Реферат по предмету "История"


Распад Югославии и его последствия

РАСПАД ЮГОСЛАВИИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ В конце XX в. распались три государства: СССР, СФРЮ и ЧССР. Народы этих стран не сумели до конца воспользоваться плодами победы над фашизмом. Они вошли в состав единого "социалистического содружества", глубоко интегрировали свою экономику, заняли достойное место в международных делах. Выступив пионерами грандиозного социального эксперимента, попытались реализовать в государственной практике идеалы социализма.

Потерпев неудачу и разочаровавшись в них, они почти одновременно свернули на другую дорогу. Независимое государство южнославянских народов образовалось в Европе в 1918 г. С 1929 г. оно стало называться Югославией, в 1945 г после освобождения страны от фашистской оккупации, было провозглашено Федеративной Народной Республикой Югославией, а в 1963 г. получило наименование

Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). В ее состав вошли союзные республики Сербия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония и Черногория. Кроме того, в составе Сербии были выделены два автономных края - Воеводина (со значительным венгерским населением) и

Косово и Метохия (с преобладанием албанского населения). Несмотря на родство всех южнославянских народов, между ними сохранялись и существенные религиозные и этнолингвистические различия. Так, сербы, черногорцы и македонцы исповедуют православную религию, хорваты и словенцы - католическую, а албанцы и славяне-мусульмане] - ислам. Сербы, хорваты, черногорцы и славяне-мусульмане говорят на сербохорватском, словенцы - на словенском,

а македонцы - на македонском языках. В СФРЮ применялись две письменности - на основе кириллицы (Сербия, Черногория и Македония) и латиницы (Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина). Важно подчеркнуть, что к этим этнолингвистическим особенностям добавлялись и очень существенные различия социально-экономического характера, прежде всего между более развитыми Хорватией и Словенией и менее развитыми остальными частями

СФРЮ, которые обостряли и многие социальные противоречия. Например, православные и католики считали, что одной из главных причин высокого уровня безработицы в стране является высокий прирост населения в ее мусульманских областях. До поры до времени властям СФРЮ удавалось не допускать крайних проявлений национализма и сепаратизма. Однако в 1991-1992 гг. этническая нетерпимость, усугублявшаяся тем, что многие границы между союзными

республиками были изначально проведены без должного учета национально-этнического состава населения, приобрела очень большой размах, и многие политические партии стали выступать под откровенно националистическими лозунгами. В результате именно в эти годы произошел распад СФРЮ: в 1991 г. из нее выделились Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, а в 1992 г. сформировалась новая югославская федерация -

Союзная Республика Югославия (СРЮ), в которую вошли Сербия и Черногория (рис.10). Этот быстротечный распад СФРЮ протекал в различных формах - как относительно мирных (Словения, Македония), так и крайне ожесточенных (Хорватия, Босния и Герцеговина). Наиболее мирный характер носило отделение

Словении, в ходе которого хотя и не удалось избежать небольшого вооруженного конфликта, но он оказался лишь эпизодом в этом довольно спокойном "бракоразводном" процессе. Да и в дальнейшем каких-либо серьезных политических и тем более военно-политических осложнений здесь не возникало. Выделение из состава СФРЮ Македонии сопровождалось не военным, а дипломатическим конфликтом. После провозглашения независимости этого государства соседняя

Греция отказалась его признать. Дело здесь в том, что до 1912 г. Македония входила в состав Османской империи, а после освобождения от турецкого владычества ее территория была разделена между Грецией, Сербией, Болгарией и Албанией. Следовательно, независимая Македония, выделившаяся из состава СФРЮ, охватывала только одну из четырех частей этой исторической области, и

Греция опасалась, что новое государство предъявит свои права и на ее греческую часть. Поэтому в конечном счете Македония была принята в ООН с формулировкой "Прежняя Югославская Республика Македония". Гораздо более крупными военно-политическими осложнениями сопровождалось отделение от бывшей СФРЮ Хорватии, в населении которой в начале 1990-х гг. доля сербов превышала 12%, причем некоторые

ее области издавна считались исконно сербскими. В первую очередь это относится к так называемой Военной Крайне - пограничной области, созданной еще в XVI-XVIII вв. Австрией и сохранившейся в XIX в. после образования Австро-Венгрии вдоль границы с Османской империей. Именно здесь осело много православных сербов, бежавших от преследований турок.

Исходя из своего количественного перевеса, эти сербы еще в период существования СФРЮ объявили о создании в пределах Союзной Республики Хорватия своей автономной области Крайна, а после выхода Хорватии из состава СФРЮ в конце 1991 г. провозгласили образование независимой Республики Сербская Крайна с центром в г. Книн, объявив об отделении ее от

Хорватии. Однако эта самопровозглашенная республика не была признана ООН, которая направила в Хорватию миротворческий контингент, чтобы предотвратить военное развитие конфликта. А в 1995 г. Хорватия, выбрав момент, когда Союзная Республика Югославия была экономически сильно ослаблена жестким эмбарго со стороны стран Запада, ввела в Крайну свои войска, и через несколько дней республика хорватских сербов перестала существовать.

В 1998 г. Хорватия возвратила себе и территорию Восточной Славонии, захваченную сербами еще в 1991 г. в результате кровопролитной военной операции. Такое развитие событий дало повод сербским радикалам обвинить тогдашнего президента СРЮ Слободана Милошевича в "предательстве Крайны". Ареной еще более непримиримого военно-политического и этнорелигиозного противостояния стала бывшая

союзная республика СФРЮ Босния и Герцеговина, которая отличалась самым многонациональным составом населения, что на протяжении многих веков служило первопричиной разного рода этнических конфликтов. Согласно переписи 1991 г сербы составляли 31% ее жителей, мусульмане - 44, хорваты - 17%, а остальное приходилось на другие этнические группы. После провозглашения независимости Боснии и Герцеговины оказалось, что сербы составляют большинство

в ее северных и восточных районах, мусульмане - в центральных, а хорваты- в западных. Нежелание сербов и хорватов оказаться в мусульманском государстве, а мусульман - в христианском с самого начала независимого существования Боснии и Герцеговины привело к конфронтации между ними, которая весной 1992 г. переросла в гражданскую войну. На первом ее этапе победу одержали боснийские сербы, которые, опираясь на дислоцированные в республике силы югославской армии, захватили почти 3/4 всей ее территории, начав

"этнические чистки" в мусульманских районах и фактически превратив мусульманские города в анклавы, со всех сторон окруженные сербскими войсками. Наиболее яркий пример такого рода - столица Боснии и Герцеговины Сараево, осада которой сербами длилась более трех лет и стоила жизни десяткам тысяч ее жителей. В результате национально-религиозного размежевания на территории с преобладанием сербского населения

была провозглашена Боснийская Республика Сербская. Хорваты и мусульмане сначала также образовали свои республики, но в 1994 г. на основе антисербского союза создали единую Боснийскую мусульмано-хорватскую федерацию. В это же время в ходе войны наступил перелом не в пользу сербов, который объясняется несколькими причинами. Во-первых, против правительства СРЮ, обвиненного во вмешательстве в дела соседнего государства и вооруженной

поддержке борьбы боснийских сербов, Совет Безопасности ООН ввел строгие международные санкции. Во-вторых, лидер непризнанной Боснийской Республики Сербской Радован Караджич был обвинен в организации "этнических чисток" и объявлен военным преступником. В-третьих, западные союзники и многие мусульманские государства начали вооружать армию боснийских мусульман, боеспособность которой благодаря этому заметно возросла.

Наконец, в-четвертых, американские, британские и французские самолеты начали наносить бомбовые удары по позициям боснийских сербов. Боснийская война завершилась поздней осенью 1995 г. По мирному соглашению Босния и Герцеговина формально сохранила статус независимого государства с единым президентом, парламентом, центральным правительством и другими органами власти. Но фактически она была разделена на две части. Одну из них образовала мусульмано-хорватская федерация

с территорией 26 тыс. км2, населением 2,3 млн человек и столицей в г. Сараево, которая имеет своего президента, парламент и правительство. На другой части образовалась Республика Сербская с территорией 25 тыс. км2, населением более 1 млн человек и столицей в г. Баня-Лука. Конфигурация территории Республики Сербской очень причудлива: следуя расселению боснийских сербов, она как бы окаймляет с северной

и восточной сторон более компактную территорию мусульмано-хорватской федерации. Республика Сербская также имеет своего президента, свои парламент и правительство. И мусульмано-хорватская федерация, и Республика Сербская относятся к числу самопровозглашенных государств, поскольку ни та, ни другая не признаны ООН. Между ними сохраняются и многие прежние противоречия, в особенности с учетом недостаточно четко определенной пограничной линии.

Так что новых вооруженных конфликтов здесь удается избежать в основном благодаря тому, что еще в конце 1995 г. в Боснию и Герцеговину под флагом миротворчества были введены войска НАТО, а затем и миротворческий контингент ООН; его мандат уже неоднократно продлевался. В состав международных миротворческих сил входят и российские войска. Однако все это - только видимая стабилизация обстановки, которая не решила главных спорных вопросов.

Например, миротворческие силы не смогли обеспечить возвращение беженцев к местам их прежнего проживания. А ведь это едва ли не главная задача демократизации жизни в Боснии и Герцеговине. По данным ООН, численность беженцев на территории всей бывшей СФРЮ составила 2,3 млн. человек, причем подавляющее большинство из них приходится как раз на Боснию и Герцеговину (рис.1). А вернулось из них всего около 400 тыс в том числе в

Боснию и Герцеговину немногим более 200 тыс. Можно добавить, что массовый исход сербов из Сараево привел к тому, что этот некогда многонациональный город фактически превратился в моноэтнический, где доля сербов сократилась до нескольких процентов. Рис.1. Потоки беженцев на территории бывшей СФРЮ Следующий акт югославской драмы разыгрался уже в конце 1990-х гг. и был связан с проблемами исторической области

Косово и Метохия, расположенной в южной части Сербии. Эта область занимает 11 тыс. км2, а население ее, 9/10 которого составляют албанцы-мусульмане, составляет 1,9 млн. человек. Историческая область Косово и Метохия (Косово занимает ее восточную равнинную, а Метохия - западную гористую часть) сыграла огромную роль в становлении сербской государственности. Об этом свидетельствуют и многочисленные историко-архитектурные памятники, дошедшие до наших дней.

Однако в XIV в. ранний расцвет Косово был прерван нашествием турок-османов. Именно здесь, на знаменитом с тех пор Косовом Поле, произошло решающее сражение между войском турецкого султана Мурада I и сербским ополчением, которое было разбито турками. С этого времени земли Косово и Метохии стали приходить в запустение и одновременно заселяться албанцами, принявшими мусульманскую веру. Постепенно албанцев здесь становилось все больше, и после того как

Турция лишилась своих владений в Европе и в 1912 г. была образована независимая Албания, косовские албанцы стали предпринимать попытки воссоединить свои земли с нею. В какой-то мере они реализовались только в 1941 г когда фашистская Германия, оккупировав Югославию, создала "Великую Албанию" в составе Албании, большей части Косово и

Метохии и части македонских и черногорских земель с албанским населением. После Второй мировой войны историческая область Косово и Метохия в составе сначала народной, а затем социалистической федеративной Югославии с самого начала получила довольно широкую автономию, а по конституции 1974 г. этот автономный край фактически стал самостоятельным субъектом федерации с очень широкими правами (за исключением права

выйти из состава Сербии). Однако в начале 1980-х гг после смерти руководителя страны маршала Тито, албанские национализм и сепаратизм снова усилились, в Косово начались антисербские выступления. В ответ на это в 1989 г. сербские центральные власти фактически упразднили автономию Косово и Метохии. Однако эта акция еще более обострила обстановку в крае, а она усугублялась и тем, что по всем основным экономическим показателям

Косово занимало в стране последнее место: его доля в национальном доходе и промышленном производстве составляла всего 2%. Зато по количеству безработных и доле неграмотных Косово занимало первое место. Когда начался распад СФРЮ, косовские албанцы также провозгласили независимость и создали Республику Косово. Поскольку власти Сербии эту республику, естественно, не признали, в крае фактически

возникло двоевластие. Готовясь к войне, косовские албанцы создали свою военную организацию - Освободительную армию Косово (ОАК). Начались нелегальные поставки в Косово оружия из Албании, оттуда же прибывали боевики. Обстановка особенно обострилась в 1998 г когда югославские власти попытались ликвидировать базы ОАК. Западные страны фактически поддержали албанских сепаратистов, открыто заявлявших о своем намерении

выйти из состава СРЮ. Начались переговоры с участием разного рода посредников, которые, однако, ни к чему не привели. В результате сербы оказались перед выбором: либо отдать Косово, либо вступить в неравную борьбу с НАТО. Они предпочли второй путь, и тогда без санкции Совета Безопасности ООН страны НАТО начали массированные бомбардировки Югославии, а военные контингенты этого блока фактически оккупировали

Косово, разделив территорию края на сферы ответственности. Так Косово фактически превратилось в протекторат западных стран, находящийся под управлением миссии ООН (УНМИК) и контролем НАТО. Но албанские националисты продолжали настаивать на полной независимости края, несмотря на резолюцию Совета Безопасности ООН о сохранении территориальной целостности Сербии. При этом они опирались на поддержку США и стран

Евросоюза, вмешавшихся в этот, по существу, внутрисербский конфликт, доказывая, что Косово представляет собой уникальный случай и не приведет к цепной реакции в других самопровозглашенных государствах. Сербия, Россия и многие другие страны выступали против такой политики, нарушающей принцип территориальной целостности государств. Длительные переговоры не дали результатов, и в феврале 2008 г. парламент Косово в одностороннем порядке принял декларацию о суверенитете.

Но ее не приняли Сербия, не желающая терять 15% своей территории, Россия, Китай и десятки других стран мира. Из-за позиции постоянных членов СБ России и Китая у Косово нет шансов на вступление в ООН. В 2000-2002 гг. на территории бывшей СФРЮ произошло новое обострение внутри- и внешнеполитической обстановки. На этот раз оно было связано с Македонией и

Черногорией. Обострение обстановки в Македонии также напрямую связано с Косово. Примерно треть населения Македонии составляют албанцы-мусульмане, компактно проживающие в районах, примыкающих к территориям Албании и Косово. При этом численность и доля албанцев в населении этой страны постепенно возрастают благодаря более высоким темпам естественного прироста, характерным для этой этнической общности, и возросшему в последнее время миграционному притоку.

События, происшедшие здесь весной 2001 г когда большие группы албанских боевиков вторглись из Косово в пределы Македонии и стали обстреливать ее населенные пункты, по существу, представляли собой еще одну попытку осуществить старую идею создания "Великой Албании". Эти действия внесли разлад во взаимоотношения македонских албанцев и этнических македонцев, которые раньше всегда сосуществовали относительно мирно.

Не только этническое, но и экономическое размежевание между ними усилилось. Местные албанцы также стали требовать самоопределения. Перемирия между албанцами и македонцами заключались и нарушались много раз. В результате НАТО ввела в Македонию свой миротворческий контингент. Обострение отношений между двумя составными частями

Союзной Республики Югославии - Сербией и Черногорией - назревало уже давно. Руководство Черногории стало настаивать даже не на преобразовании федерации в конфедерацию, а на выходе из состава СРЮ и получении полной независимости. Готовился референдум по этому вопросу. Только благодаря усилиям западной дипломатии в начале 2002 г. удалось добиться более или менее компромиссного решения - о преобразовании СРЮ в новое государство под названием

Сербия и Черногория. Окончательное оформление конфедерации Сербии и Черногории произошло в конце 2002 г а в начале 2003 г. она стала 45-м членом Совета Европы. Однако новое государство просуществовало только до мая 2008 г новое правительство Черногории провело референдум о полном суверенитете, за который проголосовало 55% всех жителей. Так на карте Европы появилось новое государство, а распад

Югославии полностью завершился. Одну из своих работ, посвященных проблемам бывшей СФРЮ, профессор МГУ Э.Б. Валев - крупнейший специалист по географии Балканских стран - назвал "Югославский клубок". Действительно, такое словосочетание, пожалуй, более всего подходит для характеристики геополитической и национально-религиозной обстановки, сложившейся в последнее десятилетие в этой части

Европы. ЛИТЕРАТУРА 1. Атцфельд Ж. Воздух войны: по дорогам Хорватии и Боснии и Герцеговины / Жан Атцфельд; пер. с фр.А. Васильковой; предисл.В. Лукина М.: Текст: Журн. "Дружба народов", 2002 252, [3] с. (1348178 - ЦМИР/НФ, 1348179 - АБ). 2. Балканский узел, или Россия и "югославский фактор" в контексте политики

великих держав на Балканах в XX веке / [Васильева Н.В. (рук) и др.; редкол.: Кольтюков А.А. (пред) и др.] Москва: Звонница-МГ, 2005 429 с Библиогр. в конце гл. (1380439 - ОХДФ). 3. Гуськова Е. Югокризис начал разрастаться с момента его интернационализации / Е. Гуськова // Международная жизнь 2006 № 5 С.73-84. 4.

Записки по проблемам национальностей: [пер. а англ.] / Ассоц. исслед. национальностей (Евразия и Вост. Европа) М.; Нью-Йорк. Вып.2/[ред.: Э. Паин, А. Попов] 1993 195 с Библиогр. в примеч. в конце ст. (1270145 - ЧЗ). 5. Кондрашов А. Югославия. Огненное десятилетие / А. Кондрашов //

Эхо планеты 2001 № 26 С.8-14. 6. Лукина Н.В. Босния и Герцеговина после Дейтона / Н. Лукина // Свободная мысль 2006 № 2 С.125-138. 7. Пумпянский А. Братья-враги: Восемь лет (и три войны) спустя / А. Пумпянский // Новое время 1999 № 38 С.24-28. 8. Романенко С.А. Югославский рубикон / Сергей Романенко //

Новое литературное обозрение 2007 № 1 С.138-163 Библиогр. в сносках. 9. Шишов А.В. Военные конфликты XX века: от Южной Африки до Чечни / А.В. Шишов Москва: Вече, 2006 569, [1] с.(1385147 - ЦСС, 1385148 - АБ).



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.