того, произведены ли они в пределах установленных действующимзаконодателъством норм или превышают их. То есть эти компоненты являются затратами прошлого труда ужесовершенного. Данноеобстоятельство особо важно для обоснованного налогообложения прибыли. [10;68].
Вотечественной теории и практике в зависимости от объекта, для которогоопределяются затраты, различают следующие виды себестоимости :
—  Себестоимостьвсей продукции, под которой понимается общая сумма затрат на ее производство иреализацию. При этом различают полную производственную себестоимость и полную(коммерческую) себестоимость продукции.
Полнаяпроизводственная себестоимость — это общая сумма прямых и косвенных затрат напроизводство товаров или услуг.
Полная (коммерческая) себестоимость включаетв себя полную производственную себестоимость, а также сумму внепроизводственных(коммерческих) расходов.
—   Индивидуальная себестоимость,т.е. себестоимость конкретной единицы продукции. Опр еделяется исключительно вслучае единичного производства, например при изготовлении уникальногооборудования.
Средняя себестоимость — данный показатель может бытьрассчитан для отдельных предприятий и для отраслей определяется каксредневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции. [12;88].1.2     Классификациязатрат, формирующих себестоимость
 
Основнымдокументом, которым необходимо руководствоваться при формировании себестоимостипродукции на предприятии, является Положение о составе затрат по производству иреализации продукции (работ, услуг), включаемых себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовыхрезультатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлениемПравительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 (в редакциипостановлений Правительства РФ от 26.06.95 № 627, от 01.07.95 № 661, от20.11.95 № 1133, от 14.10.96 № 1211, от 22.11.96 № 1387, от 11.03.97 № 273) и последующими дополнениями иизменениями.
В данном положениисуществует ряд недостатков. Во-первых, в Положении не прослеживается четкогокритерия в основаниях включения или не включения затрат в себестоимостьпродукции. Это приводит к тому, что на практике возникают сложностиклассификации производимых предприятием платежей, относимых на себестоимость, иосуществляемых за счет финансовых результатов его деятельности. Поэтому вПоложение неплохо было бы внести исчерпывающего перечня конкретных платежей,которое предприятие имеет право включать в себестоимость продукции, чтопозволило бы избежать затруднений, ошибок и злоупотреблений при калькулированиисебестоимости. Во-вторых, в нем отсутствует систематизированный переченьзатрат, который позволял бы группировать элементы в зависимости отэкономического содержания. В-третьих, для удобства использования Положенияперечень затрат, не включаемых в себестоимость продукции, следует изложитьотдельным разделом с обоснованием причин не включения в себестоимость.В-четвертых, положение не дает исчерпывающего перечня дополнительных платежей,относимых на себестоимость, ограничиваясь из целого ряда из них лишь указаниемо включении в себестоимость «налогов, сборов, платежей и других обязательныхотчислений в соответствии с установленным законодательным порядком» или «другиевиды затрат, включаемые в себестоимость продукции в соответствии сустановленным законодательным порядком».
Всебестоимость продукции включаются стоимость потребляемых в процессепроизводства средств и предметов труда (амортизация, стоимость сырья,материалов, топлива, энергии и т. п.), часть стоимости живого труда (оплататруда), стоимость покупных изделий и полуфабрикатов, затраты напроизводственные услуги сторонних организаций. Расходы на оборудование рабочих мест специальнымиустройствами, по обеспечению специальной одеждой, обувью, созданию шкафчиковдля спец.одежды, сушилок, комнаты отдыха и других условий, предусмотренныхспециальными требованиями, относятся на себестоимость. Многие из этих затрат можно планироватьи учитывать в натуральной форме,т. е. в килограммах, метрах, штуках и т. д. Однако, чтобы подсчитать сумму всехрасходов предприятия, их нужно привести к единому измерителю, т. е. представитьв денежном выражении.
Дополнительнов себестоимость промышленной продукции включаются: отчисления на социальноестрахование (пропорционально заработной плате), проценты за банковский кредит,затраты по поддержанию основного капитала в работоспособном состоянин, премиальные выплаты,предусмотренные положениями о премировании на предприятиях и другие затраты.
Всебестоимость выпускаемой продукции включаются не все издержки предприятия.Так, например, не включаются расходы непромышленных хозяйств (детские сады,поликлиники, общежития, школы, клубы и т. п., находящиеся на балансепредприятия), затраты на мероприятия по охране здоровья и организации отдыха, затраты непосредственно не связанные с участием работников в производственном процессе,единовременные материальные поощрения работников не включаются в себестоимостьпродукции и осуществляются за счет средств, выделяемых на социальные нужды изприбыли.
Напрактике в целях анализа, учета и планирования всего многообразия затрат,входящих в себестоимость продукции, применяются две взаимодополняющиеклассификации: поэлементная и калькуляционная.
Однородныепо своему экономическому содержанию затраты называются экономическимиэлементами независимо от того, где они расходуются и на какие цели.
Все затраты, образующиесебестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием последующим элементам(статьям):
—   материальные затраты (завычетом стоимости возвратных отходов);
—   затраты на оплату труда;
—   отчисления на социальныенужды;
—   амортизация основных фондов;       
—   прочие затраты.
Прочие затраты —это платежи по процентам, износ нематериальных активов, командировочныерасходы, компенсационныевыплаты сверх оплаты по труду, представительские расходы, расходы на рекламу, расходы наподготовку кадров,арендная плата, обязательные страховые платежи, налоги включаемые всебестоимость (земельный налог, транспортный, на пользование автодорог, свладельцев транспортных средств, гербовый сбор, государственная пошлина,допустимые выбросы загрязняющих веществ), расходы на ремонт основных средств(ремонтный фонд) идр.
Таким образом,поэлементный анализ себестоимости показывает, каковы конкретно расходы напроизводство продукции, независимо от их места и непосредственного назначения.
Длявнутрипроизводственного анализа и выявления резервовснижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затраткаждого предприятия по тому или иному экономическому элементу, но и величинурасходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность даетклассификация затрат по калькуляционным статьям, которую можно представить вследующем виде:
1.   сырье и материалы;
2.   комплектующие изделия,полуфабрикаты и услуги производственного характера, приобретенные у другихпредприятий;
3.   топливо и энергия всех видовна технологические цели;
4.   возвратные (используемые впроизводстве) отходы(вычитаются из себестоимости и учитываются по цене возможного использования,которую предприятие определяет самостоятельно);
5.   потери от брака;
6.   заработная плата (основная идополнительная) производственных рабочих;
7.   отчисления на социальныенужды ( в фонды обязательного страхования);
8.   затраты на содержание иэксплуатацию оборудования;
9.   общепроизводственные(цеховые) затраты (накладные расходы)
10.общехозяйственные(общезаводские или общефабричные) затраты;      :
11.внепроизводственные(коммерческие) затраты на реализацию продукции.
Врезультате последовательного сложения перечисленныхкалькуляционных статей получается система показателейсебестоимости:
1) производственнаясебестоимость (ПС) = 1+2+3-4+5+6+7;
2)цеховая себестоимость (ЦС) = ПС + 8 + 9;
3)полная производственная или фабрично-заводская себестоимость (ФЗС) = ЦС + 10;
4)полная (коммерческая) себестоимость (КС) = ФЗС + 11.
Первыетри показателя являются характеристиками собственно производства, а четвертыйвключает в себя такие затраты, связанные не толькос производством продукции (что отражено в названии данного агрегата), но и спроцессом ее реализации. Это, например, расходы на непосредственные операции попродаже продукции, т.е. связанные со сменой собственника товара (например,затраты на все виды рекламы, включая участие в выставках, выплата процентов покредитам), именуемые в экономической литературе чистыми издержками. Кроме того,к внепроизводственным расходам относят дополнительные издержки, т.е. затраты напроведение операций, непосредственно связанных с продолжением процессапроизводства в сфере обращения. Эти затраты относятся в состав коммерческих расходов и включают: расходы на тару и упаковку;расходы на транспортировку продукции комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям иорганизациям в соответствии с договорами; затраты на рекламу, прочие расходы посбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке).
Общепроизводственныеи общехозяйственные расходы относятся к накладным расходам.Общепроизводственные накладные расходы — это расходы на обслуживание иуправление производством.
Всостав общепроизводственных накдадных издержек включаются:
—   расходы на содержание иэксплуатацию оборудования;
—   цеховые расходы науправление.
Общехозяйственныенакладные расходы, или накладные расходы непроизводственного назначения,связаны с функцией руководства, управления, которые осуществляются в рамкахпредприятия, компании, фирмы в целом. В состав этих расходов включается несколькогрупп: административно-управ-ленческие, общехозяйственные, налоги, обязательныеплатежи, отчисления и пр .
Основныминазываются затраты, непосредственносвязанные стехнологическим процессом производства, — на сырье и основные материалы,вспомогательные и другие расходы. кроме общепроизводственных иобщехозяйственных.
Накладныерасходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства иуправлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственныхрасходов.
Ктекущим относятся расходы, имеющие частую периодичность осуществления, например расход сырья иматериалов.
Кединоврсменным (однородным) расходам относят затраты на подготовку и освоениевыпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств, идр.
Производительнымисчитаются затраты на производство продукции установленного качества прирациональной технологии и организации производства.
Непроизводительныерасходы являются следствием недостатков в технологии и организации производства(потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных и др.).Производительные расходы планируются, а непроизводительные, как правило, непланируются.
Важноезначение для анализа и управления издержками производства на предприятии сцелью их снижения имеет классификация затрат на условно-постоянные иусловно-переменные.
Условно-постоянныезатраты — затраты, которые не изменяются или изменяются незначительно в зависимости от изменения объемапроизводства. К ним относятся: амортизация зданий и сооружений, расходы науправление производством и предприятием в целом, арендная плата и др.
Условно-переменные затраты — затраты,которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. К нимотносятся: сдельная заработная плата рабочих, расходы на сырье, материалы, комплектующиеизделия, технологическое топливо и энергию и др. [13;144].
1.3. Система показателейсебестоимости продукции
Для анализа уровня идинамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей. К нимотносятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемойпродукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты наодин рубль товарной (реализованной) продукции.
Смета затрат напроизводство — наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходовпредприятия по его производственной деятельности в разрезе экономическихэлементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательногопроизводства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых,затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные,транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затратына освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения.Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.
В себестоимость товарной продукциивключают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции вразрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукцииравна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого годамассового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новойтехники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной изостатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники,включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемойпродукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первогогода массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждениицен. [11;126]
Для анализа уровнясебестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периодывремени затраты на производство должны приводиться к одному объему.Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия напроизводство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на однунатуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется вценообразовании, хозяйственном расчете, планировании и сравнительном анализе.
Показатель снижениясебестоимости сравнимой товарной продукции применяется для анализа изменениясебестоимости во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукциина тех предприятиях, которые имеют устойчивый по времени ассортимент изделий.Под сравнимой понимают такую продукцию, которая производилась серийно илимассово в предшествующем году. К ней относится и частично модернизированнаяпродукция, если эти изменения не привели к введению новых моделей, стандартов итехнических условий.
Затраты на один рубльтоварной (реализованной) продукции — наиболее известный на практике обобщающийпоказатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостномвыражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широкоиспользуется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности,характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом попромышленности.
Остальные встречающиесяна практике показатели себестоимости можно подразделить по следующим признакам:
— по составу учитываемыхрасходов — цеховая, производственная, полная себестоимость;
— по длительностирасчетного периода — месячная, квартальная, годовая, за ряд лет;
— по характеру данных,отражающих расчетный период, — фактическая (отчетная), плановая, нормативная,проектная (сметная), прогнозируемая;
по масштабам охватываемого объекта — цех, предприятие, группа предприятий, отрасль, промышленность и т.п. [9;162]

2.Статистико-экономический анализ себестоимости продукции
 
2.1. Характеристика структуры затратна производство
 
На основе группировки затрат по экономическим элементам можноохарактеризовать структуру себестоимости продукции. В различных отрасляхпромышленности она неодинакова, поскольку отражает специфические особенностипроизводства и разную техническую оснащенность отдельных отраслей.
В зависимости от того удельный вескаких затрат преобладает в их общей структуре, выделяют отрасли трудоемкие(угольная, горно-рудная промышленность, лесозаготовки), материалоемкие (многиеотрасли легкой и пищевой промышленности), энергоемкие (цветная металлургия), атакже отрасли с большим удельным весом затрат на амортизацию (нефтедобывающая игазовая промышленность). Такая классификация имеет важное значение прежде всегодля определения путей снижения себестоимости. [3;77]
Таблица 2.1
Основные экономическиепоказатели на ООО «Маруся»Показатель
2005 г.
(тыс. руб.)
2006 г.
(тыс. руб.) Абсолютное отклонение
2007 г.
(тыс. руб.) Абсолютное отклонение Выручка от реализации товаров, продукции, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 13605 16091 +2486 19177 +3086 Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (без учета коммерческих и управленческих расходов) 11106 13159 +2053 15971 +2712
Расходы периода:
·           коммерческие
·           управленческие
205
 80
 125
254
 122
 132
+49
 +42
 +7
295
 150
 145
+41
 +28
 +13 Прибыль (убыток) от продаж 2294 2678 +384 2911 +233 Сальдо операционных результатов - 31 +31 35 +4 Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности 2294 2709 +415 2946 +237 Сальдо внереализационных результатов - - - -24 -24
Прибыль (убыток) отчетного периода
Балансовая прибыль 2294 2709 +415 2922 +213 Налог на прибыль 551 650 +99 701 +51 Чистая прибыль 1743 2059 +316 2221 +162
Такимобразом, выручка от реализации товаров увеличилась в 2006 году по сравнению с2005 годом на 2486 тыс. руб., а в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 3086тыс. руб., себестоимость реализованных товаров, работ, услуг также изменилась:в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 2053 тыс. руб., в 2007 году посравнению с 2005 годом 2712 тыс. руб., прибыль от продаж 2007 году составила2911 тыс. руб., что на 233 тыс. руб. больше, чем в 2006 году, прибыль отчетногопериода в 2005 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 415 тыс. руб., а2007 году по сравнению с 2006 годом на 213 тыс. руб., налог на прибыльувеличился на 99 тыс. руб. в 2006 году и на 51 тыс. руб. в 2006 году, чистаяприбыль в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась на 316 тыс. руб., а в2007 году по сравнению с 2006 годом на 162 тыс. руб.
Анализсебестоимости продукции по экономическим элементам и калькуляционным статьям
Проведеманализ себестоимости продукции на ООО «Маруся». При расчете себестоимости поэлементам затрат в ее состав включаются следующие расходы:
·    материальныезатраты;
·    затратына оплату труда;
·    отчисленияна социальные нужды;
·    амортизацияосновных средств;
·    прочиезатраты.
Таблица2.2
Анализсебестоимости продукции на ООО «Маруся» по экономическим элементамЭлемент затрат Сумма, тыс. руб. Структура затрат, % 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Материальные затраты 7154 8596 10256 63,25 64,09 63,05 Заработная плата 2056 2154 2225 18,18 16,06 13,68 Отчисления в фонд социальной защиты 535 560 579 4,73 4,17 3,56 Амортизация основных средств 1230 1325 2154 10,87 9,88 13,24 Прочие расходы 336 778 1052 2,97 5,8 6,47 Итог по элементам затрат 11311 13413 16266 100,00 100,00 100,00
Изпроведенного анализа себестоимости продукции по экономическим элементам на ООО«Маруся» можно сделать следующие выводы: производство на предприятии являетсяматериалоемким, так как доля материальных затрат в общей себестоимостисоставляет 63,25% в 2005 году, 64,09 % в 2006 году и 63,05 % в 2007 году.Материальные затраты в 2007 году по сравнению с 2006 годом уменьшились, этоможет быть связано с использованием более дешевого сырья и материалов впроизводстве. Доля заработной платы имеет тенденцию к снижению, так в 2006 годупо сравнению с 2005 годом она уменьшилась на 2,12%; в 2007 году по сравнению с2006 годом на 2,38%. Отчисления в фонд социальной защиты также имеют тенденциюк снижению в 2006 году уменьшение по сравнению с 2005 годом составило 0,56 %, а2007 году по сравнению с 2006 годом 0,61%. Амортизация основных средств в 2006году снизилась на 0,99 % по сравнению с 2005 годом., Это связано с проведеннойпереоценкой основных средств, а также с постепенным износом и списаниемпроизводственных фондов. В 2007 году по сравнению с 2006 годом доляамортизационных отчислений в общей себестоимости продукции увеличилась на 3,36%. Это также связано с переоценкой основных средств, а также с увеличениемстоимости производственных фондов. Доля прочих расходов имеет тенденцию к ростуна 2,83 % в 2005 году и на 0,67 % в 2006 году. Причины этому могут бытьследующие:
— увеличение доли кредитов и процентных ставок,что значительноповысило плату заучастие заемного капитала в производстве;
— подорожание стоимости энерго и теплотарифов;
—  существенное повышение ролирекламы (предприятие стало больше средств расходовать на этицели) и расходовсвязанных с реализацией продукции.
Проведем факторный анализсебестоимости продукции на ООО «Маруся» Факторная модель С/с = ФОТ+МЗ+А+Пр — (аддитивная модель), где С/с – затраты на производство продукции. Проведемфакторный анализ методом цепных подстановок, используя данные 2006 и 2007годов:
Таблица 2.3
Факторный анализсебестоимости продукции на ООО «Маруся»Подстановка ФОТ МЗ А Пр С/с 1 2714 8596 1325 778 13413 2 2804 8596 1325 778 13503 3 2804 10256 1325 778 15163 4 2804 10256 2154 778 15992 5 2804 10256 2154 1052 16266
1.        ∆ С/сФОТ= 13503-13413 = 90 тыс. руб.
2.        ∆ С/сМЗ= 15163-13503 = 1660 тыс. руб.
3.        ∆ С/сА= 15992-15163 = 829 тыс руб.
4.        ∆ С/спр =16266-15992 = 274 тыс руб.
Проверка: ∆С/с =16266-13413 = 2853; ∑ = 90+1660+829+274= 2853
Вывод: факторный анализпоказал, что себестоимость продукции на ООО «Маруся» в 2007 году по сравнению с2006 годом на 2853 тыс руб., при этом увеличились на 90 тыс. руб. за счетувеличения фонда оплаты труда; на 1660 тыс. руб. за счет увеличенияматериальных затрат а на 829 тыс. руб. за счет увеличения амортизации и на 274тыс. руб. за счет увеличение прочих затрат. Определим, какой фактор оказалнаибольшее влияние на изменение затрат на производство продукции:
│90│+│1660│+│829│+│274│=2853тыс.руб.
90/2853=3,15%;1660/2853=58,18%; 829/2853=29,06; 274/2853=9,61… Таким образом, наибольшеевлияние на изменение себестоимости оказал рост материальных затрат(количественный показатель).
Таблица2.4
Анализсебестоимости продукции на ООО «Маруся» по калькуляционным статьям Элемент затрат Сумма, тыс. руб. Сумма, тыс. руб. Абсолютное отклонение Сумма, тыс. руб. Абсолютное отклонение Структура затрат, % 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Сырье и материалы 4962 6425 +1463 7726 +1301 43,87 47,9 47,50 Комплектующие изделия 1322 1231 -91 1562 +331 11,69 9,18 9,60 Топливо и энергия 956 1076 +120 1125 +49 8,45 8,02 6,92 Возвратные отходы 86 136 +50 157 +21 0,76 1,01 0,97 Потери от брака - - - - - - - - Заработная плата производственных рабочих 1525 1725 +200 1956 +231 13,48 12,86 12,03 Отчисления на социальные нужды 397 449 +52 509 +60 3,51 3,35 3,13 Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования 1526 1896 +370 2225 +329 11,96 12,11 11,74 Общепроизводственные затраты 504 493 -11 1025 +532 4,46 3,68 6,30 Общехозяйственные затраты 125 132 +7 145 +13 1,11 0,98 0,89 Внепроизводственные затраты 80 122 +42 150 +28 0,71 0,91 0,92 Итог по элементам затрат 11311 13413 +2102 16266 +2853 100,00 100,00 100,00
Рассчитаемвиды себестоимости на ООО «Маруся»:
1.        производственнаясебестоимость
2005 год= 4962+1322+956-86+1525+397 =9076,
2006 год= 6425+1231+1076-136+1725+449 = 10770,
2007 год= 7726+1562+1125-157+1956+509 = 12721;
2.цеховая себестоимость
2005 год= 9076+1526+504 = 11106,
2006год= 10770+1896+493 = 13159,
2007 год= 12721+2225+1025 = 15971;
3.полная производственная себестоимость
2005 год= 11106+125 =11231,
2006год=13159+122 =13291,
2007 год=15971+145 =16116;
4.полная коммерческая себестоимость
2005 год=11231+80 =11311,
2006год=13291+122 = 13413,
2007 год= 16116+150 = 16266.
Вывод: Входе анализа было выявлено, что сырье и материалы в 2006 году по сравнению с2005 годом возросли на 1463 тыс. руб., а в 2007 году по сравнению с 2006 годомна 1301 тыс. руб. Зарплата производственных рабочих составила в 2005 – 1525,2006 – 1725, 2007 – 1956. Таким образом в 2006 году по сравнению с 2005 годомрост составил 200 тыс. руб., в 2007 году по сравнению с 2006 годом — 231 тыс.руб. Отчисления на социальные нужды имеют тенденцию к увеличению 2006 годуизменение составило 52 тыс. руб. 2007 – 60 тыс. руб. Общепроизводственныерасходы в 2006 году по сравнению с 2005 годом уменьшились на 11 тыс. руб., а2007 году по сравнению с 2006 годом произошел резкий скачок в сторонуувеличения на 532 тыс. руб. Общехозяйственные расходы увеличились в 2006 годуна 7 тыс. руб., в 2007 на 13 тыс. руб. Итого затраты увеличились в 2006 году на2102 тыс. руб., 2007 на 2853 тыс. руб. по сравнению с 2006 годом. Анализсебестоимости по калькуляционным статьям показал, что наибольший удельный вес вструктуре себестоимости составляют сырье и материалы. В 2006 году этотпоказатель по сравнению с 2005 годом увеличился на 4,03 %; 2007 году посравнению с 2006 годом уменьшился на 0,4%. Аналогичная картина свойственна икомплектующим изделиям. Показатель топливо и энергия имеет постоянную тенденциюк снижению ( в 2005 – 8,45, 2006- 8,02, 2007 – 6,92). Зарплата производственныхрабочих и отчисления на социальные нужды также постоянно уменьшаются вструктуре общих затрат. Общепроизводственные затраты в 2006 году по сравнению с2007 годом уменьшились на 0,78 %; в 2007 году по сравнению с 2006 годомнаблюдается рост на 2,62 %. Производственная себестоимость составила в 2005 –9076 тыс. руб., 2006 – 10770 тыс. руб., в 2007 – 12721 тыс. руб. Цеховаясебестоимость в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась на 2053 тыс.руб., 2007 году по сравнению с 2006 годом рост составил 2812 тыс. руб.
Полнаякоммерческая себестоимость 2006 году возросла на 2102 тыс. руб., в 2007 году на2853 тыс. руб.
Анализ себестоимости отдельных видов продукции на ООО «Маруся»
Покаждому виду продукции на предприятии определяется полная себестоимость.Проведем анализ себестоимости продукции на ООО «Маруся» по вареным колбаснымизделиям.

Таблица2.5
Анализсебестоимости продукции на ООО «Маруся» по вареным изделиямВиды продукции Себестоимость, тыс. руб. Отклонение Структура затрат 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Обыкновенная колбаса 754 956 1020 +202 +64 27,22 28,27 28,75 Докторская колбаса 312 452 501 +140 +49 11,26 13,36 14,12 Московская колбаса 152 256 296 +104 +40 5,49 7,57 8,34 Русская колбаса 596 698 700 +102 +2 21,52 20,64 19,73 Мраморная колбаса 956 1020 1031 +64 +11 34,51 30,16 29,06 Итого себестоимость вареных изделий 2770 3382 3548 +612 +166 100 100 100
Вывод:Проанализировав себестоимость вареных изделий на ООО «Маруся» можно сделатьследующие выводы: себестоимость продукции обыкновенной колбасы увеличилась на202 тыс. руб. в 2006 году, в 2007 году на 64 тыс. руб. Себестоимость докторскойколбасы возросла на 140 тыс. руб. в 2006 и на 49 тыс. руб. в 2007. Затраты напроизводство и реализацию колбасы московской в 2006 году по сравнению с 2005году увеличились на 104 тыс. руб., в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 40тыс. руб. Себестоимость колбасы русской в 2006 году возросла на 102 тыс. руб.,в 2007 на 2 тыс. руб. Себестоимость мраморной колбасы также имеет тенденцию кросту в 2006 году на 64 тыс. руб., в 2007 году на 11 тыс. руб.
Общаясебестоимость вареных изделий в 2006 году по сравнению с 2007 годом увеличиласьна 612 тыс. руб., в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 166 тыс. руб. Такимобразом получается, что 2006 году произошел резкий скачок роста себестоимости,это может быть связано с подорожанием материалов и подорожание стоимости энерго-и тепло тарифов. В структуре затрат наибольший удельный вес составила мраморнаяколбаса: в 2005 -34,51%, в 2006 – 30,16 %, в 2007 — 29,06%. Наибольший удельныйвес в структуре общих затрат также имеют колбасы обыкновенная и русская.Наименьший удельный вес составила колбаса московская в 2005 -5,49%, в 2006 –7,57%, в 2007 – 8,34%.
Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции на ООО «Маруся»
Важным обобщающимпоказателем себестоимости продукции является затраты на рубль товарнойпродукции, который отличается тем, что, во-первых, дает обобщенную оценкуэффективности затрат и характеризует уровень издержек на выработку продукции,во-вторых, является универсальным показателем, который может рассчитываться влюбой отрасли производства и на любом коммерческом предприятии, и, в-третьих,показывает рентабельность производства отдельных видов продукции.
Определяется онотношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции кстоимости произведенной продукции в действующих ценах:
Z = С/ТП;
С – себестоимостьпродукции;
ТП – товарная продукция встоимостном выражении;
При этом, чем меньшезатрат приходиться на 1 руб. товарной продукции, тем выше рентабельностьпродукции. Затраты на рубль товарной продукции непосредственно зависят отизменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и отизменения стоимости (оптовой цены) произведенной продукции. На общую суммузатрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменениепеременных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиваться илиуменьшаться за счет ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы.
Проведем анализ затрат на1 рубль товарной продукции на ООО «Маруся».

Таблица2.7
Анализзатрат на 1 рубль товарной продукции на ООО «Маруся» Элемент затрат Сумма, тыс. руб. Темп роста 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2006г. 2007 г. Материальные затраты 7154 8596 10256 120,16 119,31 Заработная плата 2056 2154 2225 104,77 103,30 Отчисления в фонд социальной защиты 535 560 579 104,67 103,39 Амортизация основных средств 1230 1325 2154 107,72 162,57 Прочие расходы 336 778 1052 231,55 135,22 Итог по элементам затрат 11311 13413 16266 118,58 121,27 Выпуск товарной продукции 13605 16091 19177 118,27 119,18 Затраты на 1 рубль товарной продукции 0,8314 0,8336 0,8482 - -
Вывод: в ходе анализазатрат на 1 рубль товарной продукции было выявлено: затраты на 1 рубль товарнойпродукции на ООО «Маруся» составили в 2005 году — 0,8314 руб., 2006 году — 0,8336руб., в 2007 году – 0,8482 руб. Затраты на 1 рубль товарной продукцииувеличиваются в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 0,0022 руб.; в 2007 годупо сравнению с 2006 годом на 0,0146 руб. Это является отрицательным моментом вдеятельности организации и говорит о снижении рентабельности продукции.Необходимо изыскивать пути снижения себестоимости.
Проведем факторный анализзатрат на 1 рубль товарной продукции методом цепных подстановок с помощьютаблицы 2.8, используя данные 2006 и 2007 годов:
Факторная модель З-ты на1руб. ТП = Зо/ТП, где Зо – общие затраты (кратная модель). Оба фактораколичественные.
Таблица 2.8 Подстановка Зо ТП З-ты на 1 руб. ТП 1 13413 16091 0,8336 2 16266 16091 1,0109 3 16266 19177 0,8482 Влияние факторов 0,1773 -0,1627 0,0146
Вывод: факторный анализпоказал, что общие затраты выросли, это привело к увеличению затрат на 1 руб.ТП на 0,1773 руб.; затраты на 1 руб. ТП уменьшились на 0,1627 руб. за счетроста ТП.
2.2. Индексы себестоимости товарнойпродукции
Изучение динамикисебестоимости, выявление причин отклонения фактической себестоимости отнормативной, а так же обоснования возможных путей снижения издержекпроизводства на единицу товарной продукции основаны на использовании индексногометода.
На базе фактическихданных о себестоимости единицы изделия определенного вида продукцииустанавливаются относительные показатели ее снижения или увеличения посравнению с прошлым периодом.
Имея данные о себестоимости единицыизделия за предыдущий период(Z0), по плановым расчетам (Zпл) и за отчетный период(Z1), можно дать общую характеристику степени выполненияпланового задания по снижению себестоимости и ее динамики с помощью индексов, атакже определить абсолютную сумму перерасхода или экономии в результатеизменения себестоимости. [4;93].
Рассмотрим эти вычисленияна примере данных ООО «Маруся» по колбасе «Обыкновенная» за 2006 – 2007г.Производство одного килограмма должно обходиться по плановым расчетам в 100 руб.,фактически оно обходится в 105 руб., в предыдущем периоде –110 руб.; фактическиизготовлено 9714 кг. в 2007 г., планировалось изготовить 9000 кг. Определяем индивидуальные индексы себестоимости.
Индекс планового задания:/> />
Т.е. планируется снижение на 9%./>
/> />
Т.е. сверхплановый рост 5%./> /> /> /> /> /> /> />

Индекс динамики:
Т.е. фактическое снижениена 4,5%.
Перечисленные индексывзаимосвязаны:/> />
1,05 * 0,95= 0,955
Таким образом, приплановом задании снижения себестоимости одного килограмма на 9% фактическипроизошло снижение на 5 %. В результате получен перерасход ресурсов.
Общая сумма перерасхода (экономии) от изменения себестоимости изделияопределяется по формуле:/> />
(в нашем примере (105 – 110)*9714= — 48570 руб.).
Вычтя из фактическойэкономии плановую, получим сверхплановую экономию (перерасход):/> />
При изучении динамики себестоимостипо колбасе «Обыкновенной» видно, что при снижении себестоимости на 5% отпланируемых 9% экономия составила 48570 рублей, однако если сравнивать снормативной себестоимостью, то перерасход составил 41430 рублей.
Проведем индексный анализ по двум видам колбас
Таблица 2.9
Данные за 2006-2007 гг. Вид продукции Количество произведенной продукции, кг Затраты на производство 1 кг продукции 2006 год 2007 год 2006 год 2007 год Колбаса «Обыкновенная» 8691 9714 110 105 Колбаса «Докторская» 2659 2783 130 120
Индивидуальные индексы по колбасе « Обыкновенной» и«Докторской» составляют:
Iq(об.)=q1/q0; 9714/8691 * 100% = 111,8%
Iq(док.)=q1/q0; 2783/2659* 100%= 104,7%, т.е.
В отчетном году (2007) по сравнению с базисным годом (2006)произведено колбасы « Обыкновенной» на 11,8% больше, а также увеличилосьпроизводство «Докторской» колбасы на 4,7%
Индивидуальные индексы себестоимости составят
Iz(об.)=z1/z0, 105/110*100%= 95,5%
Iz(док.)=z1/z0, 120/130*100%= 92,3%
Такимобразом затраты на колбасу «Обыкновенную» в 2007 году по сравнению с 2006 годомснизились на 4,5%, а на «Докторскую» колбасу на 7,7%
Индивидуальные индексы конкретного вида продукции встоимостном выражении, соответственно, составят Iq(об.)=q1/q0; 9714/8691 * 100% = 111,8%
Iqz(об.)=q1z1/q0z0, (9714*105/8691*110)*100 % =1019970/956010*100 % = 106,7 %
Iqz(док.)=q1z1/q0z0,(2783*120/2659*130)*100% = 333960/345670*100 % =
96,6 %
Таким образом, объем в стоимостном выражении колбасы «Обыкновенной»в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличился на 6,7 %, а колбасы «Докторской»снизился 3,4 %.
Для того, чтобы найти как изменился объем этих видовпродукции в 2007 году по сравнению в 2006 годом необходимо рассчитать сводныеиндексы продукции, затрат, и объем продукции.
Сводные индекс объема продукции в стоимостном выражениисоставит:
Iqz=∑q1z1/∑q0z0
Iqz = ((9714*105) + (2783*120)/(8691*110)+(2659*130))*100% =
= (1353930/1301680)*100%= 104,01%
 Сводный индекс затрат на производство продукции составит:
Iz=∑q1z1/∑q1z0
Iz = ((9714*105) + (2783*120)/(9714*110)+(2783*130))*100% =
= (1353930/1430330)*100%= 94,66%
Сводный индекс объема продукции составит:
Iq=∑q1z0/∑q0z0
Iq = ((9714*110) + (2783*130)/(8691*110)+(2659*130))*100% =
= (1430330/1301680)*100%= 109,88%
 Используя первое свойство индексов: индекс переменногосостава равен произведению индексов постоянного состава и структурных сдвигов,имеем:
Iqz= Iq * Iz
104,01 % = 0,9466*1,0988*100 %
104,01 % = 104,01 %
Используя второе свойство индексов: разность числителя изнаменателя индекса переменного состава равна сумме разности числителя изнаменателя индексов постоянного состава и структурных сдвигов, имеем:
∆qz(qz) = ∆qz(q) + ∆qz(z), т.е (1353930-1301680) = (1430330-1301680) +(1353930-1430330) или 52250 = 128650 + (-76400)
52250 = 52250
Вывод: Таким образом,объем продукции в стоимостном выражении по колбасам «Обыкновенная» и «Докторская»увеличился на 4,01 % или на 52250 рублей, в том числе, за счет снижениясебестоимости на 5,34 % объем продукции в стоимостном выражении изменился на76400 рублей и за счет увеличения физического объема продукции на 9,88 % объемпродукции в стоимостном выражении увеличился на 128650.
/>3. Снижениесебестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия
Себестоимость являетсяосновой определения цен на продукцию. Ее снижение приводит к увеличению суммыприбыли и уровня рентабельности. В условиях перехода к рыночной экономике рольи значение снижения себестоимости продукции на предприятии резко возрастают. Сэкономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукциидля предприятия заключается в следующем:
— в увеличении прибыли, остающейся враспоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только впростом, но и расширенном производстве;
— в появлении возможности дляматериального стимулирования работников и решения многих социальных проблемколлектива предприятия;
— в улучшении финансового состоянияпредприятия и снижения степени риска банкротства;
— в возможности снижения продажной ценына свою продукцию, что позволяет в значительной мере повыситьконкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
— в снижении себестоимости продукции вакционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендови повышения их ставки.
Прежде всего необходимо отметить, чторуководители и менеджеры предприятия должны четко понимать, что управлениеиздержками производства и реализации продукции с целью их минимизации напредприятии является составной частью управления предприятием в целом. [1;27]
Длярешения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции напредприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая должнаежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств.Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать всефакторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализациюпродукции.
Содержаниеи сущность комплексной программы по снижению издержек производства зависят отспецифики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но вобщем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:
— комплекс мероприятий по болеерационалыюму использованию материальных ресурсов (внедрение новой техники ибезотходной технологии, позволяющей более экономно расходовать сырье,материалы, топливо и энергию; совершенствование нормативной базы предприятия;внедрение и использование более прогрессивных материалов; комплексноеиспользование сырья и материалов; использование отходов производства; улучшениекачества продукции и снижение процента брака и др.);
— мероприятия, связанные сопределением и поддержанием оптималыюго размера предприятия, позволяющиеминимизировать затраты в зависимости от объема производства;
— мероприятия, связанные сулучшением использования основных фондов(освобождение предприятия от излишних машин и оборудования; сдача имуществапредприятия в аренду; улучшение качества обслуживания и ремонта основныхсредств; обеспечение большей загрузки машин и оборудования; повышение уровняквалификации персонала, обслуживаюшего машины и оборудование; применениеускоренной амортизации; внедрение более прогрессивных машин и оборудования идр.);
— мероприятия, связанные сулучшением использования рабочей силы (определение и поддержание оптимальнойчисленности персонала; повышение уровня квалификации; обеспечение опережающегороста производительности труда по сравнению со средней заработной платой;применение прогрессивных систем и форм оплаты труда; совершенствованиенормативной базы; улучшение условий труда; механизация и автоматизация всехпроизводственных процессов; обеспечение мотивации высокопроизводительного трудаи др.);
— мероприятия, связанные ссовершенствованием организации производства и труда (углубление концентрации,специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства;внедрение бригадной формы организации производства и труда; совершенствованиеорганизационной структуры управления фирмой и др.).
Кроме того, комплексная программа поснижению издержек производства должна иметь четкий механизм ее реализации.Следует также подчеркнуть, что планирование и реализация только отдельныхмероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект,но не решают проблемы в целом. [2;73].

Заключение
Себестоимость продукции,работ и услуг является важнейшим показателем, характеризующим эффективностьдеятельности предприятий. От уровня этого показателя зависят темпы расширенноговоспроизводства, получение организацией прибыли или убытка и, в конечном счете- финансовое состояние субъектов хозяйствования. Это придает анализусебестоимости продукции особую значимость в процессе интенсификациипромышленного производства Российской Федерации, выдвигая его на главенствующиепозиции в структуре комплексного экономического анализа.
Данный анализ такженеобходим для определения рентабельности производства и отдельных видовпродукции, осуществления внутрипроизводственного анализа, обоснования решений озапуске в производство новых видов продукции и снятия с производстваустаревших.
Себестоимость являетсяодним из важных показателей хозяйственной деятельности предприятия. Онаявляется одним из основных факторов формирования прибыли, а значит, от неезависит финансовая устойчивость предприятия и уровень егоконкурентоспособности.
В работедана оценка степени выполнения планового задания по снижению себестоимости спомощью индексов на примере предприятия, выпускающего мясную продукцию.Рассчитав индексы, можно сделать вывод, что перед предприятиями стоит проблемавыживания. Руководителям необходимо изменить финансовую политику предприятий идобиться снижения себестоимости выпускаемой продукции.
Вопросы калькуляции и анализа себестоимости продукции занимают важное местов производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия. Анализсебестоимости по статьям затрат дает возможность установить динамику отдельныхстатей и ее влияние на себестоимость продукции. Результат анализа позволяетвидеть, под влиянием каких факторов сформировался тот или иной уровеньсебестоимости, в какой мере эти факторы влияли на общую себестоимость, в какихнаправлениях необходимо вести борьбу за снижение себестоимости.
Планирование, контроль, управление, авместе с тем и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции являетсяодним из емких участков менеджмента любого предприятия. Квалифицированныйэкономист, финансист, бухгалтер должен уделять особое внимание значениюстатистико-экономического анализа и управления себестоимостью продукции, путемего всестороннего изучения. [8;10].

Список используемой литературы
1.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теорияэкономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2000.
2. Богатко А.Н. Основы экономическогоанализа хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2005.
3. Громыко Г. Л. Социально –экономическая статистика. – М., 2001.
4. Годин А. М. Статистика: Учебник.—М.: 2007.
5. Елисеева И.И., Юзбашев М.М., Общаятеория статистики,: -М.: 2000.
6. Иванов Ю.Н., Экономическаястатистика,: -М.: 2002.4.
7.Налоговый кодекс РФ. Официальныйтекст с изменениями на 01.01.2003г. Москва 2002г. Издательство ЮКЭА.
8. Овсиенко В.Е., Общая теориястатистики,:- М.: 1999.
9. Рахметов А.Х. Локализация затратпо видам произведенной продукции. Аграрная наука. 2003
10. Рафикова Н.Н. Влияние цен насебестоимость продукции. Экономист. 2006. № 8
11. Симгер В.М., Статистика,: -М.,1997.
12. Салин В.Н., Шпаковская Е.П.,Социально-экономическая статистика,: -М.: 2004.
13. Состав и учет затрат, включаемыхв себестоимость.- М.: «Издательство Приор», 2000
14.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С.Методика финансового анализа. – М.: Инфра- М, 2001
15. Яркина Т.В. Основы экономикипредприятия: краткий курс. Учеб. пособ. – М.: ЮНИТИ, 2000.

Доработкакурсовой
Таблица
Состав и структурарабочей силыПоказатели 2005 2006 2007 Темп роста Чел. % Чел. % Чел. % Среднегодовая численность 45 100 46 100 48 100 100 Работники основного производства 38 84,4 39 84,7 41 85,4 108
За рассматриваемыепериоды наблюдается увеличение численности работников основного производства на8% в связи с тем, что было расширено производство.
Таблица
Состав и структуратоварной продукцииПоказатели 2005 2006 2007 Темп роста Тыс. руб. % Тыс. руб % Тыс. руб % Тыс. руб % Докторская 2600 20 2720 17 2800 15 200 108 Московская 2000 15 2100 13 2450 13 450 123 Русская 2450 18 2520 16 2800 15 350 114 Мраморная 2730 20 2810 18 3000 16 270 110 Обыкновенная 3620 27 5687 36 7832 41 4212 216 Итого 13400 100 15837 100 18882 100 5482
Если сравнивать структурутоварного производства 2007 года с 2005 и 2006 годом оказывается, что по всемвидам колбас наблюдается увеличение объемов производства, темп роста такжевозрос. Это связано с тем, что производство было расширено.

Таблица
Финансовый результатПоказатели 2005 2006 2007 Выручка тыс. руб. 13400 15837 18882
Полная
себестоимость тыс. руб. 11106 13159 15971 Прибыль (убыток) т. руб. 2294 2678 2911 Рентабельность % 17,1 16,9 15,4
Эффективность работыпредприятия характеризуется такими показателями, как выручка от реализациипродукции, себестоимость, прибыль и рентабельность. Анализируя таблицу можносделать вывод, что выручка от реализации продукции в 2006 году по сравнению с2005 годом увеличилась на 2437 тыс. рублей, а в 2007 году по сравнению с 2006годом на 3045 тыс. рублей в результате увеличения объема выпускаемой продукции.Увеличилась также себестоимость продукции в 2007 году по сравнению с 2005 годомна 4865 тыс. рублей в результате увеличения материальных затрат на производствои реализацию продукции. В связи с увеличением себестоимости произошло снижениерентабельности производства.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.