Реферат по предмету "Экономика"


Конкуренция и монополизм

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Эволюцияподходов к исследованию конкуренции и монополий в экономической науке
1.1. Конкуренция, еёсущность, типы и формы
1.2. Теории конкуренции имонополий
ГЛАВА II. Монополии исоциальная цена их власти
2.1. Классификациямонополий и их характеристика
2.2. Монопольная власть.Степень монополизации
2.3. Государственноевлияние в деятельности монополий
ГЛАВА III. Динамикастановления монополизма в современной России
3.1. История развитиямонополий в России
3.2. Перспективы развитияроссийских монополий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
 
Любаяпопытка исследовать отдельную отрасль экономики была бы бесконечной иневыполнимой задачей. Их огромное множество. Я ставлю в своей работе конкретнуюцель – определить и обсудить несколько основных рыночных структур.
Экономистыразличают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:
/> совершеннаяконкуренция;
/> несовершеннаяконкуренция:
— чистая монополия;
— дуополия;
— олигополия;
— монополистическая конкуренция я дифференциацией продукта.
Этимодели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того,является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легкоили трудно новым фирмам войти в отрасль.
Цельданной курсовой работы – изучить модели конкуренции, рассмотреть ипроанализировать отдельный вид несовершенной конкуренции – монополию. Посколькумонополизм оказывает негативное влияние на экономику, будет представлено такоепонятие как антимонопольное регулирование.
Такжебудут рассмотрены крупнейшие российские монополии, их реформирование с цельюотделения монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных,изменения ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.
Намой взгляд, полезно время от времени проводить различие, сравнение ивзаимосвязь между конкуренцией и монополией и особенностями других основныхмоделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.
ГЛАВАI. Эволюция подходов к исследованиюконкуренции и монополий в экономической науке
1.1.Конкуренция, ее сущность, типы и формы
 
Конкуренция(нем. Konkurrenz
Стремлениепобедить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положенияна рынке, захвату рыночной власти, проявлению тенденций монополизма (отгреческих слов «monos» – один и «poleo» – продаю). Монополизм понимают двояко:
Ø как господство нарынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшойгруппы производителей, продавцов. Объединившихся в целях захвата рынков,вытеснения конкурентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен;
Ø как действияхозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранениеконкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка.
Какбыло сказано ранее, существует несколько форм конкуренции. Следует рассмотретьих подробнее.
Совершеннаяконкуренция –экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельныепокупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночнойструктуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается вприспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Вслучае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называетсянесовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с цельюзанятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестнаяконкуренция.
Внекоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестнойконкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различнымпредставителям государства в обмен на различного рода преференции.
ДавидРикардо выявил закономерную в условияхсвободной конкуренции тенденцию нормы прибыли кпонижению.
Вреальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершеннойконкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов был сделанвывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которогоможет лишь благодаря внешнему вмешательству.
Несовершеннаяконкуренция делитсяна следующие подвиды:
Чистаямонополия – положение на рынке товаров и услуг, характеризующеесяналичием только одного продавца данного вида товара или услуги. При этом доступ на рынок ограничен иосуществляется полный контроль за ценами. Таким образом, в условиях чистоймонополии на рынке господствует крупное предприятие-монополист, полностьюконтролирующее цены. Установление чрезвычайно высоких цен сдерживается угрозойпадения или отсутствия покупательского спроса. Монополист оценивает спрос иустанавливает цену на уровне, обеспечивающем наибольшую рентабельность.
Монополистамиявляются предприятия коммунального хозяйства, без услуг которых не можетобойтись ни одно предприятие, например РАО ЕЭС. Существование естественныхмонополий оправдывается тем, что они наилучшим образом удовлетворяютобщественные интересы. В сельской местности такими монополистами могут быть и предприятия-поставщикисельскохозяйственной техники, химических удобрений, семеноводческие и племенныехозяйства, предприятия, оказывающие ремонтных услуги.
Такимобразом, рынок чистой монополии – это рынок одного продавца. Чаще всего этогосударственные организации, при этом государственная монополия может припомощи ценовой политики решать различные задачи:
· устанавливатьцену ниже себестоимости на социально значимые товары для поддержаниясоответствующего уровня жизни населения;
· назначать цену срасчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов;
· устанавливатьзавышенную цену для сокращения потребления.
Вслучае регулируемой монополии государство разрешает фирмам устанавливатьрасценки, обеспечивающие получение «справедливой нормы прибыли», которая дасторганизации возможность поддерживать производство, а при необходимости ирасширять его. В случае нерегулируемой монополии фирма сама устанавливает любуюцену, которую сможет выдержать рынок.
Дуополия – типрыночной структуры, при которой имеется только два поставщика определенноготовара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах,рынках сбыта, квотах производства.
Олигополия – тип рыночной структуры несовершеннойконкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерамиолигополий можно назвать производителей компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple», производителей автомобилей, такихкак «Мерседес», «БМВ» и др. Олигополистический рынок состоитиз небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразованияи маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь,алюминий), а могут быть и не схожими (автомобили, компьютеры). Небольшоеколичество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнутьна этот рынок.
Каждый продавец чутко реагирует настратегию и действия конкурентов. Например, если какая-то сталелитейнаякомпания снизит цены на 10%, то покупатели быстро переключатся на этого поставщика.Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либопредложением большего числа или объема услуг.
Олигополист никогда не испытываетуверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счетснижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могутне последовать его примеру. И тогда ему придется возвращаться к прежним ценам,либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.
Последним подвидом несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. Здесь подразумевается, что в отрасли может быть много продавцов, предлагаемые ими товары неоднородны с точки зрения покупателей. Эта ситуация наиболее характерна для рынков развитых стран.
В ХХвеке одной из важнейших проблем экономической теории стала проблема соотношенияконкуренции и монополизма, которые, тем не менее, не следует противопоставлять.Экономисты XIX века исходили из концепции свободного рынка, на которомконкурируют множество независимых продавцов и покупателей. В новых условияхтакой подход выглядел уже нереалистичным, оторванным от жизни. Важным, если нерешающим фактором стало функционирование монополистических объединенийразличного рода – картелей, синдикатов, трестов, холдинговых компаний и т.п.
Конкуренцияимеет большое значение в экономической жизни общества. Она способствуетразвитию производства и повышению его эффективности. Благодаря конкуренциисоздаются огромное разнообразие товаров и услуг и богатые возможности выборадля потребителей. Конкуренция создает условия по оптимальному использованиюдостижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видовтоваров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве иреализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров,обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей. Конкуренциястимулирует деятельность субъектов рыночных отношений. Через конкуренциютоваропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителяприводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качествапродукции, усилению научно-технического прогресса.
В тоже время конкуренция имеет и негативные стороны. Она обостряет противоречияэкономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию вобществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает созданиемонополий. Конкуренция отрицательно сказывается на защите окружающей среды, нестимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного пользования(дороги, общественный транспорт), сохранение невоспроизводимых ресурсов (лес,дикие животные, полезные ископаемые). С конкуренцией связываются также такиеявления, как ухудшение материального положения определенной части населения,безработица, социальная несправедливость. Противоборство агентов рынкаусиливает их социально-экономическое расслоение.
Соответственно,противоречиво оценивается роль монополий в экономике, т.е. можно привестидоводы как за, так и против них. Ряд обстоятельств позволяет выступить в защитумонополий. Развитие научно-технического прогресса (НТП) эффективно только вкрупных фирмах. Общеизвестно, что, хотя значительная часть выдающихсятехнических открытий ХХ века сделана мелкими предпринимателями, их реализациястала уделом «большого бизнеса». Крупное производство позволяет лучшеиспользовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские иопытно-конструкторские работы (НИОКР). В результате это приводит к снижениюсебестоимости и повышению качества продукции. Стереотипы мышления начала ХХвека, будто монополия всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозитьНТП, склонна к «загниванию и застою», сильно устарели. Современная монополиясуществует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое постояннопредполагает угрозу конкуренции – внутриотраслевой или межотраслевой,национальной или иностранной, реальной или потенциальной.
Вкачестве недостатков монополий можно отметить то, что, по мнению большинстваэкономистов, они приводит к неэффективному распределению ресурсов. Деятельностьмонополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическимиконфликтами и нестабильностью.
Следуетучесть, что конкуренция и монополизм – это не две различные взаимоотрицающиеэкономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.Без вмешательства государственных структур и конкуренция, и монополии могутпревратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции, содной стороны, и ограничения монополизма, с другой стороны, удержания их науровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет«правила игры» соперников. В этих законах фиксируются права и обязанностипроизводителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантиидействий участников рынка.
Вцелом современные экономисты считают конкуренцию одной из главных причинэффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрятьнаучно-технические достижения, совершенствовать технологию производства.
Сущностьконкуренции проявляется, прежде всего, в ее следующих функциях, которыевыделяются в экономической литературе:
· обеспечениенацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получитьприбыль;
· стимулированиероста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
· дифференциациятоваропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьиостаются при своем);
· давление напроизводство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства всоответствии со спросом и нормой прибыли;
· ликвидациянеконкурентоспособных предприятия, их продажа, слияние или поглощение другими,более сильными, предприятиями, преобразование и т.п.;
· стимулированиеснижения цен и повышения качества товаров.
Вэкономической литературе большое внимание уделяется анализу типов и формконкуренции.
Во-первых,различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Их механизм былдостаточно подробно рассмотрен К. Марксом.
Внутриотраслеваяконкуренция – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородныетовары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли.Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуютобщественную, рыночную стоимость. Внутриотраслевая конкуренция сводит различныеиндивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливаетнеравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслейпроизводства.
Межотраслеваяконкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различныхотраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала,перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, тоее величина в различных отраслях неодинакова. Однако каждый предпринимательнезависимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на негоприбыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливукапиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли вотрасли с высокой нормой. В ходе такого движения капиталов между отраслямипроизводства нормы прибыли выравниваются вследствие конкуренции в единую общуюнорму прибыли, представляющую собой среднее из этих различных значений нормприбыли. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал,называется средней прибылью. Образование средней прибыли означаетперераспределение совокупной прибыли между предпринимателями различных отраслейпо принципу: равновеликая прибыль – на равновеликий авансированный капитал, вложенныйв эти отрасли.
Во-вторых,в зависимости от уровня конкуренции различают две ее формы: совершенная инесовершенная.
Дляхарактеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используютсяследующие показатели: количество производителей и потребителей на рынке, типпроизводимой продукции, способность отдельного производителя и потребителявлиять на рыночные цены, барьеры на пути вступления в отрасль, отсутствие илиналичие неценовых форм конкурентной борьбы. С учетом этих показателей рынки условноразделяют на две группы – конкурентные (совершенная конкуренция) инеконкурентные (несовершенная конкуренция).
Совершеннаяконкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияниекаждого участника хозяйственного процесса на общую ситуацию настолько мало, чтоим можно пренебречь. На конкурентном рынке, или рынке совершенной конкуренции,рыночный механизм и его основные закономерности проявляются в наиболее чистомвиде. Совершенная конкуренция предполагает отсутствие власти производителя надрынком. В современной действительности совершенная конкуренция – довольноредкий случай, лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынокзерна, ценных бумаг, иностранных валют). С точки зрения теории совершеннаяконкуренция является простейшей ситуацией и эталоном, образцом для сравненияэффективности реальных хозяйственных процессов.
Конкуренция,при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции,называется несовершенной. Несовершенная конкуренция означает известную степеньгосподства производителя над рынком. Крайним случаем является ситуация, котораяхарактеризуется наличием единственного производителя и продавца (монополия) нарынке конкретного товара или единственного покупателя (монопсония).
Крометого, различают функциональную конкуренцию (касается определенного товара) ивидовую (по цене и качеству).
1.2.Теорииконкуренции и монополий
 
Впервой половине XX века сложилось множестворазнообразных теорий монополии и конкуренции. Среди них надо назвать, преждевсего, марксистскую теорию, точнее – ряд несовпадающих во многом теорийсторонников марксизма.
Рассматриваяконкуренцию при капитализме, Фридрих Энгельс определял ее как наиболее полноевыражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех противвсех. Карл Маркс полагал, что закон капиталистической конкуренции основывается,прежде всего, на разнице между стоимостью товара и издержками производства. Приэтом он различал две формы капиталистической конкуренции: внутриотраслевую имежотраслевую.
Немецкийсоциал-демократ Рудольф Гильфердинг в своем труде «Финансовый капитал» (1910 г.)особое внимание уделял монополиям в банковском деле. Он считал, что банковскиемонополии подчиняют себе промышленность. Р. Гильфердинг рассматривает понятие «финансовыйкапитал» – капитал, находящийся в распоряжении банков, но прилагаемый кпромышленному производству. Утверждение господства финансового капталаоткрывает дорогу к замене свободной конкуренции планомерной организациейэкономики. В конце двадцатых годов Р. Гильфердинг провозгласил начало эры «организованногокапитализма», основу которого представляет сознательное руководство всемнародным хозяйством, осуществляемое банковскими монополиями. Образованиемеждународных картелей означает устранение конкуренции в масштабах группы странили даже во всемирном масштабе, утверждение начал интернациональноорганизованного капитализма, следствием чего является исключение военногосоперничества государств. Таким образом, в теории Р. Гильфердинга монополии иконкуренция противоположны; монополистический капитализм означает преодолениесвободной конкуренции и ограничение рыночных сил.
Австрийскиймарксист Карл Каутский (1854-1938) в отличие от Р. Гильфердинга акцентировалвнимание на промышленных монополиях. В 1914 г. им была выдвинута теорияультраимпериализма. Капитализм, по его мнению, в будущем может вступить встадию ультраимпериализма. Монополии, сложившиеся в отдельных странах иотраслях, сольются в единый всемирный картель. Это приведет к устранению конкуренции,замене анархии производства планомерным регулированием хозяйства в мировоммасштабе.
Аналогичнуюпозицию абсолютного противопоставления монополии и свободной конкуренциизанимал Владимир Ильич Ленин (1870-1924), хотя он критикует теоретическиепостроения Р. Гильфердинга и К. Каутского. Его взгляды наиболее полно изложеныв работе «Империализм как высшая стадия капитализма»[1].Установление господства монополий, как считал В.И. Ленин, означает сменукапитализма свободной конкуренции империализмом, т.е. монополистическимкапитализмом. Свободная конкуренция неизбежно ведет к концентрации производстваи капитала; эта концентрация вызывает к жизни монополии; монополии ограничиваютсвободу конкуренции. Сами основы товарного хозяйства оказываются подорванными.Едва ли не решающими источниками прибыли, становятся монопольный взлет цен напродукцию, монопольный диктат на рынках сырья и капиталов.
Впротивовес Р. Гильфердингу и К. Каутскому, которые акцентировали внимание наначалах планомерности, привносимых монополиями в хозяйственную жизнь, В.И.Ленин выдвигает на передний план обострение противоречий капитализма намонополистической стадии. Монополии, вырастая из свободной конкуренции и впринципе отрицая ее, на практике не могут эту конкуренцию ликвидировать: онисуществуют над ней и рядом с ней. Это порождает особенно острые конфликты, и вчастности, углубление экономических кризисов.
В.И.Ленин характеризует монополистический капитализм как паразитический,загнивающий капитализм. Если конкуренция была фактором технического иэкономического прогресса, то монополия – мощный фактор застоя и регресса.Захватив господствующее положение, монополии не проявляют интереса ни кобновлению продукции, ни к повышению ее качества, ни к снижению издержекпроизводства. Более того, появляются возможности торможения техническогопрогресса путем скупки патентов без расчета на их реализацию в производстве ипутем прямого удушения аутсайдеров, пытающихся технические новинки внедрить.Но, поскольку монополии не могут полностью изгнать конкуренцию из экономическойжизни, застой и загнивание – лишь тенденция, свойственная современномукапитализму, а не абсолютное правило. Неравномерность развития отдельных страни отраслей хозяйства приводит к тому, что противоположные тенденции к застою ик быстрому росту проявляются с разной силой в различных отраслях и странах.
Почтив то же время, что и марксистская концепция монополий, сложилась теорияэффективной конкуренции. Ее автор – австрийский (с 1932 г. – американский)экономист Йозеф Шумпетер. В отличие от традиционного, воспринятого имарксистами, противопоставления монополий и конкуренции, Й. Шумпетер видитвозможность их позитивного взаимодействия. Не всякая конкуренция эффективна дляэкономического роста. Эффективной Й. Шумпетер считает только конкуренцию,основанную на снижении издержек производства и повышении качества продукции засчет технических, организационных и управленческих новаций. Наилучшимиусловиями для осуществления таких новаций обладают крупнейшие компании и ихмонополистические объединения. Именно монополии, располагающие громаднымиресурсами, имеют возможность проводить исследовательские работы, внедрять новуютехнику и технологам, что связано зачастую с гигантскими капиталовложениями, с длительнымисроками окупаемости инвестиций. Если ранее монопольная прибыль базировалась наособых правах и привилегиях, предоставленных властями, или же на исключительнойсобственности на дефицитные ресурсы и невоспроизводимые блага, то теперь она –порождение нововведений, вознаграждение за техническое и организационноеноваторство.
Монополию,обеспечивающую сверхприбыль за счет новаторской деятельности, Й. Шумпетерименует эффективной монополией. Эта сверхприбыль для каждой конкретноймонополии – дело временное. Она исчезает вследствие осуществления другихнововведений конкурентами, монополиями-соперниками. Каждая монополия преследуетсвои частные интересы, но результатом оказывается выигрыш всего общества. По Й.Шумпетеру, эффективная монополия – источник позитивного динамизма экономики. Вэтом отношении его теория прямо противоположна марксистской концепции, видящейв монополиях причину хозяйственного застоя и регресса.
Втридцатые годы XX века сформировались две новых теории – монополистическойконкуренции и несовершенной конкуренции.
Авторомпервой был американский ученый Эдвард Чемберлин. Он исходил из того, что чистаяконкуренция между товаропроизводителями возможна лишь в том случае, если всеони создают абсолютно идентичный продукт и продают его в совершенно идентичныхусловиях ничем не отличающимся друг от друга покупателям.
Вреальной жизни этих условий нет. Даже однородные продукты различаются оттенкамикачества, упаковкой, торговой маркой. Не тождественны и условия реализации: уфирм различны пространственное распределение продавцов, формы обслуживанияпокупателей, дополнительные услуги (например, гарантии обмена или ремонтанеисправных товаров), меры по рекламированию. Не идентичны и покупатели по ихинформированности, привычкам к определенным продавцам или местам продажи и т.п.Эта дифференциация продукции означает, что каждый производитель (продавец)занимает монопольное положение. Так называемая свободная конкуренция есть посуществу конкуренция монополистов. Не существует единого рынка, а есть множествоотносительно обособленных рынков со своими ценами. Но дифференциация товаров ирынков не абсолютна: в той мере, в какой они могут служить субститутами,реальна конкуренция. Существование субститутов (хотя и не полных) ограничиваетвозможности каждого монополиста повысить цены, чтобы извлечь сверхприбыль.
До Э.Чемберлина в теоретических построениях спрос принимался как нечто заданное пообъему и эластичности. У Чемберлина спрос – явление, меняющееся, подвоздействием производителя. Формирование спроса связано с издержками сбыта, неменее важными, чем издержки производства. Чемберлин доказывает, что в реальнойконкурентной среде издержки производства выше, чем они были бы при чистойконкуренции, ибо производственные мощности недогружены. Выпуск продукции можнобы увеличить, но для соответствующего увеличения сбыта потребовалось бы либопонизить цены, либо понести значительные дополнительные издержки сбыта, так чтов итоге прибыль бы не повысилась.
Дифференциацияпродукта, по Э. Чемберлину, это важнейший, но не единственный фактормонополистической конкуренции. Другой фактор – малое количество продавцов, т.е.фактическая олигополия. На олигопольных рынках неизбежно, хотя и стихийнопрокладывает себе дорогу тенденция к взаимосогласованным решениям, в частности,к параллелизму цен. Например, решение какой-либо одной компании повысить ценырационально для нее лишь в том случае, если так же готовы действовать другиекомпании, иначе неизбежна потеря рынка компанией, повысившей пены.
Английскийэкономист Джоан Робинсон разработала теорию несовершенной конкуренции.Конкуренция является совершенной, если ни один из производителей не может черезобъем своих продаж влиять на общий уровень цен. В условиях все усиливающейсяконцентрации производства ситуация меняется. Крупнейшие компании оказываютсущественное влияние на рыночные цены.
ДоДж. Робинсон экономисты ограничивались анализом монополии на сторонепредложения. Робинсон ввела в круг исследований монополию на стороне спроса, вчастности на факторы производства, включая труд. Такая монополия именуетсямонопсонией. В условиях несовершенной конкуренции появляется возможностьпроведения монополиями сознательной ценовой политики, маневрирования ценами вовремени и пространстве, а также с учетом особенностей отдельных групппокупателей. В модели совершенной конкуренции фигурировал единый рынок с некимиоднородными покупателями, одинаково реагирующими на изменение цен. Вдействительности, у разных категорий потребителей в зависимости от их доходов,привычных ориентаций и ожиданий и других факторов ценовая эластичность спросаразлична. Монополии учитывают эту дифференциацию, проводя политику «ценовойдискриминации». Абстрактный единый рынок на деле сегментируется, и по отношениюк различным сегментам рынка монополия проводит различную политику.Представление, что монополии всегда выгодно повышение цен, абсурдно. Максимумприбыли как раз достигается ценовой дискриминацией. На тех сегментах рынка, гдеэластичность спроса по цене высока, монополии устанавливают относительно низкиецены. Это позволяет резко расширить сбыт и с лихвой перекрыть ценовые потери засчет снижения издержек производства благодаря эффекту масштаба. Там, гдеэластичность спроса по цене низка, цены устанавливаются на более высокомуровне. Аналогичную ценовую дискриминацию могут проводить и монополии,осуществляя закупки у разных групп продавцов, на разных сегментах рынка.
Присходстве многих моментов, теории Чемберлина и Робинсон глубоко различны. Э.Чемберлин доказывает, что монополистическая конкуренция – это механизм,обеспечивающий наиболее эффективное функционирование экономики. Дж. Робинсонпровозглашает, что в условиях несовершенной конкуренции появляется возможностьэксплуатации и не обеспечивается оптимальное использование производственныхресурсов. Отсюда она делает вывод, что отсутствие свободной, совершеннойконкуренции может быть компенсировано лишь сознательным вмешательством врыночные процессы. Дж. Робинсон, в частности, выступала за правительственноерегулирование минимальной заработной платы, поддерживала профсоюзы какрегулятор предложения труда, считала теоретически справедливым в определенныхусловиях государственное регулирование цен.

ГЛАВАII. Монополиии социальная цена их власти
 
2.1Классификациямонополий и их характеристика
 
Монополииклассифицируются на следующие:
1)Экономические монополии.
Экономическиемонополии являются наиболее распространенными. Их появление обусловленоэкономическими причинами, они развивается на основе закономерностейэкономического развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоеватьмонопольное положение на рынке. Экономические монополии в двух случаях. Первыйзаключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении егомасштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается напроцессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении илипоглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих,предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
2)Естественные монополии.
Естественнаямонополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когдаспрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькимифирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживанияпотребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могутслужить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отрасляхсуществует ограниченное количество, если не единственное национальноепредприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение нарынке.
Основнымипризнаками естественной монополии являются следующие:
§ Деятельностьсубъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, чтосвязано с существенной экономией на масштабах производства и высокимиусловно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт.Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем большегрузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
§ Высокие барьерывхода на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительствомтаких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организацияподобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительстводорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) врядли может окупиться.
§ Низкаяэластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимыесубъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены,чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменитьдругими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребностинаселения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится,например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставитмногих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будутпользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифовэлектроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменитьее эквивалентным энергоносителем сложно.
§ Сетевой характерорганизации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространствесетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в томчисле наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контрольиз единого центра в реальном масштабе времени.
Существуютдва типа естественных монополий:
а) Природныемонополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров дляконкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может статьфирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемыхи которая купила права на земельный участок, где располагается этоместорождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет:закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом(что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такогомонополиста).
б) Технико-экономическиемонополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которыхпродиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными спроявлением эффекта масштаба.
Скажем,технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городедвух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегдарациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двухконкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постояннообращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиентудругой.
Наиболеекрупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные,где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы радиснижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том,что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополистанесколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство ив итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
С.Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любогообъема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя илиболее фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.
3)Административные монополии.
Административнаямонополия возникает вследствие действий государственных органов. С однойстороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права навыполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационныеструктуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняютсяразным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируютсяпредприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственныйсубъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего СоветскогоСоюза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там былаименно административная монополия, прежде всего монополия всесильныхминистерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополиягосударства на организацию и управление экономикой, которая основывалась нагосподствующей государственной собственности на средства производства.
4) Государственныемонополии.
Внекоторой литературе выделяют государственную монополию. Существованиегосударственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано какестественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например,железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новыхфирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операцийстратегически важных товаров и т. д.).
Вотличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как даннуюизвне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса ивеличины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, котносительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценамна реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странахмира государство проводит более или менее жесткую политику регулированиядеятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции нарынке.
5) Правовыемонополии (юридические).
Другойпричиной возникновения и сохранения фирмой особого монопольного положенияявляется ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные природныересурсы (например, нефть). Контроль над добычей и реализацией данного видасырья создает их собственникам особые благоприятные условия на рынке,препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний.
Контрольфирмы над знаниями в виде собственности на патент предоставляет ейисключительное право на производство и продажу вновь изобретенного продукта втечение определенного периода времени. Классическим примером монополии данного видабыла компания «General Electric», которая безраздельно господствовала на рынкеэлектрических лампочек, изобретенных Эдисоном, с 1892 по 1930 г. Такой видмонополий также называют закрытыми монополиями.
Современнаяэкономическая теория выделяет три типа монополий:
•монополия отдельного предприятия;
•монополия как соглашение;
•монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Также различают шесть основных форм монополистических объединений:
1) Картель– это объединение нескольких предприятий одной сферы производства,участники которого сохраняют собственность на средства производства ипроизведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, идоговариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта;
2) Синдикат– это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участникикоторого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственностьна произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряюткоммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общейсбытовой конторой;
3) Трест– это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслейпромышленности, участники которого теряют собственность на средствапроизводства и произведенный продукт, производственную и коммерческуюсамостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление,а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получаютакции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваиватьсоответствующую часть прибыли треста;
4) Многоотраслевойконцерн – это объединение десятков и даже сотен предприятий различныхотраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряютсобственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирмаосуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
5) Пул– временное объединение предпринимателей, прикотором прибыль поступает в общий фонд, а затем распределяется междуучастниками соглашения в соответствии с заранее оговоренными условиями.
6) Ринг – кратковременное соглашениепредпринимателей о скупке товара в целях монополизации рынка при его продаже.
Необходимосказать пару слов о таком способе монополизации, как корнер.
Корнер– способ, придуманный еще в XVI веке. Смысл этого метода прост: купцы илипроизводители заключают тайное соглашение о скупке, о временном изъятии с рынкакакого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен.После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга»получают повышенный доход.
Например,в 1931 году участники Международного оловянного картеля организовали корнер поолову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажныйспрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен. Добившись этого, участникикорнера спустя год распродали свои запасы металла с огромной прибылью.
В60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиватьсяконгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путемпоглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического ипроизводственного единства.
2.2.Монопольная власть. Степень монополизации
 
Придвижении от совершенной конкуренции к монополистической конкуренции, затем колигополии и, наконец, к монополии все ослабевает конкуренция и все сильнеепроявляется монопольное начало.
Следует,таким образом, различать монополию и монопольную власть. Монопольная властьозначает, что фирма может влиять на цену, изменяя объем выпуска товара. Такаяфирма не обязательно является монополией, но может быть также олигополией илимонопольно-конкурентной фирмой.
Обладаниемонопольной властью ведет к тому, что кривая спроса на продукт фирмы перестаетбыть горизонтальной (как у совершенно конкурентной фирмы), но имеетотрицательный наклон. Вспомним, что совершенно конкурентная фирма, занимаяничтожно малый объем рынка, принимает рыночную цену как заданную, не способнаее изменить, но может продать любое количество своей продукции по данной цене(тема 8, п. 1). Напротив, фирма, обладающая монопольной властью, может повысить(снизить) цену, но тогда она, скорее всего, столкнется со снижением(повышением) спроса на свой товар:
Чемкруче наклон кривой спроса, тем меньше падает спрос при повышении цены фирмой,тем выше ее монопольная власть.
Дляоценки степени монополизации отрасли используется ряд показателей, наиболееизвестный из которых – индекс Херфиндаля-Хиршмана (Н). Он рассчитывается поформуле:
/>
где S1,S2 —выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношениеобъёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана реагирует на рыночную долюкаждой фирмы в отрасли.Максимальное значение индекса, соответствующее ситуации чистой монополии,составляет 10000.
ИндексХерфиндаля не лишен недостатков. Тем не менее, он используется в США прирешении вопроса о допустимости слияний фирм. Так, если индекс превышает 1800пунктов, рынок считается высококонцентрированным, что затрудняет получениеразрешения на слияние. Существует и дополнительное условие, согласно которомуслияние не должно позволить укрупненной фирме захватить свыше 35% рынка.Последняя величина аналогична пороговой норме, установленной в России длявключения фирмы в государственный реестр предприятий, обладающих монопольнойвластью.
Существуютследующие причины существования монопольной власти:
–Исключительные права, предоставленные органами власти. Только одна компания,например, имеет право заниматься данным видом деятельности; тем самымправительство или региональные власти создают монополию. Если же государствопредоставляет исключительные права деятельности в данной сфере несколькимфирмам, то оно способствует возникновению олигополии. Неофициальноеиспользование т.н. «административного ресурса» – важнейший источникмонополизации современной российской экономики. Федеральные или местные властиопекают одну или несколько связанных с ними фирм, одновременно препятствуядеятельности других;
–Исключительная собственность на какой-либо производственный ресурс. Чтобычто-то производить, нужны ресурсы – труд, капитал, земля. Если только однафирма обладает редким ресурсом, необходимым для производства данного продукта,она является монополистом. Например, алюминиевая компания контролирует добычубокситов, киностудия обладает эксклюзивными правами на уникальный фильм, фирмаимеет патент на новейшую техническую разработку, певец обладает собственностьюна свой уникальный голос. Бывает так, что необходимым ресурсом обладаютнесколько фирм. В этом случае мы имеем олигополию на данном рынке;
–Возрастающая отдача от масштаба – случай естественной монополии. Возрастающаяотдача от масштаба означает, напомним, что при увеличении всех факторовпроизводства в n раз выпуск возрастает более чем в n раз.
–Таким образом, у естественной монополии выпуск растет быстрее, чем количествоиспользуемых ею ресурсов, т.е. по мере роста производства (соответственно –укрупнения фирмы) затраты на единицу продукции (долгосрочные средние затраты)падают. Отметим, что так бывает не всегда. Очень часто более крупная фирманесет и более высокие затраты на единицу выпуска в сравнении с относительнонебольшим предприятием. Дело здесь в том, что крупный бизнес, как правило,является неповоротливым и забюрократизированным. Тем не менее, естественнаямонополия – это фирма, могущая удовлетворить любой рыночный спрос с меньшимидолгосрочными средними затратами, чем те, которые сложились бы, если бы вместонее на рынке действовали две или большее количество фирм:
Предположим,естественная монополия выбрала выпуск q1, при котором ее долгосрочные средниезатраты составляют АС1. Если бы вместо одной монополии на рынке действовали двефирмы, на долю каждой из них при данной цене досталась бы примерно половинарыночного спроса ( ). Но тогда средние затраты у каждой фирмы оказались бывыше, чем у монополии – выросли до АС2.
Вкачестве примера возьмем систему коммунального водоснабжения. Обеспечивающаяего компания является монополистом в масштабах города или района. Теоретическивозможно провести в квартиры несколько труб с горячей и холодной водой,принадлежащих разным фирмам. Тогда потребитель сможет выбирать, услугами какойфирмы пользоваться, и конкуренция будет обеспечена. Так, однако, не делают,поскольку общие расходы на прокладку труб (постоянные затраты) возрастут ровново столько раз, сколько фирм примут участие в проекте. Вырастут в результате изатраты на каждый литр воды. Конкуренция приведет, следовательно, к увеличениюзатрат, а потому будет неэффективной.
Бываети так, что минимальные затраты на единицу выпуска достигаются в том случае,когда на рынке действует не одна, а несколько фирм. Это способствуетвозникновению естественной олигополии.
Науровне экономики в целом естественными монополиями являются нефтепроводы (еслимы в порядке борьбы с монополией «Транснефти» проложим рядом второйнефтепровод, транспортировка каждой тонны нефти обойдется обществу дороже, чемпрежде), линии электропередач, железнодорожные пути и т.д.
Такимобразом, существование естественной монополии основано не на правительственныхпривилегиях и других в принципе устранимых факторах, а на преимуществах взатратах перед более мелкими фирмами. Следовательно, разукрупнение естественноймонополии приведет к потере эффективности, а потому экономически нецелесообразно; в отношении таких монополий применяются иные методырегулирования. Например, государственный контроль над ценами.

2.3.Государственное влияние в деятельности монополий
Важнейшимсредством регулирования деятельности монополий является антимонопольноезаконодательство, основы которого заложены в законодательных актах ВерховногоСовета Российской Федерации.
Антимонопольноезаконодательство представляет собой пакет законов, который выступает каксредство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, каксредство установления официальных «правил игры» на рынке.
Началоантимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что явилосьреакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. В 1880 г. былпринят первый закон – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка,признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничениепроизводства и торговли. Позднее, в 1914 г., был принят еще один важныйзаконодательный акт – закон Клейтона. Этот закон был направлен в первую очередьпротив различных видов монополистической практики. Он объявлял вне законаценовую дискриминацию, запрещал исключительные или «принудительные» соглашения,формирование взаимопереплетающихся директоратов, приобретение акцийконкурирующих корпораций. В 1914 г. была образована Федеральная торговаякомиссия, предназначенная для борьбы с антиконкурентными слияниями компаний. В1938 г. на эту комиссию была возложена дополнительная ответственность по защитеобщественности от вводящей в заблуждение или ложной рекламы. АктЦеллера–Кефовера 1950 г. дополнил закон Клейтона о слияниях запретом на слияниепутем приобретения активов, результатом чего могло явиться ослаблениеконкуренции.
Первыеантимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупногопроизводства за выживание мелкого. В дальнейшем практика антимонопольногозаконодательства неоднократно менялась на протяжении XX столетия, периоды егоужесточения и либерализации чередовались.
Впоследние десятилетия наблюдается смягчение действий статей законодательства. Вэтом проявилось влияние представителей чикагской школы. По их мнению, основнойзадачей антимонопольного законодательства является не защита интересовотдельных компаний, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.
ВЗападной Европе антимонопольное законодательство было принято в послевоенныйпериод и имеет ряд особенностей. С одной стороны, оно формально направлено назащиту интересов потребителей, а с другой – призвано поощрять процессконцентрации производства и образования крупных корпораций, если это связано снаучно-техническим прогрессом.
Хотяконкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различныхстранах имеют свои особенности, можно выделить общие для всех стран основыэтого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами,занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защитаинтересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего имелкого бизнеса.
Современноеантимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления – контрольнад ценами и контроль над слияниями компаний. Антимонопольное законодательствов первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любойсговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуетсядемпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкиецены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. Например, в деле против«IBM» министерство юстиции США обвинило компанию в демпинге при установлениицен на аренду компьютеров ее собственного производства.
Слияниекомпаний происходит, когда одна фирма приобретает акции другой. В результатевторая компания становится составной частью первой. Со второй половины 80-х гг.усиление этого процесса наблюдается практически во всех странах. Так, в США в1987 г. более 2000 фирм были поглощены в процессе слияний.
Правительствообычно предпринимает меры, когда в результате горизонтального слияния(объединение сходных компаний) фирм их рыночная доля значительно увеличивается.Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на гранибанкротства.
Вслучае вертикального слияния (объединение последовательно связанных производствтипа угольных, сталелитейных и автомобильных компаний) закон такжеустанавливает верхний предел доли фирм на соответствующих рынках. Ведь слияниебывших поставщиков и потребителей лишает возможности другие фирмы продаватьсвои товары фирме-покупателю.
Конгломератныеслияния (объединение компаний из разных отраслей) обычно разрешаются. Еслинефтяная или страховая компания приобретает фирму по производству мороженого,то в результате их позиции на соответствующих рынках практически не меняются.

 
ГЛАВАIII. Динамика становления монополизма всовременной России
 
3.1.История развития монополий в России
 
Появлениемонополий в России было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-хгодах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развитиязаключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в созданиеи деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственногохозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение,нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновениюгосударственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте.Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющеевоздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на ихразвитие оказал экономический кризис 1900-03 г.г. Монополии постепенноохватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в видекартелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении ихучастниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединениятрестовского типа (Товарищество «Бр.Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствиезаконодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления идеятельности монополий, делало возможным использование против них государствомзаконодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело краспространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако,действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз»,военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства(ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремилиськ правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений.Многие крупные синдикаты – «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля»,«Медь», «Проволока», РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями,действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласнымиконтрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовалиодновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема(1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых ипромышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков ихбыло на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшиебанки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрациии комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов,концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник»,«Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатскогобанка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был оченьнеравномерен. В одних отраслях народного хозяйства ( металлургия, транспорт,машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополииконцентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельногосподствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищеваяпромышленность) – уровень монополизации был невысок.
Вгоды первой мировой войны 1914-18 г.г. в России прекратилась деятельность рядалокальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь.Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина,бр.Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военнымпроизводством. Российский монополистический капитализм существовал на основесращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат,Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» поинициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевскаяорганизация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированыв результате октябрьской революции в ходе национализации промышленности ибанков.
Советскоегосударство частично использовало учетные и распределительные органы монополийпри создании органов управления народным хозяйством.
Входе перестройки 1985-1991 гг. вопросы антимонопольной политики и механизмоврегулирования конкурентных отношений так и не вошли в число приоритетныхнаправлений экономических реформ. Однако именно монополизм является одним изведущих звеньев механизма торможения реформ, препятствием на пути достиженияпозитивных результатов проводимых мер.
Либерализацияроссийской экономики была предпринята без сколько-нибудь существеннойтрансформации экономических основ монопольных структур, при отсутствииналаженной системы антимонопольного регулирования и контроля. Либерализация цени внешней торговли сняла административные ограничения с монополий, но не смоглаобеспечить адекватную развернутую систему антимонопольной защиты рынка, так какне были предусмотрены соответствующие меры по проведению конкурентной политики.Оказалось, что для возникновения конкуренции недостаточно введения свободныхцен и формального разгосударствления производства и управления.
Поведениебольшинства производителей-монополистов в ходе либерализации цен сводилось к ихвзвинчиванию, что при снижении объемов производства позволяло им добиватьсяроста прибыли. Более того, в условиях продолжающихся кризиса и роста инфляциироссийские монополисты находят новые способы для извлечения монопольно высокихприбылей, используя кризис неплатежей. Следует отметить, что подобные действияне находят должного отклика антимонопольных органов.
Кризисроссийской экономики осложняет проведение последовательной конкурентнойполитики. Согласно одной из точек зрения, спад и высокая инфляция в сочетании сзаработавшими спросовыми ограничениями сокращают возможности монопольногодиктата, в известной мере ослабляют остроту проблемы. Однако при этомсовершенно не учитываются новые возможности для извлечения монопольных выгод инедобросовестной конкуренции.
Такимобразом, экономические реалии сегодняшнего дня усложняют проблемудемонополизации и развития конкуренции, ставя ее в контекст выживаемости самойроссийской экономики, сохранения ее ресурсного, производственного инаучно-технического потенциалов.
Системаантимонопольного регулирования и стратегия демонополизации не имеют достаточнопроработанной концепции, что накладывает свой отпечаток на их действенность испособность обеспечивать формирование конкурентно-рыночных начал в российскойэкономике. Не решаются старые проблемы, рождаются новые. Переплетаются худшиечерты дореформенного советского и пореформенного российского монополизма.Причина тому – присущий российским реформам американоцентризм, недооценка опытастран Западной Европы и прежде всего ФРГ, а также Японии и странпостсоциалистической Восточной Европы.
3.2.Перспективыразвития российских монополий
 
Припереходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними. Вроссийской промышленности, в данный момент, существуют четыре тысячи предприятий-монополистов,и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий –500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровнеявляются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, атакже отдельные под отрасли связи, а на региональном уровне – коммунальныеуслуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такиеотрасли либо регулируются, либо они находятся в государственной собственности.Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабыгосударственного регулирования существенно сократились как в связи стехнологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов кформированию и регулированию соответствующих рынков.
Прибыли,получаемые продавцами на рынке, служат как сигнал для предпринимателей о том,стоит ли выходить на данный рынок или нет. Естественно, что высокаяэкономическая прибыль, получаемая монополистом, привлечет на рынокпотенциальных производителей данного товара. Поддержание чистой монополии,следовательно, требует наличия условий, которые предотвращают конкуренцию новыхпродавцов с монополистом. Барьер для входа в отрасль – ограничитель, которыйпредотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольнойфирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживатьмонополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход нарынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынокновых продавцов, значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль надценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными.Можно выделить несколько основных типов барьеров для входа в отрасль:
· Исключительныеправа, полученные от государства. Иногда, правительство сознательно идет на то,чтобы предоставить отдельной фирме статус монополиста в данной отрасли или вопределенном секторе национального рынка. Часто в качестве такого монополистаможет выступать само государство.
· Патенты иавторские права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новыхпродуктов или произведений искусства, литературы, музыки исключительные правана продажу, использование, предоставление лицензии на использование ихизобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственныетехнологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишьна ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства.После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает.Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности кизобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируютсяэксклюзивные права на реализацию продукта.
· Собственность навсе предложение производственного ресурса. Монополия также может поддерживатьсяв результате владения всеми источниками конкретного ресурса, необходимого дляпроизводства монополизированного товара.
· Уникальныеспособности и знания также могут создать монополию. Так певцы, художники,спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающаятехнологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвестиданную технологию, обладает монополией на данный продукт. Хотя, как правило,такая монополия не является чистой, так как могут существовать близкиезаменители данного продукта.
· Преимуществонизких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка,Преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить однойфирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производитьпродукцию с более низкими издержками, чем это было бы возможно, если бы нарынке было бы большее количество продавцов. Это может способствоватьмонополизации рынка, так как монополист имеет возможность устанавливать низкиецены, соответствующие его издержкам, что сделает недоступным данный рынок дляпотенциальных продавцов, так как они не смогут получать прибыль при даннойцене. Так, если фирмы могут последовательно снижать средние издержки и при этомполучать прибыль путем расширения производства, удовлетворяя долгосрочныйрыночный спрос, то в итоге на рынке останется только одна фирма-монополист. Припоявлении доминирующей фирмы новые фирмы не могут войти на рынок, так как ониизначально слишком малы, чтобы достичь таких средних издержек, которымиобладает фирма, являющаяся естественным монополистом. Она может использоватьконтроль над ценой, чтобы устранять конкурентов со своих рынков сбыта.
Экономическиеобъекты, на которые распространяется исключительное право государства: сборналогов, коммунальное хозяйство, железные дороги, почта и телеграф.Государственные монополии не исключают конкуренции со стороны частныхпредприятий, производящих замещающие товары и услуги.
Развивающаясячистая монополия может стремиться компенсировать прошлые убытки и полностьюизвлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначаянепомерные цены на свои товары и услуги.
Чтобыизбавить общество от таких неблагоприятных результатов, правительство обычнопредоставляет исключительную привилегию одной фирме поставлять воду, природныйгаз, электричество, телефонные услуги. В обмен правительство сохраняет за собойправо определять географическую сферу деятельности монополиста, регулироватькачество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать.Результатом является регулируемая или государственно-организованная монополия,предназначенная для того, чтобы достичь низких издержек на производство единицыпродукции, но регулируемая, чтобы гарантировать, что потребители будутизвлекать выгоду от этой экономии в издержках.
Вусловиях российской действительности регулирование цен продукции естественныхмонополий связано с политическими конфликтами.
Внезависимости от того, является ли предприятие-монополист естественным илиискусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, т.е.способностью регулировать цену на производимый товар через ограничениепредложения.
Зачастуюмонополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, итаким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называетсямонополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовыхзлоупотреблений.
Предприятия-монополистызлоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие,либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены,а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые[2].Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затратыпредприятий.
Анализзатрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:
1.отсутствие конкурентного давления на норму прибыли ведет к более слабомуконтролю над расходами;
2.искушение получить монопольную сверхприбыль может стимулировать увеличениерасходов на усиление и защиту монопольного положения.
Вусловиях современной российской экономики монопольная рыночная властьреализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получениядополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат наоплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции. Помимоценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примерыдискриминирующего поведения по отношению к конкурентам.
Дляпреодоления высокой степени монополизации российской экономики и для развитияконкуренции были разработаны специальные государственные программы. Основнойзадачей этих программ являлось, снижение концентрации производства и созданиенеобходимых условий для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетнымгруппам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпускаконкурентоспособной продукции. Исследования показывают, что число предприятий,не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше.
ВРоссии главными монополистами являются: РАО «ЕЭС» (производство электроэнергии, услуги по передачеэлектроэнергии по высоковольтным линиям передач), ГАЗПРОМ (транспортировка газапо трубопроводам, реализация природного газа), МПС (железнодорожные перевозки).
Особоеместо в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформированииэтих монополий. Общая концепция реформ – отделение монопольных видовдеятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифнойполитики предприятий-монополистов.
Целиреформирования РАО «ЕЭС»: развитие конкуренции в производстве электроэнергии,создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где этотехнически возможно и экономически целесообразно, а также совершенствованиегосударственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределенияэлектроэнергии.
РеформаГазпрома заключается в отделении транспортировки и распределения газа(монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимоэтого необходим переход на контрактные цены и отход от принципа формированияцен на основе издержек замыкающего производителя.
РеформаМПС предполагает три этапа: 1-й этап: создание грузовых и пассажирскихкомпаний. 2-й этап: отработка взаимоотношений между созданными компаниями, МПСи пользователями услуг. 3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный иэксплуатационный сегменты.
Укаждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все онисходятся в одном: реформы следует проводить постепенно и они не должны ухудшатьположение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Внастоящее время российские предприятия, от мелких фирм до крупных компаний,испытывают сильное давление со стороны конкурентов. Исключение составляют рынкис монополией одного продавца или олигополией, т.е. случаем разделения рынкамежду немногочисленной группой продавцов. Возможен также вариант заключениямежду продавцами картельного соглашения, когда каждый участник получает свойоговоренный сектор рынка с фиксированной ценой реализации. Все перечисленныеслучаи отклонения от конкуренции являются либо экономически закономерными(например, естественные монополии), либо обусловленными прежним советскимукладом народного хозяйства, которое, как известно, отличала высокая степеньмонополизма. Картельное соглашение является противозаконным и преследуется всоответствии с антимонопольным законодательством.
Массовыеимпортные закупки, создающие конкуренцию отечественным товарам, стали одним изглавных факторов повышения конкуренции на российских рынках. Множество, какправило, торговых, предприятий создают конкурентную среду, которая формируетопределенный тип рынка. Можно констатировать, что степень монополизмароссийской экономики уменьшается и усиливается конкурентная борьба. Этомупроцессу способствуют сужение потребительского и государственного спроса,низкая инвестиционная привлекательность российской экономики, котораязаставляет фирмы закрепляться на относительно стабильных рынках массовыходнородных товаров. Следствием конкурентной борьбы между продавцами, как этоследует из экономической теории, является снижение продажных цен и,соответственно, реализуемых наценок. Ценовая конкуренция создает для фирмыжесткие ограничения, которые заставляют менеджмент искать методы планирования иуправления товарными потоками в условиях минимально возможных наценок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Большинстворыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение междусовершенной конкуренцией и чистой монополией.
Намой взгляд, полезно время от времени проводить различия между характернымичертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделейрынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.
Вработе было выяснено, что для того чтобы рынок был совершенно конкурентным,должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый изкоторых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошоинформированные покупатели; свободные вход фирм на рынок или свободный выход изнего и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей.Некоторые отрасли удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренцииявляется полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются толькоприблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюсярыночную цену товаров и услуг.
Общество,признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно кмонопольной прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию«общественно полезным предприятием»и установить контроль над ее ценами.Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являютсямонополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения идифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциацияпродукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенно конкуренциифирма обладает известным контролем.
Триосновных дефекта рынка дают экономическое оправдание государственногорегулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация
Спомощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольныхмероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чегоне могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренциифакторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие его.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
 
1.Российская Федерация. Законы. О конкуренции и ограничении монополистическойдеятельности на товарных рынках: [федер. закон]: [от 15.07.92 №3310-1 (вред. Законов РФ от 24.06.92 №3119-1; Федеральных законов от 25.05.95 №83-ФЗ, от06.05.98 №70-ФЗ)]: [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал«Гарант». – Режим доступа: base.garant.ru/6315795.
2.Российская Федерация. Законы. О естественных монополиях: [федер. закон]: [от17 августа 1995 года N 147-ФЗ (с изменениями от 8 августа, 30 декабря 2001 г.)]: [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант». – Режимдоступа: base.garant.ru/10104442.
3.Грязнова А.Г. Экономическая теория / А.Г. Грязнова, Т.В. Чечелева. – М.: Изд-воЭкзамен, 2005. – 593с.
4.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики / Р.М. Нуреев. – М.: Изд-во Норма, 2002. –572с.
5.Портер М. Конкуренция. / М. Портер. – Киев.: Изд-во Вильямс, 2007. – 608с.
6.Хохлов Д.В. Конкурентное право здесь и сейчас / Д.В. Хохлов. – М.: Изд-воАльпина бизнес букс, 2009. – 267с.
7. ЧемберлинЭ.Х. Теория монополистической конкуренции / Э.Х. Чемберлин. – М.: Изд-воДирект-Медиа, 2007. – 374c.
8.Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика / А.Ю. Юданов. – М.: Изд-во ГНОМ иД, 2001. – 304с.
9.Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма [очерк] / В.И. Ленин. –Петроград (С.П.).: журнал «Коммунистический Интернационал» №18, 1917:[Электронный ресурс] / Библиотека Гумер. – Режим доступа: www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/len_imper.php


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.