Реферат по предмету "Экономика"


Внешнеэномическая деятельность Республики Татарстан

Содержание
Введение
1.        Внешнеэномическаядеятельность Республики Татарстан
2.        Проблемыи перспективы развития сотрудничества с партнерами в странах-участницахСодружества Независимых Государств
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Развитиевнешних связей республики осуществляется согласно соответствующим статьямконституций РФ и РТ, а также Договора РФ и РТ «О разграничении предметовведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственнойвласти Российской Федерации и органами государственной власти РеспубликиТатарстан» и Соглашения между правительством РФ и правительством РТ оразграничении полномочий в области внешнеэкономических связей.
Всоответствии с указанным договором, сфера внешней политики являетсяпрерогативой федеральной власти, а Татарстану предоставляется правосамостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, а такжеучаствовать в международных отношениях и заключать с иностранными государствамисоглашения, не противоречащие Конституции РФ, участвовать в деятельности соответствующихмеждународных организаций. Эти документы позволяют действовать Татарстанусамостоятельно в отношениях с иностранными государствами и странами СНГ.
Цель работы –рассмотреть торгово-экономические связи РТ и СНГ.

1.        Внешнеэномическаядеятельность Республики Татарстан
Постановлением КабинетаМинистров Республики Татарстан от 15.03.99 N 143 было утверждено положение оМинистерстве торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан. Вданном положении были учтены основные функции и задачи ранее упраздненногоМинистерства внешних связей Республики Татарстан.
В настоящее времяМинистерство торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстанявляется государственным органом, реализующим государственную политику иосуществляющим управление в области внешнеэкономических связей РеспубликиТатарстан с иностранными партнерами и субъектами Российской Федерации.
Основными задачамиминистерства в области внешнеэкономической деятельности являются [4, с. 34]:
— координация ирегулирование внешнеэкономической деятельности в соответствии с решениямивысших органов государственной власти и управления Республики Татарстан;
— координация всегокомплекса международных и межрегиональных связей в целях обеспечения единойвнешней экономической политики Республики Татарстан;
— реализациягосударственной политики по привлечению внешних инвестиций и размещениюинвестиций за рубежом;
— разработка предложенийпо основным направлениям экспортной политики, участие в реализации механизмагосударственной поддержки промышленного экспорта;
 - защита экономическихинтересов Республики Татарстан и республиканских участников внешнеэкономическойдеятельности на внешнем рынке.
Министерство торговли иэкономического сотрудничества Республики Татарстан в целях реализациивозложенных на него задач:
— участвует в разработкепредложений по формированию концепций и программ развития торговли,потребительских услуг и экономического сотрудничества и основных принциповвнешнеэкономической политики Республики Татарстан, а также участвует в ихреализации;
— участвует в разработкемеханизма регулирования кредитных отношений с иностранными государствами,организации проведения клиринговых межгосударственных расчетов;
— участвует в реализациигосударственной политики привлечения иностранных инвестиций и их размещения натерритории Республики Татарстан;  — готовит и вносит в установленном порядкепредложения о мерах по обеспечению выполнения международных договоровРеспублики Татарстан в области внешнеэкономического сотрудничества;
— осуществляетруководство деятельностью в области внешнеэкономических связей и международногосотрудничества существующих полномочных, постоянных и торгово-экономическихпредставительств Республики Татарстан в Российской Федерации, странах СНГ и зарубежом, при международных организациях и их органах;
— осуществляетсогласование открытия постоянных, полномочных и торгово-экономическихпредставительств с соответствующими федеральными органами;
— осуществляет экспортныйконтроль в целях защиты государственных интересов Республики Татарстан;
— осуществляет контрольза использованием валютных средств предприятиями, доля участия государства, вуставном капитале которых составляет более 25%;
— осуществляет контрольза соблюдением министерствами, госкомитетами и ведомствами, объединениями,предприятиями, организациями всех форм собственности и предпринимателямиустановленных правил экспорта и импорта товаров, в том числе длягосударственных нужд Республики Татарстан;
— готовит предложения озаключении Республикой Татарстан соглашений о торгово-экономическомсотрудничестве, включая разработку предложений по кредитным и платежнымотношениям, сотрудничестве с зарубежными фирмами и организациями встроительстве и эксплуатации объектов за рубежом и на территории Республики Татарстан; вустановленном порядке проводит переговоры о заключении таких соглашений иконтролирует их реализацию;
— вносит в установленномпорядке предложения о создании межправительственных комиссий поторгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству синостранными государствами, организует и обеспечивает работу со стороныРеспублики Татарстан;
 - проводит обязательнуюэкономическую и правовую экспертизу республиканских внешнеэкономическихпроектов и программ инвестиционного сотрудничества, всех внешнеторговыхконтрактов предприятий, заключаемых за счет средств и (или) под гарантиибюджета Республики Татарстан, всех экспортных контрактов предприятий, доляучастия государства, в уставном капитале которых составляет более 25%, а такжев других случаях, оговоренных в нормативных актах Республики Татарстан;
 - осуществляет мерыгосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности на территорииРеспублики Татарстан;
 - разрабатывает сучастием других республиканских органов государственной власти предложения поподдержке промышленного экспорта, в том числе в рамках региональных иотраслевых программ;
 - проводит экспертизуконтрактов страхования экспортных проектов и страхования иностранныхинвестиций;
 - обеспечивает совместнос заинтересованными министерствами, госкомитетами и ведомствами организациюконтроля за целевым использованием льгот в области внешнеэкономическойдеятельности, предоставляемых отдельным предприятиям и организациям;
— принимает участие вработе международных экономических организаций, их органов, обеспечиваетсовместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Республики Татарстанвзаимодействие с указанными органами;
— в установленном порядкеосуществляет прием иностранных делегаций, делегаций стран СНГ, прибывающих вРеспублику Татарстан по вопросам внешнеэкономических связей, на уровне КабинетаМинистров Республики Татарстан;
— принимает участие ворганизации международных торгово-промышленных выставок, ярмарок, семинаров вРеспублике Татарстан, а также республиканских выставок и экспозиций за рубежом.
Увеличение в республикечисла субъектов внешнеэкономических отношений ставит проблему координации ихдеятельности, государственной поддержки, согласования интересов отдельныхучастников этой деятельности с интересами республики, ее населения в целом.Такая координация и согласование возможны лишь в рамках концептуальнооформленной внешнеэкономической политики. Поэтому Министерством торговли иэкономического сотрудничества Республики Татарстан уделяется большое вниманиеразвитию концептуальных подходов при реализации государственной политики всфере внешнеэкономической деятельности [8, с. 34].
Для развития экспортногопотенциала промышленности Республики Татарстан Министерством торговли иэкономического сотрудничества Республики Татарстан была разработана Программастимулирования создания и развития экспортоориентированных и импортозамещающихпроизводств в Республике Татарстан на период до 2008 года.
В Программе предусмотренкомплекс экономических, организационно-правовых и специальных мергосударственной поддержки, направленных на повышение эффективностипромышленного производства и конкурентоспособности отечественной продукции,наращивание экспортного потенциала и совершенствование структуры экспорта и импорта.
В целях ускоренногоосвоения производств наукоемкой продукции Программой предусматривается рядмероприятий, направленных на привлечение инвестиций в сферунаучно-инновационной деятельности республиканских предприятий, внедрениесовременных производственных технологий, развитие и активизацию инфраструктуры,позволяющей оперативно внедрять результаты НИОКР в производство.
Продвижению информации обэкспортной продукции предприятий содействует деятельностьинформационно-маркетингового центра, созданного при Министерстве торговли иэкономического сотрудничества Республики Татарстан.
В целях совершенствованиякоординации взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, межрегиональных ассоциаций, внешнеторговых объединений с федеральнымМинистерством торговли, другими органами исполнительной власти РоссийскойФедерации по важнейшим направлениям внешнеэкономической деятельности приказомМинистра торговли Российской Федерации от 6.08.99 в состав Координационногосовета по внешнеэкономическим связям при Минторге России был включен министрторговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан — Салихов ХафизМиргазямович.Он является также представителем Республики Татарстан в составероссийской части смешанной межправительственной Российско-Турецкой комиссии поторгово-экономическому сотрудничеству, что позволяет на практике проводитьполитику республики в сфере внешнеэкономической деятельности, укреплять связи спотенциальными зарубежными партнерами.
Важным условиемэффективного и оперативного информационно-консультационного обеспечениядеятельности республиканских производителей-экспортеров является созданиегосударственной системы внешнеторговой информации, включающей информацию оналичии экономических и административных барьеров, таможенных ограничениях,различных системах льгот и преференций, действующих международных нормах,соглашениях, конвенциях и по другим вопросам. При этом на органыгосударственного управления возлагается ответственность за достоверностьпредоставляемой зарубежным инвесторам экономической, финансовой и правовойинформации, в том числе прогнозов ресурсного обеспечения производств и сбытапродукции в соответствии с данными бизнес-планов инвестиционных проектов [11,с. 25].
В целях содействияинформационному обеспечению деловых партнеров республики Министерство торговлии экономического сотрудничества проводит активную работу. В мае 2000 года изданСправочник инвестора «Татарстан — 2000», который содержит информациюо Республике Татарстан, актуальных инвестиционных проектах, действующемзаконодательстве в области привлечения иностранных инвестиций и условияхфункционирования свободной экономической зоны «Алабуга».
Новым направлениемдеятельности Министерства в 2000 году является правовая, технико-экономическая,валютно-финансовая и таможенная экспертиза внешнеторговых контрактов. Этаработа проводится в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РеспубликиТатарстан от 22.02.2000 N 113 «Об обязательной экспертизе внешнеторговыхконтрактов на экспорт и импорт товаров (работ, услуг), финансируемых за счетсредств республиканского бюджета Республики Татарстан или под поручительствоПравительства Республики Татарстан». К настоящему времени проведенаэкспертиза более 10 проектов внешнеторговых контрактов и сделок.
Развитие исовершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей, в том числе, вопросывнешнеэкономической деятельности, является одним из важнейших направленийдеятельности Министерства. В рамках своей компетенции Министерстворассматривает законопроекты, представляемые федеральными органами управления насогласование, среди которых необходимо отметить такой важный документ,регулирующий вопросы внешнеэкономической деятельности, как Таможенный кодексРоссийской Федерации.
 Для определениястрановых приоритетов торгово-экономического сотрудничества Министерствоторговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан регулярнопроводит обобщение опыта реализации экономических результатов действующихСоглашений о торго-во-экономическом сотрудничестве Республики Татарстан. На 1января 2000 года республикой заключено 60 договоров и соглашений с регионамиРоссийской Федерации, 24 соглашения — со странами СНГ и дальнего зарубежья, втом числе 8 — с их субъектами.
В целях анализавыполнения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.09.97 N723 Министерством торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстанбыл подготовлен информационный обзор «Договоры и соглашения РеспубликиТатарстан с регионами Российской Федерации. 2003 -2009 годы.»
В информационныхматериалах были представлены сведения о существующих договорах и соглашенияхРеспублики Татарстан с регионами Российской Федерации, состоянии их исполненияв настоящее время, структуре межрегионального оборота с 2004 по 2007 год,основных группах товаров межрегионального оборота, а также по ряду регионовдополнительные данные о реализуемых в рамках этих договоров и соглашенийпроектах, формах и направлениях межрегионального сотрудничества.
Для определения правовыхоснов регулирования и главных направлений государственной поддержкивыставочно-ярмарочной деятельности, обеспечения интересов республиканскихтоваропроизводителей при участии предприятий в торговых выставках и ярмаркахМинистерством торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстанведется разработка законопроекта Республики Татарстан «Овыставочно-ярмарочной деятельности».
Министерство торговли иэкономического сотрудничества совместно с Ассоциацией внешней торговлиФинляндии (ФИНПРО) приняло активное участие в подготовке Делового Форума«Финбизнес-2000», который состоялся в Казани в мае 2000 года и сталзначительным событием для обоих государств. В дни Форума Республику Татарстанпосетил с официальным визитом министр внешней торговли Финляндии г-н Киммо Саси.В Форуме приняли участие более 80 финских фирм, представляющих широкий спектротраслей экономики и промышленности Финляндии, прошли семинары-презентациифинских компаний. В рамках Делового Форума были проведены заседания комитета помеждународным и внешнеэкономическим связям Ассоциации «БольшаяВолга», заседания региональных рабочих групп Межправительственной комиссиипо торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между РоссийскойФедерацией и Финляндской Республикой.
«ЭКСПО-2000» вГанновере (Германия) является очередной крупнейшей международной выставкой, накоторой представлена экспозиция Республики Татарстан. Министерство торговли иэкономического сотрудничества активно содействовало своевременной организацииучастия Республики Татарстан во Всемирной выставке «ЭКСПО-2000»,которая открылась 1 июня 2000 года. Участие Татарстана в выставке должно взначительной степени способствовать изучению зарубежного опыта в областиорганизации выставочной деятельности, представлению экономического потенциалаРТ на мировой арене, улучшению делового имиджа республики и привлечению новыхзарубежных партнеров.
С 21 по 30 мая 2000 годаминистр торговли и экономического сотрудничества РТ по приглашению послаРоссийской Федерации в Республике Кипр принял участие в церемонии открытия 25-йМеждународной выставки-ярмарки в Никосии.
Министру был врученПамятный знак за активное и плодотворное сотрудничество Республики Татарстан сГосударственным выставочным центром Республики Кипр [7, с. 32].
В павильоне РеспубликиТатарстан была представлена продукция предприятий ОАО «КамАЗ», ОАО«КОМЗ», ЧЧЗ «Восток», швейной фабрики N 5, ГУЛ ПО«Завод им. Серго», ГУЛ «Татспиртпром», а также стендыКазанского вертолетного завода, Зеленодольского судостроительного завода им.Горького.
Во время пребывания наКипре состоялись переговоры с владельцем крупнейшего 5-звездочного отеля«Four seasons» в Лимассоле о возможности его участия в проектестроительства 5-звездочного отеля в Казани. Состоялась также встреча свладельцем кипрской компании «Неско», на которой были обсужденывопросы развития сети гипермаркетов в Республике Татарстан и возможного участиякомпании в данном проекте.
2.        Проблемыи перспективы развития сотрудничества с партнерами в странах-участницахСодружества Независимых Государств
За время, прошедшее послераспада СССР в странах Содружества произошли значительные перемены, возниклисущественные различия в хозяйственных механизмах и законодательствах, впринципах и способах регулирования внутренней и внешней экономической политики.
Несмотря напредпринимаемые усилия по созданию эффективного Экономического Союза,объединяющего страны участницы СНГ, приходится констатировать, что на этомнаправлении не удалось достичь желаемых результатов.
Сегодня у Татарстанаустановлены устойчивые связи практически со всеми странами СНГ. В республикеведется последовательная работа по реализации заключенных межправительственныхсоглашений со странами Содружества, а также соглашений между городами ихозяйствующими субъектами. Разработаны протоколы, конкретизирующие формывзаимодействия, в ряде случаев созданы рабочие комиссии.
Татарстан имеет своипредставительства на Украине, в Узбекистане, Азербайджане, Казахстане, которыев сегодняшних непростых условиях предпринимают все возможное для сохраненияимеющихся связей и поиска новых, более эффективных форм развития сотрудничествапо всем направлениям [10, с. 23].
Необходимо отметить, чтов условиях динамично меняющейся ситуации в экономике, приходится адаптироватьподходы к практике государственного контроля за взаимопоставками в рамкахзаключенных торгово-экономических соглашений. Но из-за таможенных барьеров,неотлаженности банковских расчетов и других объективных причин продолжаетсяпереориентация республиканских товаропроизводителей на рынки российскихрегионов, рынки зарубежных стран.
Несмотря на резкоесокращение торговли, страны ближнего зарубежья остаются одними из приоритетовво внешней деятельности нашей республики. Во всех странах СНГ проживает та илииная часть татарской диаспоры, с которой установлены тесные связи. Татарскиекультурные центры и организации в этих странах получают необходимую литературу,проводят различные культурные мероприятия, семинары, конференции. Татарстанподдерживал и будет активно поддерживать это направление сотрудничества,которое, на наш взгляд, является не менее значимым, чем экономическаясоставляющая и способствует интеграции в рамках СНГ.
Всемирный КонгрессТатарстан получил статус наблюдателя при Межпарламентской Ассамблее СНГ. Такаяформа сотрудничества будет также способствовать укреплению дружбы ивзаимопонимания в рамках Содружества.
В рамках развитиявзаимовыгодного сотрудничества ведется поиск эффективных форм совместнойпроизводственной, научно-технической, инвестиционной и коммерческой деятельности,учреждаются совместные предприятия с участием партнеров из стран СНГ, создаютсяблагоприятные условия для всесторонних контактов физических и юридических лиц,включая их участие в выставках и ярмарках, в обмене информацией и других формахсотрудничества.
Республика Татарстанстарается в рамках имеющихся возможностей поддерживать расширение связей иобменов с партнерами в странах СНГ в области культуры и искусства, по линииобщественных объединений, религиозных, экономических и иных ассоциаций, способствуетразвитию сотрудничества между молодежными организациями и обмену студентами.
Вместе с тем важнейшейпроблемой остается сокращение объемов торговли. Данные за 11 месяцев текущегогода свидетельствуют о том, что, несмотря на предпринимаемые усилия, внешнеторговыйоборот нашей республики со странами СНГ продолжает снижаться. В этом году всравнении с 2005г. объем оборота сократился на 30%. В прошлом году эта цифрасоставляла почти 40%.
Основными экспортнымитоварами являются нефть и продукция нефтехимии, которые составляют около 45%всего экспорта Татарстана в страны СНГ. Среди остальной продукции — машины,промышленное оборудование, приборы и транспортные средства. Значительную частьимпорта из стран СНГ (45%) составляют трубы и черные металлы. Также импортируютсямашины, оборудование, транспортные средства и продукты питания [2, с. 32].
Вызывает беспокойство тотфакт, что в общем, объеме республиканского внешнеторгового оборота доля странСНГ составляет лишь 19%. 81% приходится на торговлю со странами дальнегозарубежья. В ряде странах СНГ вводятся новые порядки взимания налогов симпорта, что делает неконкурентоспособными нашу продукцию. В отдельных случаяхпроисходит вытеснение наших товаров с рынков этих государств компаниями третьихстран. Причины, вполне объективные и трудно ожидать от товаропроизводителейреальных результатов без ощутимой поддержки государства на федеральном уровне. Вэтом плане МИД РФ, другие федеральные организации должны активнееспособствовать сохранению позиций наших предприятий на рынках стран Содружестваи использовать любую возможность для закрепления и развития успеха.
Без преувеличения можносказать, что имеющийся потенциал сотрудничества российских регионов спартнерами из стран СНГ огромен и признается всеми сторонами. В среднесрочнойперспективе удастся совместными усилиями переломить негативную ситуацию и выйтина уровень позитивных перемен в развитии взаимных торгово-экономическихотношений государств — участников СНГ.

Заключение
Сотрудничество такогорегиона РФ, как Татарстана, с государствами СНГ строится на принципахмежправительственных соглашений (и договоров) о торгово-экономическом,научно-техническом и культурном сотрудничестве. Почти все внешнеторговыеоперации РТ со странами СНГ осуществляются по прямым связям. В первую очередьучитываются экономические интересы конкретных хозяйствующих субъектовреспублики, а также значение внешних экономических связей для выполненияреспубликанских социально-культурных и экономических программ. В перспективепозиции РТ в сфере внешнеэкономической деятельности будут определяться главнымобразом конкретными интересами предприятий республики.
Республика Татарстанимеет все возможности для того, чтобы успешно выходить со своей продукцией намногие мировые рынки. Но для решения проблем в условиях ценовой конкуренциинеобходимы серьезные усилия с целью снижения внутренних издержек и созданияопределенных резервов в случае снижения цен на энергоресурсы, совершенствованияпроизводственных технологий, человеческих ресурсов и системы продвижениятоваров.
Степень включениярегиональной экономики в мирохозяйственные связи зависит и от таких факторов,как:
-         объем, структура,и динамика иностранных инвестиций за определенный период времени,
-         характер и формыиспользования иностранных инвестиций в регионе;
-         динамика прямыхиностранных инвестиций (ПИИ);
-         размер влиянияиностранного инвестирования на объемы производства и отраслевую структурурегиональной экономики.

Список использованнойлитературы
1.        Акбашев Р.,Мищенко А. Поиски путей роста эффективности экономических связей // Федерализм.- М., 2005. — N 1.
2.        Актуальныепроблемы самодостаточности региона: методология структурного анализа ипрогнозирования развития региональных экономических систем: Материалымежрегион. науч.- метод. конф., 18-19 дек. 2005 г. / Каз. гос. технол. ун-т. Каф.экономики; Редкол.: В.В. Авилова и др. — Казань, 2006.
3.        Бочкова И.А.Влияние структуры межрегионального торгового оборота на состояниепотребительского рынка Республики Татарстан // Вестн. ТИСБИ /Тат. ин-тсодействия бизнесу. — Казань, 2006. — N4 (окт.-дек.).
4.        Бурганов Р.Формирование конкурентной среды в регионах // Экономист. — 2005. — N7.
5.        Итогисоциально-экономического развития Республики Татарстан в 2005 году и задачи на2006 год / М-во экономики и промышленности Респ. Татарстан. — Казань: Карпол, 2006.
6.        КАРПОВ Д.В.Предпринимательство Республики Татарстан в эпоху развития IT-технологий // Вестн. ТИСБИ. — Казань, 2006. — N1.
7.        Сoциально-экономические проблемыстановления и развития рыночной экономики: Тез. докл. итоговой науч.- практ.конф. / Казан. гос. фин. — экон. ин-т; Под ред. Валитова Ш.М. — Казань, 2006.
8.        Хамидуллин Ф.Г.Экономика Республики Татарстан: итоги и перспективы развития в 2000 году (издокл.) // Науч. тр. /Ин-т соц.-экон. и правовых наук АН Респ. Татарстан. — Казань, 2005.- Т.16.
9.        Хамитова А.И.,ХАБРИЕВА М.Н. Тенденции и особенности предпринимательской деятельности вторговле Республики Татарстан // Экономика и финансы. — 2006. — N18 (авг.).
10.      Хисамутдино ВС.Р. Маркетинг в Татарстане: социальные аспекты становления и функционирования// Науч. Татарстан.- Казань, 2005. — N2.
11.      Шишова Г.Б.Устойчивость развития экономики региона как основа обеспечения экономическойбезопасности России // Вестн. ТИСБИ /Тат. ин-т содействия бизнесу. — Казань,2005. — N3 (июль-сент.).
12.      Экономика Татарстана:Учеб. пособие / Р.В.Ухванькова, С.Р.Черкасова, Р.К.Шакирова и др. — Казань:Изд-во КФЭИ, 2005.
13.      Юнусов И.А.Особенности государственной политики Республики Татарстан в развитии малогопредпринимательства // Ресурсы регионов России. — 2006. — N3.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Электроматериалы
Реферат Концепция улучшения транспортной и экологической ситуации в городе Москве
Реферат Ленточные конвейеры - самые опасные. Пожарная безопасность угольных шахт
Реферат Практикум по СУБД Access 97
Реферат Концептуальный подход к теории безопасности жизнедеятельности
Реферат Ловушка для доброго самаритянина
Реферат Коллективные и индивидуальные средства защиты работников
Реферат Комплексные методы защиты информации
Реферат Силовой масляный трансформатор ТМН-800060
Реферат Электроснабжение населенного пункта Cвиридовичи
Реферат Личная безопасность человека
Реферат Меры защиты здоровья при нарушении экологического равновесия в нешем городе
Реферат Навчання працівників з питань охорони праці
Реферат Особенности подготовки отдельных компонентов книжного издания печати
Реферат Методы и средства защиты от вибрации