--PAGE_BREAK--
2. ЭВОЛЮЦИЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА И ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 2.1. Основные этапы развития оффшорного бизнеса
Оффшорный бизнес, как таковой, начал появляться в основном с середины XXв., когда многие британские колонии и зависимые территории стали получать полную или относительную независимость от своих метрополий. Из-за целого ряда исторических, политических и экономических причин некоторые из них ввели в свое налоговое законодательство определенные, весьма специфические положения, ставшие основой регистрации компаний, осуществляющих свою деятельность за их пределами. Эти государства, как правило, не имеют военных расходов и содержат минимальное число государственных чиновников, что позволяет им вести льготную политику в сфере налогообложения.
Пик оффшорной индустрии пришелся на конец 80- и 90-х гг. прошлого века. Причинами для этогостали[4]:
· тенденция к постоянному глобальному ростумировой экономики;
· развитие процессов глобализации и интернационализации бизнеса, ослабление торговых барьеров благодаря деятельности ВТО;
· глобальное ослабление контроля над обменом валют;
· нестабильность мировой экономики вследствие долговых и валютных кризисов в Латинской Америке, Азии, в странах с переходнойэкономикой;
· тенденция к снижению степени регулированиягосударством рыночных механизмов в промышленно развитых государствах.
Кроме того, существовали и продолжают существовать глобальные налоговые катализаторы, которые влияют на рост оффшорного бизнеса в мире. Они включают в себя:
· сохранение во многих странах высокого уровня ставок налогообложения;
· рост эффективности сбора налогов и успешные налоговые реформы в промышленно развитыхгосударствах;
· стремительное развитие сети международных соглашений об избежании двойного налогообложения.
В условиях глобализации мировой экономики влияние налоговой системы каждой страны на экономические системы других стран резко возросло. Это объясняется тем, что вследствие развития информационных технологий финансовый капитал приобрел большую мобильность, то есть способность легко перемещаться из одного государства в другое, в зависимости от степени благоприятности условий в данных государствах. В результате размер налогового бремени стал одним из важнейших факторов конкуренции между странами за привлечение финансовых ресурсов. Ученые-финансисты даже вводили специальное понятие «глобальная налоговая паутина». Оно дает представление о том, как изменение налогового законодательства одной страны мира ведет к перетоку финансовых средств, изменению инвестиционных предпочтений и другим неналоговым последствиям во всем мировом хозяйстве.
Перечисленные факторы привели как к расширению списка стран, предоставляющих налоговые льготы, так и к росту числа регистрируемых в их юрисдикции компаний. В пик развития оффшорного бизнеса в мире насчитывалось, по разным оценкам, более 70—80 стран, предусматривающих налоговые льготы для оффшорных организаций. Более точное определение числа оффшорных юрисдикции затруднено особенностями национального законодательства. В частности, ни Великобритания, ни США не могут быть отнесены к числу «налоговых гаваней», хотя зарегистрированные там компании используются при международном налоговом планировании, в том числе и в целях минимизации налогов.
Относительно количества создаваемых безналоговых компаний можно отметить, что в 1995 г., в период максимального роста оффшорного рынка, в различных Карибских центрах было учреждено примерно 60000 компаний. Одной из наиболее популярных юрисдикции являлись в тот период времени Британские Виргинские острова (BVI), в чьем регистре за 10 лет — с 1984 по 1994 г. было зарегистрировано 200 000 международных компаний, а сегодня их число превысило 600 000.[5] Только в течение 1995 г. в данной юрисдикции было учреждено примерно 35 000 компаний. По экспертным оценкам, 15 000 компаний с оффшорными целями учреждается каждый год в Гонконге и еще около 50 000 в других оффшорных юрисдикциях. Это означает, что полное количество компаний, учреждаемых каждый год с оффшорными целями, превышало 130 000. Консалтинговые фирмы, работающие на этом рынке, полагают, что за период с 1995 по 2000 г. суммарно было учреждено еще примерно полмиллиона оффшорных компаний во всем мире[6]. И число таких компаний растет и по сей день.
Проанализировав приведенные данные, а также исходя из изменений и практики применения оффшорных инструментов, можно выделить следующую периодизацию развития оффшорного бизнеса в глобальном масштабе.
Нулевой этап (до конца 1950-х гг.) — предварительный этап, формирования «оффшорного бизнеса» как такового еще не произошло, но еще с древнейших времен имели место примеры создания автономных образований,пользующихся теми или иными льготами и привилегиями по сравнению с остальной частью государства, которые можно считать «прообразом» оффшорных юрисдикции.
Первый этап (конец 1950-х — начало 1980-х гг.)- этап зарождения оффшорного бизнеса в его классическом смысле. Количество стран и число регистрируемых в них оффшорных компаний было незначительным. Метод оффшора применялся узко специализированно и разрабатывался индивидуально под каждого конкретного клиента, как правило, крупной компании.
Второй этап (конец 1980-х — начало 1990-х гг.)— этап роста. Список оффшорных юрисдикции существенно расширился, число регистрируемых в них компаний достигло максимума. Метод оффшорной оптимизации налогообложения стал широко известным и популярным, были созданы стандартные схемы применения безналоговых фирм, не требующие высококвалифицированного консультирования. На рынок регистрации компаний вышло большое количество малых и средних адвокатских бюро и консалтинговых фирм. На национальном уровне начали приниматься меры, призванные ограничить возможности безналоговых компаний.
Третий этап (конец 1990-х — 2000 год) — этап стабилизации оффшорного бизнеса. На этом этапе впервые выдвигаются требования достижения большей прозрачности оффшорного бизнеса. Число регистрируемых компаний несколько снизилось, усложнились механизмы использования оффшорных фирм, некоторые юрисдикции прекращают оказывать оффшорные услуги и уходят с рынка. Возникает международное антиоффшорное регулирование.
Четвертый этап (2001 — 2004 гг.) — период кратковременного спада. Происходит уменьшение количества оффшорных зон и оффшорных компаний вследствие резкого увеличения степени их государственного и межгосударственного регулирования. Резко ужесточаются требования к прозрачности в свете трагических событий в США в 2001 г., из-за чего ограничивается применение анонимных инструментов оффшорного бизнеса. Растет влияние на рынок неоффшорных банков и крупных консалтинговых фирм. Происходит возврат к индивидуальным оффшорным инструментам.
Пятый этап (2004 г. — настоящее время) — период трансформации оффшорного бизнеса. Изменения в мировой экономике и усиление контроля приводят к трансформации оффшорного бизнеса. Некоторые страны уходят с этого рынка, другие — ищут новые ниши для применения оффшорных механизмов (например, оффшорный аутсорсинг услуг, различные услуги и операции на рынках информационных технологий, организация азартных игр через Интернет, кэптивное страхование, создание новых, удовлетворяющих всем международным требованиям организационно-правовых форм оффшорных организаций и пр.); третьи страны впервые входят в оффшорный бизнес.
На настоящий момент в мире действует около 35-40 стран, являющихся специализированными оффшорными юрисдикциями. Их доля в мировом ВВП относительно невелика- 1,22%, а за минусом промышленного производства и сельского хозяйства, которые не могут относиться к оффшорному сектору, она снижается до 0,79%. Тем не менее, по некоторым экспертным оценкам, примерно половина всех мировых финансовых транзакций осуществляется через оффшорные юрисдикции. В США 40% всех переводов средств в пользу иностранных получателей направляется именно в эти страны. Вместе с тем начиная примерно с 2000 г. период либерального отношения к оффшорному бизнесу сменился серьезным ужесточением контроля со стороны государственных властей. С этого времени можно говорить о наличии согласованного международного антиоффшорного регулирования. Если раньше антиоффшорная борьба была скорее внутренним делом каждого отдельного государства, то в последние годы она принимает всемирный размах. Теперь в ней активно участвуют такие международные организации, как ФАТФ (FATF), ОЭСР и др. В связи с этим на действующем этапе оффшорный бизнес претерпевает существенные изменения, особенно в части повышения его «прозрачности».[7]
Стоит также проанализировать различные классификации оффшорных юрисдикций, которые формировались на протяжении всего периода развития оффшорного бизнеса. Наиболее простой и очевидной является классификация оффшорных зон, предложенная С.Ф. Сутыриным и А.И. Погорлецким,в основу которой положена величина налогового бремени (рисунок 1).
Так же стоит отметить Географическую классификацию К. Доггарта.Помимо экономико-географических факторов в основу этой классификации положена степень доверия со стороны налоговых органов различных стран мира (рисунок 2).
Еще одной распространенной классификацией является Социальная классификация Р.Уайта. В основу этой классификации положены принципы социальной престижности и надежности.
Также встречается классификация[8], не получившая определенного названия, в основу которой положен принцип удобства размещения для организаций определенного профиля. Для более точной характеристики этой классификации можно предложить англоязычный термин «Activity
based
classification
». Авторы предлагают называть данную классификацию «Отраслевая классификация» и предлагают рассмотреть ее классификационные группы.
· Юрисдикции, благоприятные с точки зрения юридических аспектов резидентства. Эта группа стран предоставляет физическим лицам возможности двойного гражданства, льготы в случае приобретения недвижимости или регистрации организаций. При этом уровень налогообложения может быть и не самым низким. Гораздо более важными являются экономическая и политическая стабильность, приближенность к центру постоянного проживания, географические и климатические факторы. К таким странам можно отнести Кипр, Израиль, Чехию, Венгрию, Испанию.
· Юрисдикции, благоприятные для производственных компаний. В эту группу входят страны, предоставляющие налоговые льготы компаниям производственного профиля. Кроме того, учитываются географические факторы, такие как близость к основным ресурсным базам, близость к основным транспортным развязкам и товаропотокам для транспортных компаний, наличие квалифицированной рабочей силы и стоимость наемного труда для производящих компаний и др. Такими странами могут быть Венгрия, Аргентина, Ирландия, Гонконг, Пуэрто-Рико и др. В качестве примера можно привести решение компании «Аэрофлот» об организации базы производственного обслуживания в аэропорту Шеннон (Ирландия).
· Юрисдикции, наиболее благоприятные с точки зрения налогообложения физических лиц. К таковым обычно относят страны с относительно низким уровнем подоходных налогов с физических лиц (менее 15%), небольшое количество или полное отсутствие соглашений о предоставлении информации налоговым органам, криминальной полиции и другим аналогичным органам зарубежных стран. К таким странам принято относить Андорру, Латвию, Монако, острова Мэн, Гернси и Джерси, в меньшей степени Коста-Рику, а также курортные места Карибского бассейна.
· Юрисдикции, благоприятные для торгово-закупочных компаний. Как правило, помимо налоговых факторов учитываются близость к мировым финансовым центрам, известность в качестве туристических, курортных, экономических, а не только финансовых центров, количество налоговых соглашений с другими странами. Также принимается во внимание вовлеченность в общемировые товарные и транспортные потоки, наличие свободных экономических зон соответствующего профиля. Такими странами являются Гибралтар, Гонконг, Сингапур, Кипр, Швейцария, остров Мэн, некоторые регионы Китая, а также Багамские, Бермудские, Каймановы острова и др.
· Юрисдикции, благоприятные для судоходных компаний. Помимо налоговых льгот страны должны иметь выход к морским коммуникациям и располагать развитой морской инфраструктурой. В число таких стран входят Панама, Мальта, Кипр, Бермудские, Багамские, Каймановы острова, Сингапур. Также можно обратить внимание на Либерию, Грецию, Мадейру и некоторые другие страны. Следует отметить, что именно под флагом этих стран плавают многие торговые суда.
· Юрисдикции, удобные для банковских и финансовых компаний, известны довольно широко: Австрия, Лихтенштейн, Люксембург, Швейцария, Нидерланды, Гонконг, Сингапур, Бермудские, Багамские, Каймановы острова, Нидерландские Антиллы, острова Гернси и Джерси и др. Отличаются наличием устойчивых связей с мировыми финансовыми центрами или сами являются таковыми.
· Юрисдикции, удобные для лицензионных компаний: Австрия, Нидерланды, Швейцария и некоторые другие страны, уделяющие повышенное внимание лицензионной деятельности компаний, торговле объектами интеллектуальной собственности.
· Юрисдикции с режимом, благоприятным для трастовых компаний. Как правило, страны англосаксонской правовой системы, где довольно широко распространены трасты. Ряд стран имеет ярко выраженную «трастовую» специализацию: острова Гернси и Джерси, Гибралтар, остров Мэн.
· Юрисдикции, благоприятные для резиденции страховых компаний (например, Сейшелы);
· Юрисдикции, позиционирующиеся на рынке аутсорсинга услуг в информационных технологиях (например, Мадейра).
Существенным преимуществом этой классификации перед другими является ее большая практическая направленность, поскольку при принятии решения о выносе части деятельности за рубеж оно принимается исходя из того, что решение о характере этой деятельности уже принято и экономически обосновано. В то же время это преимущество может обернуться и недостатком. Поскольку такая классификация основывается на крайней специализации стран, дальнейшее развитие таких компаний в сторону их диверсификации может стать непростой задачей для руководства.
Еще одна классификация предлагает выделить два глобальных и два региональных оффшорных центра. К глобальным центрам относятся те юрисдикции, чьи компании пользуются популярностью среди предпринимателей всего мира. Это, прежде всего, страны Карибского региона — Панама, Багамы, Доминика, Белиз, Британские Виргинские острова и др. Они находятся под влиянием США, некоторые из них до сих пор являются колониями (находятся под протекторатом Великобритании, Нидерландов), они сохранили нулевое налогообложение нерезидентов и привлекательные режимы обеспечения конфиденциальности. (Смотр. Тал 1. Приложения 1). Страны Европейского региона (Кипр, острова Гернси, Джерси и Мэн, Гибралтар, Швейцария, Мадейра, Мальта, Республика Сан-Марино, Андорра, Монако) под давлением Европейского союза пошли на существенное изменение национального законодательства, подняв общий уровень налоговых сборов и повысив «прозрачность» оффшорного бизнеса в частном секторе.
К региональным центрам относятся юрисдикции, ориентированные на работу исключительно в одном регионе и наиболее полно учитывающие особенности и специфику того или иного региона или бизнеса. Во-первых, это ближневосточные страны — Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты (предоставляю финансовые услуги в странах исламской системы права). Во-вторых, это азиатские страны и территории — Сингапур, Гонконг, Ламбуан (Малайзия), Аомынь (Макао) и др. — выступающие плацдармом для компаний, выходящих на рынки Юго-Восточной Азии, Японии и Австралии.
Что касается значения оффшорных юрисдикции в мировой экономике, несмотря на незначительную их долю в мировом ВВП, приведенные данные свидетельствуют о высокой важности роли оффшорных юрисдикции, несмотря на ужесточение антиоффшорного регулирования в мировой экономике. Так, по некоторым оценкам, до 50% современного мирового движения капитала обслуживается через оффшорные центры.[9]
Таким образом, основное развитие оффшорный бизнес получил в 80-90-х гг. благодаря усилившимся процессам глобализации и интернационализации бизнеса в целом. Развитие оффшорной бизнеса подразделяется на шесть основных этапов, каждый из которых имел специфические особенности как ведения, так и регулирования оффшорной деятельности. На протяжении всего периода развития оффшорных юрисдикций предлагались их различные классификации. В частности – по величине налогового бремени (классификация по С.Ф. Сутырину и А.И. Погорлецкому), по географическому фактору и степени доверия со стороны налоговых органов различных стран (по К. Доггарту), а также на основе принципов социальной престижности и надежности (классификация по Р. Уайту).
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Международное регулирование оффшорного бизнеса
Поскольку международный оффшорный сектор, как часть архитектуры мировой финансовой системы, оказывает существенное влияние на состояние рынков капитала, деятельность оффшорных финансовых центров находится под пристальным вниманием правительств и финансовых кругов различных стран. Активное участие в мониторинге режимов оффшорных финансовых центров принимают некоторые международные организации.[10]
В 1999 году после азиатского финансового кризиса 1997-98 гг. при поддержке глав центральных банков и министерств финансов стран «большой семерки» был создан Форум финансовой стабильности (FinancialStabilityForum). В его состав вошли представители центральных банков и казначейств, органов надзора и регулирования, организаций по разработке и выполнению международных стандартов, а также эксперты по вопросам оценки состояния финансовых систем различных стран. Основные задачи Форума состоят в расширении сотрудничества между национальными и международными органами надзора в целях укрепления стабильности мировой финансовой системы, определение системных рисков при развитии глобальной экономики и создании международных правил и стандартов для финансовых институтов. Образованная в рамках Форума Рабочая группа по оффшорным финансовым центрампровела сравнительный анализ деятельности 30 ведущих оншорных финансовых центров и 37 финансовых центров преимущественно с оффшорными режимами.
При выборе оффшорных центров Рабочая группа использовала следующие основные характеристики, присущие оффшорным зонам:
§ низкий налог или отсутствие налога на прибыль от предпринимательской деятельности или инвестиций;
§ отсутствие подоходного налога;
§ упрощенная процедура регистрации компаний и получения лицензий;
§ мягкий режим надзора;
§ использование трастов и других специальных корпоративных структур;
§ отсутствие требования о физическом присутствии финансового учреждения или корпоративной структуры в стране регистрации;
§ неоправданно высокий уровень конфиденциальности в отношении клиентуры, основанный на законодательстве о строгом соблюдении профессиональной тайны;отсутствие вышеуказанных правил для резидентов.
По результатам проделанной работы Рабочая группа подготовила доклад, которыйбыл утвержден Форумом в марте 2000 г.На основании проведенного сравнительного анализа, оффшорные финансовые центры были разбиты на три группы. В первую группу включены юрисдикции, которые отличаются высокой степенью надзора за деятельностью финансового сектора, соблюдают международные стандарты и сотрудничают с органами надзора других стран, По оценке Форума, указанным критериям отвечают всего четыре страны: Гонконг, Люксембург, Сингапур и Швейцария.
Ко второй группе относятся страны, которые по ряду показателей уступают странам первой группы. Это девять оффшорных юрисдикции: Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бермуды, Гибралтар, Малайзия (о. Лабуан), Макао, Мальта и Монако.
И, наконец, третью группу представляют 25 стран, финансовый сектор которых требует определенных изменений в плане улучшения прозрачности, расширения обмена информацией, соблюдения международных стандартов. Это как, как правило, небольшие государства третьего мира (так называемые «кокосовые оффшоры»). В эту группу включены: Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Маврикий, Науру, Нидерландские Антильские острова, Ниуэ, Панама, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сейшеллы, Багамы, Теркс и Кайкос, Вануату.
Среди организаций, занимающих наиболее жесткую позицию в отношении оффшорных юрисдикции, находится и ОЭСР. Она уже длительное время ведет активное наступление на так называемые налоговые гавани.Одним из последствий глобализации экономики стало обострение проблемы сбора налогов государственными органами. Перевод штаб-квартир многих компаний в оффшорные центры стал излюбленным способом ухода от уплаты налогов. В течение достаточно продолжительного времени многие оффшорные центры под разными предлогами отказывались от сотрудничества с другими государствами и группами стран на экономическом и правовом поле.В конечном итоге Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2000 г. была вынуждена выступить с докладом на тему «Пагубная налоговая конкуренция», в котором содержалось обобщение недобросовестной налоговой практики, и был представлен список из 35 оффшорных финансовых центров, которые своими чрезмерно льготными налоговыми правилами наносили ущерб международной торговле и инвестициям. Этим 35 оффшорным финансовым центрам ОЭСР предложила принять коллективное обязательство обеспечить более высокую степень прозрачности экономики и наладить сотрудничество с ОЭСР по борьбе с уклонениями от уплаты налогов. В противном случае в докладе была весьма определенно сформулирована фактическая угроза введения против указанных ОФЦ санкций со стороны ОЭСР.В докладе отмечалось также о необходимости отмены банковской тайны, так как она, ограничивая доступ к банковской информации правительственных учреждений, включая налоговые органы, дает возможность отдельным налогоплательщикам уклоняться от уплаты налогов и осуществлять незаконные финансовые операции. Особую остроту эта проблема приобретает в условиях глобальной экономики, когда налогоплательщики, корпоративные и индивидуальные, могут развивать международный бизнес и осуществлятьсвою деятельность практически в любой точке планеты. В результате, Комитет по налогам ОЭСР полагает необходимым осуществить следующие меры:
· отказаться от использования анонимных банковских счетов;
· расширить, обмен банковской информацией между странами-членами ОЭСР;
· пересмотреть существующую практику запрета на предоставление информации при рассмотрении уголовных дел, связанных с неуплатой налогов;
· изучить вопрос о доступе к банковской информации, при рассмотрении гражданских налоговых дел и др.
Несмотря на то, что предложенные меры был опубликованы достаточно давно, большинство рассматриваемых проблем до сих пор не разрешено. Что касается банковской тайны, то большинство оффшорных зон вряд ли когда-нибудь пойдут на её полную отмену, так как, по сути, действия ОЭСР противоречат нормам международного права и являются вмешательством в дела суверенных государств, поскольку определение налоговой политики и принятие налогового, корпоративного и банковского законодательств является прерогативой правительств и парламентов иностранных государств.[11]Естественно, что первоначальная реакция ряда оффшорных центров была весьма негативной. Однако уже вноябре 2000 г. ОЭСР отдельно предложила 25 налоговым гаваням, занесенным в черный список, принять коллективное обязательство обеспечить более высокую степень прозрачности экономики и наладить сотрудничество с ОЭСР в деле борьбы с уклонением от уплаты налогов. В этом случае ОЭСР сняла бы вопрос о введении возможных санкций против оффшорных центров, оказавшихся в черном списке.[12] После опубликования изложенных требований, в данной области стали происходить определенные позитивные сдвиги. Ряд оффшорных центров, в том числе Кипр, в последнее время ужесточили свое законодательство с тем, чтобы повысить прозрачность финансовых операций нерезидентов. Для России этоимеет существенное значение, поскольку Кипр на протяжении длительного промежутка времени являетсяодной из ведущих стран-инвесторов в нашу страну. Этот факт может свидетельствовать только об одном: в данном случае мы имеем дело с капиталом российского бизнеса, ранее ушедшим из страны в оффшоры, а теперь под видом иностранных инвестиций возвращающимся в Россию. Вполне понятно, что данный способ привлечения капитала несет для страны в целом достаточно негативные последствия, в частности увеличивая внешний долг государства. Следует отметить, что многие ОФЦ всё же хотят иметь безукоризненную репутацию, так как желают развивать свой оффшорный бизнес в течение длительного времени и понимают необходимость сотрудничества с мировыми деловыми кругами. Так, например, Центральный банк Багамских островов стал одним из первых членов Оффшорной группы банковских контролеров, который ввел у себя правовой режим, подобный тому, что действует в крупнейших финансовых центрах мира. Багамы заключили соглашения о взаимной правовой помощи с Великобританией, Канадой и США, подписали соглашение с 70 странами о выдаче преступников, приняли многочисленные поправки к закону об отмывании денег. Эта страна является членом специальной комиссии по борьбе с финансовыми преступлениями. Достаточно динамичное развитие оффшорного бизнеса в мировой экономике, особенно в развивающихся странах, потребовало принятия в целом ряде развитых стран с рыночной экономикой (США, Великобритания, Швеция, Германия) специальных регулирующих оффшорный бизнес законов и других нормативно-правовых актов.
Тем не менее, из 192 юрисдикции, входящих в ООН, по меньшей мере, в 65 до сих пор разрешены секретные банковские операции, которые в некоторых случаях абсолютно непрозрачны. По некоторым оценкам, в оффшорном мире действуют 4000 банков, большинство из которых физически не существуют. Швейцарские банки, когда-то знаменитые своими номерными счетами, больше не возглавляют эту лигу.[13]
В ноябре 2000 г. ЕС было принято беспрецедентное решение о борьбе с преступно нажитыми капиталами любыми способами вплоть до открытия банковской тайны. К ОФЦ при этом было предъявлено требование привести их законодательство в соответствие с новыми положениями ЕС. Все эти требования связаны в конечном счете с тем, что оффшорные центры (зоны), созданные когда-то для легального ухода от налогов, превратились в определенной мере в зоны для отмывания «грязных денег».
Среди международных актов, регулирующих деятельность по использованию оффшоров, следует отметить принятую 16.05.2005 года в Варшаве Конвенцию Совета Европы «Об отмывании, выявлении и изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма».
Значительную роль в наведении порядка в сфере оффшорного бизнеса играет Международная группа по борьбе с отмыванием «грязных» денег (FinancialActionTaskForceonMoneyLaundering— FATF).Это независимая организация была создана в июле 1989 г. на очередном саммите стран «большой семерки». Помимо стран-участниц в ее состав входят и международные организации — например, Европейская комиссия и Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива. В 1990 г. FATFразработала 40 рекомендаций в рамках реализации своей основной задачи. Затем в 1996 г. эти рекомендации были пересмотрены с целью отражения изменений в решении проблемы отмывания «грязных» денег. FATF
осуществляет постоянный контроль за соблюдением указанных рекомендаций входящими в нее странами, сотрудничает с международными финансовыми организациями, в частности с МВФ и Всемирным банком.В 2000 г. FATFопубликовала доклад о странах и территориях, не сотрудничающих с ней в области борьбы с отмыванием «грязных» денег (non-cooperativecountriesandterritories— NCCT).В нем были приведены основные критерии, по которым определяются NCCT. К их числу относятся прежде всего «лазейки» в финансовом регулировании: отсутствие или неадекватное регулирование и надзор за финансовыми институтами, несовершенные правила лицензирования и образования финансовых институтов (отсутствие эффективных законов и соглашений между органами надзора и финансовыми институтами). В докладе к числу таких критериев относятся также и юридические препятствия международному сотрудничеству (в частности, законы, запрещающие международный обмен информацией между организациями по борьбе с отмыванием «грязных» денег из разных стран) и недостаток средств, которые выделяются на выявление и запрет деятельности по отмыванию денег. В августе 2002 г. к странам и территориям, не сотрудничающим с FATF(NCCT), относились острова Кука, Доминика, Египет, Гренада, Гватемала, Индонезия, Маршалловы острова, Мьянма, Науру, Нигерия, Филиппины, Россия, Ниуэ, Сент-Винсент и Гренадины, Украина. К концу 2002 г. из этого списка были исключены Россия, Венгрия, Израиль, Ливан, Сент-Китс и Невис, в 2003 г. — Украина. Четыре региональные группы (по странам Америки, АТР, Европы, Африки и Ближнему Востоку) регулярно проводят встречи, на которых обсуждается положение со странами и территориями, не сотрудничающими с FATF, Активное сотрудничество России с FATFпривело к тому, что в 2003 г. наша страна стала полноправным членом этой международной организации.В октябре 2001 г. в связи с террористическими актами в США FATFбыла проведена чрезвычайная сессия, на которой были выработаны специальные рекомендации и план этой организации по борьбе с финансированием террористической деятельности.
В апреле 2002 г. FATFпредставила документ, в котором были описаны методы финансирования террористов и способы определения такой деятельности. Ранее, в феврале 2002 г., FATFпровела специальный форум, посвященный этой проблеме, в котором приняли участие страны — члены этой организации, ее региональные отделения, а также 9 международных организаций.
В настоящий момент FATFувеличивает количество входящих в ее состав стран, она принимает меры по поддержке региональных организаций,
решающих те же задачи, что и FATF. Такие организации действуют:
·врегионеКарибскогобассейна(Caribbean Financial ActionTask Force — CFATF);
·вATP (Asia Pacific Group on Money Laundering — APG);
·вЕвропе(The Select Committee of Experts on the Evaluation of
Anti-Money Laundering Measures — PC-R-EV);
·вВосточнойиЮжнойАфрике(The Eastern and Southern African Anti-Money Laundering Group — ESAAMLG);
·вЮжнойАмерике(South American Financial Action Task Force).[14]
В рамках FATFдействует также Оффшорная группа банковских наблюдателей (OffshoreGroupofBankingSupervisors).
В 2001 г. МВФ и Всемирный банк разработали совместную программу (IMF/WorldBankFinancialSectorAssesment), которая направлена на интенсификацию деятельности по борьбе с отмыванием капиталов в мировом масштабе, а также создали механизм координации технического содействия странам, которые принимают меры по противодействию отмыванию «грязных» денег и финансированию терроризма. Бюро ООН по контролю за распространением наркотиков и предотвращению преступлений (USOfficeforDrugControlandCrimePrevention) в сотрудничестве с другими международными и региональными организациями разработало программу GlobalProgramagainstMoneyLaundering. Eвропейским союзом в декабре 2001 г. была выпущена вторая (после 1991 г.) директива по борьбе с отмыванием денег – EUAnti-MoneyLaunderingDirective.Рекомендации FATFрассматриваются в качестве важного международного стандарта для эффективной борьбы с отмыванием денег.Страны, которые не выполняют этот международный стандарт, автоматически заносятся в список юрисдикции, отказывающихся от сотрудничества с FATF. FATFнастоятельно рекомендует странам, включенным в черный список, произвести реструктуризацию финансового сектора и устранить барьеры, препятствующие принятию практических мер для борьбы с отмыванием денег.В отношении стран, которые будут и в дальнейшем уклоняться от выполнения рекомендаций FATF, планируется принять необходимые контрмеры.
Международный валютный фонд, выступающий в качестве основного инициатора укрепления архитектуры мировой финансовой системы, также придает важное значение вопросам оценки стабильности международного оффшорного финансового сектора, поскольку он оказывает существенное влияние на финансовую обстановку в мире.Наибольшую озабоченность МВФ вызывают следующие три элемента, присущие оффшорным финансовым центрам. Первое: мягкий режим надзора, приводящий к созданию различного рода сомнительных финансовых учреждений. Второе: барьеры, препятствующие проведению консолидированного надзора в оффшорных юрисдикциях. Третье: недостаток информации о направлениях деятельности оффшорных структур и объеме проводимых операций.Особое внимание придается консолидированному надзору, который в определенной степени может способствовать предотвращению нестабильности финансовых систем в оншорных зонах. При этом под консолидированным надзором подразумевается обеспечение доступа органов надзора по месту расположения материнских предприятий к бухгалтерским книгам и учетам их дочерних структур, зарегистрированных в оффшорных юрисдикциях. Кроме того, это позволит материнскому банку осуществлять мониторинг рисков дочерних банков и в случае осложнения обстановки оказывать им своевременную помощь и содействие.
Выполняя рекомендации Форума финансовой стабильности, МВФ совместно с Всемирным банком разработал программу оценки финансового сектора, которая легла в основу оценочного процесса оффшорных финансовых центров. Согласно программе, работа по оценке деятельности каждого оффшорного финансового центра включает три модуля:
модуль 1 — самооценка деятельности финансовых центров при участии внешних экспертов из числа специалистов в области пруденциального надзора, представителей центральных банков различных стран и сотрудников МВФ;
модуль 2 — оценка выполнения международных стандартов специалистами МВФ;
модуль 3 — комплексная оценка рисков и уязвимости анализируемого финансового центра с использованием других программ и систем оценки стабильности финансового сектора.
Оценочный процесс может проводиться одновременно по нескольким модулям. В зависимости от специализации оффшорного центра (банковская, инвестиционная, страховая) при проведении оценки используются инструктивные материалы Базэельского Комитета по банковскому надзору, Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO), Международной ассоциации страхового надзора (IAIS) и др.
Несмотря на предпринимаемые рядом авторитетных международных организаций активные действия, направленные на ограничение деятельности налоговых гаваней, международный оффшорный бизнес, по всей вероятности, получит в ближайшие годы дальнейшее развитие. Этому способствуют такие факторы, как ужесточение налогового режима в некоторых странах, глобализация экономики, развитие информационных технологий, появление новых оффшорных финансовых центров.
Несмотря на многолетнюю борьбу различных организаций мирового сообщества (преимущественно европейских и американских) с оффшорами, оффшорный бизнес продолжает оставаться законным инструментов налогового планирования и оптимизации налогообложения для национальных компаний разных стран и частных лиц, ведущих международный бизнес. С оффшорами в основном борются те государства, в которых высокие налоги. Им невыгодно, чтобы часть их налогоплательщиков использовала фирмы с низкой налоговой ставкой (неклассические оффшоры) или вообще безналоговые (классические оффшоры). Бесспорно, с отмыванием преступных денег необходимо бороться, так как криминализация экономики никому не выгодна. Однако существует два основных момента, которые надо учитывать в такой борьбе. Во-первых, под огромным сомнением находится теория о том, что основная масса наличных денег, полученных от продажи оружия, торговли людьми, проституции и другой преступной деятельности, отмывается именно через оффшоры. Существует ряд европейских банков, которые достаточно высоко ценят банковскую тайну клиентов. Во-вторых, вопрос о «недобросовестной налоговой конкуренции» достаточно некорректен, так как любое государство вправе устанавливать в зоне своей юрисдикции такие ставки налогов, которые сочтет необходимым. Налоговое законодательство всех стран попросту не может быть унифицировано легитимными методами. Как уже отмечалось, есть множество европейских банков (Швейцария, Люксембург), которые предоставляют значительные преференции состоятельным клиентам, которые не слишком то отличаются от услуг, предоставляемых оффшорными фирмами. Оффшорные фирмы вполне заслуживают оставаться важным инструментом налогового планирования и оптимизации налогообложения.
Таким образом, протекающие в мировой экономике процессы налоговой глобализации приводят к определенным противоречиям и конфликтам в международных экономических отношениях. Важную роль в их разрешении играет деятельность таких международных организаций, как Межправительственная комиссия по борьбе с отмыванием криминальных капиталов (ФАТФ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Форум Финансовой Стабильности (ФФС), Всемирная торговая организация (ВТО), Международный Валютный Фонд (МВФ) и др. Несмотря на значительные достижения, которых добились указанные международные организации, большинство проблем, решение которых было основной их задачей, по-прежнему имеют место в некоторых оффшорных зонах.
2.3. Антиоффшорное законодательство
Важным аспектом развития оффшорных зон являются их взаимоотношения с индустриально развитыми странами, получившие в последние годы неоднозначную оценку из-за распространения таких явлений как «вывоз» капитала и легализация преступных доходов. Несмотря на очевидную экономическую целесообразность присутствия оффшорных форм деловой активности в экономике независимых развивающихся государств, ведущие промышленно развитые страны (США, Великобритания, Швеция, Швейцария, Франция, Германия и др.) начали занимать иную позицию. Ее придерживается и Россия.
Правительства стран, из которых капитал начал активно эмигрировать в оффшорные зоны, не стали безучастными наблюдателями стремительного развития оффшорного бизнеса. В этих странах стали принимать специальные «антиоффшорные» законы, призванные снизить отток капитала, свести к минимуму преимущества ведения бизнеса через оффшорные зоны.
Процесс «наведения порядка» в оффшорных зонах начался еще в 80-х гг. В 1975 г. был основан Базельский комитет по банковскому контролю, предложивший пакет минимальных требований по контролю за международными банковскими группами. Отчет Базельского комитета в октябре 1996 г. содержал рекомендации, направленные на улучшение и содействие банковскому контролю на международной основе. Он был поддержан на 9-й Стокгольмской международной конференции по банковскому контролю (июнь, 1996 г.), участие в которой приняли сотрудники контролирующих органов из 140 стран.
Кроме того, в этой области работает Международная организация контроля по ценным бумагам, которая насчитывает 136 членов более чем из 70 стран. А в 1989 г. по инициативе «большой семерки» в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была создана Комиссия по проблеме отмывания денег – FinancialActionTaskForceonMoneyLaundering(FATF). Цель деятельности комиссии — исследование и публикация списков стран, уличенных в преступной финансовой деятельности. Лондонская международная конференция «Offshore-2000» в ноябре 1997 г. также оказала влияние на ход процесса противодействия оффшорным зонам. Сегодня повышенное внимание, уделяемое международным сообществом оффшорным зонам, объясняется в первую очередь тем, что с помощью средств, хранящихся в них, бизнесмены осуществляют экспортно-импортные операции без уплаты соответствующих налогов. Средства на счетах в оффшорных банках, не подпадающие под налогообложение, рассматриваются всеми оффшорными зонами как «исключительная собственность». Они не облагаются подоходным налогом и могут быть свободно реинвестированы на территорию, где основатели оффшорной схемы имеют статус резидента.
Но центральным местом дискуссий, посвященных оффшорам, является конфиденциальность, декларируемая оффшорными зонами, поскольку именно конфиденциальность (в том числе использование номинальных директоров, выпуск акций на предъявителя и без указания номинала стоимости) особенно привлекает преступный капитал.
Институт номинальных директоров основан на следующем: когда владелец (учредитель) не желает становиться официальным директором учреждаемой им компании, он прибегает к услугам лиц (юридические, адвокатские, нотариальные и другие фирмы в стране регистрации компании), которые за определенную плату выполняют все необходимые действия в рамках определенных полномочий, предварительно оговоренных настоящим владельцем. Для юридической фирмы, неразглашение имени настоящего владельца является делом профессиональной этики.
Вполне понятно, что для капитала, добытого преступным путем, это лучшая система безопасности. Легализованные капиталы затем используются учредителем оффшорной компании от
ее имени в самых различных проектах, причем настоящий владелец абсолютно уверен, что его имя надежно спрятано.
В последнее время все более непреклонную позицию по отношению к оффшорным зонам занимают США и Великобритания. Поскольку большинство оффшорных зон тяготеет к английскому Общему праву (некоторые из них продолжают оставаться под юрисдикцией Великобритании), многие находятся в сильной зависимости от развитых стран (США, Великобритания, Франция) то внесение необходимых изменений в законодательства оффшорных территорий (в отношении конфиденциальности и анонимности) совместными действиями западных стран вполне реально.
В любом случае этот процесс вряд ли будет сложнее, чем идущий сейчас процесс «продавливания» западными странами (эта тема обсуждается на страницах ведущего английского делового издания «TheEconomist») российских законов в сторону их трансформации в «действующую по правилам систему для компаний, ведущих дела в России...».[15]
Подводя итоги, можно сделать выводы, что оффшорный бизнес для многих стран является лишь путевкой в мир перекачки капитала. Обилие разных международных соглашений не оказывает существенного влияния на количество финансовых махинаций. Контролировать финансовые потоки крайне сложно, а в условиях конфиденциальности информации – сложнее в десятки раз. Поэтому, прежде чем дать разрешение на учреждение оффшорной компании, следует тщательно проверять все финансовые источники и регистрировать основные направления финансовых потоков. Необходимо запрашивать как можно более подробную информацию о торговых партнерах и основных приоритетных направлениях развития, об объемах торговых сделок и географической ориентации компании. В противном же случае понятия «отмывание» денег и «оффшорный бизнес» так навсегда и останутся синонимами для большинства компаний и населения.
продолжение
--PAGE_BREAK--3. Перспективы оффшорного бизнеса в условиях финансового кризиса 3.1. Текущее состояние оффшорного бизнеса
В настоящее время оценка деятельности оффшорных центров, их места и роли в мировой экономике в целом неоднозначна. С одной стороны, в их создании и функционировании проявляются общемировые тенденции либерализации внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации экономики. С другой стороны, именно здесь осуществляется значительная часть операций по отмыванию «грязных» денег, поводятся банковские аферы и т.д.
В настоящее время оффшорный бизнес развиваетсядинамично. Законы по соблюдению секретности ужесточаются с целью привлечения финансового бизнеса на свою территорию. Во многих странах, налоговых убежищах, финансовый бизнес является бизнесом, приносящим стабильный доход. Создание «налоговых гаваней» является приоритетным для островных государств, та как они не имеют конкретных преимуществ в рыночной среде. Создание и развитие оффшорных территорий в этих государствах служит привлечением ресурсов для экономического развития. Представители государств, имеющих на своей территории оффшорные зоны, регулярно проводят семинары, на которых обсуждают, предлагают и рекламируют все более жесткие условия соблюдения секретности и упрощения налогообложения своих стран.Характерным для оффшорных зон является их дифференциация по полям действия. Например, Барбадос совершенствует свое банковское законодательство для увеличения конкурентоспособности. Багамы активно проводят работы по привлечению банковского бизнеса, страховых компаний и судов на льготных условиях. Каймановы острова вданный момент представляют собой быстро растущую юрисдикцию с высокими требованиями к финансовой секретности. На сегодняшний момент там зарегистрировано 18000 корпораций, что превышает количество местных жителей. Кайманские правительственные должностные лица считают, что через конфиденциальные банковские счета ежегодно проходят 10 миллиардов долларов.[16]
Поскольку международный финансовый кризис проявил себя, так или иначе в каждой стране, то он вскрыл ненадежность некоторых зарубежных финансовых и экономических структур. Однако есть такие институты, на которых это меньше всего сказывается в виду определенного стечения обстоятельств. В частности к ним относятся оффшорные центры со всеми проводимыми их резидентами операциями. Так, например, все такими же надежным и удобным для хранения и спасения своих сбережений остались отделения многих крупных банков, расположенных в Швейцарии. Государство этой страны страхует 30,000 швейцарских франков, хранящихся на каждом счете клиентов в банках данной страны. Также в Швейцарии в банковской сфере существует такое понятие как «двойное дно». Вторым «дном» является гильдия швейцарских банков, которая по своей договоренности никогда не позволит обанкротиться ни одному швейцарскому банку таким образом, чтобы это сказалось на счетах клиентов этого банка. Данная гильдия восполняет все потери клиентов банка.[17] Помимо этого существует третий вариант защиты вкладов в данной стране. Так как в самый разгар кризиса правительства большинства западных стран заявили о том, что покроют убытки крупнейших национальных банков, именно швейцарские отделения крупных международных банков находятся сейчас в преимущественном положении по сравнению с многими другими финансовыми институтами.
Тем не менее, бесполезно отрицать тот факт, что в целом сегодняшние мировые экономики понесли колоссальный ущерб в связи с нестабильностью в банковском и финансовом секторах и в сфере недвижимости. В свете этих событий возникло мнение[18], что экономический кризис нанес непоправимый урон мировому оффшорному бизнесу, чьи трансакции по слухам в ближайшем будущем если не сойдут на нет, то сильно сократятся. Однако сегодня пока наблюдается противоположная тенденция: стремясь оградить себя от финансовых рисков своей страны, многие компании переводят свой капитал в оффшорные зоны, в первую очередь это касается оффшорных банков и оффшорных взаимных фондов. В Европейском Союзе отмечается больший спрос на использование оффшорных услуг, чем в Соединенных Штатах. Тем не менее, имеется некоторое количество компаний, которые временно замораживают свои оффшорные планы и замедляют свои операции ввиду неясных экономических условий. С большей долей вероятности это является следствием общего ажиотажа в мировой экономике, нежели из-за реальных экономических угроз. Оффшорный бизнес всегда являлся символом успешной экономии средств. Так как многие мировые компании начали ставить перед собой стратегические цели по снижению расходов на ближайшие годы, это неизбежно приведет их в оффшорные зоны.
В связи с тем, что официального опубликования данных о реальном влиянии мирового финансового кризиса на развитие оффшорного бизнеса в скором времени ожидать не стоит, особое внимание следует уделить докризисному периоду (2007 г.). Большинство оффшорных юрисдикций является для иностранных компаний «налоговым раем», но в основном получение стабильного дохода не гарантируется. Предприниматели, ведущие бизнес через оффшорные фирмы увеличивают свой капитал за счет собственной деятельности, получая лишь налоговые преференции. Однако есть такие оффшорные компании, которые помимо налоговых послаблений предоставляют также возможность пассивного поддержания достигнутого или унаследованного уровня достатка. Одним из примеров могут служить оффшорные взаимные фонды. Именно на их примере будет рассмотрен успех ведения оффшорного бизнеса докризисного периода и проведены параллели с аналогичными компаниями на территории Российской Федерации. Ситуация на мировых рынках сложилась так, что вкладывать деньги в российские кредитные организации зачастую оказывалось гораздо выгоднее, чем во многие оффшорные банки. Так, номинальные ставки по рублевым и валютным депозитам Сбербанка (как известно, они у него не самые высокие) оказались за 12 месяцев (август 2006 – август 2007 гг.) на 0,5-3,0% выше, чем в популярном, в том числе и у россиян, британском оффшоре — на острове Мэн.
Что же касается реальных ставок для резидентов РФ (11,5-процентной инфляции в 2007 г.), наиболее выгодными стали оффшорные депозиты, номинированные в фунтах стерлингов. Это обусловлено тем, что номинальная стоимость британской валюты на протяжении этого периода выросла на 4,8% по отношению к рублю. Стоит также отметить, что рублевые депозиты Сбербанка выгодны и для американских вкладчиков. Реальная ставка по ним приблизилась к 11%. Что касается европейских вкладчиков, то для них реальная доходность по рублевым вкладам не так велика.
Аналогичная ситуация наблюдается и с доходностью инвестиционных фондов. Так, среднестатистический ПИФ из топ-10 обогнал аналогичный оффшорный взаимный фонд по трем номинациям: по номинальной доходности на 8,77 процентного пункта, по реальной доходности для резидента РФ и США соответственно на 14,51 и 16,03 пункта (см. таблицу 1). Самыми доходными показателями среди оффшорных взаимных фондов обладает«INVESCOPRCEquity», где номинальная ставка находится на уровне 77,46 %, реальная ставка для резидентов РФ 57,45, а для резидентов США 73,98. При этом средний показатель среди российских паевых инвестиционных фондов превышает лишь номинальная ставка, что является достаточно спорным достижением. Среди российских ПИФов лидирующее положение занимает «Интерфин Энергия», где номинальная ставка приближается к 100%-му барьеру (98,57), реальная ставка для резидентов РФ чуть ниже – 83,87%, а для резидентов США и вовсе находится на позиции 103,17 %. Стоит также отметить, что как в оффшорных взаимных фондах, так и в российских ПИФах резиденты США имеют более высокие доходы, нежели российские компании. К особенностям российских паевых инвестфондов можно отнести также тот факт, что реальная ставка для резидентов США немногим превышает номинальную ставку.
Табл. 2.1. Номинальная и реальная ставка по 10 лучшим оффшорным фондам и российским ПИФам (за период с августа 2006-август 2007)
Оффшорные взаимные фонды
Номинальная ставка, в %
Реальная ставка для резидента РФ, в %
Реальная ставка для резидента США, в %
INVESCO PRC Equity
77,46
57,45
73,98
Pervest China
69,55
50,43
66,23
Templeton Latin America
67,41
48,53
64,13
Skandia Greater China Equity
65,91
47,20
62,66
AllianceBernstein-India Growth
64,78
46,20
61,55
INVESCO
Greater China Equity
64,09
45,58
60,87
Templeton Asian Growth
63,8
45,33
60,59
AllianceBernstein-Greater
62,11
43,83
58,93
INVESCO Asia Enterprise
59,32
41,35
56,20
Investec GSF Asian Equity
55,43
37,90
52,38
Итого в среднем 1 фонд
64,99
46,38
61,75
Топ-10 доходных ПИФов РФ
Номинальная ставка, в %
Реальная ставка для резидента РФ, в %
Реальная ставка для резидента США, в %
Интерфин Энергия
98,57
83,86
103,17
Замоскворечье-Российская энергетика
91,36
77,19
95,79
Открытие-энергетика
84,69
71,01
88,97
Ренессанс-Перспектива
75,6
62,59
79,67
КИТ Фортис – Российский финансовый сектр
71,64
58,93
75,61
КИТ Фортис – Российская электроэнергетика
71,57
58,86
75,54
АВК – Фонд связи и телекоммуникаций
64,93
52,71
68,75
КИТ Фортис – Российские телекоммуникации
62,56
50,52
66,32
СибиряК – Фонд акций
59,25
47,45
62,94
Останкино – Российская связь
57,4
45,74
61,04
Итого в среднем 1 ПИФ
73,76
60,89
77,78
Источник: Национальный банковский журнал. 2007. № 8.(WallStreetGlobalи Национальная лига управляющих)
Как результат, приток иностранных капиталов существенно превышает отток отечественных. (См. рис. 1 Приложения 1) Так, по состоянию на 1 января 2001 года, объем российских активов за рубежом на $53,5 млрд. превышал объем иностранных в России. А на 1 января 2007 года объем иностранных активов в РФ был на $63,2 млрд. выше российских за рубежом.[19] . Не смотря на то, что российский клиент может вполне выгодно разместить свои активы (нередко дажебольшей прибылью) в собственной стране. Тем не менее мода на оффшоры не проходит. Популярность ведения оффшорного бизнеса среди россиян объясняетcя двумя причинами. Во-первых, в России до сих пор не сформировалась система финансовых институтов, позволяющих сохранить накопленные сбережения. Во-вторых, преимуществом оффшорных взаимных фондов является то, что они регистрируются в дружественной с точки зрения налогообложения юрисдикции. Соответственно, они не подпадают под регулятивное воздействие российских денежных властей. Частные лица и компании получают большую свободу действий, в том числе и с точки зрения налогового планирования.В последние годы параллельно с оффшорными услугами развиваются оншорные, т. е. предоставление индивидуальных банковских услуг с элементами налогового планирования на отечественном рынке. По некоторым оценкам конкурентоспособность российских банков в этом секторе пока довольно слаба, но рост идет в геометрической прогрессии. Вполне возможно, что в скором времени клиенты, жаждущие эксклюзивного банковского сервиса, с большей охотой будут обращаться в наши кредитные организации. Тем более что, как правило, они там же могут получить и услуги по размещению части активов за рубежом, а также получить рекомендации, как безопасной законно это сделать.
Таким образом, сегодня, несмотря на развивающийся финансовый кризис оффшорный бизнес продолжает развиваться. Происходит это за счет того, что во многих странах продолжается борьба за унификацию налогового обложения (Европейский союз), в других же до сих пор не сформирована система финансовых институтов, позволяющих сохранить накопленные сбережения (Россия). Те не менее, следуя общей тенденции, некоторые компании временно прекращают операции с помощью оффшорных юрисдикций или же изымают средства, ранее вложенные в зоны с налоговыми льготами. На примере сравнения доходности оффшорных взаимных фондов и российских паевых инвестиционных фондов докризисного периода, был сделан вывод, что зачастую вложения в Российскую экономику куда более выгодны и безопасны, нежели отвлечение средств в оффшорные зоны.
продолжение
--PAGE_BREAK--3.2. Проблемы оффшорного бизнеса и возможные пути решения
По мнению Форума финансовой стабильности, в целом оффшорная деятельность не оказывает неблагоприятное воздействие на мировую финансовую стабильность при условии, что за этой деятельностью осуществляется надлежащий надзор и органы надзора сотрудничают с соответствующими органами других стран. Вместе с тем, если оффшорные финансовые центры не способны или не желают соблюдать международные стандарты в области надзора, сотрудничества и обмена информацией, то создается системная угроза мировой финансовой стабильности.[20]
По некоторым оценкам, грязные деньги сегодня составляет около 1 % мирового ВВП, иными словами, они настолько важны для глобальной экономической системы, что полный отказ от них может обернуться тяжелыми последствиями для всего мирового развития.Оффшорные финансовые центры стали мировой опорой для финансирования терроризма, отмывания денег от торговли оружием наркотиками, людьми. Ведущие из оффшоров финансовые цепочки оплели весь мир, теснейшим образом соединяя теневую экономику с легальным движением капитала. Деньги, замаскированные под исламскую благотворительность и предназначенные для поддержки «Аль-Каиды», приходят в Америку и саму Европу с Нормандских островов.На Кипре российские преступные организации контролируют львиную долю 48 000 зарегистрированных в этой стране компаний — «почтовых ящиков», 47 000 из которых физически не существуют: у них нет ни помещения, ни телефонного номера, ни почтового адреса.Из Дубая, оффшорной банковской столицы государств Персидского залива, через «хавалла», или подпольную систему, на Индийский субконтинент и обратно перемещается денег в пять раз больше, чем через законные банковские каналы. Банкиры «хавалла» в Дубае, а также в Афганистане и Пакистане, равно как и в этнических общинах, расположенных в Северной Америке и Европе, претендуют на признание их права вести дела таким традиционным способом, т.е. без каких-либо документов и возможности отслеживать финансовые потоки.В оффшорной юрисдикции Ниуэ примерно 2000 человек зарабатывают примерно 2 млн. долларов в год в виде сборов от лицензирования фальшивых банков и подставных компаний — «почтовых ящиков», что составляет от 7 до 10% национального дохода. Сравнительно недалеко такая же фальшивая оффшорная юрисдикция Науру с населением 10 000 человек лицензирует 400 оффшорных банков, которые одно время обеспечивали более 5% государственных доходов.[21]
Уклонение от налогов имеет самые ярко выраженные макроэкономические последствия. Бюджетный дефицит правительств лежит в основе экономических трудностей многих стран, и преодоление дефицита является главной целью большинства экономических стабилизационных программ. Поэтому в подобных случаях проблема улучшения сбора налогов является приоритетной. Сектор мелкого бизнеса традиционно является важным узлом в системе уклонения от налогов. Вместе с тем мелкий бизнес является двигателем экономического роста. Поэтому вполне возможно, что многие страны на относительно ранней стадии экономического развития особенно подвержены уклонению от уплаты налогов и связанному с этим отмыванию денег.[22]В последние годы многие страны при содействии международных организаций пересмотрели собственные законы о центральном и коммерческих банках, а также валютных операциях. Вместе с тем необходимо дополнить указанные законы положениями овозможности передачи банками необходимой информации компетентным органам в связи с мерами по борьбе с отмыванием денег.Опасения по поводу того, что законы, направленные на предотвращение отмывания денег, способны подорвать усилия по либерализации финансовых рынков или по поводу того, что открытие более широкого доступа на финансовые рынки может способствовать росту отмывания денег, безосновательны. Отмывание денег угрожает экономической и финансовой системе многих стран, и международное финансовое сообщество должно твердо поддерживать меры по борьбе с отмыванием денег. В качестве мер, для решения проблем современного оффшорного сектора следует указать укрепление роли международных финансовых организаций в международном мониторинге и регулировании оффшорной деятельности. Должны быть ужесточены меры наказания тех финансовых оффшорных зон, которые отказываются сотрудничать с уполномоченными организациями. Также следует указать на необходимость координации действий и обмена информации между специальными регулирующими органами. Еще одним решением стабилизации оффшорного рынка является ужесточение странами субъектов международной деятельности законодательства в области внутреннего валютного регулирования и контроля.
Несмотря на то, что законодательства многих стран активно работают над унификацией налогового обложения по всему миру, немедленное избавление от оффшорного мира невозможно. Сегодня перед лицом правительств как развитых, так и развивающихся государств стоят гораздо более серьезные проблемы, нежели уход от налогов или отмывание денег в юрисдикции крошечного острова в противоположной части света. Заявления политиков о поискеденег террористов, бесспорно, приносят им голоса избирателей, однако прямое вмешательство в дела оффшорного мира трудно проводить у себя в стране. Прекращение оффшорной деятельности где-нибудь на Карибских островахне приносит немедленного политического капитала. Для отлученных от бизнеса банков попросту не будет замещающих видов деятельности, не будет и новых рабочих мест для оставшихся без работы агентов по созданию компаний. В Восточно-Карибском бассейне оффшорные деньги стали основой местной экономики. В других регионах — основой политической коррупции. При немедленном разрушении сложившейся системы для большинства государств не возникнет никаких сиюминутных выгод или преимуществ.В странах же, чья экономика строится на привлечении иностранного капитала, эта экономика просто исчезнет, расшатается финансовую инфраструктуру, с большой долей вероятности пострадает туристическая индустрия.
Основной задачей а противодействии легализации преступных доходов является постоянный поиск применяемых новых схем отмывания денежных средств, и здесь большое значение имеет международное сотрудничество и обмен опытом, развитие и систематизация законодательства, направленного на пресечение отмывания денег.
Много чего предстоит сделать и в российском законодательстве. Одним из первых шагов на пути к международному сотрудничеству является присоединение к Варшавской конвенции Совета Европы «О противодействии отмывания преступных доходов». Этот шаг повлечёт ряд инновационных положений в российском законодательстве: введение такоймеры наказания, как конфискация за преступления, связанные с легализацией преступных доходов; конфискация имущества и денежных средств, используемых в целях финансирования терроризма независимо от того, получены ли они законным или легальным путём.Присоединение к конвенции позволит также увеличить срок для проверки подозрительных операций. Департамент экономической безопасности МВД РФ и Росфинмониторинг уже заявили о готовящихся поправках в законодательство. В настоящее время Росфинмониторинг вправе замораживать лишь счета лиц, подозреваемых в финансировании терроризма, но срок этот ограничивается пятью днями. В связи с присоединением к конвенции и внесением соответствующих изменений в законодательство замораживание будет увеличено до 30-45 дней. Это, бесспорно, повысит эффективность борьбы с легализацией преступных доходов.[23] Причём данная мера будет применяться не только в отношении счетов лиц, подозреваемых в финансировании терроризма, но и касаться любых сомнительных операций, при непрозрачности целей их проведения.В конечном итоге появляется реальная возможность предотвратить вывоз за рубеж преступного капитала с целью легализации. Однако, вводя новую правовую норму следует предусмотреть возможные последствия и побочные эффекты в условиях нашего государства.Тем не менее, стоит отметить, что ниувеличение меры наказания ни расширение списка предикатных преступлений, не являются первоочередными методами борьбы с отмыванием денег в настоящее время. Контрольным и правоохранительным органам сегодня стоит обратить внимание на такие проблемы, как повышение качественного уровня финансового контроля, работа над доказательными инструментами в сфере легализации преступных доходов, привлечение к ответственности лиц, вовлечённых в преступную деятельность по отмыванию «грязных» денег.Для решения поставленных задач прежде всего необходимо выяснить причины, по которым становится невозможным доказать факт легализации доходов, полученных преступным путём, и, соответственно,привлечь к ответственности виновных лиц.В первую очередь необходимо координировать деятельность контролирующих и правоохранительных органов для повышения эффективности их работы. Благодаря совместной деятельности Росфинмони-торинга и Центробанка десятки недобросовестных банков были лишены лицензии. Но самая главная задача — доказательство совершения преступления в суде — так и осталась нерешённой. Легализация преступных доходов остается не раскрытой, соответственно часть финансовых средств, которые могли быть направлены в бюджет, уходятв карман преступникам.
Таким образом, внастоящее время оффшорные финансовые центры не являются основным причинным фактором возникновении системных финансовых проблем”.[24] Однако при отказе в сотрудничестве с международными органами финансового регулирования и контроля, существует серьезная угроза стабильности развития мировой финансовой системы. Что касается решения проблемы отмывания денег и борьбы с нелегальными оффшорными операциями, то в настоящее время необходимо переходить на современные методы финансового контроля с использованием самых последних достижений научно-технического прогресса. Без современных информационных технологий невозможно решить те сложные задачи в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, которые стоят перед контрольными и правоохранительными органами.
продолжение
--PAGE_BREAK--3.3. Перспективы развития оффшорного бизнеса
Несмотря на многолетнюю борьбу различных организаций мирового сообщества (преимущественно европейских и американских) с оффшорами, оффшорный бизнес продолжает оставаться законным инструментов налогового планирования и оптимизации налогообложения для национальных компаний разных стран и частных лиц, ведущих международный бизнес.[25] Оценивая перспективы оффшорного бизнеса в современной мировой экономике, следует учитывать то обстоятельство, в какой мере он будет «очищаться» от операций, связанных с отмыванием «грязных» денег, сохраняя при этом свою роль важного фактора дальнейшей либерализации общемировой системы внешнеэкономических связей, развивающейся по все более ясным, прозрачным и единообразным правилам. По мнению специалистов Форума Финансовой Стабильности необходимо провести углубленную оценку режимов отдельных оффшорных зон в целях своевременного выявления уязвимости их финансовых секторов. Эту работу Форум рекомендует поручить МВФ как наиболее представительной международной организации, в состав которой входят многие оффшорные юрисдикции.[26]
С учетом глобального наступления на оффшорные финансовые центры, расположенные в Европе и зоне Карибского бассейна, центр международного оффшорного бизнеса, по-видимому, будет смещаться в регион Юго-Восточной Азии, где весьма хорошие перспективы имеют Гонконг и Сингапур. Провозглашенная правительством Китая концепция «Одна страна, две системы» гарантирует Гонконгу сохранение собственной правительственной, юридической и экономической систем.Если говорить о более дальней перспективе, то не следует исключать постепенной конвергенции оффшорного и оншорного бизнеса. С одной стороны, оффшорные юрисдикции под давлением международных организаций и стоящих за ними США и ЕС вынуждены будут пойти на частичную либерализацию сектора финансовых услуг. С другой стороны, существенное снижение ставок налога на прибыль в ряде оншорных юрисдикции сделает их более привлекательными для ведения международной банковско-финансовой и коммерческой деятельности. В этом плане весьма характерным является пример Ирландии, где в соответствии с
решением Европейской комиссии корпоративный налог на прибыль был снижен с 1 января 2003г. до 12,5% (самый низкий показатель в Европе).[27]
Несмотря на попытки унифицировать налоговое законодательство ЕС, налоговые ставки останутся разными, так как существует достаточно большое количество оффшорных зон расположенных вне пределов Европейского Союза или его влияния. На сегодняшний момент, одной из таких чисто оффшорных зон является Доминика, к безусловному преимуществу этой юрисдикции можно отнести то, что она не входит в «черный список» ЦБ РФ.
В свете происходящих на рынке изменений можно предположить, что в будущем будут наиболее активно развиваться юрисдикции, которые уже сейчас провели реформы национального законодательства. Страны, сохранившие законодательство о регистрации оффшорных компаний без изменений, имеют нестойкое конкурентное преимущество (политические связи) и в дальнейшем их позиции на рынке могут ухудшиться.
На текущем этапе развития оффшорных зонфакторами успеха для оффшорной юрисдикции является: стабильность внутренней политической и экономической ситуации; политическая гибкость, готовность идти на компромисс; сотрудничество с международными организациями (ОЭСР и ФАТФ); реформы национального законодательства в сторону достижения большей прозрачности оффшорного сектора, использование доходов от регистрации оффшорных компаний для развития других отраслей народного хозяйства этих государств.В ближайшем будущем оффшорная индустрия будет выигрывать за счет конечных пользователей, нуждающихся в краткосрочном снижении расходов.
Существует большая вероятность, что компании, которые никогда не рассматривали налоговое планирование в целях сокращения затрат, в скором будущем поймут все привилегии оффшора и пересмотрят свое отношение к нему. Согласно публикациям InfoWorld, до настоящего момента заключено на 5% больше оффшорных контрактов, чем в прошлом году, а общая стоимость оффшорных контрактов в 2008 году увеличилась на 19%. Многие специалисты полагают, что оффшорная модель, используемая в 2008 году, будет использована и в следующем году в связи с тем, что основное преимущество оффшора по-прежнему заключается в улучшении руководства процессами, снижении затрат и повышении производительности работы. Несмотря на то, что слухи о близящемся крахе оффшорной индустрии сильно преувеличены и не соответствуют реальному положению дел, природа оффшорного бизнеса наверняка претерпит значительных изменений. Ожидается, что покупатели оффшорных услуг станут более избирательными в поиске партнера, а сами компании, предоставляющие оффшорные услуги будут искать новые, более усовершенствованные способы увеличения прибыли через улучшение и модернизацию бизнес-процессов. Именно эти способы позволят им выжить в период самого большого экономического кризиса со времен Великой Депрессии.
Что касается перспектив использования оффшоров в российской практике, то здесь на лицо следующая тенденция: российские предприниматели все больше уходят от использования классических оффшоров в своей деятельности, выбирая все чаще и чаще европейские юрисдикции с высокой репутацией. Представляется, что данная тенденция будет развиваться и далее.[28] В итоге напрашивается закономерный вывод: пока существую экономические противоречия, будут существовать и страны (или зоны в этих странах) с льготными налоговыми режимами по отношению к нерезидентам, но возможно они станут доступны не всем, а только среднему и крупному бизнесу.
Таким образом, среди перспектив развития оффшорного бизнеса стоит выделить следующие: постепенное перемещение центра оффшорных операций из Карибского бассейна и европейских стран в страны Юго-Восточной Азии (такие как Гонконг и Сингапур), сращение оффшорных и оншорных секторов благодаря либерализации налогообложения внутри собственных стран и ужесточения контроля за деятельностью своих резидентов за рубежом. В результате уже имеющих место реформ национального законодательства, многие современные классические оффшоры в ближайшее время исчезнут. В будущем успех будут иметь те оффшорные юрисдикции, кто научится оценивать работать с новым типом клиентов: оценивающих риск и ценящих прозрачность и финансовую стабильность.
продолжение
--PAGE_BREAK--