Содержание
Введение
1. Экономический анализ и математическое моделирование
1.1 Особенности применения метода математическогомоделирования в экономике
1.2 Экономические наблюдения и измерения
2. Экономический анализ и аудит
3. Метод экономического анализа
Вывод
Список использованной литературы
Введение
Экономический анализ какнаука обычно не поднимается выше уровня министерств и ведомств и заканчиваетсятам, где отсутствуют балансовые обобщения. Для того, что бы наука была выделенав самостоятельную науку, необходимо 5 условий: наличие своего предметаисследований, наличие объекта исследования, наличие собственной методологии,накопление системы знаний, наличие кадров и специалистов.
Экономическая теорияизучает экономические законы, механизм их действия. При проведении аналитическихисследований необходимо учитывать действие этих законов. В свою очередьмногочисленные аналитические исследования накапливают сведения о направлениитех или иных эк. законов. Изучение этих сведений позволяет формулировать новые,ранее неизвестные законы. Все это повторяется, если рассматривать взаимосвязьанализа с отраслевыми экономиками.
Экономический анализочень тесно связан с планированием и управлением производством. В анализешироко используются плановые материалы. Поэтому аналитик должен хорошо знать основыгосударственного регулирования экономику и методику планирования производстваанализируемого предприятия. Также научно обоснованное планирование и управлениенациональной эк. и предприятиями невозможно осуществлять без широкогоиспользования результатов экономического анализа. Он создает информационнуюбазу для разработки планов и выбора наиболее оптимальных управленческихрешений.
1. Экономическийанализ и математическое моделирование
Моделирование в научныхисследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепеннозахватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительствои архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественныенауки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современнойнауки принес методу моделирования ХХ в. Однако методология моделирования долгоевремя развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая системапонятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделированиякак универсального метода научного познания. Термин «модель» широко используетсяв различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений.Рассмотрим только такие «модели», которые являются инструментамиполучения знаний.
Модель — это такойматериальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследованиязамещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новыезнания об объекте-оригинале Под моделирование понимается процесс построения, изученияи применения моделей. Оно тесно связано с такими категориями, как абстракция,аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования обязательно включает ипостроение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научныхгипотез.
Главная особенностьмоделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощьюобъектов-заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, которыйисследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучаетинтересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяетспецифические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, другихкатегорий и методов познания.
Необходимостьиспользования метода моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы,относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно,или же это исследование требует много времени и средств. Процесс моделированиявключает три элемента: 1) субъект (исследователь), 2) объект исследования, 3)модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта. Пустьимеется или необходимо создать некоторый объект А. Мы конструируем (материальноили мысленно) или находим в реальном мире другой объект В — модель объекта А. Этаппостроения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале.Познавательные возможности модели обуславливаются тем, что модель отражает какие-либосущественные черты объекта оригинала. Вопрос о необходимости и достаточной мересходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачиваетсвой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает бытьоригиналом), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличияот оригинала.
Таким образом, изучениеодних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от отражениядругих сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограничен-ном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько«специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенныхсторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степеньюдетализации. На втором этапе процесса моделирования модель выступает каксамостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования являетсяпроведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяютсяусловия функционирования модели и систематизируются данные о ее«поведении». Конечным результатом этого этапа является множествознаний о модели R.
На третьем этапе осуществляетсяперенос знаний с модели на оригинал — формирование множества знаний S обобъекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам.Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойствобъекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построениимодели. Мы можем с достаточным основанием переносить какой-либо результат смодели на оригинал, если этот результат необходимо связан с признаками сходстваоригинала и модели. Если же определенный результат модельного исследованиясвязан с отличием модели от оригинала, то этот результат переноситьнеправомерно. Четвертый этап — практическая проверка получаемых с помощьюмоделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, егопреобразования или управления им. Для понимания сущности моделирования важно неупускать из виду, что моделирование — не единственный источник знаний обобъекте. Процесс моделирования «погружен» в более общий процесспознания. Это обстоятельство учитывается не только на этапе построения модели, нои на завершающей стадии, когда происходит объединение и обобщение результатов исследования,получаемых на основе многообразных средств познания. Моделирование — циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом можетпоследовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяютсяи уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки,обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объектаи ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах. В методологиимоделирования, таким образом, заложены большие возможности саморазвития.
1.1 Особенностиприменения метода математического моделирования в экономике
Проникновение математики вэкономическую науку связано с преодолением значительных трудностей. В этомотчасти была «повинна» математика, развивающаяся на протяжениинескольких веков в основном в связи с потребностями физики и техники. Ноглавные причины лежат все же в природе экономических процессов, в спецификеэкономической науки. Большинство объектов, изучаемых экономической наукой,может быть охарактеризовано кибернетическим понятием сложная система. Наиболеераспространено понимание системы как совокупности элементов, находящихся вовзаимодействии и образующих некоторую целостность, единство. Важным качествомлюбой системы является эмерджентность — наличие таких свойств, которые неприсущи ни одному из элементов, входящих в систему. Поэтому при изучении системнедостаточно пользоваться методом их расчленения на элементы с последующимизучением этих элементов в отдельности. Одна из трудностей экономическихисследований — в том, что почти не существует экономических объектов, которыеможно было бы рассматривать как отдельные (внесистемные) элементы. Сложностьсистемы определяется количеством входящих в нее элементов, связями между этимиэлементами, а также взаимоотношениями между системой и средой. Экономика страныобладает всеми признаками очень сложной системы. Она объединяет огромное числоэлементов, отличается многообразием внутренних связей и связей с другимисистемами (природная среда, экономика других стран и т.д.). В народномхозяйстве взаимодействуют природные, технологические, социальные процессы,объективные и субъективные факторы. Сложность экономики иногда рассматриваласькак обоснование невозможности ее моделирования, изучения средствами математики.Но такая точка зрения в принципе неверна. Моделировать можно объект любойприроды и любой сложности. И как раз сложные объекты представляют наибольшийинтерес для моделирования; именно здесь моделирование может дать результаты, которыенельзя получить другими способами исследования. Потенциальная возможность математическогомоделирования любых экономических объектов и процессов не означает, разумеется,ее успешной осуществимости при данном уровне экономических и математическихзнаний, имеющейся конкретной информации и вычислительной технике. И хотя нельзяуказать абсолютные границы математической формализуемости экономических проблем,всегда будут существовать еще неформализованные проблемы, а также ситуации, гдематематическое моделирование недостаточно эффективно.
1.2 Экономическиенаблюдения и измерения
Уже длительное времяглавным тормозом практического применения математического моделирования вэкономике является наполнение разработанных моделей конкретной и качественнойинформацией. Точность и полнота первичной информации, реальные возможности ее сбораи обработки во многом определяют выбор типов прикладных моделей. С другойстороны, исследования по моделированию экономики выдвигают новые требования ксистеме информации. В зависимости от моделируемых объектов и назначения моделейиспользуемая в них исходная информация имеет существенно различный характер ипроисхождение. Она может быть разделена на две категории: о прошлом развитии исовременном состоянии объектов (экономические наблюдения и их обработка) и обудущем развитии объектов, включающую данные об ожидаемых изменениях ихвнутренних параметров и внешних условий (прогнозы). Вторая категория информацииявляется результатом самостоятельных исследований, которые также могутвыполняться посредством моделирования.
Методы экономическихнаблюдений и использования результатов этих наблюдений разрабатываются экономическойстатистикой. Поэтому стоит отметить только специфические проблемы экономическихнаблюдений, связанные с моделированием экономических процессов. В экономикемногие процессы являются массовыми; они характеризуются закономерностями, которыене обнаруживаются на основании лишь одного или нескольких наблюдений. Поэтомумоделирование в экономике должно опираться на массовые наблюдения.Другаяпроблема порождается динамичностью экономических процессов, изменчивостью их параметрови структурных отношений. Вследствие этого экономические процессы приходитсяпостоянно держать под наблюдением, необходимо иметь устойчивый поток новыхданных.
Поскольку наблюдения заэкономическими процессами и обработка эмпирических данных обычно занимают довольномного времени, то при построении математических моделей экономики требуется корректироватьисходную информацию с учетом ее запаздывания.
Познание количественныхотношений экономических процессов и явлений опирается на экономическиеизмерения. Точность измерений в значительной степени предопределяет и точностьконечных результатов количественного анализа посредством моделирования.
Поэтому необходимым условиемэффектного использования математического моделирования являетсясовершенствование экономических измерителей. Применение математическогомоделирования заострило проблему измерений и количественных сопоставленийразличных аспектов и явлений социально-экономического развития, достоверности иполноты получаемых данных, их защиты от намеренных и технических искажений.
В процессе моделированиявозникает взаимодействие «первичных» и «вторичных»экономических измерителей. Любая модель народного хозяйства опирается наопределенную систему экономических измерителей (продукции, ресурсов, элементови т.д.). В то же время одним из важных результатов народнохозяйственногомоделирования является получение новых (вторичных) экономических измерителей — экономически обоснованных цен на продукцию различных отраслей, оценок эффективностиразнокачественных природных ресурсов, измерителей общественной полезности продукции.Однако эти измерители могут испытывать влияние недостаточно обоснованныхпервичных измерителей, что вынуждает разрабатывать особую методикукорректировки первичных измерителей для хозяйственных моделей. С точки зрения«интересов» моделирования экономики в настоящее время наиболееактуальными проблемами совершенствования экономических измерителей являются: оценкарезультатов интеллектуальной деятельности (особенно в сфере научно-техническихразработок, индустрии информатики), построение обобщающих показателейсоциально-экономического развития, измерение эффектов обратных связей (влияниехозяйственных и социальных механизмов на эффективность производства).
2. Экономическийанализ и аудит
За относительно короткийпериод становления рыночной экономики в Украине аудит утвердился каксамостоятельная профессиональная предпринимательская деятельность инеотъемлемая часть инфраструктуры современной экономики. В Украине актуаленвопрос интеграции и гармонизации аудита с требованиями, которые предъявляются каудиторским проверкам международными стандартами аудита (МСА) и стандартамистран с развитой рыночной экономикой (США, Великобритания, Германия и др.).
Обеспечение быстроговосстановления реального сектора экономики, ускорение развития производства иповышение его эффективности требуют включения глубинных факторов производства,ориентированных на реализацию достижений научно-технического прогресса,интенсификацию процессов производства и выбор таких методов организации бизнес-процессов,которые обеспечивают наибольшую отдачу на каждый рубль вложенных средств. Вэтих условиях правильная постановка учета всех видов затрат и полученныхрезультатов, всесторонний анализ хода производства, оценка полученныхфинансовых результатов и контроль за точностью их отражения в отчетностистановятся решающими факторами успешного управления производством. Этимобъясняется большое внимание к вопросам реформирования и развитиябухгалтерского учета и отчетности, аудита и государственного финансового контроля.
В условиях реформированияаудита не только в России, но и во всем мире, представляется весьма важнымразработать целостную концепцию развития аудита, основанную на качественнойтеоретико-методологической основе. На наш взгляд, первостепенным являетсяопределение позиций по следующим вопросам:
единствометодологии бухгалтерского учета, анализа и аудита;
взаимосвязь всехвидов финансового контроля;
усилениеперспективной ориентации аудиторских проверок, позволяющих выразить мнениеаудитора не только о достоверности бухгалтерской отчетности, о финансовомсостоянии, но и о перспективе развития проверяемого субъекта хозяйствования;
расширениеобъектов и направлений аудита с последующей интеграцией выводов.
В Украине данная задачаактуализируется еще и необходимостью сближения указанных функций управления стребованиями международных стандартов отчетности и аудита. Особо следуетподчеркнуть, что при этом необходимо сохранить лучшие традиции российскойбухгалтерской школы и учесть особенности структуры народного хозяйства России.
Единство методологиибухгалтерского учета, экономического анализа и аудита связано с дальнейшимсовершенствованием и поиском новых способов решения таких задач, как:
ориентация наперспективы развития производства;
формированиеединой системы показателей, обеспечивающих количественно определенные оценкисостояния, результатов и перспектив развития субъектов хозяйствования;
определениепричинно-следственных связей между показателями, характеризующими состояние инаправления развития субъектов хозяйствования;
обоснованиеэталонов оценки и ранжирования показателей; оценка уровня их существенности;
оценканеопределенности и риска развития современного производства, учет их присоставлении отчетности и ее аудиторской проверке.
По нашему мнению,важнейшей позицией Концепции 2004 года является требование ориентации набудущее, т.е. внимание бухгалтера должно быть направлено не столько на фиксациюпроизошедших фактов хозяйственной деятельности и их оценку, сколько наопределение возможностей субъекта хозяйствования к дальнейшему развитию, наоценку его будущего финансового состояния. Такой подход органически увязываетбухгалтерский учет и отчетность с бизнес-планированием, инвестиционнойдеятельностью, финансовым планированием и финансовым менеджментом. В этихусловиях встает еще одна весьма важная задача — сочетание стандартовбухгалтерского учета со стандартами управления, целостной системой управлениякачеством. Реализация этого требования предполагает, прежде всего, более теснуюувязку финансового учета, результаты которого полно учитываются при составленииотчетности, с управленческим учетом, который определяет состояние, качество,движение и уровень использования основных факторов производства — производственных,материально- энергетических, трудовых, информационных (интеллектуальных).Оценка качественных и количественных потенциальных возможностей, ресурсовпроизводства позволяет оценить перспективы роста производства и повышения егоэффективности и обосновать инвестиции, которые необходимы для достиженияпоставленных задач.
Реализация перспективныхвозможностей развития организации предполагает соответствующий подход корганизации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита. Вбухгалтерском учете — это отражение резервов производственных мощностей изатрат по их обслуживанию, в экономическом анализе — новые подходы к оценкецелесообразности затрат и уровня использования ресурсов, в аудите — большеевнимание к выражению мнения об устойчивости развития (реализация принципанепрерывности функционирования субъекта хозяйствования).
Ориентация экономическогоанализа и аудита на обеспечение перспективы развития субъекта хозяйствованияпредполагает совершенствование теоретико-методологической основы и инструментария,обеспечивающего единство операционной (текущей) финансовой и инвестиционнойдеятельности; оперативных, текущих и стратегических методов учета и анализа;изменения соотношений внутрипроизводственной, отдельной отчетности юридическоголица и консолидированной отчетности.
Одним из наиболее важныхметодологических вопросов развития экономического анализа и аудита являетсяформирование системы показателей, которые становятся объектом учета, анализа иуправления. Так, актуальны дополнительные задачи по формированию системыпоказателей деятельности организаций, в частности привлечению неучетнойинформации, прежде всего маркетинговой и финансовой. Требуется также болеечеткое отражение динамики изменения показателей — включение стратегическогоуровня показателей и основных этапов приближения к ним, что становитсяпринципиальным при определении перспектив развития организации
3. Методэкономического анализа
Методэкономического анализа — это способ системного комплексногоизучения, измерения, обобщения влияния отдельных факторов на реализациюхозяйственных задач фирмы и динамику ее развития, осуществляемый путемобработки специальными приемами показателей плана, учета, отчетности и такдалее.
Анализ — метод познания экономическойдействительности.
Предварительное условиепознания — раскрытие экономической сущности явления. Экономическую сущностьописывает теоретическая экономика, которая является основой для отраслевых испециализированных экономических наук. Если отраслевые экономические наукиконкретизируют общие экономические законы, то специализированные дают имколичественную характеристику. Анализ — специализированная наука.
Соотношение отраслевых испециализированных наук: развитие специализированных наук позволило им статьсамостоятельным аппаратом познания (не только описывать явление, но и даватьтеоретическую почву для дальнейшей работы).
Существует прямая связьмежду аналитической проработкой вопроса и качеством принятия управленческогорешения. Результат процесса управления — выбор оптимального решения.Экономический анализ упреждает принятие управленческого решения и завершает егореализацию, определяя его эффективность.
Экономический анализиспользует диалектический метод (все явления изучаются в их взаимосвязи,взаимозависимости, взаимообусловленности).
Цель экономическогоанализа — выяснитьпричины изменения хозяйственных процессов и определить результаты, к которымони могут привести. Используются дедукция и индукция.
Предмет экономическогоанализа — хозяйственныйпроцесс.
Экономический анализ — этомикроанализ, это факторный анализ. Информационной базой для проведения анализаявляется система показателей плана, учета и отчетности.
Так как хозяйственнаясфера многогранна, то чтобы разобраться в ней, ее необходимо систематизировать.Поэтому экономический анализ систематизируют по нескольким признакам:
Поаспектам изучения:
- финансово-экономический;
- технико-экономический;
- функционально-стоимостной.
Цельфинансово-экономического анализа — раскрыть результаты финансовой деятельностипредприятия на базе отчетности. Цель технико-экономического — выяснить влияниена финансовые показатели технологии, уровня техники, организации труда,производства. Цель функционально-стоимостного — определить, каким образомособенности конструкции детали, способов ее производства сказываются нарезультатах деятельности предприятия. Все виды анализа имеют особые цели истали самостоятельными видами.
Покругу изучаемых вопросов:
- полный(комплексный);
- тематический.Цель — выявление возможности улучшения отдельных сторон деятельности.
Пообъектам:
- внутрихозяйственный(анализ деятельности отдельных служб);
- общехозяйственный(как совокупная деятельность сказалась на общем результате).
Похарактеру принимаемых решений:
- предварительный(оценка состояния объекта);
- оперативный(принятие управленческих решений в режиме реального времени с целью внесенияизменений в процесс реализации);
- итоговый(оценка реализации принятых управленческих решений);
- перспективный(определение влияния изменений на деятельность объекта).
Посубъектам, проводящим экономический анализ:
- внешний;
- внутренний.
Всеэти виды стали самостоятельными. Они отличаются по целям и задачам, похарактеру используемой информации, по видам пользователей этой информации,исполнителями.
Внешнийанализ: рентабельность, варианты использования привлеченного капитала. Цель — подготовка необходимой информации для укрепления взаимоотношений с кредиторами.
Внутреннийанализ: разработка тактики функционирования предприятия. Цель — разработкаконкурентной политики (информация о ценах, себестоимости, об изучениианалогичных продуктов, рынка).
Внешнийанализ: публикуемая отчетность (обязательна только для банков, для всехостальных обязательна аудиторская проверка). Недостатки публичной отчетности:
- невходит раскрытие по всем сферам деятельности;
- показателиочень свернуты (во всех общих показателях нивелируются негативные моменты).
Внутреннийанализ: вся информация, никаких преград. Ответы на вопросы — как полученаприбыль.
Стадийностьаналитического исследования. Технологический цикл анализа:
1. Изучениеобъекта анализа — предварительная оценка достигнутого уровня объектом ивыяснение обусловливающих причин.
2. Измерениевзаимосвязи между показателями и факторами, их определяющими, и выявлениепричин отклонения в уровне развития от запланированного.
Комплекснаяоценка всех причин позволяет определить пути оптимизации развития.
3.Обобщение.
4.Рекомендации.
Использованиесамостоятельной системы аналитических показателей:
- системаплановых показателей;
- системаучетных показателей;
- показатели,полученные внесистемным методом.
Системааналитических показателей отличается от своих подсистем тем, что этосмоделированные, искусственные показатели, созданные для выявления причинизменения развития объекта.
Аналитическиепоказатели создаются путем сочетания, оценивания показателей плана, учета,отчетности и путем преобразования.
Классификацияаналитических показателей. Поэкономическому содержанию:
- количественные(характеризуют размер хозяйственного явления или величину ресурса);
- качественные(характеризуют эффективность хозяйствования, степень использования).
Напримерприбыль — эффективность — качественный показатель. А если мы будем говорить обисточниках финансирования, то прибыль будет выступать как количественный показатель.
Делениевсех показателей по слагаемым эффективности:
- показателиналичия и использования средств труда;
- показателиналичия и использования самого труда;
- показателиналичия и использования интеллектуального потенциала.
Поотношению к деятельности анализируемого объекта: объективные;субъективные.
Посостоянию объекта: моментные показатели; интервальныепоказатели.
Спозиции роли показателей: общие или результативные,характеризующие деятельность объектов в целом; частные или факторные.
Факторамив анализе называют активно действующие силы, вызывающие положительные илиотрицательные изменения в объекте и в результатах, его отражающих.
Значениефактора:
- условиесовершения хозяйственного явления;
- причинаизменения хозяйственного явления.
Совокупностьспециальных приемов, с помощью которых осуществляется анализ:
- логическиеприемы;
- эвристическиеприемы, базирующиеся на опыте, знаниях, чувствах специалистов, которыеосуществляют анализ.
Вывод
Анализ- метод познанияокружающей действительности, который состоит в расчленении объекта на отдельныесоставные части, т.е. рассмотрение хоз-ых объектов в разрезе факторов, ихопределяющих.
Синтез- соединение вединое целое условий, причин и факторов, т.е. обобщение результатовдеятельности, которые выявляются при анализе.
Изучение экономической деятельностиво взаимосвязи всех факторов, движении и в развитии (поиск условий развитияявлений).
Анализ существует вэкономической среде, которая состоит из:
Внутренний анализ- анализдеятельности предприятия, с точки зрения факторов, на которые предприятие можетповлиять.
Внешний анализ- анализсреды предприятия (рынков), того, что влияет на предприятие.
Макроэкономическийанализ- охватывает большие экономические совокупности с целью установлениятипичных тенденций и закономерностей в развитии эк. абстрагированных отнетипичных явлений (анализ всей эк.).
Микроэкономическийанализ- анализ хозяйственной деятельности предприятия, проводящийся с цельюизучения конкретных особенностей деятельности предприятия в тех условияхработы, которые нигде не встречаются (анализ на уровне предприятия).
Анализ существует врамках некой модели «Модель процесса принятия решения в планировании, контролеи регулировании».(например, достижение удовлетворительной (максимальной) прибыли).Все это обеспечивает бесперебойное функционирование предприятия.
Соответственно на этапе управленияанализ должен быть оформлен в виде некой программы анализа, которая предваряетпринятие управленческого решения. Эта программа является поэтапным планомпроведения анализа, который един в независимости от направления проведенияанализа.
Список использованнойлитературы
1.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.- 4-еиздание, доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2004.
2.Й.Ворст, П.Ревентлоу “Экономика фирмы” изд. “Высшая школа” 1993 г.
3.«Курс общей экономической теории» под редакцией А.И. Добрынина, Л.С.Тарасевича. Издательство Санкт- Петербургского университета экономики и финансов1996г
4.Савицкая Г.В. Экономический анализ. М.: Издательство: Новое знание, 2004 5.Шеремет А.Д. “Теория экономического анализа” 1982 г.
6. Чечевицына Л.Н. Экономический анализ: Учебное пособие. –Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003
7. Экономический анализ: Уч. для вузов. /Под ред.ГиляровскойЛ. М.: ЮНИТИ,2002