СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основыуправления инвестиционными процессами на предприятиИ
1.1 Понятие инвестиционного процесса, его элементы и участники
Факторы, влияющие на инвестиционную деятельность в России
1.3 Результаты экономических реформ в России
1.4 Методы государственного регулирования инвестиционной деятельностив России
1.5 Инвестиционный процесс в современной России
1.6 Макроэкономическиепредпосылки развития инвестиционного процесса в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Инвестиционные процессы относятсяк числу наименее изученных вопросов развития экономики России, в первую очередь,вследствие достаточно короткого периода времени, прошедшего с момента восстановленияинвестиционной активности (1999 г.). Вместе с тем инвестиции по своей природе являютсятакой макроэкономической переменной, краткосрочная динамика которых подвержена сильнымсезонным и календарным колебаниям и отражает движение лишь части инвестиций, связанныхс приспособлением капитала фирм к колебаниям спроса. В то же время процессы изменениямасштаба производства и достижения оптимального (с точки зрения фирм) объема основногокапитала могут быть прослежены только на длинных временных интервалах.
Таким образом, в академическойлитературе практически отсутствуют исследования инвестиционных процессов и инвестиционногоповедения российских компаний. До 1999 г. наблюдался спад инвестиций по всем отраслямэкономики, вызванный трансформационными процессами, и изучение динамики инвестицийв этот период не представляет интереса для понимания текущей ситуации.
В настоящее время экономикаРоссии находится на этапе перехода от экономического подъема, вызванного процессамиимпортозамещения и благоприятной внешней конъюнктуры, к периоду устойчивого экономическогороста. Очевидно, что инвестиционные процессы являются одним из ключевых факторов,определяющих динамику капитала в экономике, темпы и характер экономического роста.Данные о темпах роста реальных инвестиций в основной капитал за последние годы (2000–2002)свидетельствуют об активности экономических агентов в этой области. Вместе с темна динамику инвестиций в экономике России, как и в других переходных и развивающихсяэкономиках, накладывается множество процессов, связанных с особенностями формированиярыночной экономики и поведением фирм.
В связи с этим именно в настоящеевремя представляется чрезвычайно актуальным рассмотреть предпосылки развития инвестиционногопроцесса в Российской Федерации на макроуровне.
Все вышесказанное касаетсяпервой (теоретической) части курсового проекта.
Во втором разделе оцениваетсяэффективность инвестиционного проекта с помощью системы количественных показателейи учета факторов риска.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятиеинвестиционного процесса, его элементы и участники[1]
Инвестиционный процесс – функционированиемеханизма, который сводит тех, кто предлагает деньги, средства, с теми, кто предъявляетна них спрос; в ходе инвестиционного процесса принимаются решения, связанные с инвестированием.Стороны инвестиционного процесса обычно встречаются в финансовых институтах илина финансовом рынке.
Может сложиться, казалосьбы, иная ситуация – на предприятии принимается решение об инвестировании собственныхсредств. Но не надо забывать, что «собственные средства» не принадлежат предприятию,их собственником являются владельцы предприятия, например, акционеры.
Рассмотрим элементы инвестиционногопроцесса.
Финансовые институты – организации,которые принимают вклады и дают привлеченные деньги в долг либо инвестируют в иныхформах.
Финансовый рынок – механизм,который для заключения сделок сводит всех тех, кто предлагает деньги, с теми, ктоих ищет.
Рыночная цена – цена, уравновешивающаяинтересы продавцов и покупателей.
Денежный рынок – сегмент финансовогорынка, где ресурсы приобретают и продают на короткий срок.
Рынок капиталов – долгосрочныйфинансовый рынок, на котором преобладают различные формы сделок с ценными бумагами.
Иногда (в частности, при сделкахс имущественными ценностями) продавцы и покупатели вступают в сделку напрямую. Нообычно в работе финансовых рынков участвуют финансовые учреждения, которые выступаютпосредниками между теми, кто предоставляет средства, и теми, кто предъявляет наних спрос.
Главные участники инвестиционногопроцесса – это государство, предприятия и частные лица, причем каждый из них можетучаствовать в инвестиционном процессе, как на стороне спроса, так и на стороне предложения.
Государство. Каждому уровнюисполнительной власти – федеральной, региональной, и муниципальной – требуются денежныесредства на финансирование своей деятельности. Эта деятельность связана с капитальнымивложениями в строительство школ, больниц, шоссейных дорог. Часто такие проекты финансируютсяпутем выпуска разного рода долгосрочных долговых обязательств – облигаций. Другимисточником спроса на деньги являются текущие нужды государства. Власти могут финансироватьсвои нужды с помощью выпуска краткосрочных облигаций.
Иногда органы исполнительнойвласти выступают с предложением денег. Если у государства на какое-то время освобождаетсянекоторая сумма денег, то вместо того, чтобы держать ее на текущем счете, властимогут вложить средства в финансовые инструменты и получить положительный доход.Государство может инвестировать собственные средства и в создание инфраструктуры– строительство дорог, ирригационных сооружений. Но в целом государство – это чистыйпотребитель денежных средств, оно использует больше средств, чем предлагает.
Предприятия. Большинство предприятийнуждается в крупных средствах для поддержания своей деятельности, их финансовыепотребности делятся на долгосрочные и краткосрочные. Для реализации долгосрочныхцелей предприятиям нужны деньги на постройку зданий и сооружений, приобретение оборудования,для разработки новых продуктов.
Краткосрочные потребностивозникают в связи с необходимостью обеспечения товарных запасов, покрытия дебиторскойзадолженности и других текущих расходов. Для финансирования кратко- и долгосрочныхнужд предприятия выпускают в обращение разнообразные долговые ценные бумаги и акции.Когда у них возникает временный избыток денежных средств, они предлагают деньгидругим. Но подобно государству предприятия в целом являются чистыми покупателямиденежных средств.
Частные лица могут участвоватьв инвестиционном процессе, размещая деньги на сберегательных счетах, покупая облигациии акции, страховые полисы, приобретая разного рода имущество. Спрос частных лицна денежные средства принимает главным образом форму займов для финансирования покупкижилья, автомобилей и др. Однако частные лица, в отличие от государства и предприятий,являются чистыми поставщиками денег.
1.2 Факторы,влияющие на инвестиционную деятельность в России[2]
Одна из наиболее болезненныхпроблем современной российской экономики — это резкое снижение инвестиционной деятельности,особенно после кризиса 17 августа 1998 года. Исключением являются инвестиции в финансовыеактивы, которые в большинстве случаев носят спекулятивный характер.
Среди множества факторов,определяющих инвестиционный климат в России, можно выделить следующие:
¾ экономические и финансовые;
¾ социально-политические;
¾ правовые.
Рассматривая экономическиеи финансовые факторы, отрицательно влияющие на инвестиционную деятельность, следуетотметить:
¾ наличие значительногоналогового пресса;
¾ слабую развитостьи отсутствие стабильности и надежности в функционировании банковской системы;
¾ устойчивый дефицитфедерального и большинства региональных и местных бюджетов;
¾ монопольно высокиецены на энергетические ресурсы;
¾ инфляцию и общий спадпроизводства.
Не менее негативно влияютна инвестиционные процессы продолжающаяся длительное время социально-политическаянестабильность, которая проявляется как на федеральном, так и на региональных уровнях,а также низкие темпы проведения экономических реформ. В результате наблюдается резкоерасслоение населения по доходам и собственности, его низкий жизненный уровень, безработица,несвоевременная выплата заработной платы, коррупция и высокий уровень криминализациив экономической сфере. Все эти факторы препятствуют привлечению в качестве инвестицийкак отечественного, так и зарубежного капитала.
Также отрицательное воздействиена инвестиционный процесс оказывает и ряд правовых факторов. К ним можно отнести:недостаточно проработанную правовую базу, которая детально регламентировала бы правоотношенияхозяйствующих субъектов и дополняла бы Гражданский кодекс РФ, так как он хотя иявляется документом прямого действия, но нуждается в ряде конкретных законодательныхактов, детализирующих его положения; частую сменяемость отдельных законодательныхактов, а также низкий уровень их исполнения.
До настоящего времени в Россииотсутствовал Налоговый кодекс. Предыдущим составом Государственной Думы приняталишь первая часть этого кодекса. Инвесторам необходим ясный (и по возможности неизменный)список налогов и правила, по которым эти налоги необходимо платить. Без этих двухусловий инвестиционные риски в России останутся весьма высокими.
Вместе с тем в последние годыв России наметились определенные предпосылки для создания нормального инвестиционногоклимата. В первую очередь к ним следует отнести создание рыночной инфраструктуры– банков, бирж, инвестиционных фондов, консалтинговых организаций, страховых обществ,рекламных агентств и др. Несмотря на то, что новые формы рыночной инфраструктурыдалеки от совершенства и понесли значительные потери в результате августовскогокризиса 1998 года, тем не менее можно считать, что значительное число входящих внее субъектов продемонстрировали свою жизнестойкость, а следовательно, и возможностьучастия в инвестиционных процессах при наличии соответствующих условий.
К факторам, положительно влияющимна инвестиционный процесс, можно отнести развитие информационных технологий. Созданысистемы телекоммуникаций, электронные почты, спутниковой, радиорелейной, оптико-волоконнойцифровой связи, обеспечен выход в зарубежные коммуникационные сети и их базы данных.
Однако наиболее существенныйфактор, способный возродить инвестиционный процесс в России, — это складывающийсяслой отечественных специалистов, способных работать в условиях рыночной экономики.В предкризисный период они смогли обеспечить проведение акций, присущих рыночнойэкономике. Это тендеры, торги, конкурсы, аукционы, аукционы в инвестиционной, проектно-сметной,подрядной и других сферах деятельности, в результате чего заложены основы будущихинвестиционных процессов.
1.3 Результатыэкономических реформ в России[3]
С января 1992 года началасьлиберализация цен в надежде, что тем самым будет создан рынок, который к осени тогоже года даст свои результаты: цены стабилизируются, спад производства прекратится,курс доллара (в ценах 1992 года) остановится на отметке 80 руб. за 1 долл.
Но ни одна из поставленныхцелей не была достигнута. На протяжении пяти лет, проводя этот курс, правительствопривело экономику к упадку. Настала деиндустриализация страны, резко усилилось обнищаниенаселения, происходило разрушение генофонда, страна находилась под угрозой потеринезависимости из-за состояния продовольственного сектора экономики, росла преступность.
Спустя десять лет с началареформ в экономике России не восстановлен уровень производства 1990 года, продолжаетсяинвестиционный кризис.
Отличительные черты инвестиционногокризиса 90-х годов в России:
¾ резкий спад объемовинвестиций во всех отраслях хозяйства и регионах страны;
¾ инфляция, обесценивающаясобственные источники инвестирования предприятий и фирм, повышенная степень рискаи подавление стимулов к накоплению капитала и финансированию долгосрочных проектов;
¾ разрушение основныхфондов и производственного потенциала, престижных технологий;
¾ низкая конкурентоспособностькорпоративных ценных бумаг на финансовых рынках;
¾ неконкурентоспособностьсамого инвестиционного комплекса (как строительства, так и отечественного производственногооборудования).
Спады производства, высокиетемпы инфляции, обнищание огромной массы населения не оставляют надежд на трансформациюэкономики и преодоление кризиса с помощью либеральной политики.
Одним из серьезнейших элементовобщесистемного кризиса, охватившего нашу экономику в 90-х годах, является долгосрочныйинвестиционный кризис с далеко идущими негативными последствиями для всех сфер жизниРоссии.
Либеральный подход к реформированиюэкономики ознаменовался резким спадом инвестиционной активности. Объем инвестицийв производственную сферу постоянно снижался. В результате валовые капитальные вложениясократились в 1996 году на 75% к уровню 1990 года, а чистые капитальные вложения(за вычетом амортизации) – на 92%.
В общественном сознании произошлоизменение приоритетов: от «романтического увлечения» либерализацией экономики –к более глубокому анализу последствий либерализации и ее влияния на реальные экономическиепроцессы: темпы развития производства, уровень жизни населения, проблемы занятости,экономическую экспансию российского рынка западными фирмами и т.д.
В годы перестройки стала стремительнопадать доля бюджетных ассигнований в развитие народного хозяйства:1985 г. 1987 г. 1988 г. 1989 г. 1990 г. 1992 г. 1995 г. 1996 г. 1998 г. 1999 г. 88,5% 75,2% 52,1% 44,5% 37% 32% 23% 20% 19,2% 17,4%
В связи с либерализацией цени усилением налогового пресса ситуация в инвестиционной сфере ухудшилась. Оптовыецены предприятий повысились по сравнению с 1991 г. В 20 раз. Наблюдается значительныйрост цен на инвестиционные товары: продукцию машиностроения – в 18 раз, строительныематериалы – в 17 раз, лес и пиломатериалы – в 16 раз. Уровень цен капитальных вложенийвозрос в 1 квартале 1993 года по сравнению с уровнем, принятым при переходе к сметнымценам и введенным с 1 января 1991 года, в 70 раз.
Соответственно обесценилисьфинансовые ресурсы предприятий. Возникла острая проблема с амортизационными накоплениями.До 1988 года государство почти полностью распоряжалось амортизационными отчислениями,которые в 1992 году составляли до 30% общего объема капитальных вложений. Послелиберализации цен амортизационные начисления стали недостаточными для простого воспроизводстваосновных фондов. Так, к концу 1993 года доля амортизационных отчислений в себестоимостипромышленной продукции по сравнению с 1991 г. снизилась в 3,6 раза и составила:0,84% — в целом по промышленности; 0,47% — в черной металлургии; 0,50% — в нефтехимическойпромышленности; 0,52% — в цветной металлургии; 1,10% — в машиностроении.
Отрицательные действия либерализацииэкономики сказались и на сокращении денежной массы в стране, на обесценении инвестиционныхресурсов предприятий, что сразу потребовало эквивалентной переоценки основных фондови индексации оборотных средств предприятий.
1.4 Методыгосударственного регулирования инвестиционной деятельности в России[4]
Основные принципы государственнойинвестиционной политики нашли правовое оформление в «Комплексной программе стимулированияотечественных и иностранных инвестиций в экономику России». Этот документ определялнаправление деятельности правительства по выходу из инвестиционного кризиса и созданиенеобходимых предпосылок для активизации инвестиционных процессов.
Программа была принята в 1996году, т.е. в период относительной экономической стабилизации, и рассчитана на срокдо 2000 года. В ней была дана характеристика ситуации, сложившейся в тот периодв инвестиционной сфере, рассматривались предпосылки роста инвестиций, меры по ихстимулированию и основные направления государственной поддержки инвестиционной деятельности,а также выработка организационно-правовых условий инвестирования.
Мероприятия программы былинаправлены на повышение объема капитальных вложений в экономику России за счет всехисточников финансирования, в том числе путем увеличения доли государственных инвестиций.Основная часть государственных инвестиций должна быть предоставлена частным инвесторамна конкурсной основе. И хотя многие положения программы по причине кризиса не былиреализованы, содержащиеся в ней конкретные планы мероприятий по правовому обеспечениюэффективного инвестиционного процесса, от основополагающих законодательных актовдо инструкций и методических рекомендаций, не утратили своей актуальности.
В феврале 1999 года был опубликованФедеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемойв форме капитальных вложений». Рядом статей этого Закона определены формы и методыгосударственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в формекапитальных вложений, которые проводятся органами государственной власти РФ и субъектовФедерации.
Государственное регулированиеинвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:
1 создание благоприятныхусловий для развития инвестиционной деятельности путем:
¾ совершенствованиясистемы налогов;
¾ применения механизманачисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
¾ установления субъектаминвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуальногохарактера;
¾ защиты интересов инвестора;
¾ предоставления субъектаминвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природнымиресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
¾ принятия антимонопольныхмер;
¾ расширения возможностейиспользования залогов при осуществлении кредитования;
¾ развития финансовоголизинга;
¾ проведения переоценкиосновных фондов в соответствии с темпами инфляции;
2 прямое участие государствав инвестиционной деятельности, которое осуществляется в форме капитальных вложенийпутем:
¾ разработки, утвержденияи финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Россией совместно с иностраннымигосударствами;
¾ формирования перечнястроек и объектов, подлежащих техническому перевооружению для федеральных государственныхнужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
¾ предоставления наконкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средствфедерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации;
¾ размещения на конкурснойоснове средств федерального бюджета (бюджета развития РФ) и средств бюджетов субъектовФедерации для финансирования инвестиционных проектов;
¾ проведения экспертизыинвестиционных проектов в соответствии с законодательством России;
¾ защиты российскихорганизаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемкихтехнологий, оборудования, конструкций и материалов;
¾ разработки и утверждениястандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
¾ выпуска облигационныхзаймов, гарантированных целевых займов;
¾ предоставления концессийроссийским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствиис законодательством.
Значительное место в системемер государственного регулирования инвестиционной деятельности занимает экспертизаинвестиционных проектов. Все инвестиционные проекты независимо от источников финансированияи форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизев соответствии с законодательством РФ. Экспертиза инвестиционных проектов проводитсяв целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физическихи юридических и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных вустановленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективностиосуществляемых капитальных вложений.
Строго регламентируя порядокреализации инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, государствопредоставляет гарантии субъектам инвестиционной деятельности и защищает их капитальныевложения. Так, всем потенциальным инвесторам обеспечиваются равные права при осуществленииинвестиционной деятельности. Капиталовложения могут быть национализированы толькопри условии предварительного и равноценного возмещения убытков, причиненных субъектаминвестиционной деятельности; они могут быть реквизированы по решению государственныхорганов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексомРФ.
В настоящее время утвержденстатистический инструментарий по определению эффективности инвестиций в основнойкапитал по проектам – победителям конкурсов, имеющих государственную поддержку.Инструментарий состоит из единовременной формы федерального статистического наблюдения№ 1-эфк «Сведения о результатах реализации инвестиционных коммерческих высокоэффективныхпроектов – победителей конкурсов по состоянию на 1 октября 1999 года».
Целью обследования являетсяполучение информационной базы для расчетов фактической эффективности и окупаемостипо введенным стройкам и объектам.
Система показателей включаетследующие характеристики, рассчитываемые по инвестиционным проектам, получившимгосударственную поддержку:
¾ фактический срок окупаемостиинвестиций в основной капитал;
¾ фактический бюджетныйэффект от реализации инвестиционных проектов;
¾ фактический чистыйдоход;
¾ количество созданныхрабочих мест;
¾ продолжительностьстроительства (срок реализации инвестиционного проекта).
Наряду с Федеральным законом«Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальныхвложений» большое значение для привлечения иностранных инвесторов имеет Федеральныйзакон «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений,вытекающих из Федерального закона «О соглашении о разделе продукции» (№ 32-ФЗ от10 февраля 1999 года).
Правительством РФ также принятряд постановления, направленных на реформирование национальной экономики, выводуее из кризиса и последующему возрождению на высокотехнологической базе.
В системе мер, предусмотренныхПравительством РФ, значительное место занимают мероприятия, направленные на восстановлениеи развитие инвестиционных процессов. Намечается проведение переговоров с правительствамиразвитых стран и с крупнейшими прямыми инвесторами о создании на многостороннейили двусторонней основе международного фонда (фондов) поддержки инвестиций в Россию.Весьма характерно и то, что отечественные и иностранные инвесторы будут иметь равныеправа и обязанности.
Не менее важной задачей Правительствосчитает реализацию назревших институциональных преобразований. Для чего предполагаетсяобъединение «проблемных» организаций в крупные корпорации, в том числе с государственнымучастием. Наиболее важные задачи таких корпораций состоят в улучшении менеджмента,упорядочении финансовых потоков, перепрофилировании незагруженных мощностей на выпусквысокотехнологичной продукции и т.д. Кроме того, Государственная комиссия по защитеправ инвесторов на финансовом и фондовом рынках России должна обеспечивать своевременноерассмотрение апелляций и жалоб отечественных и иностранных инвесторов о нарушенииих прав органами государственной власти и принятии неотложных мер.
Предусматривается конкретизироватьсистему страновых рисков, т.е. обеспечить страховую и гарантийную поддержку российскогоэкспорта и инвестиционных процессов.
Все перечисленные мероприятия,в случае их успешной реализации, должны обеспечить России приток инвестиций и какследствие динамичное развитие экономики.
1.5 Инвестиционный процесс в современнойРоссии[5]
I квартале2007 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в инвестиционнойсфере можно отметить следующие основные тенденции:
¾ высоким темпом продолжилувеличиваться объем инвестиций в основной капитал;
¾ общий объемфинансовых вложений в абсолютном выражении вырос, при этом доля долгосрочных вложенийпо-прежнему меньше, чем доля краткосрочных;
¾ сохранялось неравномерноераспределение инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельностис преобладанием транспортной отрасли и связи;
¾ в структуре инвестицийв основной капитал по источникам финансирования доля привлеченных средств увеличиласьв основном за счет бюджетных средств и прочих привлеченных средств;
¾ в территориальнойструктуре инвестиций в основной капитал наибольший удельный вес сохранился у Центральногофедерального округа;
¾ значительно быстреерос объем работ, выполненных в строительстве;
¾ ускорился темп вводажилья;
¾ несколько увеличиласьв общем объеме инвестиций в основной капитал доля инвестиций на строительство жилья,а также зданий и сооружений;
¾ темп роста цен настроительную продукцию превысил уровень соответствующего периода предыдущего годана 0,9 процентного пункта;
¾ общий объем иностранныхинвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики России, увеличился 2,8 раза,при этом объем прямых иностранных инвестиций вырос в 2,5 раза.
Общий объем инвестиций в нефинансовые активы (без субъектов малогопредпринимательства и без учета параметров неформальной деятельности)' в действующихценах в I квартале 2007 г. составил 663,2 млрд.руб., в том числе объем инвестиций в основной капитал — 655,7 млрд., из которых33,7 млрд. — инвестиции из-за рубежа.
Развитие экономики России в I квартале 2007 г. характеризовалось значительным ростом инвестиционнойактивности. Объем инвестиций в основной капитал (включая инвестиции в основнойкапитал крупных и средних организаций, субъектов малого предпринимательства, индивидуальныхзастройщиков; объем неформальной деятельности) в сопоставимых ценах увеличился вI квартале 2007 г. по сравнению с соответствующимпериодом предыдущего года на 20,1% (в I квартале2006 г. — на 5,7%).
Факторами, способствующими проявлению данной тенденции, являются:улучшение ситуации с заимствованиями государства на внешнем рынке (изменение структурывнешнего долга в пользу более эффективного предпринимательского сектора), сохранениетенденций развития в основных видах экономической деятельности, благоприятная конъюнктурафинансовых рынков, подъем страны в кредитных рейтингах до инвестиционной позиции,благоприятная внешнеторговая конъюнктура, некоторое замедление темпа инфляции, ростреальных денежных доходов населения, замедление роста цен производителей промышленнойпродукции.
Укрепление рубля, благоприятная таможенная политика и развитиеособых экономических зон значительно повлияли на эффективность импорта машин и оборудованияиз стран дальнего зарубежья.
Сдерживающее влияние на инвестиционную деятельность в I квартале 2007 г. оказывали следующие факторы: медленное внедрениесистемы гарантирования банковских вкладов и механизмов трансформации сбереженийв инвестиции, продолжающийся рост издержек производства в основном из-за ускоренногороста цен на грузоперевозки и на строительную продукцию, некоторое сокращение инвестиционныхпрограмм в ряде крупных нефтяных компаний. Невыполнение Федеральной адресной инвестиционнойпрограммы в течение ряда лет также сдерживает привлечение средств частных инвесторов.
В региональной структуре инвестиций в основной капитал в I квартале 2007 г. было отмечено увеличение объема инвестиций восновной капитал2 по сравнению с соответствующим периодом предыдущегогода во всех федеральных округах. Наиболее высокий темп роста наблюдался в Сибирскомфедеральном округе (137,4%), где увеличение объема инвестиций обеспечили Иркутскаяи Томская области, Агинский Бурятский автономный округ.
В общем объеме инвестиций в основной капитал в I квартале 2007 г. наибольший удельный вес был у Центрального (24,1%)и Уральского (18,8%) федеральных округов. Около половины инвестиций в основнойкапитал Центрального федерального округа приходилось на Москву (47,2%).
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономическойдеятельности в I квартале 2007 г. существенных структурных изменений относительноI квартала 2006 г. не произошло. Основнойпоток инвестиций (83,7% общего объема) направлялся в следующие виды экономическойдеятельности: транспорт и связь — 24,6% общего объема инвестиций (в I квартале 2006 г. — 25,7%), добыча полезных ископаемых — 23,1 %(20,5%), обрабатывающее производство — 17,9% (21,4%), операции с недвижимым имуществом,аренда и предоставление услуг — 12,4% (10,7%), производство и распределение электроэнергии,газа и воды — 5,7% (6,1%).
В I квартале 2007 г. предприятия сферы добычитопливно-энергетических полезных ископаемых увеличили инвестиции в основной капитална 31,3% по сравнению с I кварталом 2006 г.На высоком уровне находится инвестиционная активность в ряде обрабатывающих производств,ориентированных на конечный спрос. Объем инвестиций в основной капитал увеличилсяно предприятиях, производящих резиновые и пластмассовые изделия — в 2 раза, готовыеметаллические изделия — на 83,5%, текстильные и швейные — на 68,2%, изделия из кожии обувь — на 51,2%. Данная тенденция дает основание полагать, что в этих видах деятельности,традиционно демонстрирующих невысокую конкурентоспособность, усилился процесс модернизациипроизводства.
Относительно высокая инвестиционная активность в таких видах деятельности,как сельское хозяйство (62,8%), коммунальное хозяйство (33,3%) и образование (44,4%),обусловлена необходимостью ликвидации существенного износа основных фондов на предприятияхэтих видов деятельности, состояние которых не позволяет в ближайшее время ожидатьбыстрого роста их эффективности.
В структуре инвестиций в основной капитал по видам основных фондов (без субъектовмалого предпринимательства и без учета параметров неформальной деятельности) уменьшиласьдоля инвестиций, направленных на приобретение, монтаж и установку, машин, оборудованияи транспортных средств (с 36,5% в I квартале2006 г. до 35,1 % в I квартале 2007 г.). Доля инвестиций в строительствозданий (кроме жилых) и сооружений увеличилась с 46,1 до 48% и в строительство жилья— с 7,2 до 7,4%.
В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования(без субъектов малого предпринимательстваи без учета параметров неформальной деятельности) продолжилось снижение удельноговеса собственных средств организаций, используемых но инвестиционные цели (46,7%в I квартале 2007 г. против 48,9% в I квартале 2006 г.), и увеличение удельного веса привлеченных средств,используемых на инвестиционные цели (до 53,3% против 51,1% соответственно).
В структуре привлеченных средств наибольшая часть принадлежалабюджетным средствам (13,4%) и прочим привлеченным средствам (23,1 %). Увеличениедоли последних объясняется ростом средств от эмиссии акций. Их доля в структуреисточников финансирования инвестиций в основной капитал в I квартале 2007 г. составила 2,5% (в I квартале 2006 г. — 0,5%). Кредиты банков в структуреисточников финансирования инвестиций в основной капитал в I квартале 2007 г. составили 9,2%, по сравнению с I кварталом 2006 г. их доля уменьшилась на 0,1 процентного пункта.
Доля амортизационных отчислений в структуре источников финансированияинвестиций в основной капитал в I квартале 2007 г. посравнению с I кварталом 2006 г. уменьшилась на 1,9 процентногопункта и составила 22,3%.
Общий объем финансовых вложений организаций (без субъектов малого предпринимательства)в I квартале 2007 г. достиг 2989,8 млрд. руб.(в I квартале 2006 г. — 2462,7 млрд.), чтоболее чем в 4,5 раза превышает объем инвестиций в основной капитал.
Краткосрочные финансовые вложения организаций увеличились с 2133млрд. руб. в I квартале 2006 г. до 2437,8 млрд. в I квартале 2007 г., долгосрочные — с 329,7 млрд. до 552 млрд. Вобщем объеме финансовых вложений доля долгосрочных финансовых вложений организацийсоставила 18,5%, краткосрочных — 81,5%. При сложившемся в I квартале 2007 г. соотношении сохраняется проблема нехватки «длинных»инвестиционных ресурсов для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов,связанных с модернизацией и техническим перевооружением в отдельных видах экономическойдеятельности, в том числе в обрабатывающем производстве.
Основными направлениями долгосрочных финансовых вложений организацийбыли вложения в паи и акции других организаций (62,2% общего объема долгосрочныхфинансовых вложений) и в предоставленные займы (22,5%), краткосрочных — вложенияв прочие краткосрочные финансовые вложения (83,3% общего объема краткосрочных финансовыхвложений), в предоставленные займы (13,3%), а также в облигации и другие долговыеобязательства (2,4%).
В общем объеме финансовых вложений в I квартале 2007 г., как и в предыдущие годы, доля собственных средстворганизаций (63,6%) существенно превышала долю привлеченных средств (63,6%). Последниеформировались преимущественно из кредитов банков, прочих средств и заемных средствдругих организаций (главным образом из средств от эмиссии акций).
Увеличение темпа инвестиционной активности отразилось на динамикепоказателей капитального строительства. Так, темп прироста объема работ, выполненныхв строительстве, в I квартале 2007 г. составил 22,7% против1,5% в I квартале 2006 г.
За счет нового строительства, расширения, реконструкции и техническогоперевооружения действующих организаций объем введенных в действие производственныхмощностей в I квартале 2007 г. превысил показатель аналогичногопериода 2006 г. Так, значительно вырос объем ввода в действие: мощностей по производствуцельномолочной продукции, помещений для свиней, мельничных предприятий сортовогопомола, крупяных предприятий, ведомственных и частных автомобильных дорог с твердымпокрытием, линий электропередач для электрификации сельского хозяйства напряжением6—20 кВ, торговых организаций, рынков и павильонов, турбинных электростанций, радиорелейныхлиний связи.
В I квартале 2007 г. было введено в действие35,4 тыс. зданий, из них здания жилого назначения составили 95,7%. Организациямивсех форм собственности и населением введено в действие общей площади жилых домовна 51,1% больше, чем в соответствующий период предыдущего года (в I квартале 2006 г. — уменьшение на 5,5%). При этом доля жилья, построенногонаселением за свой счет и с помощью кредитов, составила 49,1 % от общего объемавведенного в I квартале 2007 г. жилья (в I квартале 2006 года — 49,3%).
Объем жилищного строительства в 64 субъектах федерации в I квартале 2007 г. превысил показатель, зафиксированный в I квартале 2006 г. Наиболее высокий темп жилищного строительствадостигнут в Калужской, Орловской, Магаданской областях, Республике Ингушетии, Усть-ОрдынскомБурятском, Корякском, Агинском Бурятском автономных округах, Алтайском крае.
В I квартале 2007 г. продолжал увеличиватьсяобъем ввода в действие объектов социально-культурной сферы и местной инфраструктуры.По сравнению с I кварталом 2006 г. увеличился ввод в действиетаких объектов социально-культурной сферы, как библиотеки—в 24,1 раза (по объемукнижного фонда), амбулаторно-поликлинические учреждения — в 10,2 раза (по количествумест), тепловые сети — на 98,7% (по километражу), концертные и киноконцертные залы— на 74% (по количеству мест), гостиницы (без туристических) — на 70,8% (по количествумест), канализационные сети — на 69% (по километражу), дома отдыха — на 67,4% (поколичеству мест), больничные учреждения — на 62,7% (по количеству мест). При этомсократился ввод в действие дошкольных образовательных учреждений — на 40,4% (поколичеству мест), высших учебных заведений — на 13,4% (по площади), водопроводныхсетей — на 26,9% (по километражу).
В соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программойна 2007 г. было предусмотрено выделение государственных инвестиций (по перечню Минэкономразвития)на строительство 3332 объектов. Из 1635 объектов, намеченных к вводу в действиев 2007 г., на полную мощность в январе — апреле были введены 6 и — частично — 3.Также введены в действие 5 объектов (1 — на полную мощность, 4 — частично) из числанамеченных к вводу в последующие годы.
На каждой второй стройке, предусмотренной инвестиционной программой,в январе — апреле 2007 г. строительство не велось.
В счет годового лимита профинансировано из федерального бюджета37,7 млрд. руб. государственных инвестиций, из них на стройках социального комплекса— 18,4 млрд., транспортного комплекса — 15,2 млрд., агропромышленного комплекса— 611,7 млн., строительного комплекса — 2,3 млн. руб.
Начиная с 2006 г. наряду с федеральной целевой программой и внепрограммнойчастью Федеральной адресной инвестиционной программы формируются новые механизмыраспределения государственных инвестиционных расходов — проекты Инвестиционногофонда и приоритетные национальные проекты.
Инвестиционный фонд России был сформирован за счет средств федерального бюджета, ив 2006 г. его объем составил 69,7 млрд. руб. В перспективном финансовом плане на2007 — 2009 гг. для него предусмотрены ассигнования в 308,2 млрд., и его предельныйобъем составит 377,9 млрд. руб.
Средства этого фонда предоставляются для реализации проектов,направленных на создание и развитие инфраструктуры (в том числе и социальной), имеющейобщегосударственное значение, элементов российской инновационной системы, а такжедля проведения институциональных преобразований. Основными формами государственнойподдержки проектов являются софинансирование на договорных условиях, направлениесредств в уставный капитал юридических лиц и предоставление государственных гарантий.
Механизм, заложенный в основу функционирования Инвестиционногофонда, позволяет на рубль государственных инвестиций привлекать несколько рублейчастных инвестиций, а отдача в виде дополнительных налогов многократно превышаетвложение государства.
В 2006 г. в рамках отбора инвестиционных проектов на получениегосударственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда было рассмотреносвыше 50 заявок. В итоге было одобрено девять инвестиционных проектов общей стоимостью717,2 млрд. руб., из которых сумма государственной поддержки составляет 178,6 млрд.Реализация этих инвестиционных проектов позволит создать более 150 тыс. новых рабочихмест, и поступления в федеральный бюджет за десять лет могут превысить 400 млрд.руб.
Одобренные проекты подразделяются на две группы:
¾ проекты, направленныена промышленное развитие территорий и освоение новых месторождений полезных ископаемых;
¾ «дорожные» проекты,направленные на повышение качества транспортных услуг, устранение инфраструктурныхограничений для развития экономики, укрепление межрегиональных связей, повышениемобильности населения.
Шесть проектов из девяти планируется реализовать в рамках федеральногозакона «О концессионных соглашениях». Преимуществом концессионной схемы реализацииинвестиционных проектов является то, что привлекаемые средства частных инвесторовв полном объеме направляются на улучшение и (или) создание государственного имущества.Благодаря повышению качества предоставляемых услуг выигрывают в первую очередь потребители.
Сводный индекс цен строительной продукции (в марте 2007 г. посравнению с декабрем 2006 г.) составил 102,8%. Это ниже индекса потребительскихцен — 103,4%, но выше индекса цен производителей промышленной продукции — 101,8%.Более всего увеличился сводный индекс цен строительной продукции в таких видах деятельности,как: добыча каменного, бурого угля и торфа (103,7%), производство пищевых продуктов,включая напитки, и табака (103,3%), производство и распределение электроэнергии,газа и воды(103,1%), строительство(102,9%).
Индекс цен приобретения строительных материалов больше всего выросна щебень — 107,2% и на раствор товарный — 106,3%.
Объем поступивших в нефинансовый сектор экономики России иностранныхинвестиций (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары)в I квартале 2007 г. увеличился по сравнению с показателем в этотпериод предыдущего года в 2,8 раза (в I квартале2006 г. — увеличился на 46%).
Всего в I квартале 2007 г. внефинансовый сектор российской экономики поступило 24,6 млрд. долл. иностранныхинвестиций (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары). Из поступившихинвестиций 12,2 млрд. было погашено (выбыло), т.е. направлено за рубеж в виде обслуживанияи погашения кредитов, а также в виде части инвестиционного дохода иностранныхсовладельцев совместных предприятий и организаций.
Из поступивших в I квартале2007 г. иностранных инвестиций было использовано 68,2% их общего объема. Основныминаправлениями использования были инвестиции в основной капитал (10,1% общего объемапоступивших иностранных инвестиций), оплата сырья, материалов, комплектующих изделий(15%), прочие цели (26,1%).
По состоянию на конец марта 2007 г. накопленный в экономике Россиииностранный капитал составил 151,5 млрд. долл., что на 33,1% больше показателя концамарта 2006 г. (113,8 млрд.).
Всего на долю основных стран-инвесторов пришлось 89,3% общегообъема поступивших в I квартале 2007 г. иностранныхинвестиций. В пятерку крупнейших стран — инвесторов нефинансового сектора экономикиРоссии в I квартале 2007 г. входили Нидерланды, Люксембург,Великобритания, Кипр, Ирландия. При этом наибольшую часть своих инвестиций Нидерландынаправили на добычу полезных ископаемых, Люксембург — в оптовую и розничную торговлю,в ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личногопользования, в связь, Великобритания — в оптовую и розничную торговлю, в ремонтавтотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования,в обрабатывающее производство, Кипр — в операции с недвижимым имуществом и предоставлениеуслуг, в финансовую деятельность.
Среди государств — участников СНГ значительные инвестиции в Россиюв I квартале 2007 г. направляли Украина,Казахстан, Киргизия.
В структуре поступивших иностранных инвестиций по видам экономическойдеятельности в I квартале 2007 г. существенных изменений не произошло. Основнойпоток инвестиций (91,1% общего объема) иностранные инвесторы направляли в следующиевиды экономической деятельности: добыча полезных ископаемых — 34,2% (в I квартале 2006 г. — 33,4%), оптовая и розничная торговля; ремонтавтотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования— 32,1% (18,6%), обрабатывающее производство — 13,7% (25,2%), транспорт и связь— 11,1% (8%).
Объем прямых иностранных инвестиций, поступивших в I квартале 2007 г., увеличился по сравнению с уровнем соответствующегопериода прошлого года в 2,5 раза (в I квартале2006 г. — в 2 раза). Их доля в общем объеме иностранных инвестиций, поступившихв нефинансовый сектор экономики России, уменьшилась (с 43,8% в I квартале 2006 г. до 39,6% в I квартале 2007 г.). Основной объем прямых иностранных инвестицийпоступил в виде взносов денежных средств в уставный капитал. Значительный объемпрямых иностранных инвестиций был направлен в такие виды экономической деятельности,как добыча полезных ископаемых (78,5% общего объема поступивших прямых иностранныхинвестиций), обрабатывающее производство (7,1%), финансовая деятельность (5,2%),операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (4,6%).
Объем портфельных иностранных инвестиций в I квартале 2007 г. увеличился по сравнению с I кварталом 2006 г. на 14,2% (в I квартале 2006 г. — рост в 2,9 роза). Доля этих инвестиций в общемобъеме поступивших иностранных инвестиций уменьшилась на 1,8 процентного пунктаи составила 0,8%. Значительная часть портфельных инвестиций поступила в виде вложенийв акции и паи. Треть иностранных портфельных инвестиций поступила в «финансовуюдеятельность», что составило 30,5% общего объема поступивших иностранных портфельныхинвестиций.
В реальном секторе экономики заметный объем иностранных портфельныхинвестиций поступил в обрабатывающее производство (21,3% общего объема поступившихиностранных портфельных инвестиций); производство, передачу и распределение электроэнергии,газа и воды (28,4%).
Объем прочих иностранных инвестиций в I квартале 2007 г. увеличился по сравнениюс уровнем I квартала 2006 г. в 3,1 раза, их доля вобщем объеме поступивших иностранных инвестиций увеличилась на 6 процентных пунктов,оставаясь по-прежнему высокой — 59,4% (в I квартале 2006 г. — 53,6%). Большая часть прочих иностранных инвестицийпоступила в виде прочих кредитов. Наибольший объем прочих иностранных инвестицийпоступил в оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,бытовых изделий и предметов личного пользования (51,8% общего объема поступившихпрочих иностранных инвестиций); в транспорт и связь (18,4%); в обрабатывающее производство(17,9%).
В региональном распределении иностранных инвестиций, несмотря на активную позицию многих регионовв их привлечении, доминирующее положение в I квартале 2007 г. продолжал сохранять Центральный федеральный округ,на долю которого приходилось 79,7% (в I квартале2006 г. — 41,4%) всех поступивших иностранных инвестиций. Часть, поступившая в каждыйиз остальных федеральных округов, не превышала 5% от общего объема поступивших вРоссию иностранных инвестиций.
Российские организации также осуществляли инвестиции за рубеж.В I квартале 2007 г. из России за рубеж направлено11,8 млрд. долл. (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары), из нихв страны — крупнейшие получатели инвестиций направлено 83,3%. США и Австрия получили65,7% от общего объема инвестиций, направленных из России за рубеж. Практическивсе инвестиции были направлены за рубеж в виде прочих инвестиций (97,7%), т. е.в виде банковских вкладов и торговых кредитов.
В I квартале 2007 г. продолжалась работа поразвитию и совершенствованию нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности.
Вступил в силу ряд федеральных целевых программ, принятых ПравительствомРоссии. Определен порядок внесения изменений в процессы разработки и реализациитаких программ, сформирован уточненный перечень строек и объектов, финансируемыхиз федерального бюджета в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы на2007 г., а также за счет различных внебюджетных фондов. Были внесены изменения идополнения в законодательные акты, обеспечивающие развитие строительства жилья,доступного для большинства населения, а также формирование доступного рынка жилья.Утвержден план подготовки постановлений для реализации Градостроительного кодексаРоссийской Федерации. Проводится большая работа по формированию и реализации приоритетныхнациональных проектов.
1.6 Макроэкономическиепредпосылки развития инвестиционного процесса в РФ [6]
Решая проблемы повышения жизненногоуровня населения, нельзя обойтись без достижения устойчивых темпов экономическогороста ВВП (и его среднедушевого значения) до уровня мировых стандартов. В свою очередь,данная задача может быть решена при помощи инвестиционного процесса, вызванного,с одной стороны, постоянными инновационными процессами, а с другой — изменяющимисяструктурными сдвигами в хозяйстве.
Поставленная Президентом РФВ. Путиным задача удвоить за 10 лет ВВП России предусматривает существенную реструктуризациюинвестиционного процесса. Этому должно предшествовать решение ряда проблем, а именно:
¾ государство должносоздать благоприятные инвестиционные условия для менее капиталоемкой сферы;
¾ перелив капитала,т.е. его диверсификации из электроэнергической, топливной, металлургической промышленностив обрабатывающие отрасли, поскольку в обрабатывающих отраслях фондоемкость в 4–5раз ниже, чем в добывающих;
¾ пересмотреть потенциалВПК, где практически сосредоточены все инновации России;
¾ сопоставить размерфинансирования в инновационный процесс в ВПК и его отдачу за 50–70 лет;
¾ использование научныхразработок ВПК в отраслях хозяйства;
¾ увеличить долю частногосектора в ВПК и довести его к 2010 г. до 50% с 25 (2003 г.);
¾ разработать инвестиционныепрограммы для государства и конкретно в бизнесе по реализации совместных амбициозныхпроектов;
¾ разработать механизмвостребования инновационного ресурса, ресурса знаний, заключенного в человеческомфакторе (капитале), способствующего сокращению использования минерально-сырьевыхресурсов;
¾ рассмотреть роль промышленностии влияние ее отдельных секторов в воспроизводстве продукта и эффективном использованииресурсов труда и капитала;
¾ разработать механизмсокращения инвестиций в добывающую промышленность и увеличить их поступление в высокоинновационнуюобрабатывающую промышленность;
¾ разработать механизмсбалансированного распределения между энергосырьевым и инновационным секторами промышленности;
¾ разработать механизмэффективного использования ресурсов и распределения сверхприбыли в интересах общества;
¾ создать национальнуюинновационную систему с целью создания новых товаров и услуг, эффективных машини высоких технологий с воплощением инвестиций в данные направления;
¾ сделать Россию инновационно-активнойстраной с увеличением инвестиций в промышленность и машиностроение;
¾ создать механизм обменафинансовых ресурсов на современные высокие технологии, лучшие машины и оборудованиена отечественном рынке с увеличением ВВП на душу населения в 4–5 раз, доведя егодо уровня развитых стран;
¾ решить на уровне президентастраны проблему механизма аккумулирования и использования сверхприбыли;
¾ разработать поэтапнуюполитику обновления основных средств и основных фондов промышленности с соблюдениемзакона воспроизводства основного капитала;
¾ создать нормативно-правовойакт, регулирующий использование амортизации и фонд накопления из прибыли на инновационнуюи инвестиционную деятельность хозяйствующего субъекта;
¾ всем участникам экономическогопроцесса выявить инвестиционные потребности на возмещение устаревшего и моральноизношенного оборудования;
¾ увеличить инвестициив модернизированные машины и оборудование;
¾ разработать экономическиобоснованную инвестиционную программу на уровне государства по закупке оборудованияна отечественном и зарубежном рынках;
¾ разработать механизмиспользования вторичного рынка оборудования через совместные предприятия и лизинг;хотя импортная техника и устаревшая, но она более эффективная, чем отечественная.Передовые бизнесмены пошли именно по этому пути, и как следствие инвестиции в этонаправление составили 25% от общего объема инвестиций в 2002 г., или 32,5 млрд руб.;
¾ изменить концепциюоценки эффективности инвестиционного процесса на макроуровне через показатели ростаобъема производства и сопутствующих им показателей. Так, индекс физического объемапромышленного производства за 1990–2001 гг. составил 60%, индекс инвестиций — 25%,что означает сокращение объема производства на 40% при уменьшении инвестиций на75%.
Рекомендуется сохранить показателирентабельности активов и интегральный коэффициент использования капитала.
Следует отметить, что интегральныйкоэффициент эффективности использования капитала в отраслях промышленности за 2001г. отражает эффективность инвестиций в следующие отрасли, а именно:
1-е место принадлежит топливнойпромышленности;
2-е место — цветной металлургии;
3-е место — пищевой промышленности;
4-е место — черной металлургии.
В инвестиционном процессерекомендуется обратить внимание на то, что для крупнейших корпораций, принимающихучастие в установлении котировок акций на фондовом рынке, все большее значение приобретаетпоказатель капитализации, а также производительности труда и капитала.
Инвестиционный процесс в российскойметаллургии направлен на экспорт продукции из-за резкого падения внутреннего рынка,что приводит к дополнительным затратам, обусловленных консолидацией активов и концентрациеймощностей ведущих предприятий, привлекая для этой цели иностранный капитал, т.е.неся дополнительные затраты на интеграцию отрасли.
Начало реструктуризации положиладевальвация рубля (1998) и корпоративное законодательство, направленное на стабилизациюправ собственности. Формированию интегрированных бизнес-групп (ИБГ) в российскойметаллургии способствовали вышеописанные факторы, а также государственная политика,в частности:
¾ введение Налоговогокодекса;
¾ снижение банковскойкредитной ставки;
¾ регулирование экспортныхтарифов.
Следует отметить, что привсем несовершенстве законов РФ о банкротстве, о холдингах, об акционерных обществахи других корпоративная реорганизация российской металлургии в основном соответствуетмировым тенденциям. Данные тенденции характеризуются следующими элементами:
¾ завершение переделасобственности;
¾ первичное накоплениекапитала;
¾ создание ИБГ (интегральныхбизнес-групп);
¾ формирование эффективногоменеджмента;
¾ укрепление позициина мировых рынках;
¾ развитие партнерскихотношений с ведущими мировыми корпорациями;
¾ транснационализациябизнеса.
Главным недостатком российскихИБГ по сравнению с зарубежными является слабая роль рынка ценных бумаг в привлеченииинвестиций. Низкая капитализация компаний отрасли связана с тем, что собственностьмногих ИБГ размыта между малоизвестными оффшорными компаниями, номинальными держателямиакций, предприятиями и физическими лицами, которые стремятся использовать эмиссиюакций в основном как инструмент перераспределения или сохранения собственности.
В малом бизнесе инвестиционныйпроцесс затруднен доступом к внешним источникам финансирования. Важнейшими факторамиинвестиционного процесса в малом бизнесе в РФ являются:
¾ административные барьеры;
¾ отсутствие доступак пригодным для размещения площадям;
¾ ограниченность платежеспособногоспроса;
¾ коррупция.
В 2004 г., по сравнению с1997 г., число малых предприятий составило 891 тыс., или увеличилось на 48 тыс.Рост составил 5,7%. В РФ малые предприятия функционируют не более четырех лет счисленностью 7–8 человек и, как правило, это в сфере торговли и общественном питании,а доля малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, в РФ составляетвсего 4%.
Малые предприятия, как правило,привлекают инвестиции теневого характера или «серого» кредита, а также денежныесредства родных и близких, т. е. частный капитал.
Помещение инвестиций в малыепредприятия более выгодно, так как стоимость рабочего места в 6–50 раз ниже, чемна крупных предприятиях, где стоимость одного рабочего места колеблется до 3 млн.руб. Одновременно следует отметить высокую степень оборачиваемости капитала на малыхпредприятиях за счет его мобильности, маневренности и высокой предприимчивости собственниковмалого бизнеса.
Прогнозируя прирост продукциив РФ до 10% в год, требуется привлечение дополнительных инвестиций на создание 2млн. рабочих мест дополнительно с инвестициями в $200 млрд. Это нереальная задача— ни, по сути, ни по содержанию, если делать ставку на крупные предприятия. В этойсвязи упор должен быть на создании малых предприятий, которые создают дешевые рабочиеместа, требуя гораздо меньших размеров инвестиций за счет:
¾ самоорганизации предприятий;
¾ создания кредитныхсоюзов и кооперативов;
¾ создания ремесленныхсел, выпускающих продукцию, привлекательную для туризма;
¾ целенаправленной политикигосударства по решению ряда вопросов в области предоставления дополнительных помещений,зданий с необходимыми коммуникациями;
¾ выявления государствомрегионов, имеющих потребность в создании малых предприятий, и оказания им финансовойи организационной поддержки.
Следующим направлением инвестиционногопроцесса в РФ является более активная приватизация государственных монополий, аименно:
¾ автомобильных дорог;
¾ железных дорог;
¾ трубопроводного транспорта;
¾ морских и речных портов;
¾ аэропортов;
¾ жилищно-коммунальногохозяйства.
Данный комплекс хозяйствазанимает 25–30 % в ВВП.
Приватизация предполагаетналичие всех прав частного сектора на собственность; противоречие государственногособственника и частного сектора заключается в том, что государство является собственником,но не является собственником инвестиционных ресурсов, а собственник инвестиций неявляется собственником инфраструктурных монополий.
Данные противоречия легкоустранить, используя мировой опыт институализации партнерства и частного сектора(ПЧГС).
Опыт такого партнерства имеетсяв Великобритании, где в 1992 г. создана программа «Private Finance Initiative» (PFI),в рамках которой за 1992–2001 гг. осуществлено более 400 проектов и вовлечено вгосударственный сектор инвестиций на сумму более 19 млрд. фунтов стерлингов. Наоснове полученного опыта Великобританией разработана дополнительная программа на2000–2003 гг. с привлечением 20 млрд. фунтов стерлингов частных инвестиций в государственныйсектор, что в 3 раза превышает реализацию программы PFI за предыдущие 10 лет.
Соответствующий опыт хорошопрослеживается в межгосударственных долгосрочных программах. Например, в Европесоздана программа создания долгосрочных сетей транспорта, телекоммуникаций и энергетическихинфраструктур. Данная программа рассчитана до 2020 г. с общим объемом финансированияв 400 млрд. евро с участием ПЧГС. В программе принимает участие и Россия в транспортнойи энергетической инфраструктуре. Подобный подход инвестирования наблюдается и вразвивающихся странах, а в целом более чем в 100 странах мира.
Основными задачами ПЧГС вРоссии являются:
¾ создание нормативно-правовойи законодательной базы в области легализации концессии;
¾ обработка тактикии стратегии партнерских взаимоотношений двух сегментов рынка, государственного ичастного, в области инвестиций, товаров, работ и услуг. В области инвестиций обеспечитьинвесторам гарантию прибыльности на инвестируемый капитал и обеспечение права инвесторови общества на получение товаров и услуг;
¾ создание организационно-хозяйственногомеханизма управления партнерскими отношениями в части экономического и социальногосоответствия укладу Российской экономики;
¾ подготовка общественногомнения и завоевание доверия со стороны властных структур для передачи государственнойсобственности в частный сектор экономики;
¾ привлечение иностранныхинвестиций (капитала).
По данным ЮНКТАД, доля прямыхиностранных инвестиций в формирование основного капитала достигла в Бразилии 28,4%,в Китае — 10,5%, в странах Центральной и Восточной Европы — 18,2%. В России этотпоказатель составляет 6,7%. Неудовлетворительной остается и структура иностранныхинвестиций. В 2003 г. на долю прямых иностранных инвестиций приходилось всего 22,8%их общих поступлений.
Вместе с тем следует обратитьвнимание на форму привлечения иностранных инвестиций, в основном кредиты, на долюкоторых приходится более 80%. При этом низка доля вложений в акции и паи — 1,2%,несущественна доля реинвестиций — 5–7%. Привлечение иностранных инвестиций в формекредита вместо прямых обусловлено нежеланием отечественных заемщиков участвоватьв управлении предприятием, инвестируемым объектом и контролировать финансовые потоки.Российские властные структуры зачастую предлагают иностранным инвесторам вкладыватьсредства в новое строительство, что является типичным для развивающихся стран.
Одновременно прослеживаетсярепатриация капитала, ранее вывезенного из России. Так, до 25–30% инвестиций поступаетиз Кипра и Виргинских островов.
Преимущественно иностранныеинвестиции вкладываются в торгово-финансовый сектор (торговлю, общественное питание,топливную, нефтедобывающую промышленность, финансовые и коммерческие услуги, а такжепищевую промышленность).
Кроме того, иностранные средствавкладываются в сырьевые отрасли и производство промежуточных продуктов. Самые крупныепроекты с участием иностранных инвесторов реализуются в Тюмени, Архангельской области,а также в приграничных зонах — Калининградской, Ленинградской и Сахалинской областях.
Ведущими инвесторами иностранныхинвестиций являются 100 крупнейших ТНК. К таким компаниям относятся: Exxon Mobile, Royal DutchShell, British Petroleum, Total, Ford Motor, Conaco, Philip Morris и др.
Для данных компаний не страшнысущественные страховые риски России. Они могут финансировать крупнейшие проекты.
Для привлечения иностранногокапитала в Россию очень важно использовать новые методы и приемы. С этой целью должныактивнее привлекаться иностранные крупные общественные инвестиционные компании иконсалтинговые агентства для выявления рейтинга инвесторов и заемщика. Основнойцелью данных методов является выход России на фондовые биржи мира (Нью-Йорк, Лондон,Франкфурт).
Вторым моментом является созданиеблагоприятного инвестиционного климата, как в регионах, так и в общегосударственноммасштабе и детального изучения зарубежного опыта по всем формам привлечения их вдругих государствах.
В инвестиционной деятельностиРФ важная роль принадлежит секторам экономики внедрения инвестиций. В последнеевремя наблюдается тенденция перелива капитала в сферу услуг более быстрыми темпами,чем в производственную сферу. Это обусловлено тем, что в РФ происходили структурныепреобразования в экономике, развивался сектор торговли, общественного питания, частныйбизнес, происходил процесс самоорганизации, появился класс эффективных собственников,строящих бизнес на эффективной основе, заимствовав зарубежный опыт управления капиталом. Система эффективного управлениясобственностью базируетсяна:
¾ современных стандартахкорпоративного управления;
¾ финансовом менеджменте;
¾ отражении в учетепрозрачности показателей деятельности;
¾ разработке стратегииразвития;
¾ разработке стратегииинвестиционной политики;
¾ разработке налоговойполитики;
¾ наличии маркетинговойслужбы;
¾ разработке научно-техническойполитики;
¾ выработке концепцииконкурентоспособности.
Крупные зарубежные финансовыевложения в сферу услуг обусловлены высокой прибыльностью привлекаемого капитала,благоприятными перспективами рыночной экспансии. В результате этого иностранныеинвестиции в торговле в 2002 г. составили около 44,5%, а в целом в сфере услуг онисоставили примерно 53%. Начиная с 2003–2005 гг. наблюдается тенденция к снижению.
Следует отметить, что присущественном подъеме инвестиционной деятельности (процесса) в частном секторе услугбюджетное финансирование данного сегмента рынка незначительно. Инвестиции в бюджетнуюсферу услуг составляют всего 1% в федеральном бюджете. Такое положение сказываетсяна качестве предоставляемых услуг и ведет к их сокращению. Рекомендуется разработатьнациональную программу по увеличению инвестиций из бюджета в систему здравоохранения,образования и др., так как эти направления являются национально стратегическими,обеспечивающими безопасность страны. Одновременно желательно привлекать инвестициив данную сферу из внебюджетных фондов. На сегодняшний день разработаны и делаетсяпопытка реализовать 4 национальные программы в РФ, финансируемые из бюджета, а именно:образование, здравоохранение, ЖКХ, АПК. При этом не уделяется достаточного вниманияприродным ресурсам.
Инвестиции в лесопромышленныйкомплекс также недостаточны, хотя экономический потенциал в стратегическом значенииочень велик. На недостаточное привлечение инвестиционного капитала в лесопромышленныйкомплекс оказывает ряд факторов, а именно:
¾ неразвитость транспортнойинфраструктуры;
¾ недостаточность энергетическихресурсов;
¾ отсутствие квалифицированныхменеджеров;
¾ труднодоступностьмест заготовки и переработки;
¾ отсутствие четкойгосударственной политики в области лесного хозяйства;
¾ отсутствие новогостроительства лесопромышленных комплексов;
¾ неразвитость отечественногомашиностроения для лесной промышленности;
¾ зависимость лесопромышленныхкомплексов от импортного оборудования и техники;
¾ отсутствие заделовпо НИОКР лесопромышленного комплекса;
¾ недостаточное привлечениеиностранного капитала в деревообрабатывающую отрасль;
¾ запоздалое укрупнениев форме вертикально-интегрированных холдингов, таких как Братскокомплексхолдинг,Соликамский ЦБК, Котласский ЦБК и др.;
¾ недостаточность диверсифицированныхструктур и капитала, т.е. управляющих компаний, таких как «Илим палп энтерпрайз»,«Гигант» и «Континвентальинвест», которые надстраиваются над крупными холдингами,разрабатывают и реализуют инвестиционную политику. Одновременно они включают в себяи банки, последние способствуют проработке инвестиционных проектов, координируютвзаиморасчеты.
Положительным моментом являетсяповышенный интерес российских финансово-промышленных групп, таких как «Альфа-групп»,«Базовый элемент», «Северсталь» и др.
К недостатку развития ЛПК(лесопромышленного комплекса) следует отнести желание решить все проблемы с помощьюсобственных средств (прибыли и амортизации) при недостаточной поддержке финансированиемиз бюджета. С другой стороны, недостаточность капитала не позволяет поглощать другиехозяйства, идти на укрупнение с целью внедрения современных технологий.
В зарубежных странах, напротив,заемный и привлеченный капитал вовлекается в исследуемую отрасль, в развитие сбытовойи производственной инфраструктуры, завоевание зарубежных рынков, строительство новыхпредприятий и поглощение других компаний. Заемный капитал привлекают через кредиты,привлеченный капитал — через выпуск акций, облигаций и других ценных бумаг. Такимобразом, западные инвесторы вкладывают средства в лесопромышленный комплекс тольков крупномасштабные проекты, а в России типичны мелкие (маломасштабные) проекты,не решающие проблемы ее развития. Иностранные инвестиции в ЛПК в 2003 г. составиливсего 2% от общих иностранных инвестиций.
Далее рассмотрим инвестиционныйпроцесс в химическую промышленность, в которой также недостаточно прослеживаетсягосударственная поддержка.
Отрасль перспективная и развивающаяся.В ней задействовано 8% внеоборотных активов, 9% обеспечивает промышленное производство,7% налоговых сборов в бюджет и 6% общероссийского объема валовой выручки. В то жевремя отрасль испытывает большие затруднения с инвестициями. При потребности в $4млрд. в год в 2003 г. капитальные вложения составили более $1 млрд., а бюджетноефинансирование составляет менее 0,1% от общей суммы вложений. Таким образом, химическаяотрасль лишена государственной поддержки. Стратегические инвесторы не вкладываютденежные средства или свой капитал в данную отрасль из-за систематического снижениявнутреннего рынка, низкой конкурентоспособности, высокого роста цен на ресурсы,несбалансированности рынков сбыта с источниками сырья и материалов, а также высокогоизноса оборудования до 65% и низкой ликвидностью акций. Низкая ликвидность акцийне дает возможность привлечь капитал путем продажи акций на фондовом рынке.
Следует отметить низкий уровеньрентабельности активов в данной отрасли. Так, уровень рентабельности в 2003 г. посравнению с 1995 г. сократился на 11% и соответственно составляет 9%. Западные банкине выдают кредитов из-за низкой ликвидности акций предприятий отрасли и неразвитостирынка акций химической промышленности на фондовом рынке. Низкий процент заемногокапитала в отрасли, до 20%, не позволяет решить стратегические цели, так как в основномрешаются только первоочередные задачи производственного характера.
Иностранный капитал в среднемв год составляет $200–250 млн., или 1,7% иностранных капиталовложений в промышленностьв целом. Приток иностранных инвесторов, по данным российских экономистов, ожидаетсячерез 3–5 лет. Из-за низкого процента привлечения внешнего капитала химическая промышленностьв РФ должна полагаться на внутренний (собственный) капитал в пределах 80%.
Учитывая сложившееся положениеинвестиционного климата в отрасли, целесообразным представляется рассмотреть опытпривлечения инвестиций без риска на основе выпуска корпоративных облигаций и формированияданного рынка. Опыт указанного рынка можно заимствовать в «Нижнекамскнефтехиме»и «Невиномысском азоте».
Следует отметить, что в химическойпромышленности необходим тщательный анализ инвестиционной привлекательности, котораязависит от:
¾ сырьевых ресурсов;
¾ поддержки финансово-промышленныхгрупп;
¾ экспертного потенциала.
Особое место в инвестиционнойдеятельности занимает сфера телекоммуникаций в РФ, в то время как на Западе этаотрасль имеет перепроизводство рынка и интерес у инвесторов отсутствует. Поэтомузападные инвесторы обращают серьезное внимание на российский рынок. По сведениямотдельных экономистов, объем инвестиций в отечественную связь в 2003 г. составил$3,3 млрд. Следует отметить и изменение структуры источников финансирования отрасли,а именно:
¾ сокращается доля собственногокапитала (амортизации, прибыли);
¾ увеличивается доляпривлеченного и заемного капитала (облигационные займы, кредиты, финансовый лизинг).
Общий объем рынка информационныхуслуг оценивается в 2003 г. примерно в 130 млрд. руб. и имеет тенденцию к росту.Так, доходы от основной деятельности в 2003 г. по сравнению с 2002 г. возросли на42,4%. Вместе с тем в данной отрасли необходимо решить ряд проблем для стабилизациии привлечения инвестиций. К таким проблемам относят:
¾ определение внутреннихстимулов для отечественных телекоммуникаций с целью избежания зарубежной конкуренции;
¾ укрепление стабильностии ускорение предоставления телекоммуникационных услуг;
¾ переориентацию общенациональныхприоритетов на построение инновационной экономики;
¾ одновременное задействованиефинансового и высокопрофессионального человеческого фактора;
¾ привлечение международноговенчурного капитала.
Следует обратить вниманиена инвестиции в железнодорожном транспорте, имеющем большое экономическое, социальное,политическое и оборонное значение.
Основным приоритетным направлениемвложения капитала в железнодорожный транспорт является инфраструктура железных дорог,которая должна соответствовать подвижному составу. В свою очередь, следует отметить,что по вложениям капитала в инфраструктуру железных дорог Россия занимает последнееместо в мире, а доля в подвижном составе в общемировых масштабах составляет менее1%.
В 90-е гг. прошлого столетияобъем инвестиций в железнодорожный транспорт снизился в 5 раз, а бюджетное финансированиеуменьшилось в 50 раз. Инвестиционная программа железнодорожного транспорта осуществляетсяпреимущественно за счет собственного капитала, доля которого составляет 92%.
Основными проблемами непривлекательностиинвестиций в железнодорожный транспорт являются:
¾ высокие эксплуатационныерасходы;
¾ низкая доходностьжелезнодорожного транспорта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Макроэкономические предпосылкиинвестиционного процесса в РФ определяются устойчивым экономическим ростом. Существуетпрямая зависимость между годовыми темпами прироста капиталовложений и валового внутреннегопродукта (ВВП).
Макроэкономическими предпосылкамиразвития инвестиционных процессов в РФ станет решение следующих проблем:
¾ государство должносоздать благоприятные инвестиционные условия для менее капиталоемкой сферы;
¾ перелив капитала,т.е. его диверсификации из электроэнергической, топливной, металлургической промышленностив обрабатывающие отрасли, поскольку в обрабатывающих отраслях фондоемкость в 4–5раз ниже, чем в добывающих;
¾ пересмотреть потенциалВПК, где практически сосредоточены все инновации России;
¾ сопоставить размерфинансирования в инновационный процесс в ВПК и его отдачу за 50–70 лет;
¾ использование научныхразработок ВПК в отраслях хозяйства;
¾ увеличить долю частногосектора в ВПК и довести его к 2010 г. до 50% с 25 (2003 г.);
¾ разработать инвестиционныепрограммы для государства и конкретно в бизнесе по реализации совместных амбициозныхпроектов;
¾ разработать механизмвостребования инновационного ресурса, ресурса знаний, заключенного в человеческомфакторе (капитале), способствующего сокращению использования минерально-сырьевыхресурсов;
¾ рассмотреть роль промышленностии влияние ее отдельных секторов в воспроизводстве продукта и эффективном использованииресурсов труда и капитала;
¾ разработать механизмсокращения инвестиций в добывающую промышленность и увеличить их поступление в высокоинновационнуюобрабатывающую промышленность;
¾ разработать механизмсбалансированного распределения между энергосырьевым и инновационным секторами промышленности;
¾ разработать механизмэффективного использования ресурсов и распределения сверхприбыли в интересах общества;
¾ создать национальнуюинновационную систему с целью создания новых товаров и услуг, эффективных машини высоких технологий с воплощением инвестиций в данные направления;
¾ сделать Россию инновационно-активнойстраной с увеличением инвестиций в промышленность и машиностроение;
¾ создать механизм обменафинансовых ресурсов на современные высокие технологии, лучшие машины и оборудованиена отечественном рынке с увеличением ВВП на душу населения в 4–5 раз, доведя егодо уровня развитых стран;
¾ решить на уровне президентастраны проблему механизма аккумулирования и использования сверхприбыли;
¾ разработать поэтапнуюполитику обновления основных средств и основных фондов промышленности с соблюдениемзакона воспроизводства основного капитала;
¾ создать нормативно-правовойакт, регулирующий использование амортизации и фонд накопления из прибыли на инновационнуюи инвестиционную деятельность хозяйствующего субъекта;
¾ всем участникам экономическогопроцесса выявить инвестиционные потребности на возмещение устаревшего и моральноизношенного оборудования;
¾ увеличить инвестициив модернизированные машины и оборудование;
¾ разработать экономическиобоснованную инвестиционную программу на уровне государства по закупке оборудованияна отечественном и зарубежном рынках;
¾ разработать механизмиспользования вторичного рынка оборудования через совместные предприятия и лизинг;хотя импортная техника и устаревшая, но она более эффективная, чем отечественная.Передовые бизнесмены пошли именно по этому пути, и как следствие инвестиции в этонаправление составили 25% от общего объема инвестиций в 2002 г., или 32,5 млрд руб.;
¾ изменить концепциюоценки эффективности инвестиционного процесса на макроуровне через показатели ростаобъема производства и сопутствующих им показателей. Так, индекс физического объемапромышленного производства за 1990–2001 гг. составил 60%, индекс инвестиций — 25%,что означает сокращение объема производства на 40% при уменьшении инвестиций на75%.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1 Инвестиции. Организация,управление, финансирование: Учебник для студентов вузов/Н.В. Игошин. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448 с.
2 Мелкумов Я.С. Организацияи финансирование инвестиций: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 248 с.
3 Инвестиции. Краткийкурс. Янковский К.П.
4 Басовский Л.Е., БасовскаяЕ.Н. Экономическая оценка инвестиций: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 241с.
5 //Инвестиции в России– 2007 — №8