УкраинскаяАкадемия государственного управления
припрезиденте Украины
Одесскийфилиал
Кафедрапроектного менеджмента
Дисциплина:“Микроэкономика”
Темакурсовой работы:
Предложениев условиях совершенной конкуренции
Студентки2 курса
II группы з/о
Фоминой А.С.
Специальность:
менеджмент организаций
г. Одесса
Содержание
1. Введение
2. Конкуренция
2.1. Понятиеконкуренции
2.2. Виды конкуренции
2.3. Функции конкуренции
3. Предложение
3.1. Определение предложения
3.2. Закон предложения
3.3. Эластичность предложения
4. Предложенияв условиях совершенной конкуренции
4.1. Теориясовершенной конкуренции Ф. Найта
4.2. Совершеннаяконкуренция
4.3. Предложение в условиях совершенной конкуренции
5. Заключение
6. “Экономическиепоследствия мира”Э. Ядерни
7. Списоклитературы
Введение
Современнаярыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий изогромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых иинформационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системыправовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием — рынок.
Поопределению рынок — это организованная структура, где«встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, гдев результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количествотовара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложенияпроизводителей (предложение — это количество товара, которое производителипродают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количествопроизводителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующихв процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар.Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношениймежду ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевымпонятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции(competition). Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночногохозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цени объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями.Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения поповоду формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающимчеловека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Всоперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия врыночной сфере. Конкурентная борьба — это динамический ( ускоряющий движение )процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Вкачестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынкекомпании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание,ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
2.Конкуренция
2.1.Понятие конкуренции
Конкуренция(лат. concurrentia — сталкиваться) — состязание между производителями(продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночнымисубъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высокихдоходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную,легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенныхмеханизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Конкуренция предметная- соперничество на рынке конкретных видов продукции разных фирм-изготовителей иэкспортеров; видовая — состязательность однородных видов продукции со сходнымипотребительскими свойствами; функциональная — конкуренция разных видов изделийодинакового назначения, взаимозаменяемых полностью либо частично, напримермоделей металлорежущего оборудования для сходных видов металлообработки.Наличие конкуренции отличает подлинно рыночную экономику от централизованноуправляемой, государственной.
2.2.Виды конкуренции
Конкуренциясовершенная — конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющаяместо, на так называемом идеальном рынке (идеальная конкуренция, чистаяконкуренция), где представлено неограниченное количество продавцов ипокупателей однородного схожего, взаимозаменяемого товара, свободнообращающихсямежду собой. На таком рынке ни один из продавцов и покупателей не способеноказать решающего влияния ни на цену, ни на масштабы продаж. Реально такаяконкуренция практически не наблюдается, в действительности приходится иметьдело с несовершенной конкуренцией.
Конкуренциянесовершенная — конкуренция в условиях рынка, значительно отличающихся отидеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистойконкуренции; конкуренция в условиях, когда фирмы имеют возможность частично илицеликом контролировать цены на продукцию, которую они производят, в отличие отсовершенной конкуренции, при которой цены формируются рынком как равновесныезависимости спроса и предложения.
Конкуренциямонополистическая — конкуренция, имеющая место на рынке с относительно большимколичеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров,продаваемых по разным ценам. Монополистическая конкуренция занимает среднее,промежуточное положение между совершенной (идеальной) и олигополистическойконкуренцией.
Конкуренцияолигополистическая — конкуренция, имеющая место на рынке с небольшимколичеством крупных продавцов однородного товара, способных оказыватьсущественное влияние на цены, по которым продается данный товар; подразделяетсяна предметную, видовую и функциональную. Стратегия такой конкуренции основанана «выборе ниши», а также конкуренции цен, дифференциации товаров,ориентации на устойчивую клиентуру. Олигополистическая конкуренция в зависимостиот схемы поставки товара по каналам распределения характеризуется конфликтом повертикали — между предприятиями на различных уровнях сбыта и конфликтом погоризонтали — между предприятиями на одном уровне сбыта, встречающимся наиболеечасто.
Конкуренциянедобросовестная — конкуренция, участники которой нарушают принятые на рынкеправила и нормы конкуренции, вступают в сговор против других конкурентов,стремятся их опорочить, дискредитировать, используют ложную рекламу своейпродукции, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены.Недобросовестную конкуренцию в наиболее злостных формах называют хищнической.Недобросовестная конкуренция подлежит преследованию со стороны государственныхорганов.
Конкуренцияценовая — конкуренция, осуществляемая посредством снижения цен конкурирующимимежду собой продавцами товара.
Конкуренциянеценовая — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовоепревосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества,технического уровня, надежности, технологического совершенства продукции,дизайна и условий продажи при неизменных ценах.
Конкурентностьпотенциальная — определенная реальность, вступления новых фирм в отрасль, врынок, который до этого момента обеспечивает уже действующим в нем фирмамвысокую доходность, прибыль; такое вступление угрожает этим действующим нарынке фирмам потенциально возможной конкуренцией со стороны вновь вступающихфирм.
2.3.Функции конкуренции.
Функциярегулирования. Для того чтобы устоять в борьбе,предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель(суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием ценынаправляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функциямотивации. Для предпринимателя конкуренцияозначает шанс и риск одновременно:
-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят еес меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли(позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
- предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правилконкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков иливытесняются с рынка (негативные санкции)
Функцияраспределения. Конкуренция не только включаетстимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доходсреди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом.Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения порезультатам.
Функцияконтроля. Конкуренция ограничивает иконтролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист можетназначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможностьвыбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, темсправедливее цена.
Политикав области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция моглавыполнять свои функцию. Руководящий принцип «оптимальной интенсивностиконкуренции» в качестве целей политики в области конкуренции предполагает,что:
- технический прогресс в отношении изделий и прогрессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции) ;
- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонностипотребителей) (адаптация под давлением конкуренции).
Масштабинтенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибылитеряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первуюочередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывоквперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.
Всоответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренцииблагоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляютсятогда, когда имеют дело с «широкой» олигополией с«умеренной» индивидуализацией продукции. «Узкая» олигополияс сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивностьконкуренции.
Вкаждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентнойборьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных сосвободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитациитоварных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы,которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
- качество конкуренции;
- само существование конкуренции;
- цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
- предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорнымусловиям;
- защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателюразличать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторыхих качествах;
- ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированныепромышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.
3.Предложение
3.1. Определениепредложения
Предложениеможно определить как шкалу, показывающуюразные количества продукта, которые производитель желает и способен произвестии предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Эта шкала предложения представляет рядальтернативных возможностейтаких, какие показаны в таблице 1 для индивидуального производителя.
Таблица1.Предложение картофеля индивидуальным производителем (гипотетические данные)
Цена за центнер
(дол.)
Величина предложения
в неделю 5 60 4 50 3 35 2 20 1 5
Предложение показывает,какие количества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам,притом все прочие факторы остаются неизменными. В данном случаепредположим, что наш производитель является фермером, выращивающим картофель, спрос на который мы только что рассматривали. Наше определениепонятия «предложение» показывает, что предложение обычно рассматриваетсяс точки зрения выгодности цены. Иными словами, мы считаем, что предложение указывает на количество продукта, которое производители станут предлагать поразным возможным ценам. Однако в равной мере правильно, а в ряде случаев дажеполезнее рассматривать предложение с точки зрения его величины.Вместо того чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разнымценам, мы вправе спросить, какими должны быть цены, которые побудят производителя предлагать разное количество товара.3.2. Закон предложения
Легко заметить, что таблица 1 показывает положительную, или прямую,связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цен соответственновозрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также ипредложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Он простопоказывает, что производители хотят изготовить ипредложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене,чем они хотели бы это делать по низкой цене. Почему? Это в основном такжедиктуется здравым смыслом.
Цена,с точки зрения потребителя, выступает как сдерживающий фактор. Препятствие ввиде высокой цены означает, что потребитель,оказывающийся в роли плательщика, будет покупатьпо этой цене относительно небольшое количество продукта; чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик выступаетв роли получателя денег за продукт. Для негоцена представляет собой выручку за каждую единицупродукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить ипредлагать свой продукт к продаже на рынке.
Представим предложение в видекривой. График представлен на рис. 1. На оси ординат обозначена ценаединицы товара Р в долларах. Это цена, которуюпродавец получает за определенное предлагаемое количество товара и которуюпокупатель заплатит за определенное требуемое количество этого товара. Осьординат показывает общее требуемое и предлагаемое количество товара Qв данный период времени.
/>
Рис. 1. Кривая предложения
Кривая предложения Sпоказывает, какое количество товара и по какой цене производителя могут продатьна рынке. Кривая поднимается вверх, потому что, чем выше цена, тем большеечисло фирм имеет возможность производить и продавать товар. Например, болеевысокая цена дает возможность существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительнойрабочей силы или сверхурочных работ, а в длительный промежуток времени — за счетэкстенсивного развития самого производства. Более высокая цена может такжепривлечь на рынок новые фирмы, у которых еще высоки издержки производства ипродукция которых при низких ценах является нерентабельной.
3.3.Эластичность предложения
Предложение зависит от цены на этот товар и издержек на его производство. Например, еслицена на кофе возрастет, то снизится спрос на него и изменится объемпредложения. Однако зачастую мы хотим знать величину роста или сниженияпредложения и спроса. Насколько чувствителен спрос на кофе к изменению цен?Если цена поднимется на10 %,как изменится спрос? Как изменится спрос, если доход возрастет на 5%? Чтобыответить на подобные вопросы, воспользуемся понятием эластичности.
Эластичность—мера реагирования одной переменной величины наизменение другой.
4.Предложения в условиях совершенной конкуренции
4.1. Теориясовершенной конкуренции
Наиболееблизкую к современной характеристику совершенной конкуренции дал Ф. Найт.Согласно его формулировке, совершенная конкуренция должна обладать следующимисвойствами.
а)Полная определенность (осведомленность) каждого хозяйствующего субъекта обудущих действиях и намерениях всех остальных субъектов.
б)Совершенная мобильность всех экономических ресурсов.
в)Бесконечная делимость благ.
г)Однородность благ, обращающихся на рынке.
д)Отсутствие тайных соглашений между хозяйствующими субъектами, что означаетотсутствие каких-либо монополий или тенденций к их образованию.
Принарушении любого из этих условий конкуренция перестает быть совершенной. Особоезначение Ф. Найт, естественно, придавал нарушению такого условия, как полнаяосведомленность.
4.2. Совершенная конкуренция
Совершеннаяконкуренция — вид отраслевого рынка, на котороммного фирм продают стандартизированный продукт и ни одна фирма не имеетдостаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. При совершеннойконкуренции доля каждой фирмы в общем выпуске продукции, продаваемой на рынке,должна составлять менее 1 %. Поэтому конкурентные фирмы не могут воздействоватьна рыночную цену изменением объема продаж, что имеет место в условиях олигополии.В силу того, что на совершенно конкурентных рынках продается недифференцированная (как при монополистической конкуренции), астандартизированная, т.е. лишенная особых качественных характеристик,продукция, фирмы также не могут влиять на рыночную цену, а вынуждены приниматьее как заданную извне, самим рынком. Ни одна из фирм не рассматриваетконкурентов как угрозу ее рыночной доле продаж и, следовательно, неинтересуется производственными решениями своих конкурентов. Информация о ценах,технологии и вероятной прибыли доступна для любой фирмы, исуществует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынкапосредством перемещения применяемых производственных ресурсов, т.е. продажиодних факторов производства и вложения вырученных средств в другие. Дляпродавцов вход на рынок и выход с него абсолютно свободны, так как несуществует барьеров, не позволяющих фирме продавать свой товар на данном рынке;нет и трудностей с прекращением операций на рынке. Нарушение любого изперечисленных требований приводит к подрыву совершенной конкуренции и квозникновению несовершенной конкуренции. Последняя наиболее характерна длясовременных рынков в связи с господством на них олигополий, монопольнымитенденциями, государственным вмешательством в экономику, устойчивымиинфляционными ожиданиями и т.д.
4.3. Предложениев условиях совершенной конкуренции
Предположим, что перед нами рынок, на которомцарит совершенная конкуренция. Совершенная конкуренция на рынке определяетсядвумя основными характеристиками:
Все предлагаемые продавцами товары примерноодинаковы.
Покупателей и продавцов так много, что ни одинпокупатель или продавец не в силах повлиять на рыночную цену. Поскольку присовершенной конкуренции покупатели и продавцы должны принимать рыночную ценукак нечто данное, их называют принимающими цену.
В реальной жизни под определение совершеннойконкуренции прекрасно подходят такие рынки, как рынок ценныхбумаг, иностранных валют, рынок пшеницы, когда тысячи фермеров продаютзерно, а миллионы покупателей потребляют пшеницу и продукты из нее. Ни одинпокупатель или продавец не влияет на цену пшеницы, каждый принимает ее какданность.
В действительностисовершенная конкуренция является довольно редким случаем, и лишь некоторые изрынков приближаются к ней. Существенное значение имела не только областьпрактического применения наших знаний (на этих рынках), но и тот факт, чтосовершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный,эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономическихпроцессов.
Конечно, в течениекороткого отрезка времени в условиях совершенной конкуренции фирма можетполучать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного периода такаяпредпосылка нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отраслислишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточныефирмы разоряются и уходят из отрасли.
Совершенная конкуренцияпомогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичьмаксимального удовлетворения спроса. Это обеспечивается при условии, когда P =MC. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимальновозможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса небудут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не тольковысокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальнаяпроизводственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмыпроизводить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее зацену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что криваясредних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки напроизводство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукциябыла бы экономически убыточной, и фирмы вынуждены были бы покинуть даннуюотрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и, соответственно,цены (АС
/>
Какуже говорилось, цена на рынке совершенной конкуренции является величинойэкзогенной. Она формируется при пересечении отраслевой кривой спроса иотраслевой кривой предложения. Функция отраслевого предложения (краткосрочныйпериод) в условиях совершенной конкуренции образуется в результате суммированияиндивидуальных функций предложения всех фирм, работающих в данной отрасли.
5. Заключение
Конкуренцияявляется необходимым и определяющим условием нормального функционированиярыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. Кположительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкоеприспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительностьтруда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качествутруда, возможность регулировки со стороны государства. К негативнымпоследствиям — «победа» одних и «поражение» других,различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмернаяэксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.
Чрезмернаямонополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, безсоответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию, таксказать «государства в государстве», чем в принципе и являются ТНК.Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервируетнизкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной намировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решенийфункционирования в экономике и др.
Вцелом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных;конкуренция — значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своимположением в экономике.
ВСССР с 30-х годов, после сталинской индустриализации, или «великогоперелома», существовала планово-централизованная система экономики, вкоторой производственный сектор был подчинен только государству. Естественно,ни о какой конкуренции речи идти не могло. В итоге сформировалась негибкаяпроизводственная система, отторгающая любые новации — как технические, так иорганизационные. Отсюда во многом проистекают и переживаемые нами сложностиперехода к конкурентному рынку.
Однакобезудержная конкуренция, как показывает история, тоже не способствует успешномуразвитию. Если в производственном секторе безраздельно господствуют мелкиепредприятия-аутсайдеры, то говорят о «диком капитализме» или«анархии производства». Поэтому примерно с 50-х годов прошлого века уделовых людей-практиков стала меняться точка зрения на совершенную конкуренцию.Предприниматели пришли к выводу, что конкурентная борьба «каждого противвсех» по большей части разоряет производителей товаров, а не обогащает их.Появилась тяга к объединению, к «бегству от конкуренции».
Вразвитых странах стали возникать картели и синдикаты, участники которыхсговаривались о приемлемых для них уровнях цен. Со временем одни картели исиндикаты распадались, другие — укреплялись в такой степени, что превращались вединые корпорации (тресты, концерны).
Крупнымкорпорациям, чтобы выжить в конкурентной борьбе с себе подобными структурами,требуются очень большие преимущества. Приходится вкладывать значительныекапиталы в производство, реконструировать его, внедрять технологические илиорганизационные новшества. Все это и называется техническим прогрессом.
ВXX веке мир менялся с головокружительной скоростью. Менялись техника итехнология. Менялись товары и виды услуг. Менялись идеология и образ жизни. Акрупные корпорации, созданные в начале века, продолжают быть каркасомсовременных развитых рыночных экономик.
Конкуренция- определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условияхконкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимостикаждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
6.“Экономические последствия мира” Эдуард Ярдени
СВашего позволения, разрешите представить на Ваше рассмотрение, высказыванияд-ра Эдуарда Ярдени по вышеупомянутой, и не только, теме.
ЭдуардЯрдени — главный экономист инвестиционного банка DeutscheMorganGrenfell,недавно переименованного в DeutscheBankSecurities. Д-р Ярдени такжеизвестен как организатор сервера Dr. Ed Yardeni's Economics Networkи один из ведущих специалистов по изучению влияния новых технологий наэкономическую жизнь промышленно развитых стран.
“Конец макроэкономики?
Влетнем выпуске 1989 года журнала The National Interest была опубликованастатья Френсиса Фукуямы «Конец истории?» Он полагал, чтоидеологическая битва между капитализмом и коммунизмом окончена. Очевиднымпобедителем стал капитализм. Очевидным побежденным оказался коммунизм. Еслипредположить, что история состоит в основном из эпической борьбы противостоящихсил, триумф капитализма отметил собой и конец истории.
Втом же духе мне хотелось бы предложить простую идею: макроэкономика умерла.Триумф капитализма ознаменовал собой и триумф микроэкономики над макроэкономикой.Более конкретно, наше экономическое прошлое легче понять, а наше экономическоебудущее легче предсказать с помощью микроэкономических, а не макроэкономическихмоделей. Вновь принимается на вооружение модель совершенной конкуренции.Снимаются с вооружения кейнсова, монетаристская и другие макромодели.
Совершенноконкурентный рынок обладает следующими характеристиками:
1. Цельфирм — получить максимально возможную прибыль.
2. Несуществует барьеров для входа на рынок новых фирм. Факторы производствамобильны.
3. Числоконкурирующих фирм может быть настолько велико, насколько это позволяет рынок.
4. Несуществует защиты против банкротства. Не существует государственных программподдержки банкротов, а также гарантий для монополий, олигополий и картелей.
5. Цельпотребителей — получить максимально возможную в рамках их бюджетных ограниченийполезность.
6. Потребителисвободны приобретать лучшие продукты по минимальным ценам у любогопроизводителя. У них имеется недорогая и легко доступная информация, наосновании которой они делают свой выбор.
Модель совершенной конкуренции предсказывает,что рыночная цена будет равна предельным издержкам производства. Благосостояниепотребителя максимально. Обычная модель достаточно статична, и ее следуетдополнить моделью экономического роста. Ей также необходимо больше динамизма,чтобы учесть влияние технического прогресса. Несмотря на эти ограничения,однако, модель совершенной конкуренции никогда не была более применима, чемсегодня. В капиталистических обществах стремление увеличить рыночную стоимостькомпаний еще никогда не было таким сильным. Руководители компаний принимаютзначительные риски, связанные с реструктурированием своих компаний, стремясьувеличить их прибыльность. В бывших коммунистических странах и в развивающихсястранах правительства приватизируют компании, ранее находившиеся всобственности государства.
В глобальном масштабе после окончания холоднойвойны барьеров для входа стало значительно меньше. Это в первую очередькасается географической стороны бизнеса. Касается это и других аспектов.Например, потенциальный барьер для входа во многих отраслях — это недоступностьфинансирования. Технологические отрасли особенно зависимы от венчурногокапитала. Однако невысокие учетные ставки и быстро растущие рынки акций по всемумиру показывают, что для инвестирования доступно вполне достаточно капитала.
Развивающиеся страны оказываютсяпривлекательными для иностранных предприятий, поскольку государственноерегулирование там минимально, а стоимость труда невелика. Сохраняется итенденция к давлению на правительства развитых стран в сторону дерегулированияэкономики и меньшего вмешательства в споры между работниками и нанимателями.
Факторы производства становятся болеемобильными, поскольку сами компании становятся более мобильными. Американскиекорпорации уже давно организовывают работу своих подразделений на рынкахзарубежных стран. Этим, кстати, объясняется торговый дефицит США, особенно вторговле с Германией и Японией, в которых до недавнего времени существовалиболее меркантилистские традиции ведения бизнеса — экспорт продукции иностраннымклиентам. Но меняется и это. Японские и немецкие компании глобализуют своиоперации.
Глобальные фирмы пользуются снижением цен какстратегией, нацеленной на подержание конкурентного преимущества. Они стремятсяснизить издержки и увеличить производительность. Маржа прибыли на конкурентныхрынках быстро испаряется. Поэтому компании вынуждены внедрять новшества всебыстрее и быстрее. Цель проста — продать максимально возможное количество продуктамаксимально возможному числу потребителей по всему миру по минимально возможнойцене в кратчайший промежуток времени.
Если совершенная конкуренция — это та«новая» модель, которая лучше всего объясняет агрегатные показателиэкономической деятельности, тогда умерла и инфляция. Если умерла инфляция,тогда вполне мог умереть и экономический цикл. В новом мировом экономическомпорядке компании должны снижать свои предельные издержки с тем, чтобы быть всостоянии предложить самые низкие цены. При таком развитии событий дефляцияболее вероятна, чем рефляция. Если инфляция остается низкой, центральным банкамне понадобится жесткая монетарная политика, чтобы остановить циклический ростинфляции. Менее вероятны и инфляционные бумы. Рецессии, спровоцированные экономическойполитикой, также менее вероятны.
Конечно, не все рецессии спровоцированыполитикой. Я уверен, что мы еще увидим рецессию в своей жизни. Однакостандартные методы макроэкономического анализа, в особенности индикаторыэкономического цикла, вполне вероятно, уже не отражают истинную природу нашейэкономики. Прогнозы, основанные исключительно на модели экономического цикла,могут быть неверными. Более того, долговременные тенденции, вызванные к жизнитехнологической революцией, могут начисто затереть циклическую схему развитиянизкотехнологической экономики. Повторюсь, экономический цикл мог умереть, ноне обязательно уже умер. Однако он, вполне вероятно, уже не являетсядоминирующей составляющей экономического роста, как это было раньше”
7. Списоклитературы
1. Л.С. Гребнев, Р.М. Нуреев “Экономика Курс основ”, Москва2000
2. Найт Ф. Понятияриска и неопределенности // THESISвыпуск. 5. 1994
3. Е.В.Савицкая,О.В.Евсеев «Экономический словарь для юных бизнесменов»
4. The Economic ConsequencesOf The Peace Edward Yardeni
Deutsche Morgan Grenfell Topical Study #35 May 7, 1997
5. В.Я.Иохин “Экономическая теория. Введение в рынок и микроэкономический анализ”Москва 1997