Реферат по предмету "Экономика"


Особенности формирования спроса на рынке средств производства

Министерствообразования и науки РФ
Курскийгосударственный технический университет
Кафедра «Экономическойтеории»
Реферат натему:
«Особенностиформирования спроса на рынке средств производства»
 
 
Выполнила студентка гр. ФК-52Будникова И.В.
Проверил Нечаев Э.В.

Курск 2006

План
 
1.Рынок средствпроизводства
1) Характерные особенности рынка средствпроизводства
2) Сегментация рынка и ее основныекритерии
2. Спрос на капитал
3. Влияние ценообразования наформирования спроса
4. Влияние государства на формированиеспроса
 

1, Рынок средств производства
 
Спрос – экономическая категория, присущаятоварному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена, торговле. Спрос выражаетсовокупную общественную потребность в различных товарах, складывающуюся измножества конкретных требований массы потребителей, отличающихся большимразнообразием и постоянно меняющихся.
Средства производства – орудия и предметыпроизводственной, трудовой деятельности людей; основные средства (производственныездания, сооружения, машины, оборудование, инструменты, приборы) и оборотныесредства (сырье, материалы, энергия, малоценный инвентарь), используемыев производстве; все, что создано людьми и используется ими в производственнойдеятельности.
 
1) Характерные особенности рынка средствпроизводства
 
Основным условиемфункционирования рынка являются:
· реализация разнообразныхформ собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной ит.д.);
· создание рыночнойинфраструктуры;
· создание правовойбазы.
Рынок обеспечивает:
· рациональноераспределение ресурсов путями потребления их на производство необходимыхобществу товаров;
· возможностьфункционирования в условиях ограниченной информации;
· гибкость,адаптивность к изменяющимся условиям;
· свободу выборапоставщиков и потребителей;
· эффективноеиспользование научно-технического прогресса.
Назначение рынка средствпроизводства является сложным процессом из-за отсутствия необходимойинформации. Однако создание конкурентоспособной продукции требует качественногои дешевого сырья и материалов и, соответственно, выбора оптимальныхпоставщиков. Отечественная практика показывает, что для большинства предприятийоптимальными поставщиками материалов являются зарубежные производители.
2) Сегментация рынка иее основные критерии
 
Достаточно очевидно, чторазные потребители желают приобрести разные товары. Для того, чтобыудовлетворить эти различные потребности, организации-производители иорганизации‑продавцы стремятся выявить группы потребителей, которыескорее всего положительно отреагируют на предлагаемые продукты и ориентируютсвою маркетинговую деятельность прежде всего на эти группы потребителей. Здесьуместно вспомнить известный закон Парето (закон 80:20), основанный настатистических исследованиях и согласно которому 20 % потребителей покупают 80 %товаров определенной марки, представляя обобщенную группу целевых потребителей,в силу определенных причин (каких? надо выяснить) ориентированных на данныйтовар остальные 80 % потребителей приобретают 20 % товара данной марки и неимеют четкого выбора; они скорее всего совершают случайные покупки. Какправило, производители стремятся ориентировать свои продукты и маркетинговуюдеятельность на эти 20 %потребителей («стрельба по целям»), а не навесь рынок в целом («стрельба по площадям»). Такая стратегия рыночнойдеятельности оказывается более эффективной. Сегментация рынка заключается вразделении рынка на четкие группы покупателей (рыночные сегменты), которыемогут требовать разные продукты, и, к которым необходимо применять разныемаркетинговые усилия.
Рыночный сегмент – это группа потребителей, характеризующаясяоднотипной реакцией на предлагаемые продукты и на набор маркетинговых стимулов.
Сегментация позволяет:
1. лучше понимать нетолько нужды потребителей, но и того, что они из себя представляют (ихличностные характеристики, характер поведения на рынке средств производства ит.д.)
2. обеспечить лучшимпонимание природы конкурентной борьбы на конкретных рынках;
3. представитьвозможность концентрировать ограниченные ресурсы на наиболее выгодныхнаправлениях их использования;
4. при разработке плановмаркетинговой деятельности учитывать особенности отдельных рыночных сегментов,в результате чего достигается высокая степень ориентации инструментовмаркетинговой деятельности на требования конкретных рыночных сегментов;
Первым шагом припроведении сегментации является выбор критериев сегментации. При этом надопроводить различие между критериями сегментации рынков потребительских товаров,продукции производственно-технического назначения, услуг и др. Так, присегментации рынка потребительских товаров используются такие критерии, как:географические, демографические, социально-экономические, психографические,поведенческие и др.
Географическаясегментация –деление рынка на различные географические единицы: страны, регионы, области,города и т.д.
При сегментации рынкапроизводственно-технического назначения в первую очередь используются следующиекритерии: географическое местоположение; тип организации, приобретающий товар;размер закупок; направления использования купленных товаров.
Сегментация может осуществлятьсяна основе только одного критерия, а также на последовательном применениинескольких критериев. Важно, чтобы в последнем случае сегменты не оказалисьслишком мелочными, не выгодными для коммерческого освоения. Выбор правильногокритерия сегментации в существенной мере влияет на конечные результатыкоммерческой деятельности. Например, разрабатывая рыночную стратегию и тактикуреализации модели автомобиля «Мустанг» компания «Форд моторз»(США) в качестве базового критерия сегментации выбрала возраст покупателей.Модель предназначалась для молодежи, желающей приобрести недорогой, спортивныйавтомобиль. Однако, выпустив машину на рынок, руководство фирмы к своемуудивлению обнаружило, что модель пользуется спросом у покупателей всехвозрастов. Напрашивался вывод, что в качестве базовой сегментной группыследовало выбрать не молодежь, а «психологически молодых» людей. Этотпример свидетельствует о необходимости учитывать при сегментациипсихологические факторы.
Сегменты, полученные врезультате успешной сегментации, должны быть:
 определенными,т.е. иметь четкий набор потребностей и реагировать схожим образом, напредлагаемый продукт;
 достаточнойсущественными по размеру, чтобы оправдать дополнительные затраты на «подгонку»маркетинговых стратегий под требования данного сегмента;
 доступными дляэффективной маркетинговой деятельности;
 количественноизмеряемыми;
 используемыми втечении длительного периода времени.
Процесс сегментациидолжен иметь итеративный характер, т.е. если выделенные сегменты не удовлетворяюттребованиям однотипности реакции потребителей или другим требованиям,предъявляемым к рыночным сегментам, то следует продолжить процесс сегментации,используя другие критерии.

2. Спрос на рынке капитала
 
Капитал – это созданные людьми производственныересурсы (машины, здания, компьютеры, трубопроводы, железные дороги и тд)предназначенные для повышения производительности силы труда. Капитал делится наосновной капитал, куда относятся реальные активы длительногопользования, такие как машины, оборудование иоборотный капитал,расходуемый на покупку средств для каждого цикла производства: сырья, основныхи вспомогательных материалов труда.
Основной капитал служит втечение нескольких лет и подлежит замене (возмещению) лишь по мере егофизического или морального износа (последнее означает обесценивание основногокапитала по мере удешевления его производительности или с началом выпуска машини оборудования принципиально нового качества, что делает использование старогоосновного капитала технически и экономически невыгодным). Каждый годсобственник основного капитала списывает определенную часть стоимости егооборудования (осуществляет амортизационные отчисления). Например, если станокстоит 10000 долл. и служит 10 лет, то при равномерном списании его стоимостиежегодные амортизационные отчисления будут равны 1000 долл. в год.
Оборотный капиталполностью потребляется в течении одного цикла производства, и его стоимостьвключается в издержки производства целиком, в отличии от основного капитала,стоимость которого учитывается в издержках по частям.
Спрос на капитал связан врешающей степени с инвестиционным процессом, т.е. ростом или сокращениемкапитальных вложений в производственные мощности и оборудование, жилищноестроительство, хотя краткосрочные потребности в денежном капитале такжеоказывают влияние на его спрос. Однако если брать ординарное положение безрезких колебаний хозяйственной конъюнктуры, то вполне допустимоабстрагироваться от краткосрочных факторов и увязать спрос на капитал с финансированиеминвестиционного процесса.
Инвестирование – процесс создания или пополнениязапаса капитала. Обычно под процессом инвестирования понимают приток новогокапитала в данном году.
Специфика инвестиционногопроцесса заключается в том, что расходы придется нести в настоящем, а доходыпоявятся только в будущем с завершением ввода производственных мощностей вэксплуатацию и выпуском продукции. В связи с этим становится актуальнойпроблема сопоставления осуществляемых расходов с получением прибыли в будущем.
Разрешение данной задачистановится возможным, если за основу оценки ожидаемой эффективности принимаетсяпроцентная ставка. Она является отправным пунктом оценки эффективностипредполагаемых инвестиций вне зависимости от того, прибегаем ли мы к ссуде (в случаеотсутствия или недостаточности собственных финансовых ресурсов) илиограничиваемся использованием собственных средств, если их у нас достаточно дляреализации планируемого инвестиционного проекта.
В первом случае ясно, чтонам к определенному сроку необходимо будет выплатить не только сумму кредита,но и процент по нему. Поэтому чем выше уровень процентной ставки, тем большейдолжна быть разница между величиной будущей прибыли и уровнем текущихинвестиционных расходов.
Во втором случае,несмотря на то, что отсутствуют кредитные отношения, ситуация в общем-тоидентична. Это связано с тем, что собственник финансовых ресурсов, намереваясьвложить деньги в тот или иной инвестиционный проект, начинает оценивать иделать выбор между их инвестированием и возможностью использования другимспособом с целью получить более высокие доходы, да к тому же с меньшим рискомдля себя. Речь может идти о предоставлении кредитов нуждающимся субъектам подопределенный процент или о покупке облигаций. Чем выше уровень процентнойставки, тем менее привлекательными представляются собственные проекты, тем нижесклонность к инвестициям.
Ориентируясь напроцентные ставки, предприниматели сталкиваются с номинальными и реальнымиставками. Номинальная процентная ставка представляет собой установленнуюна текущий момент плату в процентах за пользование ссудой. Реальнаяпроцентная ставка равна номинальной процентной ставке за минусоминфляционной составляющей. Поэтому сам по себе уровень текущей процентнойставки ни о чем не говорит, так как для его объективной оценки необходимо знатьтемп инфляций. Если, например, процентная ставка равняется 15% годовых иуровень инфляций в течение года составляет 10%, то ясно, что получить ссуду подэтот процент весьма выгодно, так как реальная процентная ставка оказываетсявсего 5%
При принятииинвестиционных проектов за основу берется, конечно же, реальная процентнаяставка, которая выступает в качестве регулятора спроса на инвестиции. Ростреальных процентных ставок сокращает спрос на инвестиции.
3. Влияние ценообразованияна формирования спроса
На формирование спроса нарынке средств производства влияет и ценообразование.
Ценообразование — процесс формирования цен на товарыи системы цен в целом.
Любая цена, назначеннаяпроизводителем, так или иначе скажется на уровне спроса на товар. Зависимостьмежду ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса представлена кривойспроса (Рис.1). Кривая показывает, какое количество товара будет продано нарынке в течение конкретного отрезка времени.
В обычной ситуации спроси цена находятся в обратно пропорциональной зависимости. Так что, подняв цену сЦ1 до Ц2 производитель продаёт меньшее количество товара. Вероятно, потребителис ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, станутпокупать меньше тех, цены которых оказываются для них слишком высокими.
Большинство кривых спросастремится вниз по прямой линии, как на рисунке 1а. Однако в случаях спрестижными товарами кривая спроса иногда имеет положительный наклон типапредставленного на рисунке 1б. Потребители посчитали более высокую ценупоказателем более высокого качества или большей желательности товара. Однакопри слишком высокой цене (Ц3) уровень спроса оказывается ниже, чем при цене Ц2.
/>
Рис. 1 Кривые спроса
В условиях чистоймонополии кривая спроса свидетельствует о том, что спрос на товар обоснованценой, которую производитель за него запрашивает. Однако с появлением одногоили более конкурентов кривая спроса будет меняться в зависимости от того,остаются ли цены конкурентов постоянными или меняются. В данном случае мы будемсчитать, что они остаются неизменными.
Для замера спросанеобходимо провести его оценку при разных ценах. При этом надо помнить, что наспросе могут сказаться, помимо цены, и другие факторы, например увеличениерекламы, и становится невозможно определить, какая часть увеличения спросаобъясняется снижением цены, а какая — увеличением рекламы.
Под влиянием неценовыхфакторов происходит сдвиг кривой спроса, а не изменение ее формы.
Закон спроса гласит, чточем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар, т. е.меньше уровень спроса (при данном уровне доходов); и наоборот, чем ниже цена,тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Такимобразом, спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости. Однакопри повышении цен на престижные товары часто наблюдается увеличение спроса, таккак потребители могут посчитать более высокую цену показателем более высокогокачества. При слишком высокой цене спрос на престижные товары уменьшается.
Большинствопроизводителей стремится проводить замеры изменений спроса. Допустим,необходимо произвести замер изменения спроса на шампунь фирмы «Эльсев».
В данном случае будемсчитать, что цены конкурентов не меняются. С уменьшением цены на шампунь спросна него растет.
Однако при цене 12 рублейспрос начинает падать, так как люди думают, что шампунь слишком дешев, кпримеру, из-за нарушения условий хранения или низкого качества.
На спросе могут сказатьсяи неценовые факторы. Например, если фирма «Эльсев» одновременноснизит цену на свою продукцию и увеличит рекламную компанию, то невозможноустановить, какая часть увеличения спроса объясняется уменьшением цены, а какая– увеличением рекламы.
Изменение спроса можетзависеть от положения экономики, изменении моды на товар, проведении рекламнойкомпании многих других факторов. Таким образом, при повышении уровня спроса припрежней цене продавец может продать большее количество товара, а при уменьшении– меньшее.

4. Влияние государства наформирование спроса
Также на влияние наформирование спроса на рынке средств производства влияет государство.Государство может изменить налоги, что повлияет на поведение производителей ипотребителей двумя различными способами.
Изменение косвенныхналогов, которые платят производители (НДС, налог на прибыль), влияет назатраты и прибыльность производства и, следовательно, определяет положениекривых предложения благ. Если правительство уменьшит ставки косвенных налогов иналога на прибыль, это приведет к сдвигу кривых предложения вниз, увеличениюравновесных объемов предложения и цен. Так как производители будут большепроизводить, следовательно, вырастет их спрос на ресурсы. В том числе вырастетспрос на капитальные блага и спрос на труд.
И наоборот, еслиправительство будет увеличивать косвенные налоги, это приведет к падениюпредложения, уменьшению спроса производителей на ресурсы.
Изменение прямых налоговвлияет на покупательную способность потребителей и, следовательно, изменяетположение кривых спроса на рынках потребительских благ. Если правительствоуменьшит подоходный налог, это приведет к увеличению располагаемого дохода ипотребители захотят истратить большее количество денег. Кривые спроса сместятсявправо, производители будут производить большее количество блага и увеличатспрос на ресурсы.
И наоборот, еслиправительство решит увеличить подоходный налог, оно уменьшит располагаемыйдоход населения, что вызовет падение спроса на рынках потребительских благ иуменьшение производства.

Список использованнойлитературы
1. Гальперин В.М. идр. Микроэкономика, Спб, 1994, Т.2
2. Ильенкова Н.Д.Спрос: анализ и управление. М., 1997
3. Иохин В.Я.Учебник по экономической теории. М., 2005
4. Пиндайк Р.,Рубинштейн Д. Микроэкономика. М., 1992
5. Франк Р. К.,Микроэкономика. М., 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бизнес–план организации производства кадмирования деталей
Реферат Разработка лабораторного регламента производства раствора натрия хлорида 0,9 для инъекций
Реферат Житие святителя Петра митрополита Киевского и всея Руси
Реферат Сапега, Лев Иванович
Реферат World War 2 Essay Research Paper Windows200
Реферат Защита салона автомобиля от съема информации
Реферат Жизненный путь А. Суворова
Реферат 1917 г.: от Февраля до Октября Свержение самодержавия. Создание Временного правительства
Реферат Поэзия Плеяды и реформа поэтических жанров в литературе Франции 15-16 вв.
Реферат The Display Of Peer Pressures In A
Реферат Образование единого централизованного государства Московское царство
Реферат The Devil Of Tom Walker And The
Реферат П А Толстой дипломат Петра Великого
Реферат Сущность и понятие лизинга
Реферат Банковский менеджмент в мелком региональном отделении ком банка в переходный период кризисной экономики