Реферат по предмету "Экономика"


Вопросы экономики экологической деятельности

Вопросы экономики экологической деятельности

Содержание
1. Экономическое регулированиеэкологической деятельности
2. Оценка платежей за загрязнение окружающейсреды предприятия
3. Оценка платежей за использованиеприродных ресурсов
4. Оценка затрат на разработку и внедрение системыобеспечения экологической безопасности предприятия (СОЭБП)
5. Экономическая оценка вреда,наносимого экосистеме экологическими правонарушениями
1. Экономическое регулирование экологической деятельности
Экологические проблемы должны быть приоритетными в финансово-экономическомобеспечении деятельности. К источникам финансирования относятся:
международные гранты;
бюджетное финансирование программ и проектов;
кредитное финансирование;
собственные средства предприятий;
страхование экологических рисков;
налоги с предприятий на развитие экологической деятельности.
Финансовые средства обеспечения экологической деятельности относятсяк издержкам производства, поэтому, чтобы повысить их привлекательность, используютсяметоды поощрения и принуждения. Существуют следующие экономические методы природопользования:
создание благоприятной экономической среды для развития экологическичистых производств;
подавление экологически опасных отраслей с помощью жесткой налоговойполитики;
ослабление влияния экологических ограничительных рамок на темпыи масштабы экономического развития.
На основе нормативов загрязнения окружающей среды национальногомасштаба в ряде стран устанавливаются экологические квоты и распределяютсямежду предприятиями. При этом право на дополнительные выбросы предприятие можеткупить у других предприятий, у которых выбросы ниже квот. Та же система торговликвотами существует и на планетарном уровне (по Киотскому протоколу). Экологическиеплатежи необходимо было бы ввести и за загрязнение околоземного космического пространства.
Государственная природоохранная деятельность включает:
экологические налоги и платежи;
экономические санкции за нарушение экологических требований;
экологическое образование;
экологический мониторинг и контроль.
Основными недочетами в экологической деятельности государстваявляются:
отсутствие экологического кадастра;
отсутствие правовых норм, регулирующих аккумулирование финансовыхресурсов на природоохранную деятельность и как следствие — отсутствие экологическогобюджета или фондов;
упор на фискальный метод воздействия.
Экономическое регулирование экологической деятельности осуществляетсяглавным образом на региональном и локальном уровнях. Какие меры улучшения экологическойдеятельности на отдельных предприятиях необходимо предпринять? Во-первых, для повышениямотивации необходимо заменить затратные виды деятельности принудительного характера,упомянутые выше, на деятельность с минимальными издержками на осуществление экологическихмероприятий и извлечением наибольшей прибыли при соблюдении требований экологическойбезопасности. Во-вторых, система управления охраной окружающей среды должна бытьоснована на рекомендациях международных стандартов ИСО 14000. В-третьих, выделитьэкологическую деятельность как обособленную часть менеджмента. Направлениями этойдеятельности должны стать экологизация производства и информационное обеспечениеэкологической деятельности. Экологическая деятельность предприятия будет регулироватьсясобственным экологическим бюджетом, который станет обязательной частью финансовогобаланса предприятия. А учет требований природопользования и природоохранной деятельностибудет проводиться автоматизированными системами качества АСОКП и СОЭБП.
Стимулировать развитие экологического менеджмента могли бы:
обязательное страхование экологических рисков. ФЗ «Об охранеокружающей среды» допускает возможность обязательного государственного экологическогострахования, но она не реализована на практике.
экономико-правовой метод повышения ответственности за загрязненияокружающей среды. В России отсутствует экологическое судопроизводство, а меры ответственностиустанавливают чиновники разных уровней исполнительной власти.
Сегодня для регулирования экологической деятельности используетсяэкологический аудит — систематический, документально оформленный процесспроверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных, с тем чтобы определить,соответствуют ли критериям аудита определенные виды экологической деятельности,события, условия, системы административного управления или информация об этих объектах,а также сообщение результатов заказчику аудита (предприятию). Однако, этот методне является эффективным. Более эффективным методом было бы создание и внедрениена базе информационных технологий системы экологической сертификации предприятия,товаров и услуг с учетом требований рационального природопользования и охраны окружающейсреды.
 2. Оценка платежей за загрязнение окружающей среды предприятия
 
Экологические платежи — единственный механизм экономическогорегулирования экологической деятельности предприятий на данный момент времени. Ихрасчет производится в соответствии с межведомственным нормативным документом МинприродыРоссии, Минфина России, Минэкономразвития России и Минюста России «Инструктивно-методическиеуказания по взиманию платы за загрязнение окружающей среды» (1993г). В этомдокументе установлен порядок расчета массы загрязняющих веществ, порядок оплатыза загрязнение и определена трехуровневая система экологических платежей по дифференцированнымставкам в соотношении 1: 5: 25 для каждого уровней:
за предельно допустимый сброс (ПДС) или выброс (ПДВ);
за временно согласованный сброс (ВСС) или выброс (ВСВ)в пределах установленного лимита;
за сверхлимитный сброс или выброс.
1. Плата за загрязнение окружающей среды в предельно допустимомдиапазоне сброса загрязняющих веществ в водные объекты:
Пв1 = ∑ СнiMiКиндпри Мi
        i
Снi — нормированнаяставка платы при сбросе в водный объект i-го загрязняющеговещества;
Мi — масса i-го загрязняющего вещества;
Miпр — масса предельнодопустимого i-го загрязняющего вещества;
Кинд — ежегодноустанавливаемый коэффициент индексации.
2. Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленныхлимитов при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты:
 
Пв2 = ∑ Слi(Mi— Miпр)Кинд при Miпрi≤ Мiл, где
        i
Слi — лимитная ставка платы за сбросы в водные объекты i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита;
Mi — масса сброса i-го загрязняющеговещества в пределах установленного лимита.
3. Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ в водныеобъекты:
 
Пв3 = 5∑ Слi(Mi— Miпр)КиндприМi>Мiл,где
          i
Общая плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты находитсясуммированием трёх предыдущих показателей.
В пределах установленного лимита ставки определяются следующимобразом:
 
Снi= НбнiКэ,Слi= НблiКэ, где
 
Нбнiи Нблi — соответствующие базовые нормативные платы;
Кэ — коэффициент экологической значимости поверхностиводного объекта и экологической ситуации.
Следует отметить, что приведенные выше методы расчета не могутсчитаться механизмами научно обоснованного экономического регулирования природоохраннойдеятельности, т.к. отсутствует правовая основа согласования сбросов и выбросов,предельно допустимых сбросов и выбросов.
4. Плата за размещение твердых отходов в пределах установленныхлимитов:
 
Пт= ∑ СтiMтi, где
      I
 
Стi — ставка платыв зависимости от i-го вида размещенных отходов;
Mтi — масса i-го вида размещенных отходов.
При превышении установленных лимитов предприятие выплачиваетпятикратную плату за размещение твердых отходов.
При планировании платежей за загрязнение окружающей среды экологическийменеджмент предприятия должен руководствоваться следующей процедурой временногообоснования и согласования оценки платежей:
учет источников загрязнения атмосферы;
обоснование предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющихвеществ на планируемый период;
установление лимитов размещения твердых отходов;
расчеты экологических платежей за ожидаемые выбросы и сбросыи оценка их фактического уровня на плановый период;
расчет экологических платежей за размещение твердых отходов пооценке фактического уровня за плановый период.
Сведения о размерах экологических платежей, полученные на основерасчетных оценок, необходимо занести в план предприятия (приложение к бизнес-плану),в экологический паспорт предприятия и в документы государственной статистическойотчетности. Расчеты должны проводиться специалистом в области экологического менеджментапредприятия.
 3. Оценка платежей за использование природных ресурсов
В последнее время растет несоразмерное потребление природныхресурсов, а технологии альтернативных природных ресурсов не в состоянии обеспечитьих сбалансированное потребление. Поэтому в экологической деятельности вопросы природопользованияи природоохранной деятельности взаимосвязаны.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды базируетсяна использовании программно-целевых методов распоряжения финансовыми ресурсами,основанных на применении экономико-математического моделирования. Рассмотрим основныевиды платежей за использование природных ресурсов.
Платежи за землепользование. Плата за пользование землейсоставляет более 20% всех ресурсно-природных платежей. В настоящее время она осуществляетсяв форме земельного налога или арендной платы. Земельный налог — это стабильныйплатеж за единицу земельной площади в год независимо от результатов хозяйственнойдеятельности собственника земли. В зависимости от вида землепользования в Россииустановлены налоги на земли:
сельскохозяйственного назначения (определяются и утверждаютсяорганами законодательной власти регионов РФ с учетом кадастровой оценки земли);
городов и поселков (определяются органами местного самоуправления);
несельскохозяйственного значения.
Контроль за соблюдением платы за землю осуществляют органы налоговойинспекции.
Платежи за пользование недрами. В соответствии с ФЗ«О недрах» (2001г.) платежи за пользование недрами предусматривают следующуюсистему:
регулярные платежи за пользование недрами;
плата за геологическую информацию о недрах;
сбор за выдачу лицензии;
сбор за участие в конкурсе за пользование недрами;
разовая плата за пользование недрами при наступлении определенныхсобытий, указанных в лицензии.
Указанные платежи исчисляются как налог на добычу полезных ископаемых.Рассмотрим некоторые виды полезных ископаемых и ставки по ним (Налоговый кодексРФ, 2001г.): Вид полезных ископаемых Ставки в % к стоимости полезных ископаемых Нефть, природный газ, газовый конденсат 16,5 Цветные и редкие металлы, природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные камни, многокомпонентная комплексная товарная руда, а также полезные компоненты комплексной руды (за исключением драгоценных металлов) 8,0 Подземные минеральные воды 7,5 Драгоценные металлы (за исключением золота), кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья. 6,5 Золото, горнорудное неметаллическое сырье, битумозные породы, другие полезные ископаемые, не включенные в прочие группы 6,0 Горнохимическое неметаллическое сырье, соль природная. Хлористый натрий, радиоактивные металлы, теплоэнергетические и промышленные воды, неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии 5,5
Платежи за водопользование. В соответствии с ФЗ«О плате за пользование водными объектами» (2001г.) плата за водопользованиевзимается с объектов, применяющих сооружения, технические средства или устройствав зависимости от целей пользования: забор воды из водных объектов; сброс сточныхвод в водные объекты; удовлетворение потребности гидроэнергетики в воде; использованиеакваторий водных объектов для лесосплава в плотах, для добычи полезных ископаемых,организованной рекреации, размещения коммуникаций, плавсредств, установок и оборудования,зданий, сооружений, установок для буров, строительства и иных работ.
Рассмотрим некоторые действующие ставки за водопользование: Виды водопользования
Размер ставки, руб. /м3 мин. макс. Забор из поверхностного водного объекта 60 370 Забор из территориального моря или внутренних морских вод 2 7 Выработка электроэнергии гидроэлектростанцией 4 20 Сплав древесины на плотах на каждые 100 км. 680 1400
Сброс сточных вод (руб. /тыс. м3) 7 55
Платежи за лесопользование:
1) лесные подати взимаются при краткосрочном пользованиилесным фондом;
2) аренда за лесопользование устанавливаются на долгосрочнойоснове с учетом действующих ставок лесных податей. Экономические вопросы лесопользованиярегулируются Лесным кодексом РФ. Ставки определяются органами исполнительной властисубъектов РФ или по результатам лесных аукционов.
В общей структуре ресурсно-природных платежей доля платежей залесопользование составляет около 1%, что явно не соответствует рыночным требованиям.
 4. Оценка затрат на разработку и внедрение системы обеспеченияэкологической безопасности предприятия (СОЭБП)
Оценка затрат на разработку и внедрение СОЭБП представляет собойинновационный и инвестиционный проект, который можно отобразить в виде специальногодокумента — технико-экономического обоснования (ТЭО). Рассмотрим следующие предпосылки,которые позволяют решить задачу внедрения СОЭБП в экологическую деятельность предприятия:
в основу создания и использования СОЭБП могут быть положены принципывнедрения системы управления охраной окружающей среды предприятия;
прежде всего необходимо рассмотреть структуру экономических затрат,методы и процессы снижения загрязнения окружающей среды;
затем осуществить предварительную экономическую оценку эффективностиСОЭБП.
Виды финансовых расходов на внедрение СОЭБП:
1. Капитальные вложения — единовременные затраты на разработкуи внедрение новых и реконструкцию действующих основных фондов, предотвращающих вредноевоздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду, а также затраты на модификациютехнологии производства продукции.
2. Эксплуатационные расходы — текущие затраты на содержаниеи обследование основных фондов природоохранного назначения, текущие затраты на улучшениепоказателей состояния элементов окружающей среды, дополнительные затраты на эксплуатациюосновных производственных фондов и на оплату услуг по охране окружающей среды.
Методы оценки затрат по внедрению СОЭБП:
1) метод исключения затрат — исключение из общей суммызатрат себестоимости попутной продукции;
2) метод распределения — распределение затрат пропорциональнодействующим и оптовым ценам или пропорционально основным физическим параметрам продуктовпроизводственных процессов;
3) комбинированный метод.
Рассмотрим распределение затрат на природопользование и охрануокружающей среды ежегодно в среднем по отношению к стоимости основных производственныхфакторов природоохранного назначения. Виды экологической деятельности Капитальные вложения Текущие затраты
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
В том числе:
водных ресурсов
атмосферного воздуха
прочее
8
3
3
2
27
17
6
4
Наибольшей эффективностью обладают очистные и вентиляционныеустройства очистки газовых и водных потоков от твердых примесей (фильтры), а такжеочистка с помощью циклонов. Методы очистки сточных вод позволяют либо повторно использоватьочищаемые сточные воды и извлекаемые из них вещества, либо использовать только извлекаемыевещества, либо только сточные воды, либо ни то, ни другое. К ним относят методымеханической, физико-химической, биологической, электрофизической очистки. Удельныеприведенные затраты на предотвращение выброса основных загрязняющих веществ в атмосферуопределяются аналогично оценке удельных затрат на очистку жидкостных потоков и сбросов.
Оценка потребных финансовых ресурсов, связанных с СОЭБП, рассматриваетсякак система финансовых рисков, требующих применение компенсирующих действий, т.к.информационные базы данных дают весьма приблизительные сведения. Наиболее надежнымметодом оценки финансовых затрат и снижения рисков является предельное совмещениеТЭО на производство и реализацию продукции и ТЭО на внедрение СОЭБП. Издержки природоохраннойдеятельности при этом можно отнести к издержкам производства продукции.
В качестве достаточно убедительного метода расчета затрат насоздание СОЭБП и ее внедрение с целью получения дополнительной прибыли можно использоватьзарубежный метод прогноза эффективности обычных инвестиционных проектов — методиспользования коэффициента скорости возврата инвестиций. В основе метода лежитформула:
 
Пр = П1/ (1+j) + П2/ (1+j) +. +Пп/(1+j) п — К0, где
 
П1,2, п — чистая прибыль, полученная за 1,2. п год;
j — коэффициент учетной процентнойставки в расчетный год с инфляционной составляющей.
Чистая прибыль — разность между ожидаемыми доходами загод использования проекта и суммарными затратами, а ожидаемые доходы — этодоля от общих доходов предприятия, связанная с использованием проекта.
экономика экологический безопасность загрязнение
5. Экономическая оценка вреда, наносимого экосистемеэкологическими правонарушениями
Экологические правонарушения — неудовлетворительное экологичес-коесостояние предприятия, возникновение экологических нештатных ситуаций и экологическихаварий, приводящих к различным последствиям состояния экосистемы.
Законодательного акта прямого действия, регулирующего отношенияв области правонарушений (Экологического кодекса), в России не создано. Действующиезаконодательные акты России по-разному определяют последствия экологических правонарушений,используя термины ущерб, вред, убытки. Экономический вред от неудовлетворительногоэкологического состояния предприятия компенсируется на основании исковых заявленийв судебном порядке, которые могут быть предъявлены к открытию судопроизводства втечение 20 лет (ФЗ «Об охране окружающей среды») Эта норма вынуждает предприятиягарантировать стабильность экологического состояния хозяйственной деятельности.В России размер компенсации не превышает 0,05% доходной части федерального бюджета,в то время как фактические затраты многократно превышают этот размер. Экологическимзаконодательством установлено, что нанесенный вред окружающей среде подлежит полномувозмещению с учетом упущенной выгоды от снижения плодородия почв и восстановлениябиоресурсов водных объектов. В РФ действует система нормативных документов, котораядо сих пор не имеет статуса обобщающего, систематизированного единого нормативногоакта по экономике экологического менеджмента предприятия и оценке экономическоговреда от неудовлетворительного состояния предприятия.
Возмещение вреда, наносимого окружающей среде, производится всоответствии с расчетными данными, полученными на основе ведомственного руководящегодокумента «Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенногоокружающей среде в результате экологического правонарушения» (ГоскомэкологияРоссии, 1998). Размер взыскания за вред, причиненный окружающей среде вследствиезасорения поверхностных водных объектов и поверхности земель, в соответствии с Инструктивно-методическимиуказаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей среды (Минюст России, 1993г.)производится в зависимости от массы, объема, состава, степени токсичности загрязнения,которые установлены с помощью инструментальных измерений или на основе экспериментальныхоценок. В случае аварийных выбросов и сбросов нормативы платежей повышаются в 25раз. Оценка вреда от загрязнения земель (в первую очередь химического) производитсяпо методам, содержащимся в руководящих документах Роскомзема России и МинприродыРоссии (Порядок определения размеров вреда от загрязнения земель химическими веществами, 1993 г.).
Таким образом, в области экономического регулирования экологическихправонарушений существует ряд недостатков:
правовая неурегулированность методических материалов;
недостаточная научная обоснованность нормативов;
неадекватность применения штрафных санкций;
отсутствие системного подхода к комплексному взаимодействию видовзагрязнений;
низкий уровень финансовой ответственности за неудовлетворительноеэкологическое состояние предприятий;
приоритет фискальных вопросов у федеральных и региональных органовисполнительной власти, а не решение научно-методических и организационно-технологическихпроблем развития и устойчивости экосистем.
Для организации экономически эффективного экологического менеджментанеобходимо исходить из следующих предпосылок:
1) воздействие загрязнений на компоненты экосистемы обусловливаетее переход на новый качественный уровень;
2) состояние экосистемы остается устойчивым, если воздействияна каждый из ее параметров не выводят их из равновесия;
3) применение математического моделирования параметров экосистемыи определение допустимых нормативов загрязнения (в виде экологического кадастраэкосистем всех уровней) позволяют регулировать экологические риски;
4) долговременная компенсация вреда способствует восстановлениюустойчивого равновесия экосистемы;
5) необходимы система досудебных решений о спорах и обязательнаяи обязательная независимая экологическая экспертиза исков по судебным решениям.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.