Реферат по предмету "Экономика"


Рыночный механизм и рыночное равновесие

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования     
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономическойтеории
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
Рыночный механизм и рыночноеравновесие
 ( по дисциплине “Микроэкономика ”)
                                                                                              ВЫПОЛНИЛА: студентка IIкурса
                                                                                гр. ФН-21
факультета мировойэкономики и управления
Ф.И.О.
                                                                                НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
асс. Морозова Н.О.
АСТРАХАНЬ 2006
Оглавление
Введение Глава1.  Рыночный механизм
1.1 Рыночный спрос
1.1.1  Кривая, функцияспроса
1.1.2  Эластичностьспроса по цене
  1.2  Рыночное предложение
1.1.3  Кривая, функцияпредложения
1.1.4  Эластичностьпредложения по цене
Глава 2. Рыночное равновесие
2.1 Равновесная цена и равновесный объем
2.2  Существование и единственность рыночного равновесия
2.3      Устойчивостьравновесия
2.4      Моделиравновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу
2.5      Причины имеханизмы сдвигов рыночного равновесия
2.6      Паутинообразнаямодель
2.7      Равновесие вмгновенном, коротком и длительном периоде
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Цель работы:охарактеризовать рыночные элементы и изучить  механизм установления рыночногоравновесия.
В соответствии споставленной целью необходимо решить задачи:
1. определить понятие рынка;
2. определить рыночные спрос и предложение;
3. определить  равновесную цену и равновесное количество;
4. установить причины и механизмы сдвигов рыночногоравновесия;
5. рассмотреть модели рыночного равновесия;
6. рассмотреть равновесие в мгновенном, коротком,длительном периодах.
Структура работы:данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованнойлитературы, содержащего 15 источников.
 Первая главапосвящена  понятию рынка и его элементов — рыночному спросу и предложению.Вторая глава посвящена рыночному равновесию, его свойствам, моделям егоустановления.
 Равновесные модели применяются при изучениивзаимоотношений между экономическими агентами. Эти модели выступают частнымслучаем более общего класса моделей взаимодействия экономических агентов.Посредством равновесных моделей изучаются и равновесное и неравновесноеположение экономической системы. В микроэкономической теории модели рыночногоравновесия имеют особое значение потому, что экономические агенты могутэффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность только при условии, чтоони имеют достоверную информацию обо всех ценах и на потребляемые ими ресурсы,и на предлагаемые им блага. Поскольку каждый отдельный экономический агент неможет иметь такую информацию, то оптимальным способом изучения ценообразующихфакторов может стать допущение о равновесном положении и незначительныхизменениях одной конкретной цены.
  Первым, кто взялся запостроение модели общего равновесия был  швейцарский экономист Леон Мари ЭсприВальрас (1834-1910). Л.Вальрас использовал для доказательства достиженияравновесия теорию нащупывания. Предшественником Л.Вальраса в построении моделиобщего равновесия был  представитель французской школы экономистов-инженеровА.-Н.Иснар (1749-1803). Главная работа А.-Н.Иснара – «Трактат о богатстве»,вышедший в 1781г.  Работа А.-Н.Иснара оказала влияние на Л.Вальраса, выявилось много общего в работе того и другого, включая общность аналитическогоинструментария вплоть до использования тем и другим одного из всего множестватоваров в качестве счетного товара – numeraire.
 В свою очередь взаимодействие спроса и предложениярассматривал английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924), его концепциярыночного равновесия получила название «компромисс А.Маршалла». А.Маршалл ввелпонятие эластичности спроса, характеризующее количественную зависимость спросаот трех факторов: предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода,используемого на потребление. От анализа спроса А.Маршалл перешел к анализупредложения товаров и взаимодействия между предложением и спросом приустановлении цены. Он определил зависимость влияния спроса и предложения нацену от фактора времени. При этом он исходил из того, что в краткосрочномпериоде главным ценообразующим фактором является спрос, а в долгосрочном –предложение.
Позднее в 30-х гг. первое строгое доказательствосуществование общего равновесия осуществил немецкий математик и статистик А.Вальд(1902-1950). В последствии это доказательство усовершенствовалК.Эрроу и Ж.Дебре. Они  установили, что существует единственной состояниеобщего равновесия с неотрицательными ценами и количествами, если выполняютсядва условия: 1) существует постоянная или убывающая отдача от масштаба; 2)длялюбого блага существует одно или несколько других благ, находящихся в отношениизамещения.
Данная тема являетсяактуальной и в наши дни, так как с проблемами, которые рассматриваются в ней,экономисты сталкиваются довольно часто. Понимание рыночного равновесия ирыночного механизма в целом дает возможность правильной оценки ситуации наконкурентном рынке.
В последующих двух главах будет подробно рассмотренорыночное равновесие и механизм его установления.
Рыночный механизм
Чтобы понятьрыночный механизм необходимо сначала определить понятие рынка, охарактеризоватьэлементы его функционирования – спрос и предложение, рассмотреть отдельнокаждый из элементов, проанализировать их изменения в зависимости отопределенных факторов.   
 
Рынок и его основные элементы
Рынок[1]– это механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов(поставщиков) товаров и услуг.
Логику поведенияглавных субъектов рынка – покупателей и продавцов – отражают две рыночные силы– спрос и предложение. Итогом их взаимодействия становится сделка – соглашениесторон о купле-продаже товара или услуги в определенном количестве и поопределенной цене.
Все рыночныеоперации взаимосвязаны между собой. Если некий товар  продается любомужелающему по определенной цене, то аналогичный товар не может при тех жеусловиях стоить дороже или дешевле. Одна сделка влияет на другую, появившийся водном месте спрос (предложение) воздействует на общее состояние рынка. Другимисловами, конкурентное ценообразование аккумулирует в цене огромный объемразнообразной информации о количественных и качественных характеристикахэкономических процессов, формирует информационно-побудительную основу рыночнойэкономики.  Рыночный спрос
Спрос[2]– отношение междуценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянииприобрести.
В экономическом смысле в основе спроса лежит не простопотребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платитьза него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривойспроса.
Спрос проявляется ив объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено понекоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Связь между ценойблага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.
Согласно закону спроса потребителями, при прочихравных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже ихрыночная цена. То есть закон спроса состоит в обратной зависимости междууровнем цен и количеством покупаемой продукции.
(1)   Принято различатьиндивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар ирыночный спрос, то есть суммарный спрос всех покупателей для каждой ценытовара. Если обозначить через qij спрос на i –тый товар j – того покупателя, то рыночный спросможно выразить как
QD = ∑ qij[3]
Между ценой товара и тем егоколичеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенноесоотношение. Эта взаимосвязь называется кривой спроса. Кривая, функция  спроса
Зависимость между ценойблага и объемом спроса называется кривой спроса. Она отражает обратнопропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, котороепокупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. На рис. 1.1 показанакривая спроса (D), на которой погоризонтальной оси отложены величины спроса на какой-либо товар (Q), а по вертикальной – цена на него (P). Из рис.1.1 видно, чем выше ценатовара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Покупателю выгодносовершать сделки лишь в левой нижней зоне, так как линия спроса демонстрируетмножество максимальных цен для потребителя. Цены и объемы выше линии спроса дляпокупателя недоступны. 
/>

                                              
                                          

Рис.1.1. Рынок покупателя; Криваяспроса.[4]
(2)   Желание покупателейприобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данноготовара (P) и цен других товаров (Pa,Pb…), Зависимость объема спроса от  определяющих егофакторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может бытьпредставлена следующим образом:
QD= f (P, Pa, Pb…I, T, N, W)[5],
где  QD — объем спроса на данный товар, I — денежный доход, T — вкусы и предпочтения потребителей,N – общее число покупателей или размеррынка, W — накопленное имущество.
(3)   Если допустить, что все названныефакторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными, заисключением одного – цены рассматриваемого товара. Тогда каждому значению ценысоответствует определенное значение объема спроса. Такая зависимость носитназвание функции спроса от цены:
Q = f (P)[6]
Логично предположить, чтопри прочих неизменных условиях с увеличением цены объем спроса уменьшается.Такая зависимость объема спроса от цены представлена на рис.1.2. цене P1  соответствует объем спроса Q1, цене P2>P1 соответствует объем спроса  Q2
/>

Рис.1.2.Кривая спроса[7]
К числу факторов, смещающих кривую спроса, относятся:изменение вкусов покупателей, их числа, изменение доходов и цен на сопряженныетовары.
На величину спроса также оказывают влияние изменения вожиданиях будущих цен. Эти ожидания играют важную роль в определении положениялинии спроса. Если ожидается увеличение цены, то при прочих равных условияхлиния спроса сместится вправо. Если ожидается уменьшение цены, линия спросасместится влево.
Если небольшое изменение цены сильно изменяет объемпокупок, то говорят, что спрос эластичен. Но если даже большое изменение ценылишь немного изменяет объем покупок, то спрос неэластичен.
Эластичность спроса по цене
 Эластичность показывает, на сколько процентов изменится однапеременная экономическая величина при изменении другой на 1%.
(4)   Эластичность спроса поцене[8]– это степень изменения величины спроса (∆QD) в ответ на изменение рыночной цены(∆p). Рассчитывается она по формуле:
ED= ∆QD%/∆p%[9]
Эластичность спроса поцене выступает в следующих основных формах:
·         эластичный спрос(ED>1). Ситуация, при которойвеличина спроса изменяется в большей степени, чем цена, рис.1.5 а);
·         неэластичныйспрос (ED
·         единичнаяэластичность спроса (ED=1). Она возникает в том случае, когда величина спроса и цена изменяютсяна одну и ту же величину, рис.1.5 в);
·         совершенноэластичный спрос (ED= ∞).Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменениицены, рис.1.5 г);
·         совершеннонеэластичный спрос (ED= 0).Ситуация, при которой величина спроса абсолютна, не меняется при изменениицены, рис.1.5 д).
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />


Рис. 1.3.а)эластичный спрос; б) неэластичный спрос; в) единичная эластичность спроса; г)совершенно эластичный спрос; д) совершенно неэластичный спрос.[10]
Эластичность спроса по цене зависитот ряда факторов:
1.        незаменимость.Если у товара есть заменители (товары-субституты), то спрос будет болееэластичным, противоположным образом влияет отсутствие таковых;
2.        значимость товарадля потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первойнеобходимости, а более эластичным – на все другие группы товаров;
3.        удельный вес вдоходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств,эластичны, а занимающие незначительную долю бюджета – неэластичны;
4.        временные рамки.Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном периоде и становится менееэластичной на коротких промежутках времени.
Рыночное предложение
Предложение[11]– количество благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент илипериод времени. А объем предложения – это количество товара, которое продавцыготовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени.
Объем предлагаемого к продаже товара при прочих равныхусловиях будет тем меньше, чем выше цена на товар, то есть между предложением иценой существует прямая зависимость. Эта зависимость называется закономпредложения. 
(5)   Как и в случае спроса существуетиндивидуальное и рыночное предложение. Объем предложения можно записать каксумму объема предложения i – того продавца:     QS = ∑QSi[12]
Между ценой товара и тем его количеством, котороепредлагают производители, существует зависимость, называемая кривойпредложения.
 
Кривая, функция предложения
Количество товара, которое производители готовы продатьпри каждом данном уровне цен показывает кривая предложениярис.1.4.Продавцу выгодно совершать продавать лишь в левой верхней зоне, но убыточно – вправой нижней, так как кривая предложения демонстрирует множество минимальныхцен для продавца.

/>


Рис.1.4. Рынок продавца; Криваяпредложения.[13]
(6)   Функцией предложенияназывают зависимость объема предложения от определяющих его факторов: от ценыданного товара (P) и цен другихтоваров (Pa,Pb…), от характера применяемойтехнологии, от налогов и дотаций, природно-климатических условий. В общем видефункция предложения имеет вид:
QS= f (P, Pa, Pb,…K, C, Z)[14],
где QS– объем предложения данного товара; K – характер применяемой технологии; C – налоги и дотации; Z – природно-климатические условия.
Если все факторы,определяющие объем предложения, кроме цены рассматриваемого товара (P), предположить неизменными, то отфункции предложения (5) можно перейти к функции предложения от цены, котораяхарактеризует зависимость объема предложения данного товара лишь от его цены:
(7)   Q = f(P)[15]
                                             
По более высокой цене нарынке предлагается большее количество единиц товара, то есть объем предложенияувеличивается, когда увеличивается цена. На рис.1.5 изображена криваяпредложения (S) некоторого товара. При движениивдоль этой линии вправо вверх повышению цен соответствует увеличение объемапредложения. Цене P2>P1 соответствует объем предложения Q2>Q1. чем выше цена товара, темприбыльнее его производство, тем большее количество его производители готовыпроизвести и продать на рынке.
/>

Рис.1.5.Кривая предложения.[16]
Реакция предложенияна изменение цены также характеризуется эластичностью.
Эластичностьпредложения по цене
(8)   Эластичность предложенияпо цене[17] – показатель степеничувствительности, реакции предложения (∆QS) на изменение цены товара (∆p). Она рассчитывается поформуле:                       
ES = ∆QS%/∆p%[18]
Различают следующиеформы эластичности предложения:
·         эластичноепредложение (ES>1) – величина предложенияизменяется на больший процент, чем цена.
·         неэластичноепредложение (ES
·         Совершенноэластичное предложение (ES= ∞) имеет место тогда, когда величина предложениябесконечно изменяется при малом изменении цены.
·         Совершенно неэластичное предложение (ES= 0) имеет место  тогда, когда величина предложения равнанулю, то есть величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены.
/>
 


                                                                

Рис.1.6.Формыэластичности предложения по цене.[19]
На эластичность предложения оказывают влияниеразличные факторы: цены на сырье и уровень заработной платы, ставка процента,наличие резервных производственных мощностей, характер продукции. Важнейшеезначение для эластичности предложения имеет фактор времени, то есть период, втечение которого производители имеют возможность приспосабливать объемпредложения к изменению цены. Различают три временных интервала:
·   кратчайший рыночный период, который настолько мал, чтопроизводители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В этомпериоде все факторы производства постоянны, а значит, и объем предложенияфиксирован;
·   краткосрочный период, когда производственные мощностиостаются неизменными, но может меняться интенсивность их использования, то естьпеременными становятся некоторые факторы производства – сырье, рабочая сила идругие;
·   долгосрочный период, достаточный для измененияпроизводственных мощностей, организации новых предприятий, когда переменнымистановятся все факторы производства.
Проанализировав рыночные составляющие, можно перейти ких непосредственному взаимодействию.
 
Рыночное равновесие
Выше были рассмотрены спрос и предложение по отдельности.Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Взаимодействие спроса ипредложения порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночноеравновесие.
Иными словами,рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равенего предложению.
Совместим линии спроса ипредложения на одном графике рис.2.1. и покупателю и продавцу выгодно совершатьсделки лишь в зоне, расположенной под кривой спроса, но над кривой предложения.Данная зона демонстрирует все возможные на данном рынке ситуации обмена. Это иесть рынок одновременно как продавцов, так и покупателей. Любая точка,принадлежащая данному пространству, может выражать сделку купли-продажи. Причемвсе точки, кроме одной, в этой зоне характеризуют неоптимальные условия обмена,то есть такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговойсделки. И лишь точка E,которая лежит на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию,максимально выгодную как для продавца, так и для покупателя одновременно. Даннаяточка E на пересечении спроса и предложенияназывается точкой равновесия. Точка PE  — цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии врезультате действия рыночных конкурентных сил. Точка QE – величина товарной массы, прикоторой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действиярыночных конкурентных сил. /> 
Рис.2.1.Рыночное    равновесие[20]
Рассмотрим подробнее равновесную ценуи равновесный объем.Равновесная цена и равновесный объем
Равновесная цена является одним из механизмовустановления рыночного равновесия. Равновесная цена – это цена, при которойобъем спроса равен объему предложения, иначе говоря, это единственная цена,соответствующая условию:
PE  = PD= PS
При данной цене на рынкеустанавливается и равновесное количество предлагаемых на рынке товаров:     QE  = QD= QS
Равновесная ценавыполняет важнейшие функции:
·    информационную –ее величина служит ориентиром для всех субъектов рынка;
·    нормирующую – онанормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен лиему данный товар и на какой объем предложения товара он может рассчитывать приданном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя,показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;
·    стимулирующую –она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менятьтехнологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась ещекакая-то прибыль.
Чтобы окончательноопределить понятие рыночного равновесия нужно рассмотреть его свойства.
Существованиеи единственность равновесия
Из выше сказанного неявно предполагались следующиедопущения:
·   на рынке отдельного товара равновесиесуществует;
·   равновесие существует только приединственном сочетании значений цены и объема.
Однако можнопривести примеры, в которых эти допущения нарушаются:
·  Объем предложения и объем спросане равны между собой при любом неотрицательном значении цены;
·   Существует более чем одно сочетаниецена-объем, при котором достигается равновесие на рынке.
Рассмотримсуществование равновесия на рынке. Оно возможно, если имеется одна или болеенеотрицательных цен, при которых объемы спроса и предложения равны инеотрицательны. При графическом изображении это означает, что равновесие будетсуществовать, если линия спроса и предложения имеют, по крайней мере, однуобщую точку.
На рис.2.2изображены две ситуации, в которых линии спроса и предложения не имеют общихточек.
На рис.2.2 а) объемпредложения превышает объем спроса при любой неотрицательной цене.
На рис.2.2 б) цена спросаменьше цены предложения[21] при любомнеотрицательном объеме выпуска; сумма денег, которую потребители готовызаплатить за данный товар недостаточна, чтобы компенсировать затраты на егопроизводство. Производство такого товара технологически вполне возможно, ноэкономически нецелесообразно.
/>

Рис.2.2.Объем предложения превышает объем спроса при любой неотрицательной цене а);цена предложения превышает цену спроса при любом неотрицательном объеме б).[22]
Перейдем крассмотрению вопроса о единственности равновесия.
На рис.2.3 а) линияспроса  имеет нормальный вид, то есть характерный отрицательный наклон. В то жевремя линия предложения меняет знак наклона при росте цены, что приводит ксуществованию двух положений равновесия – в точках E1 и E2.
На рис.2.3 б) представленслучай, когда кривые спроса и предложения совпадают в отрезке NM. Равновесие на рынке достигается прилюбой цене в диапазоне от P1 до P2 и равновесном объеме QE. Изменение цены в указанномдиапазоне недостаточно чувствительно, чтобы вызвать у потребителей изменениеобъема спроса, а у производителей – изменение объема предложения.
На рис.2.3 в) кривыеспроса и предложения также имеют общий отрезок: в этом случае равновесиеустанавливается при любом объеме в интервале от Q1 до Q2 и равновесной цене PE. Изменение объема в этом интервалене вызывает изменения цены спроса и равной ей цене предложения.
 
/> 
 
 

Рис.2.3. Неединственность равновесия. а) линия спроса и предложения имеют две общиеточки; б) линия спроса и предложения имеют общий отрезок; в) равновесиеустанавливается при любом объеме в интервале от Q1 до Q2.[23]
Определив свойства равновесиянеобходимо установить является ли равновесие устойчивым или подверженоизменениям.
Устойчивостьравновесия
Устойчивое равновесиедостигается тогда, когда отклонение цен спроса от цен предложения постепеннопогашается, стремясь к равновесной цене PE, а объем предложенияприспосабливается к объему спроса. В точке равновесия цена спроса совпадает сценой предложения (PD = PS) и объем спроса равен объемупредложения (QD = QS). Равновесие может быть устойчивым инеустойчивым, локальным и глобальным. Устойчивое равновесие, в свою очередь,бывает абсолютным и относительным. Отложим на оси абсцисс время T, а на оси ординат цену P. Когда отклонения от равновеснойцены (например, P1,P2) постепенновыравниваются на уровне PE, на рынке складывается устойчивое равновесие. Абсолютноеравновесие имеет место в случае установления единой равновесной цены рис.2.4а), относительное – при небольших отклонениях от нее рис.2.4 б).
Если равновесиедостигается лишь в определенных пределах колебания цены, то говорят о локальнойустойчивости. Но при этом рис. а) устойчивость достигается лишь в интервале отP2 до P3. Если же равновесие устанавливается при любыхотклонениях цен от равновесной цены  рис.2.4 б), то устойчивость носитглобальный характер.
/>

Рис.2.4.Локальнаяа) и глобальная б) устойчивость равновесия[24]
Анализ рыночного равновесия с точки зрения егоустойчивости требует определенного представления о том механизме, посредствомкоторого устанавливается равновесие на рынке. По-разному понимали действиеэтого механизма два крупнейших экономиста – Л.Вальрас и А.Маршалл.
Моделиравновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу
Существует два подхода к исследованию установленияравновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.
Главным в подходе Л.Вальраса является разница вобъемах спроса и предложения рис. 2.5. Если рыночная цена P1> PE, то величина предложения больше величины спроса QS1>QD1, нарынке – избыток предложения (при цене P1), избыток равняется QS1 — QD1. В результате конкуренциипродавцов происходит понижение цены PE и избыток исчезает.Если рыночная цена P2> PE, то величина спроса больше величины предложения QD2> QS2, нарынке избыток спроса (при цене P2), тоесть дефицит равен QD2 — QS2. врезультате конкуренции покупателей происходит повышение цены до PE и дефицит исчезает. /> /> /> /> /> /> />
Увеличить теорию Вальраса   />

Рис.2.5. Рыночное равновесиепо Л.Вальрасу.[25]
Главным в подходе А.Маршалла является разность цен P1и P2 рис. 2.6. А.Маршалл исходит из того, что продавцы,прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем большеэтот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения.Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и темсамым способствует достижению равновесной цены. По версии Л.Вальраса, в условияхдефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы.Согласно версии А.Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночнойконъюнктуры всегда являются предприниматели.

/>

Рис.2.6. Рыночное равновесиепо А.Маршаллу.[26]
Цена равновесия обычно ниже максимально предполагаемойпотребителями цены, на величину излишка потребителя, который составляетизлишек, прежде всего для состоятельных потребителей, которые могли быприобрести товар выше равновесной цены PEвплоть до самой максимальной Pmax, но приобретают товар именно по рыночной ценерис.2.7.
Графически излишек потребителя, можно изобразить черезплощадь фигуры, ограниченной кривой спроса, осью ординат и равновесной ценой PE, то есть площадь PmaxE PE. Излишек потребителя– это часть общественного излишка от существования рыночного механизма. В своюочередь, равновесная цена обычна выше минимальной цены, которую могли быпредложить наиболее эффективные фирмы. Следовательно, совокупные издержкипроизводителей равны площади фигуры PminEQE, аизлишек производителя составляет площадь PEEPmin. Это излишек наиболее эффективных фирм, которые могутпредложить товар на рынок ниже равновесной цены PE,но предлагают товара по более высокой рыночной цене. Общественный излишек отсуществования рынка равен сумме излишка потребителя и излишка производителя.
/>

Рис.2.7.Излишек производителя и потребителя.[27]Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия
Изменения в рыночном равновесии происходят вследствиеизменений неценовых факторов.
·         Реакция рынка наизменение спроса D рис.2.8 а) ;
Предположим, что объемпредложения возрастает. Значит, возрастает спрос на данный товар. Дефицит  QE1QE2 продукта Q при цене PE1 повысит цену до PE2  в результате установится новоеравновесие в точке E2 .
·         Реакция рынка наизменение предложения рис.2.8 б):
Предположим, что врезультате применения новых технологий сократились издержки производства у производителейи как следствие, возросло предложение товара Q на рынке. Излишек E1B предложение товара при Q при цене PE1 вызовет падение цены до PE2. в результате установится новое равновесие в точке E2. размеры изменения цены при изменении отраслевогоспроса (предложения) зависят от величины сдвига линии D (S) и наклонаграфиков D и S.
·         При одновременномдвижении спроса и предложения. (если растет доход потребителей и сокращаютсяиздержки у производителей) возможно цена равновесия  PE  и не изменится, но равновесныйобъем продаж непременно увеличится рис. 2.8 в).
/> 
Рис.2.8. Рыночное равновесие а) при росте спроса; б) при росте предложения; в) приодновременном и однонаправленном изменении спроса и предложения.[28]
 
Паутинообразнаямодель
Паутинообразная модель – модель, изображающаятраекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения илиспроса запаздывает. Она описывает динамический процесс: траекториюкорректировки цен и объема производства при движении от одного состоянияравновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынкахсельскохозяйственной продукции; на биржевом рынке, где предложение реагирует наизменение цен с некоторым запозданием. 
Рассмотрим вариант динамической модели рынка одногопродукта. Допустим, что объем спроса зависит от уровня цен текущего периода,тогда как объем предложения – от уровня цен предыдущего периода:   QiD= QiD (Pt),
   QiS= QiS (Pt-1),[29]
где  t – определенный период времени (t =0,1,2,…,T). Это значит, что производители определяют в период t-1объем предложения следующего периода, предполагая, что цены периода t-1сохраняются и в период t (Pt-1 = Pt).
В этом случае график спроса и предложения будет иметьвид паутинообразной модели.
Равновесие в паутинообразной модели зависит от  угловнаклона кривой спроса и
предложения. Равновесие устойчиво, если угол наклонапредложения S круче кривой спроса D. Движение кобщему равновесию проходит ряд циклов. Избыток предложения (AB)толкает цены вниз (BC), и в результате возникает избыток спроса  (CF),который поднимает цены вверх (FG). Это приводит к новому избытку предложения (GH) итак далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие в точке E.Колебания носят затухающий характер. Движение может, однако, приобрести иноенаправление, если угол наклона кривой D круче угла наклона кривойпредложения S. В этом случае колебания носят взрывной характер иравновесие не наступает.
/>

Рис.2.9.Устойчивое (а) и неустойчивое (в) равновесие в паутинообразной модели ирегулярные колебания (б) вокруг него.[30]
Возможен, наконец, и такой вариант, когда ценасовершает регулярные колебательные движения вокруг положения равновесия. Этовозможно в том случае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.
Паутинообразная модель наводит на мысль о том, чтоуглы наклона кривых спроса и предложения имеют существенное значение дляпонимания механизма рыночного равновесия, определения закономерностей поведенияна рынке покупателей и продавцов.    
Равновесиев мгновенном, коротком и длительном периодах
Рассмотрим статистические модели рыночного равновесия,в которых фактор времени не учитывается явно: динамические процессы в данномслучае представляют собой как бы мгновенные «фотокадры». Можнопроиллюстрировать динамические процессы методом сравнительной статики, прикотором сдвиг показан соответственным перемещением линии спроса илипредложения.
Такой сдвиг показан нарис. 2.10, где линии спроса и предложения имеют нормальный (соответственноотрицательный и положительный наклон) на рис. 2.10 а), сдвиг линии спросаприводит к росту равновесной цены с P1 до P2 при одновременном увеличении равновесных объемов с Q1 до Q2. На  рис. 2.10 б) сдвиг линии предложения влево ведет кповышению равновесной цены при одновременном сокращении равновесного объема.
/>

Рис.2.10.  Сдвиг  равновесия.[31]
Хотя методсравнительной статики не учитывает в явном виде фактор времени, косвенное еговключение становится возможным посредством учета различий в скоростиприспособления предложения к изменениям в спросе.
Для этого прииспользовании метода сравнительной статики принято различать три периода.Первый, в котором все факторы производства рассматриваются как постоянные,называют мгновенным периодом. Другой, в котором одна группа фактороврассматривается как постоянная, а другая как переменная, называют короткимпериодом. Третий, в котором все факторы производства рассматриваются какпеременные, называют длительным периодом. Некоторые экономисты выделяют еще ичетвертый, очень длительный, в течение которого может меняться не только объемприменяемых ресурсов и интенсивность их использования, но и характерприменяемой технологии.
В мгновенном периодепродавец вообще лишен возможности приспособить объем предложения к объемуспроса, поскольку количество производственных ресурсов и интенсивность ихиспользования заданы. Однако тот факт, что продавец обладает фиксированнымколичеством товара, не означает, что все это количество должно быть обязательнопродано независимо от уровня цены. Многое зависит от природы данного товара.Если товар скоропортящийся и не подлежит хранению, линия предложения будет строговертикальна. Как видно из рис.2.11 а), в этом случае  равновесная ценаопределяется исключительно спросом, точнее, совпадает с ценой спроса, тогда какобъем продаж однозначно задан объемом предложения и не зависит от функцииспроса.
Если товар не подлежитпорче и может быть сохранен, то кривая предложения может быть представленасостоящей из двух сегментов: одного, имеющего положительный наклон, и второго,представленного вертикальным отрезком, рис.2.11б). При цене P0продавец предложит к продаже весь фиксированный объемтовара QK. Точно так же поступит и в томслучае, если цена превысит уровень P0,например   P1. однако при цене ниже P0, например P2, объем предложения составит Q2, тогда как количество товара в размере QK- Q2, может быть сохранено до наступления более благоприятнойконъюнктуры. Если же хранение избытка затруднено или связано с высокимизатратами, не возмещаемыми ожидаемым повышением цены, соответствующееколичество товара может быть распродано по бросовым ценам.
/>

Рис.2.11Равновесие в мгновенном периоде, а) – товары, не подлежащие хранению; б) –товары, подлежащие хранению.[32]
В течение короткогопериода неизменными считаются производственные мощности предприятия, но ихиспользование, а значит, и объем продукции могут изменяться за счет измененияобъема применения переменных факторов. Эти изменения, однако, не могут выходитьза пределы технической производственной мощности.
В коротком периоде криваяпредложения также состоит из двух сегментов, рис.2.12 первый, имеющийположительный наклон, ограничен по оси абсцисс точкой, соответствующейпроизводственной мощности  QK. Второй участок кривой предложения представлен вертикальным отрезком,что указывает на невозможность выйти в условиях короткого периода за пределы,ограниченные наличной производственной мощностью. Вплоть до этой границыравновесный объем и цена определяются пересечением кривых спроса ипредложения,  а за ее пределами, как и в мгновенном периоде, цена определяетсяспросом, тогда как объем предложения – размером производственных мощностей.
/>

                          
Рис.2.12.Равновесиев коротком периоде.[33]
Наконец, в длительном периоде производитель может нетолько варьировать интенсивность использования производственных мощностей, но иизменять их размеры, а значит,  и масштабы производства. На рис.2.9.представлены три ситуации, возможные в длительном периоде. В первом случае,когда изменение масштаба производства происходит при неизменных затратах, ростравновесного объема происходит без изменения равновесной цены. Во втором, когдаизменение масштаба производства происходит при возрастающих затратах, ростравновесного объема сопровождается снижением равновесной цены.
/>

Рис.2.13. Равновесиев  длительном периоде. а) при неизменных затратах; б) при возрастающихзатратах; в) при снижающихся затратах.
На рис.2.14 показаноприспособление предложения к изменившемуся спросу в длительном периоде. Здесь S0– кривая предложения, а D0– кривая спроса в коротком периоде. Как видно, спрос ипредложение сбалансированы при цене P0на уровнеполного использования производственной мощности QK.
Допустим, что спросвнезапно вырос и представлен теперь кривой  D1, лежащей правее кривой D0. поскольку резерв мощности отсутствует, новое равновесиедостигается исключительно за счет повышения цены до P1 при сохранении прежнего объема продаж QK. В длительном периоде масштабпроизводства увеличивается за счет ввода новых мощностей  и кривая предложениясмещается в положение S1. новое равновесие достигается прицене P2, более высокой, чем P0, но ниже, чем P1, и объеме производства Q2, большем, чем QK.
Различие ситуацийравновесия, представленных на рис.2.14 важно при оценке уровней цен наразличных рынках.
/>

Рис.2.14. Переход от  короткого к длительному периоду.[34]
Вывод состоит в том,что для анализа устойчивости рыночного равновесия могут применяться различныединамические модели, причем эти модели приводят к различным условиямустойчивости.

Заключение
Из выше сказанногоследует, что при характеристике рынка как экономической категории следуетучитывать конкретные формы рыночных отношений, проявляющиеся в количественных икачественных соотношениях элементов рынка – спроса, предложения, цены. Этиглавные элементы характеризуют конкретные формы взаимосвязи и количественныепропорции между производством и потреблением.
Рыночный механизмобладает существенным потенциалом самонастройки, то есть стремлением коптимальному состоянию, рыночному равновесию. Повышение цен на некоторые товарыпри значительном росте спроса на них – явление довольно обычное для рыночнойэкономики. Но также обычным является и последующее наращивание предложения этихтоваров. В нормально функционирующей экономике рост цены товара устанавливаетравновесие между спросом и предложением лишь в краткосрочном периоде, а в болеедлительном – оно достигается путем роста производства (предложения)подорожавшего товара. Увеличение предложения – основной способ достижениярыночного равновесия. Поэтому в развитом рыночном хозяйстве рост цен на товарыне может быть постоянным, что обеспечивает минимальные темпы инфляции,социальную направленность экономики.
Рынок замечателен тем, что при любом отклонении отравновесия он стремится к нему возвратится. И в ситуации неудовлетворенногоспроса, и в ситуации избыточного предложения, взаимодействуя друг с другом,приводят рынок к равновесию.

Списокиспользованной литературы
 
Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный  уровень. (переводс англ. под ред. Фроловой Н.Л.) М.: ЮНИТИ, 1997.- 767с.
Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. М.: ПИТЕР,2003.– 367с.
Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика.СПб.: Экономическая школа, 1997. – 497с. 
Джуха В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика. Ростов н/Д.: МарТ,2004. – 364с.
Емцов Р.Г., Лунин М.Ю. Микроэкономика. М.: Дело и Сервис,1999.- 323с.
Котерова Н.П. Микроэкономика. М.: Мастерство, 2003. – 204с. 
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: Республика, 1992. –559с.
Мэнкью Н. Г.  Принципы экономикс. М.: ПИТЕР,2004.- 623 с.
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА-ИНФРА• М, 1999. –357с.
Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. М.: Дело, 2000.– 807с.
Селищев А.С. Микроэкономика. СПб.: Питер,2003. – 447с.
Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организациипромышленности. СПб.: Экономическая школа, 2000. – 423с.
50 лекций по микроэкономике./ Аникин И.В., Баранов И.Н.,Бухвалов А.В., Ватник П.А., Гальперин В.М., Игнатьев С.М./ СПб.: Экономическаяшкола, 2000. – 622с.
Вестник МГУ. сер.6. Экономика, 2005. — №1 – 83с.
Финансыи кредит,2004 — №9 – 76с.
Экономист, 2005-№11-89с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. Общие данные
Реферат Beyond The Horizon And Diff
Реферат Розрахунок норми амортизації
Реферат А. С. Хлобыстова Муниципального образования Кольский район Мурманской области «Утверждаю» директор школы С. В. Петренко 2010 г. Программа
Реферат Национальный академический театр русской драмы им Леси Украинки
Реферат Дуалізм давніх релігій та демонічні персонажі в романі МА Булгакова Майстер і Маргарита
Реферат Мотивация деятельности в менеджменте
Реферат Патентное исследование на тему "Изготовление свинцовых пуль для стрелкового оружия"
Реферат География мирохозяйственных связей нефти и газа 2
Реферат Особенности русского барокко на примере Екатерининского дворца
Реферат Радиопередающее устройство автомобильной радиостанции
Реферат Что отличает Катерину от обывателей города Калинова
Реферат Роман Евгений Онегин энциклопедия русской жизни 20-х годов XIX века
Реферат 02. 05 - 11. 05 16. 05 - 25. 05 30. 05 - 08. 06 13. 06 - 22. 06 27. 06 - 06. 07 11. 07 - 20. 07 25. 07 - 03. 08 08. 08 ? 17. 08 22. 08 ? 31. 08 05. 09 ? 14. 09 19. 09 ? 28. 09 03. 10 ? 12. 10 17. 10 ? 26. 10 31. 10 ? 09. 10
Реферат Управление финансовым механизмом предприятия